В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПСИХОЛОГОВ И ВРАЧЕЙ

СУПЕРВИЗИЯ И БАЛИНТОВСКИЕ ГРУППЫ

ВедущийВладимир Александрович ВИНОКУР,

доктор медицинских наук, профессор Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа.

Президент Санкт-Петербургского Балинтовского общества, член консультативного совета Международной Балинтовской Федерации, член редколлегии «Balint–Journal (Zeitschrift der Deutschen Balint–Gessellschaft)» (Германия).

В 1999-2000 гг. – эксперт по балинтовским группам в программе Европейского Совета TACIS «Охрана здоровья на рабочих местах».

Международный сертификат ведущего балинтовских групп.

Автор ряда работ в российских и зарубежных научных изданиях по групповой супервизии, технологии проведения и анализу работы балинтовских групп медицинских работников и психологов.

 

Балинтовские группы являются группами обучающего тренинга, обмена опытом и психологической поддержки, которые направлены на повышение профессиональной и психологической компетентности у участников посредством анализа межличностных отношений и взаимодействий специалистов помогающих профессий в трудных случаях их деятельности. Благодаря тому, что в процессе работы участники развивают способность лучше понимать проблемы клиента и сложности коммуникации с ним.

Балинтовская группа не предназначена для поиска решений о том, как именно клиенту помочь. Ее задача – помочь участникам осознать искаженные представления о себе и то, что они о себе не знают; расширить знания о специфике общения и поведения; развить способности более адекватно и полно воспринимать и оценивать себя, других, межличностное взаимодействие; эмоциональная коррекция участников в результате обсуждения и проработке трудных случаев и др.

 

Данный семинар – тренинг предназначен для: врачей различных специальностей и медицинских психологов, практикующих психологов – консультантов, социальных работников, организаторов здравоохранения, преподавателей медицинских и психологических учебных заведений, студентов.

Цели: предоставление участникам новой информации об основных принципах и моделях супервизии, структуре и технологии работы балинтовской группы, ее роли в профессиональном усовершенствовании врачей и психологов, развитии эффективной профессиональной коммуникации и предупреждении профессионального «выгорания». Проведение практической супервизии случаев из клинической практики участников семинара – тренинга, их профессиональный и личностный рост.

22 стр., 10618 слов

Роль психолога в работе с детьми дошкольного возраста ‘группы риска’ при подготовке их к школе

Роль психолога в работе с детьми дошкольного возраста "группы риска" при подготовке их к школе Содержание Введение Глава 1. Содержание работы психолога при подготовке к школе детей "группы риска" 1.1 Работа психолога при подготовке детей к школе 1.2 Особенности детей дошкольного возраста находящихся в "группе риска" Глава 2. Выявление детей "группы риска" и коррекционно-развивающая работа ...

В качестве основных идей семинара:

Ø «Врач должен открыть в самом себе способность выслушивать у своих больных то, что им вряд ли всегда удается выразить словами, и поэтому он должен начинать с того, чтобы послушать такую речь у себя самого» (M. Balint).

Ø «…Ни один психотерапевт не продвигается в своей работе дальше, чем ему позволяют собственные комплексы и внутренние сопротивления…» (З.Фрейд).

Ø «Нелегко указать на кого-либо, кто стал бы несчастливым от того, что был невнимателен к происходящему в чужой душе. Но неизбежно будет несчастливым тот, кто не следит за движениями своей собственной души» (Марк Аврелий).

Ø «…одно из прекраснейших свойств нашей жизни – в том, что невозможно искренне помогать другому, не помогая при этом самому себе» (Чарльз Уорнер).

Ø «… В отношениях между людьми очень важно понять того, кто вступает в эти отношения. Я говорю не только о вашем пациенте. Первым делом вам нужно понять себя» (Лиз Николс).

В программе:

Ø Психотерапевт и клиент в пространстве терапевтического взаимодействия.

Ø Коммуникативные барьеры в коммуникации с пациентом и их преодоление. Терапевтическое сотрудничество. Эмпатия.

Ø Психологические роли врача / психолога и пациента в профессиональном взаимодействии.

Ø Профессиональная идентичность и проблемы искажения профессиональной мотивации у врачей / психологов.

Ø Контрперенос психотерапевта как его бессознательная реакция на клиента. Как мы понимаем реакции клиента?

Ø Основные модели супервизии в работе психотерапевтов / психологов.

Ø Балинтовская группа как модель продуктивной супервизии и профессионального развития.

Ø Балинтовская группа: принципы и технология работы, ресурсы, возможности и ограничения.

Ø Что делает балинтовскую группу эффективной?

Ø Методические аспекты ведения балинтовской группы.

Ø Потенциал балинтовской группы в работе с профессиональным «выгоранием» специалистов помогающих профессий.

Обсуждение и анализ проблем профессиональной коммуникации в деятельности врача/психолога происходит с соблюдением основных правил психологического тренинга: конфиденциальности, недирективности, эмоциональной поддержки и безопасности в группе, развития ее сплоченности. Группа после начала ее работы является закрытой для новых участников.

Формы работы: лекция, групповые дискуссии, балинтовская группа, анализ случаев из практики участников.

В программе используются собственные авторские разработки и методики, созданные в сотрудничестве с King’s College (Лондон, Великобритания), Британским Oбществом аналитической психологии и Международной Балинтовской Федерацией.

Программа основана на рекомендациях Международной Балинтовской Федерации (2004), являющихся международным консенсусом по технологии работы балинтовской группы и ее ведущего, и опыте многолетней работы Санкт-Петербургского Балинтовского общества.

Количество участников – до 20 чел.

Продолжительность семинара – тренинга 25 учебных часов.

Будут выданы сертификаты балинтовского общества.

Место дисциплины в структуре образовательной программы. Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин.

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин.

Тематический план учебной дисциплины

Распределение часов по модулям

 

Всего часов по дисциплине Аудиторные часы Самостоятельная работа
1 модуль 48 часов 32 часа 16 часов
2 модуль 48 часов 32 часа 16 часов
3 модуль. 60 часов 40 часов 20 часов
4 модуль 60 часов 40 часов 20 часов
ИТОГО 216 часов 144 часов 72 часа

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Й КУРС (1-4 модули)

 

Учебные недели и модули Наименование разделов и тем (Обще-академический английский язык) Лексический материал (подготовка к экзамену IELTS) Аудитор-ные часы Самост. работа Экзаменацион-ные навыки по видам речевой деятельности
1 модуль 1-4 недели Тема 1: Личность Лексика. 1.1 Качества характера, интроверты и экстраверты. 1.2.Яркие личности в политике и искусстве. 1.3. Ролевая игра «Прием на работу» Грамматика. Формы вопросов. Настоящее простое и настоящее продолженное время. Словообразование. Суффиксы.   1.1.Описание внешности людей (строение тела, черты лица) 1.2.Описание людей – характер, эмоции. 1.3. Семья. · Ознакомительное чтение (истинные, ложные утверждения, ответы на вопросы) · Говорение (Первая часть – ответы на вопросы общей тематики) · Аудирование (1 часть)
1 модуль 5-8 недели Тема 2: Путешествие и туризм. Лексика. 2.1.Виды туризма, практические советы путешественникам. 2.2. Великие исследователи истории 2.3. Биографии знаменитых людей на примерах великих путешественников Грамматика. Прошедшее простое время. Прошедшее простое и настоящее завершенное время. Словообразование. Фразовые глаголы. 2.1.Виды транспорта 2.2. Животные и растения. 2.3. Вводные слова и обороты.   · Поисково-просмотровое чтение (ответы на вопросы, верное размещение пропущенного текста) · Говорение — вторая часть (подготовка мини-презентации по теме) · Письмо (эссе)
2 модуль 1–3 недели   Тема 3: Должности и обязанности. Лексика. 3.1.Сферы деятельности в компании, характеристика профессий. 3.2.Работа из дома. 3.3.Ролевая игра «Интервью с работодателем» Грамматика. Настоящее завершенно-продолженное время. Настоящее завершенное и завершено-продолженное время. Словообразование и морфология. Предлоги. 3.1.Профессии и обязанности 3.2.Служебные проблемы 3.3. Академическая лексика · Аудирование – (2 часть) · Письмо – (написание дискурсивного эссе)  
2 модуль 4–6 недели Тема 4: Язык в современном обществе. Лексика. 4.1.Строй языка, язык и текст 4.2.Исчезающие языки мира 4.3.Ролевая игра «Организация языковой стажировки» 4.4.Анализ и составление таблиц и графиков на примерах характеристик языков. Грамматика. Грамматические формы выражения будущих действий. Придаточные предложения условия первого типа. Словообразование.Фразовые глаголы. 4.1.Страны и национальности 4.2. Обычаи и история. 4.2. Спорт 4.3. Фразовые глаголы   · Ознакомительное чтение (ответы на вопросы, заполнение диаграммы) · Письмо – первая часть (описание статистических графиков) · Говорение (3 часть)  
2 модуль 7-8 недели Тема 5. Реклама. 5.1.Современные способы рекламы 5.2. Реклама и дети 5.3. Ролевая игра «Презентация продукта» Грамматика.Грамматические формы выражения сравнения. Придаточные предложения условия второго типа. Словообразование.Устойчивые словосочетания. 5.1. Продукты питания 5.2. СМИ   · Аудирование – часть 3 · Говорение – части 1-3  
  Контрольная работа      
Зачет Проставление зачета        
           
3 модуль 1-4 недели Тема 6. Проблемы современного бизнеса 6.1.Основы ведения бизнеса 6.2. Ролевая игра «Деловые переговоры» Грамматика. Прошедшее продолженное время. Прошедшее завершенное время. Словообразование. Образование терминов 1.1. Деньги 1.2. Глобальные проблемы. 1.3. Экономика, ресурсы.     · Поисково-просмотровое чтение (сопоставление, множественный выбор) · Письмо – первая часть (описание диаграмм, сравнительных таблиц)  
3 модуль 5-8 недели   Тема 7: Образование Лексика. 7.1. Образование и обучение 7.2. Методики обучения, высшее образование 7.3. Ролевая игра «Проблемы организации обучения» 7.4. Структура и особенности англоязычных писем   Грамматика. Определительные придаточные предложения Словообразование. Устойчивые словосочетания. 7.1. Система образования в зарубежных странах 7.2. Наука. · Ознакомительное чтение (истинные и ложные утверждения, множественный выбор, распределение заголовков) · Аудирование – часть 4 (заполнение пропусков, множественный выбор, дополнение диаграммы)
3 –4 модули 9–10, 1 недели Тема 8: Инженерное искусство Лексика. 8.1.Достижения инженерии8.2. Инженерия в борьбе за выживание, чудеса инженерии. 8.3. Чтение и написание инструкций Грамматика. Страдательный залог. Артикли. 8.1. Формы и размеры 8.2. Технологии 8.3. Здания · Письмо (первая часть – описание процессов) · Говорение (части 1-2)
4 модуль 2-5 недели Тема 9: Тенденции и направления Лексика. 9.1. Потребительский рынок, тенденции в моде. 9.2.Тенденции и направления: Описание изменений Грамматика. Инфинитив и герундий 9.1. Компьютеры и интернет 9.2. Медицина и психология 9.3. Мода, одежда · Письмо – вторая часть (написание дискурсивного эссе) · Поисково-просмотровое чтение (заполнение пропусков, ответы на вопросы)  
4 модуль 6-8 недели Тема 10. Искусство и СМИ. Лексика. 10.1.Виды массового воздействия 10.2. Отшельники и искусство. Грамматика. Косвенная речь 10.1. Жанры искусства 10.2. Литература и кинематограф 10.3. Культура. · Аудирование – части третья и четвертая (ответы на вопросы, дополнение диаграмм и схем) · Говорение – части первая, вторая, третья (ответы на общие вопросы, подготовка мини-презентации, ответы на вопросы по теме)  
4 модуль 9-10 недели Тема 11. Преступления Грамматика.Будущее совершенное и продолженное. Повторение пройденного материала. 11.1. Виды преступлений   · Повторение основных навыков к экзамену
  Итоговая контрольная работа      
Экзамен   на зачетной неделе      
ИТОГО      

