С прищепками) Гусь крикливый

Тема: «Умные ручки».

Цели:Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи:

. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
· Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
· Развитие зрительного и слухового восприятия.
· Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
· Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
· Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
· Развитие чувства уверенности в себе.

Сроки:3 месяца

Возраст: 2-3 лет

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ:
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи.

Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

13 стр., 6174 слов

Развитие ребенка 2

Что же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые колеблются в пределах "меньше-больше". Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. ...

 

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

 

 

· Непосредственно образовательная деятельность

. Игры
· Индивидуальная работа
· Самостоятельная деятельность
· Прогулка
· Утренняя гимнастика
· Самообслуживание
· Работа с родителями

Ожидаемый результат:

· Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
· Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
· Интеллектуальное развитие детей;
· Пополнение предметно-развивающей среды;
· Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

 

План работы:

Декабрь 1. Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития м. м. р. 2. Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности. 3. Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…» ; Игра пальчиковая «Ёжик» (массажный мячи ); Игра пальчиковая «Бежит ежик по дорожке…». 4. Ознакомление с миром природы. «Синичка» давать представление о зимующих птицах. 5. Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения: «Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика).

«Открути и закрути». 6. Консультация для родителей: «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков 7. Консультация для родителей «Волшебные палочки» Использование в играх с детьми деревянных бигудей для развития общей и мелкой моторики. Январь 1. Развитие речи. Разучивание с детьми игр – заводилок . 2.Познавательно исследовательская деятельность .«Коровушка-матушка» закреплять представление о домашних животных и птицах. 3.НОД по развитию моторных навыков в игре и трудовому обучению «В гости к Мишутке». 4. Игра пальчиковая с волчком, с ковриком «Ёж» 5.Развитие речи. Настольный театр сказка «Колобок» 6. Упражнения с карандашом, палочкой. 7. Настольные куклы. Игра « Моя семья» Февраль   1.Дидагтическая игра по развитию м.м.р.«Прицепи ёжику колючки…» , 2. Пальчиковая игра ( с прищепками) « Гусь крикливый»,»Жук». 3.Ознакомление с миром природы .«Синичка» закреплять представление о зимующих птицах 4. «Воспитатель помогает нам картинки рисовать…» НОД « Покорми птичек».(рисование в нетрадиционной форме).

5. Игра «Собери кукле Кате бусы» 6.Дидактическая игра «Продень и завяжи шнурок». 7. Учить детей крепить платочки к верёвке с помощью прищепок .Игра « Платочки»,С салфеткой «Кошка и мышка» и др. 8. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики». 9 .Оформление стенда для родителей «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».

 

 

Заключение:

В заключении, ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Пальчиковые игры, массаж пальчиков, настольный и пальчиковый театр, позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям.

Проведенная моя работа дала неплохой результат, улучшилась мелкая мускулатура рук, большей части детей заметен скачек в речи, их интеллектуальное развитие.

 

 

Приложение № 1

Планирование работы с родителями по проекту: «Умные ручки»(развитие мелкой моторики рук в младшей группе)

1. Консультация «Ум на кончиках пальцев»; 2. Приобретение материалов для развития мелкой моторики; 3. Фотовыставка «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми); 4. Консультация «Развитие мелкой моторики»; 5. Консультация «Пальчиковые игры»; 6. Консультация «В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

 

Приложение № 2

Художественное слово

Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.

 

С прищепками) Гусь крикливый

Гусь крикливый,

С длинным носом,

Шея словно знак вопроса.

Гусь идёт гулять в луга

И гогочет: «Га-га-га!»

Е.Янушко

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Жук

Жук летит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

Жуж-ж-ж-ж-жит

И усами шевелит!

В. Цвынтарный

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

 

С палочкой, карандашом

Палочку в руках катаю, между пальчиков кручу,

Я сегодня каждый пальчик, быть послушным научу!

Упражнения с карандашом, палочкой

Упражнение №1

Возьмите не отточенный карандаш или палочку, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.

Упражнение №2

Поставить локти на стол. Взять карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.

Упражнение №3

Зажать карандаш в четырех пальцах правой и левой рук в согнутых к ладоням. Наклонить пальцы с карандашами к ладошкам и снова вернуть их на место.

Упражнение №4

Положите руки на стол, ладошками вверх, зажать карандаш в четырех пальцах. Согнуть кисть руки с карандашом и разогнуть ее.

Упражнение №5

Взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вот так вот! А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.

С мячиком «РАЗМИНКА»

 

 

Мячик сильно я сжимаю

И ладошку поменяю.

Сжимать мячик право рукой, затем левой.

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.

Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Передать мяч, удерживаемый большим и указат. пальцами, в соответствующие пальцы левой руки.

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними и т.д.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.

Мячик мой не отдыхает —

Между пальцами гуляет.

Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Ладошками отбивать мяч.

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.

Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

Правой ладошкой катать мяч по левой ладони

Ежик

 

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

* * *

«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипы)

Прижимать каждый палец к массажному мячу

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошки

И пожму его немножко, как сжимает лапой кошка.

Каждый пальчик я прижму, и другой рукой начну.

А теперь последний трюк — мяч летает между рук.

С салфеткой

 

КОШКА И МЫШКА

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак вместе с салфеткой и положить ладонями вниз;

затем медленно разжать кулаки, отпуская салфетку и разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук

отрываются от салфетки, затем кулак или ладонь снова кладутся на салфетку)

И легонько их сжимает —

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на салфетке; локти разведены в разные стороны;

кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки

медленно шагают по салфетке вперед, собирая ее. Мышка (левая рука) убегает:

пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает.

Можно работать с пальчиками попарно, выполняя движения на салфетке:

Этот пальчик мой танцует (указательные),

Этот вот – кружок рисует (средние),

Этот пальчик ловко скачет, будто легкий-легкий мячик (безымянные),

А мизинчик мой малышка ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячок, тот улегся на бочок.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку!

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри!

Я ладошки раздвигаю,

Салфетку пальцами сжимаю!

А потом их разжимаю,

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри!

Стирка

Буду маме помогать,

Буду сам бельё стирать: (трём кулачками друг о друга (в руках салфетка))

Мылом мылю я носки, (провести кулачком по салфетке вперёд-назад)

Крепко трутся кулачки, (трём кулачками друг о друга)

Сполосну носки я ловко (двигать кистями рук вправо-влево)

И повешу на верёвку (поднять руки вверх, кисти согнуть)

С ковриком

Ж

По тропинке в лес идем, прыгаем по кочкам,

А в лесу колючий еж стережет грибочки.

Ты нас ежик не коли, лучше ты нас догони!

С волчком

Для запускания волчка требуется особый навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребёнок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

Он вертелся, он кружился,

Он крутился, он вращался,

И — само собой понятно!

Он в кого-то превращался!

А когда он встал торчком —

Было поздно: стал Волчком!

Не сердитым, не голодным,

Развеселым, беззаботным,

Пестрым, звонким и блестящим —

Словом, самым настоящим

Замечательным волчком!

Сам мечтаю о таком!

— Жу-жу-жу, жу-жу-жу кого хочешь закружу!

Жу-жу-жу, жу-жу-жу — я с ребятами дружу!

— Жу-жу-жу! – жужжит юла. –

До чего же я дошла!

Я уж слишком завертелась,

Мне вертеться расхотелось!

Игры с бусинами

Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагают для нанизывания на верёвочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз – рука».

Игры с мозаикой

Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребёнок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры – шнуровки

В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости.

 

Игра пальчиковая « Семья»

Игра заключается в произнесении потешки:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

 

Приложение № 3