Требования к навыкам и качествам.

Кафедра языковой и психолого-педагогической подготовки

 

 

РАбочаЯ УЧЕБНАЯ програМма

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов специальности «Землеустройство и кадастр» очной формы обучения

 

 

Курс – 2
Семестр – 2
Число недель — 11
Число кредитов –2
Лекции – 16 часов
Семинарские занятия – 20 часов
Самостоятельная работа -36 часов
Контроль – зачет.

 

Симферополь, 2012

 

Рабочая учебная программа составлена Мезенцевой В.Д., старшим преподавателем кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки, на основании Временной типовой программы по психологии, утвержденной на заседании кафедры (Протокол № 9 от 29 мая 2007 г.)

 

Составитель В.Д. Мезенцева

 

 

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки.

Протокол № ____ от________________2012 г.

 

И.о. зав. кафедрой к.ф.н., доцент М.В.Дмитрук

 

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании учебно-методической комиссии ЮФ НУБиП Украины «КАТУ»

 

Протокол № ___ от ____________2012 г.

 

Председатель д.в.н., профессор В.В.Лемещенко

 

 

Рабочая программа предмета «Психология» разработана для подготовки студентов очной формы обучения специальности «Землеустройство и кадастр».

В содержание рабочей программы входят: — введение c информацией об актуальности дисциплины, целях и задачах дисциплины, о требованиях к знаниям и умениям; перечне смежных дисциплин; содержании дисциплины;

— тематический план дисциплины;

— содержание дисциплины;

— критерии оценки и др.

Методика преподавания предмета строится на сочетании лекционных и практических занятий, а также на самостоятельной работе студентов. Приводится их объем в часах. В рабочую программу включены учебно-методические материалы по дисциплине.

Аннотация содержательного модуля

Введение

Актуальность дисциплины.

Курс «Психология» занимает одно из центральных мест в структуре гуманитарной подготовки студентов. Знание индивидуально-психологических особенностей личности является необходимым условием профессиональной подготовки студентов, более эффективной адаптации их к профессиональной деятельности.

Благодаря изучаемому курсу «Психология», формируются и развиваются умения оценивать явления и события, поведение и поступки людей с точки зрения психологических понятий и категорий, приобретаются умения реконструировать научно-практическую картину деятельности ученых-психологов, освоение способов профессиональной коммуникации. Освоение данного курса опирается на такие дисциплины, как философия, физиология ВНД, биология, педагогика, этика.

 

Цель преподавания дисциплины.

Курс «Психология» призван обеспечить студентов основополагающими знаниями и навыками в области психологии, сформировать у студентов систему представлений о развитии личности, развить способность критически осмысливать свою деятельность, проявлять творческую инициативу.

 

1.3. Задачи курса:

— создание общих теоретических основ психологического образования;

— формирование системы знаний об индивидуально-психологических особенностях личности;

— формирование психологической грамотности;

— формирование умения использовать научный понятийный аппарат для характеристики особенностей личности и их проявлений в деятельности и общении;

— формирование навыков научного анализа психологической реальности;

— развитие у студентов логического мышления, навыков сравнительного анализа;

— формирование «открытости» профессионального мышления, способности занять рефлексивную позицию в профессиональной деятельности.

 

Требования к знаниям.

Студент должен знать:

— сущность ключевых категорий психологии;

— основные закономерности развития психики и сознания;

— основные методологические принципы психологии;

— направления применения психологических знаний;

— смысл явлений, процессов, закономерностей общей, социальной и педагогической психологии.

 

Требования к умениям.

По окончанию курса студент должен уметь характеризовать:

— психологические познавательные процессы;

— индивидуально-психологические особенности личности;

— закономерности социального взаимодействия;

— психологические особенности процессов обучения и воспитания;

— сущность взаимодействия человека и техники в системе «человек-машина-среда»;

— взаимосвязь обучения и развития;

— особенности внутригрупповых процессов и явлений.

Уметь анализировать:

— отечественные и зарубежные психологические теории личности;

— причины внутриличностных и межличностных конфликтов;

— психологические особенности личности.

 

Требования к навыкам и качествам.

Студент должен приобрести навыки и качества:

— обобщения теоретического опыта;

— составления психологической характеристики личности и группы;

— анализа психологических фактов и закономерностей деятельности, общения, поведения;

— развития целеустремленности;

— развития рефлексии.

1.7. Структурно-логическое место в программе дисциплин:

№ п/п Название дисциплины Тема
1. Физика Понятия: материя, энергия, отражение, время, пространство, движение
2. Биология Возникновение и развитие живой материи. Филогенез. Онтогенез. Эволюционная теория. Условные, безусловные рефлексы
3. Анатомия и физиология человека Строение мозга человека. Физиология ВНД. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга. Строение анализаторов.
4. История Исторические формации, этапы развития общества в процессе эволюции
5. Этика Понятия: духовность, этическая рефлексия, нормы, свобода, ответственность.
6. Философия Понятия: материя и сознание. Принципы развития. Исторические этапы развития философской мысли и персоналии. Экзистенциализм.

1.8. Дисциплины и их разделы, которые используют материал данной дисциплины:

1. «Психология управления» (психология общения: механизмы межличностного восприятия; темперамент, характер, воля, личность; понимание человека через его общение и поступки, отношение к работе).

Личностные черты характера; психология жизненного успеха.

2. «Психолого-педагогические основы преподавательской деятельности в вузе» (понятия по общей психологии; психологические явления (процессы, свойства, состояния); основные закономерности развития личности.

 

Тематический план дисциплины

 

№ зачет-ного креди-та   № и название содержательного модуля Общее количество часов Количество кредитов Распределение времени
Аудиторные занятия Самостоя- тельная работа
Лек-ции Лабораторно-практические занятия
    СМ-1: Психология                    

Содержание дисциплины по модулям и темам.

Лекционные занятия, их содержание, объем в часах.

СМ 1:

Раздел №1: ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Лекции – 10 часов.

№ п/п Название раздела, темы Содержание Объем в часах
    Предмет психологии, ее задачи и методы. Методологические основы изучения человека. Психология как наука. Основные методы психологических исследований. Взаимосвязь психологии и современных наук. Основные отрасли психологии.
2. Психологическая теория деятельности. Общая психологическая характеристика деятельности. Основные понятия психологической теории деятельности. Теория деятельности и предмет психологии. Физиология движений и физиология активности.
3. Память. Определение и общая характеристика памяти. Основные виды памяти. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. 2.
4. Ощущение, восприятие, мышление Понятие об ощущении, Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений. Понятие о восприятии. Восприятие и ощущение. Свойства восприятия. Понятие о мышлении. Чувственное познание и мышление. Мышление и речь. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных признаках. Виды мышления. Логические операции. Процессы мышления.   2.

 

СМ 2:

 

Раздел №2: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Лекции: 10 часов.

 

5. Психология личности. Понятие о личности. Индивид, личность, индивидуальность. Структура личности (по К.К. Платонову).

Свойства личности. Активность личности (мотив, потребность, интерес, убеждение, мировоззрение, психологическая обстановка).

Образ «Я», или «Я – концепция». Уровень притязаний.

2.
6. Темперамент. Характер. Понятие о темпераменте. Учения о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Понятие о характере. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Формирование характера. Волевые качества человека и их развитие. 2.
7. Эмоции. Эмоциональный стресс. Эмоции как особая форма отражения реальности. Значение эмоций. Функции эмоций. Отличие эмоций от чувств. Виды эмоциональных состояний. Теории эмоций. Чувства и личность. Социальный характер чувств. Высшие чувства. Динамика чувств личности. Понятие об эмоциональном стрессе. Регуляция эмоциональных состояний. 2.
8. Психология общения. Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми. Сущность коммуникативной компетенции человека. Аспекты (содержание, цель, средства) и стороны (коммуникативная, интерактивная и перцептивная) общения. Зоны общения. Механизмы межличностного восприятия. Стили общения. Манипуляция. Тактичность и бестактность в общении. Конфликты: структура, стадии, стратегия. Развитие общения.   2.

 

Содержание практических и семинарских занятий

Практические занятия – 20 часов.

 

СМ №1: ПСИХОЛОГИЯ

 

Раздел №1: ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

№ п/п Наименование модулей, тем лабораторных (практических) занятий и их краткое содержание Количество часов Форма контроля Место проведения
1. Тема: ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ. Методологические основы изучения человека. Психология как наука. Основные методы психологических исследований. Взаимосвязь психологии и современных наук. Основные отрасли психологии. 2   Тк. Тесты   Ауд..  
  2. Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ.   — Определение внимания. Развитое и воспитанное внимание. — Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Тест по определению непроизвольного внимания. — Свойства внимания: устойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение, переключение, объем. Рассеянность внимания. Тесты по выявлению уровней сосредоточенности, устойчивости, переключения внимания. — Развитие внимания (упражнения, приемы).

Значение внимания на учебных занятиях.  

      Тк. Тесты   Ауд..  
  3. Тема: ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ. — Определение памяти. Значение памяти в жизни и деятельности людей. — Виды памяти и их особенности. — Проверка видов памяти (тестирование).

— Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.    

    Тк. Тесты   ауд.  
4. Тема: ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ Ощущение: — виды ощущений; — основные свойства и характеристики ощущений; — развитие ощущений. Восприятие: — физиологические основы восприятия; — основные свойства и виды восприятия; — индивидуальные различия в восприятии и его развитие.   Тк. .   ауд.
  5. Тема:ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ.   — Понятие о мышлении, его отличие от других познавательных процессов. — Творческое мышление. Задачи на определение нестандартного мышления. — Мышление как процесс. Операции, методы и формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Тесты. — Понятие интеллекта. Профессиональный интеллект. Развитие умений и навыков. Профессиональная деятельность.         Тк. Тесты   ауд.  
           

Раздел№2: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

  6. Тема: ТЕМПЕРАМЕНТ.   — Понятие о темпераменте. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента — История развития представлений о темпераменте. — Индивидуальный подход и тип темперамента. Тест по определению типов темперамента. — Темперамент и способности.       Тк.   Ауд.  
  7. Тема: ХАРАКТЕР, ВОЛЯ   — Понятие о характере. Сильный и слабый характер. — Структура характера. — Природные и социальные предпосылки характера. — Поведение в конфликтных ситуациях. — Сильный и слабый характер. Природа воли. Регуляция и развитие воли. Волевые качества личности.         Тк.   ауд.
8. Тема: ЭМОЦИИ Эмоции как особая форма отражения реальности. Значение эмоций. Функции эмоций. Отличие эмоций от чувств. Виды эмоциональных состояний. Теории эмоций. Чувства и личность. Социальный характер чувств. Высшие чувства. Динамика чувств личности. Понятие об эмоциональном стрессе. Регуляция эмоциональных состояний.   Тесты Ауд.
9. Тема: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми. Сущность коммуникативной компетенции человека. Аспекты (содержание, цель, средства) и стороны (коммуникативная, интерактивная и перцептивная) общения. Зоны общения. Механизмы межличностного восприятия. Стили общения. Манипуляция. Тактичность и бестактность в общении. Конфликты: структура, стадии, стратегия. Развитие общения.   Тк. ауд.
10. Итоговый модуль. Тесты Ауд.

 

Содержание самостоятельной работы

36 часов.

№ п/п Наименование содержательных модулей, тем и форм самостоятельных занятий и их краткое содержание Количество часов Форма контроля Место проведения

 

СМ – 1: ПСИХОЛОГИЯ

  1. Понятие о психике и ее эволюции: — понятие о психике; — развитие психики животных.   Тк. Консп.   ауд.  
  2. Неосознаваемые психические процессы: — общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов; — неосознаваемые побудители сознательных действий; — «надсознательные» процессы.       Тк. Конс-пект   ауд.  
3. Внимание: — понятие внимания; — основные виды внимания; — основные характеристики свойств внимания; — развитие внимания. Подготовка тестов, упражнений, презентаций, кроссвордов. Тк. Конс- пект ауд.
4. Ощущение: — виды ощущений; — основные свойства и характеристики ощущений; — развитие ощущений. Восприятие: — физиологические основы восприятия; — основные свойства и виды восприятия; — индивидуальные различия в восприятии и его развитие. Подготовка тестов, упражнений, презентаций, кроссвордов.   Тк. Консп.   ауд.
5. Представление. Воображение: — виды воображения; — индивидуальные особенности воображения и его развитие; — воображение и творчество. Подготовка тестов, упражнений, презентаций, кроссвордов.   Тк. Консп.   ауд.
6. Воля: — общая характеристика волевых действий; — основные психологические теории воли; — структура волевого действия; — волевые качества человека и их развитие.   Тк. Консп.   ауд.
7. Речь: — общая характеристика речи; — физиологические основы речи; — теоретические проблемы возникновения речи; — основные виды речи; — развитие речи.   Тк. Консп.   ауд.
8. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности: — теории личности; — методология экспериментальных исследований личности. Направленность и мотивы деятельности личности: — психологические теории мотивации; — основные закономерности развития мотивационной сферы; — мотивированное поведение как характеристика личности. Подготовка тестов, упражнений, презентаций, кроссвордов. Тесты ауд.
9. Направленность и мотивы деятельности личности: — психологические теории мотивации; — основные закономерности развития мотивационной сферы; — мотивированное поведение как характеристика личности. Подготовка тестов, упражнений, презентаций, кроссвордов. Тк. Конс-пект ауд.
10. Способности: — общая характеристика развития способностей человека; — уровни развития способностей и индивидуальные различия; — природа человеческих способностей; — развитие способностей. Подготовка тестов, упражнений, презентаций, кроссвордов. Тк. Конс-пект ауд.
11. Составление психологического портрета сокурсника   Тк. Письм. работа   ауд.
12. Подготовка к модульной контрольной работе Мк. ауд.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Определение уровня усвоения студентом учебного материала дисциплины осуществляется путем проведения текущих и итоговых контролей.

В задачу текущего контроля входит систематическая проверка понимания и усвоения студентом программного материала, выполнения практических работ, умения самостоятельно прорабатывать тексты, составления конспектов, написания рефератов, способности устно или письменно представлять определенный материал.

 

«ОТЛИЧНО» 100 — 90

— знание теоретического материала по психологии, владение терминологией;

— полнота, правильность выполнения заданий;

— четкое, последовательное изложение материала;

— умение объединить теорию с практикой;

— творческий подход к выполнению задания;

— культура языка;

— умение формулировать выводы.

 

«ХОРОШО» 89 — 75

— в основе лежат такие же требования, что и к оценке «отлично». Оценка снижается за недостаточно конкретное представление отдельных моментов заданий, слабый творческий подход.

 

 

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» 74 — 60

— недостаточная полнота понимания теоретических основ задания; слабое выполнение практической части задания;

— отсутствие творческого подхода к выполнению задания;

— отсутствие четкости, последовательности при выполнении задания;

— нарушение целостности, систематичности, логичной последовательности в ответах; неумение формулировать выводы;

— владение учебным материалом поверхностно и фрагментарно.

 

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» менее 60

— отсутствие необходимых знаний по психологии, незнание терминологии;

— отсутствие умения объединения практики и теории;

— студент не владеет учебным материалом.

 

 

8. ЛИТЕРАТУРА:

 

I. Учебная литература:

2. Большой психологический словарь/ Ред. Б.Г.Мещеряков, Ред. В.П.Зинченко. – СПб: «Питер», 2004.- 320 с., ил.

3. Грановский. Элементы практической психологии . Л.,1984.

4. Немов Р.С. Психология. – Т.1. – М., 1995.

5. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.,1995.

6.Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : Учеб. пособие/ М.Т.Громкова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -415 с.. -(Педагогическая школа. ХХI век).

7. Гальперин П.Я. Ведение в психологию. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

8.Григорович Л.А.педагогика и психология: Учебное пособие/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

9.Гримак Л.П.Общение с собой: Начала психологии аткивности/ Л.П.Гримак. – М.: Политиздат, 1991.- 320 с.

10.Громкова М.Т.Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие/ М.Т.Громкова. – И.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 417с. – (Педагогическая школа век).

11. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: Учебное пособие/ А.Р.Лурия. СПб: «Питер», 2004. – 320с., ил.

12. Психология. Словарь. — М., 1990.

13.Психология и педагогика: учебное пособие, 2 изд., испр. и доп. – М., изд. Центр, 1999.

14.Психология и этика делового общения. / уч. – 2 изд., перераб. и доп. – М., 1997.

15. РеанА.А.Социальная педагогическая психология/ А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. -СПб: ЗАО Изд-во «Питер», 1999.

16.Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2001.

17.Л.Д.Столяренко. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс». – 1995.

18. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.:Питер, 2008.

 

 

II. Дополнительная литература.

 

1.Сухарев В.А. Психология добра и зла. – Донецк, 1998.

2.Сухарев В.А. Психология интеллекта. –Донецк, 1997.

3.Сухарев В.А. Искусство распознавать А.В. Психология – М., 1986.

4.Бондарчук Л.И., Бондарчук Е.И. Основы психологии и педагогики. – Межрегиональная академия управления персоналом. – М., 1990.

5..Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. – М., 1992.

6.Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства/ Р.Дилтс. -СПб: «Питер», 2003.

7.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: ОНИСС, 1994.

8.Козлов Н.Н. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. — М.: Мысль, 1989.

9.Книга для тех, кому нравиться жить, или Психология личностного роста. – М.: Мысль, 2002.

10. Ложкин Г.В. Практическая психология конфликта : Учеб.пособие/ Г.В. Ложкин. -К.: МАУП, 2000.

11.Обозов Н.Н. Психология работы с людьми. – 4 изд., перераб. – К., 1998.

12.Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.,1990.

13.Основы психологических знаний : Учеб. пособие/ Сост. Г.В.Щекин. -4-е изд., стереотип.. -К.: МАУП, 2001.

15. Корсаков И.А. Хорошая память на каждый день/ И.А. Корсаков, Н.К. Корсакова. -Донецк: ЧИКФ «ТББ», 1998.
16. Крушельницька Я.В. Фізіологія і психологія праці : Навчально-методичний посібник для самост. вивч. дисц/ Я.В.Крушельницька. -К.: КНЕУ, 2002.
17.Психологические тесты.– М.:Светотон, 1995
18.Психологические тесты / Ахмеджанов Э.Р. – М., 1995
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие, Кн. 2 : Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения/ Е.И.Рогов. -М.: ВЛАДОС, 2004. – 254 с.  

14.Практикум по основам психологии: Тесты и хрестоматия.: Учебное пособие для студентов/ Сост В.А.Мельников. – Симферополь: СОНАТ, 1997.