Семинар 6. Коммуникативные инициации смыслообразования учащихся

Семинары 1-3. Теория смысла как базовая составляющая современной психолого-дидактической науки

1. Отечественные общепсихологические теории, определившие становление современной теории смысла, смыслообразования, динамики смыслового развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.Г.Асмолов, Б.С. Братусь, А.В. Брушлинский, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, В.П. Зинченко, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, В.И. Слабодчиков, В.В. Столин, Е.В. Субботский, Л.И. Фельдштейн).

2. Психолого-педагогические теории, рассматривающие личностно-смысловые особенности учащихся как педагогический фактор (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Е.В. Клочко, В.Э. Мильман, М.С. Нырова, Е.Ю. Патяева).

3. Теории, раскрывающие механизмы образовательных технологий, ориентированных на инициацию смыслообразования (И.В. Абакумова, А.К. Белоусова, Васильев И.А, П.Н. Ермаков, Р.Р.Каракозов, Д.А.Леонтьев).

4. Теории, раскрывающие механизмы коммуникации и трансляции смыслов: теория смыслообразования в учебном процессе (И.В. Абакумова), организация совместной мыследеятельности школьников (А.К. Белоусова), теория смыслорегуляции (Васильев И.А.), виды смыслообразовательных стратегий подростков, разной познавательной направленности (П.Н. Ермаков), идеи организации смыслопоисковой активности человека как условия осмысления жизненного опыта (Р.Р.Каракозов), положения психотехники выбора (Ф.Е.Василюк), смыслотехники как основа смысловой саморегуляции и технологий воздействия на личность (Д.А.Леонтьев), моделирование многомерной смысловой реальности (А.А. Остапенко).

5. Теории психологической организации педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина), педагогических способностей и педагогического такта (И.Е. Синицина, И.В. Страхов), педагогического мастерства (Ф.Н. Гоноболин, С.Б. Елканов, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик), личностное становление учителя (Л.М. Митина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков), личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы в учебном процессе (И.А. Зимняя, И.С. Якиманская).

6. Теории педагогического общения, описывающие коммуникативную специфику взаимодействия учителя и ученика (В.А. Грехнева, А.В. Добровича, В.А. Кан-Калика, Л.П. Литовченко, Л.А. Петровской, С.В. Сергеевой, И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.Я. Никонова) и исследования индивидуальных различий в системе “учитель–ученик” для традиционного и нетрадиционного образовательных пространств (Н.А. Аминов, Э.А. Голубева, М.К. Кабардов, М.Г. Каспарова, А.И. Крупнов).

10 стр., 4591 слов

Теория целостного педагогического процесса

Реферат По теории обучения и воспитания На тему: Теория целостного педагогического процесса Содержание 1. Сущность педагогического процесса и его целостность 2. Законы, закономерности и принципы педагогического процесса 3. Образование как цель и содержание педагогического процесса. Многообразие образовательных программ 4. Компетентностный подход к построению педагогического процесса Литература 1. ...

 

Семинар 4. Смысловые коммуникации в учебном процессе: стратегии и технологии направленной трансляции смыслов в учебном процессе

1. Общение как предмет психолого-дидактического изучения.

2. Теоретические основы эффективной педагогической коммуникации.

3. Коммуникативные качества личности.

4. Коммуникация как направленное смысловое воздействие.

5. Механизмы смыслотрансляции.

6. Направленная трансляция смыслов в обучении.

Семинар 5. Смыслотехнологии направленной трансляции смыслов

1. Смысловые коммуникации направленной трансляции смыслов.

2. Основные смыслотехники образования.

3. Воздействие на ценностную сферу личности.

4. Использование идентичности с целью формирования заданного отношения к конкретному объекту.

5. Рефлексивное управление в учебном процессе.

6. Использование стимульной мотивации как факторов формирования определенных смыслов через конвенцию.

 

Семинар 6. Коммуникативные инициации смыслообразования учащихся

1. Диалог как педагогическая технология направленной трансляции смыслов в учебном процессе.

2. Смысловой потенциал диалогового взаимодействия.

3. Проблема диалога в обучении.

4. Структура модели диалога как переживания.

5. Психолого-дидактическая типология диалога.

6. Уровни учебного диалога по степени смысловой насыщенности.

7. Диалог как взаимно-адаптивная организация учебного процесса.

 

Семинар 7. Личностные детерминанты коммуникативных стилей учителей

1. Готовность к профессиональному педагогическому общению.

9 стр., 4228 слов

Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФБГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕТРА І» Кафедра педагогики и социально-политических наук Гуманитарно-правовой факультет Курсовая работа по общей профессиональной педагогике на тему: «Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе» Выполнила: студентка Г-3-1а Жихарева Н.А. Проверила: ...

2. Трудности и психологические барьеры, встречающиеся в реальной профессиональной деятельности.

3. Коммуникативные педагогические умения учителя.

4. Эффективность коммуникативной деятельности.

5. Коммуникативные стили педагогов.

6. Группы коммуникативных затруднений педагогов.

 

Семинар 8. Структура индивидуального стиля педагогического общения

1. Формирование индивидуального стиля педагогического общения.

2. Роль индивидуальных различий учителя в коммуникативной сфере.

3. Стили взаимодействия.

4. Стили отношения учителя к учащимся.

5. Типология коммуникативных стилей.

6. Структура индивидуального стиля педагогического общения: мотивационный, когнитивный, деятельностный.

 

Основная литература

1. Абакумова И.В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. – М.: Изд-во «Кредо», 2008. – 308с.

2. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Кагермазова Л.Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в практике учебного процесса. – М.: КРЕДО, 2016. – 234 с.

3. Абакумова И.В., Рудакова И.А. Смыслодидактика в структурно-логических схемах. – М.: Изд-во «Кредо», 2009. – 178 с.

4. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2006. – 224с.

Дополнительная литература

5. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход).

– Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. – 480с.

6. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Дидактические методы: структурно-смысловой анализ. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. – 256с.

7. Абакумова И.В., Рудакова И.А. Дидактические методы в контексте смыслоцентрированного подхода. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 112с.

8. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». — 2000.

9. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988.

10. Гарбер И. Е Метаподход к разрешению методологических парадоксов психологии. – Ростов н/Д. — 2007.

8 стр., 3707 слов

Леонтьев, Теплов и т.д

Развитие психологии в 60-80-е годы. Основные психологические школы В этот период сложились, оформились и успешно развивались научные школы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, В.С. Мерлина и других известных ученых. Московская психологическая школа была представлена рядом крупнейших советских ученых. Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) – ...

11. Гадамер Г.Г. Истина и метод. Основы философии герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

12. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / А.Я. Данилюк. — Ростов н/Д, 2000.

13. Зинченко В.П. Живое знание. – Самара, 1998.

14. Кукуев А.И. Педагогический мониторинг личностно ориентированного образовательного процесса [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук / А.И. Кукуев. — Ростов-на-Дону, 2001.

15. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного раз-вития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2000. — С. 13-46.

16. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003.

17. Михайлычев Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики [Текст]: автореф. дисс….д.п.н. / Е.А. Михайлычев.- Екатеринбург, 1991.

18. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. Секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2001. – Т. III. – 2001.

19. Нюдюрмагомедов А.Н. Интеграционные процессы в педагогическом образовании [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук / А.Н. Нюдюрмагомедов. — Ростов-на-Дону, 1999.

20. Патяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002.

21. Россохин А.В., Измагурова В.Л. Взаимосвязь внутреннего диалога и рефлексии: опыт эмпирического исследования // Вопросы психологии. – – 2008. — № 5. – С. 105-120.

22. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

23. Франк С.Л. Реальность и человек / Сост. А.А. Ермичева. — СПб.: РХГИ, 1997.

24. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вспуп. ст. Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990.

25. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. – М.: Республика, 1993.

26.Шпет Г.Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы. — Томск: Водолей, 1996.