Состояние проблемы и необходимость ее решения программно- целевыми методами

I. Паспорт программы.

1.1. Наименование программы: «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей „группы риска“».

1.2. Цели и задачи программы.

Целью программы является: изменение девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного педагогического воздействия.

Основные задачи, решаемые в рамках программы:

· Раскрыть положительные качества ребенка и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности;

· Укрепить взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;

· Способствовать развитию детей в познании себя как личности;

· Формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.

1.3. Сроки реализации программы.

Начало: IV четверть 2005−2006 уч. г.
Окончание: 2007−2008 уч г

Структура программы.

Программа включает в себя 4 этапа:

1. подготовительный

2. исследовательский

3. продуктивный

4. заключительный

1.5. Исполнители программы:

Социальные педагоги и классные руководители, психологи.

1.6. Ожидаемые конечные результаты:

Педагогические показатели — повышение мотивации учения, сохранность контингента учащихся «группы риска», их успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня облученности, снижение педагогической запущенности.

Социально-психологические показатели — улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.

Состояние проблемы и необходимость ее решения программно- целевыми методами.

Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В практике работы школ таких учащихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально- запущенными», «трудновоспитуемыми», дети «группы риска». Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация к учению. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента появляются в последствии, как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники. По данным ООН около 30% всех молодых людей принимает участие в противоправных действиях, а 5% из них совершают преступления. В современных условиях детская беспризорность приводит к уровню 20-х годов.

12 стр., 5762 слов

Особенности психолого-педагогической работы с детьми «группы риска»

... работы с учащимися «группы риска» 2.1. Психолого-педагогическая деятельность с детьми группы риска..11 2.2. Технологии работы с детьми группы риска………………………13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... ... следующим образом: выявление детей группы риска; диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; составление определенной программы профилактики или коррекции; воплощение программы в жизнь; ...

Новые экономические отношения привели к незащищенности подростков на производстве, так как по КЗоТу РФ (ст.173) принимают на работу только с 16 лет. Поэтому 14−15 летние подростки, отчисленные из школы, остаются не у дел. В результате чего на 30% увеличилось число преступлений. Усугубление кризиса семьи снижает ее воспитательный потенциал; интенсивная информация общества кардинально перестраивает пространства детства, процесс его духовного становления, влияет на психологию взаимодействия ребенка с окружающим миром. Глобальные экономические проблемы, международные конфликты, волна терроризма и т. д. — все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности, затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений. Эти и другие проблемы требуют перевоспитания подрастающего поколения. Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в массовую школьную практику научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания трудных учащихся могут дать хорошие результаты в повышении культуры их поведения, качества знаний и профилактики правонарушений. Поэтому большое внимание в программе уделяется ребенку как личности, способной само реализоваться в жизни. Программа направлена на результативное разрешение проблем отклоняющегося поведения учащихся. Она отличается целостным характером. Ее приемы сгруппированы в единую методическую систему, которая позволит предупредительно влиять на учащихся с целью их воспитания и развития.

4 стр., 1610 слов

Распространенность, причины развития, особенности клиники и лечения энуреза у детей дошкольного возраста

... решение ряда задач: 1) исследовать распространенность, причины развития, особенности клиники и лечения энуреза у детей дошкольного возраста; 2) определить наиболее эффективные методы реабилитации ... 1 Распространенность, причины развития, особенности клиники и лечения энуреза у детей дошкольного возраста 1.1 Распространенность и причины развития энуреза у детей дошкольного возраста Энурез ...

II. Цели и задачи программы

Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений. Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность. Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонении от общественных норм, закона, но и представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Следовательно, придавая поступкам, поведению ребенка значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов лежащих в основе нравственных и иных свойств и качеств ребенка. Или наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, мы создаем помехи, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка, подростка.

Таким образом, педагог целенаправленно воздействует на развитие личности и ее формирование. Поэтому целью программы является: изменение девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного педагогического воздействия.

В рамках программы должны быть решены следующие задачи:

· Раскрыть положительные качества ребенка и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности;

· Укрепить взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;

· Способствовать развитию детей в познании себя как личности;

· Формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.

III. Сроки и этапы реализации программы.

18 стр., 8541 слов

Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка

... поведения подростков, состоит в том, что новое время вносит существенные коррективы в развитие взаимоотношений между взрослыми и детьми ... аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка. Объект исследования: социально-психологическая адаптированность личности подростка. Методы ... nbsp;с. 26. Хомик B.C. Программа предупреждения вредных привычек у школьников США. / ...

IV. Структура программы.

1 этап — подготовительный

На данном этапе необходимо овладеть теоретическими знаниями по следующим аспектам:

· педагогическая запущенность, причины, пути перевоспитания трудного подростка- это содержательный аспект.

· понятие об умениях и навыках работы с трудными подростками — это методический аспект.

Задача этапа заключается в формировании умений установления позитивных контактов с трудными подростками. Это становится возможным при овладении методикой Л.Б. Филонова, целью которой является: сокращение дистанции между людьми и его окружением.

В диагностических целях используется опросник для выявления признаков педагогической запущенности личности- положительные и отрицательные особенности личности (см. приложение).

После изучения личности подростка ставится социальный диагноз и переход к следующему этапу.

2 этап — исследовательский

Задача этапа заключается во включении в процесс деятельности некоторых элементов исследований. Теоретическая основа умения базируется на знании ряда методик по изучению педагогической запущенности и коррекции поведения. В практике школьной работы диагностика девиантного поведения чаще всего носит симптоматический характер [по запросам и жалобам]. Гораздо реже используются причины и условия формирования этих девиаций. Предлагаются разнообразные методики, но самыми распространенными являются:

1. опросник М. Кеттела [симптомо-комплексы];

2. тест М. Люшера [сочетание цветов];

3. опросник А.Е. Личко [акцентуации характера]. [См. приложение]

Универсальной считается «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований «Развитие» в 1992 г.).

Она содержит 7 шкал [98 вопросов]. Но данной методикой можно пользоваться при привлечении специалистов.

8 стр., 3620 слов

Психологическая коррекция цели, задачи, содержание

... универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, ... с. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя.— 2 ... задачу, адекватную потенциалу раз­вития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе станов­ления личности ...

Показателем уровня сформированности данного этапа является умение соц. педагога составить психолого- психологическую характеристику трудного подростка и планировать коррекционную работу с ним. На этом этапе решается задача программы, раскрытие положительных качеств ребенка, выявление интересов и увлечений, выявление отрицательных факторов, влияющих на воспитание.

3 этап — продуктивный

Задача данного этапа заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на развитие личности и ее формирование, формирование личностной и социальной компетентности подростков. Коррекцию их негативных поведенческий проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «я», чувство самоуважения, развития способности критически мыслить, принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать выбор, его следует обучать умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить не агрессивным способам реагировать на критику, сопротивление давлению со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

· успешности учебной деятельности;

· эмоционально положительной системы, удовлетворяющей учащихся и их взаимоотношения со сверстниками;

· психологической защищенности, (т.е. знание учащимися своих прав и обязанностей, соблюдение учителями учебно-воспитательного процесса, равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию, соблюдение прав учащихся и самоопределение).

Оказываемая подросткам помощь при соблюдении данных требований позволяет обеспечить равномерное, гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении.

Положительные качества, которые выявляет педагог, являются базовым ориентиром в воспитательной работе. Опираясь на них, педагог может создать конструктивные взаимоотношения. А вера в ребенка восстанавливает у него чувство самоуважения, собственного достоинства.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Коррекционная работа также направлена на:

· оздоровление условий воспитания и развития ребенка;

· устранение неблагоприятного влияния со стороны ближайшего окружения;

· формирование у подростка положительной «Я- концепции»;

· повышение мотивированности обучения, коррекцию его поведенческих реакций;

· развитие способностей и нравственных личностных ориентаций.

Принципы коррекции, которыми пользуется соц. педагог — это дифференцированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность, а функции:

1. восстановительная — восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до дезадаптации;

2. компенсаторная — формирование у подростка стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности;

3. стимулирующая — активизация положительной социально- полезной деятельности подростка, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение педагога к личности ребенка и его поступкам;

4. исправительная — исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры, тренинги, психотерапевтические методики, консультирование).

Все результаты первоначального диагностического тестирования подростков, отметки об участии их в мероприятиях, их поведение на них, изменения в поведении подростков в течение всего периода коррекции отмечаются в индивидуальных картах коррекции. На данном этапе реализуются все задачи программы.

4 этап — заключительный

Задача данного этапа заключается в подведении итогов и результативности. Проводится повторное тестирование, и сравниваются результаты. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка рекомендаций.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector