ГЭК НАУКА

6

1.(20) Наука как фен культуры. Пробл. куль-ист. Типов наук. Наука как фен культуры. Пробл. куль-ист. Типов наук. Н. — специфич. форма деятельности чел-ка, обеспеч-ая получение нов. знания, выраб-ая ср-ва воспрои-ва и раз-ия познават. процесса, осущест-ая проверку, систематизацию и распространение его рез-ов. Всовременной фил-ии все заметнее позиция кот-я предст-ет науку как явл-е культуры.Речь не просто овоздейст-е К на Н.Н рассматр-ся по природе как явл-е к.Н-укорененное в К явл-е. Не в смысле, что испытывает влияние со ст. Кы, а в сущностном понимании — в трактовке самой прды нк, а именно: нка укоренена в Ке

Выделение и оформление Н. происходит в кон. 1-го тыс. до н. э. Родина евр. Н.- Др. Гр. В 15-18 вв. возн-ет эк. и технич. стимулы, юридич. и моральн. ориентиры для раз-ия и шир. распространения Н. Положение Н в разные периоды времени менялись: Антич.: Н. не была господствуюшей, она сплеталась с др. способами пон-ия дейст-ти. Выраб-ся понятийный аппарат. Рац. способ постижения дейст-ти сочет-ся с иррацион.(невыделен. Н.от фил-ии и мифологии).

Ср.века: на первый план выходит религия= Н. превращается в «служанку религии»?. Новвр.: Н. вводит идею разума, все д. б. осмыслено под углом разума. Вера отодвигается= теор. взгляд= язык Н. Появ. Н. как соц. институт. 19 в.: Н. как производит.сила (з-ны сохран. энергии, клеточ. теория, период. сис-ма).+ позитивизм + ест-науч методология. Н как фен культ – поздно вошло в фс обиход. Н. Связ с др фен культ – рел. Иск-вом, н также завис от куль-ист среды 70-е годы ХХ в. – констатация кризиса фс науки. Методология истории науки сменяет логику науки. М. Фуко: понять природу науки, — обратиться к опр культурным пластам, ею оставленным Холтон: понять природу, используя логические методы, в принципе невозможно; необходимо применить инструментарий, свойственный культурным явлениям (например, искусству), т.к. наука по природе своей — культурное явление. Мамардашвили «Наука и культура»: Различия между наукой и культурой с тчк зр. онтологии очевидны, но видна и их связь. Научное знание – Оно, культура — Sна. Культура — то, что кодируется, транслируется и воспроизводится; наше взаимоотношение с ней воспроизводит в нас человеческие возможности, реализует их. В науке же происходит экспериментирование с этими человеческими возможностями. Наука является культурой в той мере, в которой в ее содержании выражена и репродуцируется способность человека владеть им же достигнутым знанием и источниками этого знания, производить их во ВиП (предполагает опр соц. и систему кодирования).

11 стр., 5388 слов

ЦЕЛИ образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ

Устав Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №56» (новая редакция)     Г. Новокузнецк, 2008 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Организационно-правовая форма – муниципальное учреждение. 1.2. Полное наименование - муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №56», ранее именуемое муниципальное образовательное учреждение « ...

В этом отн разберем пробл культ-ист типов Н.:Шпенглер(10-е-20-е гг 20в) «Закат евр.»: обнаружил изменчивость дух. форм (в фил-ии следуют идеи общности форм позн-я из-за Канта: апр. формы- неизменны).

Стилей познания оч . много. В основе мышления лежат такие формы , кот. показ-ют , как чел-к подчинен данной кул-ре. В кажд. культ. есть глубин. зависимость между различ. составляющ. культуры. Можно провести параллели м\у гос устр-вом,специфик права, арх-ры и т.д.-и соед-сь в целое эти сост-ие дают определенный лик конкретной К. В эти взаимосвязи включ. и Н.(Антич культура-отсутст идея историзма и ей соотв. Антич матем,физика статики,в антич праве-отсутствует динамизм. Право «мгновения»; Зап.европ.культура пронизана истор поним-и вобл.матем:теория f,физ-динамика) Нет един. матем., стиль обусловлен культурой. Нет универс. всеоб. Н. Они зависят от тех культур, в кот. рождаются и сущ-ют= куль-истор. типы Н.. Каждая культ. создала для себя свое собственное естествознание, которое только для нее истинно и существует столько времени, сколько живет культура, осуществляя свои внутренние возможности. Вообще выделил 8 типов культур. Считает,что зап.мыслит-ям присущ европоцентризм-желание выдать европ за всеобщ(не осознают, что их хар-р выводов свойственен их типу К) Данилевский Науки –глав наследие,к-ое оставл после себя КИТ. «Россия и Евр.»: Основы культ-истор. типов: наука, искусство, эк-ка, политика, промышленность. Каждая культ может развивать только одну сферу чел-ой дея-ти (Рим- политика, Евр- пром.).

Н- плод новоевр. культуры, приходится на развитый этап, т. к. наука требует теор. отн-ия к миру.В др цивил-ях Н неглав вид деят-ти. Рассужд-е о кит необх-мо для Д чтоб обьясн особ-ти славянского кит.-развитие н слабее,чем европ.греч. Славянс нар способны развить Н только после развития предшеств Н-ке форм К. Сомнев-ся что Н станет доминантой для слав кит. Наука как и др сферы несет всебе печать национальности, особ проявл в общ науках Поппер.»Миф концептуального каркаса»: концеп. каркас- особенности понятийного мышления, кот. свойственны опред. культуре.Все приобрет-е под влиян К м б трансф -н Критикует то, что истина- относительна. Абсолютность истины присуща науке, метод науки позволяет превозмочь культурное влияние. Наука снимает несравнимость, несоизмеримость= истина не зависит от культур- это миф. Замаскир-ый вариант европоцентризма. Гуссерль «Кризис европ чел-ва и фил-ии»: Н и Ф явл-я сугубо европ по сути. Этот тип установки-появилось научн чел-во. И оно противостоит остальн. Донаучному. Европ Н –уникальное явл-е,возможно only в европ разновид.остальное-адаптация. Это европоцентистская позиция. В соврем ф-ии Н преобл позиция универсализма-Вернадский – отверг идею целостности всемир истории.Н как геологическая сила. Она всенародна, всеобща, всем понятна и истинна. Она есть необходимый и неизбежный этап развития вселенной, Она беспристрастна и правильна, ибо основывается на фактах. Интернац-ый хар-р.

