Структура экзаменационного билета

ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

Педагогического колледжа №1 имени К.Д.Ушинского в 2013 году

по специальности 050711 «Социальная педагогика»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

Экзаменационные материалы

По СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Составители: Скуратова Л.В.,

Крымова И.А.,

Берестова Д.Д.

 

Рассмотрено на заседании ПЦК

психолого-педагогического цикла

Протокол №4 от 14.12.2012 г.

 

Председатель ПЦК _____________ (Строганова Л.В)

 

 

«Согласовано»

 

Зам. директора по УР ___________ (Зейберт А.М.)

 

 

Москва 2012 г.


Пояснительная записка

Любая профессиональная деятельность, направленная на помощь человеку или группе детей строится на знании индивидуально-психологических особенностей детей, понимании социально-педагогических закономерностей человеческого взаимодействия.

Это предполагает, что обучение социального педагога как специалиста должно осуществляться на прочном фундаменте социально-педагогической и психологической теории, поиске новых форм ее применения и дальнейшего развития.

Необходимость социальной защиты и поддержки возникает, прежде всего, по отношению к ребенку, который попал в трудную жизненную ситуацию, либо испытывает определенные трудности в связи с болезнью, инвалидностью, проблемы в обучении, воспитании. При этом одним из важнейших принципов социальной педагогики является не только оказание социально-экономической, социально-педагогической, социально-правовой защиты и поддержки, но и мобилизация внутренних ресурсов ребенка на разрешение собственных проблем и обретение социальной активности. Во многом успех в будущей работе зависит от уровня подготовки специалистов.

Экзаменационные материалы по социальной педагогикеотражают требования государственного образовательного стандарта к подготовке социальных педагогов в педагогическом колледже. В результате изучения предмета выпускник колледжа должен:

10 стр., 4665 слов

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с детьми из неблагополучной семьи

Актуальность исследования: На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в ...

1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. Знать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе, уметь учитывать их при решении профессиональных задач.

3. Владеть профессиональной лексикой.

4. Знать теорию и историю социальной педагогики.

5. Уметь осуществлять социально-педагогическую исследовательскую деятельность.

6. Знать характеристики социальных норм и признаки социальных отклонений.

7. Уметь определять факторы благоприятного и неблагоприятного развития ребенка в социуме.

8. Знать цели, задачи, содержание, средства, формы и методы социального воспитания и обучения.

9. Оказывать помощь в решении личностных проблем в процессе социализации детей.

10. Знать основы семейного права, содержание международных документов и российского законодательства о правах ребенка.

11. Уметь осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами.

12. Уметь применять психолого-педагогические знания в разных видах педагогической деятельности.

13. Знать основы методики и технологии социально-педагогической работы.

14. Уметь использовать современные социально-педагогические технологии в профессиональной деятельности.

15. Оказывать помощь и поддержку детям в случае необходимости, защищать их права.

16. Уметь осуществлять работу с документами, с различными структурными подразделениями социально-педагогических учреждений, взаимодействовать с инфраструктурой города.

17. Знать основы управления системой социальной защиты населения.

 

 

Курс «Социальная психология» является составной частью подготовки социальных педагогов. Основная цель его изучения – повышение образованности студентов в вопросах научной социальной психологии и улучшение их практической подготовленности к пониманию и правильному решению социально-психологических проблем жизни и профессиональной деятельности. Основным результатом изучения курса должно стать знание студентами основных категорий, отражающих современное состояние теоретической и практической социальной психологии.

11 стр., 5149 слов

Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы социально-психологического иссле

1. Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы социально-психологического исследования. Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. Существует 4 точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета социальная психология различными авторами: 1) Характеристика индивида как участника социальных отношений (что изменяется в человеке ...

Структура экзаменационного билета

Экзаменационный билет включает в себя теоретический вопрос по социальной педагогике и теоретический вопрос по социальной психологии.

Перечень теоретических вопросов с программой подготовки

1. Социальная педагогика в системе педагогических наук. Социальная педагогика как наука, ее цели и задачи. Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками. Объект и предмет исследования социальной педагогики. Функции социальной педагогики.

2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России. Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности. Этапы развития благотворительности в России. Введение профессии социальный педагог в России.

3. Принципы социальной педагогики.Понятие «принцип» в педагогике и социальной педагогике. Принцип целесообразности. Принцип культуросообразности. Принцип гуманизма. Принцип индивидуальной обусловленности. Принцип личностной обусловленности. Принцип средовой обусловленности. Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности.

4. Категории социальной педагогики. Категории педагогики и социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность. Социальное обучение. Воспитание и социальное воспитание.

5. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике.Нормы и отклонение: понятия и характеристики. Функции и свойства социальной нормы. Виды социальных норм. Типы отклонений: физические, психические, социальные, педагогические.

6. Социализация как социально-педагогическое явление. Общее представление о социализации. Стадии социализации. Человек как объект и субъект социализации. Социализированность. Социализация как объект исследования в науках о человеке и обществе.

7. Агенты социализации человека. Механизмы социализации человека. Окружение человека – родственники, учителя, группа сверстников. Первичные и вторичные агенты социализации. Традиционный механизм, институциональный механизм, стилизованный механизм, межличностный механизм, рефлексивный механизм.

3 стр., 1332 слов

Социализация как социально-педагогическое явление.

... социализации различно.   Воспитательные организации - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание ... социально- ... определенных возрастных групп населения. Воспитательные организации могут быть охарактеризованы по следующим ряду относительно автономных параметров:   1) по принципу ...

8. Мегафакторы социализации. Космос (или вселенная) и проблема его влияния на жизнь людей. Чижевский А.Л., Лазарев П.П. о взаимосвязи общественных движений и судеб отдельных исторических личностей с периодами солнечной активности. Планета и мир. Глобальные мировые проблемы. Интернет как мегафактор социализации.

9. Страна и этнос — макрофакторы социализации.Страна – феномен географически культурный. Влияние природно-климатических условия стран. Этнокультура. Традиции, обычаи, язык. Этнические установки и регламентация.

10. Общество и государство как макрофакторы социализации. Общество – понятие политико-социологическое. Половая структура, возрастная стратификация общества. Социальная структура и социальная стратификация общества. Уровень экономического развития общества. Общество и государство. Государство – понятие политико-юридическое.

11. Мезофакторы социализации. Регион и его характерные особенности. Вид поселения: село, поселок, город. Муниципальная система социального воспитания как автономная подсистема государственной системы воспитания.

12. Субкультура и средства массовой информации как мезофакторы социализации. Понятие «субкультура» Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения и взаимодействия, статусная структура, источники информации, увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, фольклор, жаргон, мода. Понятие «средства массовой информации». Функции СМИ. Негативное влияние средств массовой информации.

13. Микрофакторы социализации.Семья и домашний очаг. Соседство и микросоиум. Соседи в городе и сельской местности. Классификация и характеристики групп сверстников.

14. Семья как социальный институт. Социальный статус семьи. Понятия семья и брак. Признаки семьи как социальной группы, этапы ее развития. Состав, структура и функции семьи. Социальная адаптация семьи, ее материальный, психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой компоненты.

15. Социально-педагогическая деятельность с семьей.Формы социально-педагогической помощи семье. Функции социального педагога в работе с семьей. Алгоритм изучения семьи. Деятельность социального педагога по работе с семьей.

6 стр., 2691 слов

Социально-экологическое воспитание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И СПОРТА УКРАИНЫ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Реферат По дисциплине: «Социальная Экология» На тему: «Человек и общество. Их взаимосвязь» и «Социально-экологическое воспитание» Вариант № 2 Выполнил ст. гр. ЭК-21з Дорошенко Я.Н. №121277 Проверил: Доц. Парфенова И.А. Севастополь 2013 План Введение…………………………………………………………………………..3 1. Человек и ...

16. Государственная политика социальной защиты семьи. Цели и принципы государственной семейной политики. Структура управления государственной семейной политикой. Виды государственной социальной помощи семье. Социальное обслуживание семьи. Типы социальной службы для семьи и детей.

17. Воспитательные, религиозные организации как микрофактор социализации. Назначение, роль, задачи воспитательных организаций. Назначение, функции религиозного воспитания. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности.

18. Общественные, государственные и частные организации как составляющие влияния микрофакторов социализации. Типы организаций в соответствии с целями их создания. Универсальные и специфические функции общественных, государственных и частных организаций: нормативно-регулятивная, смыслообразующая, профессиональная социализация, гражданская социализация, компенсация, релаксационная, коммуникативная.

19. Социально-педагогическая виктимология.Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики. Человек как жертва социализации. Реальные, потенциальные, латентные жертвы. Понятия виктимность, виктимогенность и виктимизация. Предпосылки и факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

20. Общая характеристика социального воспитания.Сущность и задачи социального воспитания. Объект социального воспитания. Личность как индивидуальный субъект социального воспитания. Коллектив как групповой субъект социального воспитания. Социальные субъекты системы воспитания. Ценности и воспитание.

21. Принципы социального воспитания.Сущность принципов социального воспитания. Принцип гуманистической направленности. Принцип культуросообразности. Принцип природосообразности. Принцип вариативности социального воспитания. Принцип коллективности. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Принцип диалогичности. Принцип незавершенности социального воспитания.

22. Методы социального воспитания.Групповые и индивидуальные методы. Социально-экономические методы. Организационные методы. Психолого-педагогические методы. Народная педагогика. Методы перевоспитания и самовоспитания. Методы делового общения. Метод мониторинга в социальном воспитании. Методы арттерапии. Методы воспитания личности в коллективе.

2 стр., 604 слов

Психология общения (пр.1)

Предмет: Психология общения 18.09.14. Практика 1. Тема: "Напряжение в общении" "Есть ли в вашей жизни конфликт? А посмотрите есть ли у вас пульс?" Теория суверенности личностного пространства. В структуре жизнедеятельности человека есть определённые критерии, которые относятся к физическим и не физическим атрибутам. И в зависимости от отношения человека к внедрению или нарушению этих атрибутов со ...

23. Социальная адаптация и дезадаптация.Понятие «адаптация» в социальной педагогике. Понятия «социальность». Виды полной социальной адаптации: управленческая (организационная), экономическая, педагогическая, психологическая и профессиональная. Понятие о дезадаптации. Виды дезадаптации, их характеристика. Причины развития школьной дезадаптации.

24. Девиации как социально-педагогическая проблема.Типология отклоняющегося поведения. Причины девиантного поведения подростков. Концепции девиации. Факторы, обусловливающие формирование социально-негативного (девиантного) поведения.

25. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения. Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков. Направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения детей и подростков. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения.

26. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.Понятия «дети-сироты», «социальный сирота». Категории детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, государственное попечение.

27. Инфраструктура социально-педагогической деятельности.Социальная инфраструктура. Принципы структурирования организации СПД. Социальный педагог в учреждениях системы образования, системы социальной защиты населения, системы здравоохранения, в учреждениях культуры, в учреждениях пенитенциарной системы.

28. Современная система социальной защиты детства в РФ.Международные соглашения о защите детства. Объект и субъекты социальной защиты детства. Содержание и принципы системы социальной защиты детства. Формы и методы социальной защиты детства.

29. Работа социального педагога с родителями в различных образовательных учреждениях.Основные подходы к работе с приемными семьями, детьми, находящимися под опекой, семьями временного содержания, пробными семьями.

 

Перечень теоретических вопросов с программой подготовки. 1. Социальная психология в системе научного знания.Понятие о социальной психологии как науке

1. Социальная психология в системе научного знания.Понятие о социальной психологии как науке. Место социальной психологии в системе научного знания. Дискуссия о предмете в истории советской социальной психологии. Современное представление о предмете социальной психологии. Разделы и отрасли социальной психологии. Задачи и связь социальной психологии с другими отраслями научных знаний.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения. 2 Социальная психология как наука и практика. Предмет социальной психологии. Слово социальное – общественное. Социальная психология изучает личность в группе ...

2. История формирования социально-психологических идей.Предпосылки возникновения социальной психологии как науки (этапы становления социальной психологии).Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии.

3. Первые формы социально-психологического знания.Первые социально-психологические теории. Психология народов, Психология масс, Теория инстинктов социального поведения.

4. Методология социально-психологического исследования.Понятие «методология». Уровни методологии в современном научном знании. Специфика научного исследования в социальной психологии. Виды исследований.

5. Проблема качества социально-психологической информации.Проблема качества и требования, предъявляемые к социально-психологическому инструментарию.

6. Методы социально-психологического исследования. Общая характеристика методов сбора и обработки информации.

7. Дискуссионные проблемы применения методов социально-психологического исследования.Проблема экологической валидности лабораторного эксперимента. Квазиэксперимент. Проблема репрезентативности. Розенталь-эффект как явление, возникающее в лабораторных социально-психологических экспериментах.

8. Понятия «общественные» и «межличностные отношения» в социальной психологии.Определение понятий «общественные» и «межличностные отношения». Специфика общественных отношений, специфика межличностных отношений. Чувства как аналитическая единица определения межличностных отношений (определение «чувства», социальные функции чувств).

Социальная роль.

9. Понятие «общение» в социальной психологии.Определение понятия «общение». Функции общения. Виды, уровни общения. Средства общения. Критерии удовлетворенности общением. Структура общения.

10. Стили общения. Понятие «стиль общения». Виды стилей общения. Области эффективного использования каждого из стилей.

11. Педагогическое общение. Понятие«педагогическое общение». Противоречие педагогического общения. Виды речевого общения как особого вида педагогической деятельности.Стадии развития педагогического общения.

12. Единство общения и деятельности. Понятие «деятельность» в психологии. Идея единства общения и деятельности в отечественной психологии. Различные интерпретации отечественными психологами характера связи общения и деятельности.

13. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).Структура общения. Специфика обмена информацией между людьми. Виды коммуникативных барьеров. Средства коммуникации. Вербальная коммуникация, невербальная коммуникация.

14. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).Структура общения. Понятие «взаимодействие», как сторона общения. Структура взаимодействия (по Э.Берну).

Типы взаимодействий. Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия (по Р.Бейлзу).

15. Теории, описывающие взаимодействие.Взаимодействие, как сторона общения. Теория обмена. Психоаналитическая теория. Теория управления впечатлениями. Теория символического инткеракционизма.

16. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

Структура общения. Термины «социальная» и «межличностная перцепция». Механизмы межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия.

17. Проблема группы в социальной психологии.Понятие «социальная группа» в социальной психологии. Психологические характеристики группы. Параметры группы. Классификация групп.

18. Психология больших организованных (устойчивых) социальных групп. Понятие «большая социальная группа» в социальной психологии. Структура психологии больших организованных социальных групп. Методы исследования больших социальных групп. Виды больших организованных социальных групп (их краткая характеристика).

19. Психологические особенности этнических групп.Понятие «этническая психология». Психический склад и эмоциональная сфера как части психологии этнических общностей. Явление этноцентризма и этнический стереотип.

20. Особенности психологии социальных классов. Понятие «социальный класс». «Психический склад» и эмоциональная динамическая сфера классовой психологии.

21. Психология больших социальных неорганизованных групп. Общая характеристика больших социальных групп. Стихийные группы, их особенности. Виды стихийных групп. Способы воздействия как специфичные формы общения, реализуемые в стихийных группах.

22. Психология толпы. Понятие «толпа». Виды толпы.Специфические формы коммуникации в толпе. Способы воздействия, реализуемые в толпе как стихийной группе.

23. Социальные движения.Понятие «социальные движения» как класс социальных явлений. Уровни социальных движений. Общие черты социальных движения разных уровней. Механизм присоединения к движению. Теория относительной депривации. Проблема лидера в социальном движении.

24. Социальная психология малой группы.Определение «малой группы» в социальной психологии и ее границ. Классификация малых групп. Феномены группового влияния.

25. Групповая динамика как групповой процесс.Понятие о «групповой динамике» как групповом процессе. Процесс образования малых групп. Групповая сплоченность. Лидерство и принятие групповых решений (формы групповых дискуссий).

Стадии развития группы.

26. Направления исследования малых групп.Направления и методы изучения малых групп.

27. Социально-психологический тренинг.Понятие «социально-психологический тренинг». История развития социально-психологических тренингов. Цели и принципы тренинга. Элементы тренинга.

28. Личность как предмет социально-психологического исследования. Специфика социально-психологической проблематики личности. Социально-психологические качества личности. Социально-психологические способности личности. Социально-психологические типы личности. Социализация личности.

29. Социальная установка. Понятие «социальная установка» (аттитюд) в социальной психологии. Становление проблемы аттитюда в социальной психологии. Структура аттитюда. Аттитюды и реальное поведение. Теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингера).

30. Социальная психология профессиональной деятельности. Человек и труд. Психологическая пригодность к профессии. Профессионально важные качества человека и требования, предъявляемые профессией к человеку. Мотивация профессиональной деятельности.

 

Критерии оценки

«ОТЛИЧНО»

1. Студент понимает суть вопроса, точно знает его место в системе понятий.

2. Логика и полнота изложения, выразительность, культура речи.

3. Ссылки на авторов, связь теории с практикой.

4. Аргументированно отвечает на поставленные вопросы.

«ХОРОШО»

1. Студент понимает суть вопроса, знает его место в системе понятий.

2. Незначительные нарушения логики изложения материала, отдельные неточности при обосновании ответа на вопрос.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

1. Студент понимает суть вопроса.

2. Достаточный минимальный уровень (50%).

3. Воспроизводит и усваивает точку зрения источника информации без изложения своих мыслей и личного отношения.

4. Испытывает затруднения при ответе на вопросы.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

1. Студент не понимает сути вопроса, не знает его места в системе понятий, лекций и статей учебника.

2. Отсутствует минимальный базовый уровень.