«Северный (Арктический) федеральный университет имени м.В. Ломоносова» 7

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра педагогики

(наименование кафедры)

Пластинин Роман Алексеевич

(фамилия, имя, отчество студента)

Институт

ВШЭиУ

курс

1

группа

281405

Менеджмент 38.03.02

(код и наименование направления подготовки/специальности)

РЕФЕРАТ

По дисциплине

Психология

На тему

Взаимодействие сознания и подсознания

(наименование темы)

Отметка о зачёте

(дата)

Руководитель

Доцент

Заозерская С.В.

(должность)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

(дата)

Архангельск 2014

ЛИСТ ЗАМЕЧАНИЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

1 Сознание как высший уровень развития психики……………………………5

2 Понятие подсознания…………………………………………………………..7

3 Взаимодействие сознания и подсознания…………………………………….8

Заключение………………………………………………………………………..10

Список использованной литературы……………………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, его психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных.

В этой работе я хочу рассмотреть, что такое сознание, что такое подсознание и как они взаимодействуют.

1 Сознание как высший уровень развития психики

Сознание – это высший уровень психического отражения, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего он способен познавать и преобразовывать окружающую действительность.

Сознание возникло тогда, когда произошел переход от жизни, заключавшейся в приспособлении к природной среде, к жизни, в основе которой лежал труд, как общественный процесс преобразования природы. Именно труд (орудийная, продуктивная деятельность) явился первым и важнейшим фактором, благодаря которому сформировался человек и возникло его сознание.

Вторым условием возникновения сознания является речь (язык, как система символов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, признаки и отношения между ними).

Она возникла из тех форм общения, в которые вступали люди в процессе труда. Значение языка для формирования сознания заключается в том, что он проникает во все сферы сознательной деятельности человека, выводя на новый уровень развития и протекания его психических процессов.

Следует различать общественное и индивидуальное сознание. К явлениям общественного сознания принадлежат создаваемые обществом знания о природе, обществе, о человеческом мышлении. Индивидуальное сознание – высшая форма отражения действительности конкретным человеком.

Особенности сознания

1. Категориальность – отражение действительности через призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение на основе концептуальных схем.

2. Отражение существенных в данной ситуации взаимосвязей.

3. Осознание целей деятельности.

4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.

5. Сознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Структура сознания (А. В. Петровский):

1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. Таким образом, в его структуре обнаруживаются все познавательные процессы.

2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. Только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию – способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.

3. Обеспечение целеполагающей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий.

4. В структуру сознания входят также определенные отношения.

Каждая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется и их сознание. В данный исторический момент развитие сознания людей осуществляется ускоренными темпами, вызванными техническим, научным и культурным прогрессом.

2 Понятие подсознания

Подсознание — это место протекания психических процессов в мозге без отображения их в сознании и помимо сознательного управления.

Считается, что за работу сознания отвечает кора головного мозга, а за работу подсознания отвечает сам головной мозг или как его ещё называют — подкорка.

Вся деятельность подкорки (подсознания) определяется инстинктом самосохранения, который заставляет человека поступать в соответствии со своими эмоциями, инстинктами и потребностями. То есть в подсознании находятся все привычки поведения, стереотипы, страхи, комплексы, переживания.

Также в подсознании в одно целое соединены три функции управления:

  1. Управление мышцами тела.
  2. Управление соматическими функциями (функциями работы внутренних органов, гормональной системой).
  3. Управление сознанием через психические переживания (эмоции).

Эти функции подсознания позволяют человеку осуществлять на автоматизме большую часть своей повседневной деятельности, помогает закрепить профессиональные и повседневные навыки, такие как обращение с инструментами, вождение автомобиля, плавание и др.

3 Взаимодействие сознания и подсознания

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализировать. Выделяют:

подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;

собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания.

Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу терапевтической практики «психоанализа». Психоанализ включает поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека. Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

Сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, если задуматься, о работе мозга, то он предстает в нашем сознании самым таинственным органом из всего тела человека. Не смотря на существующие современные технические устройства (микроскопы, сканеры и т.п.), человек еще крайне мало знает о деятельности мозга, о тех процессах, которые протекают в нем на сознательном и, тем более, бессознательном уровнях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1Электронная книга: Психология / учебное пособие/ Ю. Н. Лачугина

http://www.twirpx.com/file/453056/

2 Электронная книга: Столяренко Л.Д. Основы психологии.

http://dedovkgu.narod.ru/bib/stoljarenko1.htm