ВИДЫ И ПРИЕМЫ ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

ЛЕКЦИЯ 4. ПРЕДПОСЫЛКИ, СПОСОБЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА

Учебные вопросы:

1. Предпосылки для оказания информационных воздействий.

2. Виды и приемы искажения информации.

3. Феномен клипового мышления человека.

4. Феномен консциентальной войны.

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Окружающая человека среда очень способствует информационным войнам в силу произошедших кардинальных изменении. Информация обесценивается ускоренными темпами. На сегодняшний день в социальных сетях примерно 95% информации — шлак. Например, в русскоязычном сегменте Twitter примерно 7−8 млн аккаунтов. «Живых» из них — 1−1,5 млн, это те, что вообще выходят в эфир. Из них примерно 500−700 тыс ботов. Примерно 4−5 млн сообщений в день в русскоязычном Twitter на 95% состоят только из перепостов. Люди ничего не добавляют от себя, они просто распространяют [36].

Наблюдается еще одна тенденция в русскоязычном сегменте интернета — это миграция из ЖЖ в Facebook. Средний пост в Facebook в пять раз меньше, чем в ЖЖ. Люди привыкают к очень короткому обмену информацией. Пост в Facebook сразу тонет, и найти в нем запись недельной давности нереально. Социальные сети не предназначены для хранения контента. В ЖЖ вы можете почитать, что там было в 2003 году и даже прокомментировать. В Facebook этого нельзя делать — пользователи помнят только то, что происходило сегодня или вчера. Возникает беспамятность. Аудитория быстро глупеет и становится легко управляемой.

Например, часто в Facebook или в Twitter то и дело вбрасываются фальшивые сообщения о смерти известных людей. И каждый раз люди верят. Пользователи социальных сетей на все реагируют так, будто сталкиваются с этим впервые. Как будто они находятся в трансе и у них нет памяти. И среди этих людей действуют холодные профессионалы, которые вбрасывают в основном коммерческий спам. Берут популярный тег, дописывают к нему рекламный текст и попадают в тренды. А на время выборов точно также распространяют политическую пропаганду.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... ГКР на протяжении сеанса показали повышение уровня кожных рефлексов примерно до 150 микровольт наряду с полным отсутствием как типичных ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, ...

Например в США есть довольно сильные информационные ресурсы — раньше это был CNN и тому подобные источники, а теперь инициативу перехватили Wikileaks. По сути это американская информационная пушка. Несколько сотен крупнейших мировых СМИ стоят в низкой стойке, готовые перепечатать все, что будет вброшено в Wikileaks.

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Существует много способов манипулирования информацией для создания у человека ложного представления об окружающей действительности. Рассмотрим некоторые из этих приемов [35]:

Умолчание (сокрытие) — это передача неполной истинной информации, в результате жертва совершает ошибку. Человек утаивает какую-то информацию, не говоря при этом ничего такого, чтобы не соответствовало действительности. Не все считают, что умолчание и ложь — это одно и тоже, поэтому, если есть выбор как солгать, люди чаще предпочитают о чем-то промолчать, не говорить, нежели открыто искажать факты. У сокрытия много преимуществ.

Во-первых, скрывать легче, чем подтасовывать факты. Ничего не нужно выдумывать. Нет риска попасться из-за того, что вся «легенда» не отработана заранее. Сокрытие предпочтительнее еще и потому, что оно носит пассивный характер и кажется менее предосудительным, чем фальсификация. Его также можно много легче прикрыть впоследствии, если оно будет разоблачено. Человек не заходит слишком далеко. Есть много оправданий: незнание, желание сказать об этом позже, плохая память и т. д. Имитируя провал в памяти, искажающий информацию человек избегает необходимости запоминать «легенду»: все, что нужно помнить, — это утверждение о плохой памяти. Но на потерю памяти можно ссылаться только, если речь идет о незначительных вещах или о чем-то, случившимся некоторое время назад, иначе это будет неправдоподобно.

Селекция- избирательный пропуск к жертве только выгодной обманщику информации. В соперничестве с деловым партнером также гораздо проще бывает скрыть от него информацию, нежели оспаривать ее в полемике. Умение грамотно скрывать что-либо от своего оппонента является важнейшим слагаемым искусства дипломатии. Профессионализм полемиста и состоит в том, чтобы искусно уходить от правды, не прибегая при этом к откровенной лжи.

5 стр., 2016 слов

Восприятие информации человеком

... помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека. Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными ... по своему содержанию эти два процесса различны. восприятие ощущение информация человек Раздел 1. Восприятие информации человеком 1.1 Определение восприятия Восприятие - это процесс познания ...

Передергивание — такой способ подачи информации, когда привлекается внимание только к фактам, наиболее выгодным для источника информации, это сознательное подчеркивание только одних сторон явления, выгодных обманщику. Сюда же можно отнести создание соответствующего оформления, которое преподносит вопрос под определенным углом зрения.

Искажение- преуменьшение, преувеличение или нарушение пропорций. Типичный пример искажения пропорций передаваемой информации сводки с мест боев. Американский психолог Ф. Батлер предложил простой вариант внешне объективной двусторонней аргументации: он советовал приводить в пользу «своей» позиции наиболее сильные, убедительные аргументы, в пользу же «другой» стороны — наиболее слабые. Так можно показать несостоятельность любого оппонента. Можно также сравнивать заведомо неравноценные категории. Не специалисты этого даже не заметят.

Переворачивание- перемена местами, замена «черного» на «белое». Еще польский писатель-юморист Е. Лец писал: «Никогда не изменяйте правде! Изменяйте правду!» Это может быть подмена целей: когда свой интерес выдается за интерес другого человека. Вспомните, как красил забор Том Сойер («Красить забор — это круто»).

Фальсификация (подтасовка) — это передача заведомо ложной информации по существу рассматриваемого вопроса. Это может быть лжесвидетельство, фальшивые заявления и опровержения, фабрикация фактов, документов и т. д. К ней приходится прибегать тогда, когда одного умолчания недостаточно. При фальсификации человек делает следующий шаг: не только утаивает правдивую информацию, но и подает ложную информацию как правдивую. Скрывается реальное положение дел и до партнера доносится заведомо ложная информация, которая может быть представлена в виде фальшивых документов, ссылок на несуществующие источники, на эксперименты и т. п.

В некоторых случаях неистинное сообщение с самого начала требует подтасовки, одного сокрытия недостаточно. Например, если надо исказить информацию о прежнем опыте работы, чтобы получить хорошее место при устройстве на работу. Нужно не только утаить неопытность, но и придумать подходящую трудовую биографию. Подтасовка также неизбежна, если нужно замаскировать то, что человеку необходимо скрыть. Это особенно необходимо, когда речь идет о сокрытии эмоций. Легко утаить уже пережитую эмоцию, и намного труднее — переживаемую в данный момент, особенно если это сильное чувство. Ужас скрыть труднее, чем беспокойство, ярость — чем раздражение.

11 стр., 5449 слов

Классификация эмоций

... вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Волевое действие, сохраняя все существенные признаки преднамеренного действия, включает в качестве необходимого условия преодоление трудностей ... событий, выражают ее, сигнализируют о ней субъекту. Вторая функция эмоций – побуждение. Ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность также способны «навязать ...

Чем сильнее эмоция, тем больше вероятность того, что какой-то ее признак просочится, несмотря на все попытки его скрыть. Имитация другой, непереживаемой эмоции может помочь замаскировать скрываемое переживание. Фальсифицируя эмоцию, можно прикрыть утечку признаков тайного переживания. Намного легче надеть личину, затормозить или погасить рядом других действий те, которые выражают переживаемую эмоцию. Когда руки начинают дрожать, то гораздо легче что-либо с ними сделать — сжать в кулаки или стиснуть их, — чем заставить спокойно лежать.

Лучшая маска- это ложная эмоция. Чаще всего в качестве маски применяется улыбка. Она является противоположностью всем отрицательным эмоциям: страху, гневу, страданию, отвращению и т. д. Еще одна причина популярности улыбки как маски состоит в том, что это самое легкое для произвольного воспроизведения из всех мимических проявлений эмоций. Для большинства людей труднее фальсифицировать отрицательные эмоции. Но не всякая ситуация позволяет замаскировать переживаемую эмоцию. В некоторых случаях нужно решать гораздо более непростую задачу: как скрыть эмоцию, не фальсифицируя другую.

Ложное объяснение— человек также может не таить своих чувств, особенно если у него не получается это сделать, а солгать об их причине. Правдиво признавая переживаемую эмоцию, он вводит в заблуждение относительно причины ее появления.

Дезориентация- это передача не относящейся к делу истинной или ложной информации с целью отвлечь от существа рассматриваемого вопроса. Сообщается все, что угодно, только не о сути дела. Широко используются такие виды дезориентации, как лесть и клевета. Этот прием особенно широко используется политическими лидерами.

18 стр., 8801 слов

Отличие эмоций человека от эмоций животного

... выводы о том, что разница между эмоциями человека и эмоциями животного достаточно велика, между ними есть существенные различия. Вытекающие из различия в потребностях ... ; при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума при полном отсутствии информации; положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения ...

Полуправда- это смешение существенной истинной информации с существенной ложной информацией, смешивание лжи и достоверной информации; одностороннее освещение фактов; неточная и расплывчатая формулировка обсуждаемых положений; ссылки на источники с оговоркой типа: «Не помню, кто сказал…»; искажение достоверного высказывания с помощью оценочных суждений и т. п. Прием «полуправды» чаще всего используется тогда, когда необходимо уйти от нежелательного поворота спора, когда нет достоверных аргументов, но надо непременно оспорить противника, когда необходимо вопреки здравому смыслу, склонить кого-то к определенному выводу. Говорится правда, но только частично.

Подбрасывание ложных доказательств — известно, что люди намного больше доверяют идеям, которые возникли в их собственных головах, нежели тем мыслям, которые исходят от другого человека. Поэтому опытные обманщики всегда стараются избегать прямого давления на жертвы, предпочитая косвенное, ненавязчивое воздействие на его образ мыслей. Для этого они вроде бы случайно подбрасывают ему определенную информацию, выводы их которой он должен сделать сам. При грамотной подаче определенных фактов человек должен сам сделать именно те выводы, на которые и рассчитывает обманщик. При этом важно, чтобы был соблюден принцип: доказательства должны быть подброшены вроде бы случайно, косвенно, только тогда они не вызывают подозрения. Отсюда напрашивается вывод: получив доказательства чьей-то вины, подумайте, существуют ли люди, для которых благоприятно такое развитие событий. Возможно, что эти сведения появились у вас далеко не случайно.

Создание «несуществующей реальности" — при помощи мелких, но выразительных деталей вокруг жертвы создается уголок фальшивого пространства, который должен придать словам и действиям мошенников особую убедительность.

Маскировка- представляет попытку скрыть какую-либо существенную информацию с помощью какой-то несущественной информации. Имеется четыре основных варианта маскировки:

7 стр., 3471 слов

Прием информации человеком

... органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека. Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, ... человеческой деятельности основывается на фундаментальных исследованиях высших психических функций человека -- восприятия, памяти, мышления (образного и понятийного), которые являются внутренними психологическими ...

· - Маскировка существенной лжи несущественной ложью.

· - Маскировка существенной истины несущественной ложью.

· - Маскировка существенной лжи несущественной истиной.

· - Маскировка существенной истины с помощью несущественной истины.

Ложный вывод— еще один прием, позволяющий избежать произнесения неправды. Заключается в том, чтобы позволить собеседнику сделать вывод из сказанного самому, но при этом подвести его к тому, чтобы этот вывод был ложным.

Ложная интерпретация— на логическом уровне связана с умением внедрить в сознание некоторые ложные посылки. Для их внедрения используют такие приемы, как «презумпция нормальности»: сообщение большого количества истинных и доступных проверке суждений, среди которых лишь одно суждение ложное. В силу этого обнаружить неистинное суждение довольно трудно.

Изменение контекста- приводится случай из жизни, который был в действительности. Но этот случай переносится в рамки другого контекста. Это дает возможность сохранить в памяти множество мелких деталей, относящихся к данному случаю, что создает иллюзию правдивости рассказа. Отпадает необходимость что-то сочинять и специально запоминать.

Эффект обманутого ожидания: на нем основывается успешное искажение информации. Человек, которого обманывают, учитывая полученную правдивую информацию, прогнозирует развитие событий в наиболее вероятном направлении, а искажающий информацию человек поступает так, что нарушает его ожидания. Цель неистинного сообщения в том и состоит, чтобы направить мышление собеседника по пути актуализации часто встречающихся знакомых ситуаций. Обманутый всегда является невольным соучастником обмана: он жертва собственных неадекватных представлений о действительности. Также обманщики могут использовать истинную информацию, провоцируя собеседника на ошибочные выводы из нее.

Обман «от противного" — поймал волк зайца. И просит его заяц: «Делай со мной что хочешь, даже съешь меня, только не бросай в терновый куст». «Если он так этого боится, — подумал волк, — то я его туда и брошу». Так умный заяц обманул глупого волка.

21 стр., 10141 слов

Общие вопросы и клинико-психологические характеристики мышления человека

... тесно переплетается с другими психическими функциями. Благодаря мышлению человек получает возможность более глубокого проникновения в окружающий мир ... так как он не может получить никакой конкретной информации. Паралогическое мышление – соединение несопоставимых обстоятельств, явлений, положений; ... то есть паралогика, над бредом в сознании осуществляется непрерывная работа, для его обоснования строится ...

Сообщение правды под видом обмана — другой родственный метод — сказать правду, но с передержками, так, чтобы жертва не поверила ей, т. е. сказать правду лживо. Отто фон Бисмарк говорил: «Если хочешь одурачить мир, скажи ему правду». Обман при помощи правды — редкая форма надувательства. Он очень хорошо срабатывает. Главное же, люди, как правило, не ожидают такой наглости. Правда, здесь необходимо либо хорошо уметь владеть собой, либо быть хорошим артистом.

Обманывают тех, кто хочет обмануться. Во многих случаях жертва обмана упускает ошибки человека, искажающего информацию, давая его двусмысленному поведению наиболее благоприятное истолкование. Это делается во избежание ужасных последствий, которые может повлечь разоблачение. Часто жертва одновременно и выигрывает, и проигрывает от неистинной информации или от ее разоблачения, но эти результаты не обязательно уравновешены.

Обман путем перестановки- когда потенциальную жертву заставляют примерить на себя роль обманщика. В результате различных психологических манипуляций жертве начинает казаться, что это он обманывает других, настоящие же мошенники до определенного момента старательно поддерживают эту иллюзию. И только в финале все встает на свои места.

В любом случае ключевым пунктом в анализе истинно данное сообщение или нет, является определение мотивов субъекта, установление причин, по которым он считает нужным умолчать о некоторых известных ему фактах.

Пожалуй, одним из самых главных моментов в понимании человека человеком и распознании возможного обмана с его стороны является определение его мотивов. Подумайте: существует ли какая-то причина или какой-то интерес у этого конкретного человека умолчать о каких-либо фактах или же вовсе изменить их. Недаром в милиции при раскрытии преступлений всегда задаются вопросом: кому это выгодно? Если вы собираетесь заключить какую-то торговую сделку с партнером, возможно, стоит более внимательно прочитать текст договора, особенно то, что написано в нем мелким шрифтом. А еще лучше составить текст самому, чтобы не было недоразумений.

ФЕНОМЕН КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В настоящее время СМИ активно муссируют слово «клип» в контексте мышления. Произошло это явление не одномоментно, сам термин «клиповое мышление» в философско-психологической литературе появился еще в конце 90-х г. г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости [37].

Первоначально именно СМИ, а не Всемирная сеть выработали универсальный формат подачи информации — так называемую последовательность актуальных клипов. Клип, в данном случае — это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность. Таким образом, человек способен свободно воспринимать и интерпретировать клип в силу того, что погружен в эту самую действительность. На самом деле не все так прекрасно, как выглядит на первый взгляд, поскольку, ввиду фрагментарности подачи информации и разнесению связанных событий по времени, мозг просто не может осознавать и постигать связи между событиями. Формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления — считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую. Поэтому не удивительно, что появление клипового мышления — это ответ на возросшее количество информации [38].

За рубежом термин «клиповое мышление» подменяется более широким — «клиповая культура», и понимается в работах американского футуролога Э. Тоффлера как принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума.

Клип-культура формирует такие уникальные формы восприятия, как «зеппинг» (англ. zapping, channel zapping — практика переключения каналов телевизора), когда путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает.

В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин [39] выделяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:

1.ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

2. потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

3.увеличение разнообразия поступающей информации;

4. увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;

5.рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.

Однозначного определения клипового мышления нет, но из всего вышесказанного следует: «клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.

Мир обладателя клипового мышления превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации. Человек привыкает к постоянной смене сообщений и требует новых. Усиливается желание искать цепляющие заголовки и вирусные ролики, слушать новую музыку, «чатиться», редактировать фотографии и так далее [40].

Отрицательное воздействие клипового мышления:

— Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу

Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой. От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания.

— Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний

Педагоги во всём мире бьют тревогу: школьники и студенты мало читают и не понимают смысла прочитанного. Они плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Они быстро забывают то, чему их недавно учили. Результаты исследований показали, что коэффициент усвоения знаний в школе — 10%.

— Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию

Краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет здравый смысл и способность анализировать и чаще делает ненужные покупки. После у человека может появиться чувство, будто им сманипулировали, но дать объяснение неприятному «послевкусию» сложно, ведь сознание «затуманили» эмоции.

Итак, клиповое мышление формируется так: «на входе» человеку даётся такой большой объём информации (по принципу «чем больше, тем лучше»), что он заведомо не может его целиком переработать и усвоить, в результате сознание «переключается» в режим клипового мышления и начинает выбирать и обрабатывать только ту информацию, которая идентифицируется им как ключевая, а вся остальная информация перестаёт восприниматься и зачастую даже замечаться [41].

При невозможности обработать поступающую информацию за отведённое время включаются внутренние механизмы сознания и, в первую очередь, отключаются «барьеры критического восприятия» (поскольку это требует работы мышления, на что нет времени), а вместо них включаются «фильтры предварительной обработки информации», которые пускают информационный поток «мимо сознания», можно сказать — через подсознание, осуществляя только выборочную передачу малой толики данных в сознание. Что важно — эта выборка того, что поступит в сознание, осуществляется на основании особых «меток», которые мы назовём «ключевыми символами», расставляемых теми, кто «готовит» передаваемую информацию. Реклама, например, использует в качестве ключевых символов товарные знаки, слоганы или визуальные образы из рекламы — поэтому для неё так важна «узнаваемость» брэнда, то есть доля людей, для которых рекламная информация несёт «метку» брэнда. Разнообразные ярлыки, используемые в публичном пространстве — это такие же метки, которые настраивают на строго определённое восприятие информации.

Получается, что при клиповом мышлении вся поступающая человеку информация сразу фильтруется по наличию ключевых символов, причём в этом процессе информация искусственно отделяется от контекста, а зачастую даже и от содержания. Когда субъект ждёт определённую информацию, настроен на неё, он и воспринимает только её, причём буквально, так как дополнительные смыслы и детали заложены в отбрасываемом контексте. При этом каждый воспринимает только то, что хочет, и так как он хочет — соответственно, ни о какой критичности восприятия, логической обоснованности или непротиворечивости не может быть и речи. Выделенная ключевыми символами информация воспринимается сразу, без обработки, буквально и как, несомненно, истинная, при этом она не только имеет приоритет перед всей остальной, но и «подавляет» всю остальную информацию, отправляя её сразу «в корзину», а что самое важное — сразу становится не только несомненной истиной, но и руководством к действию!

Поэтому в своих действиях человек с клиповым мышлением несамостоятелен и склонен ориентироваться на действия других и либо повторять паттерны поведения «особых людей» либо следовать поведению толпы или группы себе подобных. Кого из нас с детства не приучали «быть как все»? Люди с клиповым мышлением, как правило, не могут функционировать полностью самостоятельно и либо вынуждены постоянно объединяться в какие-то группы и структуры, в том числе путём потребления одной и той же приготовленной специально для них информационной «пищи». И, конечно, для них очень важны символы и знаки, позволяющие им сразу идентифицировать «своих» или выделять «чужаков», оказавшихся среди них.

Клиповое мышление спроектировано для исполнителей, в основном среднего и низшего уровня, и тех руководителей низшего и даже среднего звена, которые призваны лишь передавать вниз приказы и инструкции от вышестоящего начальства. Они могут быть эффективны на своём месте, действовать быстро и чётко в рамках готовых и отработанных схем. Такой квалификации, как раньше, от подавляющего числа работников сейчас не требуется. Сейчас главный показатель — скорость, а работа с большими объёмами сложной информации, с нестандартными задачами — это удел немногих специалистов.

ФЕНОМЕН КОНСЦИЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ

Концепция консциентальной войны впервые была выдвинута общественным деятелем Ю.В. Крупновым и доктором психологических наук Ю.В. Громыко в ходе анализа политических процессов в 1991 — 2000 годов на постсоветском пространстве [109].

Консциентальность происходит от латинского слова conscientia — «сознание» или «совесть». Соответственно, консциентальная война — война на поражение сознания. В основе такого поражения лежит уничтожение человеческой способности к свободной идентификации, т. е. к самоопределению того, кем человек стремится быть и в рамках какой культурно-исторической традиции. Другими словами, удар наносится так, чтобы мы не могли ответить на вопрос: кем мы стремимся быть и в рамках какой культурно-исторической традиции намерены жить? Когда человек обладает самоидентификацией, он тверд в мыслях и действиях. Он знает свое место в обществе, он обладает сетью человеческих связей, он чувствует себя частью огромного национального организма. Но если способность человека к самоидентификации уничтожить, то случится страшное. Тогда ему можно внушить любую идентификацию, убедив его в том, что он тот, кому выгодно убеждать. Человек теряет способность к самоидентификации, превращаясь в чистый белый лист, на котором можно «писать или рисовать» что угодно тому, кто перед этим стерилизовал сознание человека-жертвы.Кто я и кто мы — вот два вопроса, от способности быстро и точно решать которые зависит победа в современной войне. Эти вопросы касаются и военного, и гражданского, и рядового, и майора, и генерала. Идентификация является предельно материально-конкретной вещью и относится не только и не столько к идеологии, сколько к позиционированию себя в мире, пространстве и времени. Кто враг? Будут ли тебе стрелять в спину? Кто тебя обеспечивает и поддерживает, а кто мешает или действует против тебя? Кто ты, когда стреляешь в стреляющего в тебя человека, для себя, для него, для своих родных, для своих соотечественников, для «мировой общественности»? И кто они — эти «соотечественники», «мировая общественность» или «развитая цивилизация»?

Типичные опознавательные знаки уже не только плохо работают или не работают вовсе, но и работают против, поскольку тотальная дезориентация противника является одной из ведущих деятельностей современной боевой организации. В этой войне символов и идентификаций побеждает тот, кто ясно знает себя и своё сообщество, кто умеет быстро и точно формулировать свою идентификацию и производить достоверную идентификацию других. Защита свободы и полноты идентификации, максимально эффективная работа с собственной и чужой идентификацией определяются новым типом оружия — консциентальным, т. е. оружием, поражающим сознание.

Ю.В. Громыко также отмечал, что: «Сегодня ведется интенсивная борьба за саму возможность ставить стратегические цели и накапливать ресурс реализации этих целей. Поэтому так называемые классические формы порабощения на основе включения в заданный тип производства в настоящее время становятся все менее и менее действенными… Наличие или отсутствие субъекта, способного ставить глобальные цели, является нормативной точкой отсчета, вокруг которой ведется борьба». Борьба ведется за саму возможность появления Лидера и за механизмы объединения народа вокруг Лидера как субъекта, способного выражать, формулировать глобальные цели и организовывать их достижение.

Консциентальная война — это война психологическая. По форме, цивилизационная по содержанию и информационная по средствам, в которой объектом разрушения и преобразования являются ценностные установки народонаселения противника, в результате чего первичные жизненные цели заменяются вторичными, третичными и более низкими, приземного уровня, с несколько увеличивающейся вероятностью их достижения, причём достижение заменяющих целей воспринимается человеком как его благо. Учитывая непосредственную связь ценностных и целеполагающих установок человека с культурой его народа, можно сказать, что объектом разрушения в консциентальной войне является культурная оболочка противника, а поскольку культура — стержень цивилизации, вопрос идёт о разрушении цивилизации. Как показал в своих работах религиозный мыслитель Шифферс, консциентальная война ведется для того, чтобы разрушить энергию святого, энергию архетипа страны. После этих разрушений и сломов страна превращается в открытое пустое пространство.

Ю. Громыко выделяет пять основных способов поражения и разрушения сознания в консциентальной борьбе:

1. поражение тканей мозга, снижающее уровень функционирования сознания; может происходить на основе действия химических веществ, длительного отравления воздуха, пищи, направленных радиационных воздействий;

2. понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды на основе ее дезинтеграции и примитивизации, в которой функционирует и «живет» сознание;

3. воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения;

4. специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, разрушающих работу сознания (условно может быть обозначено как психотропное оружие);

5. разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации. Конечно, операции с целью слома идентичности и цивилизационной «перевербовки» проводились в течение всей человеческой истории.

Зарождение консциентальной войны как отдельного вида противоборства (хотя так она тогда и не называлась) произошло после Второй Мировой войны. Эта война показала, что слом СССР методом прямого военного противоборства с использованием как обычных, так и ядерных вооружений практически невозможен.

Сегодня консциентальная война отнюдь не завершилась.Через СМИ на людей обрушился водопад передач, нацеленных на разрушение культурных ценностей и моральных устоев. От телепередач не отстают и печатные издания — «девятый вал» разнообразных книг, газет и журналов разной степени приличности и желтизны в максимуме объема нес минимум информации, ведущей к развитию личности, а в значительной части был направлен на прямо противоположные цели.

Исторически так сложилось, что в массовом плане базовую работу по поражению сознания выполняют средства массовой информации и коммуникации. Но применяемые в консциентальных войнах средства воздействием СМИ отнюдь не ограничиваются — существуют еще различные так называемые «учебные» программы, внедряемые в систему образования, а также другие подобные методы. Громадные усилия для их продвижения прикладывают всевозможные неправительственные организации, действующие на удивление слаженно. Ярким примером может служить ювенальная юстиция, которая наносит громадной силы удар по традиционной семье. Да, в ней конечно есть и положительные моменты, но вред от ее введения намного превышает возможную пользу.

Консциентальная война проявляется в культивировании религиозных течений в рамках одного государства. Провозглашая на словах свободу вероисповедания, власть предержащие предоставляют «зеленый свет» массе отдельных религиозных течений, которые ведут активную миссионерскую работу и привлекают в свои ряды все больше и больше людей. В результате население оказывается расколото на мелкие группы, а вера перестает быть объединяющим фактором и, наоборот, становится источником раскола.

Допустим, народ или население какой-либо местности в результате этих действий расколото на множество мелких групп. Что дальше? А именно то, о чем говорилось в начале — проводится объединение этих мелких групп так, как выгодно не государству, в которой они живут, а противнику в консциентальной войне. В настоящее время для определения этого процесса в англо-саксонской геополитике используется устойчивое терминологическое обозначение — нациостроительство или нацибилдинг (nation-building).

Такое нациостроительство сейчас проводится в рамках выполнения программы глобального доминирования и господства, прежде всего, в форме гиперимперии Западного мира.

Высшим достижением правильно организованной консциентальной войны, войны на поражение сознания и его способности к свободной идентификации, — является создание такой ситуации, когда в самый разгар боевых действий и в условиях катастрофического поражения в консциентальной войне у населения, включая и «профессионалов» политики и военного дела, включая «элиту», возникает абсолютно очевидное и трижды достоверное переживание наивысшего расцвета мира и бесконечной отдаленности войны…

Источники информации для самостоятельной подготовки:

36. Искажение информации. Приёмы искажения информации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:. — Название с экрана.

37. Игорь Ашманов: «Сегодня информационное доминирование — это все-равно, что господство в воздухе». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.warandpeace.ru/ru/analysis/vprint/79 818/. — Название с экрана.

38. Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — С. 110−112.

39. «Клиповое мышление» — феномен современности. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/. — Название с экрана.

40. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. — № 1. — Режим доступа:. — Название с экрана.

41. Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207 449-clip. — Название с экрана.

42. Люди с клиповым мышлением элитой не станут. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rosbalt.ru/piter/2015/03/28/1 382 125.html. — Название с экрана.

109. Консциентальные войны: реальность и фантастика. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:. — Название с экрана.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector