Введение. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности

Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.
Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть особенности формирования самосознания в юношеском возрасте, как важном периоде личностного и профессионального самоопределения.

Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов — Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так и зарубежных — У. Джемса, Э. Эриксона, К. Роджерса, Р. Бернса и др.

Цель исследования — выявить особенности самосознания в юношеском возрасте.

В процессе определения цели, была сформулирована следующая гипотеза:

Объектом исследования являются юноши 19−21года.

Предмет исследования — особенности самосознания в юношеском возрасте.

В результате постановки цели и гипотезы были выделены следующие задачи исследования:

1) Проанализировать психологическую литературу по проблемам самосознания;

11 стр., 5252 слов

Исследование индивидуальных особенностей развития военнослужащего

... психологических методик изучить индивидуальные особенности военнослужащего Объект исследования: Индивидуальные особенности развития военнослужащего Предмет исследования: личностные особенности выявленные опросником Айзенка и личностная ... исследования Исследование проводилось с курсантами 24 роты ВМИРЭ им. А.С. Попова. Выборку составили 20 военнослужащих Все испытуемые мужского пола, возраст ...

2) Раскрыть понятие самосознания, его сущность и содержание;

3) Подобрать диагностический инструментарий для изучения самосознания;

4) Экспериментально проверить особенности самосознания.

В работе были использованы следующие методы исследования:

1.Теоретические методы психологического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

2. Эмпирические методы психологического исследования: психодиагностические (тестирование, анкетирование);

3.Методы обработки экспериментальных данных: количественный и качественный анализ, методы математической обработки данных.

Результаты:

Адекватную самооценку идентичности имеет 63% испытуемых (17 человек), неадекватно завышенную — 30% испытуемых (8 человек), неадекватно заниженную 7% испытуемых (2 человека).

78%(21 человек) студентов отмечают, что некоторые их характеристики и нравятся и не нравятся им одновременно (уравновешенный тип), 18%(5 человек) все свои идентификационные характеристики оценивают только как нравящиеся или не нравящиеся им (эмоционально-поляный тип) и у 4% (1 человек) количество знаков «±» превысило 30−40% (от общего числа знаков).

Таким образом, большинство юношей относятся к уравновешенному типу.

О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?».

45% испытуемых (12 человек) имеют высокий уровень рефлексии, 55% испытуемых (15 человек) — средний уровень рефлексии.

Половая идентичность

Обозначение своего пола может быть сделано:

• напрямую,
• косвенно
• отсутствовать вовсе.

Прямое обозначение пола — человек указывает свою половую принадлежность в конкретных словах, имеющих определенное эмоциональное наполнение. Отсюда можно выделить четыре формы прямого обозначения пола:

• нейтральное,
• отчужденное,
• эмоционально-положительное
• эмоционально-отрицательное.

6 стр., 2543 слов

1. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние человека, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления

... разделВлияние стрессовых факторов на психофизическое состояние человека, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления 2 раздел Методика ... соответствовать функциональным возможностям организма, состоянию здоровья, возрасту, полу и специфике трудовой деятельности и т.д. Эффективное ... корпусом выпад вперед до положения спины 45град. к полу. Задержаться в положении 3 секунды. Повторить 15 раз ...

Наличие прямого обозначения пола говорит о том, что сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являются важной и принимаемой внутренне темой самоосознания.

Косвенное обозначение пола — человек не указывает свою половую принадлежность прямо, но его половая принадлежность проявляется через социальные роли (мужские или женские), которые он считает своими, или по окончаниям слов. Косвенные способы обозначения пола также имеют определенное эмоциональное наполнение.

Наличие косвенного обозначения пола говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое может быть:

широким (если включает в себя несколько половых ролей)
узким (если включает в себя только одну-две роли).

Наличие и прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола, и позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми.

Отсутствие обозначения полав самоидентификационных характеристиках констатируется тогда, когда написание всего текста идет через фразу: «Я человек который…». Причины этого могут быть следующими:

1. отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);
2. избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего пола);
3. несформированность половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом.

16 стр., 7995 слов

Развитие временной перспективы в раннем юношеском возрасте

... высказывания, отражающие опасения, связанные с удачным складыванием дальнейшей жизни; отражение намерения приносить ... разделяющим тенденциям". Наконец, Я-идентичность соответствует наиболее глубинному функциональному единству ... объектов и создает временную перспективу. Временная перспектива, по Нюттену, ... ориентации, отношения к представителям другого пола и - соответственно этим образованиям - ...

При анализе половой идентичности также важно учитывать, на каком месте текста ответов содержатся категории, связанные с полом:

• в самом начале списка,
• в середине
• в конце.

Это говорит об актуальности и значимости категорий пола в самосознании человека (чем ближе к началу, тем больше значимость и степень осознанности категорий идентичности).

55% (15 человек) испытуемых прямо нейтрально указывают на свой пол, 7% (2 человека) — прямо эмоционально-отрицательно, 7% (2человека) — прямо эмоционально-положительно, 81% (22 человека) — косвенно через социальные роли, 100% (27человек) — косвенно через окончания.

соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик в идентичности говорит о том, насколько человек осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей.

Отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик (показателей рефлексивной, коммуникативной, физической, материальной, деятельной идентичностей) при указании множества социальных ролей («студент», «прохожий», «избиратель», «член семьи», «россиянин») может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.

Отсутствие же социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик может говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей.
Также отсутствие социальных ролей в идентификационных характеристиках возможно при кризисе идентичности или инфантильности личности.

Удельный вес социально-идентификационных параметров в структуре самоописаний составил 20,4% от общего числа высказываний (126 из 618 высказываний), следовательно, более значимыми компонентами самосознания юношей являются идентификационные характеристики, относящиеся не к социальной, а к личностной идентичности. (79,6% - 492 из 618 высказываний).

17 стр., 8064 слов

Модальная логика — раздел логики, в котором исследуются логические связи модальных высказываний.

... человек является человеком" ни с чем не может быть связано. Высказывание "Законы логики голубые" также бессмысленно, поскольку претендует на ... явление обычное. Иногда синтаксис нарушается вполне осознанно, с намерением достичь какого-то интересного эффекта. Вот цитата из ... : "Что такое религиозная мифология, как не абсурдная мечта об идеальном обществе? Если всякая апология необузданного желания ...

Шкала анализа идентификационных характеристик

Включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:

I. «Социальное Я» включает 7 показателей: (126 высказываний)

1. прямое обозначение пола 2,4% (15 из 618 высказываний)
2. сексуальная роль 0%
3. учебно-профессиональная ролевая позиция 4,4% (27 из 618 высказываний)

4. семейная принадлежность 11,7% (72 из 618 высказываний)
5. этническо-региональная идентичность 1%(6 из 618 высказываний)

6. мировоззренческая идентичность 0%
7. групповая принадлежность 1% (6 из 618 высказываний)

II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя (41 высказывание)

1. дружба или круг друзей 1,8% (11 из 618 высказываний)
2. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми 4,9% (30 из 618 высказываний)

III. «Материальное Я» (21 высказывание)

• описание своей собственности 0%
• оценку своей обеспеченности, отношение к материальным0%

• отношение к внешней среде 3,4% (21 из 618 высказываний)

IV. «Физическое Я» (43 высказывания)

• субъективное описание своих физических данных 1,3%(8 из 618 высказываний)
• фактическое описание своих физических данных 2,1%(13 из 618 высказываний)

• пристрастия в еде, вредные привычки.3,5%(22 из 618 высказываний)

V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя: (131высказывание)

8 стр., 3890 слов

Белоусова Е. Родовая боль в антропологической перспективе

... (И26). Ту же "успокоительную" функцию выполняют высказывания (в том числе формульные), связанные с представлением о том, что каждые последующие ... статьи тезисы иллюстрировались несколькими цитатами, и формульный характер высказываний был более очевидным. Впоследствии текст пришлось сократить за ... Белоусова Е. Родовая боль в антропологической перспективе Явление "боль" можно рассматривать в разных его ...

1. занятия, деятельность, интересы, увлечения 18%(111 из 618 высказываний)

2. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, 3,2%(20 из 618 высказываний)

VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей: (98 высказываний)

1. профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем); 2,6%(16 из 618 высказываний)
2. семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.); 3,4%(21 из 618 высказываний)
3. групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом); 0%
4. коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением. 1,4%(9 из 618 высказываний)
5. материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру); 2,3%(154из 618 высказываний)
6. физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным); 1,3%(8 из 618 высказываний)
7. деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык); 2,7%(17 из 618 высказываний)
8. персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным); 2,1%(13 из 618 высказываний)
9. оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).0%

VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя(147высказываний)

1. персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»); 21%(130 из 618 высказываний)
2. глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).2,7%(17 из 618 высказываний)

21 стр., 10256 слов

Ценности как ведущий компонент жизненной перспективы личности

... наиболее разработанным является подход к изучению жизненной перспективы, связанный с развитием субъекта и его становлением как ... считает, что изменение профессионального пути будет обусловлено возвращением мечты - стремлений, идеалов молодости. Л. Томас полагает, ... возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями и реальным положением. Успешное разрешение ...

Два самостоятельных показателя (11 высказываний)

1. проблемная идентичность (я ничто, не знаю — кто я, не могу ответить на этот вопрос); 0%
2. ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).1,8% (11 из 618 высказываний)

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector