критический идеализмКанта, субъективный идеализмФихте, объективный идеализмШеллинга и абсолютный идеализмГегеля[1]

Семинар 7

Тема 6: Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине 19 в.

  1. Какое влияние оказала классическая философия Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Фихте (1762-1814), Фридриха Шеллинга (1775-1854), Георга Гегеля (1770-1831) на развитие немецкой психологии?

Влияние классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) на развитие немецкой психологии. Психологическая концепция И.Ф. Гербарта (1776 – 1841).

Идеи Гербарта о применении математики к психологии. Учение о сознании и о порогах сознания, его использование в экспериментальной психологии. Значение понятия об апперцепции для разработки педагогических принципов организации процесса обучения. Школа Гербарта. М. Лацарус (1824 – 1903), Г. Штейнталь (1823 – 1899) как основатели этнической психологии. Теория «местных знаков» Р. Лотце (1817 – 1881). 

Немецкий идеализм или Неме́цкая класси́ческая филосо́фия — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля[1].

В советской философской литературе понятие немецкая классическая философия включало также философское учение Л. Фейербаха.

В русской философской литературе распространён термин немецкая классическая философия. В европейскойже литературе принято выделятьнеме́цкий класси́ческий идеали́зм или немецкий идеализм (нем.Deutscher Idealismus):

  • критический идеализмКанта,
  • субъективный идеализмФихте,
  • объективный идеализмШеллинга и
  • абсолютный идеализмГегеля[1].

В марксистской традиции вместе с названными философскими концепциями рассматривалось и материалистическое учение Л. Фейербаха, основанием к чему послужили произведения К. МарксаиФ. Энгельса, в частности работа «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (нем.Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie, 1886)[1].

В европейской традиции считается, что существенный вклад в немецкую классическую философию внесли также такие философы, как: Якоби,Рейнгольд‎,Шлейермахер.

Основанием немецкой классической философии послужили работы Иммануила Канта в 1780-еи1790-егоды. Это философское направление было тесно связано сромантизмомиреволюционнонастроенными политиками эпохиПросвещения.

12 стр., 5569 слов

Характерные черты немецкой классической философии.

Вопросы учебного занятия 1. Немецкая классическая философия. Характерные особенности немецкой классической философии. 2. Основные представители немецкой классической философии: - И. Кант - И.Г. Фихте - Г. Гегель - Л. Фейербах 3. Постклассическая европейская философия XIX – XX веков. Характерные черты западноевропейской философии второй половины XIX – начала XX века. - иррационализм - «философия ...

Значительное место в развитии немецкого идеализма занимает И. Г. Фихте (1762—1814) с его субъективным идеализмом. Фихте отверг идеюКантао «вещах в себе», указывая на её противоречивость, и считал, что мир — это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности являетсясубъект, его самозабвение, отрыв от действительности. В своих рассуждениях идет ещё дальше и совсем отрывается от реального, рассматривая его только как проявлениесознания. Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант,Гегельи др.) за субъективность.

Интересны его этические воззрения. Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности. При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается ссоциалистами, в частности оказал влияние наФердинанда Лассаля.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг 

Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг (1775—1854).

Основные направления его работы: натурфилософия,трансцендентныйидеализм ифилософия тождества.

В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служитьмагнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге.

В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств.

7 стр., 3426 слов

Кант,Гегель,философия нов

... своё превратное отражение в учении Гегеля о «хитрости мирового разума», пользующегося индивидуальными интересами и ... некритически понятой как венец и цель процесса, Гегель завершает философию истории идеализированным изображением прусской ... классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Гегель начал как последователь «критическойфилософии» Канта ...

Шеллинг утверждал единство (тождество) природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель [править]

Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает Г. В. Ф. Гегель(1770—1831).

Был сторонником идеалистическогомонизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в еёэмпирическихпроявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий какразвитие,процесси история.

Занимался также исследованием проблемы разума в истории. Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом по Гегелю случайностьпревращается внеобходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ:восточный мир,греческий мир,римский мир,германский мир. В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появлениягосударственной властииэкономики.

3 стр., 1152 слов

О МИРОВОМ РАЗУМЕ И КОСМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЖИЗНИ

  Существует ли мировой разум? Да, без сомнения, существует. Но это никакого отношения к религии, к Богу, к сверхестественному, не имеет. Это совершенно материалистическое представление о мире. Материальный мир развивается, группируясь дискретными единицами, от простого к сложному. Элементарные частицы Большого взрыва, положившего начало Вселенной, разлетаются от центра взрыва (от Белой дыры) ...

Немецкая философия второй половины XVIII — первой половины XIX вв., вошедшая в историю мировой философии под названием классической, начинается с Иммануила Канта (1724 — 1804).

Его философское творчество традиционно делят на два приода: докритический и критический.

В наиболее значимой работе докритического периода “Всеобщая естественная история и теория неба” (1775) Кант сформулировал мысль, которая позднее в западноевропейской науке оформилась в некую “коллективную” теорию — гипотезу Канта-Лапласа. Это была мысль о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности. В этой же теории он развил идею о целостности устройства мироздания, наличии в нем законов взаимосвязи небесных тел, в совокупности своей образующих единую систему. Такое предположение позволило Канту сделать научное предсказание о наличии в Солнечной системе еще неоткрытых планет. В век господства механицизма Кант одним из первых среди философов попытался построить картину подвижного, динамичного, эволюционного мира.

Докритический период явился как бы подготовительным этапом к критическому периоду — уже в то время Кантом вынашивались бессмертные идеи, вошедшие впоследствии в классику мировой философии и составившие, по оценке самого Канта, “коперникианский переворот” в философии. Основные идеи критического периода, помимо “Критики чистого разума” (1781) изложены в таких трудах, как “Критика практического разума” (1786), “Основы метафизики нравственности” (1785), “Критика способности суждения” (1790) и ряде других.

Кант показал, что если человек с его разумом начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия.

  1. Психологическая концепция Иоганна Гербарта (1776-1841).

2.1. Каково отношение И. Гербарта к использованию математики в психологических исследованиях?

Философ, педагог и психолог И.Гербарт (1776 — 1841) явился основоположником немецкой эмпирической психологии. Он выступил против теории способностей Вольфа. Он считал, что нельзя делить душевную деятельность на самостоятельные функции, душевная жизнь – это единая связанная целостность. Сочинения “О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику” (1824 — 1825), “Учебник психологии” (1816).

8 стр., 3513 слов

Сравнительный анализ житейской психологии и научных представлений о влиянии семейных факторов на развитие личности ребенка

Курсовая работа Сравнительный анализ житейской психологии и научных представлений о влиянии семейных факторов на развитие личности ребенка Содержание Введение Глава 1. Семейные факторы научной и житейской психологии 1.1 Семейные факторы научной психологии 1.2 Семейные факторы житейской психологии Выводы Глава 2. Сравнительный анализ влияния житейской и научной психологии на развитие личности ...

Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания. Факты сознания выступают исходным пунктом всякого психологического исследования. Методами является самонаблюдение, наблюдение и анализ продуктов деятельности, эксперимент он отвергает по этическим соображениям. Гербарт ратовал за внесение в психологию математических методов. Элементом душевной жизни он считал представление. Представления – это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют качественные и количественные характеристики.

  1. Каковы основные положения учения И. Гербарта о сознании и о порогах сознания; какое применение это учение получило в экспериментальной психологии?

В зависимости от степени ясности представления распределяются по трем областям: ясного сознания — здесь располагаются представления, имеющие свойство ясного сознания; сознания — здесь находятся менее ясные представления; темные, подавленные другими представления, становятся бессознательными. Границу между ясным сознанием и сознанием он назвал порогом ясного сознания, а границу, которая отделяет область неясного сознания от бессознательного,— порогом сознания. 

Таким образом, сознание, по Гербарту, это сцена,. или экран, на котором «теснятся» представления меняющейся степени ясности, они вступают в отношения друг с другом, перемещаются из одной области сознания в другую, при этом некоторые погружаются за порог.

  1. Какое влияние оказало понятие апперцепция на разработку педагогических принципов организации процесса обучения?

И. Гербарт (1776—1841) ввёл понятие апперцепции в педагогику, истолковывая её как осознание воспринимаемого нового знания на основе его связи с родственными представлениями. Апперцепция — одно из ключевых понятий современной педагогической антропологии. В нем отражен тот фундаментальный факт, что одно и то же воздействие производит несходное впечатление на разных людей из-за заведомых различий в их индивидуальном опыте.

2 стр., 788 слов

4573 психология. Определение сознания. Современные представления о структуре человеческого сознания. Свойства и функции сознания.

4573 Ответы по психологии Содержание Введение 3 1.Определение сознания. Современные представления о структуре человеческого сознания. Свойства и функции сознания. 4 2. Исполнительская регуляция деятельности: деятельность, действия, операция. Внешние и внутренние действия. Интериоризация и экстериоризация 8 3. Понятие об эмоциях и чувствах, их характеристики. Классификация эмоций и чувств. Формы ...

2.4. Какое продолжение получили идеи И. Гербарта в работах его последователей?

Педагогические идеи Гербарта, в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идеи воспитывающего обучения и многостороннего интереса, разработка методов преподавания, учитывающая воспитательные возможности отдельных учебных предметов, идея о развитии нравственности в единстве нравственных действий с сознанием оказали большое влияние на последующее развитие мировой теории и практики воспитания.

19 век в целом был «золотым» для педагогики, особенно в Германии, где проблемам воспитания помимо собственно педагогов огромное внимание уделяли и философы, и ученые, и государственные деятели.

Педагогические взгляды Гербарта не получили широкого распространения при его жизни.

Но в последующем, идеи Гербарта во многом определили развитие западной педагогики XIX века. Его последователи: Т.Циллер, В.Рейн (Германия), но формализм и консерватизм отличают его идеи от прогрессивных демократических взглядов Ж.-Ж.Руссо, Я.А. Коменского.

  1. Охарактеризуйте основные направления исследований основателей этнической психологии — Морица Лацаруса (1824-1903) и Хеймана Штейнталя (1823-1899); что является, согласно их представлениям, предметом изучения этнической психологии?

Этнопсихология — (от греч. etnos — народ, племя) — наука с двойным или тройным «гражданством», изучающая психологические особенности народов и их культуры, процессы формирования индивидуального этнического самосознания (этнической идентичности) и поведения личности, влияние социокультурных факторов на психические и личностные свойства. В Э. широко используются психологические методы исследования. Син. этническая психология, психологическая антропология, а также устаревший термин — «психология народов».Описания типичных психических особенностей представителей разных народов можно встретить в трудах многих путешественников, историков, полководцев, политиков и философов разных эпох, начиная с античности. Однако идея создания научной Э. ведет свое нач. из работ 2 нем. ученых — философа Морица Лацаруса (1824-1903), полагавшего, что «народный дух» — это производное от психологии индивида, и языковеда Хеймана Штейнталя (1823-1899), придерживавшегося психологического направления в языкознании и выдвинувшего звукоподражательную (ономатопоэтическую) теорию происхождения языка. В совместной статье Лацарус и Штейнталь (1859) предлагали строить Э. как междисциплинарную и объяснительную науку о народном духе, как учение об элементах и законах духовной жизни народов и как исследование духовной природы всего человеческого рода. Др. родоначальником Э. заслуженно считается В. Вундт. 

14 стр., 6603 слов

Психология и педагогика. Аннотация

П Е Д А Г О Г И К А Введение. Слово "педагогика" происходит от греческих словпайдос "дитя" иаго "вести".Педагогос в переводе с греческого обозначает буквально "детоводитель".Так в Древней Греции звали раба, который водил в школу ребенка своего господина. Таким образом, педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от общества. Как особая наука педагогика ...

 На протяжении десятков лет работал в тесном содружестве с Морицем Лацарусом (1824–1903); в 1860 ими совместно был основан «Журнал психологии народов и языкознания» 

  1. Опишите содержание теории «местных знаков» Рудольфа Лотце (1817-1881).

Решая проблему пространственной определенности чувств, Лотце выдвинул идею “локального знака” (1852); каждое ощущение, помимо своей качественной определенности, обладает собственной интенсивностью, что связано с его локализацией. Контакт кожной поверхности с предметом вызывает пояаление локального знака, который тем не менее не является пространственным. Восприятие пространства возникает из связи между локальным знаком и движением, создаваемым опытом.