Дир-хор практика

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОЙ ПРАКТИКЕ

По содержанию профессиональная деятельность руководителя народно-певческого коллектива многогранна. Она обязательно предполагает образно-музыкальное, художественное, психолого-педагогическое и человеческое воздействие руководителя на участников коллектива. Поэтому руководитель хора должен обладать определёнными профессиональными качествами и человеческими достоинствами.

В данном контексте бесспорным является то обстоятельство, что в комплексе дисциплин подготовки художественного руководителя народного вокально-хорового коллектива, преподавателя дирижерско-хоровая практика способствует развитию у студентов природной музыкальности и художественного вкуса, помогает овладению вокально-исполнительскими навыками, закрепляет дирижерские качества в условиях реального звучания хора.

Цель дирижерско-хоровой практики – сформировать устойчивые практические навыки подготовительной и репетиционной работы с хором, а также квалифицированного руководства организационной, учебно-творческой деятельностью коллектива.

Достижение поставленной цели возможно при решении ряда задач:

• выработать умение правильно выбрать хоровое произведение для освоения хором;

• обучить методам комплексного анализа произведения и подготовка его для работы с хором;

• обучить методам планирования разучивания данного произведения и последовательной работы над ним и анализа ее результатов;

• приобретение опыта постановочной работы и концертного исполнения, его критического осмысления и коррекции недостатков в последующих репетициях;

• приобретение умений и навыков организационной стороны работы хорового коллектива и формирования творческих межличностных отношений между участниками народно-певческого коллектива.

Дирижерско-хоровая практика находится в тесном взаимодействии с дирижированием, хоровым классом, постановкой голоса, вокальным ансамблем, хороведением и методикой работы с хором; с курсами расшифровки и хоровой аранжировки, основ народной хореографии, режиссуры народной песни и сценической подготовки, дающими разносторонние теоретико-практические знания и навыки работы будущих руководителей народно-певческих коллективов.

Программа дисциплины предусматривает следующие виды занятий: подбор произведений для работы с хором; предварительная дирижерская подготовка студента в классе дирижирования; самостоятельная работа студента с полным составом хора и по партиям, с ансамблями недублированных составов, индивидуальные занятия.

8 стр., 3774 слов

«Вокально- хоровые упражнения» Исследуемые вопросы

Цели и задачи распевания. Формы и виды вокально-хоровых упражнений. Упражнения для темброво-эмоционального развития голоса. Упражнения для совершенствования вокально-хоровой техники. Упражнения для освоения конкретного репертуара. Распевание - важнейший этап работы хорового коллектива. В любом хоре содержание и методы распевания во многом определяют рост его исполнительского мастерства. По ...

Названные формы хоровой, ансамблевой и индивидуальной работы подготавливают студента к изучению и накоплению разнопланового по стилю, жанрам и видам хорового творчества репертуара и его использования в самостоятельной практической деятельности.

Структура дисциплины включает занятия под руководством преподавателя (на начальном этапе) и самостоятельную работу – на последующих этапах.

Подбор произведений для работы с хором

Репертуар народно-певческого коллектива – основа его жизнедеятельности. При его подборе необходимо исходить из программных требований, учебно-воспитательных задач, социально-художественной значимости репертуара и концертно-просветительской деятельности хора.

Большая жанрово-содержательная часть песенно-танцевального репертуара находится в печатных источниках (сборниках), в аудиовидеозаписях фольклорных экспедиций, грамзаписях. Репертуар может пополняться путем включения студентов в действующую собирательскую работу, а также за счет связи с центрами народного творчества и досуга, специалистами, занимающимися сбором традиционного материала, композиторами, средствами массовой информации [5; 16].

Подбор произведений для работы с хором на дирижерско-хоровой практике осуществляет руководитель курса и согласует его с преподавателем дирижирования, так как подготовка студента к работе с хором является одной из составных частей в классе дирижирования. Основу репертуара должны составлять лучшие образцы фольклора, обработки русских народных песен различных певческих стилей, оригинальные авторские произведения. При его подборе должны быть учтены местные певческие традиции, как основа для ознакомления с другими певческими традициями. При этом необходимо учитывать их доступность составу хора, соотношению числа женских и мужских голосов, специфику учебно-творческой работы хоровых классов (ансамблей) на кафедре. Кроме этого следует выбирать такие произведения, которые могут быть разучены студентом самостоятельно. Произведения должны отвечать складу дирижерского дарования и индивидуальности студента, соответствовать уровню его слуховых и вокальных возможностей – услышаны и пропеты им по горизонтали и вертикали, выразительно сыграны на фортепиано (баяне).

10 стр., 4661 слов

Особенности вокально-хоровой работы с детьми в мутационный период развития голоса

... передающий содержание исполняемого произведения. В системе разнообразных хоровых коллективов значительное место занимают детские хоры. Они состоят из ... особенности ребёнка. Работа же с подростками-мутантами требует особенного внимания и опыта руководителя. Необходимо, учитывая индивидуальные ... постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с ...

В отношении дирижерских трудностей произведения должны включать приемы уже прочно освоенные.

Подготовительная работа над хоровой партитурой

Подготовительная работа студента над партитурой для освоения хором основывается на ее всестороннем анализе и включает четыре взаимосвязанных этапа: 1) вокально-хоровой; 2) инструментальный; 3) аналитический; 4) дирижерский.

Первый этап посвящен созданию музыкально-слухового представления о хоровой партитуре. Определяется тип хора (однородный, смешанный или неполный смешанный) и вид хора (одноголосный, трехголосный и т.п.).

Состав хора, хоровой ансамбль, строй. Дается характеристика хоровых партий с точки зрения диапазона, тесситурных условий, голосоведения, характера дыхания и звука, вокальных штрихов, вокальности литературного текста в хоровых партиях, диалектных нюансов и дикционных трудностей. Этот этап предполагает пропевание партий. От камертона настроиться на тональность произведения и, пропев определенный эпизод, проверить по камертону результат своего интонирования. В процессе такой работы выявляется музыкальность, определяется певческое дыхание, осмысленность исполнения агогических отклонений, пауз, цезур, выявляются ритмические трудности, регистровые особенности и т.п. Наряду с вокальным освоением существенным разделом работы над партитурой является изучение нотного текста путем его точного воспроизведения на фортепиано.

Игра любой партитуры на фортепиано должна быть близкой к хоровому звучанию и вместе с тем связной, плавной и протяжной. Необходимо иметь в виду, что процесс разучивания партитуры на инструменты дает возможность студенту полнее разобраться в достоинствах и недостатках своего исполнения.

Выразительному исполнению хоровых партитур способствует выполнение партитурных обозначений:

21 стр., 10382 слов

Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых 2

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ История хорового пения Хоровое пение как вид музыкальной деятельности 1.3 Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки) 1.4 Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ...

1. Темпа и ритма.

2. Динамики и нюансировки.

3. Штрихов.

4. Условных знаков, применяемых при записи народных песен.

Ознакомившись с партитурой в целом и выявив затем трудные моменты, необходимо остановиться на их разучивании.

Психологически оправданным является выучивание партитуры небольшими фрагментами, которые постепенно соединяются между собой. Такими фрагментами должны быть законченные предложения, фразы, имеющие определенное смысловое содержание, активизирующее музыкально-слуховую память. Немаловажное значение освоения партитуры имеет запоминание на память, оно способствует не только слуховому контролю, но и зрительному восприятию.

При отборе репетиционных дирижерских жестов необходимо сосредоточить внимание на тех из них, которые наглядно передают ритмическое и интонационное строение мелодии и способствуют раскрытию музыкальных образов.

План анализа народной песни

1. Паспорт произведения.

2. Характеристика регионального певческого стиля.

3. Жанровая характеристика произведения.

4. Характеристика идейно-художественного содержания.

5. Форма произведения. Формула.

6. Особенности строения музыкально-поэтической строфы.

7. Уравновешенность и неуравновешенность формы (структурный ритм).

8. Архитектоника.

9. Метроритм; темп; размер.

10. Лад и тональность

11. Гармония.

12. Интервалика.

13. Мелодия. Принципы ее развития.

14. Запев и хоровой подхват:

15. Вариантность изложения музыкального материала.

16. Приемы импровизации.

17. Фактура изложения.

II

1. Принцип построения хоровой партитуры.

2. Тип и вид ансамбля.

3. Манера пения.

4. Характер исполнения.

5. Специфические средства и приемы художественной выразительности (особенности диалекта, распевов, характерные сбросы, придыхания, приемы снятия звука, восклицания и т.п.).

III

1. Жанр поэзии:

• эпический;

• лирический;

• лиро-эпический.

2. Тип стиха:

• тонический;

• силлабический;

• стопный.

3. Ритмическая формула стиха.

4. Форма строфы, соотношение формулы стиха с формулой напева и форма связи песенных строф

12 стр., 5852 слов

Работа над полифоническим произведением в старших классах ДМШ на примере «Трёхголосной инвенции» И.С.Баха: №7 e-moll

Работа над полифоническим произведением в старших классах ДМШ на примере «Трёхголосной инвенции» И.С.Баха: №7 e-moll. (выпускной квалификационный реферат) «К защите допускаю» Выполнил: студент 4 курса Руководитель: специализации: 01 фортепиано Шамсудинов Павел Амирович (подпись) Руководитель: преподаватель по педагогической практике Ларина Татьяна Васильевна 2009г Содержание Введение 3 Глава 1. ...

4. Драматургия развития текста произведения:

• учет условий возникновения и бытования данного произведения;

• продумывание биографий персонажей;

• идейно-эмоциональные задачи отдельных частей текста;

• установление линии «сквозного действия»;

• «сверхзадача произведения».

5. Особенности местной народной хореографии.

6. Графическое изображение танца, пляски, хоровода и других построений.

7. Аккомпанемент (традиционные музыкальные или звуковые инструменты).

8. Предлагаемые обстоятельства исполнения.

9. Внешняя форма исполнения (статичная форма, хоровод с элементами движения, игра, пляска).

10. Сценические атрибуты. Их назначение и применение в процессе работы над произведением.

11. Костюмное оформление.

12. Комментарии к песне (со слов исполнителей).

13. Постановочный план произведения.

Требования к оформлению партитуры для освоения хором

Прежде чем приступить к работе с хором, студенту необходимо представить руководителю хора:

1. Отредактированную партитуру в компьютерном наборе или аккуратно и разборчиво написанную черной пастой с подтекстовкой строф или куплетов. Если партитура имеет много строф (куплетов), то приложить весь текст. Кроме этого, необходимо написать нужное количество хоровых партий или сделать ксерокопии партитуры.

2. План работы первого занятия с приложением вокально-хоровых упражнений для распевания хора (в компьютерном наборе или от руки) с методическими пояснениями каждого упражнения. В пояснении немаловажно определить их основные задачи, например, подготовка голоса к работе в определенных тесситурных и динамических условиях, совершенствование вокально-технических навыков, освоение приемов народной манеры пения и т.п.

3. Конспект вступительной беседы, включающий сведения об авторах музыкального и поэтического текста, содержании и характере музыки. Проникновение в творческий мир поэта и композитора позволит определить основной тон произведения, душевный (эмоциональный) тон, на котором протекает, разворачивается, изменяется вся партитура. Эта беседа дается в форме повествования. Если это аутентичная песня, расшифрованная и аранжированная студентом, необходимо познакомить хор с манерой ее исполнения, диалектом, местной хореографией, костюмом, музыкальным или фоноаккомпанементом, приуроченности исполнения песни.

9 стр., 4097 слов

Взаимодействие дирижера и хора

... хора и т.д.; с технической - необходимо хорошо знать систему управления хором с помощью ауфтактов, хорошо знать нюансы произведения, ... вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера/ дирижера от момента распевания хора ... конвенциональной системы регулирования приемов и навыков и экспрессивной системы жестов. Именно ...

4. Ход репетиции и примерные временные затраты на каждый вид деятельности (распевание, вступительная беседа, первая демонстрация произведения, процесс работы с отдельной партией, всем хором и др.).

Демонстрация партитуры и этапы разучивания

1. Партитура может быть сыграна или продемонстрирована каким-либо иным способом, например, в аудио- или видеозаписи и др. Если демонстрируется недублированным составом, то она должна быть выучена и исполнена полностью, эмоционально, с хорошей дикцией, выразительной мимикой, нюансами, агогикой, в соответствии с собственной трактовкой.

2. Предложить прочесть «с листа» всем хором или начать работу с каждой партией. При этом дается технико-исполнительская корректировка правильного позиционного формирования звука с учетом особенностей гласных, манеры пения, приемов народного исполнительства.

3. Отмеченные в партитуре фрагменты, неудобные с точки зрения тесситуры, интонации, ритмические, дикционные трудности необходимо объяснить их хору с точки зрения теории хороведения.

4. При работе с хоровыми группами и полным составом хора необходимо добиваться ансамблевой согласованности, сбалансированного звучания между высокими и низкими, женскими и мужскими голосами, в оценке качества звучания (наполнения звука напевностью, легкостью, смены характера звуковедения, нюансировки и т.п.).

5. На всех этапах разучивания произведения действия студента должны подразделяться на показы: вокальные, инструментальные, дирижерские, хореографические и словесные пояснения, причем не только изолированные, но и совмещенные между собой.

6. Выявить рациональные приемы построения репетиции путем сравнения методов работы над произведением.

Подготовка вокально-хоровых упражнений для распевания хора (ансамбля) и методика его проведения

Всюду, где речь идет об обучении и выработке определенных навыков, большая роль принадлежит упражнениям. Дирижерско-хоровая педагогика считает весьма целесообразным на определенных стадиях обучения использование вспомогательного материала лишенного конкретного образного содержания (упражнения, гаммы, этюды), но вместе с тем облегчающего освоение основных исполнительских навыков. Таким вспомогательным материалом служат вокально-хоровые упражнения или распевки, связанные с воспитанием и развитием певческих навыков и подчиненные конкретным исполнительским задачам. Они дают возможность дирижеру хора сосредоточить внимание на решении ряда вокально-хоровых проблем.

6 стр., 2889 слов

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты

Производственная практика   ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА По направлению 050400 Психолого-педагогическое образование   Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР   Утверждено на заседании кафедры психологии развития и образования Протокол № 10 от 20.03.2012 г. Зав. кафедрой _________________________ В. В. Семикин       Санкт-Петербург 2012 г. ...

Каждое распевание (упражнение) должно иметь определенную цель, а весь комплекс упражнений следует строить по принципу: от примарных тонов к крайним звукам диапазона голоса, от узкообъемных интервалов до полного охвата диапазона певческого голоса [2; 14].

В народном хоре целесообразно использовать две формы распевания: статическую и динамическую (с элементами движения).

Статическое распевание преследует цель полного раскрытия технико-исполнительских навыков в условиях максимального покоя. Этот вид распевания осуществляется стоя или сидя. Внимание сосредоточивается на развитии навыков звукоизвлечения и звуковедения, позиционного ощущения музыкально-поэтического материала и координации с точным воспроизведением звуковысотности в голосе, выстраивании всех видов ансамбля: звукового, ритмического, динамического, агогического, дикционного, а также артистического.

Распевание с элементами движения осуществляется в одновременном сочетании пения с различными элементами движений. Рисунок, шаг хоровода, характер подтанцовки способствуют выработке правильного использования дыхания во время движения, чистого интонирования и ансамблевого равновесия в условиях постоянно изменяемой географии певцов в партиях, в группах.

При подготовке распеваний необходимо учитывать особенности изучаемого певческого стиля и партитуры. В этом случае можно использовать фрагменты разучиваемого произведения или еще незнакомые исполнителям распевки, которые будут способствовать освоению поставленных задач. Выбор таких упражнений тщательно продумывается. Нет смысла менять распевания на каждом занятии, если цель предыдущими упражнениями не достигнута. Частая смена распевок не способствует успеху в работе. Вместе с тем комплекса распеваний на семестр или учебный год вполне достаточно, хотя частичная их замена вполне допустима.

С первого упражнения-распевания студент должен следить за качеством певческого звука, его насыщенностью, одухотворенностью, не допускать безразличного, инертного пения, добиваться того, чтобы исполнение приносило творческое удовлетворение. При работе над распеванием необходимо обращать внимание на правильное певческое дыхание, звукообразование, на сохранение высокой певческой позиции с сохранением хорошей дикции. Вместе с тем необходимо избегать громкого и форсированного пения.

Немаловажное значение при проведении распевания имеет правильная певческая установка и внутренний настрой певца, они должны соответствовать характеру исполняемого распевания. При этом не стесняйтесь напоминать об этом певцам, так как пение – процесс творческий.

Говоря о народном пении или так называемом речевом посыле звука, необходимо в качестве начальных упражнений брать скороговорки, тексты из плясовых песен, в которых учитывается примарная зона, небольшой диапазон, регистровые особенности голоса. В этюдах-распевках необходимо формировать технические и художественные вокально-хоровые навыки, как у отдельных хоровых партий, так и всего коллектива.

Следует помнить, что певческий голос «разогревается» нескоро и начинает полнообъемно звучать лишь через 25–30 минут после начала репетиции. Но длительность распевания не может превышать 10–15 минут.

Психологическая подготовка тона коллектива к концертному выступлению

Сценическая подготовка студентов и постановочная работа в классе дирижерско-хоровой практики – один из актуальных вопросов исполнительства [1; 3; 6]. Сценическая подготовка студентов состоит в развитии навыков сценического движения, приемов народной пластики и танца, смысловой выразительности произношения песенного текста, его интонирование, внутреннее видение, образное мышление, умение переживать в предлагаемых обстоятельствах, подготовки психологического тона коллектива к сценическому выступлению.

Постановочная работа в хоре опирается на фольклорные традиции в исполнении песен, танцев, обрядов и анализа музыкально-стилевых особенностей произведения, его жанровой принадлежности и времени создания.

Говоря о традиционных формах создания концертных номеров (программ) в народно-певческом коллективе необходимо учитывать:

• жанровое разнообразие, сочетание статичности исполнения с хороводами, плясками, эпизодическими приплясывания, играми и т.п.;

• сольное и ансамблевое исполнение (дуэты, трио, квартеты);

• возможность объединения имеющегося материала в смысловые блоки (свадьбу, гуляния, беседы, исполнение отдельных номеров).

Составление программы выступления (монтаж концертных номеров, блоков и т.п.) могут быть многовариантными.

Известно, что степень художественного воздействия на эмоциональную сферу слушателей зависит от того, в какой мере народно-певческий коллектив, способен донести до их сознания весь образный, художественный и психологический строй хорового произведения в конкретном звучании.

Трактовка концертной программы – это законченная ее сценическая модель. Она формируется на различных фазах творческого процесса. Но главная его управляющая функция – вызвать и мобилизовать все творческие силы.

Создание концертных номеров, постановочная работа и их сценическое воплощение определяются жанром и содержанием произведения, особенностями бытования его в народном искусстве, а также психологическим состоянием, творческими межличностными отношениями между участниками, талантом студента-постановщика и исполнителей.

Встреча с публикой является для исполнителей проверкой на зрелость, на право называться артистами. При систематической и кропотливой работе на занятиях каждый студент-хормейстер приходит к концертному выступлению. Концертное выступление – это событие, определяющее учебно-творческий уровень хора, степень его подготовленности. Эта установка является стратегической и тактической линией в создании психологического взаимодействия между исполнителями, хормейстером и слушателями. Ее реализация проверяется степенью творческой отдачи студентов на занятиях, контрольных точках-просмотрах номеров и концертных выступлениях.

Создание надежного психологического климата, обеспечивающего успех выступления хора перед публикой, является важной составной частью в структуре педагогических действий хормейстера и студентов, она проявляется:

• в ясной постановке учебно-творческой задачи перед хором;

• в структуре построения программы и порядке ее развертывания;

• в формировании чувства ответственности каждого студента для участия в предстоящем событии и уверенности в его успехе;

• в установлении состава запевал и дублеров;

• в выверенности маневренности на сценической площадке (выходы, построения, знание акустических точек сцены, уходы и т.д.);

• в праздничности атрибутов концерта, подчеркнутой не только костюмами хористов, но и оформлением сцены, ожиданием предстоящего действия.

Подведение итогов концертного выступления

Обсуждение итогов концертного выступления можно проводить в различной последовательности:

1) выслушать мнение руководителя дирижерско-хоровой практики;

2) выслушать мнение студентов-хормейстеров.

Для того чтобы обсуждению придать деловой и всесторонний анализ, целесообразно высказываться руководителю дирижерско-хоровой практики. При обсуждении концертного выступления необходимо акцентировать внимание на достигнутых к этому периоду обучения у студентов-хормейстеров дирижерских, инструментальных умений и навыков, а также вокально-хоровых исполнительских приемов традиционной и профессиональной культуры народного пения. Дать оценку тому, как студенты-хормейстеры работали в течение семестра: указать на достоинства и недостатки. Обсуждение должно носить доброжелательный и уважительный характер по отношению к личности каждого студента-хормейстера и хору в целом. Во всем нужна взвешенность и обдуманность суждений. Неудачи следует рассматривать как еще невыполненную работу и проанализировать их причины.

Таким образом, представленные материалы содержат рекомендации по формированию профессионально значимых качеств студентов на занятиях по дирижерско-хоровой практике. Они выстроены в определенной методической последовательности: от умения правильно выбрать хоровое произведение для освоения хором, его комплексного анализа, подготовки для работы и последовательной работы над ним с хором до анализа результатов работы и ее критического осмысления, а также коррекции недостатков в последующих репетициях и выступлениях.