Виды социального обслуживания 3

Оглавление Введение. Глава I. Понятие и виды социального обслуживания в Российской Федерации 1.1 Социальное обслуживание на дому 1.2 Полустационарное социальное обслуживание в учреждениях дневного (ночного) пребывания 1.3 Стационарное социальное обслуживание. 1.4 Срочное социальное обслуживание. 1.5 Социально-консультативная помощь. Глава II. Виды социального обслуживания в Волгоградской области. 2.1 Социальное обслуживание на дому. 2.2 Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания. 2.3 Стационарное социальное обслуживание. 2.4 Срочное социальное обслуживание. 2.5 Социально-консультативная помощь Заключение Список используемой литературы.

Введение

Социальное обслуживание на сегодняшний день играет существенную роль в социальной защите граждан России, поскольку направлено на удовлетворение базовых потребностей населения. Оно всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.

Состояние социального обслуживания в России свидетельствует о защите теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания инвалидов, лиц пожилого возраста, семьи, женщин и детей, других категорий населения.

Возможность осуществления социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в сфере социальной работы, социальной педагогике и психологии.

Следует полагать, что основной целью каждого вида социального обслуживания является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Целью написания данной курсовой работы является более глубокое изучение видов социального обслуживания, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне Волгоградской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить понятие социального обслуживания и выделить его основные виды;

— показать сущность каждого вида социального обслуживания;

— изучить имеющуюся литературу и нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление услуг социального обслуживания гражданам Российской Федерации;

— оценить эффективность предоставления услуг социального обслуживания в современном обществе.

Объектом является социальное обслуживание как элемент социального обеспечения в Российской Федерации.

Предметом данной курсовой работы является значимость предоставления различных видов социального обслуживания в современном обществе.

В ходе написания курсовой работы были использованы теоретические методы: разработка плана теоретической работы; изучение и анализ литературы, нормативно-правовых актов по теории вопроса; разработка плана теоретической работы; коррекция данных и обобщение результатов.

Практическая значимость: знания, полученные в результате исследования, способствуют формированию представлений о видах социального обслуживания, о порядке их предоставления и оплате.

Глава I. Понятие и виды социального обслуживания в Российской Федерации

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных граждан и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данных категорий лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие.

19 стр., 9293 слов

Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...

... и консультирование. - М.: Книголюб. - 2007; Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М.: ИЦ Академия, 2009 Проблемы семей, ... ограничение ее, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием». Согласно социальному толкованию Фирсов М.В. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. ...

Правовую базу, необходимую для осуществления социального обслуживания, составляют Федеральные законы, адресованные различным группам населения, — престарелым, инвалидам, ветеранам, детям, беженцам, вынужденным переселенцам и другим.

Рамочным законом, устанавливающим основы правового регулирования отношений по предоставлению социальных услуг, является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» Федеральный закон от 10.12.1995 г. №-195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «Российская газета» № 243, 19.12.1995г. .

Статья первая выше указанного Федерального закона гласит, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Впервые в российском законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельноФедеральный закон от 10.12.1995 г. №-195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «Российская газета» № 243, 19.12.1995г., ст.3 п.4..

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... социальных услуг, структуры отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ...

В настоящее время существует 5 основных видов социального обслуживания граждан:

1) социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в учреждениях социального обслуживания;

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативная помощь.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных видов социального обслуживания.

1.1 Социальное обслуживание на дому

социальный обслуживание инвалид возможность

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи Федеральный закон от 10.12.1995 г. №-195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «Российская газета» № 243, 19.12.1995г., — Ст.9..

На социальное обслуживание в отделения на дому принимаются граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и передвижению.

Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», к числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

— организация питания, включая доставку продуктов на дом;

— помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

— содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

— поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

— организация получения образования инвалидами с учетом физических возможностей и умственных способностей;

— создание условий для социально-трудовой реабилитации;

— содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

— содействие в организации ритуальных услуг;

— другие надомные социальные услуги.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих, в частности, психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением граждан, являющихся бактерио- или вирусоносителям, либо при наличии у них хронического алкоголизма, тяжелых психических расстройств, венерических и других инфекционных заболеваний из числа престарелых граждан и инвалидов может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому на основании совместного заключения органа социальной защиты (администрации муниципального центра социального обслуживания) и врачебно-консультационной комиссии учреждения здравоохранения Федеральный закон от 02.08.1995г. №-122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Российская газета», №150, 04.08.1995г. Ст. 18..

Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обучение на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании Сулейманова Г.В.. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. — 2-е изд. переработанное и дополненное — М., 2008. С. 396..

Результатом социального обслуживания на дому является оказание всесторонней помощи гражданам с учетом их интересов, состояния здоровья, специфики ситуации, материальных возможностей и других объективных факторов.

1.2 Полустационарное социальное обслуживание в учреждениях дневного (ночного) пребывания

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации Федеральный закон от 10.12.1995 г. №-195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «Российская газета» № 243, 19.12.1995г., — Ст.12..

В число услуг, предоставляемых учреждениями полустационарного типа, могут входить: лечебное питание, лечебная физкультура, массаж, различные виды консультационных услуг (психологические, педагогические, юридические и другие), социально-консультативные мероприятия (просмотр кинофильмов, посещение музеев, выставок, экскурсии и другое) Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В.. Право социального обеспечения. Учебное пособие. Практикум. 2-е изд. переработанное и дополненное — М., 2009. С. 412..

Зачисление на социальное обслуживание в отделение дневного пребывания производится на основании письменного заявления гражданина с пакетом необходимых документов, поданного на имя руководителя учреждения при условии наличия в учреждении вакантных мест.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта Федеральный закон от 10.12.1995 г. №-195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «Российская газета» № 243, 19.12.1995г., — Ст.11..

Для лиц без определенного места жительства и занятий создаются специализированные учреждения полустационарного типа — дома ночного пребывания, социальные гостиницы, социальные приюты.

Основанием для приема в дома ночного пребывания является как личное обращение граждан, так и направление органов социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел и общественных организаций или объединений. Лица без определенного места жительства и занятий обеспечиваются койко-местом для ночлега в течение 12 часов в день, комплектом постельных принадлежностей и предметами личной гигиены. Они получат талоны на одноразовое бесплатное питание и при необходимости им окажут первую доврачебную помощь. Специалисты учреждений социального обслуживания окажут им консультативную помощь в вопросах бытового и трудового устройства.

Противопоказаниями к приему в дома ночного пребывания являются: туберкулез в активной стадии; заразные заболевания кожи и волос; острые инфекционные и венерические заболевания; психические заболевания, сопровождающихся на момент поступления расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих; острое алкогольное или наркотическое опьянение.

Лица, у которых обнаружены указанные заболевания, а также повышенная температура, сыпь неясной этиологии, подлежат направлению в учреждения здравоохранения Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 25.01.1994г. №-10 «О домах ночного пребывания», — гл. 3 п.3.2..

Социальное обслуживание граждан в отделении осуществляется бесплатно не более 10 дней подряд и не более 30 дней в течение года. Обслуживание сверх этого установленного срока будет осуществляться за плату. При наличии коек ночлег может предоставляться за плату и другим категориям граждан.

1.3 Стационарное социальное обслуживание

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга Федеральный закон от 10.12.1995 г. №-195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «Российская газета» № 243, 19.12.1995г., — Ст.10..

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов, наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и прочие.

19 стр., 9195 слов

Структура и содержание психологической компетентности специалиста ...

... возрастные и психологические особенности характерные для клиентов пожилого возраста; · специалист обладает профессиональными качествами важными в социальном обслуживании людей пожилого возраста. В соответствии с целью, объектом, предметом и ... переплетено с его личностными особенностями и межличностным взаимодействием. То есть социально-психологическое положение пожилого человека определяется мно

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

... связи с ограничением жизнедеятельности вследствие физических или умственных недостатков нуждаются в социальной помощи и защите. Инвалиды пожилого возраста из общего числа инвалидов составляют ... повышение качества бытового обслуживания, здоровый образ жизни, ра­циональная организация и правильный выбор занятий в сфере досуга и отдыха, способствующих укреплению здоровья. Социально - экономическая ...

21 стр., 10410 слов

Социальная реабилитация молодых инвалидов

... социальной реабилитации инвалидов молодого возраста. Гипотеза исследования - мы предполагаем, что деятельность Комплексного центра социального обслуживания населения, направленная на социальную реабилитацию инвалидов молодого возраста, должна включать в себя: информирование и консультирование по вопросам социально ...

В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются граждане пенсионного возраста, а также инвалиды 1-й и 2-й групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от 2 до 6 месяцев.

Одним из непременных условий приема является добровольность, поэтому оформление документов производится только при наличии письменного заявления гражданина, а лиц младше 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — письменного заявления их законных представителей. В любое время гражданин может отказаться от стационарного обслуживания и покинуть его. Помещение в стационар без согласия допускается только на основании решения суда по представлению органа социальной защиты.

Лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на условия проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь; бесплатную специализированную медицинскую и протезно-ортопедическую помощь; добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций; свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами; сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение 6 месяцев со дня поступления в стационар.

Финансирование стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, производится за счет бюджетов различных уровней.

Печальным и тревожным явлением современной действительности служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей-сирот. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения: центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др. Сегодня в стране уже действует свыше 400 таких учреждений.

Целями деятельности указанных учреждений являются:

— профилактика безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье;

— предоставление временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства несовершеннолетнего;

— обеспечение квалифицированной медико-социальной помощью.

Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних: оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи; испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами; проживающие в неблагополучных семьях; подвергшиеся физическому или психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2 стр., 909 слов

Научно исследовательская практика на базе МДОУ Детский сад №8 ...

... беспокойство.2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).4. Раздражительность. 5. Нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если ...

Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.

Новым учреждением социального обслуживания являются кризисные центры помощи женщинам. Стационарные отделения центра создаются для пребывания в нем женщин на срок не более 2 месяцев. Женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию, в любое время суток оказывается психологическая, юридическая, педагогическая, социальная и другая помощь. Центры находятся на бюджетном финансировании. Отдельные виды помощи могут предоставляться за плату.

1.4 Срочное социальное обслуживание

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

— разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

— обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

— разовое оказание материальной помощи;

— содействие в получении временного жилого помещения;

— организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

— прямой и обратный перевод жестовой речи (сурдопереводчик);

— организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

— выдача во временное пользование бытовых товаров и реабилитационного оборудования;

— иные срочные социальные услуги.

Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.

1.5 Социально-консультативная помощь

Социально-консультативная помощь гражданам и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты Федеральный закон от 10.12.1995 г. №-195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «Российская газета» № 243, 19.12.1995г., — Ст.13..

Социально-консультативная помощь гражданам и инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

— выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

— профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

— работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;

— консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;

— обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;

— правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

— иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Организацией и координацией социально — консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населения, которые создают для этих целей соответствующие подразделения.

Глава II. Виды социального обслуживания в Волгоградской области

Немаловажную роль в решении проблем пожилых людей, инвалидов и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, повышения качества и уровня жизни решает действующая в Волгоградской области система государственного социального обслуживания, главная цель которой продление активного долголетия пожилых людей и инвалидов в привычной социальной среде.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в Волгоградской области представляет собой деятельность государственных учреждений социального обслуживания по удовлетворению потребностей указанных граждан в различных видах социальных услуг, где им гарантируется возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, детям и подросткам, обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, указанных в Перечне гарантированных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями социального обслуживания Волгоградской области Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 14.02.2008г. №-146 «Об утверждении Перечня гарантированных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями социального обслуживания Волгоградской области», «Волгоградская правда» №-49, 28.02.2008г..

Социальные услуги, не входящие в Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями социального обслуживания Волгоградской области (дополнительные социальные услуги), оплачиваются гражданами на условиях полной оплаты.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также другим категориям граждан на дому или непосредственно в государственных учреждениях социального обслуживания населения различных типов и видов, расположенных на территории Волгоградской области.

Социальные услуги в отделениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляются на бесплатной и платной основе, согласно Постановлению «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями (отделениями) нестационарного и полустационарного социального обслуживания населения, отделениями срочного социального обслуживания» Постановлению Главы Администрации  Волгоградской области  от 30.12.2008г. №-1818 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями (отделениями) нестационарного и полустационарного социального обслуживания населения, отделениями срочного социального обслуживания», «Волгоградская правда» №-34, 14.01.2009г..

Полностью от оплаты за предоставляемые социальные услуги (гарантированные и дополнительные) освобождаются участники и инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы погибших участников Великой Отечественной войны.

Стоимость социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, определяется исходя из тарифов на платные социальные услуги, устанавливаемые Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области.

2.1 Социальное обслуживание на дому

Зачисление на социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в Волгоградской области осуществляется в соответствии с Постановлением «О порядке и условиях зачисления граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому» на основании их письменного заявления на имя руководителя центра социального обслуживания. Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 15.04.2005г. №-329 «О порядке и условиях зачисления граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому», «Волгоградская правда», №-77, 29.04.2005г. — п.2.

При зачислении граждан на социальное обслуживание на дому, учреждение заключает с клиентом договор о социальном обслуживании, определяющий права, обязанности и ответственность сторон, виды и объем предоставляемых услуг, порядок и размер их оплаты, с учетом индивидуальной нуждаемости клиента в конкретных видах услуг, продолжительности и периодичности их предоставления.

Правом внеочередного принятия на надомное обслуживание пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, инвалиды боевых действий на территории других государств.

Гражданам Волгоградской области оказываются следующие услуги:

— социально-бытовые: покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; содействие в приготовлении пищи; покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости; доставка воды, топка и обслуживание печи, содействие в обеспечении топливом и доставке топлива для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения; содействие в оплате жилья и коммунальных услуг и других обязательных платежей; уборка жилых помещений;

— социально-медицинские: содействие в организации прохождения клиентами учреждений медицинской комиссии, диспансеризации; содействие в госпитализации клиентов учреждений в лечебно-профилактические учреждения; обеспечение или содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;

— социально-психологические: беседы и общение; выслушивание; подбадривание, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов; мотивация к активности и другие;

— социально-правовые: помощь в оформлении документов; оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением; содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством; содействие в получении страхового медицинского полиса;

— социально-педагогические: содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами и другие;

— социально-экономические: содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов; других выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области и другие.

Помимо отделений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому в Волгоградской области работают 9 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания граждан на дому.

Специализированное отделение предназначается для временного или постоянного обслуживания в надомных условиях граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию в связи с возрастом, инвалидностью или страдающих тяжелыми заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию на обслуживание в отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

2.2 Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания

На территории Волгоградской области полустационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях их дневного пребывания осуществляется в 3 отделениях дневного пребывания, входящих в структуру государственных учреждениях социального обслуживания «Дзержинский комплексный центр социального обслуживания населения», «Волжский комплексный центр социального обслуживания населения», «Светлоярский комплексный центр социального обслуживания населения». Данные отделения предназначены для оказания различных видов социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, из числа одиноко проживающих, или проживающих в семьях, сохранившим способность к самообслуживанию и свободному (активному) передвижению, предоставления им медицинской помощи, организации питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни. Оказание социальных услуг осуществляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, не имеющим медицинских противопоказаний к зачислению на обслуживание.

В отделении дневного пребывания гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляются следующие виды социальных услуг:

— социально-бытовые услуги, направленные на организацию питания и отдыха во время пребывания в отделении;

— социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение состояния здоровья, активного образа жизни и решение других социально-медицинских проблем жизнедеятельности;

— социально-психологические услуги, направленные на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности;

— социально-правовые услуги, направленные на защиту законных прав и интересов клиентов учреждения, оказание им юридической помощи, содействие в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности;

— социально-педагогические услуги, направленные на организацию досуга клиентов, в том числе по оказанию им анимационных услуг (экскурсии, посещение театров, выставок и др.).

Зачисление на социальное обслуживание в отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов производится на основании письменного заявления гражданина, поданного на имя руководителя учреждения при условии наличия в учреждении вакантных мест.

Право на внеочередное принятие на социальное обслуживание имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны, супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак; лица, подвергшие политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные; одинокие пожилые граждане и инвалиды.

При зачислении граждан на социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания, учреждение заключает с клиентом договор о социальном обслуживании установленной формы.

Продолжительность социального обслуживания устанавливается исходя из очередности граждан на обслуживание, но не может составлять менее 2 недель.

2.3 Стационарное социальное обслуживание

В настоящее время в системе социальной защиты населения Волгоградской области функционирует 29 специализированных стационарных учреждений на 5170 койко-мест. В сети стационарных учреждений 7 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1525 койко-мест, 11 психоневрологических интернатов на 2715 койко-мест, геронтологический центр на 105 койко-мест, 7 домов-интернатов малой вместимости на 275 койко-мест, 2 дома-интерната для умственно отсталых детей на 350 койко-мест и центр реабилитации детей и подростков-инвалидов на 200 койко-мест.

В них проживают около 5000 человек, из них почти 900 — нуждаются в постороннем уходе, 2643 недееспособных, 307 детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей.

В соответствии с Постановлением «Об утверждении Положения о порядке оформления граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-инвалидов в государственные специализированные стационарные учреждения социального обслуживания Волгоградской области» в учреждения принимаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Волгоградской области частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе и наблюдении, в том числе:

1) граждане, достигшие пенсионного возраста (мужчины — старше 60 лет, женщины — старше 55 лет);

2) инвалиды 1 или 2 групп;

3) дети-инвалиды от рождения до 18 лет.

Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, принимаются в учреждения при наличии документов, подтверждающих постоянное проживание в Волгоградской области Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 07.02.2008г. №-120 «Об утверждении Положения о порядке оформления граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-инвалидов в государственные специализированные стационарные учреждения социального обслуживания Волгоградской области», п. 1.4.-1.5..

Граждане, заключившие в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договор ренты (пожизненного содержания), в учреждения не принимаются.

Гражданину для оформления в учреждение необходимо представить в территориальное управление УСЗН АВО, либо в государственное учреждение социального обслуживания населения по месту жительства заявление об оформлении в учреждение с пакетом необходимых документов Административный регламент УСЗН АВО предоставления государственной услуги от 13.01.2008г. №-14 «Обеспечение направления граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в государственные специализированные стационарные учреждения социального обслуживания Волгоградской области», п. 2.8..

Государственную услугу предоставляют специалисты территориальных управлений УСЗН АВО, работники государственных учреждений социального обслуживания населения, должностные лица Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области.

Результатом предоставления государственной услуги является:

— выдача путевки на помещение в учреждение;

— отказ в направлении в государственные специализированные стационарные учреждения социального обслуживания.

В домах-интернатах для престарелых и инвалидов проводятся мероприятия социального, медицинского, реабилитационного и лечебно-трудового характера. Организуется уход за проживающими, отдых и досуг, проводятся лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия. Работа с инвалидами строится в рамках индивидуальных программ реабилитации. Прием, размещение и уход за гражданами проводится с учетом состояния их здоровья. Реабилитационные мероприятия проводятся в 23 реабилитационных отделениях. Мероприятия по медико-социальной реабилитации позволяют восстановить или компенсировать утраченные способности к бытовой, социальной и профессиональной деятельности.

В психоневрологические учреждения направляются лица, страдающие психическими расстройствами и имеющие заключение врачебной комиссии учреждения здравоохранения о психоневрологическом типе учреждения. В этих домах-интернатах осуществляется постоянное материально-бытовое обеспечение — проживание, питание, обеспечение одеждой и обувью. Больные люди находятся под постоянным медицинским наблюдением, им оказываются все услуги по лечению, консультации, диагностике и реабилитации. Медико-социальная реабилитация осуществляется в лечебно-трудовых мастерских и в зависимости от тяжести заболевания.

В детские дома-интернаты для умственно отсталых детей (Петроввальский и Волгодонской) поступают дети-инвалиды старше 4-лет по заключению областной медико-педагогической комиссии. В этих учреждениях осуществляется уход, круглосуточное медицинское обслуживание и реабилитация.

2.4 Срочное социальное обслуживание

На территории Волгоградской области функционируют 45 отделений срочного социального обслуживания, созданных в составе 22 государственных учреждений социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения», в 15 «Центр социального обслуживания населения», в 4 «Центр социальной помощи семье и детям» и 4 при домах — интернатах.

В отделение срочного социального обслуживания могут обратиться граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются гарантированные государством социальные услуги, социально-психологические услуги, услуги по выдаче во временное пользование реабилитационного и бытового оборудования на условиях полной оплаты.

Отделением могут предоставляться временные, сроком до 3 месяцев, а также однократные социальные услуги из перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых в отделениях социального обслуживания на дому:

— покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

— покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

— доставка воды в жилое помещение;

— топка печи;

— вынос мусора, жидких бытовых отходов;

— содействие в оплате жилья, коммунальных услуг и других обязательных платежей;

— содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Вышеназванные временные и однократные социальные услуги предоставляются одиноко проживающим пенсионерам и инвалидам, в связи с ограничением способности к передвижению и самообслуживанию (заболевания, травмы).

Предоставление однократных социальных услуг осуществляется на основании акта социально-бытового обследования. Временные социальные услуги предоставляются на основании договора.

В отделение срочного социального обслуживания предоставляется социальная услуга — выдача во временное пользование реабилитационного и бытового оборудования отдельным категориям граждан.

Выдача во временное пользование реабилитационного и бытового оборудования предоставляется на срок до 3-х месяцев.

Реабилитационное и бытовое оборудование предоставляется во временное пользование:

1) малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам;

2) многодетным семьям;

3) неполным семьям;

4) пенсионерам;

5) инвалидам всех групп, детям-инвалидам;

6) граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, пожаров, террористических актов.

Лицам, перенесшим травмы, хирургические операции, нуждающимся в реабилитационном оборудовании на период выздоровления.

Гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий, пожаров, террористических актов выдача во временное пользование реабилитационного и бытового оборудования предоставляются бесплатно.

Выдача во временное пользование реабилитационного и бытового оборудования отдельным категориям граждан осуществляется на основании договора, заключаемого между учреждением и гражданином.

2.5 Социально-консультативная помощь

В Волгоградской области существует не малое количество отделений оказывающих социально-консультативную помощь.

Категории граждан, имеющие право на социальное обслуживание в Консультативных отделениях:

1) граждане пожилого возраста;

2) инвалиды;

3) лица, признанные в установленном порядке: жертвами насилия; вынужденными переселенцами; пострадавшими от межэтнических конфликтов; пострадавшими от стихийных бедствий, радиационных и техногенных катастроф;

4) одиноко проживающие граждане трудоспособного возраста, частично утратившие способность к самообслуживанию в связи с продолжительной (более одного месяца) болезнью, родственники которых по объективным причинам не имеют возможности осуществлять за ними уход;

5) многодетные семьи;

6) малообеспеченные семьи;

7) семьи, воспитывающие детей-инвалидов;

8) семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями;

9) безнадзорные дети.

В отделениях социально — консультативного обслуживания предоставляются следующие услуги:

1) социально-психологические: проведение социально-психологического консультирования клиентов; проведение социально психологического тестирования; психологической диагностики и обследования личности; проведение социально-психологической коррекции; проведение занятий с элементами психологических тренингов (групп взаимоподдержки, клубы общения); социально-психологический патронаж клиентов, находящихся на надомном обслуживании; экстренная психологическая помощь (в том числе по телефону); проведение психопрофилактической работы с гражданами, находящимися на обслуживании в отделении; проведение социально-психологической реабилитации, консультирования и коррекции в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (с гражданами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами);

2) социально-правовые: информирование граждан (публичное, в СМИ, личное) о предоставлении социальных услуг в государственной и негосударственной системах социального обслуживания; консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое законодательство).

Консультативные отделения оказывают экстренную психологическую помощь по Телефону доверия, направленную на снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии у людей, включая аутоагрессию и суицид, формирование психологической культуры, атмосферы психологической защищенности населения, в том числе несовершеннолетних, в связи с чем осуществляет:

— обеспечение доступности и своевременности психологической помощи;

— обеспечение каждому обратившемуся возможности доверительного диалога;

— психологическое консультирование по телефону;

— помощь в мобилизации творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов абонента для выхода из кризисного состояния;

— направление абонентов в соответствующие организации, учреждения, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно.

Заключение

Социальное обслуживание призвано помогать социально незащищенным категориям граждан в решении возникших у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.

Круг оказываемых в настоящее время социальных услуг достаточно широк и обусловлен потребностями населения Российской Федерации.

Главное внимание в системе социального обслуживания населения на сегодняшний день нужно уделять работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами. В настоящее время указанные категории граждан стали наиболее социально незащищенными категориями общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же. Надо не только давать гражданам, но и помогать им продолжать отдавать себя, чтобы они чувствовали определенную стабильность, ощущали оптимизм и надежду на то, что и в новых обстоятельствах останутся нужным.

В настоящее время государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждений социальной помощи препятствуют различные факторы:

— слабая правовая база системы социального обслуживания;

— ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;

— отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

— дефицит персонала, обладающего высокой профессиональной подготовкой в области социальной работы;

— низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

— недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Таким образом, важнейшей задачей государства на современном этапе должно стать создание эффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска.

Основная цель формирования этой системы — повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.

В современном обществе необходимо повышать уровень профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы, совершенствовать каждый вид социального обслуживания, улучшать качество предоставления социальной помощи.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 02.08.1995г. №-122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Российская газета», №150, 04.08.1995г.

2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. №-195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «Российская газета», № 243, 19.12.1995г.

3. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 25.01.1994г. №-10 «О домах ночного пребывания».

4. Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 15.04.2005г. №-329 «О порядке и условиях зачисления граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому», «Волгоградская правда», №-77, 29.04.2005г.

5. Постановлению Главы Администрации Волгоградской области от 30.12.2008г. №-1818 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями (отделениями) нестационарного и полустационарного социального обслуживания населения, отделениями срочного социального обслуживания», «Волгоградская правда» №-34, 14.01.2009г.

6. Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 14.02.2008г. №-146 «Об утверждении Перечня гарантированных услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями социального обслуживания Волгоградской области», «Волгоградская правда» №-49, 28.02.2008г.

7. Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 07.02.2008г. №-120 «Об утверждении Положения о порядке оформления граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-инвалидов в государственные специализированные стационарные учреждения социального обслуживания Волгоградской области».

8. Административный регламент УСЗН АВО предоставления государственной услуги от 13.01.2008г. №-14 «Обеспечение направления граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в государственные специализированные стационарные учреждения социального обслуживания Волгоградской области».

9. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В.. Право социального обеспечения. Учебное пособие. Практикум. 2-е изд. переработанное и дополненное — М., 2009.

10. Сулейманова Г.В.. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. — 2-е изд. переработанное и дополненное — М., 2008.

Размещено на