27 билет ГОС

Вопсрос 27.

Основные механизмы социального познания и этапы когнитивной работы

  1. Понятие познания
    1. Проблема познания в науке.
    2. Рациональное и чувственное познание
    3. Социальная психология познания
  • В философии (в разделе «теория познания»)
  • В социологии (как самостоятельная дисциплина существует «социология познания»).
  • В психологии
  • Психология социального познания — специфический угол зрения на проблему (70-е г. г.).
  • Подходы при изучении социального познания
  • Предпосылки психологии социального познания
  1. Понятие социального познания
    1. Специфика социального познания
    2. Социальная перцепция и социальное познание
  • Дж.Брунер
  • Понятие социальной перцепции. Основные положения теории newlook.
  • Социальное восприятие и социальное познание
  1. Социальное познание — конструирование реальности
  • Познание и деятельность
  • Познание и общение
  • Современное понимание явления «социальное познание»
  1. Основные механизмы социального познания
  1. Категоризация
  2. Идентификация — предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки представить себя на его месте.
  3. Эмпатия — эмоциональное вчувствование. Основана на умении представлять себе, что происходит внутри другого человека.
  4. Аттракция — основана на формировании к партнеру по общению (I *) чувства.
  5. Социальная рефлексия — способность представить как ты воспринимаешься партнером по общению.
  6. Каузальная атрибуция — приписывание другому определенных мотивов поведения
  1. Этапы когнитивной работы (этапы «работы» с социальной информацией)
    1. Внимание
    2. Кодирование
    3. Хранение
    4. Воспроизведение
  2. Детерминанты социального познания — исследования в области психологии социального познания
  1. Психологические (эмоционально-мотивационные)
  • Социальные установки
  • Гипотеза «селективной экспозиции информации:
  • Биполярный способ подбора «аттитюдно-релевантной» информации
  • Феномен перцептивной защиты
  • Принцип последней попытки Олпорт
  • Феномен «веры в справедливый мир» Лернер
  • Феномен «выученной беспомощности» Салигман
  1. Социальные
  • Социальный консенсус
  • Система конвенциональных значений
  • Информационная теория конфрмности Джерард и Дойч
  • Идея дискурса Харре
  • Социальные ценности1
  • Ошибки
  • Сверхвключение
  • Сверхисключение
  1. Элементы познавательного процесса
  • Эвристики Бергер, Лукман
  • эвристика представленности
  • эвристика наличности
  • Прототипы
  • Схемы
  • Скрипты
  • Имплицитные теории личности
  1. Элементы социального мира = результаты, продукты познания

Найссер, Fiske, Taylor

9 стр., 4338 слов

На тему: «Виртуальная реальность как социальный феномен»

... социологии и политологии Реферат На тему: «Виртуальная реальность как социальный феномен» Студент группы ВЭД-10а Сомкин Д. А. Руководитель: ... познающих в себе людей, их сознание и познание и использование результатов познания в обустройстве человеческой жизни, и разве возможно ... всей культуры современности, чтобы говорить о качественно новом этапе ее развития. Конечно, вся культура и наиболее значимая ...

  1. образ-Я,
  2. образ Другого,
  3. образ Группы (Организации),
  4. образ Времени,
  5. образ «Среды»,
  6. образы других
  7. социальных явлений,
  8. образ Общества

Традиция изучения социального познания

  • в философии (в разделе «теория познания»)
  • в социологии (как самостоятельная дисциплина существует «социология познания»).
  • психология социального познания — специфический угол зрения на проблему (70-е г. г.).

Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в сознании, результат — получение нового знания об окружающем мире.

Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.

Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания.

В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком все общество.

Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо в широком смысле весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Существуют две ступени познавательной деятельности.

На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. Sensitiu воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются: а) ощущение, отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств; б) восприятие

У субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства; в) представление

Форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. Ratio разум).

На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в формах

  1. Понятия,

Представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений

  1. Суждения

Форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

  1. Умозаключения,

Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. Е. С чувственным познанием, которое служит для него основой.

Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке.

Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

В истории философии существовали различные определения понятия истина. Наиболее часто употребляемым является следующее: истина это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

По своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. Д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

Единство чувственного и рационального в познании

Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком.

Само понятие есть результат исторического опыта человечества в целом или исторического опыта тех или иных общностей людей, социальных групп. Понятия постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются, уточняются в процессе непосредственного действия с конкретными объектами, особенно в те моменты, когда возникают новые актуальные проблемы (что, собственно, имеет место в любой области человеческой деятельности).

«Чувственность» и «рациональное мышление» находятся в единстве и взаимодействии.

Объяснение и понимание — важнейшие познавательные процедуры Объяснение и понимание — два взаимодополняющих познавательных процесса.

В процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других.

Процесс объяснения

  • устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о законах и отдельных явлениях природы
  • позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов
  • относится к фактам, событиям, процессам или закономерностям, существующим или имевшим место в прошлом, тогда как предсказание относится к тому, что должно произойти в будущем.

Предсказание и предвидение — необходимая основа для осуществления планирования и проектирования социальной и производственно-практической деятельности. Чем правильнее, глубже и обоснованнее наше предвидение возможных событий, тем эффективнее могут оказаться наши действия.

На всех этапах нашей познавательной деятельности нам постоянно приходится сталкиваться с чем-то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует.

В этих случаях мы и говорим, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего или почти ничего не знаем. Понимание взглядов, мнений, убеждений, верований и целей других людей — чрезвычайно сложная задача.

Понимание — длительный и сложный процесс.

Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому.

При этом осуществляются такие процедуры, как

  • интерпретация — первоначальное приписывание информации смысла и значения;
  • реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и значения;
  • конвергенция — объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;
  • дивергенция — разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы;
  • конверсия — качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование и т. д.

Понимание — преобразование, создание абстракций высших уровней и объединение их, выработка новых признаков, их накопление, преобразование, разрешение возникающих смысловых противоречий.

Процесс понимания состоит в усвоении знаний, уже выработанных другими людьми или эпохами,

и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию. Именно так происходит выработка понятий.

Психология социального познания

Психология социального познания относительно недавно заявила о себе как о самостоятельной области психологической науки,

Процесс познания тесно связан для человека с осознанием, осмыслением связей внешнего мира,, с общением и деятельностью в мире.

Проблема познания рассматривается в философии, искусстве, науке и в определенных областях практики. В каждом из этих измерений проблема обретает свой особый вид.

Специфическое решение предложено в психологии.

Социальное познание

  1. Речь о способах, методах изучения социальной реальности

научное познание совокупности социальных явлений, отношений, фактов

  1. Познание социального мира обыденным человеком, познание повседневной реальности

не научное знание, «знание» в непосредственном жизненном опыте (Социальная психология)

Бурный темп социальных изменений, развитие средств массовой информации требуют от человека большей адаптации к социуму, умения «совладать» с новой ситуацией — познание социального мира обыденным человеком становится специальным предметом исследования.

Самыми ближайшими «предшественниками» психологии социального познания являются разделы общей психологии — когнитивная психология, психология межличностного и межгруппового восприятия, теории когнитивного соответствия и атрибутивных процессов.

Специфика познания окружающего социального мира не достаточно четко обозначалась.

Психология социального познания — как человек строит образ социального мира или «конструирует» социальный мир.

  1. раскрыть механизмы, посредством которых человек осознает себя частью то социальной реальности,
  2. совокупность социальных факторов, которые обусловливают эти процессы.

Социальное познание — процесс конструирования социальной реальности.

Конструирование социальной реальности — приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла.

Социальное познание

в отличие от познания физического

  1. не простое пассивное приспособление человека к внешнему миру
  2. человек познает мир в зависимости от того, как он действует в нем, и вместе с тем действует в нем в зависимости от того, как он познает его
  3. связь между познанием и действием человека
  4. сам процесс познания — не простое фиксирование внешних связей и отношений, но реконструкция их, создание определенной внутренней картины мира, при построении которой роль того, кто ее строит, особенно велика
  5. двусторонний процесс: воспринимаемый одновременно воспринимающий «воспринимающего»

воспринимаемый человек, социальное действие изменчиво

Образ мира — исходный пункт и результат познавательного процесса, направляет нашу познавательную активность.

Фокус интереса психологии

социального познания

  • помочь человеку ориентироваться в системе социальных связей, противоречий: описать и объяснить те особенности, которые свойственны человеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами
  • выявить психологические и социальные факторы, делающие адаптацию человека в современном мире успешной
  • конструирование социального мира на разных этапах социализации

Требования к человеку

как субъекту познания резко возрастают

в новой ситуации:

  • усложнение общественной жизни, бурный темп социальных изменений, развитие СМИ
  • необходимо адекватно интерпретировать наблюдаемые факты для адаптации к социуму,
  • умения «совладать» с новой ситуацией, оптимизировать деятельность,
  • понять происходящее, ориентироваться в мире
  • условия «быстрой категоризации» (Тэшфел), когда решения принимаются на основе не до конца осмысленного опыта

Психология социального познания как отдельная самостоятельная область исследования возникла из двух источников: непсихологических (философия, социология познания) и психологических (определенные разделы общей психологии, психосемантика, когнитивная психология, социальная психология).

Предпосылки психологии социального познания

  • психология межличностного восприятия, область социальной перцепции:
  • анализ атрибутивных процессов
  • теории когнитивного соответствия.

В каждой из 3 областей выявлена специфика социального познания мира.

Познание социального мира обыденным человеком становится специальным предметом исследования.

Подходы при изучении социального познания

  • Методы изучения социальной реальности — научное познание социальных явлений, отношений, фактов
  • Область интересов социальной психологии: познание социального мира «обыденным» человеком, повседневной реальности своей жизни — знание, которое складывается в непосредственном жизненном опыте человека

2ой подход стал особенно актуален в 1950х.

Логика развития социальной психологии

  • в общей психологии — прорыв в изучении познавательных процессов
  • предмет особой отрасли психологической науки — когнитивной психологии
  • появление ЭВМ — операции, ими выполняемые, сходны с когнитивными процессами человека;
  • угроза упрощения процесса познания — новые подходы, ориентированные на анализ когнитивной активности индивида в условиях естественной целенаправленной деятельности (Найссер, 1981)

Выделяют основных традиции в изучении социального познания в психологии:

  • Позитивизм эмпирического толка — номотетический подход, США
  • Понимающая психология, идеоматический подход
  • Лингвистические методы, дискурс-анализ, контент-анализ и пр.

В 20 в. Выделилось альтернативных направления в рассмотрении проблем познаниыя — американская и европейская традиции.

  1. Европейская:изучение детерминант процесса социального познания

Тешфел, московиси, штрёбе, хюстон, берген, лукман;

Акцент делается на коллективном знании некоторой социальной группы, процессе формирования представлений у людей.

  1. Американский подход: акцент на индивидуальные механизму социального познания

Олпорт

  1. В дискурсивной психологии акцент рассмотрения познания смещён на производство знания, которое рождается в дискурсе (контакт — взаимодействие).

Психология социального познания имеет корни как непсихологических, так и психологических источников. Представляет собой особую область науки.

В 20 в. Одной из «родительских» дисциплин, а именно. В общей психологии, также во второй половине века наблюдается огромный прорыв в области изучения познавательных процессов. Познавательные процессы — все больше становятся предметом когнитивной психологии.

Был сделан шаг всторону социально-психологического исследования когнитивных процессов — проблематика межличностного восприятия (и вообще

Социальной перцепции), анализ атрибутивных процессов и теории когнитивного соответствия.

Первые обзорные работы по психологии социального познания

Появились с начала 70-х г. г. Наиболее фундаментальный труд — с. фиске и ш. тэйлор «социальное познание» (fiske, taylor, 1994).

В проблематике психологии социального познания можно выделить четыре основные блока:

  1. Общая характеристика работы с социальной информацией — специфика процесса социальной категоризации. В любом социально-познавательном процессе должны быть учтены культурно-исторические особенности тех условий, в которых этот процесс осуществляется (герген).
  2. Детерминанты процесса социальной категоризации
  3. Элементы социального мира включённые в процесс
  4. Социальные институты, в рамках которых процесс конструирования социального мира осуществляется.

Понятие социальной перцепции

Понятие «перцепция» ввел Брунер в 1947 г.

«Новый взгляд» (New Look)

— всякое восприятие предполагает акт категоризации все, что воспринимается, приобретает значение — относится к категории.

  1. Категории — правила, по которым мы относим предмет к определенному классу.
  2. Реальность дана в восприятии.
  3. Категоризация — основа действий.
  4. Восприятие —построение «модели мира».
  5. Индивид подходит к ситуации восприятия с определенными ожиданиями, ГИПОТЕЗАМИ, предположениями относительно того, как взаимодействовать с воспринимаемым объектом.
  6. Гипотеза — регулятор перцептивной деятельности.
  7. Всякий акт восприятия включает проверку гипотезы: мы принимаем решение категоризировать объект.

Резюме положений «Нового взгляда»

  • восприятие есть всегда процесс принятия решения, который основан на использовании отличительных признаков
  • использование отличительных признаков позволяет совершить переход к выбору категории, которая может быть определена как набор правил, по которым воспринимаемые явления можно объединить в один класс, комбинировать и т. д.
  • категории различаются по их готовности, т. е. по легкости, с которой объект можно к ней отнести
  • готовность зависит от ожидаемой вероятности явления и от активности воспринимающего субъекта
  • «перцептивная готовность» имеет две функции: минимизирует неожиданности внешней среды и максимизирует успех восприятия
  • можно осуществлять «обучение» категориям, их системным свойствам, их связям с другими категориями — чтобы минимизировать ошибки
  • предложенная программа оптимизации восприятия прямо предполагает значительно большую роль в нем процессов мышления
  • чем сильнее потребность индивида в чем-либо, тем значительнее поведенческие детерминанты восприятия
  • при принятии перцептивного решения резко повышается вклад субъекта восприятия

Восприятие — процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Восприятие служит необходимым этапом, предваряющим формирование образа, понимание.

Воспринятые элементы физического облика, внешности или экспрессии выступают многозначными социальными сигналами, поясняющими, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, уверен ли он в себе, общителен ли и т. п.

Образ — представление о другом — формирует определенную установку по отношению к данному человеку, определяет эмоциональное и познавательное отношение к нему, направляет поступки, т. е. выступает регулятором поведения во взаимодействии с этим человеком.

Это процесс взаимодействия объективного и субъективного восприятия.

Социальная перцепция отличается от перцепции:

1. Воспринимаемый объект не пассивен.

2. Внимание воспринимающего субъекта сосредоточено на оценочных интерпретациях партнера.

3. Процесс социальной перцепции эмоционально окрашен.

Функции перцепции:

1. Познание себя

2. Познание партнера по общению.

3. Организация совместной деятельности.

4. Установление эмоциональных отношений.

Характеристики социальной перцепции

  • Константность
  • Целостность
  • Предметность и др.

Исследования социальной перцепции вплотную приближаются к исследованиям социального познания

— многочисленные исследования межличностного восприятия, роль социальных установок при формировании первого впечатления, роль стереотипов в перцептивном процессе, в том числе при межгрупповом восприятии, а также тех условий, при которых достигается понимание человека человеком.

Из последних особое значение имеют механизмы идентификации и рефлексии.

Два значения термина «понимание» в социальном познании

  1. Сочувственно отнестись к нему (что обозначается термином «эмпатия») и принять его полностью таким, каков он есть. В данном случае уместно говорить об идентификации: ситуация другого человека при этом не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».
  2. Принять в расчет объяснения, учесть их, но вовсе не согласиться безоговорочно с ними. «понимание» включает соображения, доводы, поиски аргументов и т. п.

Идентификация буквально означает отождествление себя с другим, уподобление ему; иногда ее определяют как умение «встать на точку зрения» другого человека.

Рефлексия — осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению: знание того, как другой понимает меня, воспроизведение внутреннего мира другого человека, в котором присутствует «образ» партнера.

Процесс социального восприятия требует здесь включения целого ряда операций, свойственных мышлению.

Механизмы социальной перцепци

1. Идентификация — предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки представить себя на его месте.

2. Эмпатия — эмоциональное вчувствование. Она основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека.

3. Аттракция - основана на формировании к партнеру по общению (I *) чувства.

4. Социальная рефлексия — способность представить как ты воспринимаешься партнером по общению.

5. Каузальная атрибуция — приписывание другому определенных мотивов поведения

Область социальной перцепции включала когнитивные процессы, мотивацию, эмоции, личность

Пр. Эффекты межличностного восприятия

«гало-эффект» = «эффект ореола»: при восприятии незнакомого человека образ строится не на основе непосредственно воспринятого, а встраивается в некоторую предшествующую информацию о человеке, окружающую его определенным ореолом (положительным, как правило, но, возможно, и отрицательным).

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления в том случае, когда имеется минимальная предварительная информация о воспринимаемом человеке: лишь некоторый набор либо позитивных, либо негативных качеств, якобы ему присущих, как правило, касающихся моральных свойств личности. Ореол выступает фильтром, через который пропускается лишь ограниченное число качеств, либо положительных, либо отрицательных, и это тоже — определенная когнитивная «работа».

С этим эффектом связаны два других — «первичности» и «новизны», обусловливающие построение образа воспринимаемого человека в зависимости от порядка предъявления информации о нем (какие качества называются вначале и какие — впоследствии).

27 билет ГОС — Стр 2

Социальная категоризация С.Фиске и Ш. Тэйлор «Социальное познание» (1994)

  • социальное познание — возникает и поддерживается социальным взаимодействием, коммуникацией
  • социальное познание имеет дело широким кругом социальных объектов (шире объектов социального восприятия)
  • социальное познание социально разделено: его результаты являются общими для членов общества, «разделяются» ими — обеспечивается возможность взаимодействия людей
  • категоризация — средство восприятия, интерпретации социального мира умозаключение

Социальная категоризация — отнесение каждого нового воспринимаемого объекта к некоторому классу подобных и уже известных ранее объектов, т. е. к категории. Категория — одно из базовых понятий концепции дж. Брунера, когнитивной психологии.

Люди живут в относительно стабильном мире, где предметы обладают относительно устойчивыми начениями, благодаря чему человек и может идентифицировать их. Категоризация выступает как инструмент, посредством которого человек систематизирует свое окружение, на основании чего только и можно в этом окружении действовать.

Социальное познание и социальное конструирование

  1. Процесс коммуникации включен в процесс познания
  2. Связь между познанием и действием:
  • человек познает мир в зависимости от того, как он действует в нем,
  • действует в нем в зависимости от того, как он познает его.
  1. Язык играет решающую роль интерпретации окружающего мира — наряду с объективной реальностью существует субъективная реальность. Уже ребенок начинает воспринимать мир в заданной рамке.
  2. Познание — процесс реконструкции внешних связей и отношений. Человек активно конструирует мир: систематизация, организация, структуризация информации о мире для понимания смысла.
  3. Важнейшая потребность сохранения соответствия образа мира, сложившегося в голове, реальному миру.

Детерминанты социального познания

  • Психологические — эмоционально-мотивационные

Социальные установки (аттитюды)

Через установки в социальное познание включается эмоциональный компонент (включение эмоций в познавательный процесс + связь познания с поведением)

Су задействованы в осмыслении социальной реальности, вторгаясь в процесс категоризации

Су направляют поиск и воспроизведение социальной информации

Гипотеза «селективной экспозиции информации: субъект демонстрирует избирательный отбор информации в зависимости от совокупности имеющихся у него аттитюдов; информация отбирается или при наличии очень сильного, или, напротив, очень слабого аттитюда на объект;

Биполярный способ подбора «аттитюдно-релевантной» информации (judd, kulik, 1980): индивид запоминает, фиксирует либо про-, либо контра-аттитюдную информацию, но пропускает нейтральную

Феномен перцептивной защиты

Принцип последней попытки

Г.олпорт — стремление человека в сложных для него обстоятельствах «цепляться» до последнего за какую-то привычную истину, отгораживая ее от идущих извне воздействий («угроз»)

Феномен «веры в справедливый мир»

М.лернер — человек верит в то, что лично с ним без его вины не может случиться что-либо «плохое», поскольку мир справедлив, и в нем каждый получает то, что заслужил

Феномен «выученной беспомощности»

М.селигмен — разрушение образа справедливости приводит к тому, что человек разуверяется в возможности контролировать свои действия, добиваться результата, зависящего от него; возникает апатия, поведение приобретает черты «жертвы», что является следствием разрушения веры в справедливый мир

  • Социальные детерминанты

Сама деятельность + условия как важнейший детерминант процесса

Выявлены также те параметры деятельности, которые детерминируют процесс восприятия (например, уровень ее развития, иначе: теснота кооперативных связей; ее успешность или неуспешность и пр.).

Выявлены и конкретные параметры восприятия, на которые оказывает влияние совместная деятельность: точность восприятия, и его полнота, и его динамика по мере развития совместной деятельности, содержательные характеристики («набор» тех качеств другого человека, которые воспринимаются субъектом восприятия).

Социальный консенсус — влияние на процесс индивидуального познания соц явлений принятых образцов толкования в культуре, обществе (конвенциональных значений).

КЗ — договоренности в обществе относительно общепринятой интерпретации универсальных характеристик мира:

времени, пространства, изменения, причины, судьбы, числа, отношения частей к целому и пр.

Система конвенциональных значений описана в системе категорий, при помощи языка, элемента культуры. КЗ образуют «модель мира», сетку координат, которой пользуются люди при восприятии — конструировании мира СК может нарушаться — «слом социального консенсуса». люди не обязательно следуют общепринятому, есть пространство для несогласия — реинтерпретации принятого, инакомыслия, альтернативного взгляда на мир. При сломе социального консенсуса — новое видение мира (Т.Кун = «сменой парадигм»).

Информационная теория конфрмности (Г.Джерард и М. Дойч)

Диалог большинства и меньшинства — сравниваются интерпретации. Ситуация поиска информации в условиях необходимости соотносить свое поведение и интерпретации с другими.

Идея дискурса — новая парадигма социальной психологии, связывает процесс познания социального мира и действия в нем (Р.Харре)

На основании одинаково понимаемых значений люди могут совместно действовать.

наличие разных систем значений порождает необходимость постоянного обмена — для достижения взаимопонимания = построения адекватной и разделяемой с другими картины мира:

Дискурс —рассуждение по поводу какой-либо проблемы, обсуждение, «разговор», апелляция к тексту

Оттачиваются конвенциональные значения —согласованные интерпретации социальных объектов и событий

Трактовка категорий обогащается новым содержанием  дискурс = способ совместного конструирования мира

Социальные ценности2

  • Человек «смотрит» на мир через призму определенной системы ценностей
  • Новая информация отбирается так, чтобы «подтвердить» структуру ценностно-нагруженных категорий
  • Могут возникать два типа ошибок:

Сверхвключение — в категорию включаются объекты, которые на самом деле к ней не относятся

Сверхисключение — когда мы имеем дело с позитивно-нагруженной категорией: стремление предотвратить попадание недостойных в категорию

Сложный процесс «работы» с социальной информацией развертывается на протяжении четырех основных этапов:

  1. Внимание,
  2. Кодирование,
  3. Хранение,
  4. Воспроизведение.

Элементы познавательного процесса

  1. Эвристики - свод принципов, на основании которых возникают субъективные вкрапления в процесс познания

(Бергер, Лукман, 1995)

Эвристика представленности — человеку свойственно рассматривать какие-либо факты, как более широко представленные, чем они есть на самом деле; он опирается на свой жизненный опыт, на большую вероятность события

Эвристика наличности — явление оценивается на основе готовых суждений, которые имеются в памяти, легче приходят на ум при формулировании оценки

  1. прототипы,
  2. схемы,
  3. скрипты,
  4. имплицитные теории личности.

Основной массив экспериментальных исследований и различных теоретических построений касается как раз детальной разработки каждого из указанных элементов.

Элементы социального мира

= результаты, продукты познания (найссер, 1981; fiske, taylor, 1994)

Образ-Я,

Образ Другого,

Образ Группы (Организации),

Образ Времени,

Образ «Среды»,

Образы других

Социальных явлений,

Образ Общества

Образы складываются в межличностном и межгрупповом взаимодействии

Социальная идентичность — механизм формирования образа-я

Теория социальной идентичности А. Тэшфела (1978)

Привязанность к группе влияет на восприятие и понимание социального мира: принадлежность к группе обусловливает конструирование его образа совместно с другими членами группы.

Временная идентичность

— потребность определить свое место в некоторой временной перспективе, соотнести время своей жизни с временем эпохи, в пределах которой эта жизнь протекает.

Идентичность с окружающей средой — «идентификация с местом»

— человек использует своего рода когнитивную карту с обозначением места своего пребывания, как бы помещает себя в определенное пространство

— индивид вырабатывает категории для описания «утраченной» и «актуальной» среды.

КАЖДЫЙ познает мир через призму восприятия среды своего пребывания.

Теория социальных представлений С. Московиси (1987)

Московиси полагает, что человек испытывает потребность «приручить» новые впечатления и тем самым уменьшить риск неожиданности, построить для себя относительно непротиворечивую картину мира. Социальное

представление — фактор, конструирующий реальность для индивида и для группы.

Семья и школа, средства массовой информации и церковь на протяжении всего процесса социализации «организуют» формы и способы постижения человеком социальной реальности.

«люди действуют в мире

в соответствии с тем, как они познают его, но они познают его в

соответствии с тем, как они действуют в нем"

1 искажения информации, которые связаны с индивидуальными психологическими особенностями познающего:

«субъективность» оценок под влиянием социальных ценностей max

2 искажения информации, которые связаны с индивидуальными психологическими особенностями познающего:

«субъективность» оценок под влиянием социальных ценностей max

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector