Сущность и генезиз педагогических инноваций по проблеме социального развития детей дошкольного возраста

Людмила Коломийченко

Современный период политического, социально-экономического состояния России характеризуется стремительным изменением всех сфер общественной деятельности и сознания. Доминирующим механизмом всех ныне существующих преобразований становится механизм саморазвития, предопределяющий необходимость инновационных процессов как важнейшей предпосылки и условия достижения оптимальных результатов деятельности.

В сфере образования кардинальные изменения существующей системы связаны с педагогической инноватикой, методологические, технологические, организационные аспекты которой являются объектом научного поиска зарубежных и отечественных ученых с 60-х годов XX века (X. Бар-Дж. Бассет, М. Майлз, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А. Хаберман, О.Г. Хомерики и др.).

Имеющиеся в данной области исследования свя­заны с изучением сущности нововве­дений, генезиса инноваций, их це­лостного, динамичного характера (В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский и др.); с обоснованием процесса внед­рения результатов педагогической на­уки в практику образовательных учреждений (А.А. Арламов, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, Я.С. Турбовской и др.); с проблемами управления инно­вационными процессами в образова­нии (В.Н. Кваша, Н.В. Коноплина, Д. Гамильтон, Н. Гросс, Д. Чен и др.).

Анализ имеющихся исследова­ний позволяет судить о достаточно глубокой и концептуально обосно­ванной разработке обозначенной проблемы относительно педагогиче­ских инноваций в среднем звене сис­темы образования. В области до­школьного образования таких иссле­дований проводится мало, выполня­ются они, как правило, на локальном, институциональном уровне и не все­гда в полной мере раскрывают специ­фику и особенности организации ин­новационной деятельности в до­школьных учреждениях.

Цель данной статьи состоит в по­пытке актуализации организованного инновационного процесса в до­школьном образовательном учреж­дении, обозначения его преимуществ перед стихийными нововведениями, обоснования логики построения ин­новационной деятельности по линии социального развития детей до­школьного возраста.

11 стр., 5251 слов

Педагогические инновации и тенденции развития современного образовательного учреждения

... и семинарах (Инновации в образовании…2015), (Тропой открытий…2011). Результатом инновационной деятельности могут быть конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности. Осуществить ...

Прежде чем перейти к непосред­ственному изложению заявленного материала, следует остановиться на отдельных принципиально значимых посылках, раскрывающих позицию автора по обозначенной проблеме.

Одно из наиболее дискуссион­ных положений связано с понимани­ем смысла, типов, структуры, содер­жания инноваций как педагогического феномена. Вопрос о самой сущности инноваций в отечественных и зарубежных исследованиях не вызывает особых противоречий и, как правило, раскрывается через дефиницию «но­вовведение» — комплексный, целенаправленный процесс создания, рас­пространения и использования новшеств (новых элементов или их сово­купности), приводящих к определенным качественным изменениям системы (М.М. Поташник, В.А. Сластенин и др.).

А вот вопрос о сущности «нового» и его влиянии на модаль­ность изменений является достаточно спорным. Так, к примеру, В.И. Загвязинский устанавливает прямую связь между «новым» и «прогрессивным», а ряд исследователей (В.А. Сластенин, Р.Н. Юсуфбекова, М.С. Бургин) в «новом» особо отмечают элемент не­известности, безусловно приводящий к изменениям, но изначально не предопределяющий их позитивный ха­рактер. В процессе собственной инно­вационной детальности по проблеме социального развития дошкольников мы убедились, что новое только гипо­тетически (предположительно) мо­жет быть представлено в плане пози­тивных изменений. Подтвердить его эффективное использование может только грамотная реализация проек­та. Поэтому наряду с позитивными изменениями, прогнозируемыми в проекте, следует обязательно предусмотреть возможные негативные по­следствия, наметить предварительную программу их блокирования и предотвращения.

Неоднозначно в современных ис­следованиях решается вопрос и о типологии нововведений. В.А. Сластенин, Л.С. Подымова выделяют два ти­па инновационных процессов в обла­сти образования: процесс стихийных инноваций, возникающих внутри об­разовательного учреждения по инициативе самих педагогов, порой без должного научного обоснования, на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований (деятельность педагогов-новаторов, родителей, проектировщиков образования), и процесс осознанной, научно обоснованной, статусно- определенной, организованной экспериментальной деятельности по исследованию, проектированию и внедрению результатов научного поиска в практику образовательных учреждений.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

Отличительной особенностью деятельности дошкольных образованных учреждений в современный период является неизбежность инноваций, которые, как правило, осуществляются по первому типу и проводятся неосознанно, стихийно. Эта неизбежность предопределена рядом причин, не последнее место среди которых занимает проблема выживания детских садов в условиях рыночных отношений, стремление к получению болеевысокой категории в процессе аттестации, что требует внедрения новых программ, технологий, а по сути — нововведений. В данном случае детские сады подвластны реализации

ситуативной потребности. Стремление шагать в ногу со временем, порой опережая его, приводит к стихийным инновациям, требующим максимальной мобилизации сил и средств и, к сожалению, не всегда приводящим к прогрессивным изменениям.

Более продуктивно процесс развития дошкольных образовательных учреждений осуществляется по второмутипу, при наличии официального статуса (творческой педагогической лаборатории, опытной педаго­гической площадки, эксперименталь­ной педагогической площадки), кон­цептуально обоснованного проекта нововведений. Преимущества этого типа состоят в:

• наличии целенаправленного научного руководства;

• необходимости создания и вы­полнения всех условий, предусмотренных экспериментальным проек­том;

• возможности внесения допол­нений в штатное расписание с включением в него узких специалистов;

• обязательности выполнения индивидуальных исследований участниками эксперимента с последую­щим зачетом полученных результатов (высшая квалификационная катего­рия, кандидатская диссертация);

• возможности дополнительного финансирования участников экспериментального проекта за счет средств муниципальных (региональных) от­делов образования.

Не менее значимой в определе­нии типов инноваций является классификация М.М. Поташника, пред­ставленная по ряду оснований. По масштабу нововведений они могут быть локальными, модульными, системными; по инновационному потен­циалу — модификационными, радикальными, комбинаторными; по отношению к предшественнику — открывающими, замещающими, отме­няющими, ретровведениями. Данная классификация позволяет достаточно четко обозначить рамки инновацион­ной деятельности, определить степень ее значимости и затратности, ло­гику и целесообразность нововведе­ний.

13 стр., 6174 слов

Развитие ребенка 2

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах "меньше-больше". Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. ...

Существенный интерес в вопро­сах типологии и генезиса инноваций представляют работы А.И. Пригожина, М.Ю. Елимовой, Э. Роджерса и других. Не вдаваясь в детальный ана­лиз их исследований, но подчеркивая их огромное значение в разработке методологических аспектов иннова­ционной деятельности, попытаемся раскрыть специфику организации но­вовведений по линии социального развития дошкольников, проводи­мых под научным руководством авто­ра публикации, основу которой со­ставляет классификация М.М. Поташ­ника.

Актуальность вопроса социаль­ного развития личности была безусловной на протяжении всего периода существования человечества. Как пе­дагогическая проблема она опреде­лилась относительно недавно, в XIX веке, и была представлена в ра­ботах зарубежных ученых (Г. Тарда, Т. Парсонса, Э. Эриксона и др.).

В оте­чественной педагогике и психологии эта проблема связана с именами С.И. Гессена, Л.С. Выготского, А.А. Мудрика, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейна, В.Т. Кудрявцева и многих других. В дошкольном образовании она осо­бо актуализировалась в период раз­работки государственных стандартов и выхода примерных требований к аттестации детских садов. Безуслов­но, многие из ее аспектов рассматрива­лись и ранее (А.В. Запорожец, Р.И. Жу­ковская, В.Г. Нечаева, Т.Д. Маркова, Р.С. Буре, А.Д. Кошелева, Э.К. Сусло­ва, М.И. Богомолова, А.Д. Шатова, С.А. Козлова и др.).

Однако, как специфический психолого-педагоги­ческий феномен дошкольного детст­ва, линия социального развития впер­вые нашла свое отражение в базис­ной программе «Истоки» (Л.Ф. Обухо­ва, Л.А. Парамонова, С.Л. Новосело­ва и др.).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Попытки реализовать данное на­правление посредством научного по­иска имели определенный результат, который, к сожалению, ограничился изучением его отдельных аспектов: приобщения детей к народной куль­туре (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), к социальной действительности (С.А. Козлова); нравственного (Р.С. Бу­ре), интернационального (М.И. Бого­молова), полового (Т.А. Репина, Э.К. Суслова) воспитания; влияния от­дельных средств на результативность социального развития (О.В. Прозу-ментик, Т.В. Малова и др.).

Целенаправленная разработка концепции и осуществление экспериментальной апробации целостной программы и технологии социально­го развития и воспитания дошкольни­ков осуществлена в процессе иннова­ционной образовательной деятель­ности детских садов г. Перми и Перм­ской области под руководством авто­ра публикации.

Экспериментальная работа по данному направлению проводится с 1995 года. Логика ее построения пре­допределена генезисом нововведе­ний, последовательностью реализуе­мых задач, пониманием сущности инновационной деятельности как целенаправленного, концептуально обоснованного, содержательно наполненного, технологически выстроенного, результативно диагностируемого процесса разработки, внедрения, мониторинга, презентации и трансляции новшеств. Последовательность и характеристика этапов в данной публи­ки даются по сети дошкольных образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме, но она применима и к организации нововведений в отдельно взятом детском саду. Теоретическим основанием выбора данной логики послужили исследования Э. Роджерса. М.М. Поташника, В.Н. Буракова, Д.А. Новиковой.

Цель наших нововведений состоит разработке и экспериментальной апробации программы и технологии социального развития и воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с имеющейся концепцией социальное развитие рассматривается как процесс и результат приобще­ния ребенка к социальной культуре и становления его универсальных социальных способностей. Содержани­ем целенаправленной педагогической работы по социальному развитию являются разные виды социальной культуры (нравственно-этическая, психосексуальная, семейно-бытовая, народная, национальная, пра­вая, конфессиональная), включенные в контекст нравственно-полового, патриотического, интернационального, интерсоциального, правового воспитания, религиоведческого просвещения дошкольников. Органи­зация инновационной деятельности осуществлялась на уровне локаль­ных, модульных и системных иссле­дований по следующим темам:

8 стр., 3624 слов

Предметно-развивающая среда как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 1.1 Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе .2 Сущностные характеристики предметно-развивающей среды Глава 2. Экспериментальное изучение предметно- ...

• «Воспитание гражданственнос­ти как интегративного личностного образования в дошкольном возрас­те» (экспериментальная площадка МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 411», г. Пермь);

• «Использование русской тради­ционной культуры в патриотическом воспитании дошкольников» (экспе­риментальная площадка МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 161», г. Пермь);

• «Формирование культуры меж­национального общения детей дошкольного возраста» (эксперимен­тальная площадка МДОУ «Центр раз­вития ребенка — детский сад № 161», г. Пермь);

• «Формирование культуры меж­национального общения детей до­школьного возраста в поликультур­ном образовательном пространстве» (творческая педагогическая лабора­тория МДОУ «Центр развития ребен­ка — детский сад № 355», г. Пермь);

• «Взаимодействие детского сада с семьей в процессе нравственно-полового воспитания детей дошкольно­го возраста» (экспериментальная площадка МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 69», г. Пермь);

• «Формирование социальной успешности сельских детей (экспериментальная площадка культурно-об­разовательный центр «Алые паруса», с. Бабка, Частинский район, Пермская область);

• «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреж­дения в процессе инновационной образовательной деятельности по соци­альному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста» (эксперимен­тальная площадка МДОУ «Центр раз­вития ребенка — детский сад № 11», г. Кунгур, Пермская область);

3 стр., 1038 слов

Лек 5 Теория трех ступеней детского развития

Попытка преодоления биогенетического подхода: Теория трех ступеней детского развития БюлерКарл (1879–1963) — немецко-австрийский психолог. В первый период творчества примкнул к Вюрцбургской школе, где разрабатывал методики экспериментального изучения мышления, в частности метод свободного отчета испытуемого о своих психических процессах при решении сложных задач. После первой мировой войны ...

• «Реализация и технологическое сопровождение программы социального развития дошкольников» (опор­ный детский сад МДОУ Центр разви­тия ребенка — детский сад № 3″,
с. Карагай, Пермская область);

• «Социальное развитие детей дошкольного возраста в условиях закрытого социума» (эксперименталь­ная площадка МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 4», закры­тое административно-территориаль­ное образование пос. Звездный, Пермская область);

• «Взаимодействие детского сада с семьей по социальному развитию детей дошкольного возраста» (опор­ный детский сад МДОУ «Центр разви­тия ребенка — детский сад № 15», г. Добрянка, Пермская область);

• «Формирование психолого-пе­дагогической и социокультурной компетентности педагогов татарских национальных детских садов» (опор­ный детский сад МДОУ «Елпачихинский детский сад», с. Елпачиха, Бардымский район, Пермская область).

Организация нововведений по обозначенным направлениям социального развития строилась сучетом культурологического, средового, личностно-ориентированного, полисубъектного, комплексного подходов в соответствии с генезисом инноваций. В микроструктуре инновационного процесса его динамика представлена как концепция «жизненного цикла», включающая ряд последовательных этапов: рождение новой идеи; созда­ние новшества; апробация новшества, его практическая реализация и дора­ботка; распространение новшества, его широкая трансляция; угасание значимости и новизны результатов инноваций; сокращение масштабов применения новшества (В.А. Сластенин, М.М. Поташник и др.).

Работа в каждом образователь­ном учреждении осуществлялась по­этапно соответственно логике реше­ния научно-поисковых, экспериментальных задач.

Й этап — трансляционный

Основная задача: разработать технологию внедрения результатов инновационной деятельности в мас­совую практику образовательных уч­реждений.

Содержание деятельности: изу­чение научной литературы по проблемам технологии внедрения экспери­ментальных материалов; изучение аналогичного опыта работы; разра­ботка и реализация плана внедрения.

С целью более детального изло­жения особенностей инновационной деятельности в сети наших образова­тельных учреждений обратимся к конкретному описанию специфики работы по отдельным ее фазам.

Первая фаза работы связана с по­становкой и актуализацией проблемы на основе выявления противоречий со­циально-экономического, научно-методического, технологического поряд­ка. Основу этих противоречий в нашем исследовании составил ряд объектив­ных (находящихся в сфере политиче­ского, социокультурного контекста раз­вития государства) и субъективных (находящихся в сфере образования) причин. К объективным причинам ак­туальности проблемы социального развития отнесены: противоречие между общественной ценностью бытия и кризисом социальной культуры во всех ее разновидностях (нравственно-этической, семейно-бытовой, психо­сексуальной, народной, правовой, конфессиональной); противоречие между стремлением к социальной общности, толерантности как единст­венной возможности и условию со­хранности видовой сущности и ростом национальных, гендерных, возрастных конфликтов; противоречие между дек­ларированием гуманистических идей и ростом криминогенное социальных контактов, девиантного поведения. Субъективные причины обусловлены противоречиями между высоким научным потенциалом, разработанностью разных аспектов социализации-инди­видуализации личности и низким уровнем их практического внедрения; между требованиями государственных стандартов к социальному развитию и слабым программно-целевым, техно­логическим, дидактическим, диагнос­тическим оснащением педагогического процесса; между высоким уровнем со­циального заказа и недостаточной про­фессиональной психолого-педагоги­ческой, социокультурной компетентно­стью воспитывающих детей взрослых; между пониманием социального раз­вития и воспитания как единого про­цесса и разрозненностью концептуаль­ных, теоретических оснований сущест­вующих программ и технологий.

Разрешение этих противоречий в системе дошкольного образования гипотетически было возможным при организации сети дошкольных образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме по общей проблеме социального развития дошкольников. С этой целью был произведен проблемный анализ дея­тельности ряда детских садов г. Пер­ми и Пермской области, готовых к ра­боте в статусе экспериментальных площадок, к выполнению индивиду­альных научных исследований, дея­тельности в инновационном режиме. Каждый детский сад в силу своих воз­можностей и интересов, социального заказа выбирал свое направление со­циального развития и воспитания.

Следующая фаза — организаци­онная, основная цель которой — соз­дание условий для эффективной разработки и внедрения инноваций. В исследованиях М.М. Поташника, О.Г. Хомерики, B.C. Лазарева они представлены по группам, целесообразность которых подтверждена и в ходе нашего эксперимента.

Несомненно лидирующей и обязательной является группа мотивационных условий, поскольку без них практически нереально ни одно нововведение: статусность и необходимостьиндивидуального исследования с последующей его защитой, повышение разряда и категорий, получение высшего образования, методических дней, участие в конференциях, возможность публикаций, материального стимулирования, массовой трансляции полученных результатов. Определение перспектив профессионального развития участников инновационного процесса осуществляется руководителем эксперимента и образовательного учреждения. В результате нашей работы все участники эксперимента получили высшую квалификационную катеорию, 75% - высшее педагогическое образование, 35% - звание лауреатов разных конкурсов.

Не менее важным в эксперименте являются кадровые условия, предопределяющие наличие коллектива, объеденного общей идеей; возможность становления и реализации высокого уровня профессиональной компетентности участников нововведений; включённость в инновационный процесс не только воспитателей, но и специалистов, укомплектованность педагогами, наличие дополнительного штатного расписания, научного руководителя, консультантов. В разработке и реали­зации программы и технологии соци­ального развития и воспитания до­школьников были задействованы вос­питатели всех возрастных групп, музы­кальные руководители, инструкторы по физическому воспитанию и труду, специалисты по изобразительной дея­тельности, художники-оформители, специалисты по разделам «Человек в истории», «Человек в культуре», лого­педы, психологи и методисты по экспе­риментальной работе, руководители дошкольных образовательных учреж­дений, главные специалисты по до­школьному образованию городских и муниципальных отделов, студенты.

Особое значение в организации инновационной деятельности имеет создание информационных условий: наличие банка данных по разным аспектам изучаемой проблемы, ши­рокое информационное поле опыта практической деятельности по анало­гичным темам, оснащенность литера­турой, материалами научных иссле­дований и других. В процессе инновационной деятельности важна свобод­ная ориентация участников экспери­мента как в теоретических, так и при­кладных вопросах и общей темы, и своего индивидуального исследования. Поэтому в нашей работе огром­ное значение придавалось подбору, тиражированию, ксерокопированию научных исследований, представлен­ных в диссертациях, выпускных ква­лификационных работах, созданию картотек, видеофондов и другому.

Существенная роль в организации нововведений отводится созданию материально-технических условий. Рабо­та в экспериментальном режиме тре­бует наличия соответствующей концеп­ции и программы предметной и пространственной развивающей среды. Так, к примеру, в нашем исследовании обя­зательным является наличие музеев, множительной техники, тематических альбомов, настольно-печатных игр, видеофильмов, видеоаппаратуры, ма­кетов, уголков ряжения, дифференци­рованных (по половым признакам) спален, туалетов и другого. Составле­ние сметы расходов предполагает предстоящее финансирование семина­ров, конференций, связанных с пре­зентацией и распространением нара­ботанных материалов, их издание, ти­ражирование. С целью изучения опыта по аналогичным проблемам, повыше­ния профессиональной компетентнос­ти предусматриваются командировки, стажировки педагогов на базе других образовательных учреждений. В идеальном варианте смета расходов пре­дусматривает возможность затрат и на получение высшего образования уча­стникам инновационных проектов.

Особого внимания заслуживает группа организационных условий, связанных с определением статуса но­вовведений, заключением договор­ных отношений с научным руководи­телем, разработкой проекта, проведе­нием начальной экспертизы. При соз­дании этих условий чрезвычайно важ­на компетентность руководителя в до­кументах, регламентирующих инновационную деятельность в образова­тельном учреждении. Прежде всего, это относится к возможности грамотного выбора типа предстоящей инновации: локальная (опытная педагогическая площадка), модульная (творческая педагогическая лаборатория), системная (экспериментальная педагогическая площадка).

Опыт нашей работы показал, что успех и длительность деятельности детского сада в ин­новационном режиме во многом пре­допределяются соблюдением именно этой последовательности: от локальных, модификационных, замещающих нововведений, выполняемых на муниципальном уровне, к модульным, комбинаторным, открывающим нововведениям, выполняемым на регио­нальном уровне, и от них — к системным, радикальным нововведениям, выполняемых на федеральном уровне. Это связано с тем, что процесс ин­новационной деятельности достаточ­но сложен и динамичен; качественное овладение всеми его элементами не происходит вдруг и требует серьезной просветительской работы со стороны научного руководителя не только по теме проекта, но и по всем вопросам специфики организации эксперимен­тальной работы, особенностей индивидуальной и коллективной исследо­вательской деятельности.

Особое внимание следует уде­лить выбору научного руководителя, что является одним из гарантов ре­зультативности реализации экспери­ментального проекта. В выборе науч­ного руководителя необходимо со­блюдать ряд условий: знать сферу его научных интересов и реально соотно­сить выявленную проблему с его воз­можностями; заинтересовать потенциального руководителя презентацией проблемы, наработанным материалами, стремлением коллектива к работе в инновационном режиме; оценить возможности взаимодействия с не только по профессиональным достижениям (это может быть и начинающий исследователь), но и по человеческим, коммуникативным качествам. Поиск научного руководителя целесообразно осуществлять в педагогических коллективах, занимающихся исследовательской деятельною (кафедры, лаборатории колледжей, институтов, университетов).

Одна из наиболее значимых и трудоёмких процедур в организации инновационной деятельности — разработка проекта-заявки, которая обу­славливается общей мотивацией, а также проведением научным руководителем цикла лекций по особенностям инновационной и исследовательской деятельности, способствующих становлению основ методологической рефлексии участников эксперимента. Проектную деятельность, предполагающую исследование, предвидение, позирование, оценку последовательной реализации нововведений, целесообразно осуществлять всем коллективом. Успешность разработки проекта предопределяется: информированностью, желанием и готовностью педагогического коллектива к участию в проектной деятельности; объединённостью позиций педагогов, руководителей, специалистов и четким дифференцированием их функциональных обязанностей в ходе эксперимента; наличием научных, кадровых, финансовых, материально-технических, информационных ресур­сов; учетом специфических особенностей конкретного образовательного учреждения; поддержкой и наличием взаимодействия детского сада с систе­мой управления образованием муни­ципального (регионального, феде­рального) уровня.

Опыт нашего исследования позво­лил раскрыть неограниченные возможности взаимодействия детских са­дов с администрацией и управлением образования городов Кунгур, Добрянка, Нытва, Чайковский, Чусовой, сёл Карагай, Частые, с Департаментом об­разования и науки Пермской области. Грамотная организация такого сотруд­ничества позволяет соблюдать обоюд­ные интересы, повышает статус и рей­тинг как дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме, так и отделов образования, поддерживающих материально и психологичес­ки процесс нововведений.

Особое внимание следует уделить процедуре получения официального статуса инновационного образова­тельного учреждения. Она выполняет­ся в соответствии с имеющимися поло­жениями и включает ряд последова­тельных действий: оформление и по­дача заявки; проведение начальной экспертизы деятельности дошкольно­го образовательного учреждения на предмет определения его готовности к работе в заявленном статусе экспери­ментальной педагогической площад­ки; официальное подтверждение это­го статуса на заседании научно-методического (экспертного) совета.

Припроведении начальной экс­пертизы деятельности образователь­ного учреждения оцениваются: уро­вень готовности коллектива к работе в режиме эксперимента (общая ориентация в проблеме, основы знаний по проведению исследовательской дея­тельности); степень принятия всеми участниками идей эксперимента; соот­ветствие организации педагогического процесса основным концептуальным подходам, отраженным в проекте; на­личие соответствующей предметной и социальной развивающей среды.

После получения официального статуса наступает фаза реализации проекта, включающая следующие виды ра­бот: заключение договоров и контрактов; разработку годовых планов проведения эксперимента; определение тем индивидуальных исследований; разра­ботку годовых каталогов продукта деятельности; ввод системы мотиваций, утверждение положения о доплатах и надбавках стимулирующего характера; установление системы контроля и разработку программы эксперимента; оп­ределение регламента работы участников эксперимента; разработку и ут­верждение положения о научно-методическом совете дошкольного образо­вательного учреждения, других локальных актов и документов; уста­новление системы контроля; координацию работы всех участников экспери­мента, согласование тем индивидуаль­ных исследований: мониторинг, опера­тивный контроль и регулирование отклонений от основных идей проекта.

Работа коллектива в эксперимен­тальном режиме сопровождается проведением промежуточной экспертизы, в ходе которой определяются соответствие выполненных работ основному замыслу проекта, эффективность ре­шения поставленных и вновь возника­ющих задач и проблем, оптимальность реализации финансовых ресурсов и создания условий, делается заключе­ние о целесообразности (нецелесооб­разности) продолжения эксперимента.

Важнейшей составной частью ин­новационной деятельности является фаза завершения реализации проекта, которая включает следующие виды ра­бот: проведение итоговой диагностики, экспериментальной проверки оконча­тельного результата; оформление до­кументов по продукту эксперименталь­ной деятельности; составление отчетов по выполнению планов эксперимен­тальной работы; проведение творчес­ких отчетов; составление справки-отче­та по итогам деятельности; подготовку материалов к печати; презентацию ре­зультатов исследования.

Организация инновационной об­разовательной деятельности — сложный и динамичный процесс, эффек­тивность которого предопределяется грамотным концептуальным обосно­ванием, наличием всех условий результативности реализации проекта, четким построением всех этапов, направленных на решение конкретных задач, высоким уровнем методологической рефлексии, профессиональ­ной, психолого-педагогической, социокультурной компетентности всех ее участников, согласованием и взаимо проникновением основных направлений индивидуальных исследований.