Занятие 5-6 «Процессы непосредственного познания.

Программа практических занятий по дисциплине

«Психология самопознания и саморазвития»

Раздел 1. Введение в курс

«Психология самопознания и саморазвития» (8 часов)

Занятие 1 «Тренинг знакомства»

Упражнения:

  1. «Приветствие»
  2. «Знакомство»
  3. «Найти общее»
  4. «Собственный девиз»

 

Занятие 2-3 «Общая характеристика психологии как науки»

Задания (до занятий):

  1. Дать как можно больше ответов на вопрос: «Что я хочу изменить в себе?» (письменно).
  2. Выделить в списке пункты, касающиеся самосовершенствования, и пункты, касающиеся самопринятия.
  3. Найти информацию об отличительных особенностях основных направлений психологии (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология).
  4. Начать заполнение программы саморазвития в форме таблицы (таблица заполняется в течение семестра, сдается по мере заполнения).

Задания (на занятиях):

  1. Самообследование с помощью методики диагностики механизмов психологической защиты Плутчика, Келлермана, Конте (Приложение 2), обработка, заполнение графы «Защитные механизмы» программы саморазвития.
  2. Самообследование с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда, обработка, заполнение графы «Социально-психологическая адаптация» программы саморазвития (Приложение 3).
  3. Составление списка незавершенных гештальтов, заполнение графы «Незавершенные гештальты» программы саморазвития.
  4. (дополнительное) Выделение списка своих субличностей, заполнение графы «Субличности» программы саморазвития.

Материалы (Приложение 1-6):

Приложение 1. Программа саморазвития.

Приложение 2. Методика диагностики механизмов психологической защиты (Плутчика, Келлермана, Конте).

Приложение 3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда.

Приложение 4. Протокол наблюдения за совместным рисунком.

Приложение 5. Статья «Незавершенный гештальт, который тянет назад»

Приложение 6. Упражнения по работе с субличностями (из книги Малкина-Пых, И.Г. Техники транзактного анализа и психосинтеза : справ. практ. психолога. — Москва : Эксмо, 2004.)

7 стр., 3497 слов

Рабочая программа дисциплины Психология управления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО ДВГГУ) Кафедра психологии УТВЕРЖДАЮ _______________________ "_____"__________________200__ г. Направление подготовки Менеджмент Профиль подготовки Менеджмент Квалификация ( ...

Занятие 4 «Деятельность и ее роль в самопознании и саморазвитии»

Задания (до занятий):

1. Подготовка теоретического материала по вопросам:

— Определение деятельности.

— Структура деятельности.

— Виды деятельности.

2. Продумать девиз, побуждающий к саморазвитию. (При затруднениях можно продумать жизненный девиз или принести в электронном виде любой фрагмент авторского (своего) текста (например, план саморазвития, стихотворение, дневниковые записи и т.д.) в формате txt).

Задания (на занятиях):

  1. Обсуждение теоретических вопросов
  2. «Свой герб и девиз»

Раздел 2. «Самопознание и саморазвитие

процессов отражения действительности» (14 часов)

Занятие 5-6 «Процессы непосредственного познания.

Ощущение и восприятие»

Задания (до занятий):

1. Найти определения познавательных процессов (ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение).

2. Подготовить стимульный материал для изучения восприятия (Приложение 8).

3. (дополнительное)Пройти тестна устойчивость к оптическим иллюзиям (на английском) http://www.bbc.co.uk/science/humanbody/body/interactives/senseschallenge/senses.swf, заполнить графу «Устойчивость к иллюзиям» программы саморазвития.

Задания (на занятиях):

1. Изучение особенностей восприятия формы при пассивном и активном осязании.

2. Исследование иллюзии Мюллера-Лайера, заполнение графы «Устойчивость к иллюзиям» программы саморазвития.

3. Исследование индивидульных особенностей восприятия (полезависимости-поленезависимости) с помощью теста «Включенные фигуры» Готтшальдта, заполнение графы «Полезависимость» программы саморазвития.

4. Заполнение таблицы

Выполненное задание Вид восприятия Свойство восприятия
Изучение особенностей восприятия формы при пассивном и активном осязании    
Изучение восприятия времени    
Исследование иллюзии Мюллера-Лайера    
Исследование индивидульных особенностей восприятия    

Материалы (Приложение 8-9):

Приложение 8. Стимульный материал для изучения восприятия. Комментарии к изготовлению оборудования.

Приложение 9. Описание способов выполнения исследований:

— Изучение особенностей восприятия формы при пассивном и активном осязании.

— Исследование иллюзии Мюллера-Лайера.

— Исследование индивидульных особенностей восприятия (полезависимости-поленезависимости).

 

Занятие 7-8 «Процессы отражения, не имеющие собственного продукта:

память и внимание»

Задания (до занятий):

  1. Выписать разные классификации видов и процессов памяти.
  2. Выписать свойства внимания (с определениями).

Задания (на занятиях):

  1. Изучение эффективности разных видов памяти (по модальности), заполнение графы «Память» программы саморазвития.
  2. Изучение эффективности непосредственной и опосредованной памяти, мнемотехнических приемов, заполнение графы «Память» программы саморазвития.
  3. Изучение искажения информации при воспроизведении.
  4. (дополнительное) Изучение сохранения материала в памяти, заполнение графы «Память» программы саморазвития.
  5. Исследование распределения внимания с помощью методики «Поиск чисел», заполнение графы «Внимание» программы саморазвития.
  6. Определение устойчивости и переключения внимания по корректурной пробе с таблицей А. Г. Иванова-Смоленского, заполнение графы «Внимание» программы саморазвития.
  7. Определение избирательности внимания по методике Мюнстерберга, заполнение графы «Внимание» программы саморазвития.

Материалы (Приложение 10-13):

Приложение 10. Описание способов выполнения исследований памяти:

— Изучение эффективности разных видов памяти (по модальности)

— Изучение эффективности непосредственной и опосредованной памяти

— Изучение искажения информации при воспроизведении

— Изучение сохранения материала в памяти

Приложение 11. Мнемотехнические приемы.

Приложение 12. Описание способов выполнения исследований внимания:

— Методика «Поиск чисел»

— Корректурная проба с таблицей А. Г. Иванова-Смоленского

— Методика Мюнстерберга

Приложение 13. Способы развития внимания: шесть полезных упражнений

Занятия 9-11 «Процессы опосредованного познания»

Задания (до занятий):

  1. Выписать разные классификации видов мышления и воображения, найти, что относят к мыслительным действиям и операциям.
  2. Использование воображения для саморегуляции и решения жизненных проблем. Знакомство с техникой визуализации.
  3. Знакомство с техниками креативного решения задач.
  4. (к занятию 11) Повторить теоретическую информацию обо всех познавательных процессах.

Задания (на занятиях):

1. Пройти тест«Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой), заполнить графу «Мышление» программы саморазвития (Приложение 14).

2. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, назовите его несуществующее названием. Рисунок выполняется простым карандашом на стандартном листе белой бумаги (А4).

3. Пройти тест креативности Э. Торренса (Приложение 15), заполнить графу «Креативность» программы саморазвития.

4. Изучение мыслительных действий с помощью методик «Сравнение понятий» и «Классификация понятий», заполнение графы «Мышление» программы саморазвития.

5. Знакомство с техниками решения жизненных проблем.

6. Анализ механизмов воображения, проявившихся при рисовании несуществующего животного, заполнение графы «Воображение» программы саморазвития.

7. Промежуточный срез знаний по разделу.

Материалы (Приложение 14-19):

Приложение 14. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой)

Приложение 15. Методики диагностики воображения (Тест креативности Э. Торренса)

— Невербальные субтесты

— Вербальный субтест

Приложение 16. Описание способов выполнения заданий по исследованию мышления

— Изучение стратегии решения задач

— Методика «Сравнение понятий»

— Методика «Классификация понятий»

— Методика «Активность вербального и наглядно-образного мышления»

Приложение 17. Таксономия и кубик Б. Блума

Приложение 18. Использование техники визуализации для работы с целями

Приложение 19. Техники креативного решения задач:

— Методика работы со сновидениями

— Метод Леонардо да Винчи

— Метод вопросов «СКАМПЕР»

 

Раздел 3. «Самопознание и саморазвитие личности» (14 часов)