ТОМАЗЗО КАМПАНЕЛЛА (1568—1639)

КОНФУЦИЙ

Стал известен после смерти, педагогом стал в 22 года — частный учитель, воспитал 3000 учеников, 72 стали выдающимися личностями. Основоположник китайской школы. Народ надо образовывать. Был философом. Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551 — умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды Конф. изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая представляет собой запись изречений и бесед К. с его ближайшими учениками и последователями. Важным понятием этико-политического учения Конф. является жэнь («гуманность») — совокупность этических и социальных отношений людей, основывающихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю и т. д. В высказываниях Конфуция отражена классовая аристократическая направленность его учения. Он решительно противопоставлял цзюнь цзы («благородных мужей») простолюдинам — сяожэнь («мелким людишкам»): первые призваны управлять вторыми, служить им примером. Когда конфуцианство стало господствующей доктриной (после 136 до н. э.), К-ий был провозглашен «учителем 10 тысяч поколений» и его культ официально поддерживался вплоть до 1911 (начало буржуазной Синьхайской революции).

ЦИТАТЫ:1)Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. 2) Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот. 3) Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается. 4) Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот что можно назвать учением о человеколюбии. 5) Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. 6) Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... несовершенствами и насыщенными психическими продуктами неочищенных духов (людей). Вторжение низших слоев очень опасно, ибо грозит одержанием для ... . Никто и ничто не задержит в низших слоях твердое сознание (человека), устремленное к Добру, потому не будем ... тело). О мелких подробностях я уже не задумывался…» Все проводники человека и его семеричный состав связывают человека с соответствующими ...

СОКРАТ

Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, — 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников — Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократа выступает как главное действующее лицо.

Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них. К. Маркс назвал С. «олицетворением философии», «воплощённой философией». Считая неудовлетворительной древнюю натурфилософию, Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Тяготея к объективному идеализму, он был далёк ещё от гипостазирования общих понятий в виде самостоятельных сущностей. Так его изображает Аристотель, приписывающий Сократу индуктивное учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также учение об определении понятий, впервые дающем возможность познавать сущность каждой вещи. Признание действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у Сократа в учение об общем и универсальном разуме или об отдельных богах-умах. Вопреки уверениям Ксенофонта, учение Сократа имело мало общего с народной религией, хотя он и не отрицал её. Учение С. о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии. Саморазвитие личности. Главное — познать самого себя. Юмористические беседы — нестандартное видение ситуации. Методы — продуктивный, проблемно-поисковый.В этике основной тезис Сократа гласил, что добродетель есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. В понимании Сократа не может быть противоречия между разумом и поведением.

8 стр., 3967 слов

3. Учение Платона о государстве. Основные типы государств

... . 2.Сущность мира идей в идеалистическом учении Платона. платон-первый европ.идеалист(отец идеализма),учился у сократа,вел внутренние диалоги.Считал,что истина рождается ... ,платос-широкий)учения платона:1.учение про бытие2.учения про бога3.учение про мир.4учение про возникновение мира5.учение про душу6.учение про познание7.учение о морали8.учение про ...

Сократ необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности он критиковал все формы правления — монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию, если они нарушают справедливость. В последующие эпохи образ Сократа часто выступал как идеальное воплощение мудреца. ЦИТАТЫ: 1) В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить. 2) Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священныx обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних. 3) Девиз Сократа — «Познай самого себя». 4) Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом. 5) Нельзя врачевать тело, не врачуя души. 5) Я знаю только то, что ничего не знаю. 6) Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

ПЛАТОН

Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит Платону (428 — 347 гг. до н. э.).

Платон родился в Афинах в аристократической семье. В юношеские годы подружился с Кратилом, одним из учеников Гераклита, и это дает основание полагать, что в этот период он познакомился с его идеями. В юношеские годы Платон хотел посвятить себя политической деятельности. После периода странствий Платон создал знаменитую Академию, где прожил всю оставшуюся жизнь, и которая просуществовала почти тысячу лет. Свои идеи Платон излагает в форме диалога.Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами. К раннему периоду (приблизительно 90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», 1-я книга «Государства» (сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики); к переходному периоду (80-е гг.) — «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гиппий меньший» и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов); к зрелому периоду (70—60-е гг.) — «Федон», «Пир», «Федр», II—X книги «Государства» (учение об идеях), «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий» (интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду — «Законы» (50-е гг.).

11 стр., 5264 слов

ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ

... название тех из них, которые сам автор называл сочинениями по «первой философии». В культуре Античности, Средних веков и Нового ... договора. Истоки данной теории можно обнаружить еще в античности (Платон, Т. Лукреций Кар), однако наибольшее распространение она получила ... направления русской общественной мысли 40-х годовXIXв., противостоящие друг другу в оценке исторического пути России и ее места в ...

В Афинах П. основал собственную школу — Академию платоновскую .В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа. Равенство для равных, развивать общество, тогда будут развиваться индивидуальности. Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для П. диалектика — метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её «ипотеса», закон («номос»), ведущий у Плат. от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно; именно так понимается у Платона логос. Историческое значение философии П. определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма, на основании чего В. И. Ленин назвал всю идеалистическую линию в философии «линией Платона» (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 131).

Идеи Платона послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма. ЦИТАТЫ: 1) Бог в нас самих. 2) В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих. 3) Воля — целеустремленность, соединенная с правильным суждением. 4) Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают. 5) Книга — немой учитель.6) Основа всякой мудрости есть терпение. 7) Сократ — друг, но самый близкий друг — истина.

16 стр., 7576 слов

Философия Сократа Платона Философия психоанализа

... души», экзамен на мудрость, честность, правду, свободу. Философия Платона Платон – выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа, он развивает его ... , эти культуры перекликаются, находясь в близости друг к другу? Культуры давно перестали быть герметически закрытыми ареалами ... известно, сближается с этически ориентированными концепциями и школами Востока и Запада: буддизмом и даосизмом, пифагорейством ...

АРИСТОТЕЛЬ

Древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был участником Академии платоновской. В 343 был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу).

Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии. Был сторонником умеренной демократии. Дошедшие до нас сочинения А. делятся по содержанию на 7 групп. Логические трактаты, объединённые в своде «Органон»: «Категории» (рус. пер., 1859, 1939), «Об истолковании» (рус. пер., 1891), «Аналитики первая и вторая» (рус. пер., 1952), «Топика». Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах». Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных» (рус. пер., 1937), «О возникновении животных» (рус. пер., 1940), «О движении животных», а также трактат «О душе» (рус. пер., 1937).

Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики» (рус. пер., 1934).

Этические сочинения — т. н. «Никомахова этика» (посвященная Никомаху, сыну А.; рус. пер., 1900, 1908) и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику А.).

Социально-политические и исторические сочинения: «Политика» (рус. пер., 1865, 1911), «Афинская полития» (рус. пер., 1891, 1937).

14 стр., 6667 слов

А. Шопенгауэр: жизнь философа и философия жизни

... Выведенный из себя насмешкой Артур заявил, что его сочинения будут изучать и тогда, когда о беллетристических опытах ... просто необходимо. Публикации дореволюционных российских и зарубежных историков философии позволяют воссоздать биографию Артура Шопенгауэра в достаточно полном ... никого нет». Стало быть, читать Шопенгауэра необходимо. Вторая цитата — из самого Шопенгауэра: «Люди, которые, вместо того ...

Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» (рус. пер., 1894) и дошедшая неполностью «Поэтика» (рус. пер., 1927, 1957).

На основе своей этической и психологической концепции А. развил теорию воспитания «свободнорождённых граждан».ЦИТАТЫ:1) В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. 2) Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает. 3) Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой. 4) Друг всем — ничей друг. 5) Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно. 6) Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

КВИНТИЛИАН

Знаменитый римский педагог и литературный критик, происходил из испанского города Калагурриса (нын. Калагорра, в Старой Кастилии) и род. около 35 г. по Р. Хр. Воспитание получил в Риме, где отец его был учителем риторики, и слушал там лучших ораторов того времени. По окончании образования он отправился на родину, но возвратился в Рим вместе с Гальбой, когда последний был провозглашен императором. После нескольких лет адвокатской деятельности К. занялся, главным образом, воспитанием юношества в качестве учителя красноречия. К. первый стал содержать общественную школу. После двадцати лет педагогической деятельности К. предался всецело литературным трудам, для которых раньше не располагал временем. До нас дошло капитальное сочинение К. «Об ораторском образовании» (Institutio oratoria), в 12 кн. Им было написано также важное сочинение «О причинах порчи красноречия» (De causis corruptae eloquentiae), но оно не сохранилось. ЦИТАТЫ: 1) Учиться никогда не поздно. 2) Ничто не сохнет легче слез. 3) Совесть — тысяча свидетелей. 4) Осуждают то, чего не понимают. 5) Практика без теории ценнее, чем теория без практики. 6) Не для того я живу, чтобы есть, а ем для того, чтобы жить.

3 стр., 1164 слов

Требования к курсовым работам 3−4 курс

... (ссылке), наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора. Существуют различные способы указания источников цитат. В курсовых работах можно использовать следующие ссылки (сноски). Подстрочные ... текстовые ссылки – это указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещенному в конце курсовой работы. Например, [5]. Под этим номером ...

Т. МОР

Английский гуманист, государственный деятель и писатель; основоположник утопического социализма. Сын судейского чиновника. В 1492—94 занимался в Оксфордском университете, примыкал к кружку т. н. Оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин).

К лютеранской реформации относился отрицательно, считая её угрозой общехристианскому единству. Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён. В 1886 причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 канонизирован. Родоначальник литературного жанра утопии и основатель утопизма — направления философии, основой которого служили проекты общества будущего.

Идея равного общественного воспитания, обучения на родном языке, одинаковое образование для мужчин и женщин, самообразование, трудовое воспитание. Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и медитации на религиозные темы («Четыре насущных предмета», «Моление душ», «Апология», «Диалог об утешении в невзгодах» и др.) оказали влияние на искусство английской риторики (проповеди Э. Марвелла и Дж. Донна), а также на формирование стиля Дж. Свифта. М. перевёл с латинский на английский язык биографию Дж. Пико делла Мирандолы (1510), личность которого и трагическую судьбу считал поучительными для реформаторов церкви. Его «История короля Ричарда III» (1531), оставшаяся неоконченной, — одно из лучших произведений англ. прозы Возрождения, послужившее позднее косвенным источником драмы У. Шекспира. Наибольшую известность принёс М. его диалог «Утопия» (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально — «Нигдения», место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным).

десь М. впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. М. не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала — он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию. ЦИТАТЫ: 1) У государей нет места для философии. 2) Все мы ценим добро, лишь теряя его невозвратно. 3) Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них. 4) Если хотите иметь успех, вы должны выглядеть так, как будто Вы его имеете. 5) Кто робок от природы, тот не только сам не совершит каких-либо храбрых подвигов, но внушит еще страх.

ТОМАЗЗО КАМПАНЕЛЛА (1568—1639)

ит. философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии. Сын сапожника; с 1582 монах-доминиканец. В 1591 выступил с книгой «Философия, доказанная ощущениями» в защиту натурфилософии Б. Телезио против схоластического аристотелизма. Неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. Участвовал в борьбе за освобождение южной Италии В 1602 г. арестован, приговорен к пожизненному заключению Освобожденный в 1629 г., провел последние годы во Франции. Несколько раз сажали на кол — пропагандировал идею равенства. В философии К. отстаивал необходимость опытного познания и развивал учение о «двойном» откровении (Природы и Писания).

Выступив в защиту Г. Галилея, К. не принял учения о бесконечности Вселенной, допуская, однако, существование множества миров. Коммунистическая утопия К. представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества («Город Солнца», произведение, построенное в форме рассказа мореплавателя, 1602, опубликовано 1623, рус. пер. 1906) в рамках всемирной теократической монархии («Монархия Мессии»).

В идеальной коммунистической общине у К. упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством; труд является почётным и равно обязательным для всех, рабочий день сокращён до 4 часов благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное внимание уделяется развитию науки («магическому знанию»), просвещению и трудовому воспитанию. атурфилософия К. явилась одной из предпосылок нового естествознания; коммунистическая утопия К. делает его одним из ранних предшественников научного социализма. ЦИТАТЫ: 1)"Я колокол, предвещающий новую зарю!" (По-итальянски «кампанелла» означает «колокол».).

2) «Если бы люди сделали общим достоянием все, что полезно, все, что приносит счастье, мир стал бы раем». 3) «Критерием истины является опыт». 4)"Истинно лишь то, что соответствует разуму или природе". Книги: «Философия, основанная на ощущениях». «О Вселенной», «Апология Телезио», «Медицину», написал «Диалектику», «Риторику» и «Поэтику». Кампанелла узнает о Галилее. Он посвящает ему «Четыре статьи о „Рассуждении“ Галилея». А когда церковь объявила учение Коперника «глупым», «абсурдным», «еретичным» и запретила Галилею, ставшему последователем великого польского ученого, развивать его, Кампанелла пишет новый трактат — «Апология Галилея» Умело используя цитаты из Библии, он доказывает, что взгляды Галилея не противоречат священному писанию. В 1617 году вышел в свет «Предвестник восстановленной философии» — так Адами назвал найденную им рукопись раннего сочинения Кампанеллы. Затем он издал работы «О смысле вещей», «Апология Галилея», опубликовал под псевдонимом сборник стихов и, наконец, в 1623 году напечатал «Реальную философию», в составе которой впервые увидел свет «Город Солнца».

8) ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ(28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, — 15.11.1670, Амстердам).

Чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608—10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614—27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612—56).

В 1614 К.— учитель братской школы в Пршерове. ЦИТАТЫ: 1) Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями. 2) Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения. 3) Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше? 4) Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. 5) Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным. 6) Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. «Школа без дисциплины есть мельница без воды».Золотое правило дидактики: «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами».Книги: «Искусство всех учить всему»,"Мир чувственных вещей в картинках" - первая детская энциклопедия."Великая дидактика", «Материнская школа», «Видимый мир в картинках», «Открытая дверь языков всех наук», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Законы хорошо организованной школы».

9) ДЖОН ЛОКК(29.8.1632, Рингтон, — 28.10.1704, Отс)

Английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем был преподавателем; занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 домашним врачом, а затем секретарём лорда Эшли (графа Шефтсбери) — видного общественного деятеля времён Реставрации, Л. приобщается к активной политической жизни. Вслед за Шефтсбери, спасаясь от преследования английского правительства, в 1683 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королём Англии возвратился в 1689 на родину. С 1691 жил в Отсе в поместье Мэшем, занимаясь в основном литературной работой. ЦИТАТЫ: 1) В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью. 2) Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое. 3) Двадцать проступков можно простить скорее, чем одно нарушение правды. 4) Действия людей — лучшие переводчики их мыслей. 5) Зависть есть беспокойство души, вызванное сознанием того, что желательным для нас благом завладел другой человек, который, по нашему мнению, не должен обладать им раньше нас.

ЖАН-ЖАК РУССО (1712−1778)

Французский философ-просветитель, писатель, композитор. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки и др. До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743—44 секретарь французского посольства в Венеции. В Париже сблизился с Д. Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки. В 1762, после выхода в свет педагогического романа «Эмиль» и политического трактата «Об общественном договоре», опасаясь ареста, покинул Францию. Его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты. В 1770 он возвратился в Париж, занимался перепиской нот. Последние месяцы жизни провёл в Эрменонвиле, имении маркиза Р. Л. Жирардена. В период якобинской диктатуры останки Р. были перенесены в Пантеон. ЦИТАТЫ:1) Воспитатель должен быть молодым, потому что должен быть другом. 2) Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. 3) Благодарность — долг, который надо оплатить, но который никто не имеет права ожидать. 4) Прекрасно то, чего нет. 5) Дайте детству созреть в детстве.

11) ИОГАНН ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (12.1.1746, Цюрих, — 17.2.1827, Бругг)

Швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нёйхофе» (1774—80), приют для сирот в Станце (1798—99), институты в Бургдорфе (1800—04) и Ивердоне (1805—25).

Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «Лингард и Гертруда» (1781—87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826).

Выдвинул на первый план идею об активной роли ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Задача — содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию активной деятельности и труда детей. Решающую роль в формировании личности он отводил нравственному воспитанию и ставил его в качестве главной задачи образовательного учреждения. Идея об объединении детей и воспитателей в дружную семью. Роль личности воспитателя. Первый заговорил о принципе развивающего обучения. Организация сиротских школ. Избр. педагогические произведения. Под ред. М. Ф. Шабаевой. [Подг. текста, вводная статья и прим. В. А. Ротенберг], т. 1—3, М., 1961—65. ЦИТАТЫ:1)Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. 2) Воспитание и телько воспитание- цель школы. 3) «Все для других, ничего для себя» — на могиле.

12) РОБЕРТ ОУЭН(1771−1858)

Английский теоретик социализма и промышленник. Родился 14 мая 1771 в Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной школе, в возрасте десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир).

После четырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где его деятельность проходила столь успешно, что к 1790 он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот рабочих. В 1794 стал совладельцем и управляющим «Чорлтон твист компани» в Манчестере, а в 1799 вместе с компаньонами приобрел у Дэвида Дэйла прядильную фабрику в Нью-Ленарке, близ Глазго. Оуэн улучшил условия труда и быта рабочих, установил новые машины, открыл магазин для рабочих, где продавал товары по сниженным ценам, школу и детский сад для их детей. В 1813 он опубликовал памфлет Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера. Суть неустанно пропагандировавшейся доктрины Оуэна заключалась в следующем: характер человека формируется обстоятельствами и социальным окружением, поэтому люди не несут ответственности за свои поступки. Их следует обучать и смягчать их нравы, как можно раньше начинать прививать им правила должного поведения. Экономические взгляды Оуэна выводились из принципа, в соответствии с которым труд — общепризнанное естественное благо. Основные взгляды Оуэна получили отражение в работах Новый взгляд на общество… (A New View of Society., 1813), Книга нового нравственного мира (Book of the New Moral World, 1836−1844), а также в автобиографии (1857).

ЦИТАТЫ: 1)Я жду великого от вашей родины, у вас поле чище, у вас попы не так сильны, предрассудки не так закоснели… а сил-то… а сил-то! 2) «Человеческая природа, за исключением мелких различий, встречающихся во всех сложных явлениях природы, везде одна и та же. Она без исключений всюду пластична и с помощью разумного воспитания можно образовать из детей какого угодно класса людей совершенно другого класса» 3)"Цель всех человеческих усилий заключается в достижении счастья. Однако счастье не может быть достигнуто, им нельзя пользоваться и обладание им нельзя обеспечить до тех пор, пока все люди не будут наслаждаться хорошим здоровьем и не приобретут подлинных знаний и богатства.

ИОГАНН ФРИДРИХ ГЕРБАРТ (1776−1841)

Немецкий философ, психолог и педагог. Образование получил в Йенском университете. Профессор университетов в Гёттингене (с 1805), Кенигсберге (1809—1833), где основал при университете педагогическую семинарию с опытной школой, и снова в Гёттингене (с 1833).

Г. противостоял нем. классическому идеализму послекантовкого периода — философии И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля; отрицал творческий и спонтанный характер сознания. По Г., основой философии является опыт, а сама она должна заниматься «обработкой понятий опыта» для их выяснения и исправления. При этом логика стремится к ясности понятий, вскрывая их непригодность для опыта в случае противоречивости (Г. отрицал реальность противоречий), метафизика устраняет эту противоречивость, а эстетика, которая у Г. включает в себя и этику, дополняет понятия определениями ценностей. Г. явился основоположником т. н. формальной эстетики, обычно противополагаемой содержательной эстетике Гегеля. Прекрасное, по Г., заключается в формальных взаимоотношениях симметрии, пропорций, ритма, гармонии и т. п., которые и являются источником эстетического удовольствия. Г. первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая, по Г., должна базироваться на метафизике, опыте и математике. Г. первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая, по Г., должна базироваться на метафизике, опыте и математике. Г. выдвинул концепцию четырёх ступеней обучения, которые должны служить принципами построения каждого урока: ясность — соответствующая первоначальному ознакомлению с новым материалом при широком использовании средств наглядности; ассоциация — установление связей между старыми и новыми представлениями в ходе свободной беседы; система — выделение главного, выведение правил и законов; наконец, метод — применение новых знаний на практике в процессе разнообразных упражнений. ТРУДЫ:Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806); Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике (1824); Учебник психологии (1831; Письма о приложении психологии к педагогике (1831); Очерк лекций по педагогике (1835).

Ф.В.А. Дистервег (1790−1866)

Немецкий педагог-демократ. В 1812−20 преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде, затем — директор учительской семинарии в Мёрсе (1820−32) и Берлине (1832−47).

Д. стремился к объединению немецкого учительства: в 1831−41 создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». Д. издавал педагогический журнал «Rheinische Blätter für Erziehung und Unterricht» (1827−66) и ежегодник «Pädagogisches Jahrbuch» (1851−66).

Выступал в нём против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. После подавления Революции 1848 был уволен прусским правительством в отставку за «опасное вольнодумство», но продолжал литературную и общественно-политическую деятельность. В печати и с трибуны палаты депутатов, куда он был избран от берлинского учительства, Д. боролся с изданными прусским правительством в 1854 реакционными школьными законами. Д. — автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная работа Д. — «Руководство к образованию немецких учителей» (2 тт., 1835).

Основными принципами воспитания Д. считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Под природосообразностью он понимал возбуждение врождённых задатков ребёнка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию. Д. не понимал социальной сущности воспитания, его зависимости от политики господствующего класса. Но выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребёнка, но и с уровнем культуры данного времени и страны, т. е. с изменяющимися социально-историческими условиями. Самодеятельность Д. считал решающим фактором, определяющим личность человека, всё его поведение. В развитии детской самодеятельности он видел непременное условие всякого образования. Д. разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил. Выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения. ЦИТАТЫ: Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счастлив он сам, счастливо через него и человечество.2)Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.3)Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механичности. 4) Плохой учитель преподносит истину, а хороший — учит её находить.

Джон ДЬЮИ (1859−1952)

Американский биохимик, специалист в области молекулярной биологии, член Национальной АН США (1962), Американской академии искусств и наук (1957), Датской королевской АН (1962).

Окончил Чикагский университет (1947).

Работал в Копенгагенском университете (1950−1951), в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета (1951−53 и 1955−1956), Калифорнийском технологическом институте (1953−55).

С 1956 преподавал биологию в Гарвардском университете (с 1961 профессор).

С 1962 консультант президента США по науке. С 1968 директор лаборатории количественной биологии в Колд-Спринг-Харборе (штат Нью-Йорк).

Основные работы по изучению структуры дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), роли рибонуклеиновой кислоты (РНК) в биосинтезе белка. Совместно с Ф. Криком в 1953 предложил модель пространственной структуры ДНК (т. н. «двойную спираль»), что позволило им объяснить, каким образом генетическая информация записана в молекулах ДНК, и высказать гипотезу о механизме её самовоспроизведения (репликации).

С появлением этой работы связывают рождение молекулярной генетики. Автор гипотезы (совместно с Ф. Криком) полуконсервативного механизма репликации ДНК. Известен также работами по структуре вирусов и их роли в возникновении злокачественного роста тканей. Нобелевская премия (1962, совместно с Ф. Криком и М. Уилкинсом). критиковал и формальный и материальный подходы. Считал необходимым развивать практический опыт детей. Обучение — организованная деятельность детей по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Основные идеи его теории: 1) заранее составленные учебные курсы не нужны. 2) материал для обучения нужно брать из опыта ребенка. 3) ребенок должен определять количество и качество обучения 4) основной метод в школе — обучение посредством делания. Дьюи отвергал обучение как целенаправленный системный процесс. Говорил о необходимости практической деятельности детей. Сочиненияв рус. пер.: Молекулярная биология гена, М., 1967; Двойная спираль, М., 1969. ЦИТАТЫ: 1) Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения. 2) Люди никогда полностью не использовали своих собственных сил для достижения блага в жизни, потому что надеялись на некоторую внешнюю для себя и природы силу — надеялись, что она сделает то, за что они сами были ответственны. 3) Мораль — не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами. 4) Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870−1952)

Итальянский педагог. Окончила в 1896 Римский университет (одна из первых женщин, получивших степень доктора медицины).

Как ассистент психиатрической клиники университета вела работу с умственно отсталыми детьми; профессор антропологии и гигиены в Высшей женской школе (1900—08) и лектор педагогической антропологии в университете в Риме (1904—08).

М. подвергла резкой критике традиционную школу за муштру и игнорирование естественных запросов ребёнка. Начальная школа, по М., должна быть лабораторией, дающей возможность изучать психическую жизнь детей. Разработала оригинальную систему сенсорного развития детей в специальных дошкольных учреждениях (т. н. домах ребёнка, открывавшихся ею и её последователями) и начальной школе. В теоретических работах и практической деятельности проводила идеи свободного воспитания. С установлением в Италии фашистского режима эмигрировала за границу. Создавала щколы, работавшие по её системе, в США, Франции, Великобритании, Дании, Нидерландах, Индии и др., организовывала международные конгрессы, выступала против войны. После 2-й мировой войны 1939—45 вернулась в Италию. Соч. в рус. пер.: Руководство к моему методу, М., 1916; Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в «домах ребёнка», 4 изд., М., 1920; Самовоспитание и самообучение в начальной школе, М., 1922. ЦИТАТЫ: «…мы должны создать такую среду для ребенка, чтобы ребенок мог с ней взаимодействовать, среду, в которой он может заниматься без постоянного участия взрослых. Своего рода детский мир, МИР, сделанный для Ребенка. В этом и заключается цель Монтессори-школ. Существует масса отличий между обычными школами, идея которых заключается в том, чтобы учить ребенка, и нашей, где есть среда жизни для ребенка».

М.В. ЛОМОНОСОВ (1711−1765)

Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки. М.В. Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Он разделял позицию деистов, пытавшихся примирить науку и религию. В 40—50-е гг. XVIII в. у М.В. Ломоносова сложилась стройная система педагогических убеждений. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологии Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий. Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Отсюда и цели просвещения — научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество. ТРУДЫ:«Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748), «Российская грамматика» (1755), учебник истории «Краткий Российский летописец с родословием», учебные пособия по истории «Древняя Российская история» и «Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому» (1755), а также учебные книги по химии и физике. ЦИТАТЫ: 1)Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит. 2) Льстивый человек мед на языке, яд в сердце имеет. 3) Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному человеку. 4) Ежели ты хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

И.И. БЕЦКОЙ (1704−1795)

Русский общественный деятель. Внебрачный сын фельдмаршала Н. Ю. Трубецкого. Учился в копенгагенском кадетском корпусе. В 1740-е гг. служил в Петербурге в Коллегии иностранных дел, в 1747 вышел в отставку и до 1762 жил большей частью за границей. В 1764—94 Б. президент Академии художеств в Петербурге. В 1763 представил Екатерине II план школьной реформы — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором использовал идеи энциклопедистов, Дж. Локка и Я. А. Коменского. В 1764 план был утвержден и Б. было поручено организовать новые и преобразовать имеющиеся учебные заведения. По плану Б. были открыты воспитательные дома в Москве (1764) и Петербурге (1770), училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, при Воскресенском (Смольном) монастыре на окраине Петербурга основан институт благородных девиц с отделением для девочек из мещан. Б. ставил перед воспитанием утопическую задачу создать «новую породу людей» — просвещённых и гуманных дворян, купцов, промышленников, ремесленников — с целью сгладить классовые антагонизмы в интересах абсолютизма. С усилением дворянской реакции после Крестьянской войны 1773—75 эти идеи были признаны слишком либеральными и Б. был отстранён от руководства просветительными учреждениями. Взгляды Б. на методы воспитания были прогрессивны для своего времени: воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом склонностей ребёнка, не применять телесных наказаний. Уставы, инструкции и учебные планы, разработанные под руководством Б. или им самим, опубликованы в «Собрании учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества» (2 тт., 1789—91, 1 изд. на франц. яз. вышло в Амстердаме в 1775).

19) Н.И. ПИРОГОВ(1810—1881)

Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, основатель атласа топографической анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, основатель анестезии. Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук.

Николай Иванович Пирогов родился в Москве. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицины в течение двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний.
B возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге. В статье «Вопросы жизни» и в других своих педагогических сочинениях Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строил по принципу единой школы. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность. Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. В 1856 году появилась статья Пирогова «Вопросы жизни», статья «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» (1858), 859 году Пирогов опубликовал циркуляр по Киевскому учебному округу «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа». ЦИТАТЫ: 1)«Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание», 2) Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из все го самое полезное. 3) Жить на белом свете- значит постоянно бороться и постоянно побеждать.4) Правда, хотя бы и жестоко выраженная, не должна быть страшна никому.

20) К.Д. УШИНСКИЙ(1854−1870)

Русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета. В 1846 — 49 профессор Ярославского Демидовского лицея, который вынужден был оставить после обвинений в неблагонадёжности. Сотрудничал в журналах «Современник» (1852−1854) и «Библиотека для чтения» (1854−1855).

С 1854 преподаватель русской словесности и юридических предметов Гатчинского сиротского института, в 1855−59 инспектор его классов, с 1859 инспектор Смольного института, в 1860 редактор «Журнала Министерства народного просвещения». С усилением правительственной реакции отказался от редактирования журнала, а после политического доноса вынужден был в 1862 оставить и Смольный институт. В 1862−67 жил за границей, изучая постановку школьного дела. ЦИТАТЫ: 1)Быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.

2) Внимание — единственная дверь нашей души. 3) Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. 4) Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного. 5) Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию. 6) Самая важная часть воспитания — образование характера.

Л.Н. ТОЛСТОЙ (1828−1910)

Великий русский писатель, родился в аристократической семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния).

ачальное образование в биографии Льва Николаевича Толстого было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете. Однако он бросает университет. После этого жизнь Толстого снова протекает в фамильном имении.

Проходит службу на Кавказе, где творчество Толстого еще больше расцветает. После обороны Севастополя путешествует по Европе. В биографии Толстого были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей.

Величайшие произведения Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» были написаны в течение этого промежутка времени. Затем писатель переехал в Москву, основал свою религиозно-философскую систему. Согласно ней в статьях, рассказах Толстого выражались идеи всеобщей любви, стремления к усовершенствованию. «Воскресение», «Крейцерова соната» Толстого носили подобный подтекст.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрекся от богатства, однако в пути простудился, заболел и умер. Учебник для нач. школы «Азбука». Издавал спец.пед.журнал «Ясная поляна».

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector