Требования к профессиональной подготовке специалиста 2

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Географо – биологический факультет

Кафедра безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта

Программа утверждена

на заседании Учёного Совета,

географо-биологического факультета

Протокол № 2 от «23» марта 2012г.

 

Декан _________________

(Карпов В.А.)

Программа

Государственного итогового экзамена по специальности

050104.65 «Безопасность жизнедеятельности»

Специализация «Охранная деятельность в сфере предпринимательства»

Специализация «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»

 

Квалификация: учитель безопасности жизнедеятельности

Срок обучения: 5 лет

Форма обучения: очная

 

 

Программа обсуждена и утверждена

на заседании кафедры

безопасности жизнедеятельности,

физической культуры и спорта

Протокол № 5 от «21» марта 2012г.

Зав.кафедрой _________________

(Новикова И.Д.)

 

Сыктывкар, 2012
Пояснительная записка

Общая характеристика специальности

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Специальность утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 715 пед/сп (новый) 31 января 2005 г.

2. Квалификация выпускника – учитель безопасности жизнедеятельности. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя безопасности жизнедеятельности по специальности 033300.00 Безопасность жизнедеятельности при очной форме обучения 5 лет.

Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учителя безопасности жизнедеятельности:

· должен быть готовым осуществлять организацию учебной деятельности и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

· способствовать социализации, формированию общей культуры безопасности личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

· использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта;

8 стр., 3756 слов

Рабочая программа 25

... И.Я. Яковлева» Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии и ... анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и ... инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности; определение темы научно ... целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32 ... Выполнил студент курса __, форма обучения _________ группы ________ направления подготовки ...

· осознавать необходимость соблюдения прав и свобод обучающихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка;

· систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;

· осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими);

· выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать организацию безопасности образовательного учреждения, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе, в условиях гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

4. Область профессиональной деятельности: учреждения образования, детского отдыха и туризма.

5. Объект профессиональной деятельности: Обучающийся.

6. Виды профессиональной деятельности:

· учебно-воспитательная;

· социально-педагогическая;

· культурно-просветительная;

· научно-методическая;

· организационно-управленческая.

7. Выпускник, получивший квалификацию учителя безопасности жизнедеятельности, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности решению типовых профессиональных задач в учреждениях образования, детского отдыха и туризма.

8.Возможности продолжения образования выпускника:выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре, магистратуре.

Требования к профессиональной подготовке специалиста

 

Выпускник должен знать:

— Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

— основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; школьные программы и учебники;

— требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

— санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения задачи, виды деятельности

... -управленческой работе в учреждениях и организациях профессионального образования. На основе анализа основных видов деятельности педагога профессионального обучения выделены следующие умения: Гностические — это ... основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых технологий создания искусственных систем жизнедеятельности, проектов. Организует и ...

— государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности соответствующие его квалификации:

в области учебно-воспитательной деятельности:

-осуществление процесса обучения безопасности жизнедеятельности в соответствии с образовательной программой;

— планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом;

— использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения безопасности жизнедеятельности, в том числе, технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

— применение современных средств оценивания результатов обучения;

— воспитание учащихся; формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

— реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

— работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

— оказание помощи в социализации учащихся;

— проведение профориентационной работы;

— установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

— формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

— выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

— самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

— рациональная организация учебного процесса с целью укрепление и сохранение здоровья школьников;

— обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

20 стр., 9730 слов

Развитие технического мышления учащихся в процессе трудового обучения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА Курсовой проект о теории и методике обучения технологии и предпринимательству «Развитие технического мышления учащихся в процессе трудового обучения» МИШАНКИНОЙ ТАТЬЯНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ студентки группы ТП - 4 Проверил: ЧЕЛТЫБАШЕВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ ...

— организация контроля результатов обучения и воспитания;

— организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

— ведение школьной и классной документации;

— выполнение функций классного руководителя;

— участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом;

— организация безопасности образовательных учреждений;

— организация мероприятий по предотвращению опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера во время учебного процесса и ликвидации их последствий;

— оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при неотложных состояниях, бытовых травмах и в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности «Безопасность жизнедеятельности» состоит из 2х модулей: теоретического и методического.

Теоретический модуль включает содержание дисциплин, направленных на овладение учителем теоретическими основами безопасности жизнедеятельности и военной службы.

Методический модуль включает содержание дисциплин «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности», «Современные средства оценивания результатов обучения», обеспечивающих организацию процесса обучения ОБЖ на разных этапах общего среднего образования.

Дисциплина «Основы национальной безопасности»

1. Национальная безопасность. Доктрина национальной безопасности. Причины принятия. Отличие доктрины национальной безопасности 2009 и 2011 г.г.. Изменения в направлениях обеспечения национальной безопасности России. Внутренние проблемы страны.

2. Демографическая безопасность. Характеристика демографических проблем. Документы, отражающие вопросы демографической безопасности. Пути выхода из демографической проблемы. Влияние демографической безопасности на безопасность страны.

3. Продовольственная безопасность. Характеристика ситуации на продовольственном рынке России. Документы, рассматривающие проблемы продовольственной безопасности. Основные причины появления угроз на продовольственном рынке. Охарактеризовать положение России при вступлении в ВТО. Влияние продовольственной угрозы на национальную безопасность.

15 стр., 7018 слов

Психологическое здоровье — основа благополучия человека

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕСтр. 3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ Стр. 1. Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья Стр. 2. Концепция позитивного психического здоровьяСтр. 3. Понятие о психическом равновесииСтр. 4. Многоуровневость психического здоровьяСтр. 5. Субъективность как фактор психологического здоровьяСтр. 6. Жизненная ...

4. Энергетическая безопасность. Причины появленияэнергетических угроз. Роль России на рынке углеводородов. Документы, отражающие энергетические проблемы. Влияние энергетических проблем на национальную безопасность.

5. Военная безопасность.Военная безопасность – основа военной доктрины России. Угрозы и вызовы. Роль и место Вооруженных сил в системе обеспечения национальной безопасности. Документы, рассматривающие вопросы военной безопасности. Пути и перспективы решения проблем военной безопасности.

6. Геополитика. Основные проблемы. Роль России в решении основных геополитических проблем. Основные международные организации, занимающиеся решением геополитических проблем. Направления деятельности.

 

Дисциплина «Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности »

1. Правовые основы безопасности личности, общества и государства. Отражение вопросов безопасности жизнедеятельности в Конституции РФ, Конституционных законах, Федеральных законах и других нормативно-правововых актах.

2. Влияние стиля общения на личностное развитие в области безопасности. Характеристика стилей межличностного общения. Алгоритм изучения опасностей социального характера (методы, источники, причины и т.д.).

Основные принципы безопасного поведения. Формирование личностных качеств безопасного социального поведения и критерии оценки.

3. Чрезвычайная ситуация.Российская государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Понятие ЧС и их классификация. Характер развития ЧС. Основные способы и средства защиты населения в условиях ЧС различного характера. Функционирование объектов народного хозяйства в условиях ЧС. Нормативно правовые документы, отражающие наложение ответственности за создание условий приведших к ЧС. Предоставление налоговых и иных социальных льгот пострадавшим в результате ЧС и для лиц принимающих участие в ликвидации последствий ЧС.

4. Система организации безопасного образовательного пространства в учебных заведениях. Паспорт безопасности образовательного учреждения. Организация охраны труда учащихся и персонала в учебной деятельности. Основные гигиенические нормы и требования, техника безопасности, ее задачи и значение. Подготовительный период для организации образовательного процесса. Трудовой кодекс как гарант защиты интересов работодателя, работников и учащихся. Нормативно правовая база, по которым строится деятельность образовательных учреждений.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

1 этап середина IX века – 1908 год: определяется предмет изучения и основные проблемы (сотрудничество психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов – большинство работ по социальной психологии было издано в этот период.) 2 этап до середины 40х годов XX века – появление научных социально-психологических школ ориентированных на связь теории с практикой. 3 этап с середины 40х годов ...

5. Мероприятия по защите учащихся и персонала образовательных учреждений. Порядок проведения эвакуационных мероприятий. Задачи руководящего состава учебного заведения в чрезвычайной ситуации. Действия коллектива учителей в ЧС. Действия учащихся. Спасательные работы в образовательном учреждении. Порядок проведения эвакуационных мероприятий. Средства индивидуальной защиты детей.

6. Регламентация деятельности преподавателя-организатора ОБЖ по вопросам безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности в ОУ. Теория риска, способы анализа рисков, элементы, способствующие предупреждению рисков. Мероприятия по защите учащихся и персонала образовательных учреждений. Порядок проведения эвакуационных мероприятий

7. Построение взаимоотношений в законодательной сфере в системе «Человек (Общество) – Право — Место обитания».Взаимодействие нормативно-правовых Актов (Конституция РФ. Градостроительный кодекс РФ. Земельный Кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Жилищный Кодекс. Трудовой кодекс).

Различия устанавливаемых взаимоотношений нормативно-правовых актов в мирное время и при возникновении ЧС на человека. Факторы, влияющие на формирование и внесение изменений в нормативно-правовые акты.

Дисциплина «Основы обороны государства и военной службы »

1. Правовая подготовка военнослужащих. Социально-правовая защищённость военнослужащих при прохождении военной службы на должностях солдат, сержантов, старшин срочной службы и по контракту. Порядок прохождения военной службы на должностях офицерского состава.

2. Морально-психологические основы военной службы. Проведение воспитательной работы в подразделения. Психология личности военнослужащего в мирное и военное время. Влияние коллектива на формирование устойчивых навыков владения морально-психологическим состоянием при ведении боевых действий. Методы изучения психологических особенностей военнослужащих.

3. Общевойсковая подготовка. Общевоинские Уставы Вооружённых сил РФ, основные требования и положения. Использование общевоинских Уставов ВС РФ в воспитательном процессе при освоении дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» раздел «Основы военной службы». Особенности прохождения обучения по разделу «Основы военной службы» для девочек. Прохождение 5-ти дневных учебных сборов – как итог освоения раздела «Основ военной службы».

3 стр., 1395 слов

Основные причины и пути преодоления конфликтов в молодой семье

Оглавление Введение. 2 Глава 1. Теоретическое изучение конфликтов м молодой семье и их причин. 5 1.1. Развитие и стабильность молодой семьи. 5 1.2. Конфликт и динамика семейного развития 23 1.3. Способы разрешения супружеских конфликтов 30 Глава 2. Социологическое исследование, направленное на изучение причин конфликтов в молодых семьях и способов их преодоления. 34 2.1. Организация исследования. ...

4. Правила планирования и ведения боевых действий.Организация, вооружение и тактика боевых действий. Использование военной топографии – как элемент тактики и стратегии боевых действий. Подготовка карты к работе при проведении учений подразделений сухопутных войск. Вооружение военнослужащих и подразделений, особенности использования различного вида вооружений при ведении боевых действий.

Дисциплина «Основы здорового образа жизни»

1. Биосоциальная природа человека и проблема здоровья. Социальная и генетическая обусловленность здоровья.Социальные факторы, влияющие на здоровье. Урбанизация и ее влияние на здоровье. Стресс, как фактор, способствующий возникновению психосоматических заболеваний. Воздействие на здоровье условий производственной сферы, жилищных условий, питания, вредных привычек и др. Болезни цивилизации и социальной дезадаптации. Генотип, фенотип, конституция. Роль наследственности в формировании здоровья. Факторы, влияющие на наследственные заболевания. Хромосомные, генные мутации (болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера, синдром Кляйнфельтера и др.).

Происхождение заболеваний и их профилактика. Медико-генетическое консультирование и его роль в предупреждении наследственных заболеваний.

2. Здоровьесберегающая деятельность в общеобразовательных учреждениях.Роль просвещения, образования и воспитания в формировании здорового образа жизни.Проблемы мониторинга здоровья.Основные теории и методы оздоровления, укрепления и сохранения здоровья человека. Гигиеническое воспитание родителей. Гигиеническое обучение персонала. Роль учителя в профилактике заболеваний. Роль гигиенического обучения и воспитания населения в формировании здорового образа жизни (методы, формы).

Представление о мониторинге здоровья и его значение. Общие принципы проведения мониторинга здоровья. Основные этапы работы по мониторингу здоровья (обследование учащихся, педагогов и воспитателей, гигиеническая характеристика учебно-воспитательного процесса и разработка гигиенического паспорта школы).

3. Сохранение здоровья человека в экстремальных ситуациях. Понятие и причины экстремальных ситуаций. Естественные системы защиты организма как основа индивидуальной безопасности. Общие закономерности адаптации организма человека к экстремальным ситуациям. Стресс и его влияние на поведение человека в экстремальных ситуациях. Основные принципы и методы оказания первой медицинской помощи при различных экстремальных ситуациях. Документы, отражающие сохранение здоровья и защиту населения в мирных условиях и при возникновении ЧС.

 

Дисциплина «Пожарная безопасность»

1. Пожарная безопасность образовательного учреждения.Деятельность руководящего состава образовательного учреждения по профилактике предупреждения пожаров. Нормативно правовые документы, отражающие профилактику, применение правил пожарной безопасности и привлечении лиц за нарушение этих требований. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях различно типа, их особенности. Способы предупреждения пожара. Основные правила по безопасной эксплуатации электроприборов, использования химических препаратов при проведении занятий в образовательных учреждениях. Действия учащихся и персонала в случае возникновения пожара.

2. Правовые основы обеспечения пожарной безопасности. Теоретические основы пожарной безопасности. Право и Законодательство РФ в области пожарной безопасности и иные нормативно-правовые акты. Система обеспечения пожарной безопасности. Условия возникновения пожара. Виды пожаров. Задачи пожарной безопасности. Уголовная и административная ответственность за нарушения правил пожарной безопасности.

3. Требования пожарной безопасности к прилегающим территориям населённых пунктов, зданий и сооружений. Требования пожарной безопасности по содержанию зданий, сооружений и помещений. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Классификация и основные элементы зданий и сооружений по назначению, долговечности, огнестойкости и пожарной опасности. Классификация материалов по горючести (НГ, Г, Д, В, РП, Т).

Требования пожарной безопасности к территориям сельских населённых пунктов.

4. Физико-химическая характеристика процесса горения.Процесс горения как окислительно-восстановительный процесс. Условия возникновения и прекращения горения. Полное и неполное горение. Самовоспламенение и самовозгорание. Виды источников зажигания и их воспламеняющаяся способность. Горение смесей и газов с воздухом. Факторы, влияющие на скорость горения. Методы испытания стройматериалов. Технические решения по снижению горючести строительных материалов (огнезащитные составы по древесине, металлу и др.).

5. Требования к строительным материалам в обеспечение пожарной безопасности. Виды строительных материалов.Применение естественных и искусственных материалов (отделочные, облицовочные, кровельные, гидроизоляционные).

Материалы для пола. Особенности использования синтетических материалов при строительстве. Особенности горения синтетических материалов. Поведение твёрдых веществ при нагревании и горении. Продукты разложения и горения твёрдых веществ. Основные причины гибели людей от продуктов сгорания синтетических и естественных материалов. Оказание первой медицинской помощи при отравлении продуктами горения.

6. Система оповещения, предупреждения и ликвидация пожаров.Первичные средства пожаротушения и способы их применения. Индивидуальные и коллективные действия в случае пожара. Средства обнаружения пожара (устройства автоматической пожарной сигнализации).

Меры по предупреждению пожара в жилище. Способы тушения пожара в начальной стадии. Эвакуация из здания.

7. Правила по безопасному использованию газа в быту, на производстве.Виды газов и их свойства. Общие правила пользования газом. Причины гибели людей от отравления газом. Общие правила пользования газом. Действия при обнаружении запаха газа.

 

Дисциплина

«Опасности социального характера и защита от них »

1. Социальные опасности как управляемые факторы обеспечения безопасности жизнедеятельности.Определение и виды социальных опасностей.Проблематика опасностей в социальной сфере. Диалектика взаимоотношений. Дестабилизирующие показатели социальных факторов современности, причины их возникновения, классификация, характеристика. Превентивные меры. Управление социальными опасностями.

2. Безопасность в системе «Социальная среда-Общество-Человек».Определение статуса человека в социальной среде, в обществе, как физической единицы. Взаимное влияние социальной среды на человека через общество, влияние человека на социальную среду через общество. Психофизиологические основы безопасности жизнедеятельности. Риск в социальной сфере. Гипотетические сценарии на случай возникновения ЧС социального характера.

3. Коллективная и индивидуальная защита в условиях ЧС социального происхождения.Психологический аспект. Мотив деятельности и самооценка результатов деятельности, психологическая устойчивость и надёжность.Объекты и виды защиты населения: коллективный и индивидуальный в социальной среде. Религиозная безопасность. Отличия религиозных сект от мировых религий. Роль государства в области социальной защиты населения.

4. Основные принципы автономного существования в различных условиях социальной среды.Виды ЧС социальной среды.Психофизиологическое состояние человека при возникновении ЧС социального характера. Психогенные реакции и расстройства. Социальная адаптация в различных условиях. Признаки оптимального функционального состояния человека в условиях социальной среды. Экономическая основа семьи. Безработица и техника поиска работы.

5. Информационная безопасность. Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации.Понятие информационной безопасности. Законодательство в сфере информационной безопасности. Глобальные информационные системы. Критические информационные технологии. Использование технических средств обучения как безопасная среда.

6. Криминогенность как особая социальная среда.Зоны криминогенных ситуаций и виды проявлений. Условия безопасного поведения, психологическая и физическая защита. Природа конфликтов в обществе, их характеристика и основные этапы развития. Нормы международного права о предотвращении и регулирования конфликтов.

7. Терроризм – элемент социальной опасности. Психологическая устойчивость при террористических актах. Криминалитет и международный терроризм. Экстремизм. Основные нормативные федеральные и региональные документы, регламентирующие противодействие терроризму.

 

Дисциплина «Опасные ситуации

техногенного характера и защита от них»

1. Виды опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация ЧС. Определение ЧС.Техногенная опасная ситуация. Авария. Катастрофа. Чрезвычайная ситуация (ЧС).

Классификация ЧС по характеру источника и по масштабам. Основные факторы возникновения опасностей и ЧС техногенного характера.

2. Радиационно опасные объекты и аварии на них. Защита населения от ионизирующих излучений. Радиационная авария. Радиационно опасные объекты (РОО).

Международная шкала оценки происшествий на АЭС, адаптированная для России. Зоны радиационно опасных объектов. Уровень радиации и предельно допустимые дозы облучения. Мероприятия по предотвращению радиационных аварий.

3. Гидродинамические аварии их причины. Последствия гидродинамических аварий.Гидротехнические сооружения. Гидродинамические аварии. Причины и последствия гидродинамических аварий. Правила поведения в условиях гидродинамических аварий.

3. Аварии на различных видах транспорта и их причины. Правила поведения на транспорте. Железнодорожная авария. Причины и виды аварий и катастроф на железнодорожном транспорте. Дорожно-транспортные происшествия и их причины. Авиационные катастрофы и их причины. Аварии на водном транспорте и их причины. Правила поведения на транспорте.

4. Химически опасные объекты и аварии на них. Организация и проведение аварийно-спасательных работ на химически опасных объектах. Химически опасные вещества и их классификация. Химически опасные объекты.Аварии на химически опасных объектах. Аварийно-спасательные работы на химически опасных объектах: химическая защита населения. Средства индивидуальной защиты.

5. Взрывоопасные объекты и аварии на них. Поражающие факторы взрыва.Взрывоопасные вещества. Поражающие факторы взрыва. Взрывоопасный объект (BOO).

Государственный надзор за взрывоопасными объектами.

6. Системы жизнеобеспечения и источники опасностей в них. Причины аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве.Объекты и системы жизнеобеспечения населения. Источники опасностей жилищно-коммунальной системы. Причины аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве. Системы газоснабжения и правила их эксплуатации. Правила электробезопасности.

7. Химически опасные объекты и аварии на них. Техника безопасности … Организация и проведение аварийно-спасательных работ на химически опасных объектах. Первая медицинская помощь пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций связанных с выбросом сильнодействующих отравляющих веществ (аммиак, хлор, фосген).

 

Дисциплина «Экология и безопасность жизнедеятельности»

1. Понятие «Загрязнение»; подходы к классификации загрязнителей.Уровни воздействия загрязнителей на живую природу (молекулярно -генетический, клеточный, организменный популяционно-видовой, биосферный).

Классификация загрязните­лей по типу воздействия (токсичные, канцерогенные, мутагенные, тератогенные).

Подходы к классификации загрязняющих веществ.

2. Нормативы качества окружающей среды.Общие требования к нормативам качества окружающей среды: экологическая безо­пасность населения, сохранение генетического фонда, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий. Виды нормативов качества: санитарно-гигиенические (ПДК с.с., ПДК м.р., ПДК г., ПДК р/х.), производственно-хозяйственные ( ПДВ, ПДС, ВСС, ВСВ).

Особенности нормиро­вания состояния природной среды при совокупном влиянии загрязнителей.

3. Антропогенное загрязнение атмосферы и его воздействие на здоровье человека.Главные источники загрязнения (природные и антропогенные).

Подходы к классификации загрязнителей атмосферы: по происхождению, по масштабам распространения, по агрегатному состоянию. Основные загрязнители атмосферного воздуха, их источники и воздействие на человека (оксид углерода, диоксид азота, метан, озон, тяжелые металлы, радиоактивные вещества).

Смог и его виды, причины образования. Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы. Вклад различных отраслей хозяйства в загрязнение атмосферы.

4. Показатели качества воды и их значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения.Виды источников воды для нужд человека: надземные и подземные, их характеристики. Показатели вредности загрязнения воды. Лимитирующие показатели вредности (ЛПВ): органолептический ЛПВ, общесанитарный ЛПВ, токсикологический ЛПВ. Органолептические показатели вредности: цветность, запах, вкус и привкус, мутность и прозрачность, пенистость. Общие и суммарные показатели: температура, водородный показатель (рН), щелочность и кислотность, растворенный кислород, биохимическое потребление кислорода (ХПК).

Минеральный состав воды: классификация пресных вод в зависимости от уровня минерализации (ультрапресные, маломинерализованные, среднеминерализованные, повышенной минерализации).

Солоноватые воды. Гигиеническое обоснование норм водопотребления в населенных пунктах:основные направления расходования воды в населенных пунктах, нормы физиологической потребности в воде, нормы водопотребления в городах и сельской местности, нормы водоснабжения в городах и сельской местности. Виды водоснабжения населения: централизованное и децентрализованное. Гигиенические требование к централизованному водоснабжению населенных мест. Методы улучшения качества воды на очистных сооружениях водопроводов: основные, специальные.

5. Показатели санитарного состояния почвы и их гигиеническое значение.Гигиеническое значение почвы: фактор формирования естественных и искусственных геохимических провинций; среда циркуляции химических и радиоактивных веществ; один из источников химического и биологического загрязнения атмосферного воздуха, вод, растений; фактор передачи инфекционных заболеваний; естественная среда для обезвреживания жидких и твердых отходов. Эпидемическое значение почвы. Почва – среда, в которой происходят процессы трансформации солнечной энергии. Естественные биогеохимические провинции и их влияние на здоровье населения (селеновый токсикоз, молибденовая подагра, болезнь Кешана, болезнь Кашина – Бека, эндемический зоб).

Искусственные биогеохимические провинции; хронические и острые отравления. Источники загрязнения почвы: жилые дома и бытовые предприятия, промышленные предприятия, теплоэнергетика, сельское хозяйство, транспорт. Терраполлютанты. Гигиеническое регламентирование загрязнения почв. Вещества, являющиеся основными загрязнителями почв. Пестициды и их метаболиты, тяжелые металлы, нефтепродукты.

6. Твердые бытовые отходы как основные загрязнители почвы.Классификация отходов: по происхождению (промышленные и коммунально-бытовые), по агрегатному состоянию (твердые жидкие и газообразные), по классу опасности для окружающей природной среды, по морфологическому составу (ТБО, жидкие бытовые отходы, древесные, отходы лечебно-профилактических учреждений, отходы потребления, транспортных средств, садово-дачных массивов, крупногабаритные отходы).

Отходы производства. Промышленные отходы. Возвратные отходы. Вторичное сырье. Безвозвратные потери. Отходы потребления: жидкие и твердые. Современные масштабы проблемы ТБО. Факторы, влияющие на проблему ТБО: слабое экологическое законодательство, отсутствие эффективного использования ресурсов и материалов, культура потребления и дефицит потребительских услуг. Принципы управления отходами: организация сбора, утилизация, мероприятия по уменьшению количества отходов и их вторичному использованию. Иерархия комплексного управления отходами: сокращение отходов «у источника», вторичная переработка, сжигание и захоронение на полигонах. Способы и пути переработки и вторичного использования бытовых отходов: складирование на свалках и полигонах, сжигание мусора, комплексная переработка мусора, рисайклинг.

7. Электромагнитное загрязнение окружающей природной среды.Электромагнитное поле как особая форма материи. Источники ЭМП. Биологические и медицинские эффекты воздействия ЭМП. Гигиеническое нормирование ЭМП в окружающей среде. Клинико-физиологические, эпидемиологические и экспериментальные исследования при определении параметров ЭМП.

8. Шумовое загрязнение окружающей природной среды.Источники шума. Единицы измерения шума. Пороги шумового воздействия. Биологические и медицинские эффекты воздействия шумового загрязнения на организмы. Гигиеническое нормирование шумового загрязнения.

 

Дисциплина « Криминальные опасности и защита от них»

 

1. Преступность как социальное явление.Понятие преступности.Признаки преступности как социального явления.Количественные показатели преступности (состояние преступности;уровень преступности;динамика преступности).

Качественный показатель преступности – структура преступности.Латентная преступность.Причины роста преступности.

2. Международная преступность и преступность в России.Понятие преступности.Признаки преступности как социального явления.Причины несовпадения реального состояния преступности с общим уровнем совершаемых преступлений на территории РФ. Уголовные преступления международного характера (преступления против мира и безопасности человека, апартеид, геноцид, работорговля, военные преступления, развязывание агрессивной войны).Международные организации в борьбе с преступностью (Интерпол).Положения Указа Президента РФ от 30.07.1996 г. №1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции – Интерпола».Положения Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20.04.1959 г.) по направлению запросов о правовой помощи: запрос о производстве процессуальных действий по собиранию доказательств; запрос о вызове свидетеля, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.Направление материалов уголовных дел для осуществления уголовного преследования.Исполнение российской стороной запросов иностранных государств.Положения Европейской Конвенции о выдаче лиц, совершивших преступления (Париж, 13.12.1957г.)

3. Сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью.Понятие преступности.Уголовные преступления международного характера (преступления против мира и безопасности человека, апартеид, геноцид, работорговля, военные преступления, развязывание агрессивной войны).Международные организации в борьбе с преступностью (Интерпол).Положения Указа Президента РФ от 30.07.1996 г. №1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции – Интерпола».Положения Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20.04.1959 г.) в части направления запросов о правовой помощи: запрос о производстве процессуальных действий по собиранию доказательств;запрос о вызове свидетеля, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика. Направление материалов уголовных дел для осуществления уголовного преследования.Исполнение российской стороной запросов иностранных государств.Положения Европейской Конвенции о выдаче лиц, совершивших преступления (Париж, 13.12.1957г.)

4. Предупреждение совершения преступлений.Понятие предупреждения совершения преступлений. Цели предупреждения совершения преступлений. Виды предупреждения совершения преступлений: общее предупреждение совершения преступлений; специальное предупреждение совершения преступлений. Субъекты предупреждения преступности (прокуратура, ФСБ, МВД).

5. Защита человека и гражданина от преступных посягательств правоохранительными органами РФ.Правоохранительные органы РФ.Деятельность правоохранительных органов РФ в борьбе с преступностью и защите граждан от преступных посягательств (прокуратура, ФСБ, МВД).Взаимодействие человека с органами государства в борьбе с преступностью.

6. Соотношение понятий преступление и преступность.Преступление как уголовно-правовое понятие. Объект изучения уголовного законодательства.Понятие и признаки преступления.Характеристика признаков преступления:деяние (действие и бездействие);общественная опасность;противоправность;виновность;наказуемость.Категории преступлений:преступления небольшой тяжести;преступления средней тяжести;тяжкие преступления;особо тяжкие преступления.Преступность – социально-правовое явление. Объект изучения криминологии.Понятие преступности.Признаки преступности.

 

Программа подготовки к государственному экзамену по

дисциплине «Теория и методика обучения ОБЖ»

Программа разработана на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 033300.00 «Безопасность жизнедеятельности» (квалификация – преподаватель-организатор безопасности жизнедеятельности)

1. Характеристика образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Актуальность введения ОО ОБЖ. История и логика развития предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе. Введение предмета. Особенности преподавания предмета после 2ой мировой войны. Смена приоритетов в целях обучения в конце 20 века. Структура ГОСта ОО ОБЖ. Социальное и педагогическое значение ГОСта. Определение школьного предмета и его отличие от науки. Цели и задачи образования по ОБЖ. Характеристика обязательного минимума содержания образования по ОБЖ. Особенности определения содержания ОБЖ. Роль государственных документов в определении содержания ОБЖ. Компоненты содержания образования по ОБЖ. Структура школьного предмета и содержание его разделов. Типы структурирования программного материала (линейный, спиральный, концентрический).

Проблемы развития ОО ОБЖ. Разнообразие учебных программ по ОБЖ. Переход на ГОС второго поколения.

2. Система форм обучения ОБЖ. Определение форм организации учебно-воспитательного процесса по ОБЖ.. Образовательное, развивающее, воспитательное значение различных форм обучения ОБЖ. Причины разнообразия форм изучения предмета. Взаимосвязь и примеры форм обучения на разных ступенях образования.

3. Планирование учебно-воспитательного процесса по ОБЖ. Направления работы преподавателя-организатора ОБЖ. Цели планирования. Виды планов и их определение. Разнообразие календарных планов. Этапы работы над тематическим планом. Поурочное планирование. Виды поурочных планов. Роль планирования в работе учителя.

4. Урок- ведущая форма организации учебно-воспитательного процесса.Определение урока. Типология уроков по дидактическим задачам. Виды уроков по ОБЖ. Нетрадиционные виды уроков: бинарный, проблемный. Урок – семинар. Виды семинаров. Урок-игра. Открытый урок. Активные виды уроков. Урок-лекция. Виды лекций. Типы и виды слушания. Приёмы активизации деятельности и внимания учащихся. Организация познавательной деятельности учащихся. Взаимосвязь урока с другими формами обучения ОБЖ. Особенности современного урока.

5. Педагогические требования к уроку и принципы его построения. Проблема целеполагания при подготовке к уроку. Определение и классификация целей образования. Задачи урока. Дидактические, воспитательные, организационные требования к подготовке урока. Структура уроков ОБЖ разных типов. Характеристика этапов урока. Макро- и микроструктура уроков разных типов. Методика проведения различных этапов урока. Методика анализа и самоанализа урока. Характеристика видов анализа урока.

6. Система понятий по ОБЖ. Понятие как основная дидактическая единица знаний в школьном предмете «ОБЖ». Классификация понятий. Фундаментальные понятия по ОБЖ: опасность, системность, безопасность. Свойства системы: эмержментность, эргатичность, декомпозиционность. Условия первичного формирования понятий. Методика развития понятий. Уровни усвоения понятий.

7. Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков. Классификация умений. Виды занятий по формированию умений и навыков. Учёт психологических особенностей при формировании умений. Методические принципы формирования умений и навыков. Метод упражнения. Тренировка. Сравнение умений и навыков. Правила проверки умений и навыков. Уровни сформированности умений. Методика формирования умений ПМП, методика обучения ориентированию по компасу, карте, природным объектам.

8. Общая характеристика методов обучения.Определение и принципы классификации методов обучения. Функции методов. Общая характеристика словесных, наглядных, практических методов обучения. Методические приёмы.

9. Словесные методы обучения. Общая характеристика словесных методов обучения.Разнообразие и признаки словесных методов обучения. Классификация и характеристика монологичных СМО (рассказ, описание, объяснение, лекция, инструктаж).

Характеристика инструктажа. Роль инструктажа при обучении ОБЖ.Классификация и характеристика диалогичных СМО. Беседа – ведущий метод словесного обучения: виды бесед; педагогические требования к проведению беседы. Виды бесед по качеству вопроса. Виды бесед по месту в структуре урока. Виды бесед по логике построения. Условия успешного проведения беседы. Требования к постановке вопросов для беседы.Активные виды словесных методов обучения. Дискуссия.

10. Наглядные методы обучения ОБЖ. История развития наглядных методов обучения. Метод иллюстраций. Метод демонстраций. Наглядные методы обучения, основанные на применении электронных средств обучения. Условия эффективного применения наглядности: а) дидактические; б) технические.

11. Мультимедийные методы обучения. Характеристика электронных средств обучения. Мультимедийные методы обучения. Актуальность применения электронных средств обучения. Определение и функции электронных средств обучения. Классификация электронных средств обучения: а) реалистические; б) символьные; в) синтезированные. Требования к разработке электронных средств обучения. Критерии педагогической эффективности МСО. Специфические требования к применению МСО на учебных занятиях. Требования к МСО, применяемых на учебных занятиях разных видов. Правила разработки презентации. Условия эффективного применения мультимедийных средств обучения. Формирование информационных умений.

12. Методическое сопровождение ОО ОБЖ.Виды и функциидидактических средств обучения. Методическая литература. Специфика. Назначение. Структура. Специальная теоретическая литература для учителя-предметника. Учебные пособия. Школьный учебник. Компоненты методического аппарата учебника. Функции учебника. Особенности учебников альтернативных авторских линий. Литература различных жанров для учащихся. Ресурсы Интернет. Рабочие тетради на печатной основе. Ведение тетради по ОБЖ. Планирование учителем видов записей в ученической тетради. Опорный конспект. Логическая опорная схема. Виды и содержание заданий для работы учащихся в тетради. Требования к оформлению различных по содержанию записей. Таблица: виды; требования к оформлению. Схема: виды; требования к оформлению. Моделирование страницы ученической тетради.

13. Профессиональная ориентация по ОБЖ. Содержание разделов плана профориентационной работы. Типы профессиональной деятельности. Профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профконсультирование, профдиагностика. Этапы профориентационной работы и их характеристика. Содержание и формы внеклассной профориентационной работы. Военные училища. Кадетские корпуса.

14. Содержание и методика проведения занятий по гражданской обороне.Методика знакомства учащихся с историей, структурой, задачами ГО. Понятие о структуре и задачах РСЧС. Вопросы ГО в курсе обучения ОБЖ. Формы работы учителя ОБЖ по подготовке школьников по ГО. Методика проведенияобъектовой тренировки в средней школе. Темы объектовых тренировок. Методика проведения «Дня защиты детей». Методика изучения средств индивидуальной защиты.

15. Общие вопросы внеклассной работы по ОБЖ.Значение и место внеклассной работы по ОБЖ в учебно-воспитательном процессе. Образовательные, воспитательные, развивающие задачи внеклассной работы.Формы и виды внеклассной работы по ОБЖ:а) индивидуальная;б) групповая;в) массовая.Содержание внеклассной работы.

16. Методика изучения основ здорового образа жизни в процессе обучения ОБЖ.Здоровьеориентированные педагогические технологии. Ключевая компетенция «быть здоровым». Развитие понятия «здоровый образ жизни» на разных этапах обучения ОБЖ. Качественное отличие в подходах к формированию у учащихся основ здорового образа жизни при изучении биологии и ОБЖ. Роль межпредметных связей. Содержание и формы внеклассной работы по ЗОЖ.

17. Определение и актуальность профильного обучения. Модели организации профильного обучения. Направления профилизации. Структура ФБУПа профилей обучения. Сравнение количества часов, выделяемых на изучение ОБЖ в универсальном и профильных классах. Особенности набора учебных предметов. Сравнение базовой и профильной учебных программ по дисциплине ОБЖ. Признаки элективных курсов. Классификация элективных курсов. Особенности элективных курсов для 9 кл. и 10-11 кл. Роль элективных курсов в реализации целей профильного обучения. Роль элективных курсов в реализации целей общего образования. Требования к разработке программы и содержания элективного курса.

18. Цели, задачи и содержание предпрофильной подготовки обучающихся. Особенности базисного учебного плана на этапе предпрофильной подготовки. Информационные аспекты предпрофильной подготовки. Характеристика профильного самоопределения. Особенности содержания и методики проведения курсов по выбору. Общая характеристика портфолио.

19. Система воспитания в процессе обучения ОБЖ.Общая характеристика направлений воспитательной работы. Условия, содержание и методика нравственного, правового, экологического, эстетического, физического воспитания. Виды внеклассной и внешкольной работы. Военно-патриотическое воспитание при обучении ОБЖ. Патриот. Патриотизм. Ценности военно-патриотического воспитания. Становление военно-патриотической работы в России. Внутришкольное управление работой по военно-патриотическому воспитанию. Компоненты военно-патриотической работы.

Подготовка и организация занятий по обеспечению безопасности на дорогах.

21. Оценка качества образования. Общая характеристика контроля знаний. Состав образовательных достижений учащихся.Функции контроля. Определение контроля и его значение в обучении. Принципы контроля. Методы реализации принципа объективности и справедливости. Требования к организации устного индивидуального контроля. Фронтальный контроль. Комбинированный контроль знаний.Проблемы оценивания; направления совершенствования системы оценивания.Мониторинг. ОСОКО. Этапы мониторинга.Международное сотрудничество. Исследования РISА и ТIМSS.

22. Педагогический тест как объективная основа оценивания результатов обучения. Виды тестов по целям использования в системе образования.Формы и принципы композиции тестовых заданий. Характеристики педагогического теста: валидность, надёжность, репрезентативность, стандартизованность. Структура педагогического теста. Классификация тестов.

23. Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения ОБЖ. Определение понятия «рейтинг. Общая характеристика. Методика организации рейтингового контроля. Поэтапная технология формирования успешности ученика средствами рейтингового – контроля: а) мотивационно-целевой этап; б) организационный; в) корректирующий; г) результативный.

24. Материально-техническая база ОБЖ.Общая характеристика кабинета ОБЖ. Причины модернизации МТБ кабинета ОБЖ. Классификация и перечень средств обучения ОБЖ. Новизна требований, предъявляемых к средствам обучения ОБЖ. Оснащение компьютерного класса. Технические устройства компьютерного класса. Программные продукты. Телекоммуникационные сети: локальные; глобальные; значение телекоммуникационных сетей. Телекоммуникационные средства.

25. Свойства личности безопасного типа поведения, формируемые в процессе обучения безопасности жизнедеятельности. Определение личности БТП. Предпосылки формирования безопасного поведения. Характеристика исследовательской инициативности. Характеристика регуляторного опыта как свойства личности БТП (субъектность, самодеятельность, саморегуляция).

Правила функционирования системы осознанной саморегуляции активности ЛБТП. Теоретические аспекты определения качества образования ЛБТП.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Программы для общеобразовательных учреждений

 

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 128 с.
  2. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 106 с.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5 – 11 классы./А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009. – 80 с.
  4. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 10 -11 классы. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2007. – 48 с.
  5. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009. – 77 с.
  6. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности / под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. – 109 с.
  7. Винник А.Л. Программы элективных курсов. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 – 9 классы. Предпрофильное обучение: сборник 1. – М.: Дрофа, 2009. – 29 с.

 

Основная литература

 

  1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст]: Учеб. пособие / Н.П.Абаскалова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 135 с. — (Университетская серия).
  2. Безопасность жизнедеятельности: Государственные образовательные стандарты. Библиографические источники. Наглядные пособия. / Авт.-сост. С.В.Петров. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 128 с.
  3. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод.пособие / Н.И.Хромов. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 288 с. – (Методика).
  4. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.А.Михайлов, Э.М.Киселёва, О.Н.Русак и др.; под ред. Л.А.Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
  5. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5 – 11 кл.: метод. пособие/ В.Н.Латчук, С.К.Миронов, Б.И.Мишин. – М.: Дрофа, 2006. – 89 с.