Примечание

1. Подход к повторению грамматического и лексического материала определяется ведущим преподавателем в зависимости от уровня группы

2. Задания для развития академических навыков подбираются ведущим преподавателем из учебного пособия “Focus on Skills for IELTS. Foundation” или других материалов, указанных в списке дополнительной литературы. Выбор заданий зависит от уровня группы.

Формы контроля знаний студентов. Тип контроля Форма контроля Параметры ** Текущий в течение всего

 

Тип контроля Форма контроля Параметры **    
 
Текущий   в течение всего модуля  
доклады * * * * 5 мин
дискуссии * * * * 10 мин
лексико-грамматические тесты * * * * 20 мин
описание графиков * * * * 30 мин
дом задание         по учебнику Language Leader (workbook)
Промежу-точный Зачет выполнение заданий в рамках подготовки к IELTS (чтение, аудирование, описание графика)   *     письменная часть – 30 мин чтение – 30 мин аудирование – 20 мин
Итоговый Экзамен         * устный экзамен
                 

 

Критерии оценки знаний, навыков

Требования по окончании I курса

 

Чтение

— читать без словаря оригинальную литературу по общегуманитарной тематике со скоростью не менее 110-120 слов в минуту;

— читать со словарем академический текст, содержащий осложненный грамматический материал; при форме проверки письменным переводом — 1500 печ. зн. в час, при форме проверки устным переводом — 1500 печ. зн. за 15 минут;

Говорение

— выражать свои мысли в устной форме по пройденной тематике с использованием активно усвоенных грамматических явлений (темп речи 120-130 слов в минуту);

— устно излагать содержание текста по пройденной тематике;

— устно излагать краткое содержание и основные мысли текста любой сложности;

— иметь словарный запас в объеме 4 тыс. единиц общеупотребительной и специальной лексики.

Аудирование

— понимать на слух тексты гуманитарной направленности, содержащие до 3% незнакомой лексики, значение которой должно быть раскрыто на основе умения пользоваться языковой и логической догадкой.

Письмо

— уметь описать график, диаграмму согласно требованиям, предъявляемым на экзамене для получения оценки не ниже 6.5.

Содержание дисциплины

Основным содержанием практической дисциплины “Академический английский” являются разговорные темы традиционного межкультурного значения и строго отобранные, необходимые для полноценного общения и обучения на иностранном языке языковые и речевые средства. Развитие темы и ее усвоение представляет собой набор знаний и умений в области фонетики, лексики, грамматики и чтения, а также навыки говорения и письма.

Специфика IELTS также подразумевает развитие академических навыков и подготовку к формату экзамена.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать адекватные языковые средства, позволяющие:

— читать, понимать и интерпретировать адаптированные и неадаптированные художественные и публицистические тексты;

— понимать на слух дикторскую речь и носителей языка, говорящих в умеренном темпе;

— участвовать в разговорах и дискуссиях;

— осуществлять рефлексию (реакцию на речь и поведение собеседника);

— письменно излагать полученную информацию;

— запрашивать информацию;

— выстраивать высказывание, в зависимости от его назначения.

 

В результате практики студенты должны уметь использовать полученные знания во всех видах речевой деятельности:

— фонетически оформлять подготовленные и неподготовленные высказывания и пользоваться транскрипцией;

— понимать изученные грамматические явления в тексте и на слух и корректно употреблять их в собственной речи;

— адекватно употреблять изученные лексические единицы и понимать значение неизвестных единиц в контексте универсальных тем и понятий:

— стилистически верно оформлять любое высказывание (вопрос, обращение, указание, просьба, согласие, возражение и т.д.);

— структурировать устную и письменную речь (начало, презентация идеи, развитие идеи, последовательность, иллюстрация, выводы, завершение);

осуществлять необходимые речевые действия в сфере формального и неформального общения (привлечение внимания, сигнал непонимания, свободное обсуждение, предложение, звонок, письмо, краткое и развернутое высказывание).

Порядок формирования оценок по дисциплине. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях.(см

 

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях.(см. п.6.1.) Преподаватель имеет право добавить или убавить балы за лексическую и грамматическую насыщенность работы (lexical and grammatical range), а также за творческий подход к выполнению задания. За высокий уровень активности на семинарах преподаватель может добавить 10 баллов.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем.

Текущий контроль по дисциплине английский язык осуществляется в течение семестра и включает в себя контроль развития всех навыков, перечисленных в программе (формы контроля развития определенного навыка могут варьироваться в зависимости от тематики и уровня группы).

В ходе аудиторных занятий систематически проверяются домашние задания и оцениваются устные выступления: монологические, диалогические, работа в группах и участие в дискуссиях. Объем заданий определяется преподавателем, в зависимости от уровня группы.

Для объективности контроля и прозрачности выведения оценки успешность выполнения задания оценивается определенным количеством баллов. Количество выставленных баллов за одно задание не является оценкой по 10-баллной шкале, а суммируется при подведении итогов промежуточного контроля.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

по курсу английского языка

для 1 курса отделения Прикладной математики

1 модуль (9 учебных недель)

Диктант 15 х 3 = 45

Говорение (IELTS 2,3) 15 х 2 = 30

Грамматика 10 х 2, 15 х 1 = 35

Чтение 20 х 1 = 20

Аудирование 20 х 1 = 20

Эссе (IELTS 2) 20 х 1 = 20

Баллы за ролев.игру 10 х 1

Итого: 170 баллов

 

2 модуль (9 учебных недель )

Диктант – 3 х 15 = 45

Грамматика – 15 х1, 25 х 1 = 40

Аудирование – 15 х 1, 10 х 1 = 25

Описание графика – 15 х 2 =30

Говорение 15 х 1=15

Чтение 15 х 1 = 15

Контрольная работа (по курсу IELTS) 50 – аудирование, чтение, описание графика

Итого: 170+60 = 230

Итого за 1 модули 1 и 2 = 400 баллов

 

3 модуль (11 учебных недель)

Диктант – 4 х 15 =60

Грамматика – 15 х1, 15 х 1 = 30

Аудирование – 15 х 2 = 30

Описание графика – 15 х 1 =15

Эссе – 20 х 1 = 20

Говорение 15 х 1 = 15

Чтение 20 х 1= 20

Итого: 190 баллов

 

4 модуль (12 учебных недель)

Диктант – 3 х 15 = 45

Грамматика – 30

Аудирование – 15 х 3= 45

Описание графика – 15 х 1 =15

Говорение 15 х 2 = 30

Эссе – 20 х 1 = 20

Чтение 20 х 1= 20

Задание на усмотрение преподавателя – 15

Контрольная работа (по курсу IELTS) 60

Итого: 220+60 = 280

 

Итого за 3 и 4 модули = 470 баллов

Аудирование, чтение, написание эссе

 

В отдельных случаях количество баллов может изменяться преподавателем в зависимости от сложности задания и уровня группы.

Преподаватель имеет право прибавить или вычесть до 20 баллов за посещаемость, прилежание и активное участие.

 

Рубежная контрольная работа (2 модуль) и итоговая контрольная работа (4 модуль) включают максимально приближенные к формату экзамена IELTS задания, основанные на пройденном языковом материале.

 

Таблица 1. Критерии оценки заданий промежуточного контроля:

Формы контроля Ориентировочные критерии оценки *
Диктант Общая сумма баллов – 15** 1 ошибка – 1 балл правописание – 0.3 балла артикль – 0.5 балла
Эссе Общая сумма баллов – 15 Полнота раскрытия темы – до 15 баллов (Task achievement) Отсутствие должной организации – до 15 баллов /вступление – 3 баллов; основная часть – 5 баллов; связки – 3 баллов; заключение – 3 баллов/ (Coherence) Неправильное употребление лексической единицы – 0,5 –1 балла (WW) Грамматическая ошибка – 0,5 балла (Gr) Артикль – 0.3 балл (Art) Предлог – 0.5 балл (Prep) Правописание – 0.5 балла (Sp) Смысл неясен – 2 балла (Sense) Повторы – 1 балл (Rep) Сокращения – 0.3 балла (Contr) Преподаватель также имеет право добавить до 6 баллов за употребление сложных грамматических конструкций и лексическое наполнение работы.
Устная работа (задания формата IELTS, доклады, ролевые игры, обсуждения, презентации и др.) Общая сумма баллов – 15 Грамматическая ошибка – 1 балл; Лексическая ошибка – 1 балла; Артикль, предлог – 0.3 балла; Произношение – 0.5 балла Смысл неясен – 2 балла Полнота раскрытия темы – до 15 баллов Отсутствие должной организации – до 15

 

 

  1. Промежуточный контроль проводится по окончании 2 модуля. Он не предусматривает одного устного зачета, по которому выставляется балл в ведомость и зачетную книжку. Оценка выставляется по кумулятивной системе на основе накопленных за 1-2 модули баллов, в этот же расчет баллов включается итоговая контрольная работа. Оценка за итоговую контрольную работу не является блокирующей.

Таблица 2. Перевод в 10-бальную шкалу

 

5-балльная шкала 10-балльная шкала Количество баллов в 1 и 2 модулях (400) Количество баллов в 3 и 4 модулях (470) %
неуд. 0 – 239 0 — 281  
удовл. 240 – 267 282 – 314 с 60%
268 — 299 315 – 351 с 67%
хорошо 300 — 327 352 – 384 с 75%
328 — 351 385 – 413 с 82%
отлично 352 — 371 414 –436 с 88%
372 — 387 437 – 455 с 93%
388 — 400 456 – 250 с 97%

 

 

При наличии двух аспектов дисциплины английский язык каждый преподаватель вычисляет оценку по своему аспекту, после чего оба преподавателя, работающие в одной группе, сравнивают оценки по обоим аспектам и выставляют одну общую оценку по английскому языку в ведомость и зачетную книжку.

 

Итоговый контроль проводится по завершении дисциплины, то есть после 4 модуля.

Итоговый контроль состоит из двух компонентов: 1 промежуточного контроля за 3 модуль ПК2 (вычисляется в баллах, а потом переводится в 10-балльную шкалу по схеме, описанной выше) и 2. экзамена Э.

 

Экзамен по возможности принимается преподавателем, не ведущим дисциплину у данной группы и оценивается по 10-балльной системе (Э).

Эта оценка не является итоговой по дисциплине «английский язык», однако она является блокирующей, то есть неудовлетворительная оценка на экзамене является основанием выставления общей неудовлетворительной оценки за дисциплину вне зависимости от оценки ПК2.

Результирующая оценка для выставления в ведомость и зачетную книжку вычисляется по формуле:

0.4 * ПК2 + 0.6 * Э

 

При возникновении спорных ситуаций при выставлении итоговой оценки, преподаватель имеет право обратиться к оценке промежуточного контроля (оценка за зачет во 2 модуле) и данным посещаемости студента, которые предоставляет ведущий преподаватель.