Требования к результатам освоения дисциплины. Автономная некоммерческая организация

Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тверской филиал

«Утверждаю»

Директор

Тверского филиала МГЭИ

А. А. Бутузов

«___"_______________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

«ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки:

38.03.02. «МЕНЕДЖМЕНТ»

профиль: управление человеческими ресурсами

Квалификация (степень) бакалавр

Тверь 2016

Пьянова Л. В. Рабочая программа учебной дисциплины «Деловое общение». — Тверь: Тверской филиал МГЭИ, 2016. — 32 с.

Одобрено кафедрой общегуманитарных дисциплин. Протокол заседания кафедры от 04.07.2016 № 10. Для студентов Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.

Тверской филиал

Московского гуманитарно-экономического института, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы…
Место дисциплины в структуре образовательной программы …
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся…
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся…
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины…
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем…
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине…

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

1.1. Цель освоения дисциплины- раскрыть специфику делового общения как важной составляющей будущей профессиональной деятельности студентов.

Курс «Деловое общение» является одной из основных учебных дисциплин, формирующих у студентов знания, умения и навыки в области профессионального общения.

1.2. Основные задачи курса:

— целенаправленно подготовить студентов к использованию средств, методов и форм делового общения в профессиональной деятельности;

— формировать потребности в развитии коммуникативных способностей как личностно значимых в процессе профессиональной подготовки студентов;

— формировать умения и навыки, необходимые для грамотного проектирования, организации, контроля и коррекции делового общения;

— формировать личностные качества, необходимые для организации делового общения с руководством, клиентами и коллегами.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Менеджмент»:

иметь представление о специфике делового общения; роли делового общения в профессиональной деятельности; влиянии знаний, умений и навыков в области делового общения на личностное развитие;

знать основные понятия делового общения; виды и формы делового общения; вербальные и невербальные особенности процесса делового общения; психологические особенности спора; причины возникновения и способы разрешения конфликтов; особенности имиджа делового человека и его влияние на процесс общения; этикет и культуру делового общения;

уметь ориентироваться в видах и формах делового общения, видах деловой корреспонденции; моделировать деловую беседу, переговорный процесс, публичное выступление, деловое совещание; пользоваться вербальными и невербальными средствами общения в целях достижения поставленной цели; предупреждать и разрешать возникшие конфликтные ситуации; моделировать собственный имидж;

владеть навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками публичной и научной речи; навыками влияния на партнера в ходе деловой беседы, совещания, переговоров; создания благоприятного психологического климата в ходе делового общения; техники и тактики аргументирования; завоевания и удержания внимания аудитории во время публичного выступления; культуры спора; разрешения конфликтов; формирования позитивного имиджа; общения с

клиентами; корректировки общения; деловой переписки.

Процесс изучения дисциплины «Деловое общение» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Менеджмент»следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):

Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной

Курс «Деловое общение» входит в вариативную часть цикла Б.1, относится к дисциплинам по выбору студента блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, включенных в учебный план подготовки бакалавров по направлению 38. 03. 02 профиль Московского гуманитарно — экономического института и изучается на 1 курсе во 2 семестре.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Освоение студентами дисциплины «Деловое общение» тесно связано с такими дисциплинами, как «Русский язык и культура речи», «Философия», «Логика», «Культурология», а также с профильными дисциплинами специализированных кафедр, что позволяет осуществлять будущим специалистам межкультурную коммуникацию на профессиональном уровне.

Формой итогового контроля знаний студентов являются зачет в ходе которого оцениваются уровни теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах

3. Объём дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

очная форма

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Контактная (всего), в том числе:
Лекций (Л)
Семинары (С)
Практические занятия (ПЗ), в т. ч. зачет
Самостоятельная работа (всего), в том числе:
Курсовой проект (работа)
Реферат
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя
Решение практических ситуаций
Подготовка научных докладов и сообщений
Вид промежуточной аттестации — зачет, включая аттестацию + +
Общая трудоемкость, час Зачетные единицы

заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
Контактная (всего), в том числе 36/2
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С) - -
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа (всего), в том числе 18/0,5
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат - -
Другие виды самостоятельной работы 18/0,5
Под контролем преподавателя - -
Вид промежуточной аттестации -зачет, включая консультацию зачет зачет
Общая трудоемкость часы зачетные единицы
Зачетные единицы

Содержание дисциплины (модуля) структурированное по темам (разделам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

очная форма обучения

Тематический план

направления 38.03.02 «Менеджмент»

очная форма обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
Этика делового общения ОК — 5 ОПК — 4
Деловое общение: виды и формы ОК — 5 ОПК — 4
Деловые переговоры ОК — 5 ОПК — 4
Психологические особенности публичного выступления ОК — 5 ОПК — 4
Невербальные особенности процесса делового общения ОК — 5 ОПК — 4
Спор, дискуссия, полемика: происхождение и психологические особенности ОК — 5 ОПК — 4
Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы ОК — 5 ОПК — 4
Имидж делового человека ОК — 5 ОПК — 4
Документационное обеспечение делового общения ОК — 5 ОПК — 4
Зачет
Итого 18/10*

заочная форма обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
Этика делового общения ОК — 5 ОПК — 4
Деловое общение: виды и формы ОК — 5 ОПК — 4
Деловые переговоры 2* ОК — 5 ОПК — 4
Психологические особенности публичного выступления ОК — 5 ОПК — 4
Невербальные особенности процесса делового общения 2* ОК — 5 ОПК — 4
Спор, дискуссия, полемика: происхождение и психологические особенности ОК — 5 ОПК — 4
Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы ОК — 5 ОПК — 4
Имидж делового человека ОК — 5 ОПК — 4
Документационное обеспечение делового общения ОК — 5 ОПК — 4
Зачет
Итого 6/6*

* в интерактивной и активной форме

Программа курса

Тема 1. Этика делового общения по направлению «Менеджмент»

(ОК — 5, ОПК — 4)

Этика делового общения: личность, психологические типы, архетип, взаимодействие, коммуникация, конформизм, нонконформизм, референтная группа, идентификация, рефлексия, стереотипы, вербальная и невербальная коммуникации, конфликт, этические нормы общения: национально-психологические типы, универсальные этические и психологические нормы и принципы. Психология и общество, психология и труд; экономическая, правовая психология; модели политической психологии: федеральный и региональный аспекты; профессиональная психология.**

Тема 2. Деловое общение: виды и формы по направлению

«Менеджмент (ОК — 5, ОПК — 4)

Понятие «деловое общение». Формы и виды делового общения (деловая беседа, деловые переговоры, деловое совещание, публичное выступление).

Деловая беседа как основная форма делового общения. Функции деловой беседы: взаимное общение работников в одной деловой сфере; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; поддержание деловых контактов; стимулирование деловой активности. Основные этапы деловой беседы: начало беседы; информирование партнеров; аргументирование выдвигаемых положений; принятие решения; завершение беседы. Начало деловой беседы: метод снятия напряжения, метод «зацепки», метод прямого подхода. Вопросы собеседников (закрытые, открытые, риторические, переломные, вопросы для обдумывания) и их психологическая сущность. Парирование замечаний собеседников. Виды замечаний: невысказанные замечания, предубеждения, ироничные замечания, замечания с целью получения информации, замечания с целью проявить себя, субъективные замечания, объективные замечания, замечания с целью сопротивления.

Способы высказывания замечаний собеседнику: локализация, явное и грубое возражение, уважение, признание правоты, сдержанность в личных оценках, лаконичность ответа, контролирование реакций, недопущение превосходства. Психологические приемы влияния на партнера: «Имя собственное», «Зеркало отношений», «Прием воздействия улыбкой», «Золотые слова», «Терпеливый слушатель», «Присоединение».**

Тема 3. Деловые переговоры по направлению «Менеджмент»

(ОК — 5, ОПК — 4)

Деловые переговоры: понятие «деловые переговоры», их характер, определение целей. Стратегии ведения переговоров: позитивный тип; переговоры на основе взаимного учета интересов; динамика переговоров. Организация, методы и навыки ведения деловых переговоров (уточнение интересов и позиций сторон, обсуждение).

Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений. Переговорное пространство**; три типа решений; **работа над соглашением (объективные критерии; метод консенсуса; метод большинства); закрепление решений.**

Тема 4. Психологические особенности публичного выступления по направлению «Менеджмент» (ОК — 5, ОПК — 4)

Из истории ораторского искусства. Подготовка к выступлению: выбор темы, подготовка плана выступления, получение информации об аудитории. Начало выступления: установление личностного, эмоционального и познавательного контактов.

Удерживание внимания аудитории. «Образ оратора». Способы удержания внимания: обращение к слушателю, настроенность на слушателя, содержательность выступления, доступность изложения, сопереживание, доверительность, непринужденная манера изложения, убежденность и эмоциональность оратора. Использование невербальных средств общения, их специальное предварительное продумывание. Темп и драматизация речи. Завершение выступления. Культура речи делового человека: знание норм литературного языка, соблюдение основных требований к языку выступления, выразительность речи с использованием языковых средств. ** Функциональные стили: разговорный, науч-ный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный.** Использование художественных средств языка: синонимы, сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, олицетворение, риторическое восклицание, риторический вопрос, инверсия, градация, повтор, цитирование, противопоставление, предуведомление, намек.** Пословицы, поговорки, крылатые выражения в языке делового человека. **

Тема 5. Невербальные особенности процесса делового общения по направлению «Менеджмент» (ОК — 5, ОПК — 4)

Понятие «невербальное общение». Средства невербальной коммуникации: жестикуляция, мимика, поза, дистанция, интонация. Согласованность/несогласованность невербальных сигналов. Мимика: понятие психограммы, контакт глаз. Жестикуляция: классификация применяемых в деловом общении жестов (жесты открытости, подозрительности и скрытности, защиты, размышления и оценки, сомнения и неуверенности/уверенности, готовности к действию, несогласия и пр.).

Поза: характерные позы в положении стоя и сидя; зависимость выбора позы от самооценки человека. Дистанция: интимная, личная, открытая, общественная зоны общения; зависимость дистанции от статуса человека. Размещение участников переговоров в рабочем кабинете за стандартным прямоугольным столом при четырех положениях вашего собеседника: угловое расположение, позиция делового взаимодействия, конкурирующе-оборонительная позиция, независимая позиция. Интонация и ее общая характеристика. Межнациональные особенности невербального общения.**

Тема 6. Спор, дискуссия, полемика: происхождение и психологические особенности по направлению «Менеджмент

(ОК — 5, ОПК — 4)

Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Из истории происхождения спора. Факторы, влияющие на характер спора: цель спора, количество участников, форма проведения. Классификация видов спора. Условия успешности протекания спора. Культура спора: предмет спора, позиции полемистов, употребление понятий, поведение участников спора, индивидуальные особенности участников спора, национальные и культурные традиции, уважительное отношение к оппоненту, выдержка и самообладание в споре. Психологические приемы убеждения в споре. Приемы воздействия на участников спора: применение юмора, иронии и сарказма; прием «возвратного удара»; прием «апелляция к публике». Вопросы в споре (корректные и некорректные; нейтральные, благожелательные, неблагожелательные, острые) и виды ответов (правильные и неправильные, позитивные и негативные).

Нечестные приемы воздействия на участников спора: «ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит». Позволительные («оттянуть возражение», уточнение позиции) и непозволительные уловки (ставка на ложный стыд, «подмазывание аргумента», ссылка на возраст, образование, положение; перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», оскорбления, «обструкция») с целью воздействия на участников спора.

Тема 7. Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы по направлению «Менеджмент» (ОК — 5, ОПК — 4)

Понятие «конфликт» и его социальная роль. Понятия «конфликтоген», «конфликтная ситуация», «инцидент». Классификация конфликтов: межличностные, внутриличностные, межгрупповые, конфликт между личностью и

группой. Объективно и субъективно обусловленные конфликты. Типы поведения людей в конфликтной ситуации: «практик», «собеседник», «мыслитель». Причины конфликтов (стремление к превосходству, проявление агрессивности, эгоизма, информация).

Факторы возникновения конфликтов: структурные, ценностные, отношений, поведенческие. Последствия конфликтов. Способы разрешения конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях (конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс).

Стрессы и стрессовые ситуации. Фазы развития стресса. Классификация стрессов. Причины стрессового напряжения. Способы избегания стрессовых ситуаций.

Тема 8. Имидж делового человека по направлению «Менеджмент»

(ОК — 5, ОПК — 4)

Понятие имиджа. Качества, формирующие имидж: качества, позволяющие нравиться людям; качества, формируемые в процессе воспитания и образования; качества, связанные с жизненным и профессиональным опытом.

Понятие «модель поведения». Модели поведения: этикетные и стратегические. Критерии выбора модели поведения: нравственная безупречность, соответствие закону и установленному в обществе порядку, учет конкретной ситуации, цель, самокритичная оценка, половая отнесенность личности. Телесный имидж: осанка (положение головы и шеи, плеч), походка, лицо, взгляд. Требования к внешнему виду. Эстетическая элегантность. Психологическая элегантность. Понятие «тактика общения». Требования к тактике общения. Механизмы психологического воздействия: привязанность, симпатия, доверие, уважение**.

Тема 9. Документационное обеспечение делового общения по направлению «Менеджмент» (ОК — 5, ОПК — 4)

Документирование управленческой деятельности: понятие документирования; официальный документ; функции документов. Документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности: документы, устанавливающие, закрепляющие, изменяющие правовые нормы; унификация и стандартизация документов. Организационные документы (учредительный договор; устав; положения об организации; положения о структурных подразделениях; положения о совещательных органах).

Общие правила оформления документов.

** вопросы на самостоятельное изучение

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

Самостоятельная работа студентов направлена как на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы, понятий приобретение навыков делового письма, ведения переговоров, публичного выступления.

Основными видами самостоятельной работы являются: чтение литературных источников, выполнение домашних заданий и контрольных работ, подготовка материалов по темам пропущенных занятий, подготовка устных выступлений на отдельные темы.

Перечень учебно-методического обеспечения СРС:

1 Рабочая тетрадь

2 Темы контрольных работ

3 Тестовые задания

4 Вопросы для самоконтроля знаний

5 Темы для самостоятельного изучения

6 Темы докладов, сообщений

7 Практические задания, в том числе: перечень тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики диспута, дебатов.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

В соответствии с учебным планом направления 38.03.02 Менеджмент процесс изучения дисциплины «Деловое общение» направлен на формирование общекультурной компетенции ОК-4, ОК-5.

Наименование компетенции Код компетенции
способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этические, конфессиональные и культурные различия ОК -5
способность осуществлять деловое и деловое общение и публичное выступление, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации ОПК-4

Указанные компетенции формируются также в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Культурология», «История» осваиваемая студентами одновременно с дисциплиной «Деловое общение».

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описания шкал оценивания

Структура компетенций

Структура компетенций

Компетенция Показатели и критерии
ОК-5-способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, этнические, конфессиональные и культурные различия в области знания и понимания (А): — знает социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; в области практических навыков (С): — умеет применять знания социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия в области переносимых навыков (Д): — обладает способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, этнические, конфессиональные и культурные различия;
ОПК-4- способность осуществлять деловое общение и публичное выступление, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации в области знания и понимания (А): — знает виды и формы делового общения; в области практических навыков (С): — умеет осуществлять деловое общение и публичное выступление, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации; в области переносимых навыков (Д): — осознает социальную значимость делового общения в профессиональной деятельност ;

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Промежуточная аттестация по дисциплине — это форма контроля, проводимая по завершении изучения дисциплины в семестре. После 2 семестра студенты сда­ют зачет, к которому можно подготовиться по следующим вопросам:

Типовые вопросы к экзамену, зачету по дисциплине, используемые в ходе промежуточной аттестации

(ОК — 5, ОПК — 4)

1. Понятие этики делового общения.

2. Определение, структура и средства общения.

3. Механизмы воздействия в процессе общения.

4. Перцептивная сторона общения.

5. Коммуникативная сторона общения.

6. Интерактивная сторона общения.

7. Стили общения.

8. Виды и формы делового общения.

10. Деловая беседа как основная форма делового общения.

11. Психологические типы личности.

12. Универсальные этические и психологические нормы и принципы.

13. Понятие деловых переговоров.

14. Подготовка к проведению деловых переговоров.

15. Создание благоприятного психологического климата в переговорном процессе.

16. Выслушивание партнера как психологический прием в переговорном процессе.

17. Методы принятия решения в ходе переговоров.

18. Техника и тактика аргументирования в переговорном процессе.

19. Формирование переговорного процесса.

20. Подготовка к публичному выступлению и его начало.

21. Удержания внимания аудитории в процессе публичного выступления.

22. Завершение публичного выступления.

23. Понятие «невербальное общение».

24. Специфика использования невербальных средств общения.

25. Понятие спора.

26. Психологические особенности спора.

27. Понятие конфликта в психологии. Этапы развития конфликта.

28. Способы разрешения конфликта.

29. Стрессы и стрессовые ситуации. Фазы развития стресса.

Классификация стрессов. Причины стрессового напряжения. Способы

Избегания стрессовых ситуаций.

30. Понятие «имидж» и его общая характеристика.

31. Принципы и технология формирования имиджа делового человека.

32. Виды имиджа делового человека с точки зрения факторов, его

Обуславливающих (габитарный, вербальный).

33. Виды имиджа делового человека с точки зрения факторов,

его обусловливающих (кинестетический).

34. Беседа с кандидатом на работу. Перечень вопросов для беседы с

кандидатом на работу.

35. Оценка моральной надежности персонала.

36. Элементы манипулятивной тактики, применяемые подчиненными

против руководителя.

37. Подготовка и проведение совещания.

38. Основы технологии делегирования управленческих функций.

39. Эвристические методы в работе руководителя.

40. Формы словесного поощрения и поддержки подчиненных. Высказывание претензий без обид. Формулы «отрицательного

стимулирования"подчиненных.

41. Ситуация и действия, приводящие к нервно-эмоциональной нагрузке,

напряжению и стрессу в работе. Борьба с производственной

депрессией (профессиональной усталостью).

42. Работа руководителя с литературой. Техника скорочтения. Способы

быстро понять содержание документа.

43. Приемы рационального распределения и расходования времени.

44. Деловой этикет и его правила.

45. Правила вербального этикета.

46. Правила общения по телефону.

47. Правила деловой переписки.

48. Виды деловой корреспонденции.

49. Понятие документирования.

50. Официальный документ.

51. Общие правила оформления документов.

52. Функции документов.

53. Унификация и стандартизация документов.

6. 4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Компетенция Показатель Уровень Критерии Оценка
ОК-5 А пороговый знает социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; зачтено
недостаточный не знает социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; не зачтено
С пороговый умеет осуществлять деловое общение и публичное выступление, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации; зачтено
недостаточный не умеет осуществлять деловое общение и публичное выступление, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации; не зачтено
D пороговый обладает способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, этнические, конфессиональные и культурные различия; зачтено
недостаточный не обладает способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, этнические, конфессиональные и культурные различия; не зачтено
ОПК-4 А пороговый знает виды и формы делового общения; зачтено
недостаточный не знает виды и формы делового общения; не зачтено
С пороговый умеет осуществлять деловое общение и публичное выступление, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации; зачтено
недостаточный не умеет осуществлять деловое общение и публичное выступление, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации; не зачтено
D пороговый осознает социальную значимость делового общения в профессиональной деятельности зачтено
недостаточный не осознает социальную значимость делового общения в профессиональной деятельности не зачтено

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Деловое общение» является неотъемлемой составляющей процесса освоения программы обучения иностранному языку.

Самостоятельная работа студентов (СРС) охватывает все аспекты изучения делового общения и в значительной мере определяет результаты и качество освоения дисциплины «Иностранный язык». В связи с этим планирование, организация, выполнение и контроль СРС по деловому общению приобретают особое значение и нуждаются в методическом руководстве и методическом обеспечении.

Объектом дисциплины «Деловое общение» является реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и

взаимосвязей. В объективной реальности деловые отношения всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и их реализация происходит в виде коммуникативных и интерактивных связей. В деловой практике осуществляется также реализация различных техник и технологий делового общения, которые могут способствовать повышению эффективности делового взаимодействия. Развиваясь на основе этих технологий и многообразных форм делового общения, деловая практика способствует и развитию объективной базы науки «Деловое общение». Присутствие делового общения во всех видах совместной профессиональной деятельности людей обуславливает его связь с решением конкретных проблем этой деятельности. Поэтому взаимосвязь делового общения и основных сфер общественной жизни можно представить как пересечение предметных областей этих сфер и предметной области самого делового общения. Определение

предмета науки «деловое общение» связано с выделением всех блоков проблем, которые входят в ее содержательную область. Можно условно выделить три таких блока.

Первый — психологический блок, связанный с социально-психологическими проблемами делового общения. Он включает в себя социально-психологические механизмы межличностного общения деловых партнеров, психологические характеристики самих партнеров (особенности их психической структуры, их мотивации. Установки, убеждения, интеллект, темперамент, способности), а также психологические особенности деловых отношений, обусловленные этно-культурными факторами (социокультурной средой, национально-этнической общностью).

Второй блок предметной области дисциплины «Деловое общение» — ценностный блок. Он связан с реализацией различных «идеологий» делового общения и включает в себя универсальные этические принципы делового общения, деловой этикет, а также экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические ценностные ориентации, которые доминируют у

партнеров в деловых отношениях.

Третий блок — организационно-технический. Он включает в себя организационно-технические параметры делового общения. К ним относятся пространственно-временные рамки делового общения, а также процедурные действия, средства, приемы, которые характеризуют различные техники и технологии, применяемые в деловом общении.

Таким образом, предметную область дисциплины «Деловое общение» условно на схеме можно представить в виде трех взаимосвязанных между собой проблемных блоков. Установление содержательной области дисциплины «Деловое общение» позволяет дать и сущностное определение ее предмета. Предметом науки «деловое общение» является изучение социально-психологических, ценностных и организационно-технических проблем общения людей в профессиональной и предпринимательской деятельности.

Психологический блок Ценностный блок Организационно-технический блок
Социально-психологические проблемы делового общения «Идеологии» делового общения Пространственно-временные рамки, техники и технологии делового общения

Отмеченные особенности предмета дисциплины «Деловое общение» определяют и ее место среди других наук. Развитие любой науки невозможно без делового общения. Научные парадигмы и научные открытия признаются и оцениваются в процессе научных дискуссий, конференций, дебатов, споров, которые являются формами деловой коммуникации. И эффективность деловых коммуникаций в значительной мере определяется социально-психологическими механизмами взаимодействия деловых партнеров, а также применяемыми в них техниками и технологиями. Поэтому в спектре всех наук, тесно связанных с наукой «деловое общение», приоритетны психологические науки. Среди них такие фундаментальные психологические теории, как социальная психология, общая психология, психология личности. Они определяют социально-психологический фундамент делового общения. В свою очередь развитие науки «Деловое общение» позволяет выявлять все новые социально-психологические механизмы общения людей и тем самым создавать новую проблемную базу для психологических наук. Тесно взаимодействует наука «деловое общение» и с этикой — наукой о морали, нравственности. Как форма общественного сознания, она связана с нормативной регуляцией действий человека в обществе. Этика позволяет оценивать деловые ситуации с точки зрения таких значимых этических ценностей, как ценность жизни, долга, чести, справедливости, доверия, искренности, самообладания, Добра, любви к ближнему. Она способствует развитию нравственного 'знания в деловом общении. Формирование универсальных этических принципов делового общения было бы невозможно без развития этической науки. В методологическом аспекте наука «деловое общение» связана с философией, в особенности с диалектикой, которая служит методологической базой развития всех наук. Диалектика составляет методологическую основу науки «деловое общение». Развиваясь на этой основе наука «деловое общение» рассматривает все свои понятия и категории как находящиеся в непрерывном развитии и взаимодействии. Особо следует подчеркнуть связь науки «деловое общение» с современной информатикой, которая разрабатывает и исследует новые информационные технологии и тем самым расширяет информационную базу делового общения. Благодаря развитию информатики возникла особая форма делового взаимодействия — виртуальное деловое взаимодействие, которое осуществляется в своеобразном рабочем киберпространстве. Наука «деловое общение» связана также с экономическими, политическими, правовыми теориями, которые обогащают ее содержательную область и позволяют выявить особенности делового общения в экономической, политической и правовой деятельности.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем

Для проведения занятий используются информационные технологии:

1. Дидактические материалы — презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи, лингафонные аутентичныекурсы на CD и DVD дисках с фонетическими упражнениями, основными текстами уроков и упражнениями для аудирования, комплекты схем, плакатов

2. Технические средства обучения — аудио-, видео-, фотоаппаратура, иные демонстрационные средства; проекторы, ноутбуки, персональный компьютер, множительная техника (МФУ);

3. Электронные образовательные ресурсы: учебники; словари; периодические издания.

Программное обеспечение и информационно-справочные системы:

1. Электронная-библиотечная система (ЭБС) ibooks.ru (Айбукс-ру);

2. Windows 7;

3. Редактор MS WORD (или пакет MS Office);

4. Программа Power Point 2009−2011;

5. Google, Yandex, Rambler — поисковые системы Интернета.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector