1. Группы в организации…5 стр

План работы:

Введение:…2 стр.

1. Часть…5 стр.

1. Группы в организации…5 стр.

А) Понятие группы и классификации групп…5 стр.

Б) Этапы формирования и развития группы…9. стр.

2. Классификация малых групп…14 стр.

А) Формальные группы…15 стр.

Б) Неформальные группы…16 стр.

3. Человек и группа…17 стр.

А) Взаимодействие человека и группы…17 стр.

В) Формы взаимодействия человека и группы…20 стр.

2 Часть…22 стр.

1. Общее описание организации…22 стр.

А) История компании…24. стр.

2. Формирование группового поведения в конкретной организации.27 стр.

Заключение:…30 стр.

Список литературы:…32 стр.

Введение:

«В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса, но сущность современного бизнеса определяют в первую очередь люди. Каждый работник компании выполняет свою функцию и объединяет свои усилия с коллективными для достижения результата. Ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами"* В этом заключается актуальность работы «Формирование группового поведения в организации».

Руководство организации испытывает удовлетворение, когда организация продолжает своё существование как единое целое. Однако почти всегда стереотипы поведения и отношений членов организации далеко отходят от формального плана руководителей организации.

Неформальные группы, которые образуются в организации, могут при определенных условиях стать доминирующими.

Руководителям среднего звена необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп «**

Группы играют все большую роль в деятельности организаций. Групповое поведение — важная составляющая организационного поведения. Люди образуют группы по ряду причин. Рассматриваемых классическими теориями группообразования. Кроме того, работая в группе, люди могут Формирование группового поведения в организации формирование группового поведения в организации

3 стр., 1123 слов

Тема 2−3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

... в социальных контактах); - (выявление, коррекция, подавление, стимулирование, обсуждение) ... процессов групповой динамики в группе тренинга. Приведите примеры реализации этих функций. 4.Определите, о ... реакций. · Возбудимость (эпилептоидный тип акцентуации по К.Леонгарду). · Резкое изменение поведения под влиянием критики. · Психопатии. · Кризисная жизненная ситуация. · Завышенная самооценка, ...

__________________________________________________________________

*, ** Формальные и неформальные организации (авторство статьи не указано) www.grandars.ru/college/psihologiya/formalnye-i-neformalnye.html

В своем становлении и развитии группы проходят ряд стадий. Зная на какой стадии находится та или иная группа, менеджеры могут по разному влиять на групповое поведение. На каждой из этих стадий группа приобретает ряд существенных характеристик, которые оказывают самое непосредственное влияние на эффективность групповой работы. Групповые характеристики придают функционированию группы определенность, что, в свою очередь, важно как для ее членов, так и для менеджмента организации.

Менеджеры должны знать характеристики и особенности поведения групп. Что бы быть готовым к возможным последствиям (положительным или отрицательным) групповой деятельности. Они могут продумать, как следует изменить восприятие, установки, мотивацию членов группы, что бы повысить результативность групповой работы для достижений целей организации.

Группы могут классифицироваться по ряду признаков. Среди множества видов групп наибольший интерес вызывают неформальные группы. Что бы справиться с потенциальными проблемами и использовать потенциальные преимущества неформальных групп, менеджмент должен признать их существования, взаимодействовать с ними, привлекать к принятию решений, прислушиваться к мнению к их неформальных лидеров.

15 стр., 7423 слов

Роль эмоций в психической организации человека

... общей и возрастной психологии Курсовая работа по психологии Роль эмоций в психической организации человека. Выполнил: Денисенко В.С ... изображавших саму ритуальную операцию, у испытуемых всех групп были зарегистрированы признаки стресса: изменение пульса, электропроводимости ... в способности служить дополнительным средством коммуникации между членами сообшества.[1] 11) Переключающая С физиологической ...

В современных условиях рабочие группы перерастают в команды. Особенно важны и интересны с точки зрения организационного поведения самоуправляемые команды, которые на ряду с выполнением задания осуществляют и функции управления. Их создание и деятельность принципиально меняют характер функционирования и построения современных организаций.

Цель работы: рассмотреть формирование группового поведения исходя из теоретического материала, и на примере конкретной организации ООО «Ксерокс» СНГ.

Задачи: при помощи теоретической информации и доступных методик показать формирование группового поведения как в общем, так и в данной организации.

Объект исследования: организация ООО «Ксерокс» СНГ (Нижегородский филиал компании), которая занимается созданием архива и цифровой обработкой документации. А конкретнее на один из отделов обработки — Отдел по созданию архивов (профессия Операторы ПК).

1. Группы в организации.

«Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, а в большей степени результативностью их совместной деятель­ности. Человек выполняет свои трудовые обязанности во взаимодействии с другими, являясь членом группы, в рамках которой он работает. Решение проблем, стоящих перед группой, требует совместных усилий людей, обладающих различными знаниями, квалификацией, опытом, профессиональной подготовкой.

Однако для достижения эффективных результатов совместной деятельности необходимо правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, также умению объединять и концентрировать усилия на ре­шении общих задач.

Участвуя в работе группы, человек может существенно изменить свое лич­ностное поведение. Это обусловливает важность изучения проблем формирова­ния и функционирования групп.

4 стр., 1632 слов

Проявления основных характерных качеств людей, склонных к нелояльному поведению, в описании автобиографии Демонстративные личности

... ций формального лидерства в группах 3. Конформизм. Тенденция к приспосабливанию, подчинению, к изменению своего поведения в зависимости от ... им Активно использует цитаты и ссылки на мнение других людей Некоторая «лозунговость» речи, ее подчеркнутая правильность 3.4 ... деятельности 2.5. Ставит для себя труднодостижимые, глобальные цели 2.6. Выбирает для себя только престижные учебные заведения ...

А) Понятие группы и классификация групп

Группа — комбинация двух или большего количества людей, взаимодейст­вующих друг с другом для достижения определенных целей.

Основными признаками группы являются следующие:

1. Небольшое количество людей

2. Пространственное и временное соприсутствие людей

3. Наличие постоянной цели

4. Организующее начало

5. Разделение и дифференциация персональных ролей

6. Выработка специфической групповой культуры

7. Эмоциональное отношение между членами группы

8. Небольшое количество людей. Как правило, в группе от 3 до 15 членов, что обусловлено возможностью личных контактов, непосредственных связей между людьми, составляющими группу.

9. Пространственное и временное соприсутствие людей. Члены группы работают в одном направлении или собираются для решения какой-либо задачи на определенной совместной территории, что дает им возможность для личных контактов.

Наличие постоянной цели. Цель объединяет группу и является основным фактором совместной деятельности. Реализация общей цели способствует в оп­ределенном смысле реализации потребностей каждого члена рабочей группы и соответствует общим потребностям.

Существует три типа целей:

•ближние перспективы, т. е. цели, которые быстро реализуются во вре­мени и выражают потребность группы;

•вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на ин­тересы вторичного коллектива (интересы фирмы в целом);

•дальние перспективы сближают группу с проблемами функционирова­ния всей фирмы или лидера, который объединяет под своим началом людей для решения определенной проблемы.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... существует. Реальная группа - это объединение, где люди связаны реальными контактами, т.е. взаимоотношения его членов, общие цели и задачи (например, группа однокурсников). Реальная группа может существовать ... , кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Также каждый может общаться ...

Цели совместной деятельности цементируют группу в одно целое, опре­деляют ее внешнюю формально-целевую структуру.

Организующее начало. Подразумевает наличие лидера или руково­дителя группы, который определяет цели и задачи, управляет деятельностью людей, приводит их к реализации проблемы, Т. е. организующее начало пер­сонифицируется в лидере, руководителе или каком-либо члене группы. Од­нако бывают группы, где управление распределяется между членами. В этом случае лидерство носит ситуационно-специфический характер, т. е. в опреде­ленной ситуации человек, более продвинутый в данной области, принимает на себя функции лидера.

Разделение и дифференциация персональных ролей. Активность членов груп­пы не является однородной. Каждый вносит свой вклад в совместную деятель­ность, играет определенную роль, отвечает за определенный участок работы.

Выработка специфической групповой культуры. Характеризуется нали­чием в группе определенных норм, правил, стандартов жизни, поведения, определяющим ожидания членов группы по отношению друг к другу. Эти нормы — важнейший признак групповой целостности, как принятые правила поведения, они руководят действиями участников команды и позволяют применять санкции к неприемлемым для данной группы формам поведения. Отклонение от групповых стандартов, норм позволяется только лидеру.

Наличие эмоциональных отношений между членами рабочей группы. Эмоциональные отношения влияют на групповую активность. Данный при­знак может приводить к разделению группы на подгруппы, формирует внут­реннюю структуру межличностных отношений в команде. Конфликтная си­туация в рабочей группе даже при хорошо отлаженной совместной деятель­ности может привести к разрушению коллектива.

При классификации групп (рис. 1.) различают, прежде всего, группы реаль­ные и условные. Реальная группа — это группа людей, существующая в общем про­странстве и времени и объединенная реальными отношениями. Условная группа -это группа людей, объединенная для исследования по определенному, выделенно­му признаку. Это может быть возрастной, половой, национальный, профессио­нальный или какой-либо другой признак. Личности, включенные в условную груп­пу, чаще всего не имеют никакого взаимодействия между собой.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.  ... , доминированию, самоутверждению. 2. Пусковым механизмом деформации становятся ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от ...

Большие группы — это социальные общности людей, выделенные и объеди­ненные на основе определенных признаков и действующие совместно в значи­тельных социальных ситуациях. Они подразделяются на неорганизованные, сти­хийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весь­ма условен, и устойчивые по определенному классовому, национальному, поло­вому, возрастному и другим признакам.

Малые группы — относительно немногочисленные по составу группы лю­дей, объединенные общей социальной деятельностью, находящиеся между со­бой в непосредственном личном общении и взаимодействии. Они могут быть

официальными, имеющими юридически фиксированный статус (их члены в ус­ловиях разделения труда связаны социально заданной деятельностью, органи­зующей их труд), и неформальными, характеризующимися всеми признакам и группы, т. е. сложившейся системой межличностных отношений, совместной деятельностью и т. д., но не имеющими юридически оформленного статуса.

Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации, имеют формального назначенного лидера, структуру ролей, должностей внутри группы и официально закрепленные за ними функции и задачи. Они существуют в рамках официально принятых организаций, и их цели задаются извне.

Неформальные группы создаются спонтанно членами организации в соот­ветствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями, привычками, без распоряжения руководства и формальных решений. Взаимо действие членов группы осуществляется на основе общих интересов и связано с достижением общих целей. В неформальных группах, так же как и в формаль­ных организациях, имеются неписаные правила и нормы поведения. Они орга­низованны: есть иерархия, лидеры и задачи.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания (Семенова л.Э. Общая психология. Часть 1. Н. Новгород: нф мгэи, 2002)

... .Леонтьевым в современной психологии выделяют три стадии развития психики животных: стадия элементарной чувствительности (животные реагируют только на ... связана с ощущениями; вторая стадия развития психики связана с восприятием; третья - с развитием интеллекта. При этом согласно ... сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее ...

Степень развития группы определяется такими параметрами, как достаточная психологическая общность, сложившаяся структура, четкое распределение обязан­ностей, наличие признанных лидеров, налаженные деловые и личные контакты.

Слаборазвитые группы характеризуются отсутствием или недостаточным развитием всех или нескольких параметров.

Высокоразвитые группы подразделяются на корпорации и коллектив.

Корпорация — это группа случайно собранных людей, в которой отсутст­вует сплоченность, нет совместной деятельности, она либо малополезна, либо вредна для общества. Индивидуалистические отношения строятся на страхе, недоверии, подозрительности.

Коллектив — это высшая форма организованной группы, в которой межлич­ностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Деятельность коллектива общественно значима, в нем доминируют общественные интересы над личными и строятся они на принципах уважения и доверия."*

Б) Этапы формирования и развития группы

«Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в разви­тии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности.

Любая группа в своем развитии проходит через следующие этапы, которые формируют 5-ступенчатую модель развития группы (рис. 2.):

• начальная стадия формирования;

• внутригрупповой конфликт;

• обеспечение сплоченности членов группы;

• стадия наивысшей работоспособности и производительности;

• заключительная стадия (для временных групп).

_____________________________________________________________________________* Дмитриева Е.Е. Организационное поведение: учебное пособие. Н. Новгород: НИМБ, 2012 стр. 49−52

Начальная стадия формирования. Эта стадия, как правило, характеризуется неопределенностью относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой группы и какой тип поведения в ней наиболее прием­лем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо пони­мать, что они являются частью данной группы.

«Когда члены группы впервые встречаются друг с другом. На этом первом совещании члены группы знакомятся друг с другом. Они обмениваются информацией о своем образовании, интересах и опыте и формируют первое впечатление друг о друге. Они знакомятся с проектом, над которым будут работать, обсуждают цели проекта и начинают думать о том, какую роль они будут играть в проектной группе. Члены группы еще не работают над проектом. Они, фактически, присматриваются друг к другу и ищут способ, согласно которому они могли бы работать вместе.

Во время начальной стадии развития группы важно, чтобы руководитель группы очень четко разъяснил цели и дал четкие указания относительно проекта. Руководитель проекта должен обеспечить участие всех членов группы в определении ролей и обязанностей и должен работать вместе с группой, чтобы помочь им установить правила совместной работы. Группа зависит от руководителя группы, который управляет ими." *

Внутригрупповой конфликт. Вторая стадия развития группы обычно харак­теризуется развитием внутригруппового конфликта. Идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. После того как эта стадия будет завершена, становится ясно, кто лидер в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере).

«Эта стадия неизбежна; каждая группа — особенно новая, никогда раньше не работавшая вместе — проходит через этот этап развития. На данной стадии члены группы соревнуются друг с другом за статус и за одобрение своих идей. Они имеют разные мнения насчет того, что должно быть сделано и как это должно быть сделано, что вызывает конфликты внутри группы. По мере прохождения через эту стадию под управлением руководителя группы они учатся решать проблемы совместно, работать независимо и вместе, как команда, и приспосабливаются к ролям и обязанностям в группе. Для членов группы, не любящих конфликтовать, прохождение этой стадии становится трудным испытанием.

Руководитель группы должен быть способен облегчить прохождение группы через эту стадию — обеспечить, чтобы члены группы учились слушать друг друга и уважать чужие идеи, даже если они сильно отличаются от их собственных. Следует обеспечить сотрудничество всех членов группы, и ни в коем случае не допускать чтобы один член группы контролировал все

* «Пять стадий развития группы: исследование конкретного случая. Формирование команды (автор не указан) www.pmtoday.ru/project-management/team-building/five-stages-of-team-development.html

разговоры. Руководитель группы должен от некоторых ее членов требовать большей активности, в то время как других членов группы учить быть эффективными слушателями.

Эта стадия подойдет к завершению, когда члены группы начнут лучше принимать друг друга и научатся работать вместе на благо проекта. На данном этапе руководитель группы может передать группе право принятия некоторых решений, чтобы дать ей большую самостоятельность, но при этом он должен продолжать участвовать в работе группы, чтобы разрешать любые конфликты как можно быстрее.

Но некоторые группы не выходят за пределы этой стадии, и весь проект проходит в конфликтах, низком моральном духе и мотивации, что затрудняет завершение проекта. Нередко группы состоят из членов, являющихся профессионально незрелыми, и им трудно выйти за пределы этой стадии."**

Обеспечение сплоченности членов группы. На этой стадии отношения меж­ду членами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределе­ния ролей в данной группе.

Стадия наивысшей работоспособности и производительности. На данной стадии группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже не на распределение ролей и борьбу за власть, а непосредственно на обеспече­ние эффективной работы и достижение высоких результатов.

Заключительная стадия. Для временных групп, например групп, созданных на время осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становится — за­ключительной стадией их существования. Чем ближе к завершению работы над про­ектом или чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем больше ее члены начинают думать о том, что

** «Пять стадий развития группы: исследование конкретного случая. Формирование команды (автор не указан) www.pmtoday.ru/project-management/team-building/five-stages-of-team-development.html

данная группа скоро прекратит свое существо­вание, а также о новых перспективах своей работы в другом коллективе. Производи­тельность-работы группы в этот период может заметно снижаться.

Безусловно, что рассмотренные стадии развития группы дают лишь упро­щенное представление о достаточно сложных процессах, протекающих в реаль­ной жизни. В действительности бывает достаточно трудно отделить одну ста­дию развития группы от другой; иногда несколько стадий проходят одновре­менно. Возможен переход с более высокой стадии на более низкую (например, конфликт по поводу лидерства и распределения ролей в группе может возник­нуть на любой стадии ее развития, в том числе и на заключительной)."*

* Дмитриева Е.Е. Организационное поведение: учебное пособие. Н. Новгород: НИМБ, 2012 стр. 52−53

2. Классификация малых групп

«В настоящее время известно около 50 различных оснований классификации малых групп по времени их существования (долго- и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхожденияв них индивида и т. д. Наиболее распространенными являются три классификации: 1. первичные» и «вторичные»; 2. «формальные» и «неформальные»; 3. группы членства" и «референтные группы».

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули*, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, имея в виду такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей, а также привел их существенную характеристику — непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила смысл. По традиции такое деление сохраняется, причем вторичными в этом случае считаются те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде, например, средств связи, по существу же, исследуются в основном первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы.

Другое деление малых групп — деление их на формальные и неформальные — впервые было предложено Э. Мэйо** при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов***. Формальная группа отличается тем, что в ней все позиции ее членов предписаны групповыми нормами. В

* Чарльз Кули (1864 — 1929), социальный психолог, профессор Мичиганского университета, один из президентов Американского социологического общества.

** Мэйо Элтон (1880 — 1949) известный американский психолог и социолог; исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях; один из основоположников индустриальной социологии.

*** Хоторнский эксперимент (1924−1932) — Группа исследователей, в которую входили Дж. Хоманс, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, В. Диксон и другие, изучала влияние объективных факторов (освещение, оплата, перерывы) на производительность труда в пригороде Чикаго Хоторна.

формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т. д.

Внутри формальных групп Мэйо обнаружил еще и неформальные группы, которые возникают стихийно. Неформальная группа может возникнуть, если в группе появятся группировки, состоящие из приятелей, близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Следовательно, внутри формальной группы будут существовать две структуры отношений. Неформальная группа может возникать вне формальной. В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникают в рамках формальных."*

А) Формальные группы:

«Формальные группы создаются для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной стратегией по воле руководителей организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формальную структуру, позицию внутри группы, их задачи и функции описаны и формально закреплены в соответствующих документах. Эти группы могут быть созданы как на постоянной, так и временной основе.

В организации существует три основных типа групп: группы руководителей, рабочие группы и общественные организации.

Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть

*Гуманитарный портал -Классификация малых группАндреева И.В., (Социальная психология) psyera.ru/2397/klassifikaciya-malyh-grupp

определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность."*

Б) Неформальные группы

«Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их

________________________________________________________________

* Психология малых групп (отрывки из книги «Социальная психология» под ред. А.Л.Журавлева) —

предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

3. Человек и группа

На определенных этапах развития личности одной из ведущих была потребность в принадлежности к группе. В то же время в процессе развития групповой сплоченности группа вступает в конфликт с индивидуальностью, выступая для нее как тормозящий момент в развитии.

Изучая вопрос о роли группы в развитии личности, важно подчеркнуть, что на определенных этапах группа является необходимым условием развития личности. А. Маслоу и ряд других авторов подчеркивают, что в подростковом и юношеском возрасте потребность в принадлежности к группе — одна из ведущих в развитии личности.

Человек может быть одновременно членом нескольких групп, и степень его участия в группе различна. Но чаще всего принадлежность к группе охватывает только некоторые черты личности, и только определенный объем всей жизненной активности человека растрачивается в рамках одной группы.

Группа представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

А)Взаимодействие человека и группы

«Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять его потребности в безопасности, любви, уважении, самовыражении, формировании личности, устранении беспокойства и т. п.

Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают успешнее, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии либо же в «больных» группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью.

Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе.

Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества. Она меняет его поведение, делая человека зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеют много проявлений. Укажем на некоторые существенные изменения в поведении человека, происходящие под влиянием группы.

— Во-первых, под общественным влиянием происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т. д. Человек расширяет сферу внимания, систему оценок за счет более пристального обращения к интересам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружающих.

— Во-вторых, в группе человек получает определенный относительный «вес». Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный «вес» в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы. Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция.

— В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.

— В-четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия на человека «мозговой атаки» существенно повышает творческий потенциал человека.

— В-пятых, отмечено, что в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность изменения поведения человека является источником более действенного и активного поведения людей в групповом окружении, чем если бы они действовали в одиночку.

Часто многим воздействиям со стороны группы человек долго сопротивляется, многие воздействия он воспринимает только частично, некоторые он отрицает полностью. Процессы адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку являются неоднозначными, сложными и зачастую достаточно длительными. Входя в группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек не только изменяется сам, но и оказывает воздействие на группу, на других ее членов.

Находясь во взаимодействии с группой, человек пытается различными способами воздействовать на нее, вносить изменения в ее функционирование с тем, чтобы это было приемлемо для него, удобно ему и позволяло ему справиться со своими обязанностями. Естественно, и форма воздействия, и степень влияния человека на группу существенно зависит как от его личностных характеристик, его возможностей оказывать влияние, так и от характеристик группы. Человек обычно выражает свое отношение к группе с позиций того, что он считает для себя наиболее важным. При этом его рассуждения всегда находятся в зависимости от той позиции, которую он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и соответственно от того, какие цели и интересы он преследует сам лично."*

­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________

* Менеджмент — О.С.Виханский — Взаимодействие человека с группой (электронный учебник) 0http://www.univer5.ru/menedzhment/menedzhment-o.s.vihanskiy-217/Page-64.html

Б)Формы взаимодействия человека и группы

«Взаимодействие человека с группой может носить либо характер

кооперации, либо слияния, либо конфликта. Для каждой формы взаимодействия может наблюдаться своя степень проявления. То есть, например, можно говорить о скрытом конфликте, о слабом конфликте или же о неразрешимом конфликте.

В случае кооперации между членом группы и группой устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели группы как не противоречащие его целям, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия, положительно, хотя и с переосмыслением собственных позиций, воспринимает решения группы и готов к поиску путей поддержания отношений с группой на взаимовыгодной основе.

При слиянии человека с группой наблюдается установление таких отношений между человеком и остальной частью группы, когда каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого. Человек строит свои цели исходя из целей группы, в значительной мере подчиняет свои интересы ее интересам и идентифицирует себя с группой. Группа в свою очередь также старается смотреть на индивида не

как на исполнителя определенной роли, а как на полностью преданного ей человека. В этом случае группа берет на себя заботу о человеке, рассматривая его проблемы и трудности как свои, старается оказать ему содействие в решении не только производственных задач, но и в решении его личных проблем. В случае конфликта наблюдаются противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого противоречия в свою пользу. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов: 1. организационными, 2.эмоциональными.

Первая группа факторов связана с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей в группе и т. п. Если конфликт порожден этими факторами, то его относительно легко разрешить. Ко второй группе конфликтов относятся такие факторы, как недоверие человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т. п.

Конфликты, порождаемые этими факторами, слабо поддаются полному устранению. Конфликт между членом группы и группой неверно рассматривать только как неблагоприятное, негативное состояние в группе. Оценка конфликта принципиально зависит от того, к каким последствиям для человека и группы он приводит. Если конфликт превращается в антагонистическое противоречие, разрешение которого носит разрушительный характер для человека или для группы, то такой конфликт должен быть отнесен к разряду нежелательных и отрицательных форм взаимоотношений человека и группы.

Но очень часто конфликт в отношениях внутри группы носит позитивный характер. Это связано с тем, что конфликт может привести к благоприятным последствиям.

Во-первых, конфликт может повысить мотивацию на достижение целей. Он может вызвать дополнительную энергию к действию, вывести группу из устойчивого пассивного состояния.

Во-вторых, конфликт может привести к лучшему пониманию отношений и позиций в группе, к уяснению членами их роли и места в группе, к более четкому пониманию задач и характера деятельности группы.

В-третьих, конфликт может играть созидательную роль в деле поиска новых путей функционирования группы, поиска новых подходов к решению задач группы, в генерировании новых идей и соображений относительно того, как строить отношения между членами группы, и т. п.

В-четвертых, конфликт может привести к проявлению межличностных отношений, к выявлению отношений между отдельными членами группы, что в свою очередь может предотвратить возможное негативное обострение отношений в будущем."*

______________________________________________________________

*Формы взаимодействия человека и группы -http://www.inventech.ru/lib/strateg/strateg0178/

2 Часть

1. Общее описание организации.

Компания ООО «Ксерокс» СНГ появилась в 1948 году в США. Позднее сфера влияния распространилась на Европу и Россию. В 2012 году, весной, был открыт нижегородский филиал компании — ООО «Ксерокс» Нижний Новгород.

Данный филиал сосредоточен не на выпуске цифровой и печатной продукции, а на создании электронных архивов документов и др. информации.

А) История компании:

1938 — 32-летний американец Честер Карлсон, адвокат по авторским правам, делает открытие, которое в дальнейшем станет стартовой точкой для 8600 патентов (именно столько действующих патентов принадлежит сегодня Xerox).

Увлекаясь техническими новинками и изобретениями, Карлсон создает в своей домашней лаборатории в Нью-Йорке первый в истории «электрофотографический» отпечаток (электрофотография — технология переноса изображения при помощи светочувствительного полупроводника и порошка-красителя на бумагу или другой материал).

1948 — После консультаций с профессором филологии из Огайо научный термин «электрофотография» заменяется на оригинальное название Xerox (от греч. xeros — сухой + grapho — пишу), которое становится официально зарегистрированной торговой маркой.

1949 — XEROX первым выводит на рынок продукт, использующий технологию электрофотографии, — ксерографический копир Model A.

1959 — Благодаря первому автоматическому офисному аппарату Xerox 914 появляется возможность копировать документы на простую бумагу. Техническая новинка получает фантастический коммерческий успех.

1972 — В исследовательских лабораториях Xerox сформулирована идея лазерной печати, создан экспериментальный механизм лазерной развертки. Стоимость первого аппарата составила около 35 тыс. долларов. Стоимость аналогичного устройства сегодня — менее 30 долларов.

1977 — Xerox выводит на рынок первый промышленный лазерный принтер, Xerox 9700, обладающий феноменальной скоростью печати — 120 страниц в минуту.

2010 — После приобретения компании ACS Xerox стала крупнейшим провайдером услуг в области документоемких бизнес-процессов, а также расширила список технологических решений для коммерческих и государственных предприятий по всему миру. Доход объединенной компании составляет 22 млрд долл., штат 130 000 сотрудников, представительства расположены в 160 странах мира, в том числе и России (Москва)

2012 — открылся филиал в городе Нижний Новгород.*

Структура филиала компании показана на рисунке № 3

* Официальный сайт компании Ксерокс — www.xerox.ru/ru/about/historical-highlights/

Б) Управление персоналом:

В компании очень большое значение имеет управление человеческими ресурсами на предприятии. Руководство ООО «Ксерокс» СНГ старается создать благоприятные условия для работы в коллективе, чтобы сотрудники получили возможность пусть напряженно, но с удовольствием работать, повышая свой профессионализм, добиваясь карьерного роста. Руководитель предприятия прилагает максимум усилий для предоставления благоприятных условий для работы каждому работнику. Управление поведением персонала на предприятии ООО «Ксерокс» СНГ основывается не только на мотивировании трудовой деятельности (дополнительная премия, доска почета лучших сотрудников, ежедневные подсчеты результатов труда, публичные благодарности), но и создании дружного сплоченного коллектива (корпоративные поездки, тренинги, общие праздники, поздравления с днем рождения).

Ценности ООО «Ксерокс» СНГ :

«В системе ценностей компании — четыре основные составляющие:

1. Сотрудники

Главной ценностью компании являются Сотрудники. Целеустремленный, сплоченный, работоспособный коллектив — залог успеха компании. Надежность, порядочность, честность и уважение к коллегам и партнерам, выполнение всех взятых на себя обязательств, ответственность при ведении дел являются неотъемлемой частью нашей работы. На основе взаимоуважения компания развивает отношения со своими клиентами и сотрудниками. Мы хотим, чтобы все сотрудники компании были профессионалами высокого уровня и развивали компетенции, которые помогут стать еще более успешными.

2. Деловая репутация

Мы исходим из того, что именно бизнес-сообщество является той средой, в рамках которой формируются устойчивые представления о репутации компании, о деловых и профессиональных качествах ее сотрудников.

Мы ориентируемся на долгосрочные взаимовыгодные отношения с нашими партнерами по бизнесу. Мы соблюдаем взятые на себя обязательства и стремимся действовать исходя из общих интересов.

Мы уважительно относимся к нашим конкурентам, потому что они являются одним из ключевых факторов, стимулирующих наше постоянное развитие и движение вперед, они — важный критерий при оценке наших успехов и ошибок. Мы придерживаемся принципов добросовестной конкуренции

3. Клиенты

Мы строим эффективные деловые отношения с нашими клиентами, при которых выигрывают обе стороны. Мы содействуем успеху наших клиентов, понимая, что только успешные клиенты могут создать основу преуспевания нашей компании.

Мы постоянно улучшаем качество предоставляемых услуг и ставим своей целью обеспечение высочайшего стандарта сервиса как уникального конкурентного преимущества, очевидного для клиента.

Поэтому число наших клиентов растет из года в год.

4. Инновации и развитие

Мы приветствуем предложения по улучшению и оптимизации рабочих процессов от наших сотрудников. Все предложения рассматриваются руководством компании, и сотрудники, чьи предложения будут одобрены и внедрены, поощряются премией. Ваша идея должна быть оформлена в письменном виде и передана непосредственному руководителю. Опишите результат, который планируется достичь, ресурсы, необходимые для этого, и будьте готовы сами участвовать в реализации проекта."*

* Сайт компании ООО «Ксерокс» СНГ — www.xerox.ru/

ООО «Ксерокс» СНГ свойственны характеристики рыночной культуры: ориентация на результаты, соперничество между другими похожими предприятиями, успех определяется лидерством на рынке, опережением конкурентов, увеличением количества деловых партнеров. Все это отражается на корпоративной культуре и мотивации трудовой деятельности персонала. Мотивация труда в компании основывается на моральных поощрениях (доски почета, оглашении лучших результатов), материальных (в виде дополнительной премии 10 лучшим сотрудникам месяца, подарков, приуроченных к праздничным датам), а так же на ежемесячных тренингов от компании, призванных настроить сотрудника на высокий результат работы. Социальная защищенность сотрудников основывается на мероприятиях по социальному страхованию и соблюдению других социальных гарантий, установленных действующим трудовым законодательством.

ООО «Ксерокс» СНГ гарантирует: 1. установление работнику тарифной ставки (оклада) в соответствии с занимаемой должностью; 2. работа по сменная (с 7.00 до 14.30 и с 14.30 до 22.00) 3. работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней 2 раза в год по 14 дней. 4. работнику помимо заработной платы выплачивается премия (по результатам работы) 5. оплата больничных листов, декретные выплаты. 6. Отпуска на время сессий.

2. Формирование группового поведения в конкретной организации

ООО «Ксерокс» СНГ Нижний Новгород, сравнительно молодая компания, и контингент сотрудников тоже сравнительно молод. Основные сотрудники это студенты (вечерних и заочных) учебных заведений от 18 до 30 лет. Для нашего исследования был взят отдел компьютерной обработки документов, профессия оператор ПК.

Коллектив данного отдела состоит из 15 сотрудников + менеджер и старший оператор. Все студенты, возраст от 18 до 28 лет, приблизительно одинаковый развития. В целом в организации достаточно ровный социально-психологический климат. Споры могут возникнуть по большей части по рабочим вопросам. В коллективе женщин больше чем мужчин.

Для того что бы нагляднее показать отношения сотрудников в группе, мы используем сетевую диаграмму (Рис 4).

Сетевая диаграмма (Network charts) — Визуальный «портрет» неформальной группы, структура выражаемых членами группы чувств или демонстрируемого ими поведения.

Из данной диаграммы связей видно что в формальной группе (все сотрудники отдела) весьма успешно складываются и неформальные группы. Диаграмма составлена с использованием основной методики наблюдения за группой (рабочим коллективом).

Первая из них это: Елена 2, Екатерина, Ирина, Иван, которые связаны взаимными дружескими связями. Вторая, это Александра, Марина, Екатерина, Евгения, Ольга., — которые так же связаны взаимными дружескими связями. Третья, это Анна (старший оператор), Екатерина 2, Наталья.

Явно выделен «напряженный треугольник» в отношениях между Дмитрием, Татьяной, Мариной.

Деловые связи у всех сотрудников (за исключением Анны, Елены 1, Татьяны, Марины) с менеджером Юлией.

Так же на диаграмме видны «изгои» не имеющие дружественных связей с остальным коллективом это — Дмитрий, который связан только деловыми связями с менеджером и старшим оператором, и напряженными с Мариной и Татьяной.

Между другими сотрудниками прослеживаются дружеские связи, неформальное общение, но при этом их нельзя отнести к неформальным группам внутри формальной, так как они разрозненны и непостоянны.

Вывод: в составе формальной группы (отдел Операций), есть 3 неформальные группы, которые можно отнести к разновидности случайных. «Случайные неформальные группы охватывают как вертикаль, так и горизонталь организации и возникают вокруг любой общности интересов. Эти группы могут развиться настолько, что в состоянии преодолеть порядки организации или усилить власть ее членов. Они также могут состоять из людей, которые нравятся и доверяют друг другу и, возможно, общаются вне работы, как, например, любители театра или люди, живущие по соседству."*

В данной организации неформальные группы не представляют угрозы для

* Классификация групп по природе образования — www.aup.ru/books/m17/41.htm

компании, так как созданы случайно на основе общих интересов, а также совместной учебы, неформальному общению вне работы (совместные поездки, походы в кафе и т. д.).

А еще не последнюю роль играет программа компании «Приведи друга!». Благодаря которой, некоторые сотрудники приводят своих знакомых и друзей, и получают за это денежное вознаграждение, если сотрудник проходит испытательный срок.

Исходя из всего выше перечисленного понятно, что у групп людей связанных дружескими отношениями меньше конфликтов, более приятный рабочий климат, и в такой организации приятнее работать. Кроме того, фиксированный размер оклада, и одинаковая должность (Оператор ПК) всех сотрудников не создает болезненной конкуренции за место и зарплату, что всегда негативно сказывается на климате отдела.

Заключение:

Группы играют все большую роль в развитии организации. Групповое поведение — важная составляющая организационного поведения. Группа — союз двух людей и более, объединившихся, чтобы достичь конкретной цели.

Понятие «группа» является достаточно сложным и крайне важным, так как группы и их работа оказывают огромное влияние на эффективность деятельности организации в целом и отдельно взятого работника в частности.

Менеджеру крайне важно знать особенности группового поведения и уметь так выстраивать свою политику, чтобы группа была созидательной, а не деструктивной.

Чтобы эффективно управлять группами, менеджер должен понимать их природу, оценивать эффект их размеров, знать методы формирования групп, пути их развития, ключевые роли в группе и т. д.

Организационное поведение формируется в процессе производственной деятельности, чаще всего в малой группе. Личность оказывает влияние на группу, а группа на работника через групповое взаимодействие, общие цели и взаимную симпатию (антипатию) между членами группы.

Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать его естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе означает также потенциальную возможность для индивида иметь надежную защиту. Члены одной группы скорее заступятся друг за друга и при встрече с хулиганами на улице, и при разговоре с начальством, отстаивая групповые интересы. Наконец, принадлежность к группе, например, к какому-либо клубу или профессиональному союзу обеспечивает человеку определенное положение в обществе, дает ему власть и возможности для достижения конкретных целей.

Целью работы было рассмотреть формирование группового поведения исходя из теоретического материала, и на примере конкретной организации ООО «Ксерокс» СНГ. Благодаря теоретическому материалу, и созданию сетевой диаграммы, основанной на наблюдении, удалось проследить формирование неформальных групп в составе формальной, а также проследить социально-психологический климат группы пользуясь методом наблюдения, а так же рассмотреть формирование группового поведения.

Список литературы:

  1. Аширов Д. А Организационное поведение: учебное пособие — М.: ТК Велби, Проспект, 2006. — 360 с

  2. Гуманитарный портал — Классификация малых групп Андреева И.В., (Социальная психология) http://psyera.ru/2397/klassifikaciya-malyh-grupp
  3. Дмитриеа Е. Е Организационное поведение: учебное пособие. Н. Новгород: НИМБ, 2012 71 стр
  4. Дизель Пол-М, МакКинли У. Поведение человека в организации: Пер. с англ. М.: Фонд за экономическую грамотность, 2000
  5. Ефремов О.Ю. Управление персоналом/ Ефремов О.Ю., Скопылатов И.А. - М.: Серия «Университетский Учебник», 2000.
  6. Захарова Т.И. Организационное поведение: учебное пособие — М.: ЕАОИ, 2008. — 330 с.
  7. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 2006
  8. Менеджмент О.С.Виханский — Взаимодействие человека с группой (электронный учебник)0http://www.univer5.ru/menedzhment/menedzhment o.s.vihanskiy-217/Page-64.html
  9. Психология малых групп (отрывки из книги «Социальная психология» под ред. А.Л.Журавлева) —
  10. «Пять стадий развития группы: исследование конкретного случая. Формирование команды (автор не указан) http://www.pmtoday.ru/project-management/team-building/five-stages-of-team-development.html
  11. Формальные и неформальные организации (авторство статьи не указано) http://www.grandars.ru/college/psihologiya/formalnye-i-neformalnye.html

32

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector