А.В. Соколов, и.О. Щербакова

21

37470

 2003 г.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ГУМАНИТАРНОГО СТУДЕНЧЕСТВА

СОКОЛОВ Аркадий Васильевич – доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского гуманитарного Университета профсоюзов, действительный член РАЕН. ЩЕРБАКОВА Ирина Олеговна – старший преподаватель того же университета.

В последние годы социологи уделяют большое внимание молодежи вообще и студенчеству в частности. Весьма активно заявило о себе особое направление исследований — социология молодежи [1]. Журнал «Социологические исследования» опубликовал много материалов, посвященных ценностным ориентациям студенческой молодежи [2]. Отчего же приоритет отдается гуманитарному студенчеству. В данной статье хотелось бы вновь обратиться к этой проблематике, рассмотрев ее на примере гуманитарного студенчества. И это не случайно. Спрос на гуманизм, гуманность, гуманитарность, нравственность, человечность возрос в наше время необычайно. Один из ученых-прогнозистов – Ю. В. Яковец предсказывает «возрождение гуманизма», «приоритет духовных ценностей», превращение гуманитарных наук в научного лидера и т.д. [3]. Другой авторитетный исследователь будущего – академик Н. Н. Моисеев пришел к выводу: «Вступить в эпоху ноосферы сможет только высокоинтеллигентное общество, каждый член которого способен понимать и чувствовать ответственность за судьбу общества и вести себя сообразно с этой ответственностью. А для этого человек должен иметь не только специальное, но и гуманитарное образование. Я убежден, что XXI век должен стать веком гуманитарных знаний!» [4]. Высказывания авторитетных ученых отражают процесс возрастания роли гуманитарной интеллигенции. Можно сказать, судьба нашей страны во многом зависит от нынешнего поколения российского гуманитарного студенчества.

В нашем исследовании, проведенном в 2001 г., участвовали 1070 студентов из пяти крупных петербургских вузов; обучающихся по гуманитарным специальностям. Квоты респондентов выбирались таким образом, чтобы проверить предположение о влиянии специальности на ценностные ориентации студентов. Мы не смогли охватить две группы гуманитарной интеллигенции: духовенство и специалистов-филологов. Конечно, снижает репрезентативность выборки отсутствие московских и провинциальных вузов. Тем не менее, эмпирический материал, полагаем, достаточен для того, чтобы судить об актуальных тенденциях в сознании постсоветского гуманитарного студенчества.

6 стр., 2643 слов

Ценностно-смысловые ориентации студентов- психологов на завершающем этапе обучения в контексте профессионального становления

  С.П. Лукьянова, Е.В. Пахомова Особенность профессии психолога заключается в возможности воздействия на психическую сферу человека. При этом высока вероятность изменения этой сферы под влиянием личности психолога, и в том числе под влиянием его ценностно-смысловой сферы. В связи с этим возникла необходимость в знании того, какими особенностями характеризуется ценностно-смысловая сфера психо- ...

Методология и методика исследования

Ценностные ориентации органично связаны с потребностями человека. Важно разграничить биогенные, первичные потребности, обусловленные природой человека как биологического существа, и социогенные, возникшие в результате социально-культурной эволюции человечества. Выделяются также вторичные, инструментальные потребности, возникающие в ходе удовлетворения первичных потребностей, при недостатке соответствующих средств. В связи с этим нужно различать ценностные ориентации а) обусловленные первичными и социогенными потребностями – ориентации на цели (терминальные ценности); б) определяемые вторичными потребностями; — ориентации на средства (инструментальные ценности).

Обычно ценностные ориентации делятся социологами на девиантные (отклоняющиеся), не соответствующие социальным ожиданиям, и нормативные, не выходящие за рамки социально одобренных культурных образцов. Поскольку в нашу задачу не входит обсуждение девиантного поведения студенчества, обратимся к нормативным ценностным ориентациям. Они связаны с социогенными потребностями, и по этой причине правомерно именовать их социально-культурными. Будем представлять эти ориентации в виде иерархической системы, состоящей из трех уровней: верхний – смысложизненные ориентации; уровень ориентаций на цели; уровень ориентаций на средства. Верхний уровень предполагает ряд взаимоисключающих идеальных моделей личности, бытующих в данной культуре в данное время, а именно: альтруист, конформист, эгоист. Они определяют направленность личности и поддаются диагностированию посредством личностных тестов, что и было предпринято авторами исследования.

Поскольку социогенные потребности принято разделять на материальные — потребности в ценностях (благах) материальной культуры и духовные — потребности в ценностях (смыслах) духовной культуры, мы дифференцировали таким же образом социально-культурные ценностные ориентации. В итоге выделено две группы ориентаций-целей: материальные и духовные, характеристика которых дается ниже.

6 стр., 2584 слов

Нравственные и ценностные компоненты развития личности ребенка

Нравственные и ценностные компоненты развития личности ребенка Жизнь человека в контексте традиционной культуры неразрывно связана с различными ритуалами, которые как в своей целостности, так и своими отдельными актами, атрибутами, действиями несут в себе огромное и сложное ценностно-символическое пространство. «Ценно-символическая среда в традиционной культуре является отражением всех реалий ...

Изучение ценностных ориентаций личности может быть представлено следующим образом. Следует, во-первых, раскрыть ее направленность: альтруист, конформист или эгоист; во-вторых, определить приоритетные ориентации на цели (допустим, для честолюбивого эгоиста приоритетна ориентация на самореализацию, а для прилежного конформиста — познавательная ориентация); в-третьих, нужно эмпирическим путем выявить те ориентации на средства (инструментальные ориентации), которые реально используются субъектом в его практической деятельности. Тогда может быть воспроизведена иерархия ценностных ориентаций данного человека и могут быть получены суммарные показатели студенческих предпочтений, стремлений, отвращений. Мы получили данные для построения социально-психологических портретов, которыми можно оперировать как социальными фактами. Именно в этом состояла конечная цель нашего исследования.

Несколько замечаний о методике исследования. Оценки, естественно, представляют собой субъективные мнения, для сопоставления которых требуется использование шкал. Так, во всесоюзном исследовании ценностных ориентаций россиян в 1990 г. под руководством Н. И. Лапина применялась методика диарных контрарных суждений, таких как: «Только на интересную работу можно потратить значительную часть жизни»; «Главное в работе — это сколько за нее платят». Такая методика была использована в 1992–1994 гг. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в исследовании «Динамика групповых интересов и перспективы реформ в Российской Федерации» (руководитель Н. Е. Тихонова).

Ограниченность ее в том, что учитываются лишь крайние мнения (ценности-антиценности) и выпадает средняя, нейтральная позиция. Люди часто склонны лукаво уклониться от ответа. Такую возможность предоставляет триарная, трехчленная шкала, построенная по принципу да–нуль–нет. Ответ «да» интерпретируется как принятие данной ценностной ориентации; «нет» — как ее отрицание; «нуль» — как уход от определенного ответа. Именно эта шкала применялась нами при анонимных массовых опросах во всех студенческих аудиториях (1070 человек).

4 стр., 1673 слов

Ценностные ориентации студентов как основа развития их профессиональной деятельности

Оглавление Введение 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 7 1.1. Понятие ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе 7 1.2. Формирование и развитие ценностных ориентаций личности 17 ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 25 2.1. Цель, задачи и методы исследования 25 2.2. Анализ результатов исследования 29 Заключение ...

Для получения более детальных сведений по отдельным вопросам применялся выборочный дополнительный опрос около 300 студентов-гуманитариев. Для личностного тестирования использовались вопросы, позволяющие определить психологическую активность (уровень пассионарности) и направленность личности (альтруизм, конформизм, эгоизм).

С помощью метода ведения дневников осуществлялись корректировка, проверка и дополнения информации, полученной при массовом опросе. Дневники вели в течение 8 недель (половина семестра) 80 студентов первого курса и 70 студентов четвертого курса. Источниками дополнительной информации служили также групповые и индивидуальные интервью, позволявших уточнить результаты опросов, виды социальных и индивидуальных ценностей и антиценностей, предметы личной и национальной гордости, личные пристрастия, роль СМИ в ценностных ориентациях граждан и др. Нами впервые использовался при изучении ценностных ориентаций новый метод мысленного эксперимента, приближающийся к нарративному интервью. Суть его состоит в следующем. Студентам предлагалось сочинить «письмо из будущего», автором которого был бы сам студент четверть века спустя. Структура писем была стандартной: положение России в 2026 году, мои профессиональные занятия, источники доходов и материальное положение, семья, досуговые интересы, круг общения и т.д. Получено 86 «писем из будущего», которые позволили представить достаточно яркие социально-психологические портреты постсоветского студенчества. Качественные данные в виде высказываний авторов интервью и «писем из будущего» обрабатывались методом контент-анализа. Теперь обратимся к результатам нашего исследования.

Материальные и духовные ориентации студентов

Материальные ориентации (М) — это ориентации на такие терминальные ценности, как личное здоровье, семья, материальное благополучие, которые являются предметами материальных абсолютных потребностей. Рассмотрим их подробнее.

3 стр., 1161 слов

Определения для студентов 2010-11к экзамену

Психология – это наука о психике человека и животных, основных закономерностях её формирования и функционирования. Психология – это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Предмет психологии на современном этапе–система знаний, объясняющих закономерности психики человека и животных, а также основных законов ее формирования и ...

М.1. Ориентации на поддержание и укрепление личного здоровья (забота о здоровье).

Забота о здоровье отнюдь не осознана как приоритетная ориентация, чему легко найти и объективные, и субъективные причины. Если в школьные годы спортом занимались 75–80% студентов, то в вузе регулярные занятия продолжают 10–15%. Правда, многие девушки (до 55%) находят время для эпизодических занятий шейпингом, аэробикой, посещают бассейны, сауны, тренажерные залы, фитнесс-центры и т.д, но разве это гарантирует красоту и долголетие? Вузовские медики признают практически здоровыми лишь 68% первокурсников; 21% — молодые люди с ослабленным здоровьем, нуждающиеся в специальной медицинской профилактике; 11% серьезно больных, которым занятия физической культурой противопоказаны [5].

М.2. Продолжение рода, планирование семьи. Сетования на депопуляцию русского народа давно уже стали привычными. Чем же порадует демографов новое поколение постсоветской интеллигенции? Интересны в этой связи «письма из будущего». Бездетными видят себя 5,8% (главная причина — занятость производством или общественной деятельностью); одного ребенка планируют 24,4%; двух — 58,1%; трех — 9,4%, четырех и более — 2,3%. К сожалению, этот расклад не обеспечивает даже простого воспроизводства интеллигенции. Семья остается традиционно привлекательной ценностью, однако связывать себя узами Гименея молодежь не спешит: девушки планируют замужество в 25 лет – после достижения «независимого и стабильного положения в обществе», юноши — еще позже.

Судя по материалам исследования, респондентам не чужда искренняя забота о родителях, их здоровье, спокойствии, благополучии. В одном из писем читаем: «У меня всегда были отличные отношения с родителями, а с возрастом стали еще теплее. Наверное, я стала их больше ценить и уважать за все, что они для меня сделали». И при этом менее 14% сообщили, что они «не прочь повторить жизненный путь своих родителей». Как согласовать «искреннюю заботу» и «отказ от преемственности»? В обстановке суровой и жестокой конкурентной борьбы семья остается надежным и, может быть, единственным, островком бескорыстной любви и домашнего тепла. Поэтому столь важно родительское присутствие.

3 стр., 1060 слов

Культурно-ист 2012 студентам

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Литература: Л.С.Выготский.Психология.-М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000. История развития высших психических функций (с.511) Мышление и речь (с.262) Орудие и знак в развитии ребенка (с.828) Основные положения теории Л.С.Выготского: Слитный характер биологического и культурного развития ребенка Два типа орудий человека:орудия труда и психологические ...

М.3. Достижение материального благополучия. Студенчество, относящее себя к среднему классу общества, достижение материального благополучия видит не в куске хлеба с маслом, а в таком мифологизированном образе жизни высшего класса, когда можно «ни в чем себе не отказывать». «Письма из будущего» рисуют радужные перспективы. Помимо просторной квартиры, «построенной со вкусом по моему дизайну», или собственного особняка, предполагается загородная вилла, «трехэтажный домик на берегу озера». В семье несколько автомобилей, иногда — яхта и личный вертолет. Комфортабельный отдых всей семьей предусматривается 2–3 раза в год; каждый десятый хотел бы иметь личный дом в Сочи или в Крыму, еще больше — каждый седьмой – во Франции, США, Швейцарии, Японии, Испании.

Ничего удивительного и предосудительного в этих юношеских мечтах, разумеется, нет. Они свидетельствуют о том, насколько наше общество удалилось от христианских идеалов нестяжательства, смиренномудрия и аскетизма. Более половины студентов всех специальностей взяли на вооружение совет Н. Рокфеллера: «Не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов», а 40% солидаризировались с Дж. Морганом: «То, что нельзя сделать за деньги, можно сделать за очень большие деньги». Создается впечатление, что наше студенчество морально уже готово к условиям рыночной экономики.

Духовные ориентации (Д).

Терминальные духовные ценности существенно отличаются от ценностей материальных.

Д.1. Социализация. Рассмотрим отношение студентов к четырем социальным духовным ценностям: профессионализация, религия, политика, патриотизм.

В связи с профессионализацией гуманитарного студенчества нельзя не обратить внимание на практически поголовную — 75–85% заинтересованность в гуманитарном знании и столь же единодушное пренебрежение естественными и техническими науками. Негуманитарное студенчество более любознательно: отдавая приоритет математике, химии, компьютерным технологиям, 20–25% ощущают интерес к литературе, истории, философии.

3 стр., 1353 слов

Психологическая характеристика студенчества как периода поздней юности или ранней взрослости

Тема 11. Студент в педагогическом процессе Вопросы: 1. Психологическая характеристика студенчества как периода поздней юности или ранней взрослости (психофизиологические особенности, противоречия, социальная ситуация развития). 2. Противоречия и кризисы студенческого возраста. 3. Высшее учебное заведение - один из основных факторов социализации студента как специалиста. 4. Адаптация студента к ...

Религиозность. Мы попытались проверить, насколько гуманитарное студенчество является воцерковленной социальной группой. При массовом опросе предлагалось выбрать один из вариантов: «Я — глубоко верующий человек, хорошо знаю Закон Божий, читаю Библию, часто бываю в церкви, соблюдаю посты и отмечаю праздники». «Бываю в церкви время от времени, не могу назвать себя истово верующим, но и атеистом себя не считаю». «Не ощущаю религиозной потребности, в церкви не бываю». Первый ответ А выбрали 6,5% гуманитарных студентов и 4,9% негуманитариев; атеистами признали себя соответственно 18,2% и 31,0%. Подавляющее большинство студентов — более двух третей — это не определившиеся в религиозном отношении люди, можно сказать, «язычники», которые ощущают наличие чего-то сверхъестественного, но сомневаются в существовании Христа-спасителя.

Отношение к Богу послужило темой одного из групповых интервью со студентами-гуманитариями. Обсуждался вопрос «Что Вам проходит на ум, когда Вы думаете о Боге». Интервью проводилось в четырех группах (более 100 участников).

Высказанные суждения четко разделились на три группы, свойственные верующим, колеблющимся и убежденным атеистам. Оказалось, что в Божественном покровительстве нуждаются не 6,5% студентов, объявивших себя «глубоко верующим человеком» при массовом опросе, а гораздо больше — 38,5%. Видимо, многих «верующих в душе» язычников отпугивает ритуально-обрядовая сторона воцерковления — регулярное посещение церкви, посты, молитвы, исповеди и т.д. Конфессионально колеблющиеся студенты (32,9%) питают надежду, что Бог есть. Атеистически настроенной оказалась почти треть участников интервью (28,6%), что гораздо больше числа атеистов, обнаружившихся при анонимном массовом опросе. (18,2%).

Видимо, религиозная приобщенность не воспринимается студенчеством как обязательное условие социализации. 48,6% респондентов не посещают храмов, 42,8% бывают там раз в месяц или реже, только 8,6% чувствуют потребность регулярно бывать за церковной оградой. Еще меньше социализация связывается с гражданско-политической определенностью.

Утвердилось мнение о политической пассивности постсоветской молодежи, о том, что ее мало интересуют проблемы политики и гражданственности. Наше исследование, казалось бы, это мнение подтверждает. Как показали массовые опросы, гражданскую позицию студенчества характеризует следующее распределение мнений: А. «Осознаю себя гражданином России, знаю свои конституционные права и обязанности, будущее страны глубоко меня волнует» — 45,0% гуманитариев и негуманитариев. Б. «Не задумываюсь над будущим страны, предпочитаю заниматься личными делами, хотя гражданство хочу сохранить» — 27% первых и 31% вторых; В. «Охотно поменяю гражданство, если это окажется, выгодным и полезным для меня» — соответственно 28% и 24%. Отношение к политике таково: интересуются политикой, принимают участие в выборах — 22% и 18,7% соответственно. Иногда участвуют в выборах — около 70,3% респондентов; Не участвуют в выборах и политикой не интересуются — 7,7% гуманитариев и 11,6 % негуманитариев.

В личных и групповых интервью студенты поголовно заявили о своей аполитичности, о недоверии к политике и политиканству, о разочаровании в демократических идеалах. В том, что «глас народа — глас божий» уверены 6% гуманитариев и 2,5% негуманитариев, но зато сентенцию Ф. Шиллера «большинство — это безумие, ум ведь лишь у меньшинства» разделяют 62% гуманитариев и 71% негуманитариев. Критическое, точнее — саркастическое отношение к реформаторской деятельности властей вполне понятно: студенчество давно уже не ощущает отеческой заботы государства о высшей школе; нет и политических сил, представляющих интересы студентов.

Патриотические ценностные ориентации особенно отчетливо проявляются в отношении к отечественной истории. Были получены результаты: гордятся отечественной историей в целом – 41%; гордятся историей России, но стыдятся истории СССР — 55%; стыдятся отечественной истории — 4%. Выходит, историю СССР, т.е. ту, которую делали поколения отцов и дедов, 59% сыновей оценивают негативно. В данном случае особенно отчетливо видны результаты манипуляции общественным сознанием, осуществленной в последнее десятилетие.

Либеральная идеология, которую вынуждены осваивать современные студенты, есть идеология космополитическая. У молодых людей, ищущих социализации, имеется выбор: идентифицировать себя с вольными и беззаботными «гражданами мира» или с обремененным тяжелым историческим наследием россиянами? «Письма из будущего» показывают, что есть немало студентов, соблазненных космополитическим образом жизни: около 30% респондентов – потенциальные эмигранты, готовые поменять гражданство, «если это окажется выгодным и полезным для меня». И все же Россия для многих гуманитарных студентов остается приоритетной, можно сказать, терминальной ценностью, занимающей высокое место в иерархии ценностных ориентаций. По крайней мере 1/3 респондентов безоговорочно допускает, что есть за что полюбить «Русь могучую».

Д.2. Самореализация. Как показывают «письма из будущего» и групповые интервью, привлекательные для студентов виды профессиональной занятости распределились так: предприниматели, имеющие собственное дело — 70%; менеджеры или сотрудники частных фирм — 16%; государственные служащие — 10%; ученые, педагоги, писатели — 2%; домохозяйки — 2%. В таком распределении просматривается перекос, вызванный соблазном разрекламированного предпринимательства, и жизнь его, конечно, скорректирует. Но для нас важно сейчас другое: готовность к предпринимательскому риску. 70% студентов-гуманитариев видят себя в будущем в качестве владельца «частной фирмы»; гарантированной государственной зарплате предпочитается конкурентная борьба, требующая огромных усилий и особой «предпринимательской самореализации». Данные исследования показывают: более двух третей респондентов не боятся самоотверженного труда. В письмах встречаются признания: «работа требует 100% отдачи, но я не представляю без нее своей жизни»; «нет ничего радостнее любимой работы»; «работаю без выходных в 8 до 24 часов»; » с утра до вечера занимаюсь любимым делом»; «погружаясь в работу, забываешь обо всем». Кажется, что для студентов труд перестает быть средством достижения желаемых ценностей, а сам превращается в ценность.

Здесь мы вступаем в область трудовой этики постсоветского студенчества, которая нуждается в специальном изучении. Дело в том, что массовые опросы показали совсем иные трудовые ориентации. Заповедь «зарабатывай хлеб в поте лица своего» встретила одобрение лишь у 6% опрошенных, 11% солидаризовались с пренебрежительным «дураков работа любит», остальные ушли от определенного ответа. На вопрос: «Какую работы Вы бы предпочли: А. Интересную и творческую с оплатой на прожиточном уровне; Б. Простое, но хорошо оплачиваемое исполнительство?» – 24% респондентов выбрали первый вариант, 76% — второй вариант. Исключение: 58% студентов творческих факультетов предпочли вариант А.

Если сопоставить мнения, выраженные в письмах, данные опросов, можно прийти к заключению: труд становится привлекательным («интересным и творческим» и для него не жалко «пота лица своего») тогда, когда он является свободным и удачным предпринимательством, в противном случае — это «дурацкая работа», за которую надо хорошо платить

Д.3. Познавательные ориентации. Самофотографии первокурсников подтверждают, что они, как правило, добросовестно и прилежно овладевают выбранной профессией. Их старания стимулируются пониманием того, что профессиональные знания и умения — это духовный капитал, который может быть востребован на рынке труда. Более 95% студентов-гуманитариев считают необходимым овладеть 1–2 иностранными языками (кое-кто с этой целью посещает платные курсы), а отдельные студенты занимаются одновременно в двух вузах. Отмечая стимулирующее воздействие рыночной конкуренции на познавательную активность студентов, нельзя не отметить, что учебное прилежание утрачивает приоритетность, если у студента возникает возможность для оплачиваемой внеучебной трудовой деятельности. Опросы первокурсников показали, что 90% планируют подрабатывать на стороне, а на старших курсах ученье и работу сочетают 50-75% студентов очного обучения. Студенты занимаются созданием баз данных, работают диспетчерами, референтами, экскурсоводами, гидами-переводчиками, и далеко не всегда их сторонняя деятельность связана с будущей специальностью. Самофотография показывает, что есть недели, когда студент проводит больше времени на рабочем месте, чем в учебной аудитории. Это негативно отражается на учебе и профессионализации молодого человека.

Д.4. Коммуникационные ориентации. Социальная коммуникация — это движение смыслов в социальном времени и пространстве. Студенты повседневно включены в коммуникационную деятельность, ведь образование — это социально-коммуникационый процесс. Если межличностные контакты органически входят в образ жизни студенчества и занимают значительное (некоторые респонденты замечают: «чересчур значительное») место, то средства массовой информации (СМИ) не пользуются большой привлекательностью и авторитетом. 13% первокурсников и 15% старшекурсников заявили, что они вообще не читают газеты и журналы. Около трети студентов еженедельно просматривают 1–2 газеты, (чаще всего «Комсомольскую правду», «АиФ», «Коммерсант»), а около половины прочитывают в месяц до 3 номеров различных журналов. Наиболее популярны журналы Cosmopolitan, GEO, Shape, «Караван», другие женские и мужские издания, но отношение к ним чисто потребительское. Отдельные студенты читают для практики газеты и журналы на иностранных языках. Личной подписки на периодику никто не имеет.

Радиовещание «не существует» для 34,3% студентов. Зато более половины воспринимают его как необходимое звуковое, как правило, — музыкальное сопровождение жизненного процесса. Что касается телевидения, то выяснилось следующее: студентов, проводящих у телевизора более 20 часов в неделю, насчитывается около 15%. Вряд ли телевидение оказывает сейчас серьезное воздействие на ценностные ориентации молодежи. Дискуссия относительно того, какие темы недопустимо обсуждать в широкой печати и на телевидении, показала, что 41% допускают «все», но в корректной форме; остальные предлагают те или иные ограничения: «не копаться в грязном белье», не смаковать интим, исключить насилие, скандалы, сплетни.

Традиционная приверженность книжной культуре достаточно сильна: 50% собирают личные библиотеки и с этой целью регулярно приобретают научную и справочную литературу; 23% покупают переводные художественные бестселлеры, а 17% — книги современных авторов. но никто из студентов не собирает классическую отечественную литературу. О наступлении эры электронных коммуникаций свидетельствует тот факт, что для 75% студентов Интернет стал обыденным коммуникационным средством.

Пока рано делать какие-либо выводы относительно коммуникационных ориентаций студенчества. Устойчивый баланс между книгой и компьютером будет определяться тенденциями на книжном рынке (неблагоприятными для учебной и научной литературы) и тенденциями распространения информационно-компьютерных технологий в образовании, искусстве, развлечениях, быту (весьма благоприятными и многообещающими).

Д.5. Эстетические ориентации. Самофотографии показали следующую структуру досугового (не по заданию педагога, а «для души») чтения студентов — гуманитариев: русская классика привлекает 27% студентов, и приоритетными авторами являются Достоевский, Набоков, Пушкин, Куприн. К современным отечественным авторам относятся по-разному: 34% студентов прочитывает в год менее десяти произведений; 3% успевают осилить 12–15 книг; остальные студенты их не читают. Иностранные авторы более популярны: 40% студентов ежегодно прочитывает до 10 книг, 20% — до 15 книг; 10% — до 20 книг; оставшиеся 30% не интересуются иностранной литературой. 6% студентов-гуманитариев вообще не читают на досуге художественную литературу. Как видим, начитанность современного гуманитарного студенчества оставляет желать лучшего. 22% гуманитариев и негуманитариев читают лишь литературу, рекомендованную преподавателями. Опрос по теме «Современные русские писатели и поэты» показал, что круг известных студентам имен не превышает пятидесяти. Наиболее популярны В. Пелевин (32,8% респондентов назвали его имя), А. Солженицын (30%), Д. Гранин (17%), А. Маринина (14,3%).

Далее — Б. Ахмадуллина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, В. Аксенов, Э. Радзинский, братья Стругацкие, Ч. Айтматов, А. Кушнер. Почти каждый четвертый студент не смог назвать ни одного современного литератора.

Массовые опросы показали, что 25% студентов-гуманитариев считают себя заядлыми театралами и бывают в театре или на концерте не реже раза в месяц; 50% посещают театр 2–3 раза год; 25% не интересуются театральной жизнью и только случайно попадают в театр. Кинофильмы, согласно опросам, очень интересует около четверти студентов гуманитариев; 30% их ограничиваются случайным просмотром фильмов по телевидению или в видеозаписи.

Изобразительное искусство привлекает 26,3% гуманитариев и 9% негуманитариев; равнодушны к живописи и скульптуре 7,5% гуманитариев и 52% будущих инженеров и математиков. Остальные отнесли себя к дилетантам. Зато музыка оказалась самым излюбленным видом искусства у современной молодежи. Меломанами в той или иной степени признали себя около 60% студентов всех специальностей, равнодушны к ней очень небольшая часть — 6%. Остальные заявили, что они музыку слушают с удовольствием и бывают в опере или на концерте не менее трех раз в год.

Удовлетворяет ли сложившаяся система эстетических ценностных ориентаций самих молодых людей? «Письма их будущего» свидетельствуют, что не всех. Более половины корреспондентов пишут: «чтение — главное хобби», «до сих пор не могу жить без книг», «я — запойный читатель», «читаю классиков», «увлекаюсь исторической литературой», «перечитываю Достоевского» и т.д. Многие мечтают регулярно посещать театры и концерты, отмечая, что в настоящее время нет возможности читать классиков и еженедельно бывать в театрах, но хочется, чтобы в будущем это было так. «Письма из будущего» выдают сублимированные желания постсоветского студенчества

Д.6. Этические ориентации. Деликатный вопрос о совестливости человека зондировался посредством суждений: А. «Самое главное украшение — чистая совесть». Б. «Голос совести не всегда звучит внятно». В. «Совесть нужно иметь, но пользоваться ею не обязательно». Здесь скрыты фактически две альтернативы: А — чистая совесть, Б и В — совесть, так или иначе скомпрометированная. К чистоте совести стремятся 35% гуманитариев, в том числе 55% будущих учителей; среди негуманитариев около 70% не особенно озабочены моральной чистотой. Нелишне вспомнить, что альтруистическая совестливость (готовность к самопожертвованию, сочувствие угнетенным, защита униженных и оскорбленных) всегда считалась, наряду с образованностью, необходимым отличительным качеством русского интеллигента как особого, национально-российского феномена.

Рыночная психология в конфликте с нравственным пуризмом, и он проявляется в других ответах наших респондентов. Так, 65–70% студентов уверены, что «не родился еще человек, который, занимаясь распределением благ, позабыл бы о себе». Тем самым оправдывается нарушение заповеди «Не укради!» Оказалось, что есть группы студентов, в которых этой заповеди следуют всего 5–6%. Только 42% уверены в том, что «человек выше доллара», и они же полагают, что не любые ценности имеют рыночную цену.

Обсуждение вопроса о желательных ценностях и нежелательных антиценностях в обыденной жизни показало следующие ориентации на отторжение антиценностей («я не люблю…»): обман, ложь, вранье — 30%; предательство, измена, вероломство — 21,4%; самодовольство, высокомерие, снобизм — 15,7%; тупость, серость, ограниченность — 14,3%; грубость, брань, хамство — 8,5%. Обращает на себя внимание решительное отторжение указанных и вместе с тем альтруистическое стремление доставить радость, помогать другим людям – 34%. По-видимому, дефицит этих качеств особенно болезненно ощущается молодыми людьми в постсоветской России.

Ценностная стратификация гуманитарного студенчества

В психологии используется понятие направленности личности, раскрывающее отношение человека к себе и к обществу, и трактуемое так: «в зависимости от того, что побуждает человека — мотивы личной заинтересованности или мотивы, связанные с интересами других людей, строятся и все другие особенности его личности: интересы, черты характера, стремления и переживания» [6]. Согласно критерию направленности различаются три модели личности: 1) альтруист — личность, сознательно ориентирующаяся на благо коллектива, общества, других людей; ее смысложизненная ориентация — служение достижению этого блага. Хрестоматийный пример альтруизма — патриотический подвиг Жанны д’Арк; 2) эгоист — личность, сознательно ориентирующаяся на удовлетворение собственных желаний и амбиций, на личный успех; ее смысложизненной ценностью становится Я, самость индивида, применительно к которой строится вся система ценностных ориентаций. В качестве представителя личности этого типа назовем Клеопатру; 3) конформист — человек, осознанно или бессознательно следующий традициям и нормам, принятым в обществе; ценностные ориентации не вырабатываются индивидом самостоятельно, а заимствуются, копируются по общепринятым образцам. Типичным конформистом можно считать Пенелопу — «верную супругу и добродетельную мать».

Тесты, разработанные нами, позволили стратифицировать опрошенные студенческие аудитории на альтруистов, эгоистов, конформистов. Показатели различных специальностей несколько различаются, но в среднем оказалось 20% конформистов и 55% эгоистов.

Полученное распределение студенчества по направленности личности таково: эгоисты количественно более чем вдвое превосходят альтруистов по всем гуманитарным специальностям. Здесь нет ничего неожиданного. Социологи молодежи отмечают, что с 80-х годов происходит “снижение ценностей общественно значимых (приносить пользу обществу, исполнить свой долг перед государством, быть нужным людям и т.д.), которые к настоящему времени колеблются в пределах 3–15%… Резко повышается значение индивидуализма… Сегодня около половины опрошенных в России и до двух третей учащейся молодежи крупных городов признают себя индивидуалистами” [7].

Выше говорилось о трех моделях личности, которые выделены в зависимости от смысложизненной ориентации, занимающей верхний уровень личностной ценностно-ориентационной системы, и названы Жанна, Клеопатра, Пенелопа. Однако для того, чтобы сыграть социально-активную роль, мало одной направленности, мало «хотения», нужно еще «мочь». Нужен достаточный уровень психической энергетики, или, пользуясь термином Л. Н. Гумилева, пассионарности, представляющей собой биоэнергетический импульс, который определяет способность к целенаправленным сверхнапряжениям и стремление к изменению окружения [8]. В зависимости от уровня пассионарности в человеческих популяциях образуются следующие три типа личности: Пассионарии — особи, импульс которых превышает величину инстинкта самосохранения; им свойственна большая инициативность и активность, они заражают своей энергией других людей, увлекая их за собой. Гармонические особи, у которых уравновешиваются пассионарный импульс и инстинкт самосохранения. По словам Л. Н. Гумилева, это личности спокойные, уживчивые, но не сверхактивные. Люди этого склада — крайне важный элемент общества, обеспечивающий его стабильность и воспроизводство по принятым образцам. Субпассионарии — пассивные особи, пассионарный импульс которых слабее действия инстинкта самосохранения.

Пассионарность — качество врожденное, данное природой, а направленность личности — приобретенная социально-культурная смысложизненная ориентация, поэтому они не зависят друг от друга. Пассионарий может быть альтруистом или эгоистом, а конформизм ему противопоказан по определению. Гармоническая личность чаще всего склонна к конформизму, но может и следовать за пассинарием-альтруистом или пассионарием-эгоистом в силу явления «психической индукции», постулированного Л. Н. Гумилевым. Субпассионарии обречены на конформизм в силу своей пассивности. Теперь можно нарисовать три социально-психологических портрета: пассионарный альтруист — ЖАННА; пассионарный эгоист — КЛЕОПАТРА; субпассионарный конформист — ПЕНЕЛОПА. Гармонические особи распределяются между альтруистами, эгоистами и конформистами под действием «психической индукции».

Социально-психологические портреты отличаются по следующим ценностным ориентациям: смысложизненные принципы: ЖАННА — «жизнь по правде», чистая совесть; КЛЕОПАТРА — личный успех, готовность «одурачить мир», чистота совести не важна; ПЕНЕЛОПА руководствуется общепринятыми моральными нормами; приоритетные ориентации: ЖАННА предпочитает духовные ценности, для нее «человек выше доллара»; КЛЕОПАТРА утверждает всемогущество денег — «деньги правят миром», «то, что нельзя сделать за деньги, можно сделать за очень большие деньги»; для ПЕНЕЛОПЫ привлекательны все ценности, но она хотела бы минимизировать риск и труд, связанный с их приобретением; отношение к другим людям: ЖАННА — коллективист, «один за всех, все за одного», «не имей сто рублей, а имей сто друзей»; КЛЕОПАТРА — индивидуалист, «нет вечных друзей, нет вечных врагов, есть вечные интересы»; ПЕНЕЛОПА скорее индивидуалист, чем коллективист, ей близок девиз «мой дом — моя крепость»; патриотизм: ЖАННА питает осознанную и безоговорочную любовь к Родине, «и дым Отечества нам сладок и приятен»; КЛЕОПАТРА понимает патриотизм как благоустройство своего дома, а не отечества в целом, она готова сменить гражданство, если это окажется выгодно; ПЕНЕЛОПА отвергает «дым Отечества», но знает, что есть за что полюбить «Русь могучую».

Были разработаны тестовые процедуры, которые позволили диагностировать принадлежность данного человека к тому или иному портрету. Сумма реальных лиц каждого портрета образовала страту. Выделенные ранее группы альтруистов, эгоистов, конформистов были преобразованы в страты «ЖАННА», «КЛЕОПАТРА», «ПЕНЕЛОПА» с учетом не только направленности, но и пассионарности их членов. Были получены следующие примерные количественные показатели страт (в % от числа ответивших): ЖАННА – 20%, ПЕНЕЛОПА – 30%, КЛЕОПАТРА – 50%.

Во всяком жизнеспособном обществе необходимы все три страты: активные ЖАННЫ и КЛЕОПАТРЫ симулируют прогресс общества, руководствуясь, правда, противоположными ценностными ориентациями, а ПЕНЕЛОПЫ обеспечивают устойчивость социального строя, сопротивляясь по мере возможности рискованным новациям как альтруистов, так и эгоистов. Нормальным, думается, было бы соотношение: ПЕНЕЛОПА — 50%; КЛЕОПАТРА — 25%; ЖАННА — 25%. Однако в современном российском гуманитарном студенчестве преобладает страта КЛЕОПАТРА с ее эгоистическими наклонностями, отвечающими рыночной экономике и либеральной демократии. Стало быть, гуманистнические социально-культурные ценностные ориентации не превалируют в нем, и трудно надеяться на то, что прекрасные КЛЕОПАТРЫ займутся гуманизацией нашего общества. Конечно, ценности и антиценности, пленяющие воображение на студенческой скамье, не останутся неизменными в течение всей жизни. Личный опыт, социальные изменения внесут коррективы, предвидеть которые невозможно. Но ориентации, усвоенные в юности, не могут исчезнуть бесследно: некоторые из них могут перерасти в бессознательные установки, управляющие повседневным поведением взрослого человека. Степень усвоения гуманистических ценностей формирующейся ныне культурной элитой будет определять ее способность ответить на вызовы нового века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В. Т. Лисовского. М.: Изд-во СПбГУ, 1996. 460 с.; Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие. СПбГУП, 2000. 519 с.; Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб. статей. СпбГУ, 2000. 418 с.
  2. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социол. исслед. 2000. №6; Ковалева Т.В. Селезнев И.А. Этнополитическое сознание студенчества в первой половине 90-х годов // Социол. исслед. 2000. №4; Попов В.А. Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социол.исслед. 1999. №6; Щенникова Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов // Социол.исслед. 1999. №8; Коган А.И. Отношение студентов к выработке общенациональной идеи (опыт изучения конкретной ситуации) // Социол.исслед. 1997. №9; Эфендиев А.Г. Дудина О.М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социол.исслед. 1997. №9.
  3. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М., 1999. С. 184, 205—206.
  4. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000. С. 102.
  5. Проблемы формирования специалиста в системе высшего гуманитарного образования: Тезисы научно-методич. межвуз. конф. СПб., 1996. С. 331.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 422.
  7. Молодежь: тенденции социальных изменений. Сб. статей. СПб., 2000. С. 48.
  8. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 266.