Сотрудничество в учебной деятельности младших школьников

Содержание

Стр.

Введение…3

Глава I. Педагогика сотрудничества как психолого-педагогическая проблема …6

1.1. Понятие и сущность педагогического сотрудничества …6

1.2. Возрастные особенности младших школьников …19

Выводы по главе I …24

Глава II. Реализация педагогики сотрудничества в учебной деятельности младших школьников …26

2.1. Специфика учебной деятельности младшего школьника …26

2.2. Формы сотрудничества взрослых и детей …35

2.3. Организация совместных действий в учебной деятельности младших школьников …42

Выводы по главе II …55

Заключение …57

Библиографический список …60

Приложение I

Приложение II

Введение

На современном этапе развития российского общества в педагогике обострилась проблема отношений «учитель — ученик» в процессе обучения и воспитания. По результатам исследований московских школ 61% преподавателей не имеют ясного представления о сущности гуманизации взаимоотношений учителя с учащимися; 29% пользуются в общении со школьниками в основном авторитарными методами; 86,3% учителей считают, что главной причиной их затруднений в работе с детьми являются леность и безответственность школьников. Между тем 26% учащихся испытывают дискомфорт от несправедливых отметок и замечаний, грубости, оскорблений, унижения, подавления личности, полного равнодушия учителя и от других негативных явлений, все еще бытующих в школе. Кроме того, 70% учителей продемонстрировали безличное восприятие учеников 14, 86.

Следует, однако, сказать, что в психологической науке переход от действий с предметами к преобразованию самих действий в должной степени не исследован. В качестве объекта изучения выступали по преимуществу различные виды операций с предметами, причем специально не рассматривались психологические условия распредмечивания содержания объектов и реализации образцов действия, присущих учебно-познавательным процессам. В то же время связь действий с предметами и преобразованием самих действий нельзя раскрыть, ориентируясь на внешние показатели выполняемых преобразований. Эта связь раскрывается через содержательный анализ принципа построения изучаемого объекта. Следовательно, помимо рассмотрения перцептивных процессов опознания объектов, сокращенных и интериоризованных операций необходимо описать поиск учеником связи между преобразованием структур изучаемого объекта и изменением способов действия. В этом процессе специфическое содержание объекта (его конкретные предметные или общие особенности) раскрываются через знаковое опосредствование связи действий. И если у человека не будут сформированы полноценные способы конструктивно-содержательного анализа объекта, то решение той или иной задачи будет иметь конкретно-практический, а не учебный характер. Таким образом, проблема генезиса учебно-познавательных процессов должна быть поставлена как проблема формирования у детей обратимых связей между предметными и операциональными компонентами действия (действий с самими действиями).

12 стр., 5946 слов

Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников в учебной деятельности

... формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной деятельности. Объект исследования: деятельность педагога по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной деятельности. Предмет исследования ...

Последнее означает, что поиск и моделирование этих связей должны стать для ребенка предметом особого анализа. Лишь в этом случае он сможет понять, каким путем действие с данным объектом превращается в обобщенный способ решения целого класса конкретно-практических задач. Нельзя сводить этот процесс только к выполнению действий ребенка с предметами или же к формированию у него умений применять различного рода схемы и модели. Такой подход наверняка приведет к заучиванию спо-собов действия без умения их преобразовывать в соответствии с меняющимися условиями. Таким образом, педагогика сотрудничества является перспективным направлением в решении наболевших актуальных проблем воспитания и обучения школьников.

Практической основой исследования являются научные труды известных педагогических деятелей: Ю.К. Бабанского, К.В. Бардина, К.Н. Вентцель, Л.С. Выготского, А.С. Границкой, Журавлева Д., Н.Н. Урачковского, Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, И.П. Подласого, В.С. Цеплина, Г. А. Цукерман и многих других, объединенных поиском концепций возможности педагогического сотрудничества как эффективного решения многих проблем воспитания сильной, независимой и самостоятельной личности.

12 стр., 5574 слов

Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций 2

... исследования выступает формирование самооценки младших школьников в учебном процессе. Предмет исследования - использование воспитывающих ситуаций с целью формирования самооценки младших школьников в учебном процессе. Цель исследования ... навыки общения и сотрудничества, умения объективно ... и результатов учебной деятельности. Такие дети ... .Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. ...

Однако несмотря на научную изученность в теории данной проблемы, между теорией и практикой существуют противоречия. Учитывая неразработанные аспекты этой насущной психолого-педагогической проблемы, мы решили избрать темой нашей выпускной квалификационной работы «Сотрудничеств в учебной деятельности младших школьников».

Целью настоящей работы является теоретическое обоснование возможности сотрудничества в процессе учебной деятельности.

Объектом исследования выступает процесс учебной деятельности младших школьников.

Предметом исследования явилось сотрудничество в учебной деятельности младших школьников.

В связи с определением природы педагогики сотрудничества как одного из приоритетных, эффективных современных подходов в обучении и воспитании подрастающего поколения, в частности ребенка младшего школьного возраста, нами были выделены и решались следующие задачи:

— изучить и проанализировать специальную литературу по педагогике, психологии, дидактике по данной тематике;

— выявить сущность понятия педагогики сотрудничества;

— выделить условия сотрудничества в учебной деятельности младших школьников, их возрастные особенности;

— выяснить специфику учебной деятельности в младшем школьном возрасте;

— рассмотреть педагогику сотрудничества как психолого-педагогическую проблему.

В структуру выпускной квалификационной работы входит введение, две главы с выводами, заключение, библиографический список, включающий 57 наименований, приложения…

Библиографический список:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Наука, 1995. — 163 с.

7 стр., 3049 слов

Экспериментальная работа по формированию УУД младших школьников во время познавательной деятельности

... // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. - Вып.5. - Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 2008.- С.28. 20. Кривобок, Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников ... , Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И.Божович.-М.: Педагогика, 2007. - С.324. 8. Брунер, Дж. Психология познания [Текст]/Д.Брунер ...

2. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. — М.: Педагогика, 1982. — 486 с.

3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995, № 4. — С. 29 — 36.

4. Брейхер В.М. Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978. — 358 с.

5. Войкунский А. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. М.: Прогресс, 1990. — 342 с.

6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.: Просвещение, 1956. — 641 с.

7. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. В кн. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.

8. Гайдук Т.И., Кравченко С.И. Концепция программы воспитания школьников «Сотрудничество в параллели» // Классный руководитель. — 2001, № 3. — С. 69−70.

9. Гарбузов В.И. Нервные дети. — Л.: Наука, 1990. — 164 с.

10. Гурина Т.П. Представления школьников о ценностях // Педагогика. — 1995, № 4. — С. 45 — 48.

11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 264 с.

12. Дружинин В.И. Нормативно-правовые и педагогические аспекты формирования толерантного сознания школьников // Становление культуры мира: аксиологические и психолого-педагогические проблемы: Материалы научно-практической конференции (4 мая 2002 г.) / Курганский государственный научно-образовательный центр Уральского отделения РАО; ИПК и ПРО Курганской обл. — Курган, 2002. — С. 18−21.

13. Евсеева О.Л. Тест уровня сотрудничества в классе // Классный руководитель. — 2003, № 6. — С. 126 — 131.

14. Журавлев Д. Учитель и ученик: психология конфликтов // Народное образование. — 2002, № 4. — С. 81−92.

6 стр., 2627 слов

Психология и педагогика: педагогика

... М. Педагогика: Учеб. пособие. – М., 2007. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М., 2005. Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: ... живёте, дети? – М.: Просвещение, 1991. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М., 2005 ... непрерывного образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Педагогический процесс. Его структура, закономерности и принципы ...

15. Иванова Е.О. Личностно ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования // Завуч. — 2002, № 8. — С. — 100 — 117.

16. Кадол К.Ф. Нравственное развитие учащихся // Открытая школа, 2000, — № 1. — С. 26 — 30.

17. Караковский В. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993, № 2. — С. 5.

18. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. Ростов -на — Дону, 1987. — 482 с.

19. Ковалев А.Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1969. — 390 с.

20. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Наука, 1989. — 214 с.

21. Кон И.С. Ребенок и общество. — М.: Педагогика, 1988. — 244 с.

22. Кондрашов В.Н. Формы сотрудничества взрослых и детей // Классный руководитель. — 2003, № 8. С. — 88 — 91.

23. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.

24. Ланин Б.В. Как избежать насилия в школах // Школьный психолог (приложение к газете «Первое сентября»).

— 1998, 33 сентября. — С. 13.

25. Лапханова Н.С. Общечеловеческие ценности в образовании // Становление культуры мира: аксиологические и психолого-педагогические проблемы: Материалы научно-практической конференции (4 мая 2002 г.) / Курганский государственный научно-образовательный центр Уральского отделения РАО; ИПК и ПРО Курганской обл. — Курган, 2002. — С. 47−49.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Просвещение, 1975. — 429 с.

27. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.-М.: Юрайт, 1999. — 464 с.

28. Лопатин А. Создание ситуаций успеха — основа гуманизации образовательного процесса // Народное образование. — 2004, № 8. — С. 143 — 146.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Общей психологии»

... . Гл. 7 Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, ... доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 108-117 (конспектирование). Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – ... заимствован психологией из: а) естествознания б) теологии в) философии г) педагогики Активное ... проблему: Роль коры и подкорковых центров в образовании и протекании эмоций и ...

29. Лук А.Н. Мышление и творчество. — М.: Политиздат, 1976. — 144 с.

30. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Политиздат, 1978. — 152 с.

31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.

32. Мухина В.С. Психология дошкольника. — М.: Просвещение, 1977. — 426 с.

33. Мягченков С. К педагогике духовности // Воспитание школьников. — 1995. № 5.- С. 10 — 12.

34. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности. В кн. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.

35. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 688 с.

36. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.

37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 442 с.

38. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.

24 стр., 11986 слов

Спец психология учебник

... производят впечатление «деревянных». Медлительность сочетается с импульсивностью. Спец психология учебник - Стр 4 Речевые расстройства: у детей данной ... является эгоцентризм, то есть стремление быть в центре внимания, обращать на себя внимание окружающих. С ... с невыраженностью школьных интересов и отрицательного отношения к учебе. Нарастание педагогической запущенности, связанное как с отсутствием ...

39. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.

40. Предчувствие портрета: Сб. тестов / Сост. Е.Владимирова. — Екатеринбург; Изд-во «Ладъ», 1992. — 160 с.

41. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 260 с.

42. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.

43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 тт. — М.: Просвещение, 1989. — 489 с.

44. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / Науч-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.

45. Селевко Г. К. Личностный подход (концепция отношений «учитель — ученик») // Школьные технологии. — 1999, № 6. — С. 107−135.

46. Сергеев В.М. Методики социально-психологической диагностики подростковой группы. Нижний Новгород: ДИА-Пресс, 1994. — 238 с.

47. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2000. — 216 с.

48. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 511 с.

49. Соломенко Л.Д. О создании попечительского совета в гимназии № 3 г. Ульяновска // Завуч. — 2002, № 8. — С. 118 — 129.

50. Тарабарин С.М. Агрессивность среди детей, оставшихся без родительского попечения, и ее профилактика // Становление культуры мира: аксиологические и психолого-педагогические проблемы: Материалы научно-практической конференции (4 мая 2002 г.) / Курганский государственный научно-образовательный центр Уральского отделения РАО; ИПК и ПРО Курганской обл. — Курган, 2002. — С. 94−98.

51. Уайт Б. Первые три года жизни. — М.: Просвещение, 1982. — 302 с.

52. Фишер Р, Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения./ Пер. с англ. — М.: Наука, 1990. — 396 с.

53. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во Совершенство, 1998. — 432 с.

54. Шилова М.И. Проблемы образования, социализации и становления характера нового поколения российских граждан // Завуч. — 2004, № 8. — С. 138 — 148.

55. Щерба И. Страхи и тревожность наших учеников: откуда они и к чему приводят? // Народное образование. — 2002, № 4. — С. 77−80.

56. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971, № 4. — С. 14 — 26.

57. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во Полиус, 1998. — 639 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector