Сотрудничество в учебной деятельности младших школьников

Содержание

Стр.

Введение…3

Глава I. Педагогика сотрудничества как психолого-педагогическая проблема …6

1.1. Понятие и сущность педагогического сотрудничества …6

1.2. Возрастные особенности младших школьников …19

Выводы по главе I …24

Глава II. Реализация педагогики сотрудничества в учебной деятельности младших школьников …26

2.1. Специфика учебной деятельности младшего школьника …26

2.2. Формы сотрудничества взрослых и детей …35

2.3. Организация совместных действий в учебной деятельности младших школьников …42

Выводы по главе II …55

Заключение …57

Библиографический список …60

Приложение I

Приложение II

Введение

На современном этапе развития российского общества в педагогике обострилась проблема отношений «учитель — ученик» в процессе обучения и воспитания. По результатам исследований московских школ 61% преподавателей не имеют ясного представления о сущности гуманизации взаимоотношений учителя с учащимися; 29% пользуются в общении со школьниками в основном авторитарными методами; 86,3% учителей считают, что главной причиной их затруднений в работе с детьми являются леность и безответственность школьников. Между тем 26% учащихся испытывают дискомфорт от несправедливых отметок и замечаний, грубости, оскорблений, унижения, подавления личности, полного равнодушия учителя и от других негативных явлений, все еще бытующих в школе. Кроме того, 70% учителей продемонстрировали безличное восприятие учеников 14, 86.

Следует, однако, сказать, что в психологической науке переход от действий с предметами к преобразованию самих действий в должной степени не исследован. В качестве объекта изучения выступали по преимуществу различные виды операций с предметами, причем специально не рассматривались психологические условия распредмечивания содержания объектов и реализации образцов действия, присущих учебно-познавательным процессам. В то же время связь действий с предметами и преобразованием самих действий нельзя раскрыть, ориентируясь на внешние показатели выполняемых преобразований. Эта связь раскрывается через содержательный анализ принципа построения изучаемого объекта. Следовательно, помимо рассмотрения перцептивных процессов опознания объектов, сокращенных и интериоризованных операций необходимо описать поиск учеником связи между преобразованием структур изучаемого объекта и изменением способов действия. В этом процессе специфическое содержание объекта (его конкретные предметные или общие особенности) раскрываются через знаковое опосредствование связи действий. И если у человека не будут сформированы полноценные способы конструктивно-содержательного анализа объекта, то решение той или иной задачи будет иметь конкретно-практический, а не учебный характер. Таким образом, проблема генезиса учебно-познавательных процессов должна быть поставлена как проблема формирования у детей обратимых связей между предметными и операциональными компонентами действия (действий с самими действиями).

12 стр., 5946 слов

Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников в учебной деятельности

... формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной деятельности. Объект исследования: деятельность педагога по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной деятельности. Предмет исследования ...

Последнее означает, что поиск и моделирование этих связей должны стать для ребенка предметом особого анализа. Лишь в этом случае он сможет понять, каким путем действие с данным объектом превращается в обобщенный способ решения целого класса конкретно-практических задач. Нельзя сводить этот процесс только к выполнению действий ребенка с предметами или же к формированию у него умений применять различного рода схемы и модели. Такой подход наверняка приведет к заучиванию спо-собов действия без умения их преобразовывать в соответствии с меняющимися условиями. Таким образом, педагогика сотрудничества является перспективным направлением в решении наболевших актуальных проблем воспитания и обучения школьников.

Практической основой исследования являются научные труды известных педагогических деятелей: Ю.К. Бабанского, К.В. Бардина, К.Н. Вентцель, Л.С. Выготского, А.С. Границкой, Журавлева Д., Н.Н. Урачковского, Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, И.П. Подласого, В.С. Цеплина, Г. А. Цукерман и многих других, объединенных поиском концепций возможности педагогического сотрудничества как эффективного решения многих проблем воспитания сильной, независимой и самостоятельной личности.

18 стр., 8887 слов

Влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников

... учебной деятельности на самооценку младших школьников Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания ... учебном сотрудничестве. Все эти действия придают учебной деятельности самоустремленный характер, а субъект учебной деятельности ... - 689 с. Вишневская, В.И. Психология и педагогика / В.И. Вишневская. - СПб: «АЛЬФА», ...

Однако несмотря на научную изученность в теории данной проблемы, между теорией и практикой существуют противоречия. Учитывая неразработанные аспекты этой насущной психолого-педагогической проблемы, мы решили избрать темой нашей выпускной квалификационной работы «Сотрудничеств в учебной деятельности младших школьников».

Целью настоящей работы является теоретическое обоснование возможности сотрудничества в процессе учебной деятельности.

Объектом исследования выступает процесс учебной деятельности младших школьников.

Предметом исследования явилось сотрудничество в учебной деятельности младших школьников.

В связи с определением природы педагогики сотрудничества как одного из приоритетных, эффективных современных подходов в обучении и воспитании подрастающего поколения, в частности ребенка младшего школьного возраста, нами были выделены и решались следующие задачи:

— изучить и проанализировать специальную литературу по педагогике, психологии, дидактике по данной тематике;

— выявить сущность понятия педагогики сотрудничества;

— выделить условия сотрудничества в учебной деятельности младших школьников, их возрастные особенности;

— выяснить специфику учебной деятельности в младшем школьном возрасте;

— рассмотреть педагогику сотрудничества как психолого-педагогическую проблему.

В структуру выпускной квалификационной работы входит введение, две главы с выводами, заключение, библиографический список, включающий 57 наименований, приложения…

Библиографический список:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Наука, 1995. — 163 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. — М.: Педагогика, 1982. — 486 с.

3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995, № 4. — С. 29 — 36.

14 стр., 6747 слов

Взаимосвязь сотрудничества и учебной мотивации подростков

... . Все исследователи, говоря о положительном влиянии группового сотрудничества на результат деятельности, на личность учащегося и формирование учебной группы как коллектива в результате действия сложных ... и старших школьников. [Текст]: учеб. пособие / Н.Ф. Родионова.- Психология и творчество, - Л.: 1989.- 550с. . Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве. [Текст]: учеб ...

4. Брейхер В.М. Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978. — 358 с.

5. Войкунский А. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. М.: Прогресс, 1990. — 342 с.

6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: Просвещение, 1956. — 641 с.

7. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. В кн. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.

8. Гайдук Т.И., Кравченко С.И. Концепция программы воспитания школьников «Сотрудничество в параллели» // Классный руководитель. — 2001, № 3. — С. 69−70.

9. Гарбузов В.И. Нервные дети. — Л.: Наука, 1990. — 164 с.

10. Гурина Т.П. Представления школьников о ценностях // Педагогика. — 1995, № 4. — С. 45 — 48.

11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 264 с.

12. Дружинин В.И. Нормативно-правовые и педагогические аспекты формирования толерантного сознания школьников // Становление культуры мира: аксиологические и психолого-педагогические проблемы: Материалы научно-практической конференции (4 мая 2002 г.) / Курганский государственный научно-образовательный центр Уральского отделения РАО; ИПК и ПРО Курганской обл. — Курган, 2002. — С. 18−21.

13. Евсеева О.Л. Тест уровня сотрудничества в классе // Классный руководитель. — 2003, № 6. — С. 126 — 131.

14. Журавлев Д. Учитель и ученик: психология конфликтов // Народное образование. — 2002, № 4. — С. 81−92.

15. Иванова Е.О. Личностно ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования // Завуч. — 2002, № 8. — С. — 100 — 117.

16. Кадол К.Ф. Нравственное развитие учащихся // Открытая школа, 2000, — № 1. — С. 26 — 30.

16 стр., 7895 слов

Психология эмоциональной сферы личности

... 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности .1 Психология эмоциональной сферы личности Эмоции - важнейшая часть душевной жизни человека ... веселее, чем молчать, и она оказывается в центре внимания. Как правило, намеренные переживания сопровождаются спектаклем ... переживаниям. В основном переживания на почве учебы. Чтобы понизить коэффициент депрессии рекомендовано проводить культурно ...

17. Караковский В. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993, № 2. — С. 5.

18. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. Ростов -на — Дону, 1987. — 482 с.

19. Ковалев А.Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1969. — 390 с.

20. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Наука, 1989. — 214 с.

21. Кон И.С. Ребенок и общество. — М.: Педагогика, 1988. — 244 с.

22. Кондрашов В.Н. Формы сотрудничества взрослых и детей // Классный руководитель. — 2003, № 8. С. — 88 — 91.

23. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.

24. Ланин Б.В. Как избежать насилия в школах // Школьный психолог (приложение к газете «Первое сентября»).

— 1998, 33 сентября. — С. 13.

25. Лапханова Н.С. Общечеловеческие ценности в образовании // Становление культуры мира: аксиологические и психолого-педагогические проблемы: Материалы научно-практической конференции (4 мая 2002 г.) / Курганский государственный научно-образовательный центр Уральского отделения РАО; ИПК и ПРО Курганской обл. — Курган, 2002. — С. 47−49.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Просвещение, 1975. — 429 с.

27. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.-М.: Юрайт, 1999. — 464 с.

28. Лопатин А. Создание ситуаций успеха — основа гуманизации образовательного процесса // Народное образование. — 2004, № 8. — С. 143 — 146.

29. Лук А.Н. Мышление и творчество. — М.: Политиздат, 1976. — 144 с.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Общей психологии»

... перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 108-117 (конспектирование). Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. ... эпизодически Эксперимент был заимствован психологией из: а) естествознания б) теологии в) философии г) педагогики Активное вмешательство исследователя в ... 1 вопросе рассмотреть проблему: Роль коры и подкорковых центров в образовании и протекании эмоций и чувств (привести ...

30. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Политиздат, 1978. — 152 с.

31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.

32. Мухина В.С. Психология дошкольника. — М.: Просвещение, 1977. — 426 с.

33. Мягченков С. К педагогике духовности // Воспитание школьников. — 1995. № 5.- С. 10 — 12.

34. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности. В кн. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.

35. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 688 с.

36. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.

37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 442 с.

38. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.

39. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

... о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как ... успешной карьеры Успех развития фирмы зависит не только от отдельной личности, но и от ее окружения. Умение работать в команде позволяет ...

40. Предчувствие портрета: Сб. тестов / Сост. Е.Владимирова. — Екатеринбург; Изд-во «Ладъ», 1992. — 160 с.

41. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 260 с.

42. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.

43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 тт. — М.: Просвещение, 1989. — 489 с.

44. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / Науч-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.

45. Селевко Г. К. Личностный подход (концепция отношений «учитель — ученик») // Школьные технологии. — 1999, № 6. — С. 107−135.

46. Сергеев В.М. Методики социально-психологической диагностики подростковой группы. Нижний Новгород: ДИА-Пресс, 1994. — 238 с.

47. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2000. — 216 с.

48. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 511 с.

49. Соломенко Л.Д. О создании попечительского совета в гимназии № 3 г. Ульяновска // Завуч. — 2002, № 8. — С. 118 — 129.

50. Тарабарин С.М. Агрессивность среди детей, оставшихся без родительского попечения, и ее профилактика // Становление культуры мира: аксиологические и психолого-педагогические проблемы: Материалы научно-практической конференции (4 мая 2002 г.) / Курганский государственный научно-образовательный центр Уральского отделения РАО; ИПК и ПРО Курганской обл. — Курган, 2002. — С. 94−98.

51. Уайт Б. Первые три года жизни. — М.: Просвещение, 1982. — 302 с.

52. Фишер Р, Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения./ Пер. с англ. — М.: Наука, 1990. — 396 с.

53. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во Совершенство, 1998. — 432 с.

54. Шилова М.И. Проблемы образования, социализации и становления характера нового поколения российских граждан // Завуч. — 2004, № 8. — С. 138 — 148.

55. Щерба И. Страхи и тревожность наших учеников: откуда они и к чему приводят? // Народное образование. — 2002, № 4. — С. 77−80.

56. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971, № 4. — С. 14 — 26.

57. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во Полиус, 1998. — 639 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector