DV 3306 Технологии психотерапии

Титульный лист программы дисциплины

Форма

Ф СО ПГУ 7.18.4/17

(наименование кафедры)

Программа дисциплины (Syllabus)

DV 3306 Технологии психотерапии

(код и название дисциплины)

Павлодар, 2014 г.

Программа дисциплины (Syllabus)

Форма

Ф СО ПГУ 7.18.4/19

Утверждаю

Декан факультета ГПФ

___________ Бегимтаев А.И.

(подпись) (Ф.И.О.)

«___"_____________20__г.

Составитель: старший преподаватель, магистр психологии Кодекова Г.Б.

(должность, учёная степень, звание, подпись) (Ф.И.О.)

DV 3306 Технологии психотерапии

(полное наименование и код дисциплины по рабочему учебному плану)

для студентов очной__________________ формы обучения специальности (ей)

(форма обучения)

5В50 300 Психология

(шифр и полное наименование специальности (ей))

Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утверждённой

«___» _________20__г.

Рекомендована на заседании кафедры от «___"____________20__г.

Протокол №_____.

Заведующий кафедрой ________________ Бурдина Е.И. «____» ________20__г.

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрена УМС гуманитарно-педагогического факультета

именование факультета)

«____"______________20__г. Протокол №____

Председатель УМС ________________ Ксембаева С.К. «____» ________20__г.

(подпись) (Ф.И.О.)

1. Паспорт учебной дисциплины

Наименование дисциплины Технологии психотерапии

Количество кредитов и сроки изучения очной формы обучения

Всего — 3 кредита

Курс: 3

Семестр: 6

Общая трудоемкость — 135 часов.

Аудиторных занятий — 45 часов (Лекции — 30 часов; Практические /семинарские занятия — 15 часов);

Не аудиторных: СРО — 90 часов, в том числе СРСП — 11,25 часов

Форма контроля

Экзамен — 6 семестр

2. Сведения о преподавателях и контактная информация

Ф.И.О. Кодекова Галия Бикеновна

Учёная степень, звание, должность: магистр психологии, старший преподаватель

Кафедра «Психологии и педагогики», аудитория 149,

телефон: 67−36−85 вн.11−39,

Е-mail: galeka1985@mail.ru.

3. Предмет, цели и задачи

Предмет дисциплины: технологии психотерапии.

Цель преподавания дисциплины формирование у студентов основы теоретических знаний о современных направлениях и технологиях в психологии и психотерапии

Задачи изучения дисциплины

  • формирование у студентов знаний об истории развития основных направлений и технологий психотерапии;
  • формирование знаний по проблеме организации технологий психотерапии;
  • развитие навыков и умений в использовании студентами, полученных знаний в практической деятельности.

4 Пререквизиты и постреквизиты

4.1 Пререквизиты

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки приобретённые при изучении следующих дисциплин: Дифференциальная психология личности

4.2 Постреквизиты

Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины необходимы для освоения следующих дисциплин: Основы психокоррекции и реабилитации.

5. Формируемые компетенции:

— знание и понимание методов и технологии психотарепии;

— применение знания и понимания составления методик, применяемых в психологических исследованиях;

— формирование суждений о методологических основах психологического исследования;

— приемами и средствами взаимодействия и коммуникации;

— навыки обучения основам технологии психотерапии.

6 Тематический план изучения дисциплины очной формы обучения

Распределение академических часов по видам занятий

№ п/п

Наименование тем

Количество аудиторных часов по видам занятий

СРО

лекции

практические (семинарские)

лабораторные студийные, индивидульные

всего

в том числе СРОП

1

Определение психотерапии и содержание основных понятий

2

1

-

6

1

2

Динамическое направление в психотерапии

2

1

-

7

1

3

Когнитивно-поведенческое направление в псиотерапии

2

1

-

7

1

4

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии

2

1

-

7

1

5

Семейная психотерапия

2

1

-

7

6

Суггестивная психотерапия

2

1

-

7

1

7

Арттерапия

2

1

-

7

1

8

Телесно-ориентированная психотерапия

2

1

-

7

1

9

Трансактный анализ

2

1

-

7

1

10

Кризисная психотерапия

3

1

-

7

1

11

Терминальная психотерапия

3

1

-

7

1,25

12

Групповая психотерапия

3

2

-

7

-

13

Перинатальная психотерапия

3

2

-

7

-

Всего:135 часов

(3 кредита)

30

15

-

90

11,25

7 Содержание лекционных занятий

Тема 1. Определение психотерапии и содержание основных понятий.

План:

  1. Психологические основы психотерапии.
  2. Определение психотерапии, ее цели и методы.
  3. Динамическое (психодинамическое) направление в психотерапии.
  4. Поведенческое направление в психотерапии.
  5. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии.
  6. Взаимоотношения врача и больного в психотерапии.

Литература: [1, 2]

Тема 2. Динамическое направление в психотерапии.

План:

  1. История развития направления.
  2. Основные понятия.
  3. Психоаналитическая психотерапия.
  4. Гуманистическая психотерапия.
  5. Личностно-ориентированная психотерапия.
  6. Психотерапевтические методы и техники.

Литература: [1, 2]

Тема 3. Когнитивно-поведенческое направление в психотерапии.

План:

  1. История развития направления.
  2. Основные понятия.
  3. Когнитивное направление.
  4. Поведенческое направление.
  5. Психотерапевтические методы и техники.

Литература: [1, 2]

Тема 4. Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии.

План:

  1. История развития направления.
  2. Основные понятия.
  3. Экзистенциальное направление.
  4. Гуманистическое направление.
  5. Психотерапевтические методы и техники.

Литература: [1, 2]

Тема 5. Семейная психотерапия.

План:

  1. История развития направления.
  2. Основные понятия.
  3. Системный подход.
  4. Психотерапевтические методы и техники.

Литература: [1, 2]

Тема 6. Суггестивная психотерапия.

План:

  1. История развития направления.
  2. Основные понятия.
  3. Внушение.
  4. Гипнотерапия.
  5. Директивный и недирективный гипноз.
  6. Эриксоновский гипноз.
  7. Психотерапевтические методы и техники.

Литература: [1, 2]

Тема 7. Арттерапия.

План:

  1. История развития направления.
  2. Основные понятия и направления: цветотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, фототерапия, песочная терапия, терапия изобразительным искусством, сказкотерапия, куклотерапия.
  3. Психотерапевтические методы и техники.

Литература: [1, 2]

Тема 8. Телесно-ориентированная психотерапия.

План:

  1. История развития направления.
  2. Основные понятия и направления.
  3. Психотерапевтические методы и техники.

Литература: [1, 2]

Тема 9. Транзактный анализ.

План:

  1. История развития направления.
  2. Основные понятия.
  3. Структура личности по Э.Берну.
  4. Жизненные сценарии.
  5. Психотерапевтические методы и техники.

Литература: [1, 2]

Тема 10. Кризисная психотерапия.

План:

  1. История развития направления.
  2. Принципы и задачи кризисной психотерапии.
  3. Основные понятия.
  4. Психотерапевтические методы и техники.

Литература: [1, 2]

Тема 11. Терминальная психотерапия.

План:

  1. История развития направления.
  2. Принципы и задачи терминальной психотерапии.
  3. Основные понятия.
  4. Психотерапевтические методы и техники.

Литература: [1, 2]

Тема 12. Групповая психотерапия.

План:

  1. История развития направления.
  2. Основные понятия и направления.
  3. Цели психотерапевтической группы.
  4. Нормы группы.
  5. Стадии развития группы.

Литература: [1, 2]

Тема 13. Перинатальная психотерапия.

План:

  1. Определение перинатологии, ее становление и развитие.
  2. Основные разделы перинатологии и их направления.
  3. Перинатальная психотерапия как раздел перинатальной медицины.
  4. Перинатальная психотерапия как раздел перинаталогии.

Литература: [1, 2]

8 Содержание практических (семинарских, лабораторных, студийных, индивидуальных) занятий, их объем в часах

Тема 1. Определение психотерапии и содержание основных понятий.

План:

  1. Место психотерапии в современной жизни.
  2. Научные основы психотерапии.
  3. Клинические основы психотерапии.
  4. Физиологические основы психотерапии.
  5. Механизмы и факторы лечебного действия в психотерапии.
  6. Механизмы лечебного действия семейной психотерапии.
  7. Оценка эффективности психотерапии.
  8. Основные направления и методы психотерапии.
  9. Основные формы психотерапии.
  10. Эффективность психотерапии.
  11. Обучение психотерапевтов.
  12. Супервизия.

Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по всем вышеуказанным вопросам.

Методические рекомендации по выполнению задания.

Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Литература: [1, 2]

Тема 2. Динамическое направление в психотерапии

План:

  1. Классический психоанализ.
  2. Аналитическая психология.
  3. Индивидуальная психология.
  4. Характерологический анализ Хорни.
  5. Гуманистический психоанализ.
  6. Интерперсональная психотерапия Салливана.
  7. Патогенная психотерапия В.Мясищева.
  8. Личностно-ориентированная психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова

Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по всем вышеуказанным вопросам.

Методические рекомендации по выполнению задания.

Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Литература: [1, 2]

Тема 3. Когнитивно-поведенческое направление в психотерапии.

План:

  1. Когнитивная психотерапия.
  2. Рационально-эмоциональная психотерапия.
  3. НЛП.
  4. Интерперсональная психотерапия Клермана и Вейссман.

Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по всем вышеуказанным вопросам.

Методические рекомендации по выполнению задания.

Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Литература: [1, 2]

Тема 4. Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии.

План:

  1. Экзистенциальная психотерапия.
  2. Логотерапия.
  3. Гуманистическая психотерапия.
  4. Клиент-центрированная психотерапия.
  5. Гештальт-терапия.

Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по всем вышеуказанным вопросам.

Методические рекомендации по выполнению задания.

Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Литература: [1, 2]

Тема 5. Семейная психотерапия.

План:

  1. Системный подход.
  2. Семейная психотерапия пациентов с алкоголизмом и наркоманией (аддиктивным поведением).

Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по всем вышеуказанным вопросам.

Методические рекомендации по выполнению задания.

Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Литература: [1, 2]

Тема 6. Суггестивная психотерапия.

План:

  1. Внушение и самовнушение.
  2. Аутогенная тренировка.
  3. Гипноз.
  4. Аутогипноз.
  5. Эриксоновский гипноз.

Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по всем вышеуказанным вопросам.

Методические рекомендации по выполнению задания.

Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Литература: [1, 2]

Тема 7. Арттерапия.

План:

  1. Арттерапия.
  2. Цветотерапия.
  3. Музыкотерапия.
  4. Библиотерапия.
  5. Фототерапия.
  6. Песочная терапия или sand-play.
  7. Терапия изобразительным искусством.
  8. Сказкотерапия.
  9. Куклотерапия.

Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по всем вышеуказанным вопросам.

Методические рекомендации по выполнению задания.

Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Литература: [1, 2]

Тема 8. Телесно-ориентированная психотерапия.

План:

  1. Характерологический анализ В.Райха.
  2. Рольфинг.
  3. Биоэнергетика А.Лоуэна.
  4. Метод интеграции движений Ф.Александера.
  5. Концепции телесного осознавания Фельденкрайза.
  6. Пилатес.
  7. Метод чувственного сознавания Селвера и Брукса.
  8. Биосинтез.
  9. Психосинтез.
  10. Танатотерапия.
  11. Бодинамика.

Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по всем вышеуказанным вопросам.

Методические рекомендации по выполнению задания.

Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Литература: [1, 2]

Тема 9. Транзактный анализ

План:

  1. Классический транзактный анализ.
  2. Восточная версия транзактного анализа.

Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по всем вышеуказанным вопросам.

Методические рекомендации по выполнению задания.

Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Литература: [1, 2]

Тема 10. Кризисная психотерапия.

План:

  1. История развития направления.
  2. Принципы и задачи кризисной психотерапии.
  3. Основные понятия.
  4. Психотерапевтические методы и техники.

Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по всем вышеуказанным вопросам.

Методические рекомендации по выполнению задания.

Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Литература: [1, 2]

Тема 11. Терминальная психотерапия.

План:

  1. История развития направления.
  2. Принципы и задачи терминальной психотерапии.
  3. Основные понятия.
  4. Психотерапевтические методы и техники.

Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по всем вышеуказанным вопросам.

Методические рекомендации по выполнению задания.

Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Литература: [1, 2]

Тема 12. Групповая психотерапия.

План:

  1. Роли в группе.
  2. Роли группового психотерапевта.
  3. Групповая сплоченность.
  4. Групповое напряжение.
  5. Создание подгрупп.

Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по всем вышеуказанным вопросам.

Методические рекомендации по выполнению задания.

Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Литература: [1, 2]

Тема 13. Перинатальная психотерапия.

План:

  1. Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии.
  2. Биопсихосоциальная модель перинатальной психологии.
  3. Психология зачатия.
  4. Психология беременности.
  5. Психология родов.
  6. Психология раннего постнатального периода.
  7. Психология перинатальных потерь.
  8. Организация и работа психотерапевтического кабинета в женской консультации.

Задание: Подготовиться к семинарскому занятию по всем вышеуказанным вопросам.

Методические рекомендации по выполнению задания.

Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Литература: [1, 2]

9 Задания самостоятельной работы

Тема 1. Рамочные метафоры в трансе

Задания СРС:

1) Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Тема 2. Эмоционально-образная психотерапия

Задания СРС:

1) Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Тема 3. Место психотерапии в современном мире.

Задания СРС:

1) Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

2) Подготовьте реферат в объеме от 15−20 стр.

Тема 4. Реконструктивная психотерапия.

Задания СРС:

1) Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Тема 5. Нейро-лингвистическое программирование личности.

Задания СРС:

1) Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Тема 6. Креативность и генетические задатки.

Задания СРС:

1) Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

Тема 7. Песочная психотерапия.

Задания СРС:

1) Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

2) Подготовьте реферат в объеме от 15−20 стр.

Тема 8. Бодинамический анализ.

Задания СРС:

1) Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

2) Подготовьте реферат в объеме от 15−20 стр.

Тема 9. Психотерапия шоковых травм.

Задания СРС:

1) Проработайте тему, используя рекомендованную литературу и Интернет источники

2) Подготовьте реферат в объеме от 15−20 стр.

10 График консультации СРОП

Виды занятия

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

1.

Консультирование по вопросам лекций

2.

Консультирование по вопросам семинаров

3.

Консультирование по вопросам СРО

4.

Консультации по вопросам тестовых заданий

11 Расписание проверок знаний обучающегося

Посещение лекции и практических (семинарских, лабораторных, индивидуальных, студийных) занятий оцениваются 0−100 баллов

График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Виды работ

Тема, цель и содержание задания

Рекомендуемая литература

Продолжительность выполнения

Форма контроля

Срок сдачи

1

2

3

4

5

6

7

1

Реферат

Песочная психотерапия

11, 12, 14

3 недели

3-ая неделя

2

Реферат

Место психотерапии в современном мире

2 недели

5-ая неделя

3

Рубежный контроль

Модуль 1,2

коллоквиум

8-ая неделя

4

Реферат

Бодинамический анализ.

7, 8, 10

3 недели

11-ая неделя

5

Реферат

Психотерапия шоковых травм.

11, 12, 13

2 недели

13 ая неделя

7

Рубежный контроль

Модуль 3,4

коллоквиум

15-ая неделя

12 Критерии оценки знаний обучающегося

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в форме тестирования, который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием для допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий в программе. Каждое задание оценивается 0−100 баллов.

Рейтинг допуска выводится из средне арифметического всех выполненных заданий на текущих занятиях (посещение лекции, домашние задания, задания по СРО, задания по практике и другие, рубежный контроль).

К итоговому контролю (ИК) по дисциплине допускаются студенты, выполнившие все требования рабочей учебной программы (выполнение и сдача всех лабораторных работ, работ и заданий по СРС), получившие положительную оценку за защиту курсового проекта (работы) и набравшие рейтинг допуска (не менее 50 баллов).

Уровень учебных достижений студентов по каждой дисциплине (в том числе и по дисциплинам, по которым формой итогового контроля ГЭ) определяется итоговой оценкой (И), которая складывается из оценок РД и ИК (экзамена, дифференцированного зачета или курсовой работы/проекта) с учетом их весовых долей (ВДРД и ВДИК).

И = РД*0,6 + ИК*0,4

Весовые доли ежегодно утверждаются Ученым советом университета и должны быть для РД не более 0,6, а для ИК не менее 0,3.

Итоговая оценка по дисциплине подсчитывается только в том случае, если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю. Не явка на итоговый контроль по неуважительной причине приравнивается к оценке «не удовлетворительно». Результаты экзамена и промежуточной аттестации по дисциплине доводятся до студентов в тот же день или на следующий день, если письменный экзамен проводился во второй половине дня.

Для корректности подсчета итоговой оценки знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) и итоговом экзамене оцениваются в процентах от 0 до 100%. Оценка рубежного контроля складывается из текущих оценок и оценки рубежного контроля. Учебные достижения, то есть Знания, умения, навыки и компетенции студентов по дисциплине «Финансы» оцениваются по балльно — буквенной системе адекватной ее цифровому эквиваленту и традиционной шкале оценок:

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание

Оценка по традиционной системе

A

4,0

95−100

Отлично

A-

3,67

90−94

B+

3,33

85−89

Хорошо

B

3,0

80−84

B-

2,67

75−79

C+

2,33

70−74

Удовлетворительно

C

2,0

65−69

C-

1,67

60−64

D+

1,33

55−59

D

1,0

50−54

F

0

0−49

Неудовлетворительно

13 Требования преподавателя, политика и процедуры курса

Посещение обучающимися всех аудиторных занятий без опозданий является обязательным. В случае пропуска занятия отрабатываются в порядке установленном деканатом. Допускается максимально только два пропуска занятий. Два опоздания на занятия приравниваются к одному пропуску. В случае более двух пропусков преподаватель имеет право в дальнейшем студента не допускать к занятиям до административного решения вопроса. Присутствие на лекциях посторонних лиц, не являющихся студентами данного курса, запрещается.

Работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий — за 3 дня до начала экзаменационной сессии.

Студенты, не сдавшие все задания не допускаются к экзамену.

Повторение темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Степень освоения учебных материалов проверяется тестами, устно или письменными работами. Тестирование студентов может проводиться без предупреждения.

При выполнении самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) учитывать следующие четыре основные функции.

Первая — предполагает реализацию активного восприятия студентами информации преподавателя, полученной в период установочных занятий по учебной дисциплине.

Вторая функция предполагает, что студенты самостоятельно, на основании рекомендаций преподавателя, изучают учебно-методические пособия, литературные источники, выполняют домашние задания, контрольные и курсовые работы и т. д. На этом этапе от студентов требуется знание методов работы, фиксация своих затруднений, самоорганизация и самодисциплина.

Третья функция студентов состоит в анализе и систематизации своих затруднительных ситуаций, выявлении причин затруднений в понимании и усвоении ими учебного материала, выполнении других учебных действий. Студенты переводят неразрешимые затруднения в систему вопросов для преподавателя (ранжируют их, упорядочивают, оформляют), строят собственные версии ответов на эти вопросы.

Четвертая функция студентов состоит в обращении к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями.

14 Список литературы

Основная

1) Белогай К.Н. Введение в перинатальную психологию: Учебное пособие. — Томск.: ТПГУ, 2008.

2) Добряков И.В. Перинатальная психология. — Питер; СПб.; 2010.

3) Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования — СПб.: Издательство «Питер», 2010.

4) Сатир В. Психотерапия семьи. — «Речь», СПб., 2010.

5) Справочник практического психолога: Психотерапия/ сост.С.Л.Соловьева. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010.

Дополнительная:

1) Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: Полный курс: Учеб. пособие/ Ю.Н.Дрешер — М.: Издательство «ФАИР», 2007.

2) Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. — М.: ЦГЛ, 2006.

3) Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. — СПб.: Издательство «Речь», 208.

4) Малкина -Пых И.Г. Техники гештальта и когнитивной терапии": Эксмо; Москва; 2010.

5) Малкина-Пых И.Г. Техники позитивной терапии и НЛП Серия «Справочник практического психолога». Москва.: Эксмо, 2011.

6) Уорден М. Основы семейной психотерапии. 4-е международное издание, — СПб.: ПРАйм-ЕВРОЗНАК, 2009.

7) Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2010.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Электронно-библиотечная система IPRbooks

http://www.iprbookshop.ru/