Задание 1. Во время самостоятельной подготовки к сессии студент заочного отделения должен:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Общая психология

КРАСНОЯРСК 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Общая психологии» относится к общепрофессиональному блоку дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и преподается на 1 году обучения во 2 семестре. Включает в себя общие основы психологических знаний. Теоритический раздел курса дает представление о проблеме человека в психологии, рассматривает сущность характеристики психических процессов.

Программа практической подготовки направлена на закрепление, усвоенного на лекциях материала, апробирование методик, упражнений и задач по данному курсу.

В целом овладение программным материалом по курсу ориентирует студентов на более глубокое понимание и усвоение психологических знаний, проведение самостоятельных экспериментальных исследований, позволяющие им стать в дальнейшем психологически компетентными педагогами.

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Общая психология» для студентов очной формы обучения факультета физической культуры и спорта и состоит из следующих элементов:

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля, спецкурса):

Психология является структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования. Любые знания создает, сохраняет, воспроизводит, принимает только реальный живой человек, его конкретная психика. Поэтому чем больше мы будем знать о человеческой психике, чем грамотнее и гуманнее учитывать в образовательном процессе ее феноменологию, закономерности и механизмы, тем эффективнее и человечнее будет целенаправленный учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. Образование как образование человека без психологии немыслимо.

2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

2 стр., 715 слов

Методические рекомендации срс по дисциплине «Гендерная психология»

Методические рекомендации СРС По дисциплине «Гендерная психология» Обучения курса «Гендерная психология» предназначена для студентов 3 курса по специальности «Психология». Нацелено на ознакомление студентов с ... сдачи задания – 2 неделя. Тема 2. История развития гендерной психологии. Основоположники гендерной психологии. Вопрос гендера в античности. Рекомендации: Ознакомьтесь с историей развития ...

Психология (Общая психология) — базовый курс при изучении психологических дисциплин, на нём основываются следующие курсы (модули): возрастная и педагогическая психология, социальная психология, а также педагогические дисциплины:

— ОПД.Ф.02 Педагогика;

— ОПД.Ф.04 Основы специальной педагогики и психологии.

В свою очередь психология основывается на следующих дисциплинах:

— ГСЭ.Ф.09 Философия;

— ОПД.Ф.05 Возрастная анатомия и физиология.

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

• Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа

• Теоретический блок: учебники, учебные пособия, конспекты лекций, электронные конспекты лекций базовой версии.

• Практический блок: практикумы, учебные справочники, наглядно-иллюстративные материалы; планы и структура семинарских занятий.

• Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к зачету, перечень вопросов к экзамену, экзаменационные билеты с примером для базовой версии УМКД, полный комплект тестов текущей аттестации с образцом для базовой версии УМКД, полный комплект тестов промежуточной аттестации с образцом для базовой версии УМКД, банк тестовых заданий для самоконтроля, методики решения и ответы к тестовым заданиям.

• Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

п/п

Тематический план

Лекции

Практические занятия,

семинары

1.

Общая характеристика психологии как науки.

2

2

2.

Сознание и деятельность.

2

2

4.

Личность.

2

2

5.

Темперамент. Характер. Способности.

2

2

6.

Психические процессы

2

4

10.

Эмоции и чувства.

2

Всего:

10

14

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Кол-во

экземпляров

Место нахождения

Основная литература

1.Общая психология

М. И. Еникеев

Учебник

М.: ПРИОР, 2000 .— 400 с.

3

Библиотека КГПУ

2.Общая, социальная и юридическая психология

М. И. Еникеев

Учебник

СПб.: Питер, 2003 .— 748 с.

2

Библиотека КГПУ

3.Общая психология

А. В. Карпова

Учебник

М.: Гардарики, 2002 .— 231 с.

12

Библиотека КГПУ

4.Общая психология

Г. С. Абрамова

Учебное пособие

М.: Академический Проект, 2002 .— 495 с.

14

Библиотека КГПУ

5.Общая психология

Е. И. Рогов

Учебное пособие

М.: ВЛАДОС, 2000 .— 448 с.

9

Библиотека КГПУ

6.Общая психология

Л. А. Першина

Учебное пособие

М.: Академический Проект, 2004 .— 447 с.

1

Библиотека КГПУ

7.Общая психология

Р. С. Немов

Учебник

СПб.: Питер, 2005 .— 304 с.

18

Библиотека КГПУ

Дополнительная литература

1.Общая психология

Е. И. Рогов

Учебное пособие

М.: ВЛАДОС, 1995 .— 447 с.

48

Библиотека КГПУ

2.Общая психология

А. В. Петровский

Учебное пособие

М.: Просвещение, 1976 .— 479 с

36

Библиотека КГПУ

3.Общая психология:

Ф. Р. Филатов

Учебное пособие

Ростов н/Д: Феникс, 2003 .— 446 с.

1

Библиотека КГПУ

4.Общая психология

под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова

Учебное пособие

М.: Просвещение, 1981 .— 383 с

25

Библиотека БГПУ

5.Общая психология

Н. М. Трофимова, Е. В. Поленякина, Н. Б. Трофимова

Учебное пособие

СПб.: Питер, 2005 .— 320 с.

5

Библиотека КГПУ

6.Общая психология в схемах и комментариях

В. Г. Крысько

Учебное пособие

СПб.: Питер, 2006 .— 253 с.

3

Библиотека КГПУ

7. Архетипическая теория развития лтчности К.Г. Юнга (особенности развития личности в 1-ой половине жизни)

Л.И. Анциферова

Статья

Ж.: Психологический журнал, № 2. — 2000. С.16−26

1

Библиотека КГПУ

8. Концепция личности в трудах Л.И. Божович

В.Э.

Чудновский

Статья

Ж.: Психологический журнал, № 3. — 2000. С.117−123

1

Библиотека КГПУ

9. О роли и видах образов в познавательных процессах

М.С. Шехтер

А.Я. Потапова

Статья

Ж.: Психологический журнал, № 3. — 2003. С.57−67

1

Библиотека КГПУ

10. Вклад А.В. Брушлинского в понимании психологической природы мышления

В.В. Силеванов

Статья

Ж.: Психологический журнал, № 2. — 2003. С.107−113

1

Библиотека КГПУ

11. Генетическое исследование темперамента

Э.В. Бабынин

Статья

Ж.: Психологический журнал, № 5. — 2004. С.81−88

1

Библиотека КГПУ

12. Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержание их жизненных процессов

Г. В. Ложкин

А.Ю. Рождественский

Статья

Ж.: Психологический журнал, № 2. — 2004. С.27−33

1

Библиотека КГПУ

13. Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте

С.Б. Малых

Е.Д. Гиндин

В.В. Надысева

Статья

Ж.: Психологический журнал, № 6. — 2004. С.29−39

1

Библиотека КГПУ

14. 5-факторная структура личности у детей и подростков

Г. Г. Князев

Е.Р. Слободская

Статья

Ж.: Психологический журнал, № 6. — 2005. С.59−68

1

Библиотека КГПУ

15. О некоторых законах восприятия, различения и познания простых и сложных объектов

Б.Б. Косов

Статья

Ж.: Вопросы психологии, № 1. — 2003.

1

Библиотека КГПУ

16. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте

А.Э. Тамбиев

С.Д. Медведев

О.В. Литвиненко

Статья

Ж.: Вопросы психологии, № 3. — 2003.

1

Библиотека КГПУ

Задачи учебного курса:

  1. Ознакомить студентов с основами психологических знаний.
  2. Системно представить студентам сущностные характеристики психических процессов, психических состояний и свойств личности.
  3. Помочь познать себя и побудить к самовоспитанию и саморазвитию.
  4. Освоить методические основы общей психологии.
  5. Научить ориентироваться во всём многообразии специальной литературы о психологии и точек зрения, определяющих отношение к ней.

В результате изучения дисциплины «Общая психология» студенты должны знать: основные категории и понятия научной психологии; основные направления, подходы, теории в психологии и современные тенденции развития психологических концепций и; иметь представление об индивидуальных особенностях человека, эмоционально-волевой регуляции его поведения, мотивационной сфере, самосознании, познавательных процессах и личностном росте в целом. Уметь:оперировать основными категориями психологических знаний; анализировать различные направления психологических теорий; применять теоритические знания в прикладных психологических исследованиях; давать психологическую характеристику личности; интерпретацию собственного психического состояния; использовать результаты психологического анализа личности в интересах

повышения эффективности работы.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ Форма проведения тестирование.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Форма проведения зачет или экзамен.

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки.

План лекции:

1. Этапы развития психологии как науки и современные теоретические направления. Развитие представлений о психике в рамках философии. Формирование экспериментальной психологии. Понятие объекта и предмета науки. Человек как предмет познания. Душа как предмет исследования. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении. Современные представления о предмете психологии. Будущее психологии.

2. Психика как предмет исследований в отечественной психологии. Психика как отражение и порождение субъективной реальности. Понятие отражения. Формы отражения. Биологическое и психическое отражение. Понятие психики. Закон избирательности психического отражения. Описательные характеристики психических явлений.

3. Принципы и методы современной психологии.

4. Место психологии в системе наук. Междисциплинарные связи в изучении человека и классификация наук (Ж. Пиаже, Ф.В. Константинов, Б.М. Кедров).

Психология как наука. Категории, базовые для психологической науки. Научные и ненаучные психологические знания. Место психологии в системе современного научного знания и её связи с совокупностью научных дисциплин (Б.М. Кедров, Б.Ф. Ломов, др.).

Этапы развития психологии и дискуссии о её предмете. Современные представления о предмете психологии (взгляды А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, др.).

Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин — человек, его психические процессы, свойства и состояния. Уникальность феномена человека. Многообразие подходов к исследованию человека (Б.Г. Ананьев, др.).

Человек как индивид, субъект труда, познания, общения, личность, индивидуальность. Психологическая наука и общественная практика. Структура современной психологии. Психологические проблемы в системе научно-практических комплексов: медицинских, педагогических, технических. Дифференциация и интеграция отраслей психологии. Системный подход в психологии (Б.Ф. Ломов, П.Я. Анохин, В.Д. Шадриков, др.).

Психика человека как предмет системного исследования. Принципы психологии. Многообразие проблем и задач современной психологии. Основная задача психологической науки — изучение природы психического, ее механизмов и управляющих ею закономерностей (Б.Ф. Ломов).

Методология, методы и методики. Проблема метода в психологии. Классификация методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн др.).

Общая характеристика методов исследования в психологии: наблюдение и его виды, эксперимент и его виды, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты и др. Значение общепсихологических знаний для педагогической науки и практики.

Тема 2. Сознание и деятельность.

План лекции:

1. Проблема зарождения и развития психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о переходе к чувствительности. Роль психики в эволюции живых существ.

2. Общая характеристика сознания.

3. Принцип единства сознания и деятельности. Теория интериоризации.

4. Сознание и бессознательное. Филогенез сознания.

5. Сознание и самосознание.

6. Понятие деятельности. Активность и деятельность. Деятельность и поведение. Структура деятельности. Виды деятельности. Ведущая деятельность. Мотивация деятельности.

Проблема и природа психического. Сущность и функции психики. Психика как субъективное отражение объективной действительности. Уровни и формы психического отражения. Признаки, свойства, своеобразие и формы существования психического (С.Л. Рубинштейн, др.).

Возникновение психики как результат эволюции материи. Эволюция и уровни поведения: таксисы (тропизмы), рефлексы, инстинкты, научение, интеллектуальное поведение. Стадии развития психики в филогенезе: сенсорная психика (раздражимость, чувствительность), перцептивная психика, интеллект (А.Н. Леонтьев).

Нервная система, мозг и психика. Рефлекторный характер психического (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, др.).

Участие психики в управлении движениями (Н.А. Бернштейн).

Соотношение психических и физиологических (нервных) процессов. Поведение — единая психофизиологическая реальность. Теория функциональных систем П.К. Анохина и ее значение для решения психофизиологической проблемы. Проблема мозговой локализации высших психических функций (А.Р. Лурия, др.).

Становление духовных основ человечности (В.Д. Шадриков).

Природа и движущие силы перехода от инстинктов к духовности как специфически человеческого способа психической жизни. Врожденное и приобретенное в человеке. Психика и сознание. Сущность, структура, условия возникновения сознания. Сознание, язык, значение и смысл. Сознание и самосознание. Сознание и активация. Осознаваемые и неосознаваемые явления в психике. Сознание и бессознательное. Измененные состояния сознания. Деятельностная детерминация психики и сознания. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и ее вклад в разработку проблемы развития психики в онтогенезе.

Категория деятельности в науке, ее содержание и значение для психологии и педагогики. Принципиальные расхождения и трудности в трактовке понятия человеческой (структура) деятельности. Деятельностный подход в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, др.).

Общепсихологические представления о деятельности. Единство деятельности, сознания и личности. Активность и деятельность. Предметный характер деятельности. Внутренняя и внешняя деятельность. Экстериоризация и интериоризация. Общее строение деятельности. Деятельность — действие — операция — поступок; деятельность — мотив — цель — условия. Действия и движения. Умения, навыки и привычки. Ведущая деятельность. Современные теоретические подходы к проблеме психологического анализа деятельности. Развитие методологии системного подхода к исследованию деятельности (Б.Ф. Ломов, др.).

Теория системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова и ее вклад в разработку общепсихологической теории деятельности. Идеальная теоретическая модель системного анализа деятельности. Функциональная психологическая система деятельности и принципы ее построения. Основные компоненты психологической системы деятельности, их общая характеристика. Формирование психологической системы деятельности. Субъектно-деятельностное направление в разработке проблемы деятельности (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, др.).

Основные виды деятельности. Учение как деятельность (С.Л. Рубинштейн, Д.Б., В.В. Давыдов, др.) Игра как особый вид деятельности (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Труд — исторически первичный вид человеческой деятельности и психологические аспекты его изучения (Е.А. Климов, др.).

Человек как субъект труда. Психологическое и воспитательное значение труда. Содержание и структура трудовой профессиональной деятельности.

Тема 3. Личность

План лекции:

1. Проблема личности. Системный и историко-эволюционный подход к личности.

2. Природа человека и его сущностные особенности. Человек и мир человека Общее понятие личности.

3. Понятие индивида. Индивид как представитель вида и продукт биологической эволюции. Развитие фенотипических особенностей индивида в онтогенезе.

4. Личность как продукт историко-эволюционного и онтогенетического развития.

5. Саморазвитие личности. Понятие индивидуальности.

6. Основные подходы к изучению личности в современной психологии

Категория личности как базовая в психологии. Общее и конкретно-психологическое понятие личности. Личностный принцип (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К.Платонов).

Индивид и личность. Личность и индивидуальность. Личность как субъект межиндивидуальных отношений. Основные психологические теории личности: психодинамическая, аналитическая, гуманистическая, когнитивная, поведенческая, деятельностная, др. Психологическая структура личности (взгляды К.К. Платонова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, др.).

Подсистемы личности: интраиндивидуальная, интериндивидуальная, надиндивидуальная. Активность, направленность и жизненная позиция личности. Жизненный путь и самосознание личности. Направленность личности и ее психологические проявления. Мотивационная сфера личности. Потребности личности. Интересы, мотивы, убеждения и мировоззрение личности. Установки личности. Мотив и смысл. Тенденции и идеалы. Отношения личности и их модификации. Роли и ценностные ориентации личности. Зрелость, свобода и ответственность личности. Самосознание и самоактуализация личности. Самооценка, уровень притязаний и уровень достижений личности. Психологическая защита личности. Открытие «Я». Образ «Я». Понятие «Я-концепция» (Р. Бернс).

Развитие «Я»: физическое, половое, когнитивное, нравственное, социальное и др. Осознание «Я» как момент развития духовности и духовных способностей (В.Д. Шадриков).

Проблема индивидуальных различий. Биологическое и социальное в личности. Движущие силы и основные факторы развития личности. Этапы и механизмы формирования личности. Личностный подход в обучении и воспитании.

Тема 4. Темперамент. Характер. Способности.

План лекции:

1. Общее представление об индивидных свойствах человека (Б.Г. Ананьев).

Индивидуальные свойства человека как предмет дифференциальной психофизиологии.

2. Строение тела и особенности психики. Типы конституции, их соматические признаки. Типологии Э. Кречмера и В. Шелдона. Их критика.

3. Темперамент. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента. Современные представления о типологических свойствах нервной системы индивида и их значение для понимания типологических особенностей деятельности. Методы исследования типологических свойств нервной системы.

4. Психологические характеристики (свойства) темперамента. Возможности изменения темперамента.

5. Понятие характера. Характер и темперамент. Структура характера.

6. Акцентуации характера. Развитие характера.

7. Способности, их виды. Диагностика и развитие способностей. Лингвистические способности.

Общее представление об индивидных свойствах человека (Б.Г. Ананьев).

Индивидуальные свойства человека. Понятие о темпераменте. Теории темперамента (Гиппократа, Кречмера, Шелдона, др.).

Типы темпераментов. Типы высшей нервной деятельности и темперамент. Современные исследования свойств нервной системы и проблема человеческой индивидуальности (Б.М. Теплов, В.Н. Небылицын, В.М. Русалов, В.С. Мерлин).

Психодинамические свойства человека: сенситивность, активность, саморегуляция. Частные и общие свойства нервной системы и темперамент. Сферы проявления темперамента. Структура и характеристики темперамента: эргичность, вариабельность, пластичность, темп, эмоциональность, экстравертированность. Темперамент и деятельность. Индивидуальный стиль деятельности и свойства нервной системы (Е.А. Климов, др.).

Темперамент и характер. Темперамент и проблемы воспитания.

Понятие о характере. Структура характера. Черты характера и отношения личности. Выраженность характера. Акцентуация черт характера. Типология акцентуаций характера по К. Леонгарду. Темперамент и характер. Мотивация и характер (С.Л. Рубинштейн, др.).

Формирование характера. Природные и социальные предпосылки характера. Поступок и характер. Привычки, их значение для воспитания характера у детей

Сложность и многогранность проблемы способностей в психологии. Подходы и этапы в разработке проблемы способностей: личностно-деятельностный и функционально-генетический. Концепция способностей Б.Н. Теплова. Концепция способностей В.Д. Шадрикова. Содержание понятия «способности». Признаки способностей. Сущность, структура, виды способностей. Понятие функциональной системы и его использование в разработке проблемы способностей. Общая характеристика и классификация познавательных и психомоторных способностей. Общие и специальные способности. Задатки и способности. Знания, умения, навыки и способности. Способности и деятельность. Способности и профессионально важные качества. Проблема измерения способностей. Проблема половых различий в способностях человека. Природные и духовные способности. Духовные способности и духовные состояния. Любовь как духовная способность. Педагогические способности как духовные. Интеллект, творческость (креативность), обучаемость как общие способности человека (В.Н. Дружинин).

Происхождение способностей: вклад генотипа и среды. Механизмы способностей: функциональные, операционные, регулирующие. Способности, одаренность, талант, гениальность. Одаренность и творчество. Способности и склонности. Среда, требования деятельности, духовные ценности как важнейшие детерминанты развития способностей.

Тема 5. Психические процессы

План лекции:

1. Понятие об ощущениях.

2. Измерение и изменение ощущений.

3. Восприятие, его виды и свойства.

4. Законы восприятия.

5. Представления и их виды.

6. Определение и виды воображения.

7. Функции воображения и его развитие.

8. Воображение и творчество.

Общая характеристика ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Концепции ощущений (Г. Гельмгольца, Дж. Гибсона, др.).

Рефлекторный характер ощущений. Анатомо-физиологическая основа ощущений. Виды ощущений. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, др. Общие закономерности ощущений. Чувствительность и ее измерение. Порог ощущений. Абсолютный и разностный пороги чувствительности. Общая характеристика зависимости интенсивности ощущений от силы раздражителя. Основной психофизический закон (Вебера-Фехнера).

Адаптация и ее разновидности. Сенсибилизация. Синестезия. Чувствительность и упражнения. Условия развития ощущений.

Характеристика восприятия и его особенностей. Восприятие как психический процесс (его отличие от ощущений), как действие. Природа восприятия. Физиологические основы восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Апперцепция. Объект и фон восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности. Виды восприятия. Наблюдение и условия его организации. Восприятие пространства: формы, величины, глубины, удаленности предметов, направления. Стереоскопический эффект. Бинокулярное зрение. Глазомер. Зрительные иллюзии. Восприятие цвета. Восприятие ориентации. Восприятие движений, времени, событий.

Сущность воображения. Роль воображения в жизни человека. Воображение и вдохновение. Воображение и представления. Воображение и проблемная ситуация. Воображение и мышление. Творчество и воображение. Воображение как фактор поведения. Воображение и фантазия. Фантазия и игра. Природа воображения. Виды воображения: воссоздающее, творческое, активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, конкретное, абстрактное, мечта. Функции воображения: активизация мышления, управление состояниями, регуляция познавательными процессами. Свойства воображения: новизна, оригинальность, осмысленность, тип и широта оперирования образами. Физиологические основы процессов воображения. «Техника» воображения. Основные приемы создания новых образов: агглютинация, гиперболизация, схематизация, уподобление, типизация и др.

Общая характеристика внимания. Психологические теории внимания (Т. Рибо, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, др.).

Основные функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Виды внимания и критерии их выделения. Непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание: характерные признаки и отличия между ними. Формы внимания: эмоциональное, волевое, рефлекторное, др. Физиологические основы внимания. Современные представления о нейропсихологических механизмах внимания. Свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение. Свойства продуктивности внимания: производительность, качество, точность, надежность. Состояния внимания: внимательность (невнимательность), рассеянность, их проявления и причины. Факторы активизации внимания. Развитие внимания у школьников. Концепция Л.С. Выготского.

Определение памяти. Современные теории памяти: психологические, физиологические, биохимические. Процессы памяти: запоминание (запечатление), сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Виды памяти: моторная, образная, вербальная, эмоциональная. Типы памяти: кратковременная, долговременная, оперативная, генетическая, произвольная, непроизвольная. Качества памяти: объем, точность, прочность и быстрота запоминания, темп забывания, мобилизационная готовность.

Индивидуальные особенности памяти. Закономерности и эффекты памяти: кривая Эббингауза, магическая формула Миллера, эффект Зейгарник, «параллелограмм» Леонтьева, реминисценция, др. Деятельностный подход к проблемам психологии памяти. Память, мнемические действия, мнемические способности. Структура мнемических способностей в русле функционально-генетической концепции В.Д. Шадрикова. Функциональные и операционные механизмы мнемических способностей. Формирование функциональной системы мнемических способностей. Память и переработка информации. Мнемические приемы: группировка материала, смысловой опорный пункт, мнемический план, структурирование, систематизация, схематизация, аналогии, др. Мнемотехника. Расстройства высших форм памяти: амнезия, др. Основные изменения, которые в процессе развития происходят с памятью человека.

Общая характеристика мышления. Мышление и восприятие. Мышление и память. Мышление и интеллект. Мышление и речь: генетические корни. Природа мышления. Логика и психология мышления. Психологические теории мышления (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, Ж. Пиаже, Д. Гилфорд, др.).

Мышление как психический процесс и как мыслительная деятельность. Мышление и решение задач. Проблемная ситуация и задача. Формирование умственных действий (П.Я. Гальперин).

Мышление и творчество. Виды мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, отвлеченное (словесное), творческое и репродуктивное, теоретическое, эмпирическое, практическое. Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, систематизация. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Понятие и представление. Свойства мышления: гибкость, темп, быстрота, самостоятельность, широта, глубина, критичность, экономичность, последовательность. Индивидуальные особенности интеллекта. Нарушения мышления.

Виды речи, их назначение. Отличие речи от языка. Слово как понятие. Информационный обмен — первоначальная функция речи. Проблема врожденности и приобретенности человеческой речи. Мысль и слово. Семантика речевых единиц. Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внутренней и внешней речью.

Семинарское занятие № 1.

План семинарского занятия:

1. Этапы развития психологии.

2. Современные теоретические направления психологии.

3. Понятие ВПФ (Л.С. Выготский).

Роль знака в организации ВПФ, их системное строение. Интериоризация как механизм присвоения общественно-исторического опыта.

4. Принципы и методы современной психологии.

5. Связь психологии с другими науками.

Основные понятия: психика, психология, ассоциация, бихевиоризм, психоанализ (фрейдизм), гештальтпсихология, метод, методика, наблюдение, эксперимент, тестирование, валидность, надежность, беседа, анкетирование.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред. А.А. Бодалева. М. — Воронеж, 1996. — с. 49−58.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3. с. 6−12, 24−75, 78, 86−90, 145−148. Т. 4. С. 221−227. Т. 6. С. 49−59, 70−75.

3. Немов Р. С. Психология. Т. 1. М., 1995. с. 5−92.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. М., Т. 1., 1992. — с. 57−110.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000

6. Общая психология. Тексты. Введение / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина, М., 2001

Семинарское занятие № 2.

План семинарского занятия:

1. Понятие отражения. Формы отражения. Биологическое и психическое отражение.

2. Понятие психики. Описательные характеристики психических явлений. Соотношение психики и отражения. Психика как порождение субъективной реальности. Необходимость психического отражения. Субъективные и объективные критерии психики.

3. Проблема зарождения и развития психики. Роль психики в эволюции живых существ. Зарождение и появление сознания.

4. Общая характеристика сознания. Самосознание.

5. Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн).

6. Интериоризация как механизм присвоения.

7. Структура сознания и бессознательной сферы психики.

8. Деятельность, активность, поведение. Структура деятельности. Виды деятельности. Потребности. Мотивы и цели. Мотивация. Действия и операции. Взаимопереходы составляющих деятельности. Субъект деятельности. Развитие деятельности. Деятельность и психическое отражение.

Основные понятия: сознание, бессознательное, самосознание, интериоризация и экстериоризация, действие, деятельность, операция, рефлексия, поведение, мотив, потребность, мотивация, мотивировка.

Литература:

1. Бассин Ф.Б. Проблема бессознательного. М., 1968. С. 353−375.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. — с. 137−153.

3. Немов Р. С. Психология. Т. 1. М., 1995. с. 112−123.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. С. 36−57, 58−65, 103−147.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988. С. 95−128, 162−168.

6. Веккер Л.М. Психологические процессы. М., 1974. Т. 1. С. 9−17.

7. Давыдов В.В. Категория деятельности и психического отражения. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1979. № 4.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — с. 15−37, 37−69, 69−89, 212−223, 261−263, 276−283, 292−317, 518−531.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 48−72, 81−123, 247−251, 265−270, 277−284.

10. Северцев А.Н. Эволюция и психика //Психологический журнал, 1982. — № 4.

Семинарское занятие № 3.

План семинарского занятия:

1. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект, универсум.

2. Теории личности (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, К. Левин, Дж. Келли, Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл).

3. Психологическая структура личности (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, мотив, мотивировка, потребность, направленность личности, установка, значение и личностный смысл, интерес, идеал, ценностные ориентации, убеждение, социализация, уровень притязаний, самооценка, самоактуализация

Психологические методики:

1. Общая направленность личности («ориентировочная анкета»).

2. Тест самоактуализации личности.

3. Изучение самооценки личности.

4. Несуществующее животное.

Темы рефератов:

1. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

2. Проблема устойчивости личности.

3. Новейшие теории личности.

Литература:

1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. С. 8−25, 49−87.

3. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997

4. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ. С.-Пб., 2002.

5. Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 108−117.

6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1991. Вып. 1. С. 11−62, 71−109.

7. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1992. Вып. 2. С. 3−27.

8. ФрейджерР., Фрейдмен Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. С.-Пб.- М., 2001.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 10−18, 54−68.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.-3-е изд. — СПб.: Питер, 2004.-607с.

11. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 54−76, 97−99, 111−128.

Семинарское занятие № 4.

План семинарского занятия:

1. Общее представление об индивидных свойствах человека (Б.Г. Ананьев).

Понятие о темпераменте. Теории темперамента (Гиппократ, И. Кант, П.Ф. Лесгафт, Э. Кречмер, В. Шелдон, И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).

2. Психологические характеристики (свойства) темперамента.

3. Понятие характера. Характер и темперамент.

4. Структура характера.

5. Акцентуации характера.

6. Развитие характера.

7. Способности и их виды.

8. Способности и склонности.

9. Способности и задатки.

10. Одаренность, талант, гениальность.

11. Проблема диагностики и развития способностей.

12. Моторные способности.

Основные понятия: темперамент, тип ВНД, сензитивность, ригидность, активность, реактивность, экстраверсия, интроверсия, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, характер, динамический стереотип, поступок, акцентуации характера.

одаренность, талант, способности, задатки, гениальность, общие и специальные способности.

Психологические методики:

1. Изучение экстраверсии, интроверсии, нейротизма, психотизма (личностный опросник Г. Ю. Айзенка).

2. Самооценка черт характера (Н.М. Пейсахов).

3. Тест: «Определение коммуникативных и организаторских способностей».

Темы рефератов:

1. Место характера в общей структуре личности.

2. Формирование характера.

3. Личность и темперамент.

4. Способность, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.

5. Развитие способностей у человека.

Литература:

1. Немов Р.С. Психология. Т. 1. С. 315−331, 332−340, 341−357.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. С. 174−205, 212−234.

3. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989. С. 42−61.

4. Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.

5. Анастази А. Дифференциальная психология. С. 8−15 (к 1 вопросу)

6. Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов. С. 101−121 (ко 2 вопросу).

7. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах ВНД человека и методика их определения. С. 24−32 (ко 2 вопросу).

8. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. С. 32−36.

9. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. С. 39−52 (к 1 вопросу).

10. Небылицын В.Д. Темперамент. С. 158−159 (ко 2 вопросу).

11. Кречмер Э. Строение тела и характер. С. 219−247. (ко 2 вопросу).

12. Шелдон У. Анализ конституционных различий по биологическим данным. С. 252−261.

Семинарское занятие № 5.

  1. Явление и определение внимания.
  2. Феномен внимания, его признаки.
  3. Определение внимания.
  4. Основные свойства внимания.
  5. Виды внимания
  6. Понятие об ощущениях.
  7. Измерение и изменение ощущений.
  8. Восприятие, его виды и свойства.
  9. Законы восприятия.
  10. Определение и виды воображения.
  11. Функции воображения и его развитие.
  12. Воображение и творчество.

Основные понятия: внимание, внешнее (сенсорно-перцептивное) и внутреннее (интеллектуальное) внимание. Доминанта. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное (вторичное непроизвольное) внимание. Устойчивость, распределение, переключение, объём, концентрация, отвлечение, рассеянность внимания. Внимательность как свойство личности.

ощущения, восприятие, представление, воображение, пороги ощущений, чувствительность, сензитивность, психометрическая кривая, закон Вебера-Фехнера, анализатор, адаптация, сенсибилизация, перцептивные действия, свойства восприятия (предметность, константность, осознанность и др.), способы воображения (агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация).

Отработка методик:

1. Определение объема внимания. (Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., 1986, с. 117.

2. Изучение устойчивости внимания. (Практические занятия по психологии / Н. Б. Берхин, С. Ф. Спичак. М., 1972. Задание № 32).

3. Исследование переключаемости внимания. (Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А. И. Обраменко, А. А. Алексеев и др.; Под ред. А. И. Щербакова. М., 1990.

4. Изучение распределения внимания.

Исследование логической и механической памяти (Берхин Н. Б., Спивак С.

Литература для конспектирования:

1. Грегори Р. Предметы и изображения. С. 189.

2. Венгер Л.А. Развитие восприятия в онтогенезе. С. 316.

3. Ярошевский М.Г. Категориальный аппарат психологии. С. 25.

4. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. С. 320.

Темы рефератов:

1. Психологические теории внимания.

2. Развитие внимания.

3. Основные параметры ощущений.

4. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.

5. Влияние мышления на восприятие.

Литература:

1. Андерсон Д.Р. Когнетивная психология. С.-Пб., 2002.

2. Глейтман Г., фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. С.-Пб., 2001.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. С.-Пб., 1998.

Семинарское занятие № 6.

  1. Значение памяти в жизни человека.
  2. Определение памяти, характеристика её процессов.
  3. Виды памяти и их особенности
  4. Классификации видов памяти.
  5. Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и долговременной памяти.
  6. Индивидуальные различия памяти у людей.
  7. Нарушения памяти (амнезии).
  8. Факторы, влияющие на развитие памяти.
  9. Природа и виды мышления.
  10. Понятие мышления и его отличие от других познавательных психических процессов.
  11. Виды мышления и их особенности.
  12. Мыслительные операции (операциональная сторона мышления).
  13. Развитие мышления.
  14. Речь и её функции.

Основные понятия: Память двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, кратковременная, долговременная, оперативная, мгновенная, смысловая, механическая, произвольная, непроизвольная. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение (узнавание, воспоминание, припоминание, реминисценция).

Продуктивность памяти. Эйдетизм, мнемоника. Мышление. Эвристика. Понятие. Суждение. Умозаключение. Мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение, сравнение, сериация, систематизация, классификация).

Виды мышления: продуктивное (творческое), репродуктивное (воспроизводящее); наглядно-действенное (предметно-действенное, ручное), наглядно-образное, абстрактно-логическое (словесно-логическое); дискурсивное, интуитивное; теоретическое, практическое. Качества ума (гибкость, оригинальность, быстрота (беглость), критичность, осознанность, самостоятельность, креативность).

Дивергентное и конвергентное мышление.

Отработка психологических методик:

1. Кто лучше помнит? (Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. Методика № 28.

2. Изучение опосредствованного запоминания (Методика «Пиктограммы»).

(Практикум по психологии. / Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1972).

3. Изучение теоретического мышления. (Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. Методики №№ 30−36).

5. Изучение мыслительных операций (Школьный тест умственного развития «ШТУР»).

6. Изучение творческого мышления (тест Гилфорда).

Темы рефератов:

1. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

2. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

3. Психология творческого мышления.

4. Средства развития мышления.

5. Понятие, тесты и коэффициент интеллекта.

6. Феномен эгоцентрической речи.

7. Теория развития языка и речи.

Литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 2. М., 1996.

2. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1999.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000

4. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. М., 1994. (Глава «Внимание»).

5. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В. Д. Шадрикова.М., 1990.

6. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романива. М., 1998.

7. Андерсон Д.Р. Когнетивная психология. С.-Пб., 2002.

8. Бэддели А. Ваша память. М. 2001.

9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность//Хрестоматия по психологии/ Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер т В.Я. Романова. М., 1998.

10. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. М., 1994. Гл. «Память».

11. Нуркова В.В. Общая психология. Память. Т.3/ Под ред. Б.С. Братуся. М., 2006.

12. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 1995. (Глава «Память»)

13. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1990.

14 Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 2. М., 1996.

Семинарские занятия № 7

План семинара:

  1. Виды и роль эмоций в жизни человека.
  2. Основные функции эмоций.
  3. Виды эмоциональных состояний.
  4. Психологические теории эмоций.
  5. Эмоции и личность.
  6. Связь эмоций с потребностями человека.
  7. Чувства, их виды. Отличие эмоций от чувств.

Основные понятия:

Эмоция, чувства, эмоциональные переживания, компоненты эмоциональной реакции, функции эмоций, стресс, дистресс.

Отработка психологических методик:

Методика «Самочувствие, активность, настроение» («САН»).

Диагностика эмоциональной направленности личности (Методика Б. И. Додонова).

Темы рефератов:

1. Эмоции и современное художественное творчество.

2. Теории эмоций.

Литература:

1. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.

2. Додонов Б. И. В мире эмоций. — Киев, 1987.

3. Изард К. Е. Эмоции человека. — М., 1980.

4. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. — М., 1994.

5. Петровский А. В. Введение в психологию. — М., 1995.

6. Психология эмоций: Тексты. — М., 1984.

7. Гозман Л. Я. Психология переживаний: анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984.

8. Громова Е. А. Эмоциональная память и её механизмы. — М., 1990.

9. Селье Г. Стресс и дистресс. — М., 1982.

10. Ладанов И. Д. Управление стрессом. — М., 1989.

11. Макаренко Ю. А. Системная организация эмоционального поведения. — М., 1980.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Сравните представления научной и житейской психологии.

2. Раскройте основные этапы развития представлений о предмете психологии.

3. Проанализируйте и сравните различные модели психологической структуры личности.

4. Дайте сравнительную характеристику основных видов мышления.

5. Приведите примеры эмпирических исследований, выявляющих зависимость запоминания материала от его места в структуре действия.

6. Раскройте влияние мотивации на продуктивность деятельности.

7. Дайте общую характеристику защитным механизмам личности. Раскройте их позитивную и негативную роль в регуляции поведения.

8. Приведите примеры исследования «образа — Я».

ОБРАЗЕЦ ТЕСТА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.

I курс (вариант 1)

Задание 1.

Понятие «самонаблюдения» является синонимом термина:

а) интроверсия;

б) интроекция;

в) интроспекция;

г) интроскопия.

Задание 2.

Деятельность человека направленная на изменение и преобразование действительности ради удовлетворения своих потребностей, на создание материальных и духовных ценностей, называется:

а) трудовой;

б) учебной;

в) предметной;

г) ведущей.

Задание 3.

В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

а) ощущения;

б) восприятие;

в) память;

г) внимание.

Задание 4.

Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого — это:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) тест;

г) опрос.

Задание 5.

Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:

а) непроизвольным;

б) произвольным;

в) послепроизвольным;

г) зрительным.

Задание 6.

Опосредованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях — это:

а) мышление;

б) интеллект;

в) воображение;

г) восприятие.

Задание 7.

Первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие другими людьми, пропуская в сознание воспринимающего человека только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и отсеивая то, что ему противоречит:

а) каузальная атрибуция;

б) эффект ореола;

в) эффект новизны;

г) рефлексия.

Задание 8.

Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем

называется:

а) влиянием;

б) мировоззрением;

в) личностным смыслом;

г) потребностью.

Задание 9.

Темперамент является:

а) врожденным свойством личности;

б) приобретенным;

в) изменчив в течение периода жизни человека;

г) зависимость от черт характера.

Задание 10.

Одно из направлений зарубежной психологии, использующее для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности:

а) бихевиоризм;

б) психоанализ;

в) гештальтпсихология;

г) гуманистическая психология.

Задание 11.

Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево- красным лучам за счет следующего явления.

а) взаимодействие анализаторов;

б) сенсибилизации;

в) сенестезии;

г) контраста;

Задание 12.

При виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории, в этом проявляется следующие свойства восприятия:

а) целостность;

б) константность;

в) осмысленность;

г) предметность;

д) структурность;

Задание 13.

Динамику психической жизни определяют:

а) направленность личности;

б) эмоциональность;

в) воспитание;

г) темперамент;

д) способности;

Вопросы к экзамену:

1. Предмет психологии и методы психологического изучения. (Место психологии в системе наук. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Определение психологии как науки. Основные отрасли психологии.)

2. Краткий исторический очерк развития психологии (4 этапа развития психологии)

3. Направления в западной психологии (психоанализ (фрейдизм), бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология)

2. Психология и науки о человеке. (Психология и история. Психология и философия. Психология и социология. Психология и педагогика.)

3. Классификация психических явлений. (Психические процессы, психические свойства, психические состояния.)

4. Развитие психики человека и животных. (Истоки психики живых существ. Становление низших форм поведения и психики. Развитие высших психических функций у человека. Сравнение психики человека и животных.)

5. Сознание человека. (Природа человеческого сознания. Структура сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание и бессознательное.)

6. Деятельность. (Понятие и строение человеческой деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности).

7. Личность. (Человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность. Структура личности (З. Фрейд, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

Формирование и развитие личности.

8. Учение о потребностях как источник активности личности. (Общие черты и виды потребностей.)

9. Темперамент. (Понятие о темпераменте, типы и свойства темперамента, темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и его роль в структуре личности. Типы и свойства ВНД как основа темперамента. Учет особенностей темперамента в работе с учащимися.)

10. Характер. (Определение характера. Структура характера. Характер в структуре личности. Формирование характера.)

11. Способности. (Общая характеристика способностей. Способности, задатки и индивидуальные различия между людьми. Виды и уровни развития способностей.)

12. Группа и коллектив. (Виды групп. Уровни развития групп. Методики психологического изучения групп. Психологическая характеристика коллектива.)

13. Общение. (Психологическая сущность, структура общения, функции. Виды и стили общения).

14. Внимание. (Внимание в структуре психического. Структура внимания: виды и свойства внимания. Физиологические основы внимания.)

15. Ощущение и восприятие. (Общая характеристика.)

16. Память. (Виды памяти. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти.)

17. Мышление как высший познавательный процесс. (Операции. Формы проявления мышления: понятие, суждение, умозаключение (дедукция, индукция).

Виды мышления.)

18. Воображение. (Общая характеристика. Виды воображения.)

19. Эмоции и чувства. (Общая характеристика. Аффект, страсть, настроение. Высшие чувства.)

20. Воля. (Её место в структуре психики.)

Основные этапы работы студента над курсом общей психологии:

1. Предварительная ориентировка в подлежащем изучению учебном материале по программе.

2. Ознакомление с рекомендованной учебной литературой.

3. Слушание и конспектирование лекций, а также выполнение других видов учебной работы.

4. Планирование самостоятельной работы.

5. Углубленное чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы.

6. Обобщение и систематизация информации, почерпнутой из лекций и прочитанной литературы.

7. Выполнение контрольных и других видов работ.

8. Заключительное повторение материала при подготовке к сдаче зачета.

Рекомендации по работе с учебным материалом:

1. Осознавайте наличный уровень полученных вами знаний.

2. Понимание теоретических принципов легко возмещает незнание некоторых факторов.

3. В ситуации непонимания нужно выявить тот первичный уровень и факторы непонимания, которые стали препятствием понимания последующего.

4. Задавайте сами себе вопросы и пытайтесь ответить на них.

5. Чтобы лучше и быстрее понимать, нужно сознательно и целенаправленно работать над расширением своего словарного запаса, над уточнением значений используемых терминов и содержания понятий.

6. Более быстрому и безошибочному усвоению нового термина, понятия помогает написание, проговаривание, синонимичная замена и другие приемы усвоения знаний.

Рекомендации по работе на лекции и с лекционным материалом:

1. Основная задача на лекции — осмысление излагаемого в ней материала. Для этого необходимо слушать лекцию с самого начала, не упуская общих, ориентирующих в материале рассуждений и установок лектора.

2. Ведение записей на лекции важно и полезно для лучшего осмысливания материала, для сохранения информации, с целью ее дальнейшего использования.

3. Для облегчения записи рекомендуется применять сокращения повторяющихся терминов или хорошо известных понятий.

4. Структура записи должна отражать структуру содержания материала.

Рекомендации по работе с литературой:

1. Если возникли затруднения при разыскивании материала, по какому- либо конкретному вопросу, следует обратиться к предметному указателю, напечатанному, как правило, в конце каждого литературного источника.

2. Предметный указатель — это алфавитный список основных научных понятий (терминов), содержание которых раскрыто в книге, рядом с термином стоят числа, обозначающие номера страниц, на которых изложен материал, относящийся к данному понятию.

3. При систематизации материала по теме важно сравнивать определения основных понятий даваемые разными авторами. Сравнение необходимо для того, чтобы выбрать наиболее краткое и точное определение, а также для выделения основных признаков научного понятия, на которое обращают внимание различные авторы.

Советы по подготовке к зачету (экзамену):

1. Стремитесь к пониманию всего материала, чтобы еще до зачета у вас не оставалось непонятных вопросов.

2. Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребляемых терминов.

3. Не бойтесь дополнительных вопросов — чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь вам или сэкономить время.

4. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо сначала правильно его понять.

5. К зачету необходимо готовиться на протяжении всего учебного семестра, выполняя все требования преподавателя.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос