Роектирование работы психолога-консультанта с использованием компьютерных технологий

омпьютерная психодиагностика

Возможности и ограничения компьютеризации на различных этапах психодиагностического исследования. Специальные психодиагностические программы: проблемы разработки, выбора и приобретения. Ведущие производители психодиагностического инструментария.

Процедура проведения методики: точность реализации, обеспечение вариативности, эргономические характеристики. Возможность занесения данных с бланка. Обработка результатов: виды обработки, адресаты, возможности настойки и экспорта в другие программы. Работа с базой данных испытуемых. Ограничение доступа к данным. Проблема автоматизированной интерпретации результатов психодиагностических методик.

Возможности использования универсальных программных средств для компьютеризации психодиагностической работы. Подготовка бланков средствами текстовых процессоров. Обработка результатов психодиагностических методик средствами электронных таблиц: планирование макета таблицы, использование формул для автоматизации расчетов, использование средств для анализа и визуализации данных.

Задания для работы на практическом занятии

Выбрать пример психодиагностической программы, описание на сайте производителя или демо-версию программы по интересующей студента проблеме. Оценить качество реализации, возможности ограничения использования выбранной программы в консультативной практике.

При достаточном уровне владения электронными таблицами – рассмотреть возможности автоматизации обработки данных психодиагностических методик на конкретном примере по выбору студента.

Результаты работы по данной теме составляют основу для подготовки пункта 3 проекта по теме 5.

Литература и источники информации

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2004.

2. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: издательство “Братство”, 1994.

3. Носс И.Н., Васина Н.В. Введение в практику психологического исследования. М., 2004. Гл. 4.

4. Компания ИМАТОН. Методики. http://www.imaton.com/metodiki/

5. Лаборатория «Гуманитарные технологии». Обзор психологических тестов и инструментальных систем. http://www.ht.ru/cms/

нтернет-консультирование

Возможности и ограничения консультативной работы в сети Интернет. Специфика компьютерно-опосредованной коммуникации. Формы организации консультирования в Интернет. Форумы и волонтерская взаимопомощь. Информирование о возможностях и запись на консультацию. Элементы консультирования в режиме открытого общения психолога и клиента. Консультирование с использование электронной почты.

12 стр., 5689 слов

Психокоррекционная программа работы в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО образования ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Социально-педагогический колледж ЦМК технологии и методики социальной работы Психокоррекционная программа работы в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста Студентка 4 курса ...

Ресурсы Интернет, на которых организованы элементы консультативной работы.

Интернет-консультирование с сравнении с очным и телефонным консультированием: возможности и ограничения вербальной и невербальной коммуникации; пространственно-временная организация взаимодействия; публичность, анонимность, конфиденциальность; формальные аспекты взаимодействия.

Задания для работы на практическом занятии

Познакомиться с материалами, размещенными на Интеренет-сайтах, поддерживающих Интернет-консультирование. На основании этих материалов выполнить сопоставление консультирования, в очной и компьютерно-опосредованной форме. При сопоставлении рекомендуется ориентироваться на следующие параметры:

1. Возможности и ограничения вербальной коммуникации.

2. Возможности и ограничения невербальной коммуникации.

3. Пространственно-временная организация взаимодействия.

4. Публичность, анонимность, конфиденциальность…

5. Формальные аспекты взаимодействия (права и обязанности, способы оплаты и др.).

Результаты работы по данной теме составляют основу для подготовки пунктов 2-b, 2-c, 2-d, 4-b проекта по теме 5.

Материалы для ознакомления и информационные ресурсы

  • ФЕДЕРАЦИЯ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ ОНЛАЙН: .
  • Меновщиков В.Ю. Психологическая помощь в сети Интернет. М., 2007. http://flogiston.ru/articles/netpsy/psyhelp_in_internet
  • Меновщиков В.Ю. Интернет-консультирование: краткое практическое руководство. М., 2011.
  • Статьи В.Ю. Меновщикова на портале psyjournals.ru: http://psyjournals.ru/authors/a1728.shtml.
  • Письменные практики в помощь себе и другим: http://www.pismennyepraktiki.ru.
  • Консультации и помощь на сайте психологов:
  • Другие ресурсы по конкретной тематике могут быть найдены студентами самостоятельно через поисковые системы и ссылки с других сайтов.

роектирование работы психолога-консультанта с использованием компьютерных технологий

Возрастные, гендерные и социокультурные особенности как фактор, влияющий на отношение к новым информационным технологиям. Учет этих факторов при планировании и осуществлении работы с клиентами различных групп. Компьютерные технологии как средство социализации людей с ограниченными возможностями.

15 стр., 7286 слов

Курсовая работа — Психология и технология принятия управленческих решений

Курсовая  работа Тема: Психология и технология принятия управленческих решений Содержание Введение         1. Процессы  принятия решений  в  управлении         1.1 Понятие управленческих решений         1.2 Классификация, структура управленческих решений  ...

Новые информационные технологии как социокультурный феномен и его влияние на специфику детства в современных условиях.

Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр как проблемы в консультативной практике. Природа и проявления нефизиологических зависимостей. Диагностика зависимостей от Интернет и компьютерных игр. Возможности консультативной и психопрофилактической работы в отношении зависимостей от Интернет и компьютерных игр.

Возможности и ограничения использования компьютерных технологий при консультировании в отдельных проблемных сферах: профессиональное самоопределение, детско-родительские отношения, межличностное взаимодействие, личностное самоопределение и др.

Взаимодействие психолога-консультанта со специалистами в области информационных технологий: постановка задачи по разработке психодиагностической программы, сайта психологической службы и др. Требования к постановке задачи: формализованность, однозначность, полнота описания. Подготовка материалов для передачи специалисту по ИТ. Специфика взаимодействия между специалистами, работающими в гуманитарной и инженерно-технической сферах.

Публикация психологической информации в печатных и компьютерных формах представления. Подготовка текстовой и графической документации для публикации.

Динамичность развития сферы новых информационных технологий, образование и самообразование в области их использования в профессиональной деятельности.

Задания для работы на практических занятиях

Необходимо разработать проект организации консультативной работы с использованием компьютерных технологий по интересующей студентов проблеме (проблемной области).

Проблема может касаться любой сферы консультативной практики. Можно выбрать проблему из предлагаемых ниже или сформулировать самостоятельно:

14 стр., 6671 слов

Контрольная работа — Технология педагогического разрешения конфликта

 Частное учреждение образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова» Факультет «Социальных технологий» Специальность «Социальная педагогика» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Методика работы социального педагога» Тема: «Технология педагогического разрешения конфликта»                                 ...

Ø Сложности родителей в воспитании детей раннего возраста.

Ø Проблемы становления молодой семьи.

Ø Детско-родительские отношения в ситуации развода родителей.

Ø Супружеские отношения в период беременности и рождения ребенка.

Ø Профессиональная ориентация школьников.

Ø Профессиональная (пере)ориентация в условиях потери работы.

Ø Профессиональная адаптация выпускников вузов.

Ø Конфликты в производственных отношениях.

Ø Конфликты в межличностных отношениях со значимыми близкими людьми.

Ø Тяжелая болезнь близких.

Ø Игровая зависимость близких.

Ø Интернет-зависимость.

Ø Работа, выполняемая в рамках данной темы, направлена на обобщение и систематизацию знаний и умений, полученных при изучении предыдущих тем курса.

Работа над проектом осуществляется индивидуально или в микрогруппе из 2 человек. Итоговый результат оформляется письменно в электронном виде в любом удобном для студентов формате (текстовый файл, презентация и т.п.).

Примерное содержание проекта

  1. Общая характеристика проблемы и потенциальных клиентов, с которыми возможна консультативная работа по данной проблеме.
  2. Интернет-ресурсы, которые могут быть полезны при работе с проблемой.
  1. Какие существующие сайты можно рекомендовать клиентам для самопознания и помощи в самостоятельной работе над проблемой?
  2. Возможно ли компьютерно опосредованное консультирование по данной проблеме? Если да — какие формы взаимодействия могут быть более эффективны, почему?
  3. Какие возможности компьютерно опосредованного взаимодействия могут быть полезны как дополнение к очной (индивидуальное и групповое консультирование и др.) работе с клиентами?
  4. Если существующих сетевых ресурсов для работы с данной проблемой недостаточно, какие еще ресурсы могли бы быть разработаны?

3. Психодиагностическая поддержка консультативной работы по выбранной проблеме.

2 стр., 887 слов

Основные возможности консультативной работы с проблемами беременности

Содержание Введение Глава I. Основные аспекты психологии беременности 1.1. Психофизиология пренатального и перинатального развития 1.1.1. Пренатальное развитие ребенка 1.1.2. Перинатальные переживания 1.2. Отношение будущей матери к беременности и родам Глава II. Психология взаимодействия матери и ребенка 2.1. Представление о взаимодействии матери и ребенка в современной науке 2.2. Направления ...

  1. Какие психодиагностические методики могут быть использованы?
  2. Существуют ли готовые версии компьютеризации необходимых психодиагностических методик? Если существуют, каковы возможности и ограничения их использования в непосредственном и опосредованном взаимодействии?
  3. Есть ли возможность и необходимость для разработки электронных таблиц для проведения диагностики и обработки данных по этим методикам? Если есть, какой может такая таблица? Достаточно ли знаний и умений для ее разработки?

4. Компетентность психолога в работе по выбранной проблеме.

  1. Какие Интернет-ресурсы могут быть полезны для повышения квалификации психолога в работе с выбранной проблемой?
  2. Через какие ресурсы возможно получение профессиональной помощи и поддержки от более опытных психологов?
  3. Каким образом может осуществляться профессиональная коммуникация специалистов, работающих с подобными проблемами, с помощью сети Интернет?
  4. Какие ресурсы могут быть полезны в развитии собственной компетентности в сфере использования компьютерных технологий в работе психолога-консультанта?

После завершения работы над проектом необходимо выполнить вторую (итоговую) самооценку умений, относящихся к данному курсу.

Результаты выполнения проекта и рефлексия работы на всех занятиях (с опорой на самооценку умений) представляется группе для общего обсуждения итогов курса.

Требования к зачету

Для получения положительной аттестации по курсу (зачета) необходимо представить для обсуждения в группе:

· результат выполнения работы по теме 5 — проект организации консультативной работы через сеть Интернет с использованием компьютерных технологий по интересующей студентов проблеме;

· рефлексивный отзыв о развитии умении, относящихся к содержанию курса.