Талант — это способность к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках того, что уже было достигнуто

Тема 1. Общее представление о психологии как науке

Объект — это та сторона реальности, на которую направлено изучение. Объект существует независимо от изучения, он фиксирован в названии науки и является очень широким понятием.

Предмет — это та сторона объекта, которая изучается. Обобщенно предмет  - основные закономерности психических явлений.

Психика — это свойство мозга отражать окружающую действительность и на этой основе регулировать деятельность и поведение.

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении особью или индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности (В. И. Слободчиков).

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Тема 3. Методы психологии

Метод — это путь научного исследования, способ организации исследования в совокупности приемов и операций.

Методология — учение о методе, система принципов организации научного исследования.

Тема 4. Природа психического. Психофизиологическая проблема в психологии

Доминанта — это временно господствующий набор рефлексов, который направляет в данный момент поведение индивида на решение задач.

Психика (с материалистической точки зрения) — это продукт развития живой материи; свойство высокоорганизованной материи мозга отражать окружающую действительность.

Психика — это субъективный образ объективного мира, на основе которого осуществляется ориентировка в окружающей действительности.

Психика — это форма активного отражения субъектом объективной реальности и осуществляющая регулятивную функцию в его поведении и деятельности.

Психика — это субъективная реальность.

Психическое отражение — активный процесс, заключающийся во взаимодействии внешних раздражителей с внутренними особенностями субъекта (организма), выражается в субъективном отражении мира, которое носит опережающий характер.

Психофизиологическая проблема — это история развития взглядов на соотношение психических и физиологических явлений.

15 стр., 7036 слов

Основы психологии и педагогики 2

... психики человека, а также формирование психологических особенностей его личности. Выделяют два направления психологии: 1)теоритическое (задача-теоритическое обоснование различных сфер объективного мира ... на предмете своего исследования.Устойчивость вниманияопределяется длительностью ... собой свойство живой материи избирательно реагировать ... особенности, лежащие в основе развития способностей); -психический ...

Тема 5. Возникновение и развитие психики

Ощущение — субъективное внутреннее отражение внешнего мира, т. е. показатель психики.

Раздражимость — это способность живых организмов реагировать на биотические, или биозначимые, воздействия (непосредственно связанные с обменов веществ).

Чувствительность — это способность живых организмов реагировать на абиотические раздражители (не связанные с обменов веществ), являющиеся сигналом жизненно важных условий.

Тема 7. Качественное своеобразие психики человека. Возникновение и развитие сознания

Интериоризация — это переход внешнего во внутренний план.

Рефлексия — это способность выделить свой внутренний мир из жизненного окружения, сделать его предметом осмысления и преобразования.

Язык — это система кодов, передающих человеческий опыт.

Тема 8. Ощущение и восприятие

Адаптация — это свойство ощущения, характеризующееся приспособлением органов чувств к действию стимулов.

Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности.

Верхний порог ощущения — это максимальная величина раздражителя, после которой ощущение прекращается.

Восприятие — это психический процесс отражения целостных образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на анализатор.

Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений действительности.

Восприятие движения — это отражение направления скорости и пространственного расположения предметов.

Восприятие пространства — это отражение величины, формы, объема, удаленности.

Галлюцинации — это ошибочное восприятие, когда образ возникает в отсутствии предмета; это внутренние образы, следы ранее забытого.

Закон Вебера-Фехнера — при возрастании раздражителя в геометрической прогрессии сила ощущения увеличивается в арифметической прогрессии.

Избирательность — это свойство восприятия, обеспечивающее выделение одних предметов по сравнению с другими.

7 стр., 3089 слов

Ощущения и свойства ощущений

... Ощущения и свойства ощущений». Содержание Введение… 3 Глава 1 . Ощущения… 4 Физиология ощущений… 4 Глава 2 . Классификация ощущений…2.1 Зрительные ощущения… 2.2 Слуховые ощущения ... дистантным ощущениям. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — ... рисунок ниже), приспособленные к восприятию определенных раздражений, которые трансформируются ...

Иллюзии — это ошибочное восприятие, при котором образ возникает при реальном воздействии предмета на органы чувств.

Компенсация — это свойство ощущения, характеризующееся тем, что при нарушении одного анализатора другой анализатор берет на себя его роль.

Константность — это свойство восприятия, обеспечивающее восприятие предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине, несмотря на изменение условий.

Нижний порог ощущения — это минимальная величина раздражителя, способная вызвать едва заметные ощущения.

Осмысленность — это свойство восприятия, обеспечивающее приписывание предметам и явлениям определенного смысла, обозначение определенным словом, отнесение к определенной категории.

Ощущение — это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии на анализатор.

Перцепция — это деятельность по формированию образа.

Предметность — это свойство восприятия, обеспечивающее отнесение признаков и свойств к некому предмету.

Различительный порог — это различие двух раздражителей, вызывающих едва заметное различие ощущения.

Сенсибилизация — это свойство ощущения, характеризующееся усилением чувствительности при взаимодействии ощущений.

Сенсорная депривация — это отсутствие сенсорного опыта, приводящее к нарушению психического развития.

Сенсорный опыт — это опыт ощущения, который формируется в активном взаимодействии со средой.

Синестезия — это свойство ощущения, характеризующееся тем, что под влиянием одного раздражителя возникают ощущения, характерные для другого.

Структурность — это свойство восприятия, обеспечивающее восприятие не суммы ощущений, а определенной структуры.

Целостность — это свойство восприятия, обеспечивающее восприятие предмета как устойчивого структурного целого, если части этого целого в данный момент не наблюдаются.

Чувственный тон — это эмоциональная окраска ощущения.

Чувствительность — это способность иметь ощущение.

Тема 9. Внимание

Внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности, внутренний акцент психических процессов.

8 стр., 3732 слов

Основные свойства и характеристики ощущений

... Свойства ощущений Качество Интенсивность Длительность Последовательный образ Пространственная локализация раздражителей Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются ... Сильные отрицательные органические ощущения могут дезорганизовать сознание человека. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение тела ...

Внимание — это сокращенное, внутреннее, умственное действие контроля (П. Я. Гальперин).

Доминанта — это очаг оптимального возбуждения в определенной зоне коры, который переключает на себя другие очаги возбуждения и усиливается за их счет при торможении других участков коры.

Концентрация — это свойство внимания, характеризующее степень сосредоточения внимания на объекте.

Объем — это свойство внимания, характеризующее количество объектов, которые могут быть схвачены вниманием одновременно.

Отвлекаемость — это нарушение внимания, характеризующееся легкостью переключения внимания на посторонние объекты и трудностью сосредоточения длительное время на одном предмете.

Переключаемость — это свойство внимания, характеризующее намеренный перенос внимания с объекта на объект, быстрый переход от одной деятельности к другой.

Персервация — это нарушение внимания, характеризующееся затруднением переключаемости.

Распределение — это свойство внимания, характеризующее возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

Рассеянность — это нарушение внимания, характеризующееся неспособностью сосредоточиться на объекте.

Устойчивость — это свойство внимания, характеризующее способность длительное время сосредотачиваться на объекте.

Тема 11. Память

Быстрота запоминания — характеризуется временем или числом повторений для запоминания.

Воспроизведение — это процесс восстановления и реконструкции сохраненного материала в памяти.

Готовность памяти — это способность быстро извлекать из памяти необходимую информацию.

Длительность сохранения — это время удержания материала в памяти.

Забывание — это процесс утраты четкости и объема данных памяти.

Запоминание — это процесс, который обеспечивает структурирование и организацию материала в памяти.

Объем памяти — это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено после однократного восприятия.

8 стр., 3542 слов

Профессионально-важные качества, индивидуально-типологические свойства, индивидуальный стиль деятельности

РЕФЕРАТ Профессионально-важные качества, индивидуально-типологические свойства, индивидуальный стиль деятельности Содержание Введение 1. Определение понятий "индивидуально-типологические свойства" и "стиль деятельности" 2. Влияние индивидуально-типологических особенностей человека на особенности его профессиональной деятельности 3. Особенности влияния индивидуально-типологических особенностей ...

Память — это форма психического отражения, которая заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении человеком своего опыта.

Реминисценция — это отсроченное, улучшенное воспроизведение, связанное с внутренней работой по осмыслению материала.

Сохранение — это динамичный процесс переработки материала.

Точность памяти — это способность воспроизводить информацию без искажения.

Тема 13. Мышление

Абстрагирование — это операция мышления, характеризующаяся выделением одного признака при одновременном отвлечении от других свойств.

Анализ — это операция мышления, характеризующаяся мысленным разложением целого на части и выделение отдельных признаков и свойств.

Быстрота ума — это качество ума, обеспечивающее способность быстро разобраться в сложившейся ситуации и принять решение.

Гибкость ума — это качество ума, характеризующееся степенью изменчивости мыслительной деятельности, свободой от влияний известных приемов, умением быстро изменить мыслительные действия при изменении обстановки.

Глубина ума — это качество ума, обеспечивающее умение проникнуть в суть явлений, отделить главное от второстепенного, понять явление во всех связях и отношениях.

Инертность — это качество ума, характеризующееся склонностью к шаблону, трудностью изменения привычного хода мысли.

Интеллект — это совокупность разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успешность мыслительной деятельности.

Классификация — это операция мышления, характеризующаяся объединением предметов в группы в соответствии с определенными признаками.

7 стр., 3499 слов

Тема 5. Деятельность человека — оператора. Психомоторные качества человека

Тема 1. Инженерная психология и эргономика, история становления, их место в системе в системе наук. 1. Определение понятий «инженерная психология» и «эргономика». 2. Система «человек-машина». 3. Предмет и задачи инженерной психологии и эргономики. 4. История становления инженерной психологии и эргономики. 5. Современные направления исследований в области эргономики и инженерной психологии. 6. ...

Конкретизация — это операция мышления, характеризующаяся мысленным выделением частного из общего; обратная обобщению.

Критичность ума — это качество ума, обеспечивающее умение объективно оценивать свои и чужие мысли, выверять выдвинутые положения и не считать верной первую высказанную мысль; критическая оценка «за» и «против».

Мышление — это высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Некритичность — это качество ума, характеризующееся принятием на веру.

Обобщение — это операция мышления, характеризующаяся мысленным объединением предметов по общим существенным признакам.

Осознанность ума — это качество ума, обеспечивающее возможность выразить в слове результаты мыслительной деятельности, все ее этапы и все способы, с помощью которых найден результат.

Поверхностность — это качество ума, обеспечивающее выделение единичных связей и признаков.

Подражательность — это качество ума, обеспечивающее стремление копировать известные способы, избегать интеллектуального напряжения, слепота к ошибкам.

Понятие — это форма мышления в виде обобщенных знаний о предмете; это мысль, выражающая существенные признаки предмета, каждый из которых, взятый в отдельности, необходим, а все вместе достаточны, чтобы отличить этот предмет от другого.

Самостоятельность мышления — это качество ума, обеспечивающее умение вести активный поиск новых знаний, легкость принятия помощи, учет ошибок.

Синтез — это операция мышления, характеризующаяся мысленным соединением частей в целое.

Систематизация — это операция мышления, характеризующаяся мысленным расположением классов предметов в определенном порядке в соответствии с существующими между ними связями.

1 стр., 437 слов

25 человек личность индивидуальность

25. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества. ...

Сравнение — это операция мышления, характеризующаяся установлением сходства или различия между объектами на основе их анализа.

Суждение — это форма мышления, выражающая связь понятий в виде утверждения или отрицания тех или иных связей между ними.

Умозаключение — это форма мышления, в которой из нескольких суждений выводится новое.

Широта ума — это качество ума, характеризующееся разносторонностью знаний, их обобщенность, связь теории с практикой, способность охватить весь спектр сведений.

Тема 15. Воображение

Агглютинация — это прием воображения, обеспечивающий слияние отдельных элементов в образ.

Акцентирование — это прием воображения, обеспечивающий выделение деталей или подчеркивание тех или иных черт.

Аналогия — это прием воображения, обеспечивающий построение образов, чем-то схожих с реальными.

Воображение — это психический процесс построения новых образов, путем переработки содержания опыта.

Гиперболизация — это прием воображения, характеризующийся преувеличением.

Грезы — это форма пассивного воображения, образы воображения, не связанные с волей, а связанные с потребностями личности

Мечта — это форма активного воображения, образ желаемого будущего, связанный с сознательным процессом постановки цели.

Схематизация — это прием воображения, характеризующийся упрощением, избавлением от деталей.

Фантазерство — это индивидуальная особенность воображения, характеризующаяся незаметным для самого себя искажением фактов и выдачей желаемого за действительное (более развито при отсутствии критичности ума).

Тема 16. Речь

Выразительность — это свойство речи, характеризующееся эмоциональной насыщенностью.

Действенность — это свойство речи, характеризующееся влиянием на мысли, чувства, поведение.

Понятность речи — это свойство речи, обеспечивающееся отбором доступного слушателям материала.

Речь — это процесс общения людей посредством языка, или специфическая человеческая способность формулировать мысль с помощью языковых средств.

Содержательность речи — это свойство речи, характеризующееся объемом выраженных мыслей.

Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих значение и смысл.

Тема 17. Эмоции и чувства

Аффекты — это сильная кратковременная эмоциональная реакция, характеризующаяся нарушением сознательного контроля и сужением сознания.

Настроение — это устойчивое переживание каких-либо эмоций; это эмоциональная оценка личностью того, как складываются для нее обстоятельства.

Страсть — это сильная длительная доминирующая эмоциональная реакция, направляющая все помыслы человека на достижение цели, с ярко выраженным волевым элементом.

Чувства — это устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с потребностями и мотивами.

Чувственный тон — это эмоциональная окраска ощущений.

Эмоции — это субъективное состояние человека в ответ на воздействия, которые проявляются в форме переживания, удовольствия или неудовольствия.

Эмоции и чувства — это особый класс психических процессов и состояний, отражающий отношение человека к миру, людям и самому себе, связанный с удовлетворением потребностей.

Тема 18. Психические состояния. Эмоциональные состояния

Агрессивность — это состояние враждебности, озлобленности, обуславливающее поведение, противоречащее нормам и правилам и имеющее цель нанесения вреда.

Вдохновение — это состояние творческого подъема, выражающееся в усилении творческой продуктивности, мобилизованности на сознание.

Депрессия — это состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Психическое состояние- это интегрированное отражение внешних и внутренних стимулов, воздействующих на субъекта без отчетливого осознания их предметного содержания (Левитов).

Стресс — это неспецифическая ответная реакция организма на раздражитель; состояние напряжения, вызванное сильным неблагоприятным раздражителем.

Тревожность — это состояние переживания неопределенной угрозы, проявление беспокойства, страха, ожидание неприятности, обычно в ситуациях изменения обстановки.

Утомление — это временное снижение работоспособности под влиянием длительных нагрузок.

Фрустрация — это эмоциональное состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребностей и желаний; переживание расстройства планов и крушение надежд.

Эмоциональные состояния — это разновидность психических состояний, выделяющиеся как специальный класс, так как в них эмоциональные характеристики выходят на первый план и индивид переживает интенсивные эмоции.

Тема 19. Воля

Воля — это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности и препятствия.

Волевая регуляция — это подключение необязательного для выполнения действия к смысловой сфере личности, соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями.

Волевое действие — это сознательное целенаправленное действие человека по преодолению препятствий с помощью волевого усилия.

Волевое усилие — это форма сознательного напряжения, мобилизации внутренних ресурсов человека и создание дополнительных мотивов (смыслов) к действию по достижению цели.

Волевой человек — это человек, способный создавать дополнительное побуждение к действию путем изменения смысла этого действия.

Выдержка — это способность человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные малообдуманные действия.

Инициативность — это свойство личности, проявляющееся в предприимчивости.

Локус контроля — это приписывание ответственности за результат внешним или внутренним условиям (понятие ввел Д. Роттер).

Настойчивость — это устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели.

Непроизвольное поведение — это неосознанное импульсивное поведение под влиянием сильных сиюминутных побуждений.

Произвольное поведение — это поведение, организованное, управляемое и подчиненное цели; это поведение, направляемое сильным устойчивым мотивом: «Хочу!».

Решительность — это способность быстро принимать решение в значимой ситуации.

Самообладание — это способность не теряться в экстремальных ситуациях, не поддаваться эмоциям.

Сила воли — это обобщенное понятие способности человека преодолевать внешние и внутренние трудности.

Слабоволие, или лень, — это патология воли, характеризующаяся снижением мотивов.

Смелость — это способность человека качественно выполнять действия и осуществлять намерения в опасных ситуациях, несмотря на чувство боязни, страха.

Уверенность в себе — это переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят и которые он ставит сам.

Упрямство — это патология воли, характеризующаяся необоснованным настаиванием на своем.

Целеустремленность — это стремление личности к достижению поставленной перед собой цели.

Тема 20. Личность

Личность — это социальное понятие, это человек в системе социальных отношений, это представитель общества, имеющий свою позицию среди других.

Личность в психологии — это некое системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением.

Личность — это специфическое человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности (А. Н. Леонтьев).

Личность — это человек, достигший определенного уровня психического развития (Л. И. Божович).

Адаптация — это усвоение норм и ценностей группы

Индивид — это носитель биологических свойств, это человек как представитель рода.

Индивидуализация — это противоречие между потребностью «быть как все» и персонализацией.

Индивидуальность — это неповторимое сочетание в человеке всех подструктур (индивида, личности, субъекта).

Интеграция — это противоречие между желанием быть индивидуальностью и стремлением к общности с другими, которое разрешается на стадии интеграции, то есть включении в общество.

Личность — это развитая форма природной сущности человека со своей позицией в жизни (Рубинштейн).

Социализация — это особый процесс включения в общество, усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в общении и деятельности.

Субъект — это распорядитель активности, осуществляющий изменения в себе и других.

Тема 21. Темперамент

Темперамент — это закономерное сочетание устойчивых индивидных свойств личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности.

Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида (Рубинштейн).

Темперамент — это системное обобщение генетически заданных свойств включения в деятельность (Русалов).

Темперамент — это природные особенности поведения, типичные для данного человека, проявляющиеся в динамике, тонусе, уравновешенности действий на жизненные воздействия (Ковалев).

Тема 22. Характер

Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психических черт человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных ситуациях.

Характер — это система совокупных устойчивых черт личности, проявляющихся в отношении к себе, людям, деятельности (А. Г. Асмолов).

Акцентуация — это заострение, усиление черт характера.

Тема 23. Способности

Способности — это индивидуально-типологические свойства личности, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводящиеся к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивающие легкость и быстроту их получения при обучении новым способам и приемам (Теплов).

Гениальность — это способность создавать что-то принципиально новое и прокладывать новее пути.

Гениальность — это интегральное проявление интеллекта и духовности, проявление духовного предвидения (Шадриков).

Задатки — это врожденные физиологические особенности мозга, нервной системы и органов чувств, которые служат основой способности.

Одаренность — это высокий уровень способностей или развитые специальные способности.

Одаренность — это интегральное проявление способностей в конкретной деятельности (Шадриков).

Талант — это способность к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках того, что уже было достигнуто.

Талант — это проявление интеллекта в конкретной деятельности (Шадриков).

Тема 24. Мотивационно-потребностная сфера личности

Мотив — это то, что движет индивидом, ради чего тратится энергия.

Мотив — это предмет потребности (А. Н. Леонтьев).

Мотив — это предмет (реальный или идеальный), побуждающий деятельность (Ильин).

Мотивационная сфера — это совокупность стойких мотивов в определенной иерархии, выражающих направленность личности; система побуждений, определяющих активность.

Мотивация — это совокупность факторов, направляющих и определяющих поведение.

Мотивировка — это рациональное обоснование поступка, не отражающее действительных побудителей поведения.

Потребность — это внутренние силы огранизма, побуждающие его к активности для сохранения и развития.

Потребность — это состояние нужды организма в чем-то, лежащем вне его (А. Н. Леонтьев).

Потребность — это переживание человеком состояния внутреннего напряжения, возникающее при отражении в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием (Ильин).

Тема 25. Направленность личности

Направленность — это комплексное образование, это интегральная характеристика личности, включающая в свою структуру потребности, мотивы, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение, ценностные ориентации.

Идеал — это образ, образец, это то, кем или чем человек хотел бы быть.

Интерес — это сосредоточие помыслов на определенном предмете или явлении; это опредмеченный мотив, значимый, эмоционально привлекательный.

Мировоззрение — это система сложившихся взглядов на мир и место человека в нем.

Склонность — это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда деятельности.

Убеждения — это знания, пережитые и прочувствованные человеком и ставшие руководством к действию.

Ценностные ориентации — это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Ценность — это любой объект, имеющий значение как материальное, так и абстрактно-смысловое.

Тема 26. Психология индивидуальности

Индивидуальность — это неповторимость, уникальность свойств человека.

Индивидуальность — это принципиально новое образование в структуре человека, которое выступает как высший уровень организации по отношению к индивидному и личностному, это высший уровень иерархии по отношению к ним (Б. Г. Ананьев).

Индивидуальность — это уникальная, самобытная личность, реализующаяся в творческой деятельности, проявляющаяся в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании (В. И. Слободчиков).