Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г.Короленко"

Утверждена

«___"___________ 2012 г., протокол № __________

_____________ /

Рассмотрена

«___"___________ 2012 г., протокол № __________

Заведующий кафедрой_____________

Учебная программа дисциплины формы и направления работы с родителями

(название дисциплины)

Уровень основной образовательной программы

бакалавриат

Учебный план модуля «Классный руководитель» по направлению подготовки

50 100.62 Педагогическое образование

Кафедры…

Педагогики, психологии

Семестр…

3

Авторы программы: ___________/ Л.А. Штыкова ___________/ С.Т. Губина

Рецензент: _________________________________ / ____________________________

Глазов 2012

1.Пояснительная записка

  1. Цель и задачи изучения дисциплины

Дисциплина «Формы и направления работы с родителями» связана с такими дисциплинами, как педагогика, теория и методика воспитания. Поскольку изучается после общего курса педагогики, то может рассматриваться как дополняющая, уточняющая содержание курса общей педагогики

Целью освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций для решения задач в соответствии с профильной направленностью в области педагогического образования, на основе применения в процессе обучения научных знаний, методов и средств работы с родителями в профессиональной деятельности классного руководителя.

Основные задачи в изучении дисциплины:

  • обеспечить теоретическую готовность студентов бакалавров к осуществлению консультативной деятельности субъектов образовательного процесса;
  • сформировать практические навыки психолога-консультанта в сфере образования;
  • развивать у студентов-бакалавров личностные качества, необходимые в профессиональной деятельности классного руководителя;
  • способствовать овладению студентами бакалаврами новыми приемами, методами и формами социально-педагогической работы с родителями

1.2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы

Часы

Общая трудоемкость

1

Семестр 3

Трудоемкость

1

36

Аудиторные занятия (всего)

0,5

18

В том числе:

Лекции

0,1

4

Практические занятия / Семинары

0,3

10

КСР

0,1

4

Самостоятельная работа (всего)

0,5

18

В том числе:

Подготовка «Индивидуальной тематической консультации родителей»

Подготовка к работе в малых группах

Вид промежуточной аттестации — экзамен

1.3.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В процессе обучения студент приобретает ряд профессиональных компетенций (ПК).

Способность:

  • учитывать общие, специфические (при общих типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности развития учащихся, особенности регуляции поведения и деятельности человека на разных возрастных этапах (ОПК — 1, 2).

Способность и готовность:

  • к пониманию высокой социальной значимости профессии, ответственному и качественному выполнению профессиональной задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК -8);
  • к применению знаний в работе с субъектами образовательного процесса (ОПК — 8, 9);
  • к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ОПК — 9).

После изучения курса студент должен

знать:

  • теоретические основы форм и методов работы классного руководителя с родителями
  • процессуальные и содержательные проблемы взаимодействия с семьями учащихся;
  • особенности организации тематического индивидуального консультирования в практике классного руководителя;
  • критерии эффективности работы классного руководителя;
  • этические аспекты профессиональной деятельности классного руководителя.

уметь:

  • организовать классное пространство и взаимодействие;
  • организовывать мероприятия в работе классного коллектива;
  • строить эффективную обратную связь в системе отношений «классный руководитель — родитель»;
  • применять различные формы и приёмы работы;
  • взаимодействовать и сотрудничать со специалистами смежных помогающих профессий: врачами, социальными работниками, милицией и др.

владеть:

  • основными знаниями в области педагогики и других наук, необходимыми для деятельности классного руководителя в выстраивании отношений с родителями;
  • основными механизмами построения процесса педагогического взаимодействия с родителями;
  • основными представлениями о методологии и технологии различных видов педагогического вмешательства в систему отношений «ребёнок — родитель».

Уровни освоения компетенций.

Ступеней уровней освоения компетенции  три.

Первый уровень пороговый. Он формируется из компонента «Репродуктивный». Оценивается как удовлетворительная оценка.

Второй уровень, продвинутый, он формируется из требований к компоненту «Продуктивный». Оценивается как хорошая оценка.

Третий уровень — высокий. Он формируется из компонента «Творческий». Оценивается как отличная оценка.

Таблица. Дескриптор уровней квалификационной подготовки специалиста

Знания (должен знать)

Репродуктивный З-1

Продуктивный З-2

Творческий З-3

Может осуществлять самостоятельные репродуктивные действия над знаниями путем самостоятельного воспроизведения и применения информации

Может воспроизводить и понимать полученные знания, самостоятельно систематизировать их, т. е представлять знания в виде элементов системы и устанавливать взаимосвязь между ними, продуктивно применять в отдельных случаях

Может самостоятельно извлекать новые знания из окружающего мира. Творчески их использовать для принятия решений в новых нестандартных ситуациях

Умения (должен уметь)

Репродуктивный У-1

Продуктивный У-2

Творческий У-3

Умеет самостоятельно выполнять действия по решению типовых задач, требующих выбора из числа известных методов, в предсказуемых ситуациях

Умеет самостоятельно выполнять действия по решению нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинации известных методов, в предсказуемых ситуациях

Умеет самостоятельно выполнять действия, связанные с решением исследовательских задач, творческое использование технологий

Владения (должен владеть)

Репродуктивный В-1

Продуктивный В-2

Творческий В-3

Владеет понятийным и категориальным аппаратом дисциплины, навыками работы с Учебно- методической и научной литературой.

Владеет технологиями выполнения практических и научно-исследовательских заданий

Владеет навыками самостоятельного поиска, обработки и использования различных типов информации

2. Cодержание дисциплины по разделам

Раздел 1. Содержание, формы и методы работы классного руководителя с родителями

Функции и задачи современной семьи. Функции и задачи взаимодействия семьи и школы. Дифференцированный подход в работе с родителями.

Содержание работы классного руководителя с родителями: повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой.

Разработка проектов по формированию позитивных отношений родителей с детьми.

Практикум «Интеграция воспитательных усилий семьи и школы»

Раздел 2. Формы активного обучения и методы консультационной деятельности в работе с родителями

Ролевая игра как форма деятельности по изучению сформированности педагогических умений родителей.

Индивидуальные тематические консультации с родителями в практике классного руководителя

3. Методические рекомендации для преподавателя

Тематическое, методологическое и методическое наполнение занятий необходимо осуществлять с учётом трёх составляющих планирования подачи учебного материала во время аудиторной и неаудиторной работы: актуальность учебной информации, систематизация знаний, разъяснение учебного материала, стимулирование познавательной активности.

Актуальность учебной информации

Систематизация знаний

Разъяснение учебного материала

Стимулирование к познавательной активности

Предлагается учебный материал, который отсутствует в имеющихся учебных пособиях, но является необходимым, актуальным при чтении курсов по дисциплинам, по которым издано недостаточно учебных пособий. Даются ссылки на интернет ресурсы.

Предполагается последовательное и структурированное изложение учебного материала. Даётся общий обзор изучаемого предмета, сообщается: на какие темы, разделы, фрагменты, понятия следует обратить особое внимание при чтении учебника, какие дополнительные источники целесообразно использовать.

Отдельные разделы учебника могут быть изложены языком, трудным для понимания, со сложным стилем изложения и синтаксисом, в них могут отсутствовать поясняющие примеры. Целью является разъяснение наиболее трудных вопросов, понятий, разделов учебного курса. Для этого необходимо изложить отдельные фрагменты учебника в другой, более ясной и доступной форме.

Подача учебного материала должна быть нацелена не только на запоминание, но и мыслительную деятельность воспринимающих слушателей. Этому способствуют проблемные вопросы, поисковый и дискуссионный характер изложения учебных знаний. Применение методов дискуссии, игры и др. А, также, гибкая система оценивания знаний.

Подготовку и изложение учебного материала лекции (семинара) определяют ряд методических аспектов:

  • формулировка названия темы лекций определяются в соответствии с рабочей программой и тематическим планом занятий. Необходима четкость прослеживания связи между темами отдельных лекций. Поэтому в начале каждой лекции преподаватель связывает ее тему с темой предыдущей лекции, а также с содержанием всего курса. Завершение лекции должно содержать «мостик» к последующей лекции. При этом важно, чтобы у студентов сформировалось системное представление об изучаемой предметной области;
  • структурирование материала лекции — важнейшая часть ее подготовки. План лекции должен соответствовать содержанию соответствующего раздела рабочей программы и раскрывать его. Детальность и глубина в раскрытии каждого пункта может быть разной. Содержание лекции должно быть согласовано с временными рамками учебного времени. Каждый из основных пунктов плана целесообразно разделить на подпункты, связав их в логическую последовательность. Это совершенствует структуру лекции и способствует системному восприятию, осмыслению и запоминанию материала. При структурировании материала необходимо учитывать психологические закономерности памяти и мышления;
  • написание конспекта — это составление расширенного плана, построенного иерархически, с указанием основных пунктов, тем, фактического материала, закономерностей, понятий. План расширяется за счет определений, схем, диаграмм, графиков и фраз, которые резюмируют основные идеи лекции. Количество деталей, которые включаются в конспект, зависит от самого материала и от того, насколько он знаком преподавателю. Конспект должен фокусироваться на содержании лекции; средства выражения этого содержания должны рождаться на самой лекции. Особенно важны примеры, которые будут приводиться на лекции. Конкретные примеры абстрактных понятий должны быть тщательно продуманы. Использование двух или трех примеров поможет студентам успешнее выделить и обобщить существенные признаки понятия. Преподаватель также должен подготовить иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материал, который он собирается использовать;
  • организация материала — основная задача лектора. Преподаватель может помочь студентам увидеть общую картину содержания курса, постоянно связывая изучаемую тему с общим взглядом на учебную дисциплину. Схемы и диаграммы являются средством демонстрации взаимосвязей между понятиями. Нумерованный список пунктов, раскрывающих определенный тезис, помогает запомнить материал. Визуальная демонстрация с очевидным разделением рассматриваемых категорий должна сопровождать вербальную презентацию материала, когда обсуждаются, например, преимущества и ограничения, сходства и различия, аргументы за и против определенного утверждения, теории, процедуры. Роль играет композиционное расположение материала на доске (слева — справа, сверху — снизу и т. п.).
  • проверка понимания материала студентами осуществляется путем зрительного контакта преподавателя со студентами. По поведению студентов на лекции, по их позам, по выражению глаз лектор может увидеть, понимают ли студенты преподносимый материал. Преподавателю следует после завершения рассмотрения очередного пункта плана предложить студентам задать свои вопросы. Необходимо учитывать, что периодически (каждые 20−30 минут) у студентов возникают колебания (кризисы) внимания, которые проявляются в снижении его уровня. Поэтому преподаватель должен строить план занятия таким образом, чтобы давать студентам возможность переключения внимания (на интересный пример, новый вопрос и т. п.).

4. Общие методические рекомендации для студентов

Формой обучения, призванной непосредственно формировать, воспитывать мыслить самостоятельно, творчески является семинар.

При подготовке к семинарустуденту необходимо осуществлять:

1. Определение системы «ключевых» слов данной темы в целом и каждого вопроса в отдельности.

2. Мысленно-схематическое моделирование взаимосвязи «ключевых слов».

3. Внимательно проработать конспекты лекций по теме и учебные тексты по вопросам.

4. Представить материал семинара в виде опорного конспекта, тезисов или другой формы письменного изложения.

5. Прочитать дополнительную литературу по теме семинара.

6. Выявить неясные вопросы и уточнить дополнительную литературу, по тих раскрытию.

7. Внести необходимые дополнения в тексты подготовки к семинару.

8. Продумать вопросы, которые вы хотели бы уяснить на семинаре.

9. Систематизируйте весь подготовленный материал.

Важное место в профессиональной подготовке занимает самостоятельная работа студентов.

Задания для самостоятельной работы

  1. В процессе самостоятельной работы студент должен собрать портфолиопо данной дисциплине «Формы и направления работы классного руководителя с родителями».

Примерная схема портфолио:

1.Перечень групповых форм работы с родителями

2.Перечень индивидуальных форм работы с родителями

3.Материалы к родительским собраниям (Примерная тематика «Умеете ли вы любить своего ребенка», «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка», «Воспитание трудолюбия в семье», «Как воспитать успешность», «Особенности взаимодействия с подростками» и т. д.)

4. Комплекс методов психолого-педагогической диагностики семьи: анкеты, тесты, деловые игры и т. д.

5. Сценарии совместных с родителями воспитательных мероприятий

Время, отведенное на контроль за самостоятельной работой (КСР) используется для индивидуальной презентации (защиты) портфолио

Требования к проведению самостоятельной деятельности: оформлению «Индивидуальной тематической консультации с родителем»

В качестве зачетной работы по результатам семинарской работы для студентов предполагается проведение самостоятельной деятельности. Содержание и анализ деятельности оформляются письменно.

Консультация должна содержать в себе следующие блоки: стенограмма консультации и ее анализ.

Требования к оформлению:

  1. ДК печатается 14 шрифтом, формат А4.
  2. Титульный лист стандартный для оформления рефератов.
  3. На титульном листе: группа, предмет и т. д.
  4. Первый лист: Цель. Задачи
  5. Далее в виде таблицы.
  6. Последний лист — использованные источники (литература, материал, взятый из сертифицированных тренингов).
  7. Листы скрепляются.
  8. После таблицы — чистый лист для вопросов по составлению.

Таблица:

1. Сбор информации.

Информация со слов родителя.

Интерпретации, анализ невербальных проявлений, речи.

2. Формулировка и уточнение проблемы.

Со слов родителя.

Взгляд классного руководителя.

3

Применяемые методики и др.

Результаты исследования.

. Проводимые мероприятия.

4. Анализ проведенной работы.

Применяемые методы.

Результаты исследования.

5. Семинарские занятия

Раздел 1. Содержание, формы и методы работы классного руководителя с родителями

Семинарское занятие 1. Содержание работы классного руководителя с родителями

Вопросы для обсуждения:

  1. Работа по совершенствованию психолого-педагогических знаний родителей, характеристика основных форм работы, требований при их реализации:

— университет педагогических знаний

— лекции, семинары, практикумы

— конференции

— открытые уроки и классные мероприятия

— индивидуальные тематические консультации

— творческие группы, группы по интересам

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, характеристика форм, требований к их реализации:

— родительские собрания

— организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела

— помощь в укреплении материально-технической базы

— родительский патруль

— индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками

3. Участие родителей в управлении школой:

— Совет школы

— классные родительские комитеты

— совет содействия семье и школе.

4. Сотрудничество педагогов и родителей в учебно-воспитательном процессе.

Литература

  1. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999 — 160с.
  2. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.- 192с.
  3. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями.- М., 2005 — 240с.
  4. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.- М., 1986

Семинарское занятие 2. Деловая игра «Проектирование позитивных отношений родителей с детьми»

План

  1. Выступления студентов: Возможности школы в оказании социально-педагогической помощи родителям в формировании благоприятных духовно-нравственных и эмоционально-психологических взаимоотношений с детьми
  2. Выдвижение проектных идей. Студенты по группам в течение 10 минут обсуждают вопрос «Что необходимо сделать для того, чтобы работа классного руководителя с родителями, направленная на оптимизацию процесса их общения с детьми, стала более эффективной?» После обсуждения представитель каждой группы излагает коллективную точку зрения.
  3. Разработка проектов. Каждая группа в течение 25−30 минут выполняет следующие задания:

— составить перечень новых форм совместной работы педагогов, учащихся и их родителей;

— подготовить в соответствии с памяткой разработку родительского собрания или совместного с родителями классного часа;

— вспомнить или придумать сложную ситуацию во взаимоотношениях родителей и детей и предложить нестандартные способы разрешения проблемы.

4. Группы докладывают о результатах совместной деятельности. Эксперты — по одному представителю от каждой группы и преподаватель — высказывают свои оценочные суждения.

Литература

  1. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 1 /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003
  2. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 2 /Под ред. Н.А. Алексеевой. М., 2003
  3. Маленкова л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1994
  4. Сенько В.Г. Учителя и родители. Мн., 1988
  5. Формы взаимодействия педагогв, учащихся и родителей /Сост. Л.В. Байбородова. Ярославль. 1992

Семинарское занятие 3. Практикум «Интеграция воспитательных усилий семьи и школы»

План

  1. Выступления студентов об основных составляющих взаимодействия семьи и школы.
  2. Практикум. Студенты делятся на группы, каждая группа читает, коллективно обсуждает и представляет в виде инсценировки или другим образом совместное решение педагогической задачи.

Задачи

  1. Трое учащихся девятого класса пришли на дискотеку в нетрезвом состоянии. Один из учеников учился хорошо, другой — удовлетворительно, третий — не успевал по нескольким предметам. Степень опьянения у них была различной. Как следует поступить?
  2. Вы проходите мимо курящих за углом школы «здоровых» старшеклассников. Какой вариант своих действий вы посчитаете целесообразным избрать:

А) сделать замечание;

Б) отвести их к директору

В) промолчать и пройти мимо;

Г) какой еще?

3. Существуют факторы, порождающие очень сложные проблемные ситуации в развитии и жизнедеятельности ребенка. Вот некоторые из них:

А) дефицит общения;

Б) физическая слабость мальчика;

В) рано проявившаяся у девочки физическая красота.

Как должны интегрироваться усилия семьи и школы, чтобы снизить степень влияния этих факторов?

4.Так называемое золотое правило гуманистической педагогики гласит: никогда не сравнивай людей друг с другом, сравнивай человека только с самим собой. Почему это так?

5. Маша Н. разговаривала на уроке со своей подругой. Учительница это заметила и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу продолжить ответ. Девочка очень обстоятельно изложила материал урока, притом используя в ответе сведения из дополнительной литературы. Но учительница поставила ей 3, объяснив это тем, что Маша разговаривала на уроке. Оцените действия учительницы.

6. Ученик седьмого класса постоянно не готов к урокам, грубит, мешает другим ученикам. Классный руководитель и социальный педагог неоднократно вызывали родителей в школу и посещали семью на дому. Воспитанием ребенка занимаются, кроме матери и отчима, еще бабушка и дедушка. Отношения между семьей и школой не складываются, так как все попытки педагогов найти согласованный вариант решения проблемы встречаются членами семьи, особенно бабушкой и дедушкой, в штыки. Как следует поступить в данной ситуации?

3. После выступления групп эксперты — по одному представителю от группы и преподаватель — анализируют и оценивают предложенные решения.

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1−11-х классах. М., 2000
  2. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 1 /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003
  3. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 2 /Под ред. Н.А. Алексеевой. М., 2003
  4. 4. Корчак Я. Воспитание личности. М., 1992
  5. Стапанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М., 2002
  6. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998

Раздел 2. Формы активного обучения и методы консультационной деятельности в работе с родителями

Семинарское занятие 1 Ролевая игра как форма деятельности по изучению сформированности педагогических умений родителей.

  1. Понятие «ролевой игры» как формы активного обучения в системе отношений «ребёнок — родитель».
  2. Виды ролевых игр, используемых в работе классного руководителя.
  3. Игры, с участием родителей, направленные на сплочение коллектива.
  4. Игры, с участием родителей, направленные на налаживание обратной связи, взаимопонимания, положительного отношения друг к другу.
  5. Ролевые игры: обыгрывание проблемных ситуаций.
  6. Ролевая игра в структуре классного мероприятия с родителями.

Список основной литературы:

  1. Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Групповая дискуссия // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Ю. М. Жукова. М., 1981.
  2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Губина С.Т. Активное социально-психологическое обучение: применение дискуссионных, игровых и тренинговых методов: Учебное пособие. — Глазов: Глазов. пед. ин-т, 2010. — 68с.
  4. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. — М., 2002.
  5. Петрусинский В. В. Искусство общения в играх. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007
  6. Суслова Е.А. Социальная диагностика. Методы и способы ее осуществления. -М.: Педагогика, 1993. -220 с.
  7. Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. -М.: ЦСП РАО, 1996. — 71 с.
  8. Торохтий В.С. Семейная инфраструктура: состояние и перспективы развития / /Семья в России 1999. -№ 1−2. -С.54−61.
  9. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. -М.: МГСУ «Союз», 2000. -228с.
  10. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.

Семинарское занятие 2 Индивидуальные тематические консультации с родителями в практике классного руководителя

  1. Система консультационного взаимодействия «Учитель — родитель».
  2. Принципы индивидуального тематического консультирования родителей: этика поведения классного руководителя.
  3. Структура, цели, задачи индивидуального тематического консультирования родителей.
  4. Проблемы, сложности и риски в процессе индивидуального тематического консультирования родителей.

Список основной литературы:

  1. Губина С.Т. Психологическое консультирование семьи в ситуации ненормативного кризиса: учебно-методическое пособие. — Глазов: Глазов. Гос. пед. ин-т, 2011.- 112с.
  2. Суслова Е.А. Социальная диагностика. Методы и способы ее осуществления. -М.: Педагогика, 1993. -220 с.
  3. Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. -М.: ЦСП РАО, 1996. — 71 с.
  4. Торохтий В.С. Семейная инфраструктура: состояние и перспективы развития / /Семья в России 1999. -№ 1−2. -С.54−61.
  5. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. -М.: МГСУ «Союз», 2000. -228с.
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения дисциплины необходимы:

  • специально оборудованные аудитории и компьютерный класс с локальной сетью и выходом в Интернет;
  • персональные компьютеры;
  • различные технические и аудиовизуальные средства обучения.

  • Программные средства:
  • Пакеты прикладных программ (Microsoft Office, Open Office).
  • Пакеты прикладных тестовых методик.
  • Инструментальные программные средства (ToolBook, УРОК, АРМ «Деканат», InfoPath).
  • Операционная система (Windows98/XPи выше, Linux).
  • Браузеры: Internet Explorer, Opera, Firefox.
  • Электронные презентации по теме курса в формате приложения MSPowerPoint.

7. Рекомендуемая дополнительная литература

  1. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей/ Пер. с англ. А. Б. Орлова. — М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  2. Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития// Современная зарубежная социальная психология. Тексты/ Под ред. Г. М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С.142−161.
  3. Бретт Д. «Жила была девочка, похожая на тебя…» Психотерапевтические истории для детей/ Пер. с англ. Г. А. Павлова. — М.: Независимая фирма «Класс», 1996. — 224 с.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с.
  5. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. — 2-е издание. — М.: Школа-Пресс, 2001. — 144 с.
  6. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Отвергаемые дети. Как им помочь?: (Советы психолога)// Биология в школе. Журнал. — 1997. — № 5. — С. 27 — 30.
  7. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. — 3-е изд. — М.: Знание, 1989. — 256 с.
  8. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. — М.: Интор, 1997а. — 192 с.
  9. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер. с англ. / Под ред. Д.В. Колесова. — М.: Педагогика, 1988. — 240 с.
  10. Юн Г. Дети с отклонениями: Родители о своих детях / Под ред. и с послесловием В. М. Михлина. — Кишинев: Штиинца, 1987. — 175 с.
  11. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999 — 160с.
  12. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.- 192с.
  13. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями.- М., 2005 — 240с.
  14. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1−11-х классах. М., 2000
  15. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 1 /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003
  16. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 2 /Под ред. Н.А. Алексеевой. М., 2003
  17. 4. Корчак Я. Воспитание личности. М., 1992
  18. Стапанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М., 2002
  19. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998

  1. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.- М., 1986

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

Активное обучение (его формы и методы) в работе классного руководителя с родителями учащихся.

Ролевая игра как метод активного обучения в работе с родителями учащихся.

Виды ролевых игр: их цели, задачи, особенности проведения в классном коллективе совместно с родителями.

Специфика проведения классного мероприятия с участием родителей: принципы успешности.

Основные функции семьи, задачи семейного воспитания

Формы повышения психолого-педагогической культуры родителей

Формы участия родителей в учебно-воспитательном процессе

Педагогический потенциал семейного воспитания

Новые формы взаимодействия семьи и школы

Методика проведения родительского собрания, виды собраний

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Социограмма

Социограмма представляет собой метод оценки внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы. Для применения в семейной терапии эта техника адаптирована Робертом Шерманом. Членам семьи задают вопросы о том, с какими членами группы они бы предпочли делать или уже делают какие-то определенные вещи. Методика может быть эффективным средством выявления привязанностей и дружеских взаимоотношений в школьном коллективе. Она выявляет лидеров, отверженных, и другие различные роли в семейной группе. Выборы относительно тех или иных членов группы, приоткрывают убеждения, чувства, действия людей. Выявляется структурная организация семейной системы.

Список вопросов всегда подготавливается заранее, в соответствии с конкретной ситуацией в семье. Чаще всего вопросы выглядят следующим образом: «С каким членом семьи вы обычно??? С каким членов семьи вам бы хотелось???»

Окончания вопросов могут быть следующие: «ходить в гости, составлять планы, заниматься работой по дому, вести беседу, шутить, ругаться, ходить за покупками, выяснять отношения и др.» Ответы на все вопросы заносятся на схему.

Можно использовать другие варианты методики, например, применить формулировку: «Угадай кто» — «Кто в семье???» Окончание формулировок могут быть следующие: «больше всего склонен к пессимизму, самый начальственный, самый одинокий, самый злой, самый умный, активный, хитрый и др.» Данная техника является средством оценки семейных ролей и ролевых ожиданий. Выявляемые различия между этими двумя показателями указывает на существующий в семье потенциальный конфликт или неудовлетворенность. Техника эффективна в работе с большими семьями. Она полезна в диагностике приемных семей и новообразованных семей, например, после развода.

В практике психологического консультирования, часто, применяется проективная графическая методика «Семейная социограмма». Процедура исследования такова, что испытуемым на бланке, диаметром 110 мм необходимо нарисовать, используя символы кружков, членов своей семьи. Инструкция даётся следующая: «Перед Вами на листе изображён круг. Нарисуйте в нём самого себя и других членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Если данное задание выполняют несколько членов семьи, то они не должны советоваться друг с другом. Круг в семейной социограмме отражает психологическое пространство семьи, а символы внутри круга — положение её членов в данном пространстве. Производится оценка с учётом следующих критериев: число членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков, обозначающих членов семьи; расположение кружков относительно друг друга; дистанция между кружками. Например, своеобразное слипание (наслоение) кружков говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи (симбиотических связях и эмоциональной поглощённости).

Иногда, предлагается клиентам нарисовать социограмму в двух вариантах" «Реальная семья» и «Идеальная семья» — это даёт возможность сделать сопоставление реальных и идеальных самооценок испытуемого, принятие или непринятие им своего образа «Я» и наличие внутриличностного конфликта [9].

Семейное пространство

«Семейное пространство» это техника, которая предоставляет специалисту важную информацию по поводу организации семейной системы. Члена семьи даётся инструкция — нарисовать план-схему их дома, включая все имеющиеся в нем комнаты и помещения.

Изучение использования семейного пространства выявляет важные аспекты внутрисемейной динамики. На первом месте стоит — исследование, как используется семейное пространство.

В работе с родителями, чаще всего используется следующий метод: предлагается большой лист бумаги, карандаши, мелки и др. На котором, консультант просит нарисовать план дома, где они жили до женитьбы в своих семьях. Находящиеся рядом дети в это время наблюдают за процессом. Если родители проживали в разных домах (по разным адресам), то, их просят нарисовать план дома, который наиболее запечатлелся в памяти. Специалист предлагает во время рисования членов семьи, выполнять задания соответственно следующий вопросов:

  • рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната;
  • попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме;
  • была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи;
  • когда члены вашей расширенной семьи заходили к вам, в какой комнате происходили встречи;
  • были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить;
  • было ли у вас какое-то особенное место в доме;
  • попытайтесь как можно яснее представить себе, в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединённости;
  • как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале; выделялся он чем-нибудь или нет;
  • вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме;
  • вспомните типичные слова, фразы, которые произносились членами вашей семьи.

Можно использовать различные планы выполнения данной техники, а именно: 1) родители работают с рисунками, а дети наблюдают; 2) дети работаю с рисунками, а родители наблюдают; 3) и родители и дети работают над одним рисунком.

Данная техника способствует выявлению воспоминаний, связанных с присутствующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях. Воспоминания изучаются с целью анализа современных внутрисемейных отношений, особенностей ролевого поведения, использования семейных мифов и легенд в родительских семьях супругов. В целом, в процессе выполнения заданий создаётся возможность включить членов семьи во взаимодействие друг с другом, которое имеет психокоррекционное и диагностическое качество, где, с одной стороны, идёт оценивание семейной ситуации в целом, а другой стороны, активизируется взаимодействие и включенность членов семьи в жизнь друг друга.

Поведенческие техники: структурированные задания во время консультирования

Структурированные задания могут служить в качестве образовательного и диагностического средства. Совместная работа семьи над конкретным заданием:

а) задействует сопротивляющихся членов семьи;

б) способствует привлечению к выполнению заданий тех, кто, возможно, не является вербально-ориентированным;

в) помогает конкретной работе с теми вопросами, с которыми семья обратилась за помощью.

Задания тщательно структурируются специалистом для наблюдения и оценки деятельности семьи. А, также для присоединения к семье с целью изменить поведение ее членов на основе модификации последовательности действий каждого из участников. Обычно семью просят решить какую-то проблему, задачу, сделать выбор или что-то проделать вместе. С помощью данных процедур могут быть количественно и качественно оценены образцы внутрисемейного общения, предписывание ролей, эмоциональные связи между членами семьи. В то время как семья выполняет структурированные задания, специалист должен стать наблюдателем происходящего процесса. Может быть предложено множество заданий:

— Закажите еду (например, обед), используя какой-то ограниченный набор блюд, например, одно блюдо из мяса, два овощных салата, какой-то один напиток и один десерт. Семья обсуждает меню и договаривается о выборе, который устроил бы всех.

— Решите, кто в вашей семье выглядит наиболее начальственно, кто самый большой нарушитель спокойствия, самая большая плакса, самый большой бездельник.

— Распорядитесь суммой денег, которые необходимо потратить сразу.

— Проведите дегустацию продуктов (например, пирожные, напитки и т. д., где количество единиц меньше, чем членов семьи) и др.

Полученная информация обрабатывается на основе следующих факторов: лидерство, проведение контроля, руководство в выполнении заданий и др. Выявляется стиль общения, коалиции и семейные правила.

Данная техника может быть применена в работе с супружескими парами и семьями, в особенности с теми, члены которых ориентированы на действие и для которых вербальная интервенция может оказаться малоэффективной. При использовании в диагностических целях техника высвечивает образцы общения, правила и организацию семейной системы.

Приложение 3.

Примерная структура родительского собрания

1.Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин)

2. Анализ анкет родителей, учеников (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи (5−7 мин)

3. Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным (10−15 мин)

4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин)

5. Анализ успеваемости класса классным руководителем.

Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

6.В заключительной части классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу, предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Функции и задачи семьи

Главными функциями семьи являются:

— воспитательная

— оздоровительная

— духовно-нравственная

— познавательно-образовательная

— бытовая

— трудовая

— культурно-просветительная

— досугово-творческая

— стимулирующая самостоятельный опыт личности

— охранно-защитная.

Задачи семейного воспитания:

— гармоническое развитие ребенка

— забота о здоровье детей

— помощь в учении

— трудовое воспитание и помощь в выборе профессии

— помощь в социализации личности

— формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственный отношений

— забота об общекультурном и интеллектуальном развитии

— развитие интересов, склонностей, способностей и творчества

— подготовка к самовоспитанию и саморазвитию

— половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Главные компоненты семейного воспитания:

— климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

— режим семейной жизни;

— содержание деятельности (отца, матери, бабушки, дедушки, детей).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector