Семинар 4 гму

Семинар 4!!!

Тема «Технология осуществления менеджмента в соц. сфере»

  1. Специфика социальной информации, ее сущность.
  2. Социальная инженерия как способ управления социальным пространством.
  3. Исторический аспект понятия «социальная инженерия».
  4. Особенность понятия «социальные технологии» К.Поппера.
  5. Направления развития методов социоинженерной деятельности.
  6. Этапы социоинженерной деятельности.
  7. Факторы, влияющие на социально-психологичекий климат в коллективе.

4.1!!!Социальная информация — сведения о состоянии социальной системы, средство обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий. Информация — это ценнейший интеллектуальный ресурс в сис­теме жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интел­лектуальной собственности. Можно сказать, что информация — это инфраструктура интеллектуальной собственности, ибо интел­лектуальная собственность берет начало с информации как фун­даментальной базы.

Особенно велико значение информации и работы с ней (про­цесс ее сбора, хранения, переработки и использования) в управ­лении общественными делами, социальными процессами.

Достоверная информация необходима для всех этапов управ­ления: постановки целей, оценки проблемной ситуации, приня­тия управленческих решений, организации и регулирования уп­равляющей системы. Субъект также должен быть информирован о результатах выполнения принятых решений, на основе чего он коррелирует прошлые решения и принимает новые, с учетом до­пущенных ранее просчетов и неоптимальных действий.

Поэтому сбор и переработка информации, ее эффективное использование — необходимый компонент управления. Инфор­мация, используемая в управлении обществом, по самой своей природе социальна. Отражая общественные отношения и про­цессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболее слож­ным и многообразным типом информации.

Использование социальной информации связано с высшим типом целесообразности — осознанной целесообразностью, при­сущей только человеку мыслящему, осознанно действующему. Социальная информация является содержанием мышления, а ее материальный носитель — слышимое или видимое слово, знак, речь, которые представляют высший тип сигнала («сигнал сиг­налов»).

9 стр., 4463 слов

Социальное обслуживание: понятие и виды

... социального обслуживания .1История развития права социального обслуживания в системе социального обеспечения РФ .2 Правовые основы системы социального обслуживания . Понятие и виды социального обслуживания .1 Понятие социального ... адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, ... социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией ...

Первоисточником социальной информации является обще­ство: его разные сферы и стороны жизни.

Существуют различные способы выработки информации: са­монаблюдение (собственные источники информации во многом зависят от уровня подготовленности и коммуникативности управ­ленца, его образования, опыта, знаний), взаимодействие, сообще­ния (письма, файлы и т. д.), аналитический анализ.

Системность информации в управлении социальными процессами

Сегодня уже невозможно ставить и решать задачи развития техники и экономики без учета, с одной стороны, социальных условий, в которых предполагается про­водить планируемые мероприятия, а с другой, — соци­альных последствий проведения этих мероприятий.

Объективно складывающиеся на производстве ситуа­ции ежедневно ставят перед работниками и хозяйствен­ными руководителями предприятий задачи по принятию решений в сфере социального управления. Проблемати­ка этих решений на предприятии чрезвычайно широка. Здесь и задачи управления изменением содержания труда и соответственно профессиональной и квалификацион­ной структуры кадров, их подготовки, регулирования, движения, определения организационных структур управ­ления и соответственно соотношения социальных слоев работников, проблемы удовлетворения разнообразных материальных, бытовых и культурных потребностей кол­лективов и отдельных работников, решения социальных проблем реконструкции и строительства предприятий, политика заработной платы.

3 стр., 1159 слов

Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива

... содержанием групповой деятельности. 4. коллектив. Это группа, которая выполняет важную общественную функцию, далее, эта группа, которая отвечает социальным нормам. Это группа, которая ... расписаны функциональные отношения) 2. внеформальная организация. Эта организация имеет определенные задачи, иногда возникают отношения непредвиденные внеформально, несоответствие четко принимаемым условиям. Имеют ...

В процессе принятия решений по этим проблемам на всех уровнях управления нередко возникают опреде­ленные сложности, так как для обоснования решений необходимо обладать соответствующими исходными данными. Данных же таких зачастую у руководителей не оказывается. Объясняется это тем, что некоторые социальные характеристики отдельного человека и тру­дового коллектива не входят в систему официальной отчетности и не учитываются на предприятиях и в ми­нистерствах, а те, которые учитываются, как выясни­лось в ходе исследования, нередко находятся в несис­тематизированном, несопоставимом, разрозненном виде и не поддаются анализу.

Другая сложность, возникающая при принятии ре­шений в сфере социального управления, заключается в быстром старении информации о людях и коллективах. Одни характеристики человека и коллектива могут ме­няться ежегодно (например, возраст, уровень образова­ния), другие меняются во времени, которое нельзя уло­жить в определенные периоды (семейное положение, на­личие детей, квалификация, бытовые условия и пр.).

В широком смысле социальная информация — это информация, циркулирующая в обществе и исполь­зуемая в управлении общественными процессами. Она представляет собой знания, сообщения, сведения о со­циальной форме движения материи и обо всех других ее формах в той мере, в какой они используются общест­вом, вовлечены в орбиту общественной жизни. Главная сущность социальной информации заключается в том, что она несет на себе глубокий след классовых, нацио­нальных и иных отношений, отпечаток потребностей, ин­тересов, психических черт коллектива, отношения в кото­ром информация отражает и который пользуется инфор­мацией. В узком смысле слова социальна та информация, которая касается прежде всего отношений людей, их взаи­модействия, их потребностей, интересов и т. п.

8 стр., 3741 слов

Учет психологии личности в управлении. Учет социального статуса личности в управлении

... психологии личности в управлении. Учет социального статуса личности в управлении. Личность рассматривается в ... , ответственность—безответственность и др.); — отношение к коллективу, к обществу в целом (общительность-замкнутость, принципиальность ... обучения (технические средства, наглядность, методы изложения информации, организация действий персонала с учетом закономерностей познавательных процессов ...

В управлении отраслью, предприятием чрезвычайно важна информация о различных сторонах социальной структуры контингента, конкретизирующая отношения социальных групп, раскрывающая механизм социальных процессов, происходящих на предприятиях отрасли.

Глубокий, всесторонний системный анализ социаль­ной информации в масштабах отрасли позволяет вы­явить общие тенденции в течении социальных процессов на предприятиях и в подотраслях, сравнить возникаю­щие ситуации на предприятиях различных подотраслей, в разных регионах, установить причинные зависимости колебаний социальных показателей разных предприятий, факторы, определяющие характер социальных процес­сов, выработать мероприятия по управлению ими.

Один из важнейших путей решения этой задачи — правильная постановка информации в коллективе о на­меченных рубежах и ходе их достижения.

Правильно организованная система информации в кол­лективе предполагает распространение информации не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», так как только при наличии оптимальной информации о состоянии всех сторон жизни и деятельности коллектива, о мнениях и настроениях рабочих, об их отношении к выполнению задач, стоящих перед предприятием, руководитель может принимать правильное управленческое решение, от ко­торого во многом будет зависеть психологический на­строй коллектива в целом и каждого исполняющего это решение работника в отдельности.

Требование создания отраслевых систем социальной информации вытекает, во-первых, из постоянно расту­щей роли социальных факторов в решении экономиче­ских задач и, во-вторых, из необходимости в связи с этим научного отношения к социальным процессам в про­мышленности. Научность управления требует всесторон­него, комплексного исследования деятельности произ­водственного предприятия как сложного экономического и социального организма. Проблематика управления не может быть сведена к одним лишь экономическим и ин­женерно-техническим вопросам, необходимо также учи­тывать социологические и психологические аспекты про­цесса управления. Естественно, что это требование пол­ностью относится к отрасли промышленности. Практи­ка, однако, показывает, что некоторые хозяйственные руководители недооценивают эти обстоятельства.

4 стр., 1616 слов

Управление конфликтами и стрессами 3

... nbsp;       межличностные УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ СТРЕСС  Стресс- это нервно-психическое ... nbsp; выиграть время: изучить ситуацию, получить дополнительную информацию; ·         ... №8   Сущность и типы конфликтов. Методы управления конфликтом. Причины возникновения конфликтов. Организационные методы разрешения конфликта. ...

Для того чтобы некоторые данные стали информаци­ей, они должны быть не просто выражены в сообщении. Реальной информацией становится лишь то знание, со­общение, которое практически используется для управ­ления или ориентировки (самоуправления).

Современ­ный руководитель на любом уровне управления должен иметь достаточно глубокие знания в области социологии управления. Отсутствие этих знаний лишает руководите­ля возможности использовать все средства для реализа­ции производства и эффективно проводить в жизнь со­циальную политику страны.

Система социальной информации, построенная на унифицированных показателях, должна быть создана в каждой организации — от промышленного предприятия до отрасли.

Виды информации в социальном менеджменте

Информация, используемая в управлении, может быть классифицирована по различным основаниям:

по типу отражаемых отношений — технико-технологичес­кая, экономическая, социальная, политическая, идеологи­ческая;

по масштабам отражаемого объекта — федеральная (обще­государственная), региональная, местная;

по функциям управления (прогностическая, организационная, контрольно-учебная, регулятивная);

по отраслям (сферам) жизнедеятельности общества — экономическая, соци­альная, политическая, духовно-культурная; про­мышленная, сельскохозяйственная, образователь­ная, военная и т. д.;

по структурированности — систематизированная и несис­тематизированная;

по характеру содержания (количественная и каче­ственная);

3 стр., 1035 слов

Деятельность руководителя по укреплению социально-психологического климата всех социальных групп системы управления на примере ОАО МЕЧЕЛ

... УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА (СПЛОЧЕННОСТИ) МЕЖДУ ВСЕМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 19 ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОАО ... и либеральные. Цель работы: изучение деятельности руководителя по укреплению социально-психологического климата всех социальных групп системы управления. Данная цель решается с помощью раскрытия ...

по периодам использования (условно-постоянная — справочная, нормативная и переменная — оперативные сведения);

по характеру носителя — электронная, документированная и вербальная.

по источникам поступления (внутренняя и внешняя);

по формам носителей (средства массовой информации — радио, телевидение; печатная — книги, газеты, журналы);

по структуре — распоря­дительная, координационная, контрольно-оценочная, плано­вая и т. д.

3. Требования, предъявляемые к социальной информации

Информация как управленческая категория — это новые сведения, характеризующие управленческую ситуацию, снижающие уровень неопределенности в отношении будущего, воспринятые, понятные и оцененные как полезные для решения тех или иных задач управления.

С учетом этого социальная информация в управлении должна удовлетво­рять ряду требований, т. е. быть:

полной — отражение в полной мере управляемых про­цессов;

достоверной — формирование на основе объективных данных;

своевременной, оперативной — поступление в сроки, достаточные для принятия своевременного решения;

прозрачной — невозможность различных толкований;

надежной — основными параметрами надежности информа­ции принято считать ее достоверность, объективность, пол­ноту;

12 стр., 5891 слов

Технология социальной работы 3

... . По видам:Глобальные социальные технологии;Региональные социальные технологии;Локальные социальные технологии; Инновационные социальные технологии; Рутинные социальные технологии; Универсальны социальные технологии; Информационные социальные технологии; Интеллектуальные социальные технологии; Исторические социальные технологии; Демографические социальные технологии; Социальные технологии согласия ...

оптимальной — характеристика меры в соотношении необ­ходимой и достаточной информации;

доступной и простой в восприятии (параметры: краткость, наглядность, выразительность).

экономичной — экономичность затрат при сборе информации, максималь­но возможная сохранность, наибольшее агрегирование (сжа­тие) при передаче на более высокий уровень управления.

опережающей, т. е. содержать в себе элемент предвидения хода событий, постановку целей, разработку планов и про­грамм, стратегии действий в будущем;

логичной и лаконичной (максимальная смысловая нагруз­ка при минимальных размерах носителя информации, крат­кости временного интервала передачи сообщения);

комплексной, системной;

соответствующей компетенции, полномочиям субъекта уп­равления;

ориентированной (допускающей) на машинную обработку.

♦ недопустимость использования сведений («шума»), ос­ложняющих принятие решений;

соблю­дение соотношения между звуковой и зрительной информа­цией, учитывая, что скорость восприятия зрительной ин­формации очень высока;

4.3!!! История

В 20−30е годы CC века в России разворачивается мощное движение за научную организацию труда и управления производством, в котором важную роль сыграли прикладные разработки социальной инженерии.

Впервые в научный оборот понятие социальной инженерии ввел Алексей Капитонович Гастев [1]. Ученый поставил вопрос о комплексной совершенно новой науке о труде и управлении — прикладной «социальной инженерии». Эта наука была призвана заменить прежнюю теоретическую социологию и решить проблему синтеза важнейших аспектов организации трудовой и управленческой деятельности: технического, психофизиологического, экономического. Гастев А.К. рассматривал социальную инженерию, как относительно самостоятельную отрасль исследований. Ее отличительная особенность заключалась в преимущественной направленности не столько на социальное познание (открытие научных фактов или эмпирических закономерностей), сколько на изменение социальной действительности (внедрение инновационных и практических рекомендаций).

Эта наука, по замыслу автора, находится на стыке социальной и естественной областей знания. У последней она заимствует точные экспериментальные методы и приверженность к достоверным фактам.

Предметом изучения А.К. Гастева являлись не вообще существующие управленческие процессы, а процессы, протекающие в различных сферах общественного производства.

Социоинженерное направление зародилось и получило наиболее широкое развитие в США. В послевоенный период мотивы социальной инженерии стали широко применяться в авиационной и оборонной промышленности Америки, а также в прикладных научных областях: индустриальной социологии, военной социологии, исследованиях пропаганды и коммуникаций, групповой динамики. Так, до 1949 г. в стране действовала лишь одна научная группа по «человеческой» и социальной инженерии, к середине 60-х гг. их насчитывалось уже более 130, и в их составе трудилось более 1,5 тыс. специалистов. Большинству из них финансовую поддержку оказывало правительство. В настоящее время часть специалистов по социальной инженерии работает в сфере частного бизнеса. При университетах и колледжах США функционируют многочисленные курсы подготовки по социальной инженерии. На становление социальной инженерии определенное влияние оказали психология, а также прикладная антропология, которая имеет дело с описанием изменений в сфере человеческих отношений и разработкой принципов организационной культуры. В 50-е гг. было особенно распространено применение прикладной антропологии в промышленности, которая рассматривалась как своего рода социальная технология (Е. Чэппл, Г. Телен, Кребер и др.).

По мнению Парсонса, социальной инженерии особенно успешно развивается не в те периоды, когда наблюдается непосредственное приложение теоретических принципов чистой, или академической, науки в сфере клинической практики, а, напротив, когда прикладная область развивается за счет собственных теоретико-методологических инноваций. В России социальная инженерия также разрабатывалась, однако долгое время она находилась в тени идеологических стереотипов. Социальное прогнозное проектирование, стратегическое планирование, социальная инноватика, игровое моделирование — вот лишь некоторые из названий, за которыми зачастую скрывалось содержание социоинженерной деятельности. В 1980-е годы социальная инженерия пережила период полноценного раскрытия — на предприятиях формировались исследовательские группы, организовывались масштабные исследовательские проекты, но к началу 1990-х в результате коренных преобразований в структуре и содержании производственной системы данное начинание сошло на нет. В наши дни интерес к социальной инженерии начинает возрастать вновь. И это закономерно. С установлением работающих правил, отчетливых принципов экономических и политических отношений потребность в специалистах подобного уровня возрастает. Сегодня социальной инженерией занимаются в основном частные фирмы по «управленческому консультированию». При этом предметом исследования становятся факторы стимулирования и повышения трудовой мотивации, удовлетворенность условиями и организацией труда, а также стиль руководства. Социоинженерный подход используются также и в сфере Public Relations, когда необходимо определить технологию коррекции социальных установок, выявить механизмы формирования общественного мнения. Полученные в ходе исследований результаты оформляются в научном отчете в виде процентных распределений, эмпирических закономерностей и обобщаются в систему практических рекомендаций по улучшению политики в сфере трудовых отношений. Научные выводы консультант обязательно обсуждает с менеджерами и руководством предприятия, формулируя это на языке, доступном для их понимания. В отличие от других специалистов-прикладников социальный инженер имеет дело главным образом не с рядовыми сотрудниками, а с верхним эшелоном менеджеров.

4.4!!! Сам термин «социальные технологии» входит в систему социального знания в 70е годы ХХ века. Первоначально, он обозначал систему специализированных средств и методов, использующихся в социальной инженерии и создающих возможности для рациональной деятельности (10. С.204).

Одним из первых исследователей, рассматривавших проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне, был американский философ К. Поппер. При этом, исходный пункт рассуждений Поппера состоял в том, что к середине ХХ века многие макросоциальные теории, а также различные социальноутопические теории и созданные на их основе проекты по внесению изменений в существующие социальные системы, доказали свою несостоятельность в качестве факторов принципиального и глобального переустройства общества. По мнению К. Поппера, социальная жизнь не нуждается в тотальном преобразовании и в сопровождающем его тотальном насилии. Совершенствование социальной системы возможно в процессе постепенной, «частичной» работы, т. е. социальной технологии, направленной на устранение конкретных пороков социальной жизни. Исходя из такого понимания, К. Поппер определил социальные технологии как способ применения теоретических выводов в практических целях (19.С.65) и указал на существование таких разновидностей этого феномена как холистские, утопические, для которых характерно стремление к тотальным преобразованиям социальной системы револю

ционным путём, и частичные, т. е. представляющие собой программу и методологию деятельности по решению конкретной социальной задачи.

Сопоставляя эти два основных вида технологий, К. Поппер выделил и основные преимущества частичных технологий, по сравнению с утопическими. По его мнению, к ним относятся:

1) трезвость и взвешенность в постановке целей;

2) учёт возможных отрицательных последствий;

3) осторожность и постепенность в преобразованиях;

4) постоянный контроль за их протеканием;

5) возможность своевременно ликвидировать непредвиденные последствия собственных действий;

6) возможность корректировки деятельности субъекта по осуществлению изменений (19)

Именно эта часть воззрений К. Поппера, дальнейшее развитие социоинженерной исследовательской деятельности стало основой для современных разработок в области социальных технологий.

Результатом этих исследований является, в том числе, и выработка современных определений понятия «социальная технология».

Применительно к современному социальному знанию можно говорить о существовании двух основных подходов к решению этой задачи. Первый рассматривает социальные технологии как специфическую систему знаний, исследующей процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, обосновывающей и разрабатывающей эффективные способы и приёмы такого воздействия. При этом, в качестве социального объекта могут выступать самые разные явления: социальная группа или социальный институт, социальное отношение или социальная организация и т. п. Второй подход можно определить как «практически ориентированный». В его рамках понятие «социальные технологии» трактуется следующим образом: это совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата. (25.С.274).

Современная социальная жизнь всё больше технологизируется. Успех многих, если не большинства, социальных проектов и программ напрямую зависит от того, насколько чётко и последовательно разработана вся система соответствующих процедур и операций. В настоящее время социальные технологии разрабатываются в соответствии с потребностями различных социальных субъектов (социальных движений, организаций, структур и т. п.) и непосредственно включаются в систему социального управления и социальной жизнедеятельности.

Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может

быть осуществлена их классификация. Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся:

1. По масштабам решаемых социальных проблем:

универсальные социальные технологии;

частные социальные технологии.

К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какоголибо социального явления, а к частным — конкретную технологи ю, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.

2.По уровню социальной деятельности:

глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего че ловечества;

региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;

национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т. п.;

государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;

муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых задач:

функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;

технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на социальные процессы:

формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какойлибо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств:

организационнораспорядительные и административные социальные технологии;

социальноправовые технологии;

медикосоциальные технологии

психологические технологии;

педагогические технологии и т. п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

социальные технологии, ориентированные на созидание;

социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;

социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии (28.С.93).

Таким образом, социальные технологии — это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённой цели. Без чётко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии. Служить средством достижения социальной цели — в этом состоит основная функция социальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность.

При определении целей конкретных социальных технологий необходимо как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии. В качестве основных целей социальных технологий могут выступать:

изменения в сознании и психологии субъекта (педагогические технологии);

изменения в определённых участках социальной структуры и социальных организациях (управленческие технологии);

изменения в системе субъектобъектных отношений (макроэкономические преобразования).

Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой.

4.5!!!Реализация в случае необходимости полученного в результате усилий социолога социологического знания осуществляется в процессе так называемой социоинженерной деятельности, т. е. деятельности, что должна обеспечить личности, коллективу, -социальной группе и т. п. совершенствование, развитие.

Социоинженерная деятельность включает в себя следующие этапы своего осуществления:

— организацию социоинженерной деятельности, востребованной для данной конкретной ситуации;

— осуществление социального проектирования;

— выработку социальной технологии для претворения в жизнь социального проекта, использование ее в интересах достижения цели осуществляемой социоинженерной деятельности.

Сопиоинженерный подход российской социологии начал складываться в 20-е годы и был связан с именами А.К. Гастева, П.М. Керженцева, М.М. Бирштейн. С середины 60-х годов работы по развитию методов социоинженерной деятельности были возобновлены и осуществлялись по следующим направлениям:

— теория и практика социального планирования. Если в рамках конкретных социологических исследований продуктом деятельности социолога было научное представление об изучаемом объекте и рекомендации по его изменению, то в рамках социального планирования результатом выступала система решений и усилий по их осуществлению;

Семинар 4 гму — Стр 2

— разработка целевых комплексных программ развития регионов, отраслей, сфер общественной жизни (с 70~х годов).

В последние годы правомерность таких программ ставится под сомнение, даже отвергается ревнителями рынка, а напрасно;

— управленческое и иные виды консультирования, которые ориентируются на решение конкретных проблем или на процесс их решения (80-е годы);

— агротехническая деятельность. Появление деловых игр открытого типа (инновационных, организационно-деятельных и др.), в результате которых создаются структурные образования коллективной межпрофессиональной мыслительной деятельности по организации процессов решения сложных слабоструктурированных социальных проблем для разработки стратегии, создания команд руководителей и специалистов и их интенсивного обучения (80-е годы).

В социальной инженерии выделяют следующие методы: 1) аналитические методы: метод социального моделирования и эксперимента, метод группового решения социальных проблем. Морфологический метод: определение значимых параметров социального объекта и разработок матричной модели его анализа, метод анализа социально-психологического климата, оценки кадров, принятие решения; 2) эвристические. Их признаки: ориентация на творческую интуицию участников работы, снятие формальных ограничений статусных различий участников; 3) проективные. Методы выявления и коррекции жизненных сценариев индивидов и организаций. Проективные методы исследования и регуляции социального поведения личности (тесты на завершение предложений, метод карикатур, диагностических историй); 4) игровые. Деловые игры и тренинги в сфере управления, образования. Компьютерные управленческие игры; 5) инновационные. Методы подготовки социальных нововведений, планирования, исследования, разработка нововведений.

Социоинженерная деятельность развивается в следующих направлениях. Социоинженерные исследования (инженерный анализ социальных систем).

Они направлены на решение практических социальных проблем (проблем управления), на создание и реализацию социальных проектов. Примером социоинженерных исследований являются диагностические, проективные и инновационные исследования социальных систем, которым соответствуют три типа исследовательских задач: 1) описание реального состояния социального объекта, выявление его противоречий, проблем и постановка диагноза; 2) определение конструктивных свойств социального объекта и возможных путей их практического использования. К характеристикам социальных объектов и систем относятся: надежность, устойчивость, управляемость, гибкость, способность выполнять конкретные функции, вступать в соответствующие связи, совместимость; 3) определение путей и форм реализации социальных проектов и внедрение новшеств. Консультативно-управленческая деятельность. Консультирование предполагает комплекс услуг по диагностике, проектированию, планированию и внедрению социальных технологий. Оно включает элементы инженерно-исследовательской, проектно-конструктор­ской и организационно-технологической деятельности. Социальное проектирование и конструирование. Осуществляется на стадии подготовки проектов, программ, планов и технологий. По содержанию инженерно-конструкторская деятельность близка к творчеству. Социально-инженерное творчество ориентировано на создание новых, совершенствование существующих форм, способов, средств организации социальных взаимодействий субъектов применительно к конкретно-историческим условиям общественного развития. Проект — это изображенное при помощи знаковых сообщений, несущих определенную информацию, выражение конечных результатов социальной деятельности. Все виды проектирования можно условно разделить на три области: 1) проектирование искусственных объектов на неорганической основе (техническое проектирование, промышленное, архитектурно-строительное); 2) проектирование искусственных объектов на органической основе (ландшафтное, биологическое); 3) проектирование объектов по организации и развитию человеческой деятельности (экономическое, социальное, социально-психологическое, правовое).

Элементами проектной деятельности являются: 1) субъект проектирования (отдельная личность, организация, социальные институты, государство, общество в целом); 2) объект, на который направлена проектная деятельность — это социальные системы, процессы, явления, организации социальных связей, взаимодействий. К средствам социального проектирования относятся технические, математические, логические, при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии социальных систем и процессов, возникновении проблемной ситуации, потребностей субъектов.

4.6!!! Социоинженерная деятельность включает в себя следующие этапы своего осуществления:

— организацию социоинженерной деятельности, востребованной для данной конкретной ситуации;

— осуществление социального проектирования;

— выработку социальной технологии для претворения в жизнь социального проекта, использование ее в интересах достижения цели осуществляемой социоинженерной деятельности.

4.7!!!Факторы определяющие социально-психологический климат

Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе. Попробуем их перечислить.

Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.

Локальная макросреда, т. е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т. д.

Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного СПК.

Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т. д. Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:

  • в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;

  • в общении и дружеских межличностных отношениях;

  • успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;

  • творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.

Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т. д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе.

Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

На степень психологической совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным социальным и психологическим параметрам:

Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический:

  • Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т. д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.

  • Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.

  • Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.

Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.

Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т. д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.

Стиль руководства. Роль руководителя в создании оптимального СПК является решающей:

  • Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. При этом нет ощущения навязанности решений извне, «сверху». Участие членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства, способствует оптимизации СПК.

  • Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному СПК, как например, в спорте или в армии.

  • Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного СПК. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.

Если руководитель предъявляет завышенные требования, прилюдно критикует сотрудников, часто наказывает и редко поощряет, не ценит их вклад в совместную деятельность, угрожает, пытается запугать увольнением, лишением премии и т. д., ведет себя в соответствии с лозунгом «начальник всегда прав», не прислушивается к мнению подчиненных, невнимателен к их нуждам и интересам, то он формирует нездоровую рабочую атмосферу. Отсутствие взаимного уважения и доверия заставляет людей занимать оборонительную позицию, защищаться друг от друга, сокращается частота контактов, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества продукции.

Страх наказания порождает стремление избежать ответственности за совершенные ошибки, перекладывание вины на других, поиск «козла отпущения». На эту роль, как правило, выбирается человек (группа лиц), который не виновен в случившемся, но отличается от большинства сотрудников, не похож на них, слаб и не способен постоять за себя. Он становится объектом нападок, враждебного отношения, необоснованных обвинений. Наличие «козла отпущения» позволяет членам группы осуществлять разрядку напряжения и неудовлетворенности, которые легко накапливаются в атмосфере взаимного недоверия и страха. Тем самым группа поддерживает собственную стабильность и сплоченность. Это кажется парадоксальным, но какую бы неприязнь и враждебность не вызывал в свой адрес «козел отпущения», он нужен группе как «предохранительный клапан», позволяющий освободиться от агрессивных тенденций. Поиск «козла отпущения» играет роль механизма интеграции и стабилизации отношений в группе, позволяет избежать острых и интенсивных конфликтов. Но этот процесс обеспечивает лишь частичный, одномоментный эффект. Источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет неправильное поведение руководителя.

Даже если руководитель использует авторитарный стиль управления, он может быть позитивным, если, принимая решение, учтет интересы служащих, объяснит им свой выбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, иными словами, станет больше внимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.

Таким образом, руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т. е. социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector