Ведение в общую психологию.

олищук Людмила Николаевна.

 

1. История психологии.

2. Общая психология и её место в системе психологической науки.

3. Структура современной психологии.

4. Методологические основы психологии.

5. Место психологии среди других наук.

 

1. История психологии – изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию её природы, функций и генезиса.

Психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования психологии как науки.

В тоже время в работах многих психологов чётко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Поэтому в истории психологии анализируются её связи с другими науками, их влияние друг на друга, которое изменялось в процессе развития психологической науки, хотя приоритетное значение философии и естествознания оставалось неизменным.

Естественно, что изменялись и взгляды на предмет психологии, на методы изучения психики, её содержания. Анализ этих изменений также является предметом исследования истории психологии.

В литературе часто можно встретить слова «психология имеет длинную предысторию и короткую историю.»

Общепризнанно, что психология стала настоящей наукой лишь в конце 19 века. В это же время психологические знания накапливались не одним поколением учёных и общественных деятелей. Поэтому, условно становление психологии можно выделить в 5 этапов:

1. (Более 2000 лет назад) – развитие психологических знаний связано прежде всего с деятельностью древнегреческих мыслителей (Аристотеля, Платона, Гиппократа и др.).

Предметом изучения в то время выступала душа.

2. (17-19 век) – данные период связан с развитием естественных наук и философской мысли, в трудах некоторых философов, обосновывалась необходимость изучать сознание человека. Именно оно выступало основным предметом изучения в то время. На этот период приходится и одно знаменательное событие, которое считается датой возникновения психологии, как науки.

6 стр., 2741 слов

Предметом изучения в данном курсе является организм

Тема 1: предмет и содержание курса «возрастная анатомия, физиология и гигиена» План: Предмет и содержание курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Состояние здоровья современных детей и подростков. Понятие о здоровьесберегающих технологиях в работе ОУ. 1. Предмет и содержание курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Анатомия – наука о строении организма, физиология – наука о ...

В 1879 году немецкий учёный Вильгельм Вундт в Лейпциге создал первую в мире психологическую лабораторию, которая стала международным центром экспериментальных исследований психики.

3. (начало 20 века) – в это время в психологии начинают занимать ведущие позиции учёные, которые считали, что основная задача психологии это наблюдение за поведением внешними двигательными реакциями человека. Поэтому, на их взгляд, психология может быть объективной наукой, если её предметом будет выступать поведение человека, а не какие-то внутренние психические факторы (мотивы, способности, характер и т.д.), которые измерять невозможно.

4. (середина-конец 20 века) – развитие психологии в это время характеризовалось существованием 2 традиций исследования психологических явлений: западной и советской.

Для западной психологии характерно первостепенная направленность на решение прикладных задач. На ряду с развитием и обновлением классических теорий (психоанализа и бихериоризма) появились новые направления (когнитивная, гуманистическая и др.).

Советская (отечественная) традиция сформировалась на базе философии диалектического материализма, поэтому для неё характерна соответствующая методологическая основа и наличие многочисленных исследований теоретического плана.

5. (конец 20-в.вр.).

Для современного этапа развития психологии характерно существование разных подходов к изучению психики, превращения психологии в многоотраслевую область знаний, учитывающей запросы практики и стремящейся к интеграции накопленных знаний. При этом происходит взаимообогащение различных направлений, школ, традиций.

 

Бщая психология и её место в системе психологической науки.

Каждый человек отличается чем-то от других: один интересуется музыкой, другой спортом, один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим. Всё это восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявление темперамента и характера это явления человеческой психики, это свойства высокоорганизованной материи (головного мозга) заключающейся в способности субъекта активно отражать явления объективного мира, что делает возможным построение картины этого мира и саморегуляцию своего поведения и деятельности. А наука изучающая психику (сознание) и психические явления называется психологией.

2 стр., 942 слов

14.Психология лечебного процесса

ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Одной из особенностей современной медицины является возрастание роли личностных и психосоциальных факторовв развитии и течении патологических расстройств. Это связано: с достижениями современной медицины (способы продления, сохранения жизни прежде неизлечимых больных); с развитием научно-технического прогресса и урбанизацией, их влиянием на психобиологическую ...

 

Психика человека проявляется, формируется и развивается в деятельности. судить о психических процессах и свойствах человека можно только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека.

Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, творческую).

Различные стороны деятельности (навыки, внимание), как необходимое условие любой деятельности и т.д.

Наличие психики связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны, проявления психики свойственны только животным и человеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека.

Только человек присуща высшая форма психической жизни – сознание.

Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду и связанной с возможностью предварительно-обдумывать свои действия, планировать путь и средства достижения поставленной цели, отчётливо представлять себе конечный результат.

Традиционно структуру психических явлений составляют: психические процессы, психические свойства личности, психические состояния.

Психические процессы – отдельные формы или виды психической деятельности. Выделяют познавательные психические процессы, направленные на познание человеком окружающего мира (ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение).

Эмоциональные процессы (чувства) направлены на переживание различных эмоциональных состояний (печаль, радость, страсть и т.д.).

Волевые процессы и действия, направленные на преодоление внешних или внутренних препятствий (способность субъекта ставить цель, видеть и выбирать способы её достижения и др.).

Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (потребности, интересы, способности, темперамент, характер).

Психические состояния это особая характеристика психической деятельности человека на некоторый период времени. Они отражают индивидуальные особенности человека, влияют на его самочувствие и поведение в течении определённого периода (состояние утомления, рассеянности, раздражительности и т.д.).

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее жиз­ни внутренними противоречиями. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудача­ми, нарушениями равновесия между индивидом и обще­ством. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ре­бенком и родителями), сами еще не становятся ...

Таким образом психология это наука о закономерностях возникновения развития и функционирования психики и сознания человека. Предметом психологии являются закономерности развития и проявления психических процессов, состояний, свойств, образований.

Актуальными задачами психологии, как науки, являются:

1. Изучение объективных психологических фактов, закономерностей и законов психической деятельности в их развитии.

2. Разработка современных психологических методов диагностики психических характеристик человека.

3. Участие психологии, как науки, в разрешении комплексных и глобальных проблем современности.

4. Повышение общей психологической культуры личности для максимального использования ею своих внутренних ресурсов и достижения личных жизненных целей.

5. Внедрение способов активного обучения и воспитания подрастающего поколения с учётом действия психологических законов и современных информационно-технических возможностей.

6. Реализация прикладных психологических программ в различных сферах жизнедеятельности личности (здравоохранении, бизнес, семья, досуг и т.д.).

 

Етодологические основы психологии.

Изучение методов психологии требует детального анализа таких понятий, как методология, метод, методика исследования.

Методология – (metodos. греч. путь познания) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе. Методология определяет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия.

Традиционно в психологии выделяют 3 уровня методологии:

1. Общая методология – определяет философский подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нём. Можно сказать, что его содержание составляют философские законы.

2. Специальная методология – учения о методологических принципах науки. Под принципом понимают основное исходное положение какой-либо теории науки, организации.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, ...

Основополагающими принципами психологии являются: принцип развития, принцип системного подхода, принцип личностного подхода, принцип активности, принцип единства сознания и деятельности и другое.

Принцип развития раскрывает истоки человеческой психики как динамического феномена. Психика может быт правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой, как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания. Принцип системного подхода предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов ориентируя специалиста на осознание психики, как целостного интегрального явления.

Принцип личностного подхода указывает, что изучение психики адекватно лишь при учёте совокупности личностных и групповых особенностей людей, их потребностей, интересов, способностей, жизненного и профессионального опыта. учёта психотипических и индивидуально-психологических особенностей.

Принцип детерминизма – объясняет причины развития психики, её истоки. Согласно этому принципу всё существующее возникает, видоизменяется, и прекращает существовать закономерно.

Детерминация или причинность – генетическая связь явлений, порождения предшествующим (причиной) последующего (следствия).

Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия биологического (природного) и социального фактора. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально. Активность обеспечивает непрерывность развития.

Принцип единства сознания и деятельности указывает, что трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность, благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средство осуществления, мыслит о предполагаемом результате, сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном у

Введение. Детская игра, очень важный момент развития ребенка, способ, посредствам которого он познает окружающий мир. Игра учит ребенка общению, учит быть добрым, смелым, подвижным, прививает чувство ответственности. Игра сближает взрослых и детей помогает им лучше понять друг друга. Игры очень нужны в раннем возрасте: они дарят малышу радость, уверенность в себе и в своих возможностях, возбуждает ...

3. Частная методология – совокупность используемых в науке методов. Частная методология или методы психологии определяется более высокими уровнями методологии (общий или специальный).

Методология существенным образом влияет и на развитие психологических теорий. При этом, если теория представляет собой результат познания психических явлений, то методология определяет способы достижения и построения этого знания.

Использование методов в конкретной исследовательской ситуации определяет ме

 

 

Сихологическая структура личности состоит из нескольких компонентов.

1. Направленность личности, или отношение человека к действительности.

2. Способности (талант).

3. Характер и темперамент.

4. Самоконтроль и самосознание.

 

3. Вопрос: современные теории личности.

«Теория личности 3. Фрейда, А. Адлера, Г. Айзенка, Юнга, А.Г. Маслоу,

Классификация новейших теорий личности: модель личности К.К. Платонова, теория Э. Берна, теория личности А.Н. Леонтьева.»

А дальше идёт какая-то муть. Та ещё училка !

Понятие личность в психологии используют в разных значениях. В одном из последних психологических.словарях личность определяется как особое качество.человека приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общении. (Психологический словарь под редакцией Зимченко В.П., Мещерякова Б.Г. 2004 г. Москва).

В этом же издании отмечается, что в настоящее время существует многообразие подходов к пониманию личности и это необходимо учитывать.

В отечественной психологической науке чаще всего в качестве основных признаков личности выделяются:
1. Включённость в общественные отношения.
2. Участие в совместной деятельности.
3. Развитое самосознание.
Личность, как психологическое образование обладает следующими свойствами:
1. Активностью — способностью преобразовывать окружающий мир в соответствии со своими потребностями. Активность личности проявляется в творчестве, волевых актах, общении, в активной жизненной позиции человека.
2. Единством — взаимосвязью и взаимозависимостью всех сторон личности благодаря чему личность всегда выступает в своей целостности, претворяет в реальной жизни свою жизненную программу.
3. Устойчивостью – относительным постоянством свойств, благодаря устойчивости поведение личности становится последовательным и предсказуемым. Ощущение внутренней устойчивости собственной личности это важное условие психического благополучия человека. В то же время устойчивость личности не исключает её гибкость или адаптивность (умение действовать в соответствии с изменяющимися условиями при учёте своих планов, целей и т.д.)
Важнейшим условием развития личности является включённость человека в общественные отношения. На протяжении своей жизни человек входит во множество социальных групп, является субъектом различных социальных отношений, выполняет разнообразные социальные функции и роли. Роль это набор норм определяющих как должен вести себя человек данного социального положения.
Основой, на которой формируются социальные роли являются социальные нормы.
Социальная норма это предписание общепринятой формы способа поведения в определённых ситуациях социального взаимодействия.
В зависимости от общественных отношений различают моральные, политические, культурные, этнические и другие нормы.

11 стр., 5034 слов

Вопросы к экзамену по Социальной методологии Оглавление

... человека и общества и представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности управленцев в сфере разработки и подготовки различных вариантов решения социальных проблем. Методология социального ... групп. Проективные методы исследования. Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно ...

На основе социальных норм происходит подразделение поведения на:

1. Нормальное – социально адаптированное.

2. Отклоняющееся (девиантное).

3. Противонормное (противоправное).

На отклоняющееся противонормное поведение общество реагирует соответствующей системой воздействий, системой социального контроля.

Социальный контроль – система общественного воздействия на личность, обеспечивающая устойчивые социальные отношения в следствие подчинения личности социальным нормам.

Социальный контроль осуществляется системой санкций: правовых (выговоры, штрафы, изоляция и т.д.).

и морально-этических (осуждение, порицание, непринятие и т.д.).

Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами различных социальных групп, к которым он принадлежит. Порой эти нормы предъявляют человеку взаимоисключающие ожидания, что порождает так называемый ролевой конфликт (например, ролевой конфликт работающей женщины, разрывающейся между обязанностями, которые накладывает на неё роль жены и матери) её ожиданиями, предъявляемыми к ней как к полноправному члену трудового коллектива.

Разрешение ролевого конфликта это сложная проблема, требующая огромного психического напряжения. Способы преодоления такого конфликта могут быть различными (переосмысление роли, разотождествление себя с ролью, освоение роли, определение соподчинённости ролей и др.).

Важным условием конструктивного разрешения является следование личности своим ценностям.

Ценность это личная значимость того или иного явления, предмета, стороны действительности. У каждой личности формируется своя система ценностей. Ценности личности являются её поведенческим ориентиром, основой самоконтроля.