Требования к результатам освоения основной образовательной программы 2

Примерная

основная образовательная программа
высшего профессионального образования

 

Направление подготовки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337

Профиль «»

 

ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 2011г. № 788

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Нормативный срок освоения программы: 4 года

 

 

Форма обучения — очная


Требования к результатам освоения основной образовательной программы

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья

(ОК-5);

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

9 стр., 4179 слов

Экспериментально исследовательская деятельность как метод экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Оглавление Введение……………………………………………………………………………...3 Глава I. Психолого - педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста………………………………………………………….........6 1.1 Понятия, значение и особенности экологического образования……………..6 1.2 Особенности организации экспериментально - исследовательской деятельности…………………………………………….………………………….15 Глава II . Педагогические условия ...

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

5 стр., 2054 слов

Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Адаптация ребенка к обучению в школе) Направление: 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование   Уровень образования:бакалавриат Профиль: Психология и педагогика дошкольного образования     Челябинск, 2015 Содержание   1. Пояснительная записка…………………………………………………… 1.1. Общие сведения ...

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности(ПК-7);

в области культурно-просветительской деятельности:

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

Выпускник должен обладать следующимиспециальными компетенциями (СК):

осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1);

способен применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов (СК-2);

способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3);

способен применять знание теоретических основ и технологий начального математического образования, готов использовать методы развития образного и логического мышления, формировать предметные умения и навыки младших школьников, готов к воспитанию у них интереса к математике и стремления использовать математические знания в повседневной жизни (СК-4);

способен применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать (СК-5);

способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6).

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

По направлению 050100 Педагогическое образование

профиль «Начальное образование»

Квалификация (степень) – бакалавр

Нормативный срок обучения – __4__ года

 

№ п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) Трудоемкость Примерное распределение по семестрам  
Зачетные единицы Академические часы 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр 5-й семестр 6-й семестр 7-й семестр 8-й семестр Форма промежут. аттестации (ФПА)  
 
Количество недель (указывается количество недель по семестрам)  
   
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл                    
1.1. Базовая часть                    
1.1.1 История x               ФПА с оценкой  
1.1.2 Философия     x           ФПА с оценкой  
1.1.3 Иностранный язык x x x           ФПА с оценкой  
1.1.4 Педагогическая риторика     х           ФПА без оценки  
1.1.5 Экономика               х ФПА без оценки  
1.2 Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента                    
1.2.1 Образовательное право               х ФПА без оценки  
1.2.2 Культурология х               ФПА без оценки  
1.2.3 Политология           х     ФПА без оценки  
1.2.4 Профессиональная этика             х   ФПА без оценки  
1.3. Дисциплины по выбору студента                    
Б.2 Математический и естественнонаучный цикл                    
2.1. Базовая часть                    
2.1.1 Основы математической обработки информации   х             ФПА без оценки  
2.1.2 Естественнонаучная картина мира         х       ФПА без оценки  
2.1.3 Информационные технологии в образовании     х           ФПА без оценки  
2.2 Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента                    
2.2.1 Основы экологической культуры           х     ФПА без оценки  
2.3. Дисциплины по выбору студента                    
Б.3 Профессиональный цикл                    
3.1. Базовая часть                    
3.1.1 Педагогика х х х х         ФПА с оценкой  
3.1.2 Психология   х х х х       ФПА с оценкой  
3.1.3 Методика обучения и воспитания младших школьников     х х   х х   ФПА с оценкой  
3.1.4 Возрастная анатомия, физиология и гигиена х               ФПА без оценки  
3.1.5 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни   х             ФПА без оценки  
3.1.6 Безопасность жизнедеятельности     х           ФПА без оценки  
3.2 Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента                    
3.2.1 Русский язык   х х х х х х   ФПА с оценкой  
3.2.2 Методика обучения русскому языку и литературному чтению     х х х х х   ФПА с оценкой  
3.2.3 Практикум по русскому правописанию           х     ФПА без оценки  
3.2.4 История отечественной литературы   х             ФПА без оценки  
3.2.5 Теория литературы и практика читательской деятельности       х         ФПА без оценки  
3.2.6 Детская литература           х     ФПА без оценки  
3.2.7 Математика х х х х х х х   ФПА с оценкой  
3.2.8 Методика преподавания математики       х х х х   ФПА с оценкой  
3.2.9 Методика обучения компьютерной грамотности             х   ФПА без оценки  
3.2.10 Естествознание х х х           ФПА с оценкой  
3.2.11 Обществознание         х       ФПА без оценки  
3.2.12 Методика преподавания предмета «Окружающий мир»       х х       ФПА с оценкой  
3.2.13 Методика преподавания технологии х               ФПА без оценки  
3.2.14 Методика преподавания изобразительного искусства х               ФПА без оценки  
3.2.15 Теория и методика музыкального воспитания   х             ФПА без оценки  
3.3. Дисциплины по выбору студента                    
Б.4 Физическая культура х х х х            
Б.5 Учебная и производственная практики                    
  Учебная                    
  Производственная (педагогическая, культурно-просветительская)                    
Б.6 Итоговая государственная аттестация                 Защита ВКР, ГЭ  
  ВСЕГО 8640 (+328)*                    
                                             

 


ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

(вариативная часть)

АННОТАЦИИ

 

 


«Педагогика»

1. Цель дисциплины: сформировать систематизированные знания о закономерностях и содержании образовательного процесса, требованиях к его организации в различных учреждениях системы образования, представление о сущности педагогической деятельности, особенностях педагогической профессии и современных требованиях педагога.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (3.1.1).

Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Освоение дисциплины «Педагогика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

— способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

— готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

— способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

— решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

— осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры педагогики начального обучения, доктор педагогических наук Л.К.Веретенникова,

МПГУ, профессор кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук Д.И.Латышина,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук Е.В. Борисова,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук М.А. Олейникова,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук М.Я. Ситниченко.

«Психология»

 

1. Цели дисциплины:формирование целостного представления о психологических особенностях человека как закономерностях его деятельности и обучения, раскрытие психологического аспекта профессиональной подготовки будущих педагогов путем расширения их представлений о фундаментальности психологии, ее прикладном характере; об исторически сложившихся и современных подходах к решению психологических проблем жизни и деятельности человека, его развития, образования и воспитания.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология» относится к базовой части профессионального цикла (3.1.1).

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин «Педагогика», «Методики обучения и воспитания младших школьников», прохождения педагогической практики.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1),

— способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2);

— готов применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

— готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

— способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

способы психологического изучения обучающихся;

способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

способы профессионального самопознания и саморазвития;

уметь:

развивать и активизировать интеллектуальную деятельность и индивидуальные способности обучающихся, отбирая оптимальные приемы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, творческую самостоятельность, познавательный интерес;

использовать методы психологической диагностики для решения различных профессиональных задач;

создавать психологически безопасную образовательную среду;

бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности и вносить в нее необходимые коррективы;

владеть:

способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.
  1. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры психологии младшего школьника, доктор психологических наук К.В. Макарова,

МПГУ, доцент кафедры психологии младшего школьника, кандидат психологических наук Е.Р.Горелова,

МПГУ, доцент кафедры психологии младшего школьника, кандидат психологических наук М.Г.Пирожкова,

МПГУ, доцент кафедры психологии младшего школьника, кандидат психологических наук О.А.Таллина.

 

 

«Методика обучения и воспитания младших школьников»

1. Цель дисциплины:сформировать целостное представление о сущности педагогического процесса и его специфике в системе начального образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика обучения и воспитания младших школьников» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (3.1.3).

Для освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Освоение дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, педагогической практикой студентов.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

— способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

— готов применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

— способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

— готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

— способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

— решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

— осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1).

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры аудиовизуальных технологий обучения Ю.О. Овакимян

МПГУ, профессор кафедры аудиовизуальных технологий обучения В.П. Пустовойтов

МПГУ, доцент кафедры аудиовизуальных технологий обучения Б.Н. Полозов

МПГУ, ассистент кафедры аудиовизуальных технологий обучения А.В. Кравченко

 

 

«Естествознание»

 

1. Цели дисциплины:сформировать теоретические знания и практические навыки по ботанике, зоологии и землеведению, в соответствии с современными требованиями целостной научной картины мира; а также по природоохранной деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Естествознание» относится к вариативной части профессионального цикла (3.2.10).

Для освоения дисциплины «Естествознание» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения биологии, ботаники, зоологии, географии в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Естествознание» является необходимой базой для изучения дисциплины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир», прохождения педагогической практики.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

— способен применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

теоретические основы естествознания (в том числе, ботаники, зоологии, землеведения);

принципы классификации животного мира и преставление о главных систематических категориях;

уметь:

проводить опыты, практические работы по естествознанию;

владеть:

навыками организации и проведения экскурсий со школьниками.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.

5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Е.М. Алексахина;

МПГУ, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Е.Н. Степанян;

МПГУ, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе П.А. Данилов.

«Методика преподавания предмета “Окружающий мир”»

 

1. Цели и задачи дисциплины:сформироватьу студентовметодические основы естествознанияс целью изучения целостной научной картины мира детьми младшего школьного возраста.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» относится к вариативной части профессионального цикла (3.2.12).

Для освоения дисциплины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Естественнонаучная картина мира», «Естествознание».

Освоение дисциплины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» является необходимой базой для прохождения педагогической практики.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

— решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

— способен применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать (СК-5).