Зрительную Слуховую Кожную Проприоцептивную (кинестезическую) Вестибулярную Обонятельную Вкусовую

Лекция 14 Методика развития сенсорных и комплексных форм координационных способностей.

Вопросы:

  1. Характеристика и формы проявления сенсорных способностей.
  2. Средства и методы развития и контроля сенсорных способностей.
  3. Характеристика и формы проявления комплексных форм координационных способностей.
  4. Средства и методы развития и контроля комплексных форм координационных способностей.

Литература:

  1. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под. ред. Ю.Ф.Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003. С. 146 -166.
  2. Технология планирования учебного материала по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях. Учебно-методическое пособие — 2-е изд. перераб. / С.В.Никольская, О.Н.Титорова. — СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2006.
  3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии. / Н.А.Бернштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.

Н.А.Бернштейн (1947) выделял следующие этапы выполнения произвольного движения: 1 этап — восприятие и оценка ситуации, самого индивида, включенного в ситуацию; 2 этап — выявление двигательной задачи, т. е. создание образа того, что должно быть; 3 этап — программирование решения задачи, т. е. определения цели и содержания движения, а также средств из имеющихся у индивида в наличии двигательных ресурсов, с помощью которых он решит двигательную задачу; 4 этап — фактическое выполнение движения: человек преодолевает избыточную свободу своих двигательных органов, превращает их в управляемые системы и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией, которая является центральным звеном движения, обеспечивающим точность, соразмерность и плавность его выполнения.

Для сложных двигательных актов Н.А.Бернштейн предложил совершенно новый способ управления движения: принцип сенсорных коррекций. Бернштейн полагал, что окончательная цель движения может быть достигнута только если в него постоянно будут вноситься поправки или коррекции.

5 стр., 2054 слов

Этапы развития психологии 3

... Этапы развития психологии Основные направления и методы психологии Главные представители Основные идеи представителей различных направлений I этап ... познания .Сознание, или способность человека осознавать свое психическое ... и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой ... классификацию стадий этого развития (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика ...

Из принципа сенсорных коррекций вытекает следующий пункт теории Бернштейна — схема рефлекторного кольца, а уже от «рефлекторного кольца» перекидывается логический мост к теории уровней построения движений.

Н.А. Бернштейн (1947) выделил пять основных уровней организации движений.

Уровень, А — руброспиналъный, уровень кинетической регуляции, самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует важным аспектом любого движения — тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Самостоятельно уровнем, А регулируются следующие немногочисленные движения: непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато в фортепианной игре, удержание позы в полетной фазе прыжка и другие. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.

Уровень В — «уровень синергий». Таламополидарный уровень. На нем перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства, хорошо осведомлен о том, что делается в пространстве тела. Принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, и там он берёт на себя задачу внутренней координации сложных движений (двигательных ассамблей).

К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учета внешнего пространства (гимнастика, потягивания, мимика и другие).

Уровень С — «пространственного поля». На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, то есть вся информация о внешнем пространстве, поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов — к их форме, положению, длине, весу и прочее. Среди них все переместительные движения: ходьба, лазание, бег, прыжки, акробатические движения; упражнения на спортивных снарядах; движения рук пианиста, машинистки, баллистические — теннис; прицеливание и другие. Нижний подуровень пространственного поля С1 осуществляет оценку направления движений и дозирования силы по ходу движения. Верхний подуровень С2 обеспечивает максимальную целевую точность.

3 стр., 1465 слов

Психологически обусловленный уровень организации (психологическая и функциональная структура).

Уровень организации преступной группы может быть различным; высшая степень организации достигается в организованных группах и преступных организациях. Она предполагает наличие в ней психологической и ... компаний) эти структуры не всегда образуются полностью, однако определенные элементы организации существуют в них обязательно. Психологическая структура отражает особенности взаимоотношений между ...

Уровень D — «предметных действий», теменно-премоторный корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами. Практически монопольно принадлежит человеку. Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета. В них не фиксирован двигательный состав, а задан лишь предметный конечный результат.

Уровень Е — «интеллектуальных двигательных актов»: речевых движений, движений письма, движения символической, или кодированной речи — жестов глухонемых, азбуки Морзе и других. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

В организации сложных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней — тот, на котором строится данное движение (ведущий), и все нижележащие уровни.

Сенсорных систем или органов чувств у человека более 30, но мы выделим основные:

  • Зрительную
  • Слуховую
  • Кожную
  • Проприоцептивную (кинестезическую)
  • Вестибулярную
  • Обонятельную
  • Вкусовую

Последние две не имеют решающего влияния на результативность двигательной деятельности.

Функциями зрительной системы являются построение видимого образа окружающей действительности, а также участие в регуляции движений наблюдателя. Зрение дает начало целому ряду процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в поле зрения объектов.

11 стр., 5154 слов

1.1 Понятие нарушения зрения, причины возникновения, классификация

... зрением), - использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения, - использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча ... частям, ставится задача определения его формы, поверхности, ... сопутствующих заболеваний; 8) способность ребенка к пространственному ... команды преподавателя. Меняется тембр звука (громко, тихо, ...

Свойства:

  1. Цветоразличение
  2. Адаптация
  3. Аккомодация — острота зрения
  4. Периферическое зрение (широта и угол поля зрения)

Цветоразличение.

От способности определять цвет, его интенсивность (яркость) и оттенки (насыщенность) предметов и явлений зависит точность восприятия параметров, их назначения, отличительных признаков. Цветовое решение может привести к иллюзии восприятия, например, светлое кажется больше, чет темное, яркие быстрее воспринимаются, чем блеклые, темные и яркие видны с большего расстояния, однотонные воспринимаются по форме точнее, чем пестрые.

Адаптация — быстрота приспособляемости к разной интенсивности света, точность восприятия параметров объектов при различных условиях освещенности. Например, мало света ночью, в туман, дождь,, яркий свет — солнце в глаза, переход от темноты к свету.

Острота зрения — приспособленность к четкости видения на различном расстоянии. Например, различение на расстоянии удаленных символов.

Глазомер — определение пространственных величин удаленного предмета. Выделяют статический — определение длины, ширены, высоты, дистанции, площади, формы объекта, и динамический — направления и скорости (ускорения и замедления) движения объекта.

Поле зрения — видимое пространство при неподвижном глазе.

Широта поля зрения — в горизонтальной плоскости, угол — в вертикальной. В норме составляют вверх, вниз и к носу — 60%, наружу в сторону — 90%, зависит от цвета воспринимаемого объекта — наименьший для зеленого, наибольший для синего.

2 стр., 1000 слов

Психологические условия организации личностно-развивающего взаимодействия в образовательной среде вуза

... -творческие, с вопринимаю- щих на активно-действующие. Предпосылками реализации личностно-развивающих условий в вузе являются личностная готовность преподавателя и студента к осуществлению ... в себе, инициативности, способности к самоуправлению и осознанному конструированию взаимодействия. На основании вышеизложенного очевидно, что успешность личностно-развивающего взаимодействия в высших учебных ...

Слуховая система обеспечивает восприятие звуков и ориентацию по ним в окружающей среде, позволяет определить акустические характеристики объекта, создать его звуковой образ, который может быть статическим и динамическим. К первым относятся громкость (интенсивность), высота (частота), тембр (для сложных звуков, их качество, спектр).

Ко вторым — структура, определяемая изменением и взаимосвязью статических характеристик во времени.

Способности:

  1. Точность восприятия звуков
  2. Определение интенсивности
  3. Определение высоты
  4. Определение местоположения и направленности источника звука
  5. Выбор значимых звуков из ряда поступающих
  6. Отличие одних звуков от других

Кожная чувствительность позволяет определять механические, термические и химические раздражения внешней среды. Разделяют тактильную, температурную и болевую.

Тактильная связана с ощущением прикосновения, давления, вибрации. Температурная — ощущение тепла и холода. Болевая — сигнализация об изменениях, происходящих в организме, могущих привести к его повреждению. Практически не поддается адаптации.

Способности:

  1. Определение качества поверхности (гладкость, шероховатость, скользкость, плоскость)
  2. Определение формы на ощупь
  3. Определение размера на ощупь
  4. Определение температурных характеристик

Проприоцептивная система позволяет определить:

  • направление движения,
  • положение тела и его частей
  • степень мышечного напряжения или расслабления
  • степень растяжимости связок и сухожилий, суставных сумок.

Способности:

4 стр., 1532 слов

Определение способностей. Структура общих способностей (по Н.С. Лейтесу).

... интеллект в структуре индивидуальных свойств. История изучения проблемы способностей и интеллекта. Определение способностей. Структура общих способностей (по Н.С. Лейтесу). Использование комплексной психофизиологической ... . Талант и его происхождение. Основные принципы изучения и диагностики способностей. Способности и индивидуальность. Индивидуальность школьника и компьютеры. Роль темперамента в ...

  1. Определение степени воздействия силы тяжести (веса предмета)
  2. Определение силы сопротивления, упругости
  3. Определение степени контакта с предметом (сцепления)
  4. Дифференциации (различения) усилия
  5. Межмышечная координация (мышц антагонистов и синергистов)

Вестибулярная система важнейшая для ощущения и анализа пространственной информации, распознавания направления силы гравитации. Служит для обеспечения устойчивого положения ОЦТ.

Свойства:

  • Статическое (на месте)
  • Динамическое (в движении)
  • Сохранение позы
  • Сохранение прямолинейности
  • Устойчивости к угловым и прямолинейным ускорениям (торможение, обороты, повороты)

Способности:

  1. К восстановлению устойчивости после ее нарушения
  2. К балансированию в позах, отличающихся биомеханически невыгодным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела (например, в стойке на руках).
  3. К сохранению позы тела в статических положениях и в сочетании с перемещением на повышенной, на уменьшенной, подвижной, наклонной опоре, затрудняющей сохранение устойчивости.
  4. К сохранению статической и динамической устойчивости в условиях дополнительных помех (вестибулярной нагрузки, утомления, эмоционального возбуждения, ограниченного или исключенного зрительного контроля).

Примеры:

Подача мяча в волейболе.

Свойства:

  1. Статический глазомер — для определения зоны попадания мяча.
  2. Динамический глазомер — для определения высоты подбрасывания и момента удара по мячу.
  3. Широкий угол и поле зрения — для определения высоты полета мяча над сеткой, для соблюдения правил по места нахождении, положения игроков, аута.
  4. Дифференциации мышечных усилий — для обеспечения скорости полета мяча.
  5. Тактильная чувствительности — определения степени соприкосновения с поверхностью мяча различными отделами ладони.
  6. Сохранения управляемости движений при воздействии ускорений (прыжки, ускорения к мячу, прием в падении)
  7. Сохранение устойчивости при механических воздействиях (удар мяча).

Факторы, влияющие на результативность двигательной деятельности:

4 стр., 1854 слов

Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности.

... ее результаты позволяет определять условия и педагогические средства формирования этой способности. Выделенные нами в ходе ... результатов индивидуальной творческой деятельности («портфель достижений»). 6. Развивающее содержание форм контроля. Замена системы отметок, системой ... процесса. Само это условие есть основа различения субъектом себя и осуществляемого им движения. Следующий уровень - ...

  1. Эмоциональное напряжение
  2. Отвлекающие факторы: шум, множество объектов восприятия.
  3. Утомление
  4. Ограниченность времени
  5. Степень освещенности

Задачи:

  1. Совершенствовать способность точно определять скорость и направление движения предмета при условиях повышенной освещенности. Средства и методические приемы: прием мяча после подачи, игра «Пионербол» на улице в солнечный день.
  2. Развивать статический глазомер для точности действий по определению амплитуды движения мяча. Средства и методические приемы: подачи и передачи в различные зоны площадки, броски, передачи в корзину, игра «33».
  3. Развивать периферическое зрение при восприятии объектов при различном угле зрения. Средства и методические приемы: подачи при разной высоте подбрасывания мяча. Передачи в ограниченном пространстве (круге, у стены в шеренге, колонне), преодоление полосы препятствий.
  1. Совершенствовать способность дифференцировать мышечные усилия для определения амплитуды и скорости движения предмета. Средства и методические приемы: игра «Охотники и утки», подача в одно и тоже место, но с заданием, чтобы мяч приземлился как можно позже или как можно быстрее, соревнование пар.

  2. Совершенствовать тактильную чувствительность внутренней поверхности кисти. Средства и методические приемы: удары мячом в пол, удержание мяча на ладони, игра «Я знаю 100 имен».
  3. Развивать способность сохранять технику движений после воздействий прямолинейных ускорений в вертикальном направлении в условиях эмоционального напряжения. Средства и методические приемы: подача мяча после серии прыжков. Соревнование на точность или стабильность подачи.

Примеры формулировок задач развития вестибулярной устойчивости:

1.Развивать способность распределять напряжение мускулатуры для сохранения равновесия.

2.Добиться сохранения положения после поступательного движения в условиях дестабилизации вестибулярной устойчивости.

3.Добиться сохранения целесообразного положения в условиях воздействия различных сил (инерции, тяжести, центробежные, центростремительные и т. д.).

4.Добиться сохранения позы в условиях ее нарушения.

5.Развивать способность к балансированию.

6.Развивать способность сохранять устойчивое положение (заданное положение, направление движения) после раздражения вестибулярного анализатора.

7. Развивать способность сохранять устойчивое положение (заданное положение, направление движения) в условиях создания психических трудностей (страх, без зрительного контроля, высокая, неустойчивая, ограниченная опора, изменение угла наклона опоры).

8. Развивать способность сохранять устойчивое положение (заданное положение, направление движения) в условиях изменения расположения центра тяжести по отношению к точке опоры.

9. Развивать способность восстанавливать равновесие в условиях его нарушения.

Комплексные формы координационных способностей проявляется в конкретных двигательных навыках, типичных для той или иной двигательной деятельности. Комплексными они называются потому, что при их проявлении реализуется система отдельных свойств: сенсорных, психодинамических и физических. Если координировать движения приходится в условиях неопределенности, неожиданности, лимита времени, то это явление называют двигательной находчивостью или ловкостью. Ловкость является высшей степенью проявления координационных способностей и во многом зависит ещё и от арсенала двигательных навыков человека.

Формы проявления координационных способностей:

— равновесие

— ориентирование в пространстве и во времени

-реагирование на различные сигналы (зрительные, слуховые, тактильные)

— дифференцирование параметров движений (точность)

— ритмичность движений

— перестроение движений

-произвольное расслабление мышц

— согласование (соединение, комбинирование отдельных движений)

Подробная характеристика изложена в учебнике.

Методические приемы совершенствования:

  1. Необычные исходные положения
  2. Зеркальное выполнение упражнений
  3. Изменение скорости и темпа движений
  4. Изменение пространственных границ
  5. Смена способов выполнения упражнения
  6. Включение дополнительных сопутствующих движений
  7. Новизна упражнений
  8. Необычность условий выполнения
  9. Исключение или ограничение зрительного контроля
  10. Изменение характеристик опоры
  11. Противодействия среды или партнера

Способы контроля:

  • Двигательные тесты (челночный бег), функциональные пробы (проба Ромберга, «Аист», на прямолинейность движения, динамометрия).
  • Контрольные упражнения: специально придуманные для определения точности воспроизведения действий или их последовательности. Критерием является количество ошибок, время наступления первой ошибки, количество верных действий до первой ошибки (броски в цель и на дальность, ОРУ со сложной структурой и сочетанием движений, прыжки на заданную дистанцию, ходьба и бег с заданной скоростью).
  • Ситуативные или соревновательные задания, в которых можно фиксировать время или количество верных или ошибочных действий.
  • Подвижные игры, в которых можно регистрировать количественный результат.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector