Агрессивность детей

ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

С самого рождения ребенок двояко реагирует на окружающую действительность: он доволен ею или не доволен. С проявлением удовольствия все просто: ребенок улыбается, он внешне спокоен, его родители счастливы. Неудовольствие же младенца будь то плач, крик, брыкание, кусание, пачкание, отказ от еды, разрушение того, что на его взгляд ценно для обидчика — все это порождает у окружающих массу неприятных эмоций. Подобное деструктивное поведение ребенка часто пугает и нервирует взрослых. Сколь неприятно бывает выслушивать жалобы со стороны воспитателя, учителя или тренера на агрессивное поведение сынишки или дочери! И первой реакцией родителей, как правило, становится упрек или наказание ребенка с целью «встроить» его в социальные рамки, наложить запрет на подобное поведение. К сожалению, это редко приводит к решению проблемы, поскольку в стороне остается самое главное, а именно, что ребенок хотел этим показать, о чем он сообщал таким образом. В таких случаях важно помнить, что только понимание причины, толкнувшей ребенка на подобные действия, может подсказать правильные пути решения проблемы.

Разумеется, понять мотивы человеческого поведения крайне сложно. Далеко не каждый взрослый может с точностью сказать, какое чувство и почему он испытывает. Еще труднее понять чувства ребенка, который еще плохо говорит, а тем более не может найти слова для обозначения таких абстрактных понятий, как эмоции. Малышу куда ближе мир предметный, где можно потрогать, ощутить физически. Ему проще выразить себя в определенных действиях. Поэтому чтобы понять, почему ребенок укусил за ухо соседского мальчика или сломал игрушку у девочки из детского сада, надо, прежде всего, научиться расшифровывать поведенческий «язык» ребенка.

Первым шагом на пути к решению проблемы может стать понимание вами, что ваш ребенок способен на агрессивное поведение. Агрессия может быть естественной реакцией, если малыш ощущает угрозу себе или любимым объектам (будь то живой человек или плюшевый мишка), если посягают на его территорию. Чувство собственной безопасности — это базисное чувство, которое формируется у ребенка с самого рождения и связано с тем, какой образ внешнего мира мать «транслировала» своему малютке.

3 стр., 1339 слов

Лекция 1. Особенности моторного развития детей с проблемами в развитии

... Самостоятельная работа Тема 1: Особенности моторного развития детей с проблемами в развитии План: Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные специфические понятия ... функций, а также формирование двигательных возможностей и потребностей детей, необходимых для социально-адаптивного поведения в настоящем и будущем. Основные специфические понятия. Физическое ...

Приведем простой пример. Ребенок появляется на свет в тот период, когда его мать переживает личную драму, находится в тревоге за свое, а, следовательно, и его будущее, испытывает отчаяние и тоску. Малыш, для которого еще нет разделения на «я» и «не-я», наполняется теми же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающей действительностью говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, здесь много боли и непредсказуемости. Впоследствии это перерастает в недоверие ко всем и ко всему, для него теперь любое проявление извне может истолковываться как нападение. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными и пугают подчас даже взрослых, которые, пытаясь справиться с таким неконтролируемым ребенком, своими действиями подчас лишь усиливают его страх и ребенок может «перейти в рукопашную».

Очень часто за таким ребенком в школе или детсаду закрепляется клеймо психически неуравновешенного человека, драчуна; ребенок же, чувствуя такое отношение к себе, начинает беспокоиться еще больше, поскольку осознать происходящее ему не под силу. В школе, где нагрузка на психику ребенка возрастает, его страх очень часто мешает ему учиться, хотя, как правило, такие детки очень смышленые и способные, и нередко могут опережать своих сверстников в интеллектуальном развитии.

В подобных случаях агрессия является инстинктивной защитой. Когда внутри доминирует чувство страха, человеку недоступно спокойное рациональное поведение. Это касается не только детей, но и взрослых. В основе многих психических расстройств лежит этот необъяснимый страх, с которым справиться рациональным путем нельзя. В таких случаях помочь может только квалифицированный специалист.

Ну, а что же делать в случаях, когда проблема еще кажется решаемой самостоятельно, или не является регулярной? Для начала необходимо разобраться, связана ли агрессивная вспышка вашего ребенка с внутренним чувством угрозы. Для этого попробуйте поговорить с ним. Но не стоит навязчиво расспрашивать о том, что он чувствует — скорее всего, это отпугнет ребенка от разговора с вами. Если вы поняли, что он испугался, то просто сообщите ему об этом, назвав предположительно его чувство: «Ты испугался…» или «Ты напуган…», предоставив ему возможность словесно выплеснуть свои чувства. Такой перевод его чувств из действия в слова позволит ему понять, что об эмоциях можно говорить, а не обязательно сразу кидаться с кулаками. Таким образом, ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т. д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим «ужасным» поведением. Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает малыш. Родители ведь могут лишь предполагать, основываясь на своем собственном опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Малыш сам должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

2 стр., 912 слов

Коррекция страхов средствами арт

... ), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения. Однако наличие у ребенка большого количества разнообразных страхов – показатель преневротического состояния. В случае патологических ...

Очень важно здесь и умение слушать, ведь ребенку есть что поведать свои родителям, да и родители могут узнать массу интересного о том, что происходит в душе их дитя.

Бывают ситуации, когда ребенок так напуган, что уже не разбирает, кто перед ним, друг или враг, лучшее, что способно остановить его — сдерживающие объятия. Выдержав его пинки, тычки и кусания, вы скоро обнаружите, что он затихает и умиротворяется. С каждым разом это будет происходить все быстрее и с нанесением меньшего вреда. Такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

4 стр., 1910 слов

Условия успешного вхождения ребенка в школьную жизнь.

... , установленное социальными группами и обще­ством. Условия успешного вхождения ребенка в школьную жизнь. Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым ... и т.д. Важно помочь каждому ребенку почувствовать себя нужным, создать атмосферу доброжелательности и комфорта. Дети любят рисовать на доске, но она часто ...

Другой частый случай агрессивных вспышек у детей — это столкновение с невыполнением его потребностей или желаний. У каждого человеческого существа, включая ребенка, одна из самых главных потребностей является потребность в любви. Ребенку необходимо чувствовать, что его любят и ценят, причем любят всегда безусловно, такого, какой он есть в данную минуту в независимости от того, сделал он или нет то, что хотят от него родители. Когда ребенок неуверен в такой абсолютной любви своих родителей, он очень страдает, и каждый раз провоцирует их на поведение, подтверждающее его предположение об их нелюбви. Часто такие провокации имеют вид трудновыполнимых или бесконечных желаний. При этом отказ в желаемом ребенок сразу же трактует так, что его никто не любит и он никому не нужен. И конечно он страшно злится. Ведь сам он любит искренне и не желает допускать, что его любовь безответная. С другой стороны, проблему не решает и выполнение любой прихоти вашего чада, ведь его сомнения могут появляться снова и снова (например, когда он столкнется с невниманием к его переживаниям).

Чтобы не допускать такого искаженного взаимодействия, стоит искренне говорить ребенку о том, что вы его любите.

Здесь не случайно заостряется внимание на слове «искренне» — ребенок способен чутко уловить расхождения слов и ваших чувств, и это повлечет конфликт в его душе, который может привести к тому, что он перестанет вам верить. Игнорирование этой потребности ребенка или порождение его сомнений на сей счет отражается на всей психической жизни и находит свои негативные проявления в жизни взрослого.

Ребенок, который убеждается в том, что его не любят, и что еще хуже, что его ненавидят, решает, что хуже уже и быть не может и поэтому становится способным на все. Ему не нужно переживать, что он может потерять объект любви. Зачем ему тот, кто его не любит? Он может ожесточиться, может начать мстить. На подобном психологическом конфликте построены многие триллеры о маньяках-убийцах, которые в прошлом, были забитыми, презираемыми, униженными детьми.

8 стр., 3866 слов

Глава2 Семья и ребенок жизнь продолжается

... тревогу в этот период. Глава2 Семья и ребенок жизнь продолжается - Стр 2 Шестой период развития семейных отношений ... 2. Семья и ребенок: жизнь продолжается Система профессиональной поддержки семьи Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают ... вырабатывая линию своего поведения для дальнейшей взрослой жизни. Общение же детей-инвалидов только между собой приводит к формированию ...

Конечно же, бывает, что ваш душевный настрой не позволяет вам произнести слова о любви, ваши мысли заняты чем-то другим или у вас полно проблем. В таком случае достаточно сказать об этом ребенку. Представим себе такую ситуацию: вы пришли с работы, устали, на работе нервничали, а ребенок пристает, чтобы с ним поиграли. Вспомните свою обычную реакцию в подобной ситуации. Не знаем, будет ли она отличаться от той, которую предложем вам мы, но самое простое — это дать понять ребенку, что вы его слышите. Это можно сделать, просто повторив его просьбу, например: «Ты хочешь, чтобы я с тобой поиграла». Далее сообщите о том, что происходит с вами и что мешает вам осуществить его желание: «Я бы с удовольствием с тобой поиграла, но у меня было столько работы, что я просто валюсь с ног», далее вы можете прибавить то, что не противоречит вашему душевному настрою, например: «Я тебя очень люблю, но сегодня я хотела бы, чтоб ты поиграл один». Мы не предлагаем пересказывать ребенку приведенные нами фразы, здесь важны ваши настоящие чувства. Нечто подобное можно сказать, когда вы не можете купить то, что просит ребенок: «Ты хочешь эту игрушку, я понимаю, она такая притягательная, но сейчас я не могу купить ее, потому что у меня недостаточно денег, и ты наверно очень огорчен». Поверьте, что если ваш отказ будет сопровождаться подобным посланием, то ребенку легче будет его пережить, а вы будете избавлены от внимания и замечаний со стороны любопытных прохожих или других посетителей магазина.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... своей жизни, о животных и т.д.; Повторяет слова и фразы за взрослым. Художественно-творческое развитие ребенка 2 ... за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими ... Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение ...

Возможны случаи, когда агрессивное поведение ребенка может быть связано с необходимостью отстаивать себя. Появляясь на свет, ребенок начинает занимать свое определенное место в этом мире и накапливать что-то свое. У него появляется понимание, что есть «я» и есть «мое». Ребенок должен четко представлять себе, где проходит граница между своим и чужим. У ребенка обязательно должен быть свой уголок (желательно отгороженный с помощью перегородки или ширмы), который он мог бы заполнять тем, что принадлежит только ему. Точно также он имеет право на свои «частные» чувства и мысли. Для него очень важно знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома. И, конечно, ребенок может очень бурно отреагировать на нарушение его границ, как внешних, так и внутренних. Родители, искренне верящие, что уж от кого-кого, а от них у ребенка секретов быть не может, становятся наиболее частыми нарушителями этих границ. На самом деле, в первую очередь ребенок ограждается именно от них, а уж потом от внешнего окружения.

Подобное поведение является не выражением неуважения или недоверия к родителям, это просто необходимая ступень развития малыша и ее нужно пережить. Понятно, что рождается ребенок полностью зависимым и его дальнейшая задача — суметь построить свою отдельную жизнь, в которой он сможет действовать и принимать решения самостоятельно. Разумеется, не каждый родитель хочет, чтобы ребенок рос и отдалялся от него так быстро. И это понятно, ведь раннее чувство единения наполнено бесконечной нежностью и радостью от сотворенного. Но в отличие от искусства, где произведение всегда принадлежит и подвластно автору, созданный нами ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом.

В жизни ребенка есть определенные периоды, когда он решает задачу сеперации (отделения): 1,5−2 года, начало школьной жизни и подростковый период. В это время дети особенно остро реагируют на вмешательство в их жизнь, что находит свое выражение в определенных формах протеста. Опытным родителям хорошо знакомы эти периоды. Для них не составляет труда провести разумную границу между допустимыми протестными реакциями ребенка и не допустимыми. В случаях, когда взрослые налагают довольно жесткие запреты, ребенок, скорее всего, будет нарушать их исподволь, в тайне от родителей. Если же давать полное «послабление» и свободу, ребенок может ощутить себя брошенным и ненужным, поскольку чрезмерная свобода приравнивается к отсутствию заботы о нем.

10 стр., 4661 слов

Особенности вокально-хоровой работы с детьми в мутационный период развития голоса

... быстро, особенно в первый год жизни ребенка и затем в период полового созревания. Половые различия в строении гортани детей отсутствуют до трехлетнего возраста и ... результаты музыкально-эстетического воспитания и уровень творческого роста детского хора. Поскольку ведущей формой хорового исполнительства является коллективное музицирование, организационная работа должна ...

Таким образом, определенные ограничения необходимы. Они служат для того, чтобы ребенок мог выработать внутренние моральные нормы, которыми он сможет руководствоваться в дальнейшей жизни. Крен как в одну, так и в другую сторону может вызывать агрессию, поскольку в обоих случаях существует угроза собственному «я» ребенка.

Разумеется, рассмотренные примеры далеки от исчерпывающего анализа причин агрессивности. Но они позволяют приблизиться к тем чувствам, с которыми ребенок не может справиться сам и потому выплескивает их на окружающих. Поэтому, первое, что близкие должны продемонстрировать ребенку — это то, что они сами могут переживать подобные эмоции и овладевать ими. Видя это, ребенок начинает чувствовать себя более уверенно. Вторая задача взрослых — это признание чувств ребенка и его права на них, поскольку запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка часто переходит в психосоматические расстройства.

И последнее, необходимо научить ребенка выражать эмоции социально приемлемыми способами. Ведь агрессия — это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей.

5

Детская агрессивность

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector