Значима эмоциональная привязанность

О социальной ситуации развития младенца

Разнообразны факторы, обуславливающие как психологическое здоровье ребёнка, так и его нарушение. Они начинают «заявлять» о себе уже на первом году жизни малыша, в младенчестве. Как никогда интенсивно развивается психика ребёнка в этот период. Полученных по наследству механизмов, природных данных, явно недостаточно, чтобы ребёнок мог сам удовлетворить свои жизненные потребности, приспособиться к новой среде.

Переход к новому типу функционирования, выживание, адаптация его невозможны без взрослого. И последующие шаги малыша по освоению нового для него мира неразрывно связаны со взрослым.

 

Приспособление младенца к окружающей среде происходит либо опосредованно через другого человека, либо в тесном сотрудничестве с ним. Взрослый для него — «психологический центр всякой ситуации». Именно от складывающихся в данный период взаимоотношений между ребёнком и ухаживающими за ним взрослыми зависит во многом то, предпосылки какой личности начнут складываться у малыша, станет ли семья благотворным фактором для его психологического здоровья или же — фактором его риска.

 

Значима эмоциональная привязанность

Что такое эмоциональная привязанность? Чрезвычайно важное значение для нормального развития малыша, его психологического здоровья имеет возникающая во второй половине первого года жизни на основе общения эмоциональная привязанность ребёнка. Понимается способность ребёнка устанавливать особые, устойчивые и эмоционально значимые отношения к одному или нескольким лицам.

Как правило, это прежде всего родители или лица, их заменяющие, которые более других могут успокоить ребёнка, к которому малыш обращается для игры, защиты, утешения и т.п. Разнообразны виды, способы проявления детской привязанности.

 

Вот некоторые из них: ребёнок ищет близости с ухаживающим за ним человеком, в случаях же разлуки — стремится воссоединиться с ним; малыш испытывает страдание, если он разлучен с ухаживающим за ним человеком; ребёнок радуется, когда они встречаются снова; свое поведение он «строит» с учётом отношения ухаживающего за ним человека, периодически оглядываясь на него для одобрения (или утешения).

Рядом с лицом, к которому младенец испытывает привязанность, он чувствует себя спокойно, комфортно, защищённо.

…Как только малыш научился ползать, он делает первые попытки самостоятельно обследовать новую для него среду, удаляясь периодически от матери, но ненадолго — вскоре он возвращается к ней, чтобы рядом с матерью пережить чувство защищенности.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Вот он подрос, уже сам ходит. Его потребность в новых впечатлениях, любопытство всё чаще и с большей силой дают о себе знать. Новые встречающиеся на пути предметы своим внешним видом, издаваемыми звуками порой пугают малыша. И тогда он вновь свой взгляд бросает на мать и движется к маме. Рядом с любящим, вызывающим доверие человеком не страшно.

Мама… На неё чаще всего направлена привязанность ребёнка. И это естественно, поскольку именно она преимущественно занимается малышом, общается с ним. Вместе с тем, более пристальные жизненные наблюдения и некоторые специальные исследования показывают, что привязанность у младенца существует и к отцу, к бабушке, дедушке, к братьям, сестрам. Особенно в случаях, когда те участвуют в уходе за ребёнком.

Нередко дети имеют по несколько привязанностей. И это несомненное преимущество ребёнка: у такого малыша есть не один, а несколько человек, готовых поддержать, защитить, обезопасить его, к которым он может обратиться в непростые, стрессовые моменты, у него больше оснований, шансов для психологического здоровья.

В последние годы довольно широкое признание получили следующие классификация детских привязанностей.

Считается, что дети, которые устремляются к своему родителю после временного его отсутствия, имеют надежную привязанность. Младенцев, игнорирующих родителя по его возвращении, относят к группе с ненадежной привязанностью по избегающему типу. К третьему типу, амбивалентно-сопротивляющемуся, относятся дети, которые то льнут к родителю, то отталкивают его.

Недавно выделен и четвёртый тип — дезорганизованный. В поведении детей этой группы проявляются элементы привязанности как по избегающему, так и амбивалентному типу, а также реакции, свидетельствующие о переживаемых ими страхе, тревоге, смятении. Такой тип привязанности (особенно неблагоприятный для психологического здоровья) наблюдается у малюток, с которыми жестоко обращаются, у детей депрессивных матерей, которые сами страдают от неразрешенной проблемы утраты одного из собственных объектов привязанности.

Исследования показывают: эмоциональная привязанность ребёнка на ранних этапах жизни оказывает значительное влияние на его развитие не только в эти годы, но и на последующих периодах жизненного пути.

19 стр., 9175 слов

Особенности психологической готовности к школьному обучению детей с разными типами темперамента

... рекомендации педагогам и родителям по подготовке к обучению в школе детей с разными типами темперамента. 2.2 Изучение индивидуально-типологических особенностей (тип темперамента) детей подготовительной группы В ... холерика всегда самостоятельны, но часто необдуманны. Это очень общительные дети, но их привязанности неустойчивы. Самооценка часто завышена, хотя нередкими являются случаи и ...

Так, дети, в младенчестве отнесенные к группе с надежной привязанностью, в последующие периоды жизни проявляют большую непринужденность в общении, отзывчивость, готовность к риску, способность справляться со стрессом в сравнении с группой детей с ненадежной привязанностью.

 

 

Дошкольный период — один из наиболее важных и ответственных в жизни человека. Именно в этот период появляется и, возможно раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя.

При планировании занятий обозначалась единая тема для облегчения усваиваемости и запоминания материала.

 

Анализ занятий показал, что детям раннего возраста доступны эти виды деятельности. Занятии нравятся малышам т.к во-первых на них присутствуют родители, а во вторых — все задания на занятии объеденены одной темой, одним сюжетом. На занятиях у ребенка есть возможность пообщаться с родителями, со сверстниками подействовать с материалами. Наибольший интерес дети и родители проявляли к работе с изобразительными материалами. Родители узнают также о роли взрослого в самостоятельной деятельности ребенка, учатся общению в совместной творческой обстановке. Как итог занятия- мини- выставка и подвижная игра с персонажем Разучивание пальчиковых игр, тесный контакт родителя и ребенка, а также то, что дети потом делились своими впечатлениями с воспитателями — все это способствовало тому, что дети стали лучше говорить.

Занятия способствуют выявлению и сплочению творческих и заинтересованных родителей для дальнейшего обмена опытом семейного воспитания. Здесь могут быть использованы такие формы работы: совместные занятия, мастер-классы для пап с сыновьями, для мам с дочками в средней, старшей, подготовительной группах, выставки творческих достижений.

Таким образом, развивая творческие способности и индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра, способствуя гармоничному развитию личности ребенка.

 

 

Музыка для здоровья будущего ребенка

 

11 стр., 5358 слов

Возрастная психология. Начало жизни человека

... ребенка породило школу перинатального воспитания, т.н. «второго типа». Идеи о целесообразности образовательного процесса в дородовый период жизни человека ... на плод через эмоционально-положительное состояние матери при восприятии природы, музыки, поэзии, других произведений искусства и ... интеллекта. Что же касается возможностей плода воспринимать звуки, запахи и другие сигналы, то это характеризует ...

Рождение и воспитание здорового ребенка — одна из самых волнующих проблем в нашей стране. Настораживающие демографические прогнозы, неутешительные сведения медиков о случаях рождения детей с умственными и физическими недостатками активизируют усилия ученых в разных областях для поиска выхода из сложившейся ситуации.
Лечебно-оздоровительные возможности музыки достаточно глубоко исследованы учеными. Социальные работники и психологи на практике подтверждают терапевтический эффект музыки при физическом оздоровлении (развитие моторных функций, ловкости рук и тонкости слуха), реабилитационной деятельности (развитие чувства ритма, умения пользоваться голосом и дыханием), формировании нравственно-волевой сферы (активности, самостоятельности, выдержки, чувства коллективизма, навыков сотрудничества, стремления к победе).

Наблюдая за собой, мы отмечаем воздействие музыки на дыхание: под медленную музыку оно замедляется, а под энергичную — ускоряется. При этом изменяются сердечно-сосудистый пульс и кровяное давление. Ритмичная музыка наполняет тело энергией, что активно используется в методиках музыкально-ритмических занятий с детьми. Напевные негромкие мелодии с менее подчеркнутой метроритмической структурой расслабляют и успокаивают. Умелое сочетание ритмичной музыки, которая поддерживает мозг в рабочем состоянии, стимулирует выработку энергии, и спокойных мелодий для отдыха и расслабления обеспечивают организму человека лечебно-оздоровительный эффект.
Активное развитие во второй половине XX ст. эмбриологии позволило теоретикам и практикам глубоко исследовать воздействие музыки на эмбрион человека. Еще в 50-е годы прошлого столетия французский ученый Альфред Томатис доказал, что эмбрион человека обладает способностью слышать звуки, находясь в утробе матери. «Плод способен воспринимать весь спектр низкочастотных звуков», — объясняет Томатис. Пространство этих звуков отличается чрезвычайным богатством оттенков: внутренние шумы, движение лимфы, сердечные ритмы, которые носят характер шепота… Эмбрион воспринимает ритмичное дыхание матери как далекий шум прибоя и водных потоков.

 

Такая аудиголосовая связь обеспечивает эмбриону чувство безопасности, гарантирует ему гармоничное и своевременное созревание.
Сегодня эмбриологи соглашаются с тем, что ухо — первый формирующийся орган. Оно начинает функционировать после восемнадцатой недели внутриутробного развития и активно «прислушивается», начиная с двадцать четвертой недели от момента зачатия. В книге «Секрет жизни нерожденного младенца» французский доктор Томас Верни приводит примеры из жизни композиторов и музыкантов, которые удивляли окружающих способностью исполнять на слух музыкальные произведения, которые играли в период беременности их матери. Голос матери, который плод слышит, находясь в материнской утробе, воспринимается им как знак, символ внешнего мира и пространства.
В экстремальных ситуациях, при тяжелых заболеваниях, при сильном стрессе беременной возникает опасность того, что будет нарушена гармония и прервано взаимодействие между матерью и будущим ребенком. Серьезные нарушения развития плода или выкидыш могут считаться следствием этих причин.

7 стр., 3376 слов

Особенности воспитания девочки в семье

Содержание Введение 1. Особенности воспитания девочки в семье 2. Роль матери в воспитании девочки 3. Роль отца в воспитании девочки Заключение Список литературы Введение Воспитание независимых, уверенных в себе девочек критически важно, но и очень сложно для родителей. Низкая самооценка, как это ни грустно, становится проблемой многих девушек. Далекие от реальности картины, навязываемые средствами ...

Современные исследователи подтверждают, что будущие младенцы в утробе матери не только воспринимают музыку, но и различают эмоциональную окраску голоса матери, а также значение ее слов. Поэтому сильные эмоции матери — от злости и решимости до глубокого успокоения, чувства безопасности и смирения — могут вызвать гормональные изменения и нервные импульсы, воздействующие на эмбрион. Особенно трепетно к этому относятся в Японии. Согласно древнему учению отмечается, что голоса, мысли и чувства матери, отца, бабушки, дедушки и других членов семьи воздействуют на развитие эмбриона. При этом рекомендуется избегать всяких негармоничных душевных или физических проявлений. Неправильная диета, громкие звуки, негармоничные мысли и неестественное поведение или образ жизни могут оказать колоссальное влияние на будущую умственную, физическую и духовную жизнь человека.
До рождения младенец слышит звуки, будучи погружен в жидкую среду, и практически выделяет лишь низкочастотные звуки. Так голос матери ему слышится как мягкий зов, эхо и шуршание, похожее на звуки степных просторов. Благодаря современной аппаратуре сегодня можно зрительно наблюдать за тем, как зародыш реагирует на голоса и звуки музыки. В какой-то степени эти реакции схожи с эмоциональным реагированием человека на музыку в последующие периоды жизни после рождения. Как ни удивительно, но плод в утробе матери предпочитает музыку Моцарта и Вивальди другим композиторам на всех этапах развития беременности. Его сердцебиение нарушается всякий раз, когда звучит другая музыка, особенно рок, которые приводят его «в смятение», и он начинает активно протестовать. Эти реакции будущие матери чувствуют как толчки, шевеление.
В результате многолетних исследований учеными Научно-исследовательского института традиционной народной медицины и музыкальной терапии Санкт-Петербурга разработана и проверена на практике методика создания лечебных музыкальных композиций. Выпущенный ими музыкальный альбом «Музыка для детей» получил широкое признание как среди специалистов, так и родителей.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих ...

 

Проведение занятия с детьми «Мальчики и девочки».

 

Достаточно сложная проблема — половое воспитание детей. Сейчас отношение к проблеме изменилось и в педагогике, и в медицине, и в психологии. Поговорим о том, какие качества необходимо воспитывать в наших мальчиках и девочках.
Половое воспитание ребёнка заключается в следующем:

· овладение культурой взаимоотношений полов;

· формирование адекватной полу модели поведения;

· правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.

Буквально все начинается в семье. Следовательно, именно родители должны учить детей культуре взаимоотношений, формировать адекватную модель поведения, рассказывать о роли мужчины и женщины. Но не все владеют информацией по данной теме в достаточном объёме, и не все считают, что половое просвещение необходимо.
В рамках полового воспитания происходит половая идентификация ребёнка — он отождествляет себя с родителем своего пола и имитирует его поведение. Как происходит этот процесс? Сначала под руководством взрослых, в соответствии с общепринятыми традициями, через подражание взрослым ребёнок учится быть мальчиком или девочкой, начинает находить различия в одежде. Затем постепенно типичное поведение мужчин и женщин запечатлевается в сознании ребёнка, и он подражает взрослому, копируя даже вредные социальные привычки. Одновременно происходит дифференциация в предпочтениях игр, игрушек — так дети пробуют себя в роли мужчин или женщин. Девочки знают и умеют больше в сфере быта, а мальчики — в сфере техники.
Развитие самосознания приводит к осознанию себя как мальчика или девочки. В 3—4 года ребёнок уже знает, кто он, но не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».
Как уже отмечалось, ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит прежде всего в семье. Ребёнок подражает преимущественно тем, кто является представителем его пола. В малой полной семье мальчики ориентируются на отцов и подражают им, девочки — на матерей. В многодетной семье половая идентификация происходит по старшим братьям и сёстрам. В неполной семье процесс идентификации происходит сложнее. Если в семье отсутствует папа, то мальчик развивается скорее как девочка: у него формируются покорность, изнеженность, беспечность. Поэтому одинокой маме необходимо предоставлять сыну возможность общаться со взрослыми мужчинами, дедушкой, друзьями.
Половая идентичность, т.е. принятие стиля того или иного взрослого, формируется у детей к 5—6 годам как единство переживаний и ролевого поведения.
А теперь давайте выясним, с каким полом идентифицируют себя дети. Все знают, кто они — мальчики или девочки, но не все могут объяснить, откуда знают это. Некоторые объясняют так.
Яна. Узнала, что она девочка из-за того, что носит серёжки.
Ксения. Об этом мне сказали мама и папа.
Карина. Я девочка, потому что у меня такое лицо красивое.
Настя. Я смотрела в зеркало, у меня длинные волосы. Значит, Алёна, Вика и я — девочки.
Паша. Узнал по имени.
Женя, Дима. Мы — мальчики, потому что у нас нет косичек, юбок и серёжек.
Рома. Я мальчик, потому что меня мальчиком называли родители и Ромой тоже называли.
Педагог социальный. Отвечая на вопрос «Чем отличается мальчик от девочки?», практически все дети говорят, что мальчики и девочки отличаются одеждой, обувью, волосами, руками и ногами, головой. Некоторые говорят так.
Даша. Девочки ходят красивее, а в остальном все одинаковые.
Даник. Мальчик чуть-чуть постарше, он взрослый, а девочка поменьше.
Мы приготовили для вас материал на тему «Качества, которые важно воспитывать в мальчиках и девочках». В конвертах находятся карточки, на которых перечислены качества личности (доброта, мужество, женственность, смелость, агрессивность, бережливость, хозяйственность и т.д.).

21 стр., 10010 слов

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

... развития детей с интеллектуальными нарушениями. Нарушения речи у детей с ЗПР являются очень распространенными и имеют довольно стойкий характер. Эти речевые расстройства оказываю отрицательное влияние на психическое развитие ребенка ...

Отберите те, которые вы хотели бы видеть у своего сына или дочери (положите их слева), а те качества, которые вас совсем не устраивают и вы приложите все усилия, чтобы изжить их в своём ребёнке, — положите справа.
Теперь сравним ваши ожидания с тем, что, как утверждают психологи, является признаком пола. Принципиальных различий нет. Конечно, все мы хотим, чтобы дочь выросла мягкой, доброй, заботливой, красивой, изящной, а сын был сильным, мужественным, предприимчивым. И, конечно, никто не выбрал в качестве желательных качеств для своего ребёнка агрессивность, истеричность.
Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребёнок в семье, к кому из её членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. «Расположите» на пальчиках себя и членов своей семьи. Сравните рисунок своего ребёнка с собственным.

 

 

Психопатоподобные состояния.

 

Психопатоподобные состояния (то есть напоминающие психопатию по своим

проявлениям) возможны и при некоторых других заболеваниях, например при

психических нарушениях в результате перенесенной черепно-мозговой травмы,

инфекционных заболеваниях центральной нервной системы, алкоголизме,

наркоманиях и токсикоманиях, некоторых эндокринных нарушениях и др.

Основным их отличием от психопатий является то, что психические нарушения

при психопатии возникают уже с детского или подросткового возраста, а при

психопатоподобных состояниях поведение и развитие личности до

возникновения основного заболевания было нормальным, а Психопатоподобные

нарушения вторичны и появляются уже спустя какой-то промежуток времени

после развития основного заболевания.

В отличие от душевных заболеваний, психопатиям не свойственно

прогрессирующее развитие и возникновение дефекта личности.

От неврозов психопатии отличает то, что патологические черты

характера определяют весь психический облик человека и наблюдаются на

протяжении всей его жизни.

При не резко выраженных отклонениях характера, не достигающих уровня

патологии и в обычных условиях, не приводящих к нарушению адаптации,

говорят об акцентуации характера. Это не болезнь, а один из вариантов

нормы и подразумевает индивидуальные особенности характера человека. Но

при психотравмирующей ситуации декомпенсация может произойти и у

акцентуированной личности.

Причин возникновения психопатий множество.

Имеют не маловажное значение конституциональные, наследственные

факторы – у родителей, страдающих психопатией, чаще всего рождаются дети с

аналогичной патологией. Такие психопатии называются конституциональными,

генуидными или «ядерными». Это самый неблагоприятный вариант психопатий,

которые невозможно корректировать даже при правильном воспитании ребенка.

Алкоголизм или наркомания у родителей – тоже одна из частых причин

психопатии у детей.

Играют роль и вредности в период внутриутробного развития, особенно

если во время беременности женщина употребляла спиртные напитки, курила,

принимала лекарства, которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие

плода, или у нее были отравления какими-либо веществами, а также

психические травмы или инфекционные заболевания (особенно вирусные).

Недостатки питания беременной женщины, тяжелые токсикозы, угроза

прерывания беременности и отслойка плаценты и многие другие факторы

отрицательно влияют на плод.

Различные родовые травмы, асфиксия в родах, наложение акушерских

щипцов или вакуум — экстрактора, трудные длительные роды с угрозой для

жизни ребенка – все это играет роль в возникновении психопатий.

Неблагоприятными факторами также являются заболевания центральной

нервной системы или длительные истощающие болезни, перенесенные ребенком в

первые 2-3 года жизни, а также черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции

(менингит, менингоэнцефалит, вирусные заболевания), тяжелые отравления,

перенесенные в первые 4 года жизни ребенка.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ(ПОГРАНИЧНАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ).

Эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения, основой которых является задержка темпа психического развития. Они занимают промежуточное место между нормально развитым интеллектом и олигофренией. Задержка темпа психического развития может быть временным явлением. Существуют и врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности, таких детей и взрослых еще называют конституционально-глупыми. Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления, наследственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздействие окружающей среды. Задержки развития могут быть обусловлены психогенными ситуациями, когда ребенок разлучен с родителями, недостаточностью полноценных эмоциональных контактов (например, у детей, выросших в Домах грудника и Домах ребенка, детских домах, у сирот, которым никто не уделяет должного внимания), а также дефектами органов чувств (слепота, глухота, глухонемота), — в таких ситуациях ребенок не получает разносторонней информации для полноценного интеллектуального развития. Развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды. Если он не получает в это время необходимой информации, то его развитие замедляется. Для нормального развития ребенка имеют большое значение и условия воспитания. Дети, выросшие в малокультурных семьях, где родители не занимаются их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном отношении от своих сверстников. Играет роль и педагогическая запущенность. Проявления задержки развития разнообразны. Помимо интеллектуальной недостаточности и незрелости психики, наблюдаются нарушения поведения и невротические симптомы. При пограничной интеллектуальной недостаточности можно выделить следующие варианты задержек психического развития:1. Психический инфантилизм.2. Врожденная субдебильность, «конституционально-глупые личности», «салонное слабоумие».3. Задержки развития, обусловленные органическим повреждением мозга на ранних этапах его развития.4. Психогенно обусловленные задержки развития, вызванные дефицитом информации в раннем детском возрасте.5. Интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств. Психический инфантелизм. Инфантилизм–состояние, которое характеризуется задержкой психического и физического развития, при котором у взрослого человека сохраняются черты характера, присущие детскому и подростковому возрасту. Французский ученый Е. Лесег, впервые предложивший термин «инфантилизм», подчеркивал, что определяющие его расстройства относятся ко всей конституции человека, и выделил три признака этого расстройства – тщедушность, грацильность (щуплость) и миниатюрность тела с чертами детской наивности и беспомощности у взрослых людей, остающихся «детьми на всю жизнь». Известный отечественный психиатр Г. К. Ушаков дал следующую характеристику психофизического инфантилизма: детскость, ограниченность, узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках. Причинами инфантилизма м. б. заболевания эндокринной системы, поражение головного мозга вследствие заболеваний внутренних органов. Психический инфантилизм наблюдается и при многих видах психопатий. Выделяют и психогенно обусловленные формы инфантилизма из-за изнеживающего, неправильного воспитания, когда родители чрезмерно опекают ребенка, заботливо защищая от всех невзгод, не позволяя ему самому вырабатывать способы самозащиты, нормальные для его возраста. Это проявляется в эгоцентризме, капризности, не выносливости к любым неблагоприятным воздействиям, беспомощности и беззащитности. Такие дети и подростки постоянно стремятся к сочувствию и признанию, но при этом проявляют самовлюбленность, неоправданные амбиции и претензии. Хотя для их возраста у них нормальный интеллект, такие подростки плохо приспособлены к реальной жизни. Психический инфантилизм чаще всего связывают с детским и юношеским возрастом, но это понятие применимо и к взрослым. Психика таких людей легко ранима, отсутствуют самостоятельность, они часто ощущают беспомощность, если нет поддержки других людей, творческая, целенаправленная деятельность отсутствует. Инфантилизм проявляется и в мимике, и в движениях. Выражение лица инфантильного человека по-детски наивное, доверчивое, приветливое, движения быстрые, излишнее, порывистые. Может наблюдаться и медлительность, неуклюжесть в движениях. В личностном плане часто наблюдаются черты незрелости, нерешительность, робость, неуверенность и тревожность. РАССТРОЙСТВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ. Расстройства психологического развития имеют общие черты: начало обязательно в младенческом или детском возрасте, нарушение или задержка развития функций, связанных с созреванием центральной нервной системы. В большинстве случаев страдает речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Эти нарушения могут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, но некоторая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.Расстройства развития речи. Сюда относятся расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Расстройства развития речи часто сопровождается смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие нарушения. Выделяются 3 категории расстройств:1. Неспособность обучиться речи.2. Вторичная, приобретенная в результате травмы или неврологического заболевания неспособность обучиться речи.3. Задержка в овладении речью (задержка развития речи).

Наиболее частый вид расстройств языковой сферы – расстройство развития речи. Оно подразделяется на расстройство экспрессивной речи и расстройство рецептивной речи. Расстройство экспрессивной речи. Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на значительно более низком уровне, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание речи других людей не выходит за пределы нормы. При этом возможны расстройства артикуляции, но они наблюдаются не всегда. Расстройство экспрессивной речи – расстройство речевого выражения – начинает проявляться примерно в возрасте полутора лет, когда ребенок не произносит отдельные слова и даже звуки. Он не говорит даже таких простых слов, как «мама», «папа», «дай», «хочу», а для выражения своих желаний использует жесты, показывая пальцем на желаемый предмет. Фразовая речь появляется с большим запаздыванием, и тогда дефицит словарного запаса становится еще более явным. Чаще всего у таких детей нарушена артикуляция, они плохо произносят такие буквы, как «т», «р», «с», «з», «в» и другие. Трудные для ребенка звуки либо пропускаются, либо заменяются другими. Расстройство речевого выражения может сопровождаться: колебаниями настроения, гиперактивностью, неустойчивостью внимания, непослушанием и нарушениями поведения сосанием пальца, ночным недержанием мочи. Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, и у мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Из-за затруднений речевого выражения, общения и плохой успеваемости у таких детей может развиться комплекс неполноценности и депрессия. Некоторые из них стремятся избегать общения со сверстниками из опасения насмешек. Легкие расстройства речевого выражения в 50% случаев проходят самостоятельно, и лишь в тяжелых или не леченых случаях эти затруднения остаются и у взрослых. Расстройство рецептивной речи. Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем следовало бы ожидать в его возрасте. При этом страдают все стороны использования языка и имеются нарушения артикуляции. Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, и у мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Расстройство рецептивной речи средней степени обычно обнаруживается в возрасте 4 лет. Легкие формы расстройства могут выявляться до 7-9 лет, когда язык ребенка должен усложняться, а при тяжелых формах расстройство обнаруживается уже к 2 годам. Дети с расстройством рецептивной речи с трудом и с большой задержкой понимают чужую речь, но остальная интеллектуальная деятельность, не связанная с речью, у них в пределах возрастных норм. В тех случаях, когда затруднение способности понимать чужую речь сочетается с неспособностью или затруднением собственного выражения, говорят о расстройстве рецептивно – экспрессивной речи. У детей с расстройством рецептивной речи наблюдаются следующие нарушения: они не могут перерабатывать зрительные символы в словесные (например, описать, что нарисовано на картинке), не могут распознавать основные свойства предметов (например, отличить легковую машину от грузовой, домашних животных от диких) и так далее.