15 стр., 7449 слов

Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах

Никогда не отворяй дверь тем, кто отворяет ее и без твоего разрешения. Станислав Ежи Лец Человеческая голова, т.е. сознание, никогда не была одинокой крепостью, она всегда была частью группового укрепления. Сознание отдельного человека пока еще очень слабо перед натиском любого группового образования, достаточно организованного и целенаправленного. В одной аудитории на вопрос, насколько же ...

Культурологический подход в совр. фс нк (похож на Ш и Данил).

Свасьян «Становление евр.нк». на примере национ склада мышл-я англичан,немц,франц показ особти науч мышл-я(систму ценност крит-ев отражаящихся на всем от пиджака до науки. Гачев «Науки и нац.культуры (гуманитарный комментарий к ез». Выстраивает культурно-нац-е образы именно в нк, ищет «первичные интуиции», кот-е пронизывают мировидение всех представителей данной нац.К. Отыскивает архетип, кот-й лег в основу первичных интуиций-Космо-Психо-Логос, т.е. единство «тела» (прды), души (нац.хар-ра) и духа (склада мыш-я, типа логики).

Элкана «Антропологический подход к науке». Неудовлетворенность доминир-м в совр. фс нк сциентским подходом: подход претендует на универсал-ь, кот-я достижима при усл-и, что «мир ч-ка абстрагирован от культ-го шума», Но универс-ть как важнейший признак нк трактуется т.о., что мы узнаем черты евр.нк–рац-ть, эпистемичность. Его взгляды: поиск чел-го мира за пределами культ-го контекста бессмыслен. Ист.нк д.б. одновр. ист-ей К. Нк–это культур.сис-ма.нк изменчива — замена унив-зма релятивизмом. Смысл нк как культ.сис-мы: нк – это такая тотальность чел.К, кот-я впитывает в себя все остальные ее измерения. Нк–культ.феномен, ее изучение возможно т. в рамках сравнит-го анализа, к-й приводит к выводу, что R нк уникальна, и нет какой-то единой, универсальной ее формы.

6 стр., 2866 слов

Методические указания по управляемой самостоятельной работе студентов по дисциплине «Методология, теория и методы психологических исследований»

Управляемая самостоятельная работа как вид самостоятельной работы студентов является обязательной составной частью учебного процесса на потоках дневной формы обучения в Белорусском государственном педагогическом университете имени М.Танка. Суть данной формы работы состоит в том, что вместо аудиторных занятий студенты самостоятельно полностью или частично изучают отдельные темы курса и выполняют ...

————————————————————

2. Пробл. науч. реальности. Природа науч. теории. Научная метод-я зад-ся Аристот логикой,кот пыт-ся выявить универс порядок вещей.она формальна-безразлична к содерж,к-ым наполн-ся схемы. 2-рац мышл основано на понятиях. В понятии-сущность определ класса индивидов,не дана эмпир, отриц эмпир порядок вещей. В рез-те получ окр мир или мир видимости и действит мир(дается разумом).

Задача теорет разума-ниспроверг эмпир мир и выстроить действит-ый. в рамках новоевроп Н объективность зн задается совокупн методов(декарт:Ис на кот мы натолкн случайна-не научна, Н-я ис-результ примен-я определ метода,м б воспроизв бесконечн число раз)Объектив-ть отождествл с общезначим-тью. Н – то чему м научить.Реально сущ-им оказыв-ся то,что опис с help научн метода,все,что не поддается исчисл-ю выталкив-ся за рамки не сущ-го.Н-ый метод позвол организов-ть видимый мир наиболее простым способом,что б мы могли им управлять.поэтому новоевроп Н связана с властью(Фуко)Н как техника исчисл так эффективна,что замен природу нов реальн-ю,но не отвеч на ? каков мир.Эти тенденции в развитии Н-ой метод-ии под сомнение в посл трети20в.возн междисцип-е исслед,чтобы решать сложн соц проблемыс их комплекс хар-ром.Т о метод Н развився по направл-ю от попыток выраб-ть алгоритм или технику реш-я Н-ых проблем к поним-ю соц.прир Н и соц прир ее методологии

Основные черты естественно научной реальности. Проблема естественно-научн реальности возн во 2п19в, т.к.. Н перешла на уровень микромира. Классич Н основывалсь на физНьютона,геометЕвклида. Достов-ть Н-ых утверждений легко проверяема. Уйдя в микромир перестает изучать мир,в к-ом Живет Ч. Эта реальн-ть м б дана только ч\з приборы, и то нет гарантии,что они правы. Проблема:изучает Н реальн мир или фикции? И что такое Н-ая реальность? Как конструируется естес-Н-ая реальн? 1)это реальн-ть мат-х структур.возн-е мат-х О сделала возм существ Н. Матем О – идеальные (идеальный круг, прямая) Самотождественны,все мат О восприним всеми Людьми одинаково, т.к. не отсылают к реальн вещам. Нет интерпретаций.Мат О вечны и неуничтожимы.мат знак отсылает к др знаку или себе. Кроме того в к19 в ес-н реальн начинает f-ть по др-му. 1.Десубстанциализация-Реальность того или иного матем. понятия опред. не его связью с тем или иным О-том, а опред-ся широтой применения этого понятия. Сущность О задается системой отношений,в к-ю О включен и его сущность каждый раз меняется, когда др сис отношений. Совр Н-ая реальн по принципу дополнит-ти. 1реальн-рез-т опис,а не то что сущ само по себе. Один и тот же О м б описан по разному,в завис от метод-ии и исслед-кого интереса. Разнеы опис выстраив по принцип дополнения. Сосущ разные парадигмы.постпозитивизм — все способы опис мира равноправны. Переход от детерминизма на вероятностно-статистич позиции. Сразвитием матем,квантов физ-представл-е о том,что мы не можем точно предсказ-ть развитие событий(всегда доля вероятности).

22 стр., 10800 слов

1)Психологическая наука. Специфика науч.Психологического знания

168 ■ Часть II. Психические процессы Психология (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике людей и животных. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе". Согласно очень распространенному представлению, первые психологические ...

Мир сложен,параметры многочисленны.Иногда мир меняется без видимых причин.предсказать измен-е мира невозможно.Для совр Н-органицистский взгляд на мир.Мир-организм=>анализ-я мир д идти от сложного к простому.2 черта Дематериализация соврем научной реальн. От изучения вещей к изучению их заместителей. Несколько позиций: Реалисты-в отнош О верят,что Щ кот постулир Н сущес-ют, в отнош теорий-любая теория либо истинна либо ложна,т к опис реальн мир. Антиреалисты: в отнош О- либо сичт их фикциями, либо считают,что нет нужды верить в их реальн, чтобы понимать мир; в отнош-ии теорий-считают что мы никогда не узнаем каков мир на самом деле, научные теории просто позволяют решать практ-е проблемы,а это м сделать на осн ложных теорий. Рассел был антиреалистом в отнош. О, но был реалистом в отнош теории.

Пробл. референта науч. теории. У науч. теорий нет абс. референта (.Т.о. любая теория дважды относительна: 1. некоторого предпосылочного языка (обыден.), на кот. мы описываем реальность; 2. К тому науч. языку, на кот. мы его переводим. Науч. язык: метафоричен (световые волны): Ницше, Ортега-и-Гассет. Рац-зм пытался изгнать метафоры из науч. языка (Локк).

9 стр., 4291 слов

Теория науки Макса Вебера

Министерство Образования РФ Воронежский государственный университет Факультет Компьютерных наук Теория науки Макса Вебера Выполнил: студент 3его курса Шадчнев Евгений Проверила: Верецкая Алла Ивановна Воронеж 2002 Универсализация знания об условиях и связях общественно объединяющих действий не только не ведёт к их рационализации но, скорее, наоборот. «Дикарь» знает неизмеримо больше об ...

20в. — нет противопоставления метафорич. и науч. способа мышления (Кассирер: — мифопоэтич. мышление; — дискурсивно-логич.).

Метафоры позволяют постепен. менять значения термина. Они вносят в науч. текст напряжение (абсурдность).

Нов. идея должна прозвучать парадоксально. * полиморфизм науч. терминов. * слэнговый характер (обыд. язык+ спец. термины).

Система науч. языка — сис-ма кодов.Теория — результат методологической объективации. Признаки теории: 1. способность ообъяснять существующие факты и предсказывать новые, т. к. в ней сформулировано особ. знание в виде закона; 2. теория имеет опред. логич. структуру (класс логически связанных высказываний); 3. предметность (т.е. имеет область интерпретации, кот. опред-ет границы применения данной теории).Теория- концептуальный класс логически связанных высказываний, на основе которых делаются объяснения и предсказаният относит. Дейст-сти.***Класич. мыш-е базировалось на идее субстанции (носитель всех свойств).

Постклассич. ез исходит из идеи, что О-т приобретает св-ва, вступая в опред. сис-му NN. А до этого он не обладает никакой природой.= Десубстанциализация. R того или иного матем. понятия опред. не его связью с тем или иным О-том, а опред-ся широтой применения этого понятия. Современ. науч. R — техническая или лабороторная R (очищенная)= выводит сущность явления в чистом виде. Науч. Т. н. рассматривать в связи с методом. Т – рез-т методологической объективации. Признаки Тии: 1. спос-ть обьяснять существующие факты и предсказывать новые, т. к. в ней сформулировано особ-е З в виде закона; 2. Тя имеет опред. логич. стр-ру; 3. предметность (т.е. имеет обл-ть интерпретации, кот. опред-ет границы применения данной Тии).

9 стр., 4364 слов

Высшей ценностью-научное знание.Наука-есть основа прогресса развития общества. 5)На принципах разума и справедл-сти можно построить совершенное об-во и гос

Рацион-ое мировоз-е (рацио-разум,лог.мышление). Основано на идеях. 1)Вся природа закономерна, системна, все в ней взаимосвязано, все подчинено законам природы. 2)Человек исключ-но разумное существо; 3)Чел-к при помощи своего разума м. познать все законы природы; 18 век-в. Просвещения. Высшей ценностью-научное знание.Наука-есть основа прогресса развития общества. 5)На принципах разума и ...

Т- концептуальный класс логически связанных высказываний, на основе кот-х делаются объяснения и предсказания относит-но действительности.***

Объект и предмет науч исследования, понятие научной реальности. Понятие О-т науч исследования введено во Франции (11-13 вв) схоластами. О-т – то, что направлено исследование, а направлено оно на идею или сущность вещи. Объективное знание – знание, кот воспроизводит сущность вещи и свободно от суб наслоений. ¢ Предмет исследования. – Сер 19 века. Связано с дифференциацией науч знания ž возникают науки, имеющие один О-т, но разные предметы. Это исторически сформировавшийся интерес исследования.¢ Науч реальность. Возникает в мат-ке, затем в физике. Есть физика Эйнштейна, Ньютона. Какая физика описывает реальный мир? Науч реальность (понятие) уже нагружено субъективными моментами. Науч реал-ть конституирована языком и методом исследования (напр., психология).

НР фактически никогда не совпадает с непосредственной реальностью. Чувств мир яв-ся предпосылкой для определения НР. Уже у Платона противопоставляется знание и мнение (мнение меняется, а знание – это мир идей, мир чисел).

Гуссерль указ-т на матем объекты. О-ты идеальные (предельные сущности ,кот самотождественны).

на этом противопоставлении основана вся евро наука. Маркузе: «Двусмысленность языка основана на этом же противопоставлении. Оно снимается в «идеальном пространстве». Наука существует в идеальном пространстве».

Основные черты гуманитарной реальности. . Особенности гуманитарной реальности: 1. Знак. х-р (структур., неокант.) 2 символич. х-р. (герменевтика) 3. Всегда захватывает самого исследователя. 4. Разнородный характер. Гуманитарное знание – это знание, которое основано на интерпретации текста.Есть разные формы жизни (повседневность, наука, искусство).

Каждая имеет свой внутренний закон существования, который определяет все, что попадает внутрь этой реальности (время, пространство) => нет единого метода, с помощью которого можно описать эту реальность (неокант.) Эта реальность всегда уже себя проговорила, описала => работа с этой реальностью — всегда работа переводчика; она требует интерпретации;она может быть описана по кр мере на двух уровнях: 1 – тот, на котором она сама себя описывает (Леви-Стросс) и 2 – уровень анонимных социальных структур. В срвека это наз. свободным искусством. В 19 веке – это моральные науки. А примерно с 1870-х годов – это науки о духе. А в 20 веке это называется гуманитарным знанием. ***Гум. Науки начин оформ-ся в сер19в,тогда возн кафедры псих и истор.НО псих пока связана с естеств Н. В истор формир-ся исотр мировоззр –чел рассм каждую сит-ию как сформир прошлым и определ будущ.т.е.чел живет м\у прош и буд.Чел станов-ся постоянно «становящ-ся сущ-вом» на базе такого мировоззр возможно гум знание. Этой установке противостоит метафиз-я установка. Она всегда препятствовала развитию исотрии, т к ее интересует вневременная сущность. А историка и психолога интересует как меняются госва, люди, порядки. С сер 19 гум знание пытается освободиться от фил-ии, построить себя как позитивную Н = освободиться от естествозн и осознать специфику реальности,которая исслед-ся и спец методологии с help которой эту реальн м познать Предмет гуманитарного знания. Является чел, но постольку поскольку он выражает себя в языке, тексте.Гум-е знание имеет дело с текстами.Методологию гум зн часто отождествл с герменевтикой-наукой истолкования текстов. Название гум науки получили от Humanitas – от греч воспитание – задача тогда была в формировании ч-ка через изучение текстов. В Ср века – это были свободные искусства. В 18 веке – моральные науки. С 1870 г. (преимущ в герман странах – науки о Духе).

И в 20 веке это уже гум науки. в конце 19 – нач 20 в гум знание начинает выделяться из Ф. История начинает противопоставлять себя Ф-ии истории. В Германии появ-ся позитивизм в истории. В середине 20 века это противопоставление описывает Гартман: 1) Ф истории исходит из представления о наличии цели или смысла историч процесса (цель м выдумать).

Затем весь истор процесс прописывается, исходя из этой цели. 2) Ф истории носит монистический х-р. Т.е. она выводит все многообразие истор жизни из единого начала. 3) Ф истории претендует на создание универс метода постижения и написания истории (такой метод создать невозможно. «История многообразна, нет единой истории»).

История пытается выстроить себя как позитивная наука.

————————————————————3.(22) Осн пробл. методологии ест наук Научная метод-я зад-ся Аристот логикой,кот пыт-ся выявить универс порядок вещей.она формальна-безразлична к содерж,к-ым наполн-ся схемы. 2-рац мышл основано на понятиях. В понятии-сущность определ класса индивидов,не дана эмпир, отриц эмпир порядок вещей. В рез-те получ окр мир или мир видимости и действит мир(дается разумом).

Задача теорет разума-ниспроверг эмпир мир и выстроить действит-ый. в рамках новоевроп Н объективность зн задается совокупн методов(декарт:Ис на кот мы натолкн случайна-не научна, Н-я ис-результ примен-я определ метода,м б воспроизв бесконечн число раз)Объектив-ть отождествл с общезначим-тью. Н – то чему м научить.Реально сущ-им оказыв-ся то,что опис с help научн метода,все,что не поддается исчисл-ю выталкив-ся за рамки не сущ-го.Н-ый метод позвол организов-ть видимый мир наиболее простым способом,что б мы могли им управлять.поэтому новоевроп Н связана с властью(Фуко)Н как техника исчисл так эффективна,что замен природу нов реальн-ю,но не отвеч на ? каков мир.Эти тенденции в развитии Н-ой метод-ии под сомнение в посл трети20в.возн междисцип-е исслед,чтобы решать сложн соц проблемыс их комплекс хар-ром.Т о метод Н развився по направл-ю от попыток выраб-ть алгоритм или технику реш-я Н-ых проблем к поним-ю соц.прир Н и соц прир ее методологии

Основные методологичекие подходы1.системно-структурный. Биология — модель для построения научного зн-ия. Систеиа связана со средой через каналы входа и выхода — получает информацию, реагируя на требования. Система измен. в целях самосохранения — приспособленность к внешней среде делает систему устойчивой, но рост доп. связей ведет к кризису системы . Существуют два вых-ода системы из кризиса: 1. разрушение и исчезновение с-мы, 2. выход на новый уровень. Современ. модификации системно-структ. подхода: 1. системный анализ, 2. общая теория с-м (логико-математич. моделирование системных объектов, 3. исследование естествен. объектов, базируется на предпосылке, что каждый объект явл. системой, след. может быть исследован при помощи сист. методологии .Задачи системного подхода: 1. конструирование целенаправленных комплексов, 2. теоретико-математич. моделирование системных связей, создание картины системности природн. объектов. Т.о. системный подход отличается от вещественно-энергетических св-в элементов и делает упор на орган-ии элементов, кот-ые явл. непроницаемыми. Специфичность: 1. иерархичность внутреннего строения 2. динамическая устойчивость в среде 3. функциональность в отн-иии какой-нибудь внешней среды 4.наличие ведущего центр. звена 5. внутренняя цикличность взаимоотн-ий между элементами 6. инвариантность во временном преобразовании (сохранение).

Функционально-динамич. подход раскрывается через три принципа: 1. инвариантность 2. атомизм 3. детерминизм, т.е. исследование связей состояния физического процесса посредством обмена в-вом и энергией. Осн. хар-ки: 1. объекты предметного мира исследуются в краткие промежутки времени, время внешне по отн-ию к объекту 2. изучает субстрат, т.ее.матер-ого носителя взаимодйствия 3. в основе определенная концеп. взаимодействия. Эволюционно-исторический подход Время изучается в кач-ве содержания мат-ых систем (перестает быть внешним).

В основе в обл-ти естест-ия лежит учение об эволюционирующей вселенной как решение проблемы космогенеза,. так и др. (в зависимости от нее).

Пробл. достоверности естественнонаучного зн-ия. 1.джастификационизм (оправдание или подкрепление фактами).

М б найдены абсолютно достоверные основания зн. Здесь развив-ся классич эмпиризм и рационализм Научное зн-ие состоит из доказанных высказываний, кот-ые могут быть доказаны двумя способами: а. эмпирический (обоснование высказываниями о фактах,кот как фрагменты реальн и не м б ложными-терпят пораж-е от логич позит: факты не фрагменты реальн и м б ложными) б. рац-ый (научные теории выводятся из системы аксиом — самоочевидные положения, кот-ые достигаются интуицией, — терпят пораж-е когда воз неклассич Н).

в рез-те кризиса возн — 2. пробабилизм(вероятность) (Карнап) – хотя и нет абсолют достовер зн, но по мере раз-ия научн. зн-ия возрастает степень вероятности научных теорий. 3.Эту концеп опроверг Поппер:Н развив по направл к все более невероятн теориям,чем больше содерж Н-го зн-тем меньше его вероятн-ть, как рез-т-фальсифика ционизм : теории ничем не отлич от гипотез. а) догматический — существует неопровержимый эмпирич. базис; все теории явл. гипотезами, след. мы не можем их док-ть, но опровергнуть; б) методологический — тип конвенционализма.(?

Проблема языка науки. Проблема языка-проблема формир-я значений яз выражений. Патнем говорит,что пробл соврем ф-ии Н(пробл несоизмеримости Н-ых теорий) связаны с классичес концепц яз значения(Фреге,Рассел).

Суть классич:в знач яз выраж-2эл-та:содерж и объем=>объем определ содерж-это ключ всех проблем. 2 Н-ые теории отлич словарями: по разн определ исход понятия. Связь м\у V и содерж надо разорвать=сделать Окты независим от описаний,кот мы относит них предлагаем. Патнем возвращ на субстанционал позиции:Окты-субстанции,кот обладают определ внутр прир или устойчив-ю. противник-Рорти-идея случ-ти научн яз и равноправности всех способ описания мира. Классич предст о яз Н –он способ опис мира,кот постеп оформл по контурам самого мира. В итоге д.б. реализован принцип тождества мышл,яз,бытия. Этот яз д совпасть с яз Бога,на кот написана книга прир. Проблема-никто не встреч-ся с яз Бога,. \\Исследования показали, что новый язык вводится в науку как набор метафор-описание неизвест ч\з известн. Метафоры позволяют ввести язык для описания нов О-тов. Но так, чтобы сохранить преемственность с существующими описаниями мира. В момент возникновения метафора должна провоцировать мышление, создавать ситуацию недоговоренности, если метафора теряет такие св-ва, она нач-т буквализироваться. Когда язык создается, то исследователь понимает, что для одного и того же О-та сущ один и тотже способ описания. Следующее поколение ученых забывает, что это набор метафор и они начинают отождествлять их с действительностью. есть 2 традиции отношения к метафорам в научном языке: 1) М-ры в принципе выражают начальный этап во владении предметом. 2) Ницше: «М-ра – это единственный способ познания». В 20 веке противостояние метафорического и понятийного снимается. Это 2 разных по направлению способа мышления. Кассирер: «Дискурсивно-логич путь к концепту состоит из ряда постепенных переходов от частного случая ко всё более широким. Приняв в кач-ве отправ точки какой-либо эмпирич св-во предмета мысль пробегает по всей области бытия, пока искомы контекст не достигнет определённости»  термин «дискурсивное мышление» как противоположность. Метафорич осмысление мира имеет обратную напрв., оно сводит концепт в точку, в один фокус.

Основные концепции научной рац-ти (Патнем) 1. критериальная конц.(до с20в) Н- образец Рац рассужд, в науке реализ-ся способн-ть разума различать и\л высказывания. С help Н получаем О-ное опис мира. Определ процедуры,наблюдения,эксп-ты,анализ погрешностей избавл Н от заблужд-й. для них быть научным=рассуждать рац. Исходит из идеи, что сущ-ет к-то критерий, кот. м.отделить рац. высказ. от бессмыслицы. Этой концепц придержив все позитивисты. Влияние логики 2го порядка Фреге(алгоритм для определ общезначим формул Л1го).

Т.о.Научн метод сводится к алгор этих логик, науч рац исчерпыв этим алгоритмом. НО1-док что нельзя создать алгоритм для Л более высок порядка2)представлен-е о соц природе яз(сер 2ог2ов-витгенштейн)Яз-соц институт,с определ истор=>правила опис мира — рез-т соц практики =>нормы рац проявляют образец рац,к-е слож в культуре(и они разн).

В рез-те сомнений в универс критериев рац рассужд возн анархист концепц. анархистская — доводит до предела идею относит-ти всех форм рац-ти, нет общечеловеч. рац-ти. Но м. быть единая научная рац-ть.жжж 2 вида: 1)умеренный(Кун)нормы Н-ой рац мен-ся,но в определ t и месте носят устойчив хар-р. Ист-я Н-смена типов Н-ой рац,на каждом этапе – критерии для различ-я того, что Н-о приемлимо и того что Н не считается. 2)Радикальный (Фейерабенд)-все рассужд-я о научн рациональности-мошеничество. Нет Н-ого метода для различ-я истинных или ложных высказываний. Научный метод по степени достоверности ничем не лучше методов религии. \ 3. некритериальная (Патнем) — процесс обоснования рац. суждения: а) базов. допущ. для рац. рассуждения д.обладать широкой привлекательностью; б) сис-ма д. б. способна выстоять критику; в) исходные положения д. б. жизненными. Патнем считает необходимым сохранять идею научн рац и обосновать ее: то что рац не представить в виде алгоритма-не свид-во того,что ее нет, а только что наука-не область чист мысли. Ни в одной из сфер Ж нет абсолютных критереев, но это не значит,что область нам не нужна. Критерии форм-ся в процессе коммуникации, когда общие правила-к конкрет случаю. Это и есть коммуникативная концепция.

——————————————————4 Осн пробл. методологии гум. наук.Особенности гуманитарной реальности:1. Знак. х-р (структур., неокант.) 2 символич. х-р. (герменевтика) 3. Всегда захватывает самого исследователя. 4. Разнородный характер.Гуманитарное знание– это знание, которое основано на интерпретации текста.Есть разные формы жизни (повседневность, наука, искусство).

Каждая имеет свой внутренний закон существования, который определяет все, что попадает внутрь этой реальности (время, пространство) => нет единого метода, с помощью которого можно описать эту реальность (неокант.)Эта реальность всегда уже себя проговорила, описала=> работа с этой реальностью — всегда работа переводчика; она требует интерпретации;она может быть описана по кр мере на двух уровнях: 1 – тот, на котором она сама себя описывает (Леви-Стросс) и 2 – уровень анонимных социальных структур. В срвека это наз. свободным искусством. В 19 веке – это моральные науки. А примерно с 1870-х годов – это науки о духе. А в 20 веке это называется гуманитарным знанием.Школа Анналов:1. Понимание общества как целостности и единство 3-х основных элементов: эконом. структуры, соц. организации и культуры. Совокупность соц-х отнош-й — предмет новой исторической науки. 2. При воспроизведении целостности необх. учитывать не только то видение эпохи, которое складывается у исследователя в результате анализа источников, но и то, которое опирается на воспроизведение субъективных представлений людей той эпохи о самих себе ( ментальность).3. полидисциплинарность подхода (историк должен разбираться в технике, медицине идр.) 4. подчеркивается активная роль субъекта позн-ия, позн-ие как конструирование прошлого. 5. одна и та же история может быть рассказана по-разному, нет никакой единой объективной истории; книга историка — это комментарий к изученным источникам, кот-ый к тому же может быть по-разному прочитан.Структурализм: рассматривает как можно спасти человеческое в чел-ке. С одн. стор., выступает с критикой классич. рац-ма: 1) критикуется тезис о самопрозрчности созн-ия 2) тезис о понимании истории как процесса, кот. опред. чел. разумом 3) идея европоцентризма, логоцентризма, непрерывности историч. развития и отсутствия качеств. своеобразия отдельн. историч. периодов разных культур. 1. Понятие «структуры» появл. в математике.. Мат-ка становится образцом для построения зн-ия. Наука — образец для построения гум. зн-ия. Структура в мат-ке задается системой аксиом. Одна и та же мат. стр-ра мложет быть интерпретирована с пом. различн. чувств. моделей. Математики приходят к выводу, что структурный уровень явл. самым глубоким уровнем самой реальности, а эмпирический уровень — это внешнее проявление структурного уровня. К этим идеям приходит Леви-Стросс (1944): использует методы мат-ки для разработки методологии кровно-родственных отн-ий, но соц. отн-ия содержат слишком много переременных — сложность объяснит. принципа. 2.В гум. зн-ие структурализм приходит черезструктурную лингвистику( де Соссюр).

Вся соц реальность определяется как тотально языковая реальность (знаковая).

Объекты соц. реальности нач. рассматриваться как знаки. (Барт: структурализм — это применение методов структурной лингвистики к анализу соц. объектов).

3. Вторая половина ХХ в. — упор на анализ процесса изменения структур (резервы, механизмы).

Лотман «Об изменении структур». 4. Структурализм сталкивается с проблемой соотношения структуры и истории — проблема соотношения синхронии (сохранение структуры в потоке времени) и диахронии (изменение структура в потоке времени).Постструктурализм:1. образцом построения гум. зн-ия становится лит-ра, т.к. наука исчерпала себя в решении фундаментальных проблем челов. бытия и играет негативную роль в жизни об-ва. Лит-ра позволяет нам переописать самих себя, наука же ищет з-ны, общие для всех. Лит-ра не пытается приписать людям единую цель и правду и воспитывает в че-ке особого рода восприимчивость. Она должна воспитать в чел-ке чувствительность к боли других — должна возникнуть челов. солидарность, а не единство научного з-на. 2. Происходит деление на означаемое и означающее, но приоритет — означаемому. Знак — след самого себя, т.к. забывается повод, по кот-му знак был введен в язык (он — остаточное состояние самого себя).

3. Понятиеструктуры: полагается субъективным исследованием, это рез-т волевой деят-ти субъекта. Ядро в стр-ре задается и меняется по желанию субъекта. 4. Особенностидискурса: снимает различие м-ду серьезной и несерьезной лит-рой (все в одинаковой степени).

Для постструктуралистов дискурс строится на базе несерьезной лит-ры, в кот-ый может вступить любой. Проблема властных функций дискурса: зн-ие развивается из определенных социо-политических матриц (Фуко).

5.Нарратология(нарратив — рассказ).

Структура рассказа формирует наше восприятие времени. Нарративный дискурс: в нем значение определяется ретроспективно, в зависимости от его отн-ий к цели повествования (к целому).Герменевтика: в историческом процессе своего развития герменевтика постепенно переходит от осознания себя как технич. процедур по истолкованию текста к пониманию себя как общей философской дисциплины, как общей методологии гум. зн-ия. Эпоха Реформации (16 в.) — Флацеус вводит идею герменевтич. круга (различие м-ду смыслом и значением слова).

Задача герменевтич. исследования — обнаружение единственного значения через анализ различных смысловых оттенков. Герменевтика должна двигаться от части к целому, от значения к смыслу и назад. ХХ в.(Ницше, Хайдеггер, Гадамер) — гл. вопрос исторической герменевтики — в чем причина предрассудков, гл. предмет анализа — язык, гл. проблема в герменевтич. анализе — трудность определения характера проявления в языке предпосылок понимания. Т.о., герменевтика превращается в учениие о чел. бытии (своеобр. философс. антропология).

ХХ в. — все не такое каким кажется, поэтому требует истолкования. Герменевтика=психоанализ, история и др. соц. науки.

ГЭК НАУКА — Стр 2

——————————————————

5.Фс как логика науки. От логики науки к истории науки.

Философия как логика науки. Логические истины-истин-ть из значения терминов и правил опериров-я. Специф подсистем Н рассм-ют ч\з язык Н. Неопозитивисты понимали,что кроме их ф-ии сущ. Иная. Свое отнош –ч\з отнош к метафизике. Умеренные (Рассел,Тарский) :не отрицали возм-ти приближ к метафиз истине.Понятие метафиз неопределенно и многосмысленно. Радикальные (Витгенштейн Шлик Карнап) :В.область осмысленного-матем-ка,эмпир Н, фил полож-я-область бессмысленного. Шл.Метафиз пыт-ся добавить положения к картине мира, к-е облад-ют больш смысл чем она сама.Карнап-преодоление метафиз логическим анализом языка(метафиз-е псевдопредложения)НО эти псевдопредлож служат не для высказыван о полож-е дел,а для выраж-я чувства ж.Гум-е Н способ дух-го самосовершенст Н .Отнош-я неопозит к аналит ф-ии:анализ-ют Н как этап развит-е аналит ф-ии.Что счит-ть аналит ф-ей?она связана с ф языка,к-я имеет строгие методы его исслед-я. Логич позитивизм-логико-лингвист анализ,он глубже(Рассел)чем лингвист.Н ориентир на лгико-лингвист анализ науки, Позитивизм:Н рассм как теория научного знания, как о соц.явл-е речи не идет.принцип реализма, позитивное=реальное,принцип эмпиризма,философия н – описание, отмеживание от традиц ф-ии,кот-ую обьявл метафизикой=ненаукой. стадии богогсловская, метафизическая, позитивистская-создает наилушчие условия для умственного обновления ч-ка. Наука способна создать рац. отношение к миру, кот. Осн. на порядке и прогрессе (2 условвия новейш. цивилизации).

Научный метод универсален и примение ко всем обл. чел. сознания.отождествл понятие истинности,эмпир проверяемости и осмысленности Логич позит-зм: Витгенштейн и Рассел. Связ с теоретизац. Н + необходимость прояснить понятие в результате возникает проблема смысла и логико-математических построений. Ввели протокольные предложения все мыслили в пределах языка истинность возникала в результате верификации, т.е. сведение к протокольным предложениям Постпозитивизм (Поппер(Я убил позитивизм), Фейерабенд, Кун, Лакатос): критич. настроение к логич-му позитивизму. Критика позитивизма:* логич. анализ привратил науку в абстр. схему, она не имеет отношения к рееальной науке.* они рассматривали науку в статике , а не в динамике. Создают новый образ Н,нагруженный культурно-ценностными хар-ми. Поппер:логика Н д обращся не к ? о фактах,а к ? обоснованности Н-го зн. В Н не д б высказыв, к-е нельзя опровергнуть и фальсифицировать. Гл метод-критика,а не обобщ.противоп принцип фальсифицируемости принцип верифицируемости(принцип возм-ть проверить опытом).

Фальсиф-ия-проверка путем опровержения. (Верификация-установл истинности эмпир. Методами проверки. Непосредственно верифицируемо-проверить прямым наблюдением)Неокантианство. Фс нк — логика и методология нк. Фс д. исследовать не стр-ры Б, а стр-ры З(« В нке столько нки, сколько в ней мат-ки»).

нка-самодостаточное образование (развивается за счет внутр-х возм-тей); важна история нки, т.к. науч.истины, кот-е добывались ранее входят в сод-е совр.нкипроцесс развития нки-процесс усиления рациональности. Неорационализм. Башляр, Кангельям, Пиаже. Выделяли общий недостаток: все, что подается от лица фс нк, носит нормативный характер. Нк не имеет той фс, кот-ю она заслуживает. Их подход к нк — прикладной рационализм, т.е. ффы д.учитывать вариативность, изменчивость в нке, противоречивость ист-и нки. Все, что связано с учеными — сконструировано в лабораторных усл-ях. Научная R искусственно создана. Структурализм. Лакан, Леви-Стросс, Фуко, Барт. Центр-е понятие- стр-ра, сис-ма, кот-я глубинным образом пронизывает нас, что есть до нас, поддерживает нас во времени и пространстве. Переход от эмпирич. к теорет. уровню исследования. Феноменология Гуссерль. Цель фс нк-понять смысл нк. Вписывает нку в жиз.мир: «жиз.мир — это забытый смыслообразующий фундамент ез», он до-, сверх-, вне-научен. Контакт с реальностью обеспечивает жизненный мир, а не прда. Процедура прояснения предпосылок. Герменевтика. Шлейермахер, Гадамер. От герм.-текст, поэтому проблемы нки связаны с вопросами истолкования текста. Само П и исследование — это понимание. Понимания текста как целостности: предвосхищение общего смысла-смутное понимание, кот-е возвышается до ясного. Герм.круг — части соотносятся с целым(текст как целое появляется чз части, а части чз целое).

Альтернативные модели науки. 1. Вернадский-Фейерабенд.В: Наука занимает главное место(геолог.сила) Ф:У нки нет преимуществ пд др-ми формами ж. 2. Маркс и Хайдеггер. Их позиции прямо противоположны как метафизический подход и соц.-полит-й. Х:Нка-это решающий способ, каким для нас предстает все, что есть в этом мире. Нки вырастают из фс. М: Нк не охватывает целостность Б, она-фактор и функция производства. Роль науки — освободить человека от тяжелого физического труда. 3. О. Конт и В. Соловьев.К: Стадия возвышения человеческой цивилизации: богогслолвская, метафизическая, позитивистская-создает наилушчие условия для уственного обновления ч-ка. Наука способна создать рац. отношение к миру, которое держится на порядке и прогрессе (2 условвия новейш. цивилизации).

Научный метод универсален и примение ко всем обл. чел. сознания. С: Нк и ее истины нработаны ч-вом для того, чтобы освоить прду ч-ка. Истины науки — т-ко орудие для более глубокого ч-ка. Концепция всеединства: полная истина в богоч-ве — синтез прир., рац. и мистического знания. Научная теософиия — это единство 3-х дисциплин.

От логики нк к истории нк. Лакатос: без истории нк фс нк пуста, без фс нк истории нк слепа. История нк – это не просто прошлое нк, она определяет настоящее нк, раскрывает ее сущность. История нк раскрывает прду нк. Кун: новые представления о нк в свете ее истории  полнота нк.

История нк имеет длит. путь развития. Конец 19 в., Фр: создана первая кафедра истории нк. После Первой мировой войны появляются профессион. историки нк. 20-е гг: Вернадский: открытие института истории е/зн и техники. История нк делится на 2 направления: внешняя история нк (описание открытий, разворачивание новых теорий)  факты – это эмпирич. база; сравнит.-генетич. изучение различных научн. мвз различных эпох закономерности смены науч. мвз-ий. Следует принимать во внимание не т. господствующие науч. теории, т.к. они м.б. ложными. Нужно учитывать связи нк и религии, нк и техники и др.

История нк длит. время носила описат. х-р (хронография, география) в связи с науч. открытиями. Сартон: проект написания всеобщей истории нк,дописал до 14,в 15-кол-во открытий удваив-ся-решил не реализ-ть, Теннери: критика описат. подхода – история нк д.б. не простым собранием фактов. Гуманистич. подход: абстрактная история нк: история науч. знания, науч. открытий, смена одних идей другими. Конкретная история нк: события нк в контексте истории культуры.

2 международный конгресс по нк и технике, 1932 г. Выступление Гессена «Соц.-эк. корни механики Ньютона»: влияние иделогич. и религ. факторов на иссл-ия Ньютона. Мысль о том, что эк-ка, техника развивают нк.

Внешние по отношению к нк факторы влияют на науч. идеи. Мертон: исслед-ие влияния на нк тех. ср-тв, религии.Бернал: иссл-ие разл. сфер соц. жизни и связь их с развитием нк. Все эти подходы – экстерналист. подход к нк: события в истории нк описывают на основе внешних для нк факторов.

Интерналистский подход развивает параллельно. 1939г, Париж. Койре «Этюды о Галилее»: все внешние оп отношению к нк факторы не имеют для развития нк существенного значения; великие события в нк имеют внутр. интеллект. Факторы развития (теор., а не практич.).

интернализм рассматривает этапы смены науч. картин мира: НВ – смена «космоса» на «универсум». Античность, СВ – космос базируется на идее разнокачеств. бытия. Законы земного мира изучает физика, а небесного – религия.НВ – законы имеют универс. х-р, нет иерархии бытия.

Конт: эволюция, непрерывный ход, неизмен. законы, значимость всех прошедших событий, прогресс. Гуссерль: ист-я нки — это проблема истоков, первоначал (геометрия, идеальная предметность).

Ист-я нки -процесс рождендия смыслов, их оседандие, их продуктивное смыслообразование (традиция).

Фуко: отвергает то, что ист-я нки- благород. дисциплина. Обратился к медиццине, биол, т.е. к нкам о жизни. Обращается к прерывностям. Представители самой ист-ии нки не м.б. историками нки. Ими могут быть эпистемологи. Кумулятивизм-концепц развития Н,как постеп-ого накопления науч зн.(это конц позитивистов).каждый след шаг.только опираясь на предшест достиж-я.антиисторизм потому что это история науки линейна…

Кун: Через научные революции. критика антиисторизма, это тупик надо найти выход. Надо не отыскивтаь неприход-ие эл-тыа видеть целостность. Т.е историка Н д интерес не то, что сохран от Галилея, а соотнош идей Гал и его научного сообщ-ва.вводит понятия Н-е сообщество,Н парадигма(определ 1ч\з др) Парадигма-принятие Н-ым сообщ образцов постановки и решения Н-ых проблем. Н-е сообщ-воформир под влиянием соцпсих факторов. Научная революция-смена парадигмы и Н-ых сообщ. Принципу кумуляции противостоит принц прерывности с учетом многообразия путей развития Н в каждый период t. ***Нужно отказаться от господствующего образа науки как системы знаний, изменение и развитие которого подчинено канонам методологии и логики, и заменив его образом науки как деятельности научных сообществ. Специфика в том, что логико-методологические факторы развития науки утрачивали свою надысторическую нормативность и становились в зависимость от господствующего в те периоды способа деятельности научного сообщества («парадигмы дисциплинарной матрицы»).

Схема историко-научного фазиса – конкурентная борьба между научными сообществами. Наиболее важные типы таких конкуренций явл. «нормальная наука» (период господства парадигмы), и «научная революция» (период распада парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и победа одной из них).

Смысл – критика идей и стержня эпистемологии –убеждения в единственности и неизменности критериев научности и рациональности. Каждая парадигма определяет свои стандарты рациональности. Не существует независимых от парадигмы фактов. Ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся видеть мир через ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в опыт. Знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества вытесняют друг друга. Парадигма – совокупность убеждений, ценностей, тех средств, которые характерны для членов данного научного сообщества и используются в качестве образца и решения конкретных проблем. Парадигмы носят исторический характер, а их смена происходит в ходе научных революций. Дисциплинарная матрица – ее компоненты: а) символические обобщения, которые имеют формальный характер; 2) метафизические части – задающие способ видения универсума, его онтологические, эвристические, концептуальные моменты; в) ценностные установки, которые влияют на выбор и направление в исследовании; г) общепринятые образцы. Формирование знаний осуществляется в некотором пространстве предпосылок, социальной среде. Самые важные предпосылки – это правила и стандарты научной практики.

————————————————————

6.Социология нк. Социальный статус нк.

Соц. проявления нки весьма разнообразны: нк и разнообразный вид деят-ти в общ-ом разделении труда, её учакстникам свойст-ы конкретные соц. роли, она организована в особые институты, и с т.з. нки как З социологии есть что сказать, поскольку социальная прда нки сказывается и в её содержании. Совр. соц. нки развивается в полемике с традиционно понимаемой фс-ей нки. Темы и методы социологии нк задаются состоянием и наработанными методамт общей социологии.

Когнитивная социология науки. Приверженцы КС постоянно цитируют Куна и Фейерабенда, обращаются к феноменологии(Шюц).

Малкей. Основной тезис КС: внешние по N к нк соц. и культурные факторы оказывают воздействие на скорость, направление развития, содержание науч-го мыш-я-на его понятия, эмпирические рез-ты и способы интерпритации.»Интерпретативная» социология науки(этнометологический подход в социологии нк).

В основе этнометодологии лежит стремление понять процесс коммуникации как процесс обмена значениями. Учитывается также, что коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем вербальная. Особенности: 1)R трактуется как мир значений, обладающих лишь видимостью объективностью 2)объективная R распадается на мн-ва уникальных ситуаций 3)акцент в анализе нк делается на выработке согласия мж членами исследовательской группы, их взаимопонимания. В рез-те науч.R оказывается продуктом интерпретационной деят-ти: она упорядочивает общение мж людьми; она не отгорожена от повсед.жизни — использует схемы обыденного сознания и опыта. Неприятие колич. методов исследования -использования прцедур кач. описания, в т.ч. включённого наблюдения, герменневтической интерпретации смысла ,»полевых» интервью и т.д.

Институциональная социология науки. Внимание социолога-нк как относительно самостоятельный соц.институт. Признание специфики науч. деят-ти как профессии и институциональной формы её организации. Бернал: раскрывает соц. и техн. значимость нк, приложимость её рез-тов к соц. и техн. практике об-тва.

Общ. вывод: развитие фс нки тесно связано с соц. нки. Их взаимное влияние, пересечение методов исследования (особенно это относится к когнитивной социологии науки) необходимо