Взаимодействие ДОУ с семьей

В большинстве случаев семьи, в которых находятся на воспитании гиперактивные дети, обнаруживают тот или иной уровень социальной, психологической, а также структурной дезорганизации. По результатам нашего исследования часть родительских семей составляют неполные и распадающиеся семьи (вследствие разных причин).

Для них характерно нарушение психологической атмосферы. Такое сочетание не только в значительной степени снижает полноценность осуществления воспитательных функций, но и непосредственно искажает формирование эмоциональных реакций ребенка. Это подтверждается данными мониторинга. Когда гиперактивные дети выделены, сразу же проводится собеседование с родителями, где объясняются причины и характер неадекватного поведения ребенка. Самое главное на этом этапе — донести до родителей простую мысль: необычность поведения их детей — не результат дурного характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно нужно сломить, а, вполне вероятно, специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами, о которых взрослые не знают или не помнят. Эту особенность ребенка надо обязательно учитывать в процессе воспитания. Главное, что мы осознали во время нашей научно-исследовательской работы: нам надо учиться не столько работать с семьей, сколько понимать семью! Семью каждого воспитанника, ее особенности, движущие силы, проблемы.

Конечно, возникают трудности в организации взаимодействия, обусловленные рядом стереотипов: «я итак все знаю» — отрицание возможности приобретения нового опыта; «чему вы меня можете научить, я вас старше» — демонстрация превосходства возраста; «воспитание — это не мужское дело» — демонстрация превосходства пола; «вы педагог, вы и занимайтесь» — долженствование. В зависимости от уровня готовности родителей к сотрудничеству в нашем ДОУ апробированы на протяжении 5 лет разнообразные формы работы. Наиболее используемыми являются встречи за круглым столом, индивидуальные систематические встречи-консультации, экстренные беседы по «ЧП» с дошкольником. Работая в тесном контакте с родителями, можно научить гиперактивного ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. На плечи родителей ложится и тяжелая задача постепенного умственного развития ребенка: восприятия, памяти, а главное — внимания. Хотя этих активных детей, казалось бы, все интересует и он задает массу вопросов: «Что это? Куда? Где? Почему? Откуда?» — ответов на эти вопросы он часто не ждет и не слышит.

Новые впечатления, беспорядочно сменяя друг друга, ведут его по жизни, не откладываясь в мозгу, не выстраиваясь в систему. Задача взрослых, и прежде всего родителей (так как объяснения педагога в группе он нередко забывает), — упорядочить эти впечатления, научить ребенка осмысленно задавать вопросы. Важно помочь родителям понять, что одних занятий в детском саду недостаточно для подготовки гиперактивного ребенка к школе. Необходимо приучать детей к усидчивости постепенно, чаще предлагать им занятия, требующие терпения, и такие же игры. И хотя первые этапы работы с гиперактивными детьми очень утомительны для взрослого, требуют от него напряжения всех душевных сил, постепенно положение меняется. Усвоив (с трудом) предложенные способы действий, ребенок достаточно легко переносит их на аналогичные виды деятельности, а позже на остальные. Существует многократно проверенный в детском саду и начальной школе метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогами и родителями «карточками-переписками».

Выполняется обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Поведение гиперактивного ребенка, ощутившего единый стиль общения с ним родителей и педагогов, постепенно изменяется. По нашим наблюдениям, он меньше манипулирует взрослыми, почувствовав уверенность в их действиях и одновременно внимание к своим желаниям и стремлениям. Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с ДОУ и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, чего требуют от него взрослые. Кроме того, применяемые нами формы взаимодействия способствуют установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями. Если же контакт с родителями затруднен и мама или папа не хотят или не готовы принять информацию о ребенке, можно использовать наглядную форму работы. Например, размещение информации в уголке родителей (переносные альбомы-раскладушки, стационарно размещенный стенд и т. п.) Конечно, для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание, материал необходимо подбирать доступный, немногословный.

Таким образом, одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом гиперактивности являются обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье, поддержка ребенка и организация помощи. Осуществление этого метода происходит посредством: • индивидуальных бесед с родителями по тактике воспитания; • участия родителей и детей в «проигрывании конфликтов»; • обучения родителей приемам коррекционной работы с детьми; • обследования бытовых и общих жизненных условий семей. Секретом успеха разнообразных форм взаимодействия с родителями являются несколько правил: • объяснять доступно цели работы; • следует гармонично встроиться в привычные формы работы (например, использовать возможности родительского собрания); • соблюдать четкий регламент мероприятий, • обязателен авторитет организаторов. Главной задачей специалистов при взаимодействии с семьей гиперактивного ребенка является не только выдача рекомендаций по воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному разрешению возникающих проблем.

В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка. Специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы развития ребенка. С самого начала знакомства необходимо определить готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий. Родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу и им может показаться, что их усилия потрачены впустую. В неблагополучных семьях сотрудничество с родителями является особо трудной задачей. Родители и специалисты в процессе воспитания ставят перед собой коррекционные задачи, соответствующие возрасту ребенка. Основными задачами родителей являются: • создание дома спокойной, доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые показаны ребенку; • постоянное наблюдение за психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдений; • овладение навыками проведения в условиях домашних занятий по коррекционному развитию и обучению детей; • родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, волевые качества, трудовые навыки ребенка. Основными задачами специалистов являются: • установить взаимодействие с родителями ребенка; • провести диагностику семьи; • провести обследование ребенка; • обучить родителей навыкам работы с детьми; • привлечь родителей к работе консилиума, консультативной группы, родительского семинара; • совместно с родителями составить индивидуальную программу развития. При проведении коррекционной работы специалисты и родители должны дать возможность ребенку показать себя с лучшей стороны. Для этого следует: • предлагать ребенку короткие задания, стараясь делать их более разнообразными, чередовать виды деятельности; • начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; • сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими; • оценивать навыки самообслуживания в соответствующей обстановке; • привлечь семью к оценке сформированных навыков; • помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут проследить динамику достижений; • старайтесь проводить оценку достижений ребенка в развитии в виде интересной игры; • составляйте план домашних занятий совместно с педагогом. Особое место в работе с семьей занимает диагностика внутрисемейной ситуации. Целью диагностической работы с родителями является определение типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и семье. Семья представляет психологическую среду, в которой развивается ребенок, поэтому важна ее эффективность в стимуляции этого развития. Целесообразно изучить психологический климат в семье (тест семейной тревоги), родительские стили и воспитательскую компетентность родителей, ценностные ориентации, уровень притязаний, самооценку. Необходимо установить индивидуально-типологические и характерологические особенности членов семьи. Психодиагностическое обследование проводится с соблюдением этических норм. При сообщении результатов родителям и ребенку их следует облечь в такую форму, чтобы у семьи возникло желание сотрудничать со специалистами, а не сопротивление и отрицание проблем. Специалисты должны в щадящей форме предоставлять информацию, лучше отдельными порциями, с подчеркиванием позитивных моментов в процессе конструктивного общения. Вся информация должна подаваться в вероятностных терминах, так как существует широкая вариативность терминологии. Наиболее удобной формой предоставления информации является беседа в форме вопросов и ответов, именно в той очередности, в которой у членов семьи возникают вопросы. Каждый специалист, работающий с детьми, нуждается в объективной информации о семье, воспитывающей ребенка. Среди методов изучения семьи достаточно распространенными стали интервьюирование и анкетирование. Наиболее важной является информация о: • составе семьи, профессии; • образовательном уровне родителей; • общей семейной атмосфере; • семейных взаимоотношениях; • эмоциональной близости или, наоборот, автономности членов семьи; • хаотичном, противоречивом характере взаимоотношений; • приоритетах воспитания; • культурном уровне родителей; • уровне психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков; • готовности к повышению своей компетентности; • стратегии и тактике воспитательных воздействий; • участии всех взрослых в воспитании; • степени согласованности требований к ребенку; • наличии конфликтов; • организации совместных форм деятельности в семье: активном вовлечении ребенка в семейные дела и заботы; • отношении семьи к дошкольному учреждению, которое посещает их ребенок; • готовности к сотрудничеству. Во всех случаях диагностическая работа с семьей должна осуществляться с учетом следующих принципов: • диагностическая информация должна интерпретироваться квалифицированными специалистами; • полученная информация должна быть конфиденциальной; • сообщение результатов диагностики супругам должна проводиться индивидуально, с возможно более положительной оценкой вклада обоих; • родителям должна оказываться помощь в определении методов и приемов воспитания детей. На сегодняшний день сложились различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с семьей. 1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы является ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу развивающих мер. Хотя причиной неблагополучия может быть сам родитель, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс воспитания детей. Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетенции. 2. Социальная модель используется в тех семьях, где семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил. 3. Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений. 4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения. 5. Медицинская модель предполагает, что в основе трудностей лежат болезни. Психолог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений. Функционирование родительства нуждается в психологическом сопровождении. Сопоставляя две основные модели психологической работы с семьей (модель поддержки и модель сопровождения) необходимо отметить следующее: ✓ Во-первых, их противопоставление в реальной деятельности психолога приводит к гипертрофированию то каузального (причинного), то симптоматического подхода. ✓ Во-вторых, по сути, они являются двумя сторонами одной модели. Их нужно рассматривать как закономерно взаимосвязанные модели психологической службы, потому что их приоритеты определяются едиными законами развития психики человека. ✓ В-третьих, сходство состоит в том, что предполагаемым конечным результатом работы в рамках обеих моделей является полноценное психическое развитие и успешность воспитательно-образовательного процесса. ✓ В-четвертых, их принципиальное различие концентрируется в области средств, путей, приоритетов, доминирования, пропорции одних и тех же составляющих профессиональной деятельности психолога. И та и другая модель нацелена на успешность и полноценность результатов. В итоге следует подчеркнуть, что модель сопровождения, ее методология представляет собой этап перспективного развития психологической службы. Модель поддержки — это актуальное решение злободневных проблем сегодняшнего состояния системы образования. Как система профессиональной деятельности психолога психологическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий. Как направление (т. е. возможное поле деятельности, ее содержание) психологическое сопровождение включает: • сопровождение естественного развития родительства; • поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных ситуациях; • психологическое ориентирование процесса семейного воспитания. Как технология (как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачами конкретного случая) психологическое сопровождение — это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка. Эта технология базируется на: • позиции психолога и других субъектов сопровождения; • способах взаимодействия и разделения ответственности психолога с родителями; • приоритетах видов (направлений) деятельности психолога в работе с родителями; • стратегических целях (развитие личности родителя как субъекта семейного воспитания); • критериях эффективности работы психолога в терминах субъектности личности родителей, связанной с принятием родительской ответственности. В завершение следует отметить, что методология психологического сопровождения предусматривает многообразие психологических практик в работе с родителями и эта тенденция сохранится как один из важнейших принципов организации психологической службы.

Взаимодействие ДОУ со школой

Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных детей мы продолжаем осуществлять и в начальной школе с психологом и учителем. Школьные педагоги вместе с родителями (в большинстве случаев) продолжают использовать те методы воздействия, которые специалисты дошкольного звена применяли к гиперактивным детям, учитывая их особенности. Сотрудничество специалистов дошкольного и младшего школьного звена помогает закрепить эффективные методы работы с такими детьми, создает условия для положительного воздействия на учебную мотивацию, для усвоения и использования самими детьми необходимых способов самокоррекции. Непрерывное изучение индивидуальных особенностей детей педагогами и психологами позволяет избежать ошибок в обучении и воспитании. Накануне учебного года психолог ДОУ встречается с учителем, чтобы рассказать об индивидуальных особенностях некоторых детей, их психологической готовности к обучению в школе, об эффективных методах и приемах работы с гиперактивными детьми. Также в течение нескольких лет мы используем анкетирование учителей, которые обучают наших выпускников (см. приложение 9).

Анкетирование лучше проводить спустя 2−3 месяца с начала учебного года. Нас интересует, как адаптируется ребенок в новом коллективе, изменилось ли состояние его здоровья в связи с переходом в школу, какова его успеваемость, позиция (школьная, школьно-дошкольная) по отношению к школе. В школы, где учатся выпускники ДОУ, приходит специалист из дошкольного учреждения, интересуется, как учится и общается выпускник, какие трудности и победы уже наблюдаются; педагоги обмениваются опытом и методами. Если педагог ДОУ идет в класс, где учатся гиперактивные дети, то наряду с вышеуказанной анкетой учителю предлагается материал о признаках гиперактивности (см. табл. 1 «Проявление критериев СДВГ», с. 32−34), так как после поступления в школу проблемы детей с СДВГ могут значительно усилится, поскольку часто требования к обучению в школе таковы, что ребенок не в состоянии их выполнить в полной мере. Беседа помогает преодолеть формальный подход к анкете. Педагоги лучше узнают требования школы к выпускникам ДОУ, что позволяет планировать воспитательно-образовательный процесс по подготовке детей к школе. Учителя, в результате таких встреч, лучше узнают своих учеников, что позволяет успешнее применять индивидуальный подход в обучении. Результаты анкет анализируются психологом и методистом, и на педагогическом совете ДОУ либо на ПМПК отмечаются объективные сильные качества и недостатки подготовки выпускников ДОУ, анализируются способы устранения данных недостатков. В данном случае нас интересует, как часто, в какой степени проявляются у детей те или иные признаки гиперактивности, каким образом нам удалось приблизить поведение детей к возрастной норме, насколько они испытывают трудности в организации и завершении работы, часто ли возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в т. ч. со сверстниками, педагогами, родителями и т. п. Одним из важнейших условий эффективного взаимодействия между двумя образовательными учреждениями является преемственность методов обучения, способов сотрудничества с ребенком. Оптимальной является система, в которой 1 класс находится в ДОУ. Это позволяет детям легче адаптироваться, а учителям узнать больше о ребенке и его семье. Если такая система невозможна, то передача сведений о ребенке происходит путем предоставления полной психолого-педагогической характеристики. Вторым важным условием взаимодействия является сопровождение ребенка при подготовке и поступлении в школу. Это условие может быть реализовано следующим путем: 1. При подготовке к школе дети посещают школу, общаются с учителями, проводятся «пробные» уроки. 2. Учитель посещает ДОУ, наблюдает за детьми на занятиях, в свободной деятельности. 3. Дети на специальных занятиях учатся школьным навыкам: складывать портфель, аккуратно работать в тетради, правильно сидеть и т. д. 4. После выпуска в школу педагоги ДОУ контролируют адаптацию ребенка. 5. Учитель дает рекомендации специалистам ДОУ в подготовке детей к школе, оценивает положительные и отрицательные стороны в подготовке детей. 6. Дети, выпустившиеся из ДОУ, становятся шефами малышей: приходят с концертами, помогают на субботниках, участвуют в праздниках. Еще одним аспектом сопровождения является работа с родителями. Рекомендуется пригласить учителя на родительскую конференцию. Учитель рассказывает родителям не только о том, как подготовить и мотивировать ребенка к обучению в школе, но и о том, как научить ребенка учиться. — У ребенка должно быть положительное отношение к школе, но нельзя создавать ложные мотивы («Всегда будет весело, каждый день праздники» и т. п.).

— Ребенок должен уметь организовывать свою работу: убираться на рабочем месте; складывать с вечера портфель и т. п. — Необходимо выдерживать режим дня. Родители должны установить время для подготовки уроков, прогулки, игр, просмотра телевизора. — Родители должны научить ребенка делать уроки самостоятельно, придерживаясь алгоритма: от сложного к простому; сначала прочитай правило, затем выполни упражнение; сначала на черновик, затем начисто; и т. д. — Родители должны избегать распространенной ошибки: делать уроки вместе с ребенком. Развивать у ребенка самостоятельность — вот задача родителей. Конечно же, в начальной школе родители должны контролировать деятельность ребенка. — Родители должны научить ребенка любить читать. Опыт показывает, что чаще всего это происходит в читающей семье. Родители должны выделить для этого особое время — например, перед сном. Хорошо записать ребенка в библиотеку, где он сможет сам выбрать книгу для чтения. — При возникновении вопросов родители могут и должны обращаться к учителю. Мы, учитывая, что в 6−7 лет, на «пике» гиперактивности, отдавать в школу таких детей нецелесообразно, рекомендуем родителям подождать. К 8 годам при соответствующей совместной работе детского сада и семьи гиперактивный ребенок будет способен учиться значительно успешнее. Происходит одновременное «дозревание» мозговых структур, растет степень адаптированности нервных процессов и закрепляются социальные навыки в результате коррекции. Подводя итоги, нужно отметить, что хорошо налаженное взаимодействие между ДОУ и школой — это гарантия хорошей подготовленности к школе, мягкой адаптации и высокой обучаемости ребенка с синдромом гиперактивности.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector