Данная работа построена следующим образом:

«По контуру лица»

Режиссер-постановщик — Павел Смирнов Оператор-постановщик — Глеб Вавилов Художник-постановщик — Дина Логвинова Художник по костюмам — Полина Петелина Художник по гриму — Ульяна Логинова Звукорежиссер — Александр Жижов

— описание целей анализа;

— области использования фильма в психологии, психотерапии;

— кратко информация о фильме: о создателях, о сюжете, основных героях, о впечатлениях зрителей;

— средства художественной выразительности и приемы воздействия на зрителя;

— возможные психологические исследования на основе данного фильма.

Цели данного анализа:

— определить возможные области применения фильма в психологии;

— проанализировать средства художественной выразительности, используемые в фильме;

— определить направления возможных исследований данного фильма, вызываемые фильмом эмоциональные состояния, мысли зрителей.

На мой взгляд, фильм может быть использован в психологии следующим образом:

  1. Для иллюстрации идей в учебном процессе:

— Идея «эффективности» женского поведения. Семинар К.С. Лисецкого об эффективности женского поведения (в котором используется иной фильм, однако возможно использование этого фильма для сравнительного анализа)

— «Когнитивный смысл общения» (А.Ю. Агафонов).

В фильме у героя нет информации, которая бы подтверждала или опровергала догадки о себе, из-за этого возникают проблемы с самосознаванием. Другие в когнитивном смысле нужны, чтобы подтвердить (либо опровергнуть) теорию человека о самом себе.

— Идея трансформации личности, её развития у Проппа (книга «Исторические корни волшебной сказки», строение «волшебных» сказок), у Грофа (анализ шаманизма, ритуалов, мифов. Идея перинатальных матриц), а так же в духовных практиках.

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ Т.В. ГУСЬКОВА, М.Г. ЕЛАГИНА Выполнила студентка группы ПС-23 Шпакова Екатерина Общая характеристика работы В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические ...

— Идея задач взросления (отношения с именем, с телом, с лицом, с социумом и т. д.)

— Некоторые идеи психокосметологии (изменение внешности приводит к изменениям в системе отношений, в Я-концепции, и наоборот)

— Идея субъектности, надситуативной активности Личности в «роботизированном» мире

— Социально-психологические феномены (Например, феномен рассеяния ответственности)

  1. Возможно использование фильма в качестве материала для кинотерапевтической работы.
  2. Для изучения феноменов, идей, описанных в первом пункте. Для чего необходим подбор иных произведений с целью сравнительного анализа.
  3. Изучение средств художественной выразительности для создания психологических, психотерапевтических методик

О фильме:

«Снятый по мотивам рассказа Рэя Брэдбери, фильм раскрывает тему сохранения человечности и сострадания отдельного человека в роботизированном мире, подчинённом единому страху — страху пойти против этого самого мира.»

Роли в фильме исполнили Эрнест Темирханов (театр им. Ленсовета), Карина Разумовская (БДТ им. Товстоногова), Алексей Нилов («Улицы разбитых фонарей») и Дмитрий Месхиев (режиссёр фильмов «Свои», «Семь кабинок», продюсер).

Основным прецедентом данного проекта является то, что впервые за долгое время дебютный некоммерческий фильм, без серьёзных капиталовложений, получил поддержку известнейших кинодеятелей Санкт-Петербурга, в том числе Д. Месхиева, М. Уханова, С. Коваленко и киновыпускающих компаний («Миракль», «Шпиль»).

А для его реализации безвозмездно собралась съёмочная группа, состоящая из уже зарекомендовавших себя как по телевизионным, так и по кино-проектам, специалистам (Мария Лаврова-Семёнова, Глеб Вавилов, Александр Гришаев)

По словам режиссёра: «Именно то, что прочитав сценарий и поняв, как я его вижу, столько людей согласилось положить своё время и силы на этот проект, вселило в меня решимость идти вперёд и сделать этот фильм. В нём наша душа, наш стиль и наш мир.»

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

Опросник решает две задачи: определить отношение человека к трудной ситуации и выявить стратегию его поведения. Процедура проведения: клиент получает бланк с описанием 37 трудных жизненных ситуаций, ознакомившись с которыми, он должен ответить на вопросы: 1) насколько сложна для него описанная ситуация; 2) как он будет вести себя в этой ситуации. К описанию прилагаются возможные варианты ответов ...

Свой творческий путь режиссёр «По контуру лица» начал в составе медиа-группы «Deviant creations», которая в начале 2000-х годов произвела настоящую революцию в среде Петербургского, а потом и российского музыкального андеграунда, создав целую серию ярких клипов и медиа-проектов для таких групп как «Психея», «Аматори», «Джейн Эйр», «Периметр», немецкой «Spi-ritual», и даже для самих «The Exploited».

За неполные четыре года работы на Ленфильме, Павел Смирнов смог пройти путь от видео техника до режиссёра монтажа теле- и кино-проектов («Бог Печали и радости», телеверсия «18/14»), а также музыкальных клипов для звёзд российской эстрады.

Сюжет (репрезентирован на основе выделения смысловых дискрипторов)

  1. Сцена первая. Молодому человеку Дмитрию выносят приговор, нанося метку на лицо
  2. Пытаясь взаимодействовать с людьми, он понимает, что его игнорируют, «его для всех как бы нет».
  3. Встреча с другом (Саша), который тоже проигнорировал
  4. Влюбленность в девушку
  5. Встреча с девушкой, в которую влюблен. Прекращение общения из-за «метки» героя
  6. Встреча со «слепым», разговор с ним
  7. Прекращение наказания. «метку» убирают с лица
  8. Встреча с девушкой, которая оказывается в прошлой ситуации с героем
  9. Герой замечает её, когда все игнорируют. Начинает разговаривать с ней. Финальная сцена

Основные герои:

— Дмитрий, молодой человек, приговоренный на год к наказанию. Во время фильма показана динамика его переживаний в ситуации игнорирования со стороны общества, близких людей. Во время фильма происходит некая трансформация его личности.

— девушка, в которую влюбляется главный герой. Сначала замечает главного героя, но прекращает с ним общения после того, как замечает его метку, ведет себя как и все. В конце фильма оказывается в подобной ситуации. Эмоциональна, скорее всего, одинока.

4 стр., 1708 слов

Психологический анализ героев художественных фильмов 'Жить', 'Как я провел этим летом', '1+1', 'Снайпер'

1.Фильм «Жить» (Сигарев). Фильм "Жить" -это своеобразный фильм, три печальные истории из жизни людей, которые потеряли своих близких. Если жизнь после смерти близкого человека? И нужно ли отвечать на этот вопрос, нужно просто жить. Главные герои фильма - обычные люди в силу обстоятельств потеряли близких им людей. Эмоции этих людей очень сильны, потому что они способны создать новый мир человека. ...

— «слепой». По поведению зрячий. Ведет диалог с главным героем, излагая главную идею произведения.

Комментарии зрителей:

В целом фильм нравится, в процессе просмотра вызывает различные эмоции, «цепляет» одних меньше, других больше. Были зрители, которых фильм «не зацепил» вовсе, были зрители, испытавшие некоторые катарсические чувства. Выделяют интересную идею. Отмечают недостаток актерской игры, чрезмерную пафосность.

Р.

Картина мощная. От самого первого аккорда до последнего «Спасибо», несмотря даже на то, что так и не стало понятно, что это за клеймо на лицах, за что его ставят…

Музыка сразу задет тон, настораживает…

Появляется страх: Что с ним сейчас сделают? А потом как-то недоумение от того, что произошло. Возникает множество вопросов…

Все метание героя, беготня по улице, крики приводят к какой-то растерянности, к безысходности, к понимаю того, что ты не можешь ничем помочь, ведь ты видишь и слышишь, но он там, а ты тут!

Когда друг не протягивает ему руки, так и хочется сказать: «Козел!» Хотя в тоже время понимаешь, что так оно и должно быть… Ну законы жанра таковы…

Вновь появляется страх за героя, который оправдывается тем, что он берет нож…

Во время его рассуждений о семье, любви появляется надежда на лучше, кажется, что вот-вот все наладиться, и девушка его заметит… Драка… нерешительные шаги… и все рушиться… возникает разочарование, недоумение какое-то. Ну почему опять все у него не так???

Речь Нилова про серую массу, потом воспоминания героя, метающаяся девушка как он раньше… кажется, что он к ней рванет, а он почему-то отстраняться стал… Странно?! Но как говориться, все хорошо кончается, конец можно сказать слезливый, по крайне мере на это явно претендует…

16 стр., 7901 слов

Влияние фильмов ужасов на человека

... со своим страхом. Иными словами ситуация просмотра фильма создает достаточно комфортные условия для зрителя: события на ... героям, но тем анкетирование показало - 98 % «болеют» за жертву. При такой спокойной реакции на кровавые сцены стоит предположить что, у поклонников фильмов ... меня»[13]. Учитывая тяжелое детство режиссера, возможно, предположить, что снимая фильмы жанра хоррор, он переживал свои ...

Т.

Потрясающий фильм. Плакала. Спасибо за фильм!

С.

Очень интересная идея! Но в конце ожидался другой финал! Непонятно, почему к ней пошел.

А.

Где-то до середины фильм НЕ нравился, потому как казалось что не искренне и пафосно, ну не верилось мне актерам, потому смотрела только потому, что было интересно до чего, собственно, дойдет. Под конец стало сочувственно, только я так и не поняла чему именно или кому именно. Идея кино интересная, понравилась, но так пафосно снято, что невозможно.

А.

Операторская работа — вызывает эмоциональное напряжение чередование долгих облетов камерой комнаты, в которой происходит действие, и быстрых смен кадров. (в стиле фильма «Реквием по мечте») Также вызывает напряжение серо-синяя холодная цветовая гамма.

Отличный саундтрек. Эмбиент создает нужное настроение — иногда напряженный, иногда загадочно-мистический. Умиротворяющий пост-рок и драматичные симфонические аранжировки.

Наиболее впечатлившие сцены:

-нанесение узора на лицо главного героя.

-прогулка в толпе.

-вторая прогулка (посмотрите на меня, я ведь тоже существую!)

-разговор с другом (кто там? — там никого нет)

-встреча с девушкой (трогательный монолог главного героя)

-финальная сцена.

В целом — хороший фильм, с необычной идеей и интересной подачей. Иногда портит впечатление излишняя наигранность и скомканность. Большинство актеров переигрывают, и от этого появляется ощущение неестественности. Отлично показана серая толпа — пугающе и страшно.

Также иногда портят впечатление от просмотра операторские штампы, вызывающие ассоциации не к месту с другими фильмами.

Средства художественной выразительности и приемы воздействия на зрителя:

1. Часто во время фильма режиссер создает некоторое ожидание развития ситуации, затем строит сюжет в разрез с этими ожиданиями. Либо «раскачивает» зрителя, изменяя поочередно вероятность разворачивания события одним и другим образом. Во-первых, это создает интерес к последующему, во-вторых, вызывает эмоцию в тот момент, когда ожидания оправдываются или не оправдываются. Прием осуществляется, на мой взгляд, противоречиями в музыкальном сопровождении и зрительным образом, игрой актеров (в основном выражены пантомимически «намеки» то на одно поведение, то на другое).

8 стр., 3920 слов

Социологическое исследование 3

Частное образовательное учреждение высшего образования «НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ» (ЧОУ НПА) Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин на тему «Музыкальные предпочтения среди молодёжи» Работу выполнили: студенты 301 группы Козяков Р.С Авдеев Д.С, Кораблёв А.Н. Малыгин Н.А Проверила: Чадаева С.В, кфн, доцент. Нижний Новгород 2014 План: Введение Глава 1 Роль музыки в ...

Сцены, в которых используется этот прием:

— Встреча героя с другом;

— Герой берется за нож;

— Герой ждет ответа от девушки;

— Разговор героя с девушкой после драки;

— Сцена со «слепым» (все-таки слепой или не слепой);

— Выход героя на улицу после того, как убрали «метку» с лица;

— Финальная сцена с девушкой.

2. Режиссер соединяет осознанное и неосознанное, что также выступает в качестве методического приема. Если вдуматься и проследить логику, то в фильме происходящее разворачивается из-за «рисунка на лице», возникают вопросы: кто эти приставы?; что это за метка?; почему героя все игнорируют? и т. д. Между рисунком на лице и событиями нет логичной связи. Однако зритель сочувствует герою, следит за происходящим, складывает отношение к основным героям, к толпе. Возникает вопрос: «как зритель осознанно или неосознанно понимает метафору „метки“ на лице? Что это значит для зрителя?»

3. Работа с символами. Режиссер на протяжении фильма дает однообразный, символичный, ускоренный видеоряд нахождения героя в квартире (что напоминает фильмы «реквием по мечте», «День сурка»), выражая однообразие, безысходность, отягощенность каждого дня. В конце фильма разлетаются листики календаря, которые были задействованы в этом ряду, что символизирует «освобождение». Кроме того, на мой взгляд, погодные условия были использованы также в качестве символа (зима, снег, холодная осенняя погода).

Символом является и «метка» («клеймо») на лице героя как условие игнорирования его со стороны общества (конкретное содержание метки, полагаю, зрители понимают по-разному).

7 стр., 3437 слов

Исследования города. Когнитивная карта городской среды

Кевин Линч (1982) в монографии «Образ города» исследовал структуру реального образа, которая помогает человеку ориентироваться в городе. На английском языке книга вышла в 60-ые годы и стала очень популярной. Основной пафос книги был направлен против утилитарного индустриального строителства. Кевин Линч стал говорить о человеческих ценностях в городской среде. Методы, которые использовал автор ...

4. Режиссер пользуется приемом «интертекст», ссылаясь на произведение Рэя Брэдбери (герой сдувает пыль с этой книги), по мотивам его рассказа был сделан фильм. Таким образом, расширяется смысловое поле для зрителей, уловивших эту связь.

5. Создает различное настроение и специфика съемки: Когда героя, например, по кругу снимают в самом начале, то атмосфера очень накаляется.

6. Воздействие через монологи, диалоги отмечается зрителями как самое слабое в фильме. Это может быть связанно с игрой актеров, а возможно — с несоответствием пафосности текстов и содержанием кадра. Однако простые слова «привет», «я есть», «ты есть» и т. д., очевидно, в конце фильма звучат не так, как мы привыкли в повседневной жизни из-за особой значимости этих слов для героев, что и понимает зритель. Возможно благодаря в том числе такому «новому», «свежему» звучанию простых слов ситуация вызывает эмоцию.

7. Музыкальное сопровождение создает настроение, внося дополнительное описание происходящему. Симфоническая музыка создает ощущение масштаба ситуации, её объема, драматичности, она чередуется с пост-роком, умиротворяющим, спокойным.

8. Актер как средство художественной выразительности играет важную роль. Образ «слепого», на мой взгляд, вносит большую долю в восприятие фильма как «пафосного», в каких-то местах «неискреннего». Однако через его монолог происходит общение с автором.

9. Создание высокой степени условности ситуации фильма (что вызывает вопросы: что это за «клеймо»?; в чем причина наказания?; что было с героем до этого?; почему все так реагируют на «клймо»?) позволят, на мой взгляд, «обнажить» главную идею фильма. Кроме того, из-за недостатка информации, из-за условности зритель вынужден проецировать свои догадки, выстраивать ассоциации.

10. Режиссер показывает «роботизированный» мир с помощью образов судебных приставов (одна из которых в конце фильма даже разговаривает как робот в детских мультфильмах) и с помощью игнорирующей толпы, в которой практически не видно лиц. Виден только поток людей (роботов, индивидов).

На таком фоне финальная сцена выглядит ярко. Противопоставляет также режиссер образ главного героя в начале фильма и его образ в конце, сохраняя практически весь «фон» и изменяя самого героя внешне и поведенчески.

Возможные психологические исследования на основе данного фильма

  1. Исследование степени влияния на возникновение эмоции различных видов художественной выразительности: музыки, видеоряда, игры актеров;
  2. Исследование различных типов восприятия людьми одних и тех же сцен. Нахождение причин различий. Например, финальная сцена, сцена с другом;
  3. Исследование поведения человека в ситуации социальной изоляции;
  4. Исследование восприятия фильма после возникновения ситуации неопределенности (с «меткой» на лице).
  5. Исследование поведения людей с негативным отношением к собственной внешности.
  6. Исследование воздействия интертекстуальных приемов.