Список используемых источников

Выполнила: Али-Риза В.К.

Группа: ПП14−04Б

Глоссарий

А

Адаптация-приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям.

Адаптация социальная-активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Адекватность образования-соответствие полученного образования объективным потребностям развития индивида и личности.

Адекватность обучения-соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения.

Активность в обучении-дидактический принцип, требующий от преподавателя таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы воспитанию инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке соответствующих умений и навыков.

Активность социальная-совокупности методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеалами, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, формирование в себе необходимых социальных качеств.

Б

Базисный учебный план-нормативная база для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план включает федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.

Базовое образование-совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Базовая подготовка — уровень профессиональной и социальной квалификации, достигнутый в системе детско-юношеского образования и принимаемый за базу отчета при ее повышении в системе образования взрослых.

Беспризорность детская-социальное явление, заключающиеся в отсутствии у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни, возникающее как один из результатов социальных бедствий — войн, голода, безработицы, эпидемий и крайней нужды родителей.

6 стр., 2994 слов

Лекция № 1 Что такое педагогика: воспитание, образование, обучение.

... социального опыта старшего поколения младшему Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности Формирование личности Составная часть воспитания Обучение ... ) Биологические Наследственность: - способности –индивидуально-психологические особенности как условие успешного выполнения определённых видов деятельности - талант –яркое проявление ...

В

Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе-установление связи между деятельностью специалистов разного профиля, участвующих в работе с клиентом. Формы взаимодействий: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, взаимное обучение.

Взаимодействие педагогическое-личностный контакт воспитателя и воспитанника (ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

Взаимодействие социальное-процесс воздействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей друг на друга в ходе реализации интересов.

Внимание социально обусловленное-внимание, которое складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием воспитуемого на объекты.

Воздействие педагогическое-влияние педагога на сознание, волю, эмоции, организация его деятельности в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Возрастная периодизация-выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков; с небольшими различиями разные авторы обычно выделяют следующие: младенчество — от момента рождения до 1 года; преддошкольный — от 1 года до 3 лет; дошкольный возраст — от 3 до 6 лет; младший школьный возраст — от 6 до 10 лет; подростковый возраст — от 10 до 15;юношеский возраст — от 15 до 21 года; зрелый возраст — от 21 до 60 лет; пожилой возраст — от 60 до 75 лет; старческий возраст — от 75 до 90 лет; долгожители — свыше 90 лет.

Г

Гуманизация воспитания и обучения-реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них.

5 стр., 2151 слов

Учебная практика в группах детей раннего возраста содержание педагогической практики:

... детского дошкольного учреждения. Специфика деятельности воспитателя в группах детей раннего возраста. Психолого-педагогическая среда, окружающая ребёнка Ознакомление с работой дошкольного образовательного учреждения, Изучение специфики ...

Гуманистическая педагогика-система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса.

Гуманитаризация образования-ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками.

Д

Девиантное поведение-система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе правовых и нравственных норм.

Дети одарённые-дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность — к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях.

Дети-сироты-дети в возрасте до18лет, у которых умерли оба или единственный родитель или объявлены умершими.

«Дети улицы»-дети, результат воспитания которых определен улицей; дети, живущие на улице, для которых она является родным домом.

Дети, подростки «группы риска»-дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, поведением, неадекватным нормам и требованиям ближайшего окружения.

Детство-этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Деятельность социально-педагогическая-деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат.

Диагностика социально-педагогическая-теория и практика выявления социально-педагогических характеристик человека, группы людей.

5 стр., 2267 слов

Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании

... ТЕМЕ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ БЛИЗОРУКИХ ДЕТЕЙ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ВВЕДЕНИЕ Многолетняя история изучения особенностей функционирования зрительной системы близоруких людей свидетельствует о том, что ... близоруких как следствия нарушений зрения и связанных с ними сложностей социальной адаптации. Альтернативное мнение наиболее четко высказано М.В. Rosanes, полагающей ...

Ж

Жестокость-способность причинить страдания людям или животным.

Жизненная позиция личности-наиболее выраженные основные компоненты ее направленности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами деятельности личности.

З

Задача социально-педагогическая-осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

Закономерность социальная-объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы либо его отдельной подсистемы.

Запущенность педагогическая-состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, подростками, проводимой в семье, дошкольном учреждении, школе.

Запущенность социальная-несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений.

И

Индивидуализация образования-учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого конкретного индивида.

Институт социализации-устойчивые формы организации жизнедеятельности людей, закрепляющие, регламентирующие и транслирующие нормы, ценности и образцы поведения для исполнения тех или иных социальных ролей. К ним относятся: государство, церковь, политические партии, семья, различные объединения и союзы. Наиболее значимыми для ребенка являются семья и школа.

К

Климат социально-психологический — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Конфликт социальный — тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных объектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций.

2 стр., 742 слов

Методы воспитания 2

... определяющие выбор методов воспитания: Цели и задачи. Содержание воспитания. Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и ... осмыслению жизни, формирование нравственной позиции субъекта. Проживание социально- ценностных отношений, предметная деятельность и общение. ... преобразование собственной жизни, самореализация и развитие личности. Методы воспитания иногда определяют как систему приемов и ...

Коррекция в социальной педагогике — система социально-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребёнка, воспитательной деятельности в семье, образовательном учреждении, центре досуга и пр.

Л

Личность антисоциальная-личность, не могущая или не желающая выполнять нормы, принятые в обществе. Характеризуется безответственностью, нетерпимостью, частыми конфликтами с окружающими людьми и общественными институтами, неспособностью осознавать свою неправоту, склонностью обвинять других в собственных ошибках и не извлекать из ошибок уроков для себя, а также иным поведением, указывающим на недостаточную социализацию.

М

Методология социальной педагогики-учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования социально-педагогических явлений с учётом социальных проблем и потребностей среды жизнедеятельности, перспективы средовой самореализации.

Мотив социальный-осознанное, являющееся свойством личности, побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании).

Н

Норма социальная (социальные нормы)-официально установленные или сложившаяся под воздействием социальной практики норма и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия.

О

Опека (попечительство)-форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан; форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опека устанавливается в течение месяца с момента, когда стало известно, что несовершеннолетний находится без защиты.

11 стр., 5395 слов

Взаимосвязь стиля в одежде с социально-психологическими личностями

... .93] одежда психологический личность стиль 1.2 Социальное значение одежды В социальной психологии существуют свои теории ... это исследование взаимосвязи стиля в одежде с социально-психологическими личностями. Задачи: 1)рассмотреть стиль одежды в ... рассматриваются практические алгоритмы формирования имиджа с учетом социально-психологических закономерностей восприятия и интерпретации внешнего облика ...

Ориентация социальная—осознание индивидом своего положения в системе социальных отношений как частицы класса, слоя, и т. п. В более узком смысле — выбор человеком предпочитаемого поведения и путей его достижения.

П

Педагогика социальная — педагогика, изучающая социальные проблемы чело- века на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие его, воспитание.

Поддержка социально-педагогическая— деятельность социального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам, семьям) в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности.

Потребности социальные — род потребностей как психическое отражение нужды личности, ограничивающей ее взаимоотношения с другими людьми и самооценку, отвечающую её ценностным ориентациям.

Р

Развитие социальное-процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни в целом или в отдельных ее компонентах — социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т. д.

Роль социальная-социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе межличностных отношений; выполнение человеком определенной роли в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции и пр. У детей, находящихся в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях, понимание и исполнение Р. с. деформированы.

8 стр., 3837 слов

Социально-значимые качества личности современных студентов

... страны. В новых условиях развития общество признает возрастающую роль социально ценностной активности человека. Общество заинтересовано в направленном формировании социальной активности личности, поскольку от ... индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально-значимых черт, образовавшихся ...

С

Сироты социальные-дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. С. с. — особая социально-демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам («сироты при живых родителях»).

Определение «социальные» указывает на то, что, в конечном счете, именно общество повинно в отсутствии достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга, в дефиците у них (родителей) чувств ответственности, любви, сострадания и милосердия.

Социализация-процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих донному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. С. рассматривается и как процесс, и как результат.

Социальная работа-особый интегрированный, междисциплинарный вид профессиональной деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных, прежде всего социально уязвимых, личностей и общественных групп и удовлетворение потребностей граждан на создание условий, благоприятствующих восстановлению или повышению их способности к социальному функционированию.

Социальная среда-соц.зона ближайшего действия человека; сложная и не-однозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие С. с. включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро-и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. бытия, межличностные отношения и контакты с др. людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Социально-правовая защита детства-система государственных социальных мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства.

У

Установка социальная-состояние готовности личности к определённому восприятию и оценке социальных явлений, процессов, ситуаций, поведению в них.

Учреждения специальные (коррекционные) образовательные-учреждения, предназначенные для воспитания и обучения детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.

Ф

Форма педагогического процесса-содержательно-организационные особенности, обусловливающие педагогический процесс образовательного учреждения: гуманитарная, математическая, религиозная, профессионально-ориентированная, с физическим уклоном и пр.

Ц

Ценности социальные-рассматриваются в широком и узком смысле: в широком смысле — наиболее значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности; в более узком смысле — нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Ш

Школа-интернат-учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников с целью обеспечения более благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, оказание помощи семье. Воспитанники школы-интерната дети из семьи (на выходные и каникулы могут ее покидать), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (находятся в ней постоянно).

Э

Этика социально-педагогическая-составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного социально-педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности социального педагога. Предметом Э. с.-п. являются закономерности проявления нравственности в сознании, поведении, отношениях и деятельности социального педагога.

Список используемых источников

1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург:, 2006;

2. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, самообразование, профессия. Минск: Хэлтен, 1998.

3. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Тер-ра, 1995;

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector