НАМ В ЭТОМ МИРЕ НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН.

Семинар

ТЕМА:

“Нейтрализация стресса при помощи рациональной психотерапии”

“Физическая активность — важный фактор нормализации стресса”

ЦЕЛИ:

Обучающие:

· Знакомство с техникой нейтрализации стресса при помощи рациональной психотерапии и физической активности

· Формирование умения использовать техники в практической деятельности

Развивающие:

· Развитие навыков рефлексивности

· Развитие творческого мышления

· Развитие творческой деятельности

· Развитие умения вести диалог

· Развитие коммуникативных навыков

ПЛАН:

1. Рациональная психотерапия

2. Физические упражнения-естественные истребители стресса

ЭТАПЫ СЕМИНАРА.

I. Вводная часть:

На сегодняшнем занятии мы с вами должны понять, как с помощью рациональной терапии, да и еще путем подкрепления физической активности побороть стресс.

Знаете ли вы такую басню “Лисица и виноград” И.А. Крылова?

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

Как вы думаете в чем заключается смысл басни?

Как басня И.А. Крылова относится к нашей сегодняшней теме?

Дело в том, что, если человеку что-то хочется, но он не может получить, он страдает, он в стрессе. Если же он применят рациональную терапию, он старается аргументировать свои сильные потребности так, что они уже становятся менее значимы.

II. Основная часть:

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Мы подошли к вопросу о рациональной терапии.

Как вы себе представляете рациональную психотерапию? Объясните

*Рациональная психотерапия — это аргументированное доказательство или опровержение положений, связанных с представлением больного (клиента) о сущности тех или иных вопросов, касающихся болезни (проблемной ситуации)

«Рациональной психотерапией я называю ту, которая имеет своей целью действовать на мир представлений пациента непосредственно, и именно путем убедительной диалектики» (Поль Дюбуа)

8 стр., 3946 слов

Выявление и развитие творческих способностей и социальной активности обучающихся.

Анализ воспитательной работы старшей вожатой МБОУ «СОШ» с.Щельябож За 2015-2016 учебный год В 2015-2016 учебном году перед вожатой стояла следующая цель – способствовать всестороннему развитию учащихся, содействовать развитию и деятельности детского объединения «Город солнца», способствовать организации досуга учащихся. Задачи: 1. Помогать в разработке и реализации программы деятельности детского ...

Просмотр видеоролика и общее обсуждение с групой

Что вы можете извлечь из данного видеоролика? В чем его была польза? Аргументируйте свой ответ

*Главный акцент здесь делается на разум, мышление пациента.

*Главный терапевтический инструмент — аргументированное логическое воздействие на пациента (клиента) для вскрытия и демонстрации ошибок в рассуждениях, связанных с неправильной оценкой собственного состояния.

*Замена НЕЛЬЗЯ, на МОЖНО, НО…

*Цель: избавление от иррациональных установок и концентрация на логичных целях.

“Основной целью этого метода является отказ от диктаторских требований пациента” (Поль Дюбуа)

Согласны ли вы с данным высказыванием П. Дюбуа и почему? Аргументируйте свой ответ

Этапы рациональной психотерапии (А. Эллис):

1) Тщательное изучение личности клиента

2) Разъяснительные работы с клиентом (специалист обязуется растолковать пациенту, как следует оценивать первопричину данного состояния)

3) Индивидуальный подход к клиенту

4) Активизация клиента

5) Закрепление результата (профилактические мероприятия)

Приведите аргументированные опровержения или подтверждения нижеследующим распространённым представлениям о стрессе:

1) «Только слабые люди страдают от стресса».

2) «Человек не несёт ответственности за стресс в своей жизни. Стресс в современное время неизбежен, все люди являются его жертвами».

3) «Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить человеку реального вреда, поскольку все они существуют только в его воображении».

4) «Все люди реагируют на стресс одинаково».

5) «Человек всегда знает, когда испытывает чрезмерный стресс».

6) «В состоянии чрезмерного стресса, всё, что должен сделать человек, — это сесть и расслабиться».

Основное внимание рациональная психотерапия уделяет 10 заповедям:

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕРЫ СВОЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. Мысленно очертите вокруг себя область, куда входит то, что вам принадлежит, что вы любите, на что можете влиять — «круг вашей компетентности». Туда войдет ваш дом, ваши близкие и друзья, ваши любимые занятия, ваши планы и т. д. Мы не можем и не должны стремиться контролировать все в этом мире, а также реагировать на все, что в нем происходит.

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый вариант) (А. Уэссман, Д. Рикс)

Измерение в этой методике производится по 10-ти балльной (стеновой) системе. Испытуемому дается инструкция: «Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучшевсего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов». Измеряются следующие показатели П1 (показатель) — С (самооценка) «спокойствие — ...

Пример: Если где-то в Африке случился военный переворот, и там гибнут люди, это, конечно, очень плохо, но стоит ли впадать от этого в депрессию. Лучше оглянитесь вокруг себя и внимательно осмотрите область своей компетентности. Может быть, ваша доброта гораздо больше нужна вашим родителям, с которыми вы давно не общались, или сослуживцу, на которого сегодня накричал начальник.

“Прекратите переживать по поводу вещей, на которые вы не в силах повлиять — и у вас исчезнет почти половина поводов для грусти!” (А. Эллис)

 

НАМ В ЭТОМ МИРЕ НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН.

Многие наши стрессы происходят оттого, что жизнь складывается не так, как мы хотим. Разве нам кто-то при рождении обещал, что всё будет так, как мы того пожелаем?! Вовсе нет — нам в этом мире никто ничего не должен! С другой стороны, и мы никому не должны! Между людьми существуют, конечно, определенные обязательства, и их следует стараться выполнять, но всегда надо помнить, что этот мир полон случайностей и скрытых закономерностей, вносящих в него изрядную долю негативного.

Пример: Автобус подходит к остановке с опозданием или оказывается набит сверх меры. Или коллега по работе не оказывает вам должного уважения, хотя вы работаете в отделе уже давно, а он — всего полгода.

ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ В ЭТОМ МИРЕ БУШУЮЩЕМ, ИМЕННО ОН НАЗЫВАЕТСЯ ЖИЗНЬ.

Эти строки из популярной песни лишний раз напоминают нам простую истину: в каждый момент нашей жизни, подобно песчинкам в песочных часах, мы находимся между двумя Вечностями: той, что уже прошла и той, что еще не наступила. И пока мы на мгновение задержались между Прошлым, в котором уже ничего нельзя изменить, и Будущим, которое еще нельзя изменить, у нас есть шанс изменить свою жизнь к лучшему.

“Главное- научиться ценить драгоценный миг настоящего, потому что это единственная реальность нашей жизни, в которой мы существуем “(Ф. Ницше)

ЛУЧШЕЕ-ВРАГ ХОРОШЕГО.

Совершенствоваться можно до бесконечности. Если все время стремиться к совершенству, то можно тратить слишком много сил на процесс, и потерять из виду конечную цель. Многие люди доводят себя до состояния хронического стресса тем, что пытаются добиться совершенства там, где это вовсе не обязательно.

2 стр., 693 слов

Упражнения на концентрацию внимания(3)

Чем полезно: Минусы: Эмоции, как и любое беспокойство значительно мешают управляемой концентрации внимания. В возбужденном состоянии человек не способен ни на чем сосредоточиться. Сильное волнение при публичном выступлении лишает человека остатков памяти. Раздражение блокирует конструктивное мышление. Стрессовое состояние лишает человека способности владеть собой. Душевная или физическая боль ...

Например: женщины, которых выводит из себя складка на шторах или пылинка на полированной поверхности серванта

«Признайтесь, что совершенство невозможно. Установите себе реальную вершину, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим. Оставьте себе время для радостей и отдыха» (Г. Селье)

УРОКИ ХРИСТИАНСКОГО СМИРЕНИЯ.

Если кто-то критикует вас или говорит вам неприятные вещи, то прежде, чем выпускать из надпочечников порцию разрушительного адреналина, сделайте эмоциональную паузу (для этого можно выдохнуть и на время задержать дыхание), после чего спросите себя: «А могу я извлечь пользу из его слов? Какую?». При желании пользу извлечь можно из чего угодно.

Например: навоз-прекрасное удобрение, зубная боль-источник доходов для стоматолога, а из бытового мусора в Японии получают электричество

А дальше нужно совершить самый трудный, но увлекательный поступок: похвалить своего оппонента!

Упражнение «Спасибо вам за то, что вы…»

Вспомните какую-то ситуацию, когда кто-то рассердил вас и заставил выйти из себя. Как можно точнее воспроизведите в сознании всю обстановку того случая, вспомните своего оппонента, его слова, вашу реакцию на них, а потом резко вернитесь обратно в реальный мир сегодняшнего дня. Сделайте несколько медленных протяжных выдохов с задержкой, чтобы успокоиться, после чего задайте себе вопрос: «За что, ни смотря на все, я все же могу поблагодарить своего оппонента?». Найдите как минимум три позитивных вывода, который вы можете извлечь из той ситуации. Запишите их на бумаге. Эти слова вовсе не обязательно говорить реальному собеседнику. Вы можете произнести их мысленно, а можете и высказать часть из них вслух.

ЗОЛОТОЙ МЕТР (ИЗБЕГАЙТЕ ОЦЕНОК).

Старайтесь воспринимать этот мир, не навешивая на него ярлыков, а если решите высказать свое мнение, пусть оно будет только позитивным.

“Не судите — и не судимы будете” (Лука 6,37)

Давайте попробуем проиграть ситуацию на практике

ПРАВО НА ОТКАЗ.

Некоторые люди не умеют говорить «Нет». Из деликатности, ложной скромности или по другим причинам, они идут навстречу даже таким просьбам, которые причиняют им сильное неудобство или даже страдание. Такие личности боятся, что о них подумают плохо, а в результате чувствуют себя плохо и испытывают стрессы. Соотносите чужие желания со своими потребностями и возможностями и вы приобретете больше свободного времени и уважения.

9 стр., 4488 слов

Глава 2. Сущность и классификация физических упражнений………………

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Содержание физических упражнений……………………………………..5 Важная роль физических упражнений……………………………. Влияние физических нагрузок на различные системы органов… Негативное влияние больших физических нагрузок…………….. Глава 2. Сущность и классификация физических упражнений……………… 2.1. Сущность физических упражнений и спорта……………………….. 2.2. Классификация ...

Давайте попробуем проиграть ситуацию на практике

РОЛЬ И ЛИЧНОСТЬ.

Нужно уметь отделять свою социальную роль от собственной личности. Для этого нужно осознать, какие ваши поступки являются ролевыми (фактически, независящими от вас), а какие вы принимаете исходя из своих личных пристрастий и установок. Мысленно сравните свою профессиональную роль с профессиональной одеждой (мундиром, спецовкой), и когда вы вынуждены выполнять неприятные для других действия, представляйте себе, что эти действия идут не от вас, а от вашей спецодежды. Когда же люди будут направлять на вас поток отрицательной энергии, пусть она также уходит в ваш мундир. Раз в неделю вытряхивайте вашу рабочую одежду или чистите ее, представляя, как вместе с пылью с нее слетают все негативные чувства и пожелания.

НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА.

В мире не бывает ничего абсолютного (хорошего или плохого), все уравновешено. Рождаясь, мы получаем в подарок жизнь, но вместе с ней в придачу — горести и болезни. Любое отрицательное качество человека, негативные последствия конфликта — все имеет свое позитивное продолжение и наоборот, любая ситуация содержит как отрицательные, так и положительные моменты.

«Ах, лето красное, любил бы я тебя,

когда б не пыль, да зной, не комары, да мухи» (А.С. Пушкин)

Давайте приведем примеры

10. “ПРИНЦИП ЗЕБРЫ”.

Умейте выжидать. Не идите напролом против судьбы. Прислушивайтесь к своему подсознанию.

Применяете ли вы в жизни какие-либо заповеди?

 

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ-ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ СТРЕССА

*Физические упражнения – это двигательная деятельность, специально организованная в целях решения задач физического воспитания, психического здоровья.

Применяете ли вы физические упражнения в своем ежедневном режиме? Как вы думаете, как могут помочь физические упражнения в нейтрализации стресса и сохранении психического здоровья?

4 стр., 1505 слов

Защита от стресса и сохранение психологического здоровья

Оглавление Вступление 1 1. Понятие стресса 2 2. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом 4 2.1 Психологическая защита 4 2.2 Копинг механизмы 7 3. Методики защиты и преодоления стрессовых ситуаций 9 3.1 Принципы защиты от стресса 14 4. Образ жизни как защита от стресса 20 Вывод 21 Использованная литература: 22 Вступление Великий философ древности Сократ 2 400 лет назад сказал: "Нет ...

Роль физических упражнений в управлении стрессом:

●Физическая активность является естественным, генетически обусловленным ответов организма на стрессор (стратегии “борьбы или бегства”)

●Занятия спортом отвлекают сознание человека от проблемной ситуации

●Спорт активизирует работу ССС и НС, сжигает избыток адреналина, повышает активность иммунной системы

●Активность тела, соединенная с положительными эмоциями, автоматически приводит к повышению активности психики, хорошему настроению

Согласны? Хотите что-нибудь добавить в список?

Просмотр видеоролика и общее обсуждение с группой:

Какие мысли у вас вызвал видеоролик? Готовы ли вы применять на практике физические упражнения?

А давайте сейчас и попробуем проявить свою физическую активность:

«Мороженое»

Основное положение – стоя, руки подняты вверх.

Представьте, что вы сильно замерзли, напрягите все мышцы тела на несколько минут.

Затем появилось солнышко, и вы стали медленно таять, сначала пальцы, ладони, локти, предплечья.

Повторяем это упражнение до тех пор, пока все ваше тело не расслабиться полностью.

«Резиновый мячик»

Сидя, представьте, что у вас в руках маленький резиновый мяч.

В мыслях вы сжимаете его до предела, напрягая все мышцы тела.

Затем медленно разжимаете руку до полного расслабления.

Делаем это упражнение поочередно для каждой руки в отдельности, в конце – для обеих рук.

Завершая этот комплекс, закрываем глаза и наслаждаемся полным расслаблением.

 

“Самое важное свойство для физического здоровья представляет бодрость духа. Упадок духа сродни смерти. Но бодрость духа придает новую жизнь нашему физическому организму и ускоряет циркуляцию соков” (Уильям Годвин)

III. Заключительная часть:

Сегодня мы с вами разобрали 2 важных метода нейтрализации стресса.

Чем для вас был полезен семинар? Что основного вы выделили в рациональной психотерапии? Что важного выделили из физической активности, как метода нейтрализации стресса?

Наш семинар закончен. Спасибо за внимание и работу. Все молодцы. Все могут быть свободны.

3 стр., 1364 слов

Стресс и его влияние на личность

Стресс и его влияние на личность Современная жизнь постоянно сталкивает нас со стрессами и переживаниями. Поэтому в наши дни невозможно быть успешным без умения избегать стрессовых ситуаций. Стресс оказывает негативное влияние на здоровье человека, как физическое так и эмоциональное. Ежедневно мы ощущаем влияние стресса в различных формах: начиная от домашних скандалов и заканчивая стрессами на ...

Литература:

●Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПБ, 2002.

●Паттерсон С.Г., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПБ, 2009.

●Щербатых Ю.В. Психология стресса. М., 2008.

●Щербатых Ю. В. Стресс и счастье на одну букву. Ростов на Дону: Феникс, 2011.

●Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд. / Пер. с англ. Т. Саушкиной. — СПб.: Издательство «Речь», 2002.

 

Средства: презентация, видеоролики, памятки

Форма организации: семинар

Форма взаимодействия: фронтальная

Методы: проблемного обучения (эвристическая беседа), диалог

Приемы: вопросы, примеры, цитирование, схема, обобщение материала