УЧТ ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы темперамента в психологии

1.1 Исследование проблемы темперамента в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………….7

1.2 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности………………25

1.3 Проявление темперамента в младшем школьном возрасте………..32

1.4 Выводы по 1 главе……………………………………………………..41

Глава II. Эмпирическое исследование темперамента детей младшего школьного возраста

2.1 Процедура проведения экспериментального исследования темперамента младших школьников……………………………………………43

2.2 Анализ результатов исследования……………………………….52

2.3 Особенности организации учебной деятельности младших школьников с различными типами темперамента……………………….…….61

2.4 Выводы по 2 главе………………………………………………….…68

Заключение………………………………………………………………..72

Список литературы……………………………………………………….75

Приложение………………………………………………………………..79

Введение

Среди различных направлений и форм перестройки народного образования главное значение приобрела индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Сейчас стали по — настоящему осознавать всю глубину отчуждённости, которую многие дети испытывают по отношению к школе. Более того, становится очевидным, что эта отчуждённость — закономерное следствие того, что сама школа во многом отчуждена от ученика. И проявляется это, прежде всего, в игнорировании индивидуальности школьника.

В последнее время часто говорят о личностно-ориентированном подходе к детям, который должен опираться на особенности темперамента, нервной системы каждого ребёнка. Они помогают определять возможность адаптиции к новым условиям, степень активности детей, влияют на развитие и проявление внимания и т. д. Педагогам необходимо это учитывать, чтобы воспитательно — учебный процесс был организован с наибольшей эффективностью [1].

«Дети – цветы жизни» и для того, чтобы они расцвели, необходимо создавать условия, учитывающие особенности каждого ребенка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ученику будет сложнее расцвести, тяжелее раскрыть свои особенности и таланты своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента младших школьников очень важна для учителей начальной школы, актуальна для них.

10 стр., 4668 слов

Особенности характера младшего школьника

... Особенности характера младшего школьника Содержание Введение §1. Понятие о характере §2. Проявление характера младшего школьника §3. Черты характера младшего школьника §4. Диагностика особенностей характера в младшем ... особенности их темперамента, обусловленные свойствами нервной системы. Таким образом, в заключение о личности младшего школьника: Новообразованиями личности младшего школьника ...

Учебная деятельность в начальной школе построена так, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но видеть среди учащихся представителей разных типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при выставлении оценок он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебной деятельности с младшими школьниками.

………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб.пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2012. — 379 с.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Питер, 2008.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь — справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 2009. — 528 с.

4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 2006. — 144 с.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: МАСС МЕДИА, 2007.

6. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск: Лира — пресс, 2002.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2009. — 384 с.

8. Зоуир А.Али Рашид. Кроскультурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: Автореф. канд. дисс. — СПб., 2009.

9. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. Канд. Дисс. — СПб., 2006.

10. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2010.

11. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. — М.: Феникс, 2006.

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов пед. вузов. В 3 кн. Кн. 2. — М.: ВЛАДОС, 2009.

13. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во МГУ, 2009. — 151 с.

14. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 480 с.

9 стр., 4192 слов

Тема 4. «Личность как объект психологического познания в сфере деятельности органов внутренних дел»

... занятия Введение. Теории личности. Психологическая структура личности.. Заключение. Основная литература: 1. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. (Учебник нового ... биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо; это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее поведение, деятельность и общение. Темперамент ...

15. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К. Гайда, В.К.Гербачевский и др. // Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. — СПб.: Питер, 2010. — 560 с.

16. Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы.- М., 2008. — 141 с.

17. Практическая психология для педагогов и родителей /Под ред. М.К.Тутушкиной. — СПб.: Дидактика Плюс, 2010. — 351 с.

18. Психическое состояние и эффективность деятельности. — М., 2006.

19. Психодиагностика: теория и практика /Общ. ред. Н.Ф.Талызиной. — М., 2008. — 207 с.

20. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М.Гуревича. — М., 2001. — 232 с.

21. Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. — М.: Владос, 2001. — Т.1. — 312 с.

22. Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — 365с.

23. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2000.

24. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности //Ананьевские чтения. — СПб., 2007.

25. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. — М.: Экзамен, 2004. Психология. / Под ред. Вороновой А.В. — СПб.: Питер, 2004.

26. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М., 2004. — 320 с.

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

28. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 2006.

29. Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей//Вопросы психологии. — 2005. -№6. -С. 104-112.

30. Фашберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер //Дошкольное воспитание. — 2005. — № 2. — С. 57-62.

31. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 2008. — № 6. — С. 12-21.

32. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. — М. Академия, 2007.

7 стр., 3140 слов

Формирование личности, психологические особенности возрастных периодов

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ ПЛАН: 1. Понятие возраста и кризиса в развитии человека 2. Младенчество (от рождения до 1 года) 3. Ранний возраст (1-3 года) 4. Дошкольный возраст 5. Младший школьный возраст (7-11 лет) 6. . Подростковый возраст (11-15) 7. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста 1. Понятие возраста и кризиса в развитии ...

33. Фонтана Д. Ваш ребенок растет. — В 2 книгах. — Пер. с англ. Н.Гладышевой и С.Мурина. — М.: Новости, 2004. — 400 с.

34. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы.- М., 2003.

35. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Совершенство, 2008. — 432 с.

36. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. — М.: Педагогика, 2003.

37. Щербаков Н. Ю. О понятиях индивидуальности и индивидуализации // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. — СПб., 2008.

38. Чудновский В.Э. О специфике типологических особенностей у детей дошкольного возраста //Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. — М., 2007. — С. 58-73.

39. Ильин Е.П. Пс