Психологическая готовность детей к школе

МУ «Управление образования городского округа Заречный»

ЗМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Психологическая готовность

детей к школе.

Составитель: Кочутина С. А.,

учитель начальных классов,

спец. психолог.

Svetlana-kochutina@yandex.ru

Заречный, 2009 год.

Содержание

Введение

3

Глава 1. Проблемы психологической готовности к школе в научной и методической литературе

6

1.1. История возникновения проблемы подготовки к школе

6

1.2. Что включает в себя психологическая готовность

9

1.2.1. Личностная (система) готовность к школьному обучению

9

1.2.2. Интеллектуальная готовность к школе

11

1.3. Виды деятельности, в которых ярко прослеживается психологическая готовность к школе

19

1.4. Значение психологической готовности для работы педагогов сегодня

34

Глава 2. Система работы по формированию психологической готовности детей 6-7 лет

34

2.1. Диагностика психологических процессов у детей 6-7 лет

34

2.2.1. Диагностика личностной готовности детей к школе

34

2.2.2. Диагностика интеллектуальной готовности к школе

37

2.2. Рекомендации по развитию психологической готовности

42

Заключение

46

Список литературы

49

 

Введение

Не существует каких-то абсолютных критериев готовности ребенка к школе, важно, чтобы он хотел учиться, мог овладевать знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Именно эти показатели определяют познавательную учебную мотивацию, характеризуют интеллектуальные способности и эмоциональный фон готовности ребенка к школе.

Ежегодно тысячи родителей ведут своих малышей в первый класс. Дети, гордые от осознания своей взрослости и в предвкушении какой-то большой и занимательной игры, нарядные и экипированные не совсем понятными, но красивыми канцелярскими принадлежностями, с цветами и фотоаппаратами, ощущают атмосферу праздника. Их действительно встречают в школе как маленьких “новобранцев”, и вся школьная “армия” с умилением и улыбками смотрит на их восторженные мордашки. Генералы-учителя строги, но доброжелательны, и на их лицах – застывший вопрос: “Какие вы, наши будущие ученики? Какой запас знаний и умений у вас есть? Будет ли наше общение добрым и по-настоящему полезным?” родители, растроганные и не верящие в то, что их малыш уже совсем большой, ловят себя на ощущении смутной тревоги. Множество вопросов возникает у них в связи с этим замечательным событием. Резко меняется режим, появляются заботы, связанные с приготовлением уроков, возрастает необходимость в контроле и помощи своему ребенку. Можно подумать, что до этого дня они не задумывались о подобных проблемах. Но это не так. Просто многие из них одиноки в своих тревогах, мало общаются с педагогами, психологами.

Выбранная тема для реферата актуальна в наше время. При поступлении ребенка в школу необходимо правильно определить, насколько он психологически подготовлен, так как от этого зависит его дальнейшая учеба, а так же его психологическое здоровье. На протяжении нескольких лет педагоги обращали внимание на то, что не все первоклассники справляются с программой школы. Одной из этих причин является психологическая неподготовленность к школе.

Психологические особенности первоклассников должен знать учитель для того, чтобы правильно организовать учебный процесс. Воспитатель в детском саду на занятиях тоже учитывает психологические особенности детей. Занятия строит так, чтобы дети не утомлялись, сохраняли на протяжении всего занятия внимание, трудовую деятельность, мыслили и запоминали.

Таким образом, проблема психологической готовности детей к школе в наше время очень значительна.

Объектом исследования является диагностика детей 6-7 летнего возраста, определение уровня их психологического развития.

Предметом исследования — определение сформированности психических процессов и произвольного поведения.

Цель работы – правильно определять и развивать психологическую готовность детей к школе.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности психических процессов старших дошкольников.

2. Отобрать тесты для определения уровня психологической готовности детей к школе.

3. Определить пути для развития психологической готовности детей к школе.

Гипотеза – психологическая готовность требует совершенства определенных видов деятельности.
Глава 1. Проблемы психологической готовности к школе в научной и методической литературе

1.1. История возникновения проблемы подготовки к школе

По данным 1997 года число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30% и более. Количество здоровых школьников сокращается. Слабое здоровье дошкольников становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка.

Проблемой оказания помощи детям с трудностями в обучении педагоги занимаются многие десятилетия. Создаются классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и другие — все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. Делались попытки изменить содержание образования: вводились новые курсы; разделы типа: “Как учить учиться”, а так же сокращались курсы математики, но значительного повышения эффективности в приобретении знаний не происходило.

Следует подчеркнуть, что изменения в сфере образования, связанные с новыми приоритетами социального развития общества, так же имели негативные последствия. В результате объективно положительного фактора – развития гимназий, лицеев — происходит отток наиболее способных школьников в эти учебные заведения. В то же время наблюдается наплыв учащихся с проблемами психического развития (главным образом интеллектуального и речевого) в массовую школу, вследствие чего она превратилась в полифункциональную: обучающую, воспитывающую, развивающую (традиционные функции) и в психокоррекционную, оздоровительную (совершенно новые функции).

Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости учащихся, и внедрении новых технологий обучения детей. Это в свою очередь. Снизит возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, как последствий отрицательных эмоций, и различных форм девиантного поведения, которые являются своеобразной неадекватной компенсацией неуспеваемости.

Сегодня успешное функционирование образовательной школы и любого общеобразовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно-обоснованных организационных и методических формах деятельности.

Л.С. Славина в монографии “Индивидуальный подход к неуспевающим школьникам” характеризует этих детей как интеллектуально пассивных, отмечает отсутствие познавательной достаточной деятельности. Автор подчеркивает, что их нормальное интеллектуальное развитие проявляется в играх, в практической деятельности, но так же характерно стремление избежать активной мыслительной деятельности.

Учащихся отличает низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень развития мыслительных операций, слабая память, отсутствие трудолюбия.

Для преодоления проблем неуспеваемости психологи рекомендуют формировать у учащихся знания, умения, навыки с использованием коррекционного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения предъявляемых заданий.

Таким образом, неоцененную помощь детям, поступающим в школу, оказывает диагностика. Психолог с помощью тестов, специальных игр определяет психологическую готовность ребенка к школе; дает рекомендации; направляет в нужный класс, где ребенок сможет учиться, а не быть в хвосте неуспевающим.

Подводя итог, хочется сказать, что ученные, занимающиеся проблемой школьной неуспеваемости пришли к выводу, что некоторые первоклассники из-за соматической ослабленности, другие из-за психологической адаптации, часть детей из-за несформированности психических процессов. И для того, чтобы облегчить учебу первоклассников, суметь определить их недостатки до школьной учебы, направить их в нужный класс, проводится диагностика, собеседование, тестирование будущих первоклассников. Но чтобы правильно подобрать тесты, упражнения, необходимо знать психологические особенности развития семилетних детей.

 

1.2. Что включает в себя психологическая готовность

Так что же такое психологическая готовность к школе?

Психологическая готовность к школе – это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

1.2.1. Личностная (система) готовность к школьному обучению

Педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” знаниям, ответственным поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как и важной деятельности. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович, изучавшая психологическую готовность детей к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательной. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни — разноцветные портфели, красочные пеналы, ручки.

Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание обрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за вою “работу” отметки (самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих.

Стремление ребенка к новому социальному положению — это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастает, ответственное отношение к школьным обязанностям ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую работу, которую он должен выполнять.

Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстнику и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослым, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится авторитетным, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки. При таком умении относиться к взрослому, дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, а нужно только отвечать на поставленные вопросы, предварительно подняв руку. Дети, готовы в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Классно-урочная система обучения предполагает специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей — деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика – начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий.

Личностная готовность к школе включает определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, то есть определенный уровень самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время работы с психологом. Так же особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик. Широко известны тесты Керна-Йирасека, методика Эльконина, Венгера.

1.2.2. Интеллектуальная готовность к школе

Интеллектуальная готовность к обучению в школе связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствие речевого развития, познавательная активность. Созданы специальные методики для определения внимания, всех видов памяти, мышления, восприятия, воображения. При отборе детей в специальные школы, гимназии, лицеи используют более трудные методики. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц.

Например: к пословице: “Не в свои сани не садись” даются фразы: “Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь” и “Зимой ездят на санях, а летом на телеге”. Ребенок выбирает одну из двух фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентирования ребенка, анализируя суждения.

Рассмотрим, какие же познавательные процессы исследуются, когда мы говорим об интеллектуальной готовности.

Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Восприятие – это познавательный основной процесс. Оно является основой мышления и практической деятельности человека, основной ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми. В структуре восприятия выделяются две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

В дошкольном возрасте восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношения между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет эти свойства для себя. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например: ребенок адекватно понимает содержание книги, если взрослые дают соответствующее пояснение, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприятие.

К концу дошкольного возраста дети знают названия всех основных сенсорных эталонов. У ребенка развиваются представления о пространстве.

Целостное восприятие предмета становится более четким и одновременно более расчлененным – ребенок не только хорошо представляет себе общие очертания предметов, но и умеет выделять его существенные части: форму, величину, пространственное расположение. Это дает детям возможность безошибочно складывать разрезные картинки, кубики, узнавать целое по частям, дорисовывать предметы, складывать их из готовых форм. Более трудным для ребенка дошкольного возраста является восприятие времени – ориентация во времени суток, в оценке промежутков времени (неделя, месяц, времени года, часы, минуты, секунды).

Но не всем детям восприятие дается достаточно легко. Некоторые дети не могут анализировать тот или иной предмет, не замечают главные признаки, и выделяют то, что ярко на фоне других предметов: окраску, величину, форму. С такими детьми заниматься: сравнивать эталоны, воздействующие на органы чувств (геометрические фигуры, цвет …).

Необходимо практически действовать с воспринимаемыми предметами, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Под направленностью понимают избирательный характер протекания познавательной деятельности. Сосредоточение – это отвлечение от всего постороннего, торможение побочной, конкурирующей деятельности.

Важнейшая функция внимания – регуляция и контроль. Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. К началу обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь.

Отчетливо сказывается на развитие внимания роль эмоциональных факторов (интереса) мыслительных и волевых процессов. Это необходимо учитывать в развитии и тренировке внимания. Это всевозможные игры-головоломки, загадки, задания учебного типа.

Ученые психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того чтобы дошкольник учился управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4-5 летнего возраста просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии произвольно удерживать свое внимание на нужных деталях, свойствах в течение длительного времени. Объем внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники сосредотачивают внимание на привлекательных картинках обычно на 12-20 секунд. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. Причем, как отмечает Немов Р.С., разница в устойчивости внимания может достичь 1,5-2 раза.

Память . Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности.

Использование в дальнейшем деятельности того, что запоминалось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

По характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую.

По характеру целей деятельности на непроизвольную и произвольную.

По продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную, оперативную.

Память разделяют также на смысловую и механическую. Часть людей склона к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить, что хорошо и надолго запоминается то, что понятно. У каждого человека различными бывают: объем (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти.

Для детской памяти характерна исключительная фотографичность. Дети могут заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывает сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребенок тотчас же поправит его, напомнит промежуточную деталь. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память, хотя непроизвольная память остается на протяжении всего дошкольного возраста. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается словесно-логическая.

Мышление . Это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредовательного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти переход к мышлению. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника – из чувствительного познания. Через ощущения и восприятие мышление непосредственно связано с внешним миом и является его отражением. Правильность этого отражения непрерывно проверяется в ходе практики. Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувствительным познанием, но и с языком, речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и четно она выражается в словах, в устной и письменной речи.

Выделяют три вида мышления:

1. наглядно-действительное;

2. наглядно-образное;

3. словесно-логическое мышление.

В старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления начинается формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний от 4 до 7 лет – наглядно-действительное мышление. Строится на основе взаимосвязи мышления и практических действий с предметом.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Важное значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала (конечный продукт труда), представлять промежуточные продукты. Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности, создает психическую модель конечного или промежуточных продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Воображение может быть пассивным или активным.

Воображение развивается и формируется в течение всей жизни ребенка и человека. А ребенку оно дает возможность представлять себя во временя игры летчиком, моряком, артистом.… Уже 3-летний ребенок садится в перевернутый стул и говорит, что сейчас он шофер и управляет машиной. Таким образом, воображение позволяет включаться в проигрывание социальных ролей, реальное использование которых ребенку пока недоступно.

Неоценима роль воображения в творчестве ребенка: рисование, лепке, музыке, сочинительстве.

В школе детское воображение становится важной предпосылкой обучения. Ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы отсчета к другой. Это происходит на уровне практики по всем дисциплинам.

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта, предмета; образ действия существа, предмета. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.

 

1.3. Виды деятельности, в которых ярко прослеживается психологическая готовность к школе

У ребенка в норме в старшем дошкольном возрасте все рассматриваемые психологические процессы формируются правильно и проявляются в различных видах деятельности.

Игра – первый и основной вид совместной деятельности – первая продуктивная деятельность ребенка; своеобразным становится мышление, начинает появляться логическое мышление; совершенствуется речь.

Мышление . От выяснения наиболее простых, лежащих на поверхности связи и отношений, вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важнейших видов таких зависимостей – отношения причин и следствия, то есть установление причинно-следственных связей. В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явления не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (стол упал, потому что сломалась ножка).

Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют старшим дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждении к более правильному их пониманию. На уроках ребенок не поймет взрослого, если не сумеет выполнить мыслительных действий, на которые ему указывает взрослый и от которых зависит успех его деятельности.

К концу дошкольного возраста деятельность детей усложняется, появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямой, а косвенный и для достижения его необходимо будет учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Простейшим примером может служить отскакивание мяча от стенки или пола: прямой результат действия здесь заключается в том, что мяч ударяется о стенку, косвенный в том, что он возвращается к ребенку. Задачи, где необходимо учитывать косвенный результат, возникают в играх с механической игрушкой, в конструировании.

Если у ребенка в старшем дошкольном возрасте хорошо развиты мыслительные процессы, то он начинает овладевать моделями. В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей. Ребенок выявляет и учитывает эти связи при решении стоящей перед ним задачи. Отображение объективных связей — необходимое условие усвоения знаний. В деятельности взрослых наглядные пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей. В детской деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки. Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими: план помещения, географические карты, модель звукового анализа слова.

Образное мышление становится основой для усвоения обобщенных знаний. Это представление о состоянии части и целого, о зависимости строения тела животных от условий их жизни. Усвоение такого рода обобщенных знаний очень важного для развития познавательных интересов ребенка. Переход к построению модельных образов, дающих возможность усваивать и пользовать обобщенные знания – не единственное направление в развитии образного мышления дошкольника. Важное значение имеет то, что представления ребенка постоянно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядным образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменить их взаимное расположение.

К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом ни трудился.

Подводя, итог этому разделу хочется сказать, что все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление взаимосвязаны. Недоразвитие одного из них обязательно скажется на мышлении. Если у ребенка страдает восприятие или внимание, то он плохо усваивает материал, плохо его запоминает, а значит, неточно сделает выводы о полученных знаниях. Внимание помогает удерживать цель познания и контролировать ее достижение. Если у ребенка плохая память, то не будет базы для мышления, не на что будет опираться. Поэтому, все психические процессы необходимо развивать, готовить ребенка к школе.

Значение мышления очень велико для жизни, так как человек постоянно мыслит: на занятиях, на уроках, во время игры, при планировании определенных действий, во время продуктивной деятельности, во время опытов. Если мышление будет развито слабо, то ребенок будет плохо учиться по математике.

Во время игры ребенок не сможет запланировать, что нужно для самой игры, не сможет выйти из затруднительной ситуации, решить головоломки, ребусы. И конечно, если страдает мышление, то и страдает речь, так как мы мыслим через речь. Речь и мышление взаимосвязаны. Ребенок учится рассуждать, доказывать, обосновывать свои выводы, то есть речь превращается в орудие интеллектуальной деятельности, в средство решения задач. Необходимо, чтобы каждый ребенок правильно классифицировал материал и объяснял, почему он так делает.

Методика № 1.

Ребенку дается набор картинок из разных классификаций: мебель, одежда, транспорт, домашние животные… Необходимо разложить картинки так, чтобы они подходили друг другу, и объяснить почему, назвать группу классификации. С этим заданием будущие первоклассники должны справиться на 100%.

Методика № 2.

Ребенку дается задание определить, что здесь лишнее и почему. Предлагаются следующие наборы картинок:

·стул, стол, коза, диван.

·картошка, виноград, капуста, свекла.

·медведь, лошадь, собака, кошка.

·самолет, трамвай, автобус, дом.

С этим заданием 7-летний ребенок тоже должен справиться полностью. Проверить уровень мышления ребенка можно с помощью задач:

·Дарит бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму внуки

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте».

Сколько всех, пересчитайте?

·Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

Можно предложить детям задание: пройти по лабиринту; составь картинку из частей.

Так, с помощью простых заданий, упражнений, можно определить уровень мышления детей.

Речь. В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка. Готовность или неготовность ребенка к началу школьному обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной или письменной, ему предстоит усваивать свою систему знаний. Чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладевать чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь. К моменту поступления в школу, у ребенка должны быть сформированы все звуки, ребенок должен хорошо их дифференцировать, чтобы не слаживать их на письме. Интенсивно растет словарный состав слова. У дошкольников он очень большой, более 3000 слов. Развивается и совершенствуется грамматический строй речи.

Речь имеет много важных функций. Одна из них – это коммуникативная функция, или функция общения. Уже в раннем возрасте ребенок пользуется речью как средством общения: задает вопросы, дает ответы. Затем ребенок может пересказать сказку, объяснить что-то.

Следующая функция речи — это планирующая. На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением. В раннем возрасте ребенок практически действует с предметами и с помощью речи обращается к взрослому за помощью.

В старшем дошкольном возрасте ребенок с помощью речи может рассказывать о запланированной деятельности или игре.

Следующая функция речи — это знаковая. В игре, рисовании и в других видах продуктивной деятельности ребенок открывает для себя возможность использовать предметы – знаки в качестве заместителей отсутствующих предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл графических построений. Знаковый смысл постигается в предметной деятельности – слово. Слово выступает как своеобразный знак, используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.

Последняя функция речи – экспрессивная. Генетически это самая древняя функция, свойственная всем высокоорганизованным животным. Вся эмоциональная сфера работает на экспрессивную функцию речи, окрашивая ее коммуникативную и все остальные стороны. Экспрессивная функция сопутствует всем видам речи, начиная от автономной (речи для себя).

Общаясь с другими людьми, ребенок в речи проявляет свое эмоциональное отношение к тому, о чем он стремится рассказать, или к самим участникам общения. Экспрессивная функция пронизывает не только невербальные формы общения, но и влияет на построение речи ребенка. Эта особенность детской речи делает ее весьма выразительной.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка помогают поискам путей решения задач. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах.

Очень высока роль речи в игре. Играя, ребенок проговаривает за куклу, общается со сверстниками, планирует свою игру.

Речь активно включается в усвоение знаний, в сенсорное развитие, в развитие мышления, пространственное, в эстетическое воспитание ребенка, в формирование его деятельности и личности.

Таким образом, речь – это один из показателей психологической готовности ребенка к школе. Рассмотрим, как же происходит обследование речи дошкольников.

Вначале логопед смотрит правильность произношения звуков. Ребенку предлагаются картинки, где нарисованы предметы с более сложными по артикуляции звуками: свистящие, шипящие, сопоры. Каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове: в начале, в середине, в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения. Исключения составляют звуки [з], [ж], которые в конце слова оглушаются.

Например:

з – зонт, коза;

р – рука, арбуз, тигр;

ж – жук, ежи;

л – лук, волк, стол.

Затем логопед проверяет фонематический слух. Дошкольник должен четко различать на слух все звуки речи, так как это необходимое условие при овладении грамотой. Если ребенок не различает звуки речи на слух, то и на письме он их не будет различать.

Необходимо различать следующие условия:

1. Картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча, на них показывает.

2. Не следует смотреть на называемую картинку, так как некоторые наблюдательные дети следят за направлением взгляда взрослого.

3. Картинки называются в разной последовательности.

Итак, представляются следующие картинки:

с-ш – миска — мишка;

з-ж – роза — рожи;

р-л – рожки — ложки;

с-з – зайка — сайка;

ш-ж – Саша — сажа и т.д.

Даются другие задания: хлопнуть в ладоши, когда услышишь нужный звук (например: [ж]):

·среди звуков: ш, ж, с, з, ж;

·в слогах: ша, жа, са, за, ша, жа;

·в словах: жук, пожар, тарелка, жираф, лампа, лужа и т.д.

Так же дается задание придумать слова на заданный звук.

Затем логопед проверяет у ребенка звуковой анализ слов. Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все соответствующие его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слова.

Даются задания:

· определи место звука в слове;

· определи, какой звук первый, последний.

Проверяет логопед и словарный запас слов у ребенка. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2500 слов. В нем должны быть существительные, прилагательные, глаголы, (существ) числительные, местоимения, союзы, предлоги.

Даются задания:

· какие ты знаешь деревья, ягоды;

· какого вкуса лимон, соль, сахар;

· назови противоположное слово;

· скажи, как сейчас на улице? (наречие);

· как передвигается человек, лягушка, птица.

Затем логопед проверяет сформированности грамматических систем.

Необходимо выяснить, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующие в языке закономерности словоизменения и словообразования.

Даются задания:

· образовать множественное число предметов; скажи ласково, уменьшительно (стул – стульчик);

· образование прилагательных (дом из камня – каменный).

В конце определяется овладение связной речи. Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. До овладения связной речи следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале сказок. Затем, ребенок должен сам, глядя на картинку составить рассказ. Можно составить рассказ по серии картинок. Это более легкий вариант, так как это своего рода план рассказа.

Таким образом, речь ребенка должна быть полноценна со всех ее “сторон”. Если в каком-то ее звене есть отставание в развитии, необходимо заниматься, чтобы предупредить появление в дальнейшем очень многих школьных проблем, так как речь является одним из показателей сформированности психических процессов (мышления, памяти).

Игра . “Это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности,” – писал В.А. Сухомлинский. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Игра становится основным видом деятельности дошкольника, отвечающим главной его потребностью – войти в мир взрослых, вступить с ним в сотрудничество. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они не играют молча.

Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет разговор с воображаемым участником игры. Речевое сообщение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный разговор в игре выполняет огромную функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни.

Игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения; является своеобразной формой активной познавательной деятельности. Дети включаются в разные виды игр – подвижные, дидактические, строительные, сюжетно-ролевые. В игре ребенок моделирует сначала действия с предметами (варит суп в кастрюльке; причесывает куклу), а затем взаимоотношения между людьми (медсестра аккуратно делает пациенту укол; воспитательница заботливо одевает детей на прогулку).

Этот сложный вид деятельности состоит из многих компонентов: игровые действия, игровые предметы, правила, игровые взаимоотношения. Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, на развитие личности. Здесь формируется умение подчиняться требованию “надо”, а не “хочу”, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция сознания, как умение замещать один предмет другим, например, скакать на палочке, как на коне. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила игры; регулирующие его поведение образы становятся более обобщенными, в отличие от образа конкретного персонажа в игре. К моменту поступления в школу дети способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями. В ходе игры у детей формируется творческое воображение (придумывание персонажей и действия с ними), развивается произвольная память (необходимо запомнить и точно передать в игре действия взрослого; игры с правилами); совершенствуется речь (все свои действия ребенок проговаривает).

Таким образом, через игру ребенка можно проследить, как сформированы у него психические процессы. В игре ребенок развивает и совершенствует память, мышление, внимание, воображение.

Рисунок . Это один из продуктивных видов деятельности. Методика рисуночного теста в мировой практике используется как диагностика интеллекта, а так же для выявления индивидуальных особенностей характера и личности. Дети, в известном смысле все являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и таким образом может служить показателем психического развития. По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл.

Детство – период интенсивного становления физических и психических функций. В первые годы жизни ребёнка особенно важно развитие зрения и моторики, так же сенсомоторной координации. От хаотичного восприятия пространства ребёнок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании образов, помогает овладевать формами, координировать моторные акты. Характерными особенностями детского рисунка является отражение этапов развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования. Дети до 6лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху.

Изобразительная деятельность требует согласования многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует так же согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а так же абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Ознакомление окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование представляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переписывает, несмотря на нехватку слов. Специалисты считают, что детское рисование – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект и мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети как правило рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л.С. Выготский даже назвал детское рисование графической речью. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знанием, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Рассмотрим этапы развития изобразительной деятельности ребенка. Самой ранней стадией развития детского рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. Главное для ребенка – след на бумаге. Затем стадия “каракулей”. Это всевозможные прямые, ломаные линии. Затем стадия бесформенных изображений. Ребенок стремится выразить какой-то образ. Это происходит в 3-4 года. На 5 году жизни ребенок вступает в стадию схематического изображения. Например, фигура человека. Следующая стадия – стадия правдоподобных изображений. Ребенок отказывается от схем и пытается воспроизвести действительный вид предметов.

Природа становления изобразительной деятельности наглядно прослеживается на уровне нормального развития и при умственной отсталости. При этом со всей очевидностью выступает диагностическая ценность графической продукции как показателя уровня интеллектуального развития.

Существует диагностика интеллекта методом рисуночного теста. Это тест Керна-Йирасека. Тест включает в себя 3 задания: рисование фигуры по представлению; графическое копирование фраз из письменных букв; срисовывание точек в определенном пространственном положении. Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонко-двигательных координаций. Без этого невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.

№ 1. Рисование мужской фигуры.

Ребенку дается лист бумаги. Взрослый говорит: “Здесь нарисуй дядю так, как ты умеешь”.

№ 2. Графическое копирование фраз.

Взрослый говорит: “Посмотри, здесь что-то нарисовано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое”.

№ 3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении . Взрослый говорит: “Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать”.

Оценка результатов:

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть: голова, туловище, конечности, шея. На голове – волосы, уши, глаза, нос, рот. На руках пальцы (с пятью пальцами).

Должны присутствовать признаки мужской одежды.

2 балла – те же требования, как и в оценке 1, но возможно отсутствие шеи, волос, 1 пальца руки, но не должна отсутствовать какая-то часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке должны быть шея, туловище, конечности (2 линии).

Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ногах.

4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечности. Каракули.

1 балл – высокий уровень интеллектуального развития;

2 балла – средний уровень;

3 балла – ниже среднего;

4 балла – низкий уровень;

5 баллов – очень низкий.

 

1.4. Значение психологической готовности для работы педагогов сегодня

Итак, еще раз хочется отметить, что психологическую готовность нужно развивать. Необходимо развивать внимание через игры и наблюдения; память, через заучивание стихов, сказок и разнообразия игр; развивать логическое мышление через разные виды головоломок на занятиях математики, наблюдения; воображение, через творческие игры, придумывание сказок, через продуктивные виды деятельности. Все психические процессы обязательно проявляются в деятельности ребенка: в рисовании, в играх, в речи, в мышлении. Взрослому необходимо следить и руководить деятельностью ребенка. От того, как у ребенка будет развита речь, мышление, какие игры он будет предпочитать к 7 годам, как будет рисовать, зависит и его психологическая готовность.

Задача взрослого сделать все, чтобы дети к школе были подготовлены. На занятиях необходимо учитывать их возрастные особенности; делать физическую паузу через 10-15 минут; через разнообразие приемов концентрировать внимание детей на протяжении всего занятия; давать упражнения на память, мышление, формируя предпосылки учебной деятельности. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду.

От того, с какой психологической подготовкой придет ребенок в школу, зависит его дальнейшая учеба. Учителю необходимо хорошо знать особенности каждого ученика. Учитель должен установить причину неуспеваемости ученика и через индивидуальный подход к нему помочь наверстать упущенное совместно с родителями.

Итак, как можно определить уровень сформированности психологической готовности? Психолог это делает с помощью диагностики. Рассмотрим поподробнее.

Глава 2. Система работы по формированию психологической готовности детей 6-7 лет

2.1. Диагностика психологических процессов у детей 6-7 лет

2.2.1. Диагностика личностной готовности детей к школе

Определяя личностную готовность ребенка к школе, необходимо выявить развитие мотивационной сферы и специфику развития сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому, особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

1. Тест Керна-Йирасека (описание смотри выше).

а) рисование мужской фигуры;

б) срисовывание письменных букв;

в) срисовывание группы точек.

2. Методика Н.И. Гуткиной “Домик”.

3. Графический диктант.

4. Методика “Образец и правило”.

Рассмотрим поподробнее следующие методики:

Тест “Домик”

Ребенку дают бумагу и карандаш и просят внимательно посмотреть на образец и постараться, как можно точнее нарисовать такой же домик на своем листе.

Далее сказать: “Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно”. По окончании работы ребенок должен сам проверить рисунок и найти неточности, исправить их.

 

Для оценки используются показатели:

1. точность восприятия рисунка (дым, труба);

2. сохранность размера рисунка (если увеличение объема более в 2 раза – ошибка);

3. правильное изображение элементов рисунка (колечек дыма, забора, штриховки).

Ребенок 6-7 лет довольно точно копирует.

Графический диктант.

Ребенок на рисунке в клеточку от поставленной предварительно точки вычерчивает орнамент, следуя указаниям взрослого. Взрослый диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линию, а затем, предлагает дорисовать получившийся под диктовку узор до конца страницы.

Психологическая готовность детей к школе

 

Если ребенок справился с 1 и 2 узорами практически без ошибок, или в 1-м узоре встречаются отдельные ошибки – это говорит о хорошем уровне развития произвольной сферы. Низкий уровень развития произвольной сферы – если ни один из 2-х узоров не соответствует диктуемому.

Методика “Образец и правило”.

Предполагает одновременное следование в своей работе образцу и правилу (нельзя проводить линию между одними точками, то есть соединять кружок с кружком, * с *, ∆ с ∆).

Выявляется уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.

Психологическая готовность детей к школе

 

Подражание письменным буквам.

1 балл – подражание правильно. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную величину. Переписанное слово отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30%.

2 балла – образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла – явная разбивка надписи на 3 части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.

4 балла – совпадает с образцом 2 буквы. Копия создает строку надписи.

5 баллов – каракули.

Срисовывание группы точек.

1 балл – совершенное подражание образцу. Уменьшение рисунка допускается, увеличение нет;

2 балла – количество и расположение точек должно отвечать образцу. Отклонение 3 точек на половину ширины;

3 балла – изображение похоже на образец, увеличение в 2 раза. Допускается любой поворот, даже на 180%;

4 балла – рисунок не похож на образец. Величина рисунка и количество точек не имеют значения;

5 баллов – каракули.

2.2.2. Диагностика интеллектуальной готовности к школе

Диагностика восприятия.

“Чего не хватает”

Ребенку предлагается 7 рисунков, на каждом из которых чего-то не хватает. Ребенку необходимо назвать отсутствующую деталь. Фиксируется время.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее чем за 25 секунд;

9-8 баллов – время поиска 26-30 секунд;

7-6 баллов – время поиска 31-35 секунд;

5-4 баллов – время поиска 36-40 секунд;

3-2 балла – время поиска 41-45 секунд;

1-0 балла – время поиска больше 45 секунд.

Вывод об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла – низкий;

0-1 балла – очень низкий.

Методика: “Какие предметы спрятаны в рисунках”

Ребенку предлагается несколько рисунков, в которых как бы спрятаны предметы, которые хорошо ему известны. Время выполнения 1 минута

Оценка результатов:

10 баллов – названы 14 предметов, время 20 секунд;

9-8 баллов – названы 14 предметов, время 21-30 секунд;

7-6 баллов – названы 14 предметов, время 31-40 секунд;

5-4 баллов – названы 14 предметов, время 41-50 секунд;

3-2 балла – ребенок справился за 51-60 секунд;

1-0 балла – за время более 60 секунд ребенок не смог решить задачу полностью.

Вывод об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла – низкий;

0-1 балла – очень низкий.

Исследование зрительного восприятия. “Назови фигуру”

Ребенку показывают таблички с изображением предметов и просят сказать, из каких фигур составлены эти рисунки (фигуры представлены по степени сложности)

Оценка результатов:

1 уровень – задание выполнено, если ребенок правильно нашел и назвал все фигуры (∆, □, ○);

2 уровень – задание выполнено, но допущено 3-4 ошибки;

3 уровень – задание не выполнено, допущено 5 ошибок и долее.

Диагностика внимания

Диагностика развития наблюдательности.

Ребенку предлагаются 2 картинки, они одинаковые, кроме 5-10 различий. Ребенок рассматривает 1-2 минуты обе картинки, а затем рассказывает о найденных им отличиях.

Оценка результатов:

Подсчитывается количество правильно отмеченных различий, из них вычитаются указанные ошибочно. Разность делится на число фактически имеющихся различий. Чем ближе к 1, тем выше уровень наблюдательности у ребенка.

Методика “Цифровая таблица”.

Ребенку показывают таблицу от 1 до 25, которые расположены в произвольном порядке (Ребенок должен знать все цифры).

Ребенка просят как можно быстрее находить и показывать, называть вслух цифры от 1 до 25. фиксируется время выполнения всего задания, а также количество ошибок. Дети 6-7 лет должны справиться с заданием за 1,5-2 минуты.

Диагностика памяти.

Образная память

Ребенку предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, – нарисовать, или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6 правильных ответов и больше.

“Смысловая память”.

Ребенку читают фразы:

1. Осенью идут дожди.

2. Дети любят играть.

3. В саду растут яблоки и груши.

4. В небе летит самолет.

5. Мальчик помогает своей бабушке.

Затем, просят повторить те фразы, которые удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, их читают еще раз. Ребенок 6-7 лет справляется после 2-ой или 3-ей попытки.

Механическая память.

Ребенку зачитывают пары слов, которые он должен постараться запомнить.

тарелка – суп

почта – письмо

зима – снег

булка – мука

карандаш – бумага

машина – дорога

мультфильм – телевизор

буквы – книга

сапог – нога

рыба – вода

Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитывается правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти.

Затем зачитываются другие пары слов.

книга – окно

рука – туча

вилка – дело

сосна – ложка

спина – лампа

корова – стол

ящик – палец

число – крыша

ножик – лето

корзина – свеча

Ребенок повторяет пары слов, которые он запомнил. Подсчитываются правильно воспроизведенные слова. Это показатель механической памяти. Затем, сравнивают первые результаты со вторыми, и узнается соотношение механической и смысловой памяти

ребенка.

Диагностика мышления.

Оценка образно-логического мышления “Лишний предмет”

Ребенку показывают карточки, где нарисовано 4 предмета, один – лишний. Ребенок должен, определить какой, и объяснить, почему он лишний. Просят назвать оставшиеся 3 предмета, одним словом.

Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках. Это хороший уровень развития образно-логического мышления.

“Нелепицы”.

Ребенку показывают карточку, на которой изображены разные нелепицы. В течение 2 минут ребенок находит нелепые ситуации и объясняет, почему не так, как на самом деле.

Если ребенок обнаруживает более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно-логического мышления.

Исследование психологической готовности лучше проводить за ранее, за полгода до начала учебного года. В этом случае возможна коррекция психических процессов. Занимаясь с ребенком, взрослые смогут повысить уровень готовности ребенка к обучению в школе. Особую роль в этом играют родители. Родители должны использовать всевозможные игры, упражнения, задания для развития психологических процессов и произвольного поведения.

 

2.2. Рекомендации по развитию психологической готовности

Для проведения эффективности занятия хорошо порекомендовать родителям следующие советы:

1. Если какое-то упражнение у ребенка не получается, предложите ему более легкий вариант.

2. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

3. В занятиях нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он устал, расстроен. Постарайтесь каждый раз увеличивать время занятий на небольшое время.

4. Занятия лучше проводить в игровой форме.

5. Избегайте отрицательной оценки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих словах.

Итак, какие же можно предложить родителям упражнения, задания для занятий с детьми, для развития психологической готовности их к школе?

Упражнения на развитие произвольной сферы.

1. Раскрась фигуры, не выходя за контур (Можно использовать разукрашки).

2. Упражнение: “Найди такой же предмет”.

3. Психологическая готовность детей к школеУпражнение: “Дорисуй вторую половину предмета”

4. Нарисуй ручки для зонтиков, хвостики для мышей

5. Упражнение: “Пройди по лабиринту”.

Упражнения на развитие интеллектуальной способности.

Упражнения для развития воспроизведения.

1. Психологическая готовность детей к школеПридумай слова на заданный звук

2. Дорисуй фигуры

3. Покажи на листе верхний правый угол, нарисуй дом, покажи – левый нижний угол – нарисуй траву….

4. Упражнение: “Залатай коврик” (подбери рисунок).

5. Упражнение: “Что забыл нарисовать художник”

6. Чудесный мешочек “Определи на ощупь”.

7. Нарисуй по образцу узор

8. Собери разрезанную картинку.

Упражнения на развитие внимания.

1. Сравни и определи различия между двумя картинками.

2. Игра: “Определи, какой предмет исчез”.

3. Игра: “Поставь предмет на вое место”.

4. Упражнение: “Найди одинаковые предметы”.

5. Упражнение: “Какого предмета в ряду не хватает” (на классификацию).

Упражнения на развитие воображения.

1. Нарисуй не существующее животное и назови его.

2. Докончи предложение (стихи, загадки).

Упражнения на развитие памяти.

1. Заучивание стихов, пересказ сказок.

2. Сделай такую же фигуру из палочек.

3. Игра “Фотоаппарат”. Назови с закрытыми глазами все, что лежит на столе.

Упражнения на развитие мышления.

1. Задание: Чем отличается; чем похожи – муха и бабочка, стол и стул, вода и молоко.

2. Упражнение: “Определи лишнее слово”.

3. Назови слова, обозначающие деревья, транспорт.

4. Скажи наоборот.

5. Реши задачи:

Раз к зайчатам на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенек зайчата сели

И по 5 морковок съели.

Кто считать, ребята ловок,

Сколько съедено морковок?

6.Отгадывание загадок, головоломок

7. Сложи картинку из кубиков.

8. Задание с палочками:

· составь домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки так, чтобы получился флажок.

Психологическая готовность детей к школе

 

· в данной фигуре переложи 2 палочки, чтобы получилось 3 равных треугольника.

Психологическая готовность детей к школе

 

Психологическая готовность детей к школеТаким образом, психологическую готовность необходимо формировать до школы. Нужно выявить и развивать те стороны психологической готовности, которые у ребенка страдают. По данному вопросу родители могут брать консультации у педагога и психолога.

 

Заключение

Таким образом, психологическая готовность к школе – это очень важный и трудный этап в жизни будущих первоклассников. Ребенка к школе необходимо готовить, развивать психологическую готовность для того, чтобы ребенок хорошо учился. Психологическая готовность включает в себя два аспекта: личностную и интеллектуальную готовность.

Личностная готовность – это желание ребенка идти в школу, учиться, получать знания. Важным моментом здесь является развитие произвольной сферы.

Интеллектуальная готовность – связана с развитием мыслительных процессов: способности обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. Все это ребенок сможет сделать, если у него будут сформированы все психические процессы.

Личностную и интеллектуальную готовность к школе можно определить, если пользоваться специальными методиками и тестами.

Если у ребенка страдает какой-либо вид психических процессов или мотивационная сфера, то это говорит о том, что ребенку будет трудно учиться в школе.

Личностную и интеллектуальную готовность к школе можно также определить через разнообразные виды деятельности. Это игра — как основной вид деятельности дошкольника. В игре ребенка отражается сформированности всех психических процессов: внимание, память, мышление.

Рисование, – в которое ребенок вкладывает свою наблюдательность, память, воображение.

Мышление – через решение головоломок и специальные дидактические игры.

Речь – это показатель сформированности мышления. Чем лучше будет развита устная речь, тем легче ребенок сможет овладеть письмом и чтением.

В своей работе педагоги должны учитывать психологические особенности ребенка и развивать их. Задача воспитателя детского сада — психологически подготовить ребенка к школе, подключая к этому и родителей.

С родителями можно провести беседы на темы:

1. «Развитие логического мышления у дошкольника»;

2. «Развитие памяти» или «Развиваем память»;

3. «Наблюдайте с детьми»;

4. «Мама, папа, я – рисующая семья».

Можно провести консультации на тему:

·Что рисовать с детьми.

·В какие игры играть.

Хорошо организовывать открытые занятия. Можно показать родителям занятия по рисованию, по математике.

В уголке для родителей желательно оформить специальные альбомы или папки, в которых будут стихи для заучивания; выставка детских рисунков; рекомендации родителям как следить за игрой ребенка. Сделать альбом со специальными играми на развитие психических процессов.

В своей работе воспитатель при проведении занятий должен использовать больше игровых моментов; во время физ. минутки можно использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления. Желательно проводить диагностику психических процессов в начале и в конце учебного года для того, чтобы было видно, есть ли улучшения в работе. Желательно, чтобы была преемственность в работе воспитателя и учителя. Воспитатель должен интересоваться, как учатся его воспитанники, делать выводы — что учесть на будущее.

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург, 1998.

2. Аллаквердов В.М., Богданова С.И. Психология. М., 1999.

3. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. М., 1992.

4. Блонский П.П. Педология. Педологическое наследие. Владос, 1999.

5. Будницкая. Ребенок идет в школу. Искра, 1985.

6. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к обучению к школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.

7. Волков. Волкова. Подготовка ребенка к школе. М, 1995.

8. Галаков. Пять компонентов готовности к школе / Обуч. № 2, 2000.

9. Гуткина Н.И. Будет ли успевать ребенок в школе? // Начальная школа № 24, 1998.

10.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

11.Диагностика умственного развития дошкольника / Под. ред. Венгера Л.А., Холмовской В.В. М., 1978.

12.Дошкольная педагогика / Под. ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. М., 1983.

13.Дошкольная педагогика / Под. ред. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. М., 1986.

14.Дощицина. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. М., 1997,

15.Дубровина И.В., Прикожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 1999.

16.Житников Л. Учите детей знакомиться. М., 1978.

17.Ильина М.И., Парамонова Л.Г. Тесты для детей / Готов ли ваш ребенок к школе. Дельта, 1998.

18.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1988.

19.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1998.

20.Максаков А.И., Тумаков Г.А. Учите играя. М., 1983.

21.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика / Ранний и дошкольный возраст. М., 1997.

22.Маханева. Преемственность детского сада и школы // Дошкольное воспитание № 9, 1998.

23.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.

24.Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

25.Общая психология / Под. ред. Петровского А.В. М., 1976.

26.Педагогика / Под. ред. Бабанского. М., 1983.

27.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Том № 1. Ростов-на-Дону, 1996.

28.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологии. М., 1998.

29.Подготовка детей к школе в детском саду / Под. ред. Сохина Ф.А., Тарунтаевой Т.В. М., 1977.

30.Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР / Под. ред. Парамоновой Л.А. М., 1989.

31.Практическая психология образования / Учебник для студентов высшего и среднего специального учебного заведения / Под. ред. Дубровиной. М., 1998.

32.Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. Меднц., 1961.

33.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1998.

34.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Мастера психологии / Санкт-Петербург, 2000.

35.Смолянинова Н. Первый раз в первый класс / Наука и жизнь № 7, 1997.

36.Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1997.

37.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей. Ярославль, 1997.

38.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Санкт-Петербург, 1998.

39.Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Практикум. М., 1999.

40.Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.

41.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

42.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988.

43.Шевандрин Н.И. Психодиагностика. Коррекция и развитие личности. М.,1999.

44.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно педагогические аспекты. М., 1999.

45.Штутгарт. Я скоро пойду в школу. М., 1992.