производственной практики 2

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Волгоградский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Дневник

производственной практики

Выполнила: Демидова И.

ст. III курса, 301 «а» СР группы

отделение «Социальной работы»

факультет «Социальной работы и

клинической психологии"

Проверила: Варавкина Ю. П.

преподаватель

кафедры социальной работы

с курсом педагогики и

образовательных технологий

Волгоград 2014

Отражение хода практики

Дата

Цель и задачи

План работы

Содержание

работы

Достигнутые результаты

1.

28.06. — 04.07. 2014 г.

  1. Знакомство с базой практики — МОУ ДЮЦ Ворошиловского района, г. Волгоград.
  2. Изучение нормативно-правовой базы учреждения и взаимодействие МОУ ДЮЦ с раз­личными общественными и государственными организациями.

1. Беседа с директором МОУ ДЮЦ — С.Н. Федосеевым.

2. Знакомство с сотрудниками социально-психологической службы МОУ ДЮЦ — педагогами дополнительного образования А.Н. Арутюновым, Е.С. Лучкиной.

3. Получить основные сведения об учреждении, его структуре, направлениях, содержании работы, специфике.

4. Изучить нормативно-правовую документацию МОУ ДЮЦ.

5. Составить справочные брошюры о Центре.

Коммуникация и налаживание контакта с руководителем и сотрудниками МОУ ДЮЦ, изучение наглядного, печатного и сетевого материала об учреждении.

Выполнение поручений сотрудников.

Познакомилась с сотрудниками МОУ ДЮЦ, базой практики, выполнила поручения.

2.

7.07−11.07.2014 г.

1. Изучение научно-методической литературы, рекомендованной куратором от Центра.

2. Подготовка программы и проведение исследования.

3. Выполнение поручений сотрудников.

1. Изучить необходимую теоретическую литературу, подготовить раздаточный материал.

2. Обработать и резюмировать результаты исследования.

3. Изучить информационные сайты и документацию Центра, составление писем поддержки.

Проведение исследования, работа с документацией МОУ ДЮЦ, оформление в MSO Excel.

Изучила рекомендованную научно-методическую литературу, составила программу и провела исследования, выполнила поручения директора.

3.

14.07. -21.07.2014 г.

Наблюдение и соучастие в за реализации технологии ранней профориентации и трудотерапии, реализуемых специалистами — Лучкиной Е.С. и Арутюновым А.Н.

1. Изучить научно-методическую литературу по реализуемым в Центре технологиям.

2. Наблюдать за реализацией технологии ранней профориентации и трудотерапии.

Работа с научно-методической литературой по проблемам дополнительного образования детей с ОВЗ.

Участие в реализации технологии ранней профориентации и трудотерапии.

Изучила научно-методическую литературу.

Участвовала в реализации технологии ранней профориентации и трудотерапии.

4.

21.07−25.07.2014 г.

1. Работа с документацией Центра.

  1. Анализ проектной деятельности учреждения.
  2. Заполнение дневника практики, отчёта и приложений.

Согласно рекомендациям специалиста Центра был заполнен дневник, отчёт и резюме о результатах исследования деятельности учреждения-базы практики.

Работа с отчётной документацией.

Выполнены поручения директора и куратора, проанализирована проектная технология, реализуемая Центром, заполнены отчётные формы документации по практике.

Выполненная работа (с комментариями, наблюдениями)

Отметка о выполнении, замечания

консультанта, руководителя практики

1.

Знакомство с базой практики

Наименование ДОУ: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр Ворошиловского района г. Волгограда.

Дата создания: 17.08.1994 г.

Учредитель: Департамент по образованию администрации г. Волгограда.

Адрес: 400 074 Российская Федерация, г. Волгоград, ул. Баррикадная, 19а.

Телефон: 94−92−97

Е-mail: duc_vtu@mail.ru

Директор — Федосеев Сергей Николаевич.

1) В ходе ознакомительной беседы с Сергеем Николаевичем я узнала о специфике деятельности МОУ ДЮЦ следующее:

— в отчетный период 2012 — 2013 уч.г. в МОУ ДЮЦ обучалось 210 воспитанников. Динамика численности за период с 2010 по 2013 уч.г. показала увеличение количества воспитанников, охваченных дополнительными образовательными услугами в среднем на 63 человека. Директор объяснил данный прирост все большим развитием дополнительных платных образовательных услуг;-согласно Уставу в МОУ ДЮЦ принимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет. Прием осуществляется на основании следующих документов: заявления от родителей (законных представителей); копии свидетельства о рождении; медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. Прием на платной основе осуществляется на основании Договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг; - исторически одним из наиболее важных аспектов деятельности Центра является осуществление дополнительной образовательной поддержки детям, имеющим ограниченные возможности здоровья (официальный статус инвалидности) и детям с нарушением в развитии. В настоящее время такая поддержка оказывается 50 воспитанникам: 22 человека — дети с нарушением в развитии и 28 человек — дети-инвалиды; - основной вид содержательной деятельности МОУ ДЮЦ — образовательная деятельность, которая осуществляется в соответствии с Уставом учреждения на основании Учебных планов Центра образовательных услуг на бюджетной и внебюджетной основах (данные документы составлены в соответствии с выявленным социальным заказом на дополнительные образовательные услуги и реальными возможностями центра по их представлению, с учётом имеющегося кадрового состава и материально-технической базы центра).

Реализация учебных планов направлены на решение следующих задач: а) формирование в процессе обучения познавательной активности, умения приобретать и творчески распоряжаться полученными знаниями, потребности к научно-исследовательской деятельности в процессе активной самостоятельной работы; б) адаптация воспитанников к жизни в обществе; в) формирование общей культуры воспитанников; г) воспитание гражданственности и любви к Родине; д) организация содержательного досуга воспитанников; ж) всестороннее развитие детей; - образовательные области оказания услуг — научно-техническая (кружок «Конструирование»), социально-педагогическая (занятия с логопедом, дефектологом, группы раннего развития и обучения «Пчёлка», «Почемучка»; кружки: «Полезный компьютер», «Риторика», «Развитие речи», «Веселая математика», «Этика», «Логоритмика», «Божья коровка»), художественно-эстетическая (кружки: «Фантазия из стекла», «Веселый художник», «Лепка из теста», «Созвучие», «Умелые руки», «Узоры на ткани», «Фантазия из стекла», «Веселый скульптор», «Фоточка», «Рисование»), физкультурно-спортивное («Игра — дело серьезное», «Ритмика»).

— оказание консультативной и коррекционной деятельности учреждения является неотъемлемой частью работы учреждения в целом. С учетом особенности контингента воспитанников такой род деятельности учреждения являлся одним из значимых для МОУ ДЮЦ.

В число специалистов, организующих такого рода деятельность учреждения вошли педагоги психологи: Федосеев С.Н., Данильченко С.М., и социальный педагог Антропова Ирина Петровна.

Основные задача деятельности службы:

  1. Рациональное использование средовых ресурсов образовательного учреждения.
  2. Консультирование педагогов, детей, родителей по индивидуальным вопросам и проблемам.
  3. Удовлетворение потребностей родителей в знаниях специальной педагогики и психологии.

Основная проблема, выявленная социально-педагогической службой в 2012−13 гг. заключается в росте числа детей со сложной структурой дефекта. Прогноз в отношении выявленной проблемы стал следующим: совместная работа специалистов службы сопровождения позволит скорректировать представления родителей об актуальном состоянии детей и вооружит приемами позитивного взаимодействия. Общие задачи службы:

  1. Создание устойчивой информационной среды для всех субъектов образовательного пространства.
  2. Коррекция нарушений и развитие познавательных процессов воспитанников.

— воспитательная работа МОУ ДЮЦ строится в соответствии с планом работы.

Цель воспитательной работы: повысить педагогическую культуру родителей, воспитывая заботу о ребенке и благах семьи.

Задачи воспитательной работы:

— Познакомить с возрастными особенностями и возможностями ребенка, поддерживая гармоничные отношения между родителями и детьми;

— Выполнить запросы родителей по результатам анкетирования;

— Найти индивидуальный, дифференцированный подход к семьям разного типа;

— Помочь в формировании основ личности ребенка.

Приоритетными направлениями в воспитательной работе в отчетном году стали: творческое, героико-патриотическое, спортивно-оздоровительное и социальная адаптация детей.

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность МОУ ДЮЦ: В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом РФ от 28 февраля 2012 г. № 273 «Об образовании», постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», Уставом города-героя Волгограда и иными нормативными правовыми актами РФ, на основании постановления администрации Волгограда от 08.11.2011 г. № 3423 «О создании муниципальных образовательных учреждений Ворошиловского района Волгограда путем изменения типа» создано муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр Ворошиловского района г. Волгограда путем изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения. Деятельность МОУ ДЮЦ регулируется уставом учреждения

Деятельность Детско-юношеского центра Ворошиловского района строится на взаимодействии с учредителями и организациями района, города и области по разрешению следующих вопросов:

  • расширение возможностей общего образования в районе, реализация совместных тематических программ;
  • создание организационных форм и видов деятельности для удовлетворения образовательных запросов детей-инвалидов различного возраста и уровня личностного развития, посещающих МОУ ДЮЦ;
  • предупреждение девиантного поведения воспитанников;
  • обучение педагогических кадров учреждения дополнительного образования в рамках аттестации педагогов;
  • работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников;
  • поддержка детских общественных организаций и объединений;\
  • участие в деятельности творческих детских общественных объединениях;
  • организация соревнований, конкурсов, выставок, праздников, фестивалей.

Детско-юношеского центр, взаимодействуя с организациями и учреждениями в рамках окружающей культурно-образовательной среды и за ее пределами, стремится к использованию практически всех возможностей для эффективной организации своей деятельности и создания условий для всестороннего развития ребенка

2

См. приложение

3

Групповое развивающее занятие педагога дополнительного образования Е.С. Лучкиной «Полезный компьютер» с подростками от 10 до 15 лет

Цель кружка: расширение знаний и навыков информационно-коммуникацион-

ных технологий у подростков, в том числе с ОВ — обучение базовым и приклад-

ным современным информационным технологиям, а также совершенствование технических умений и навыков для содействия занятости и улучшения качества жизни подростков и выпускников МОУ ДЮЦ, находящихся в невыгодном социально- экономическом положении.

Задачи:

— повышение компьютерной грамотности всех возрастных категорий; - развитие общей и эстетической культуры, художественных способностей и склонностей посредством информационных технологий; -- творческое самовыражение и импровизация; - организации свободного времени с учетом будущей пользы применения знаний и навыков ИТ подростками, как в профессиональной деятельности, так и в решении личностных проблем; - общение детей и подростков.

Программы кружка носят разноуровневый характер, предоставляют возможность освоить работу с самыми разнообразными информационными материалами и техниками. Программы ориентированы на расширение уровня грамотности учащихся в области художественного, декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, социальную реабилитацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями.

На прошедшем занятии каждый подросток занимался освоением значимых для

него компьютерных навыков под руководством педагога дополнительного

образования Лучкиной Е.С. Наиболее востребованными темами среди

подростков в настоящее время являются: «Работа с приложениями MS Office

2010″ (MSO Word, MSO Excel, MSO PowerPoint),"Веб-дизайн сайтов", «Поиск работы в интернете», «Юридическая помощь и консультации в

интернете", «Составление простейших бизнес-планов», «Создание и дизайн

фотографий вAdobe Photoshop CS3″, «Возможности дистанционного обучения». и т. п.

К участию в кружке приглашаются подростки и выпускники центра, имеющие различные компьютерные знания и навыки, которые могут помогать в процессе занятия педагогу.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. В ходе занятий педагог в различных творческих формах (проекты, презентации, выполненное задание) контролирует уровень освоения навыка, программы.

3.

Проведение индивидуальных консультаций педагогом-психологом:

1) Максим, 10 лет

Запрос бабушки: неадекватное (агрессивное) поведение в школе (может кидать тетради, книги, даже стулья в сверстников).

Психологом проводились:

1. Консультация бабушки — беседа.

2. Методики по обследованию ребенка: «Мой круг общения» (Т. Ю. Андрушенко), «Дорога жизни», «Кто виноват?», опросник Кеттелла, методика ранжирования признаков средовой адаптации (по Овчаровой), проективная методика «Что мне нравится в школе?» (рисуночные тесты), тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Мальчик открытый, доброжелательный в беседе, общительный, участливый. Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, легкость в усвоении новых знаний. Уровень тревожности средний (50%), присутствует чувство одиночества. В классе хотел быть лидером, не признал коллектив. На этой почве конфликтность, агрессия по отношению к сверстникам, учителю. Посещал занятия у психолога «Умение общения». Переведен в другой класс. Стал более спокоен, реже вспышки гнева. Приспосабливается к требованиям разных учителей.

Бабушке были даны следующие рекомендации:

1. Личный пример общения в семье (без ссор, скандалов).

2. Не допускать отрицательных высказываний о своих друзьях, коллегах.

3. Объективно разбираться в возникновении конфликта, находить выход.

4. Давать поручения, самостоятельное выполнение определенных заданий дома.

5. Занятия спортом, в любом кружке.

2) Лена, 8 лет.

Запрос мамы: невнимательность, большая отвлекаемость на уроках.

Проводились:

1. Консультация с мамой — беседа.

2. Методики по обследованию познавательных процессов: тест фонематического слуха, «Исправь ошибки», таблицы Шульта, корректорная проба.

У девочки неустойчивое внимание, тенденция к снижению внимания, переключение внимания хорошее, зрительное восприятие снижено.

Посещает занятия по развитию внимания, памяти, мышления на базе МОУ ДЮЦ.

Маме было рекомендовано:

1. Посещать занятия у психолога.

2. Больше уделять времени на дополнительные занятия дома.

3. Интересоваться изучаемым материалом в школе.

4. Еженедельные консультации с учителем и психологом.

Технология ранней профориентации и трудотерапии

МОУ ДЮЦ Ворошиловского района реализует технологию дополнительного образования (деятельность кружков различной направленности), технологию реабилитации детей с ОВЗ посредством эстетического и спортивного развития, также в летний период на базе учреждения дополнительного образования реализуются технологии ранней профориентации и трудотерапии. Центр в своей деятельности активно применяет такое эффективное реабилитационно-воспитательное средство как труд в совокупности с целенаправленной профориентационной работой. Включение воспитанников Центра в в различные виды труда на базе учреждения позволяет им не только заработать дополнительные денежные средства, но и обеспечивает коррекцию их развития и поведения, помогает подросткам реализовать себя в предлагаемой деятельности — в какой-либо мере определиться в выборе профессии и сферы труда, таким образом происходит постепенное формирование установки на труд и положительное к нему отношение, а также приобретение общетрудовых навыков.

Программа данной технологии ориентирована на детей от 14 до 17 лет и старше. Цель программы: создать у подростков фундамент готовности к труду, сделав акцент на формировании установки на труд и положительного к нему отношения, а также получения общетрудовых навыков и умений и дополнительных денежных средств. В процессе обучения детей в студиях и мастерских приобщают к занятиям по интересам, в ходе которых они приобретают общетрудовые навыки и умения (работа с различными материалами и инструментами).

На базе мастерских, имеющихся в Центре, детей обучают понравившемуся ремеслу и определённым профессиональным навыкам, включая их в производительный труд. Обучение проводится как в кружках, так и в летний сезон факультативным методом в рамках трудотерапии и включает следующие специальные навыки:

— озеленение, садоводство на территории Центра;

— уборка улицы и рабочих помещений МОУ ДЮЦ;

— столярные и слесарные работы;

— обучение технике фотографии и фотомонтажа;

— создание поделок из стекла и теста;

— обучение созданию сайтов;

— оформительские работы — создание рекламных брошюр, проспектов, буклетов, визиток и др.

Данные навыки дети приобретают в ходе занятий в кружках (9 месяцев), а также летом (1−3 месяца, на некоторые виды работ с воспитанниками заключаются трудовые договора).

Этому предшествует и затем сопровождает целенаправленная профориентационная работа — беседа с педагогом-психологом, психологическое тестирование, определение объёма и качества знаний и сформированности умений на этапе аттестации воспитанников в ходе годичного обучения в кружках.

Психологическое сопровождение включает в себя:

Выявление интересов и склонностей детей, их установок и мотивации выбора профессии, формирование у них готовности к самоанализу и самооценке, реального уровня притязаний к занятиям в каком-либо кружке и летней трудотерапии, уровня социальной активности; оно состоит из нескольких этапов.

  1. Диагностический (проводится педагогом-психологом): направлен на изучение факторов, имеющих непосредственное отношение к профессиональному самоопределению. Для этого проводятся беседы с детьми и их родителями, сочинения на заданную тему, анкету и опросники (дифференцированный опросник С.А. Климова), а также наблюдения за ребёнком в ходе выбранных им занятий. По результатам диагностики заполняют карту первичной индивидуально-психологической консультации. Большое внимание в ходе беседы уделяют изучению истории развития ребёнка и его социального окружения.
  2. Мотивационный (проводится педагогом-психологом совместно с педагогом дополнительного образования): посвящен диагностике мотивационной сферы и выявлению уровня усвоения ребёнком полученных знаний. В этой работе применяют модифицированный опросник профессиональных предпочтений Л. Н. Кабардовой и «Карту интересов» А. Е. Голошток. Осуществляется социально-психологическая активизация процесса профессионального самоопределения в форме просветительской деятельности (лекции, беседы) и индивидуальных консультаций. На данном этапе продолжается работа с социальным окружением ребёнка (родители или другие воспитатели).
  3. Образовательный (осуществляется непосредственно педагогом дополнительного образования, ведущим кружок либо трудотерапевтическую сессию): ориентирован на подготовку детей к самостоятельной деятельности в системе кружковых (трудотерапевтиче) занятий по следующим темам: «Профориентация» (включает тестовые и ознакомительные материалы по востребованным видам работ в обществе), «Условия выбора работы» (обсуждение основных затруднений), которые встречаются при выборе места работы и трудоустройстве, а также проигрываются ситуации собеседования с работодателем на различные специальности, подростков обучают составлять резюме и т. д), «Адаптация в трудовом коллективе» (состоит из ролевых игр, направленных на моделирование различных жизненных ситуаций)
  4. Контрольный (оринтирован на сопоставление данных первичной диагностики с уровнем развития (знаний и умений) ребёнка, достигнутых в ходе предыдущих 2-х этапов и трудотерапевтических, а также кружковых работ.

Заполнение отчётной документации и проверка у куратора от Центра.