ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Проректор по учебно-воспитательной работе

Министерство образования и науки российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тверской государственный технический университет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-воспитательной работе

____________А. В. Твардовский

«_____"__________20__ г.

ПРОГРАММА

дисциплины базовой части профессионального цикла

«Менеджмент»

направления подготовки бакалавров

80 100.62 Экономика

(первая редакция)

Гуманитарный факультет

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Тверь 2011

Программа дисциплины составлена в соответствии с основной образовательной программой подготовки бакалавров по направлению «80 100.62 Экономика», примерной программой дисциплины «Менеджмент», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, учебному плану университета и аннотации дисциплины.

Разработчик программы: доц. Н.Б. Барбашинова

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ______________, протокол ______.

Заведующий кафедрой: д.т.н., проф. В.Н. Кузнецов

Согласовано:

Начальник УМО УМУ Д.А. Барчуков

Начальник отдела

комплектования

зональной научной

библиотеки Е.К. Егорова

1. Цель и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Менеджмент» является формирование у студентов целостной системы знаний по основам менеджмента, а также методологии изучения управленческих процессов, выработка у студентов навыков мышления и анализа основного содержания управленческой деятельности и практической работы.

6 стр., 2836 слов

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Программа дисциплины

Программа дисциплины «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»   для направления 38.03.04.62 «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра     Автор программы: Кайсарова В.П., к.э.н., доцент Департамента Государственного администрирования,vkaissarova@hse.ru   Согласована начальником ОСУП «___»____2015 г Е.В. Чумакова _____________________   Утверждена ...

Главная задача изучения курса состоит в овладении студентами проблем теории управления экономическими системами, способных своевременно и оперативно проектировать их с учетом конъюнктуры рынка, уровня конкуренции, социальных факторов, умение всесторонне анализировать конкретные ситуации в управлении и принимать по ним конкретные управленческие решения.

Дисциплина раскрывает вопросы практического управления и предназначена для понимания практического содержания управления во всех его проявлениях, формирования комплекса практических знаний об управлении, конкретных навыков в осуществлении различных видов управленческой деятельности, а также для практического овладения анализом систем управления.

2. Место дисциплины в структуре ооп

Дисциплина «Менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла структуры ООП и ориентирована на студентов, изучивших основы экономики организации

В предметном контексте «Менеджмент» взаимосвязан с дисциплинами, изучающими экономическую теорию и экономику организации: менеджмент вносит в экономическую теорию и экономику организации идеологию управления, экономическое содержание управления и человеческий фактор, типологии организационных структур управления на современных производствах, законы и принципы управления, а так же закономерности эффективного управления и хозяйствования, представление о международной среде и об экономических отношениях в мире. Согласно учебному плану, дисциплина «Менеджмент» базируется и дополняет теоретические и практические аспекты дисциплины «Основы экономики организации»

3 стр., 1094 слов

Анализ соц-псих методов управления в организации и эффективность их использования

Курсовая работа: Анализ соц-псих методов управления в организации и эффективность их использования Содержание Введение 3 1.Методы управления персоналом в современных условиях 6 1.1.Понятие методов управления персоналом 6 1.2.Анализ современных подходов к управлению персоналом 7 2.Социально-психологические методы управления персоналом 12 2.1. Сущность социально-психологических методов в управлении ...

В свою очередь материал учебной дисциплины предназначен для использования в дисциплинах, связанных с мотивацией, методиками отбора, найма, методами дисциплинарной адаптации рабочей силы к потребностям производства, производственными рисками, портфельными инвестициями, а так же порядком и содержанием работ руководителей предприятий, организаций и учреждений по управлению действиями персонала в чрезвычайных ситуациях, таких как «Управление персоналом», «Инвестиционный анализ», «БЖД».

3. Требования к уровню освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Менеджмент» направлен на формирование следующих компетенций на допороговом уровне применительно к предметной области дисциплины:

  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
  • способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
  • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать:закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне (ОК-8); основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин (ПК-11); основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне (ПК-13);
  • уметь:анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне (ОК-8); выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13); использовать источники экономической, социальной, управленческой информации (ОК-8); организовать выполнение конкретного порученного этапа работы (ОК-8); организовать работу малого коллектива, рабочей группы (ПК-11);
  • владеть:методологией экономического исследования (ПК-13); навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений (ОК-8); основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-11).

4. Карта компетенций дисциплины

4.1. Компетенция ОК-8: «способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность».

Содержание компетенции:

  • знать: закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
  • уметь: анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне; использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
  • владеть: навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

Технологии формирования: лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары, консультации.

Формы оценочных средств: оформленные и защищенные рефераты, контрольные письменные работы по разделам дисциплины, зачет, экзамен.

4.2. Компетенция ПК-11: «способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта».

Содержание компетенции:

  • знать: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
  • уметь: организовать работу малого коллектива, рабочей группы;
  • владеть: основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Технологии формирования: лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары, консультации.

Формы оценочных средств: оформленные и защищенные рефераты, контрольные письменные работы по разделам дисциплины, зачет, экзамен.

4.3. Компетенция ПК-13: «способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий».

Содержание компетенции:

  • знать: основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
  • уметь: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
  • владеть: методологией экономического исследования.

Технологии формирования: лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары, консультации.

Формы оценочных средств: оформленные и защищенные рефераты, контрольные письменные работы по разделам дисциплины, зачет, экзамен.

5. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы

Зачетных единиц

Академических часов

Общая трудоемкость дисциплины

3

108

Аудиторные занятия (всего)

1,9

68

В том числе:

Лекции

0,9

34

Практические занятия (ПЗ)

0,9

34

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

1,1

40

В том числе:

Расчетно-графические работы

Реферат

0,6

20

Другие виды самостоятельной работы (подготовка презентации, доклада)

0,6

20

Контроль промежуточный и итоговый (балльно-рейтинговый, зачет, экзамен)

6. Структура и содержание дисциплины

6.1. Структура дисциплины

Таблица 2. Модули (разделы) дисциплины, трудоемкость в часах и виды учебной работы в 3 семестре

Наименование модуля

Труд-ть

часы

Лекции

Практич.

занятия

(в т.ч. семинары)

Лаб.

занятия

Сам.

работа

1

Предмет, цели и задачи дисциплины. История возникновения и развития менеджмента. Эволюция школ и концепций менеджмента.

12

6

6

-

4

2

Теоретические основы процесса управления, целеполагание и оценка ситуации. Методологические основы менеджмента.

38

8

8

-

12

3

Управление социально-экономическими системами. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.

20

8

8

-

8

4

Основы принятия управленческих решений. Модели и методы принятия, управленческих решений.

20

8

6

-

8

5

Система информационного обеспечения менеджмента. Организационные и межличностные коммуникации.

18

4

6

-

8

Всего на дисциплину (курс)

108

34

34

-

40

6.2. Содержание учебно-образовательных модулей

Модуль 1 «Предмет, цели и задачи дисциплины. История возникновения и развития менеджмента. Эволюция школ и концепций менеджмента».

Сущность менеджмента. Содержание и задачи дисциплины. Структура и взаимосвязь с другими учебными дисциплинами, место дисциплины в программе профессиональной подготовке и ее роль в практической деятельности менеджеров.

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.

Эволюция менеджмента в рамках различных общественно-экономических формаций. Исторические тенденции развития менеджмента.

Эволюция школ и концепций, менеджмента. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Ф.иЛ. Гилбрит, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Ганнт).

Административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни).

Школа человеческих отношений и ее развитие (М. Фоллетт, Р. Лайкерт. Э. Мейо, А. Маслоу).

Современные подходы к управлению. Процессный, ситуационный подходы к управлению.

Становление и развитие менеджмента в США. Управление и планирование в фирмах. Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда. Индикативное планирование.

«Шведская модель социализма» Г. Мюрдаля. Государственное регулирование экономики на макро и микро уровне в западной Европе. Особенности и основные черты японского менеджмента.

Особенности и этапы развития менеджмента в России. Управленческие аспекты реформ Петра I. Регулирование экономической жизни в 18 веке (ЕкатеринаII, М.В. Татищев)

Преобразования Александра I. Реформы Александра II и учреждения земства.

Организационно-управленческая деятельность СЮ. Витте и П.А. Столыпина.

«Военный коммунизм». Новая экономическая политика. Новые. аспекты в управлении экономикой в послевоенный период И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.В. Канторович)

Реформы 1965 и 1979 гг. Возврат к отраслевой системе управления и критика затратных методов хозяйствования (Л.И. Брежнев, А.Н. Косигин, Н.А. Тихонов).

Управленческая сущность перестройки и переход к рыночному регулированию экономики (М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, Н.И. Рыжков, Е.Т. Гайдар).

Программа «500 дней».

Модуль 2 «Теоретические основы процесса управления, целеполагание и оценка ситуации. Методологические основы менеджмента».

Теория управления как наука междисциплинарная система теории управления. Категорный аппарат теории управления. Классификация средств управления. Цели управления. Объективные компоненты управления. Субъективные факторы управления. Управление как развивающая система. Содержание и логика развития управления. Оценка ситуации в управлении.

Закономерности управленческой деятельности:

  • единство системы управления производством;
  • пропорциональность производства и управления;
  • централизация и децентрализация управления;

Познание закономерностей управления на основе теоретического анализа и практического опыта. Законы управления. Принципы управления производством, принципы системности.

Системный подход в управлении. Понятие системы управления. Свойства кибернетических систем; интерпретация свойств и принципов системного подхода в отношении социально-экономических систем.

Функции управления. Сформулированные А. Файолем. Функции процесса управления на современном этапе.

Инфраструктура менеджмента. Факторы отдаленного влияния: экономическое влияние, внешнее экономическое воздействие, политико-правовые воздействия, демографический прогноз. Измерение влияния внешних воздействий.

Факторы производственного воздействия (конкурентная среда).

Подход Портера к определению природы конкуренции, условия оперативного влияния: конкурентная позиция, потребители, правительственные воздействия, рынок трудовых ресурсов, мнения заинтересованных лиц, отношения с поставщиками и кредиторами. Поведение менеджера при оценке влияния различных факторов. Косвенное и прямое влияние экономической, обстановки и социальной среды на менеджмент.

Природа и состав функций менеджмента. Классификация функций управления по различным признакам: уровням управления, объектом управления, содержательностью. Влияние целей, задач. Стратегии организации, внешней и внутренней среды, отраслевых факторов на содержательный аспект функций организации.

Общие функции управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Частные функции управления: их профессиональная направленность. Вспомогательные функции управления как техническая основа для успешного выполнения общих функций управления.

Взаимосвязь и динамичность общих, частных и вспомогательных функций в системе управления организацией. Понятие результативности функций управления.

Организационные структуры управления. Формы организации Системы менеджмента. Типы организаций по взаимодействую свнешней средой: механический и организационный тип. Типы организаций по взаимодействию подразделений: традиционная, дивизиональная, матричная.

Типы организаций по взаимодействию с человеком: корпоративная, индивидуальная.

Новое в типах организаций. Организация, ориентированная на рынок.

Планирование в системе менеджмента. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Назначение, смысл иуровни разработки управленческой стратегии.

Типы стратегий и методику стратегического планирования (генетическая стратегия М. Портера, матрица «Товар — рынок» и др.)

Процесс стратегического планирования, его элементы и этапы.

Смысл и назначение текущего, планирования. Три типа текущих планов: функциональные, единовременные и стабильные. Этапы составления функциональных планов различных сфер деятельности предприятия.

Мотивация деятельности в менеджменте. Мотивация как функция менеджмента. Модель мотивации поведения через потребности. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей по Маслоу. Двухфакторная модель Герцберга, теория потребностей Мак Клелланда и др. Обобщенный взгляд на содержательные теории мотиваций. Теория ожиданий Врума, теория справедливости и др.

Концепция парсипативного управления. Проблемы формирования мотивационного механизма труда в нашей стране на современном этапе и его составляющие в странах Запада.

Регулирование и контроль в системе менеджмента. Понятие контроля и его основные типы: предварительный, текущий, заключительный. Необходимость управленческого контроля.

Процесс контроля, его этапы. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Контроль организационного руководства, финансовых и человеческих ресурсов.

Методы управления. Понятие и классификация методов управления. Экономические методы управления, планирование и стимулирование в системе экономических методов управления. Организационно — распорядительные методы управления. Регламентирование и его виды, распорядительные и дисциплинарные методы управления. Социально — психологические методы управления, их роль и перспективы применения. Социальная и психологическая мотивация. Прямая и косвенная психологическая мотивация персонала предприятия.

Модуль 3 «Управление социально-экономическими системами. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления».

Понятие организации. Организация как система управления. Понятие «система». Классификация систем. Основные категории системы управления: объект и субъект управления; прямые и обратные связи; соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем.

Основные элементы организации: цели, задачи, структура, технология, люди.

Внутренняя и внешняя среда организации, их взаимодействие и влияние на развитие организации.

Виды организаций; классификация организаций по различным признакам: форма собственности, организационно-правовая форма, виды деятельности. Объемы деятельности. Организационная структура ОАО.

Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. Понятие и сущность диверсификации, основные направления изменений, в деятельности предприятия. Роль диверсификации производства в кризисной ситуации. Особенности управления персоналом в условиях кризиса. Типология организации на основеразличных критериев. Виды организаций по степени формализации, ассоциативные, общественные и административные. Обоснование и выбор альтернатив эффективного управления.

Модуль 4 «Основы принятия управленческих решений. Модели и методы принятия, управленческих решений».

Понятие и природа управленческого решения. Классификация решений, требования к качеству управленческих решений.

Процесс принятия решения и его структура. Содержание этапов. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений.

Управленческие решения и ответственность. Оценка эффективности решений.

Модели и методы принятия, управленческих решений. Модели теории игр, модели теории очередей, модели управления запасами, модели линейного программирования и др.

Экспертные методы в процессе разработки решений. Характеристики современных моделей разработки решений.

Принятие решений в условиях риска.

Модуль 5 «Система информационного обеспечения менеджмента. Организационные и межличностные коммуникации».

Понятие и сущность системы информационного обеспечения, и интеграционные процессы в менеджменте. Роль коммуникаций в системе управления. Классификация коммуникаций.

Коммуникационный процесс. Элементы и этапы процесса коммуникаций. Межличностные коммуникации. Преграды на пути межличностных коммуникаций и пути их преодоления. Организационные коммуникации. Совершенствование коммуникаций в организациях.

6.3. Практикумы

Таблица 3. Тематики семинарных занятий и их трудоемкость в 3 семестре

Учебно — образовательный модуль

Цели лабораторного практикума

Примерная тематика лабораторного практикума

Трудоемкость в часах

1

Предмет, цели и задачи дисциплины. История возникновения и развития менеджмента. Эволюция школ и концепций менеджмента.

Освоение теории управления и эволюции школ и концепций менеджмента

Сущность менеджмента. Содержание и задачи дисциплины. Структура и взаимосвязь с другими учебными дисциплинами, место дисциплины в программе профессиональной подготовке и ее роль в практической деятельности менеджеров. Эволюция школ и концепций, менеджмента. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Ф.иЛ. Гилбрит, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Ганнт).

Административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни).

Школа человеческих отношений и ее развитие (М. Фоллетт, Р. Лайкерт. Э. Мейо, А. Маслоу).

Современные подходы к управлению. Процессный, ситуационный подходы к управлению.

4

2

Теоретические основы процесса управления, целеполагание и оценка ситуации. Методологические основы менеджмента.

Формирование практических навыков в постановке целей и задач управления; освоение методологии менеджмента

Познание закономерностей управления на основе теоретического анализа и практического опыта. Законы управления. Принципы управления производством, принципы системности. Инфраструктура менеджмента.Природа и состав функций менеджмента. Организационные структуры управления. Мотивация деятельности в менеджменте. Методы управления.

8

3

Управление социально-экономическими системами. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.

Формирование практических навыков в выборе альтернатив эффективного управления

Понятие организации. Организация как система управления. Внутренняя и внешняя среда организации. Виды организаций.

8

4

Основы принятия управленческих решений. Модели и методы принятия, управленческих решений.

Формирование практических навыков в принятии управленческих решений и в применении методов принятия управленческих решений

Понятие и природа управленческого решения. Классификация решений, требования к качеству управленческих решений. Модели и методы принятия, управленческих решений.

8

5

Система информационного обеспечения менеджмента. Организационные и межличностные коммуникации.

Формирование практических навыков в использовании информационного обеспечения менеджмента

Понятие и сущность системы информационного обеспечения, и интеграционные процессы в менеджменте. Роль коммуникаций в системе управления. Классификация коммуникаций.

Коммуникационный процесс.

6

7. Самостоятельная работа студента

Успешное изучение дисциплины «Менеджмент» предполагает самостоятельную работу студентов с рекомендованной литературой, доработку конспектов лекций на самоподготовку и наработку практических навыков в управлении социально-экономическими системами.

Самостоятельная работа в учебном процессе по дисциплине «Менеджмент» осуществляется, в том числе через подготовку, написание самостоятельных творческих работ обобщающих и дополняющих теоретические и практические навыки, полученные в результате изучения дисциплины в аудиторное и неаудиторное время.

Предполагается, что направление и объект исследования студент выбирает самостоятельно, либо прибегает к выбору предложенных примерных тематик самостоятельных творческих работ.

Самостоятельную творческую работу (реферат) необходимо представить в документальной форме в техническом стилевом оформлении с высокой степенью аргументированности и прозрачности информационного представления.

Выбор темы реферата требует со стороны студента обязательного предварительного согласования с преподавателем.

Таблица 4. Примерная тематика рефератов по дисциплине «Менеджмент»

№ п/п

Учебно- образовательный модуль

Примерная тематика рефератов

1

Предмет, цели и задачи дисциплины. История возникновения и развития менеджмента. Эволюция школ и концепций менеджмента.

  • История и перспективы развития менеджмента

2

Теоретические основы процесса управления, целеполагание и оценка ситуации. Методологические основы менеджмента.

  • Организация управления производством и предпринимательской деятельности
  • Менеджмент: вид деятельности и система управления
  • Проблемы развития науки управления в производственной сфере
  • Инфраструктура менеджмента
  • Управление общественными процессами и его разновидности
  • Природа и состав функций менеджмента
  • Методы управления в экономике и производстве
  • Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
  • Организационные отношения в системе менеджмента
  • Социофакторы и этика менеджмента
  • Регулирование и контроль в системе менеджмента
  • Мотивация деятельности в менеджменте
  • Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
  • Управление человеком и управление группой
  • Руководство: власть и партнерство
  • Стиль менеджмента и имидж менеджера
  • Факторы и тенденции эффективности менеджмента

3

Управление социально-экономическими системами. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.

  • Формы организации системы менеджмента
  • Системы управления в экономике

4

Основы принятия управленческих решений. Модели и методы принятия, управленческих решений.

  • Моделирование ситуаций и разработка решений
  • Разработка и реализация управленческих решений в процессе менеджмента

5

Система информационного обеспечения менеджмента. Организационные и межличностные коммуникации.

  • Коммуникации в организациях и интеграционные процессы в менеджменте

Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации есть наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом. По материалам рекомендованных источников учебной информации надо ликвидировать все недоработки. Внимательно разобраться в записях лекций и в материалах практических занятий. Необходимо систематизировать и упорядочить накопленные знания. По способности ответить на «вопросы для самопроверки» (см. табл. 5) можно проверить степень подготовленности к аттестации. При подготовке к тестовой форме аттестации целесообразно тренироваться на примерных тестовых заданиях из рекомендованных практикумов.

Таблица 5. Вопросы для самопроверки по дисциплине «Менеджмент»

№ п/п

Учебно- образовательный модуль

Вопросы для самопроверки

1

Предмет, цели и задачи дисциплины. История возникновения и развития менеджмента. Эволюция школ и концепций менеджмента.

1. Что такое управление?

2. Что такое менеджмент, каковы его основные признаки?

3. Назовите основные черты менеджера.

4. Каковы основные источники научного менеджмента?

5. Каково содержание научного менеджмента?

2

Теоретические основы процесса управления, целеполагание и оценка ситуации. Методологические основы менеджмента.

1. Что такое организация?

2. Что такое предприятие?

3. Что такое учреждение?

4. Что такое инфраструктура менеджмента?

5. Каковы роль и место отношений собственности в менеджменте?

6. Что означает хозяйственное ведение?

7. Что означает оперативное управление?

8. Что означает доверительное управление?

9. Каковы особенности менеджмента в социальной сфере?

10. Что предусматривает характеристика организации?

11. В чем заключается цель организации?

12. Что предусматривает деятельность организации?

13. Что составляет внешняя среда организации?

14. Что составляет внутренняя среда организации?

15. Что такое система управления?

16. Что такое организационное проектирование?

17. Что такое общественные и хозяйственные организации?

18. Как классифицируются организации?

19. Что такое система?

20. Что такое открытая и закрытая система?

21. Что такое сложная система?

22. Назовите основные принципы кибернетики.

23. Что такое делегирование полномочий?

24. Что такое региональная структура управления?

25. Что такое продуктовая структура управления?

26. Что такое потребительская структура управления?

27. Что такое дивизиональная (отделенческая) структура управления?

28. Что такое адаптивная (органическая) структура управления?

29. Назовите объекты управления в организации.

30. Назовите органы управления организацией и их компетенцию.

31. В чем заключаются особенности управления организациями различных форм?

32. Каковы компетенции общего собрания, совета директоров и его председателя?

33. Какова структура, объекты и органы управления производственно-экономической системы?

34. Назовите факторы внешней среды организации.

35. Что такое инфраструктура менеджмента?

36. Назовите основные банковские операции.

37. Назовите основные правила работы бирж.

38. Назовите основные правила работы аукционов, ярмарок, оптовых рынков.

39. Опишите договорную среду менеджмента (аренду, лизинг, концессию, комиссию, факторинг).

40. Назовите основные функции менеджмента.

41. Что такое функция прогнозирования и планирования?

42. Что такое функция организации?

43. Что такое функция активизации и стимулирования?

44. Что такое функция координации и регулирования?

45. Что такое функции учета, контроля и анализа?

46. Каковы требования к организации контроля?

47. Назовите и охарактеризуйте методы менеджмента.

48. Охарактеризуйте экономические методы менеджмента.

49. Что такое хозрасчет?

50. Что подразумевает внутренний хозрасчет?

51. Что такое стимулирование?

52. Что такое ценообразование?

53. Из чего складывается формирование цены товара?

54. Назовите основные варианты назначения цены (стратегии ценообразования).

55. Что такое проблема «свободных мест»?

56. Из чего складывается финансирование?

57. Из чего складывается кредитование?

58. Что такое административные методы менеджмента?

59. Что такое социально-психологические методы менеджмента?

60. Что такое воспитательные методы менеджмента?

3

Управление социально-экономическими системами. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.

1. Назовите основные типы организационных структур.

2. Назовите основные характеристики организационных структур.

3. Назовите основные характеристики предприятия.

4. Назовите основные подсистемы предприятия.

5. Что такое управление в производственной сфере?

6. Раскройте понятие управления производственно-экономической системой.

7. Что означает оптимизация управления?

8. Что такое коммерческая организация?

9. Что такое некоммерческая организация?

10. Что такое хозяйственное товарищество?

11. Что такое хозяйственное общество?

12. Что такое акционерное общество?

13. Что такое общество с ограниченной ответственностью?

14. Назовите основные права участников хозяйственных товариществ и обществ.

15. Что такое производственный кооператив (артель)?

16. Что такое государственное и муниципальное унитарное предприятие?

17. Что такое потребительский кооператив?

18. Что такое общественная организация?

19. Что такое объединение юридических лиц?

20. Что такое фонд?

21. Что такое индивидуальное предпринимательство?

22. Что такое малое предприятие?

23. В чем заключается государственная поддержка малого бизнеса?

24. Что такое структура управления организацией?

25. Что такое линейное, функциональное и целевое управление?

26. Охарактеризуйте три типа протекания управленческого процесса.

27. Назовите требования к формированию организационных структур управления.

28. Какова должна быть последовательность формирования организационных структур управления?

29. Опишите типовые схемы организационных структур управления (линейно-функциональной, штабной, целевой, матричной, смешанной).

4

Основы принятия управленческих решений. Модели и методы принятия, управленческих решений.

1. Что такое решение?

2. Что такое управленческое решение?

3. Как классифицируются управленческие решения?

4. Что понимается под исследованием операций?

5. Что такое моделирование ситуации?

6. Что такое модель?

7. Как классифицируются модели?

8. Какие бывают модели производственно-экономической системы?

9. Какие бывают модели управления производством?

10. Что такое игровое моделирование?

5

Система информационного обеспечения менеджмента. Организационные и межличностные коммуникации.

1. Что включает процесс подготовки и принятия решения?

2. Опишите этапы процесса принятия решения.

3. Опишите выбор наилучшего (оптимального) варианта решения задачи.

4. Опишите модель производственно-экономической ситуации.

5. Какие моменты психологического характера влияют на принятие решения?

6. Опишите станковую задачу.

7. Опишите задачу раскроя материала.

8. Опишите задачу управления очередями.

9. Опишите задачу о назначениях.

10. Опишите задачу сетевого планирования.

11. Что такое предвидение?

12. Что такое предсказание?

13. Что такое прогнозирование?

14. Что такое случайность?

15. Назовите основные источники случайности.

16. Чем занимается теория вероятностей?

17. Что такое вероятность?

18. В чем смысл закона больших чисел?

19. Что такое геометрическая вероятность?

20. Приведите примеры расчетов будущего.

21. Что изучает наука прогностика?

22. Что такое дедукция и индукция?

23. Что такое экстраполяция?

24. Что такое анализ и синтез?

25. В чем суть приема аналогии?

26. В чем смысл предсказаний по интуиции?

27. Что такое «мозговая атака»?

28. Что такое сценарий будущего?

29. Какие существуют сценарии будущего?

30. Что такое риск?

31. Каковы причины неопределенности, порождающей риск?

32. Каковы пути преодоления неопределенности?

33. Что такое принцип недостаточного основания Лапласа?

34. Что такое максиминный критерий Вальда?

35. Что такое критерий минимаксного риска Сэвиджа?

36. Что такое критерий пессимизма-оптимизма Гурвица?

37. Что такое факторы среды?

38. Какие возникают помехи при выработке рискованных решений?

39. Назовите основные положения психологической теории риска.

40. В чем суть психологического анализа личности, принимающей рискованные решения?

41. Что такое критерии целеустремленного поведения?

42. Назовите индивидуальные черты лица, принимающего рискованные решения.

43. Каковы отличия лиц с внутренней и внешней стратегией?

44. Что такое стереотипность мышления?

45. Что такое неизбежный риск?

46. Что такое риск, связанный с неизбежностью бизнеса?

47. В чем суть метода самострахования?

48. Каковы особенности коллективного риска?

49. Опишите основные положения тактики риска.

50. Каковы правовые основы риска менеджера?

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Менеджмент [Текст]: учеб. для вузов / Вачугов, Д.Д., Березкина, Т.Е., Кислякова, Н.А., [и др.]; под ред. Д.Д. Вачугова — М.: Высшая школа, 2008. — 399 с. — (72 156−24) (658; М 50)
  2. Вершигора, Е.Е. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие — М.: ИНФРА-М, 2008. — 282 с. — (74 409−8) (658; В 37)
  3. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие по спец. «Менеджмент организации» — М.: Новое знание, 2007. — 335 с. — (75 916−6) (658; К 12)

б) дополнительная литература:

  1. 1.Вачугов, Д.Д. Практикум по менеджменту: деловые игры [Текст]: учеб. пособие для вузов по экон. спец. / Вачугов, Д.Д., Веснин, В.Р., Кислякова, Н.А. — М.: Высшая школа, 2007. — 192 с. — (71 878−2) (658; В 22) и предыдущие издания
  2. Компьютерное моделирование менеджмента [Текст]: учеб. пособие для вузов по спец. «Мат. методы в экономике» и др. экон. спец. / Горшков, А.Ф., Евтеев, Б.В., Коршунов, В.А., [и др.]; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова; под ред. Н.П. Тихомирова — М.: Экзамен, 2004. — 526 с. — (22 020−3) (658; К 63)
  3. Персональный менеджмент [Текст]: учеб. для вузов по спец. 8 0507(61 100) «Менеджмент организации» / Резник, С.Д., Бондаренко, В.В., Соколов, С.Н., Удалов, Ф.Е.; под общ. ред. С.Д. Резника — М.: ИНФРА-М, 2008. — 557 с. — (68 470−6) (658; П 27)
  4. Абчук, В.А. Лекции по менеджменту: решение, предвидение, риск — СПб.: Союз, 1999. — 336 с. — (4365−3) (658; А 17)
  5. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник для студентов экон. спец. вузов — М.: ЮНИТИ, 2001. — 501 с. — (7081−50) (658; Г 41)

в) программное и коммуникационное обеспечение

  1. Информационная система «Технорматив» (российские стандарты).-Режим доступа: www.technormativ.ru
  2. Электронно библиотечная система издательства «Лань».-режим доступа: http://e.lanbook.com/register.php
  3. Правовые системы:

Консультант Плюс.- Режим доступа: (http://www.consultant.tver.ru)

Система ГАРАНТ. Режим доступа: (http://www.garant.tver.ru)

4. Операционные системы Windows, стандартные офисные программы.

9. Материально-техническое обеспечение

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения в контексте дисциплины «Менеджмент» включает: специально оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения. Для использования электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом дисциплины.

10. Оценка, диагностика и квалиметрия результатов обучения

В рамках дисциплины «Менеджмент» применяются следующие формы оценочных средств: оформленные и защищенные отчеты по практическим занятиям, самостоятельные творческие работы, результаты тестирования, зачет.

Текущий контроль качества обученности студентов осуществляется в устной и письменной форме: оформленные и защищенные отчеты по практическим занятиям и самостоятельные творческие работы. Оформление отчетов по практическим занятиям и самостоятельных творческих работ проводится согласно соответствующим методическим указаниям в документарной или презентационной форме в техническом стилевом оформлении с высокой степенью аргументированности и прозрачности информационного представления. Защита отчетов производится в установленном порядке при личном собеседовании с преподавателем; при этом студент обязан ответить на любой вопрос преподавателя, касающийся содержания представленных отчетов. В результате защиты формируется экспертная оценка теоретической и практической подготовки в контексте тем практических занятий: «удовлетворительная» оценка свидетельствует о наличии у автора необходимых знаний, умений и навыков по дисциплине; «неудовлетворительная» оценка предполагает переработку отчетов в установленные сроки по согласованию с преподавателем, повторное предоставление для защиты.

Итоговый контроль предполагает оценку зачет (в 3 семестре).

К итоговому контролю допускаются студенты, имеющие «удовлетворительные» результаты текущего контроля.

Зачет по дисциплине проводится в виде письменных контрольных (в т.ч. тестовых) работ. Примерное содержание тестовой формы опроса включает следующие компоненты: утверждение, суждение об истинности утверждения, аргументация суждения. Схема оценивания тестовой формы опроса аналогична схеме, приведенной для рубежного и промежуточного контроля. Примерное содержание контрольных вопросов по дисциплине «Менеджмент» согласуется с примерными вопросами для самопроверки (см. табл. 5).

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Учебные занятия по дисциплине «Менеджмент» рекомендуемся проводить в форме лекций и практических занятий. При изучении дисциплины студенты должны посещать лекции и практические занятия, а так же самостоятельно работать с рекомендуемой литературой.

Практическое занятие должно основываться на самостоятельной подготовке студентов к теме: изучение лекционного курса и дополнительной литературы. Занятия рекомендуется начинать с проведения опроса и беседы со студентами по предстоящей теме, с целью выявить знания студентов по конкретному вопросу.

Для подготовки к практическому занятию рекомендуется четко сформулировать тему, обозначить цели и задачи, разработать задания и указания по их выполнению, список дополнительной (рекомендованной) литературы, а также контрольные вопросы для определения уровня освоения конкретной темы.

Форма и методика проведения занятий выбираются преподавателем исходя из целей, содержания материала, необходимости максимального привлечения студентов к самостоятельной работе. При проведении практических занятий предпочтительны разбор конкретных ситуаций и деловые игры.

Контроль знаний осуществляется путем текущей оценки знаний, проведения тестового контроля, зачетного занятия и экзамена по курсу менеджмента.

22