РЛ Раб. пр. ОЗО 2013

Набережночелнинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»

(НЧФ КНИТУ-КАИ)

УТВЕРЖДАЮ

Директор Набережночелнинского филиала

КНИТУ-КАИ

____________ Л.Р. Ягудина

«___"___________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(указывается индекс и наименование дисциплины по учебному плану в соответствии с ГОС)

Руководство людьми

Рекомендуется УМЦ КНИТУ-КАИ для направления

(специальности)

Направление Конструкторско-технологическое обеспечение машино-строительных производств

151 900

(указывается их номер и наименование)

форма обучения ______________очная____________________________________

(очная, очно — заочная, заочная)

Набережные Челны 20____ г.

  1. Цели и задачи дисциплины

Цель: формирование у студентов компетенций, необходимых для руководства людьми на уровне линейного менеджмента.

Задачи:

  • ознакомление с основными положениями менеджмента, управления персоналом, психологии личности и управления;
  • формирование установки на обязательный учет особенностей психологии личности и группы в управленческой деятельности;
  • формирование способности осуществлять управленческое воздействие.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

(требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины).

В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:

А) Универсальные компетенции:

Общенаучные:

  1. способность к анализу и моделированию содержания и процесса исполнения функций управления;
  2. готовность применять основные теории мотивации, лидерства и власти к анализу практических управленческих ситуаций и разработки управленческих решений.

Инструментальные:

7 стр., 3497 слов

Рабочая программа дисциплины Психология управления

... деятельности Структура и содержание дисциплины психология управления. Название модуля 1: Предмет психологии управления. Личность и профессиональное ... учащихся с психологическими основами менеджмента, формирования коллектива, взаимодействия и управления с учетом психологических особенностей (стиля ... : различными способами разрешения конфликтных ситуаций. Требования к модульно-балльному контролю Баллы за ...

  1. готовность к работе с управленческой информацией из различных источников;
  2. способность к организации командного взаимодействия, в том числе и с лидерских позиций;
  3. способность к работе с конкретными ситуациями с использованием управленческого инструментария;
  4. готовность осуществлять межличностное деловое общение различных форматов;
  5. способность к принятию индивидуальных и групповых управленческих решений.

Социально-личностные и общекультурные:

  1. способность оказывать влияние и убеждать;
  2. способность к эмпатии и ассертивному поведению;
  3. умение учитывать личностные и профессиональные ценности членов группы;
  4. готовность конструктивно оценивать свое поведение и поведение других.

Б) Профессиональные компетенции

  1. осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;
  2. готовность к разработке процедур и методов контроля;
  3. способность применять различные методы мотивации и влияния в практических ситуациях; И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  4. способность эффективно организовать групповую работу на основе

знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

  1. готовность применять различные стили разрешений конфликтных ситуаций;
  2. способность к анализу и проектированию межличностных, групповых

коммуникаций.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

III

Общая трудоемкость дисциплины

72

72

Аудиторные занятия

8

8

Лекции

8

8

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

и (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

-

-

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

и (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет

(в первой графе таблицы указываются виды аудиторных и самостоятельных занятий студентов. Во второй графе указывается общая трудоемкость дисциплины в часах в соответствии с ГОС ВПО, объем аудиторных и объем самостоятельных занятий — в соответствии с учебным планом. В третьей графе указываются количество часов в каждом семестре по каждому виду учебной работы и вид итогового контроля по дисциплине).

  1. Содержание дисциплины.
    1. Тематический план.

пп

Наименование тем

Лекции

ПЗ

(или С)

ЛР

I МЕСТО И РОЛЬ ЛИНЕЙНОГО МЕНЕДЖЕРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1

Основы деятельности линейного менеджера.

1

-

-

2

Место линейного менеджера в системе управления персоналом организации

1

-

-

II Основы психологии управления

3

Личность как объект и субъект управления. Руководство и лидерство.

1

-

-

III Функции линейного менеджера

4

Функции менеджера: планирование и организация.

1

-

-

5

Функции менеджера: мотивация, контроль и оценка деятельности персонала.

1

-

-

6

Основы разработки управленческих решений.

1

-

-

IV Управление поведением персонала

7

Эффективные коммуникации в организации

1

-

-

8

Управление конфликтами в коллективе

1

-

-

8

-

-

(В графах обозначающих предусматриваемые виды занятий проставляется

знак *).

  1. Содержание тем.

пп

Наименование тем

Аудиторных занятий

Самостоятельной работы

I МЕСТО И РОЛЬ ЛИНЕЙНОГО МЕНЕДЖЕРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1

Основы деятельности линейного менеджера. Менеджмент как вид профессиональной деятельности. Основные функции менеджмента. Основные функции менеджмента в концепции Кайдзен. Модель менеджера. Модель мастера ОАО «КАМАЗ». Функционал мастера (R&R).

1

4

2

Место линейного менеджера в системе управления персоналом организации

Основные концепции управления персоналом. Управление персоналом как система. Принципы и методы менеджмента управления персоналом.

Основные технологии управления персоналом: планирование кадрового состава, найм, адаптация, обучение, оценка персонала, управление карьерой персонала, управление конфликтами.

Разделение полномочий между линейным менеджером и службой управления персонала.

1

4

II Основы психологии управления

3

Личность как объект и субъект управления.

Социально-психологические характеристики личности руководителя. Личностные качества успешного руководителя. Типология руководителей. Решетка менеджмента.

Руководство и лидерство.

Стиль руководства и лидерство. Концепции лидерства. Теория лидерских качеств. Подходы к определению стиля руководства: концепция лидерского поведения. Концепции ситуационного лидерства: модель Фидлера, модель Херсея и Бланшара, модель лидерства «Путь-цель» Хауза и Митчела.

1

4

III Функции линейного менеджера

4

Функции менеджера: планирование и организация.

Сущность и виды планирования. Технологии планирования. График Ганта. Целеполагание в деятельности линейного менеджера. Построение дерева целей. Требования к целям в процессе принятия управленческих решений. Метод SMART. Критерии достижения целей. Определение критериев достижения целей.

Делегирование полномочий в деятельности менеджера. Основные цели и ситуации делегирования.

Правила делегирования.

Стандартные задачи — основа непрерывного совершенствования и делегирования полномочий сотрудникам.

1

6

5

Функции менеджера: мотивация, контроль и оценка деятельности персонала.

Понятие мотивации и ее роль в достижении целей управления. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Методы нематериальной мотивации персонала.

Необходимость и сущность контроля как функции управления. Виды и процесс контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля.

Деловая оценка персонала, его сущность и виды. Содержание и виды оценки персонала. Оценка труда специалистов и руководителей. Оценка профессионального поведения и личных качеств работников.

1

6

6

Общая характеристика управленче­ских решений Инструменты разработки управленческих решений. Основы теории ограничения Э. Голдратта. Пять сфокусированных шагов. Метод «Барабан-буфер-веревка». Технологии построения Дерева текущей реальности, Дерева перехода, Дерева будущей реальности.

Методы групповой работы (мозговой штурм, метод фокальных объектов)

1

4

IV Управление поведением персонала

7

Эффективные коммуникации в организации

Сущность коммуникационного процесса, его роль в управлении. Уровни коммуникаций. Коммуникационные сети. Модель коммуникационного процесса и проблемы, возникающие при ее функционировании. Межличностные и организационные

барьеры в коммуникациях, способы их преодоления. Понятие коммуникативной компетентности.

Конструирование эффективных коммуникаций.

1

4

8

Управление конфликтами в коллективе.

Роль конфликта и факторы, определяющие развитие конфликта в коллективе. Функции, типы, уровни и модель конфликтов. Управление конфликтной ситуацией. Этапы эффективного управления конфликтной ситуацией. Методы управления конфликтами. Карта конфликта. Дерево разрешения конфликтов (Теория ограничений Э. Голдратта).

Структурные методы разрешения конфликтов. Межличностные методы разрешения конфликтов. Матрица межличностных стилей разрешения конфликтов. Переговоры. Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации.

1

4

Итого

8

(указывается название каждой темы, ее содержание и объем в часах аудиторных занятий/самостоятельной работы).

  1. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Управление конфликтами в коллективе»

  1. Изучить теоретический материал в папке «Теория»: файлы «Решение конфликтных ситуаций», «Структура конфликта».
  2. Подобрать из своего опыта или опыта своих знакомых 4 случая конфликтных ситуаций на производстве. Варианты конфликтов: между работниками, между линейным руководителем и работником/работниками, между линейным руководителем и вышестоящим руководителем. Примеры см. в файле «Примеры конфликтов».
  3. Провести анализ конфликта. Для этого использовать один из инструментов из папки «Теория»: «Инструменты решения конфликтов»: карта конфликта, диаграмма разрешения конфликтов, ЧК КПСС.
  4. Найти решение конфликтной ситуации.
  5. Оформить работу.

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
  1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

  1. Егоршин Основы управления персоналом.
  2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента//Учебник. — М.: Вильямс, 2009. — 672 с.

б) дополнительная литература:

(указываются издания, в том числе и периодические).

  1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с.
  2. Детмер У. Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершен-

ствованию / Уильям Детмер; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс,

2008. — 444 с.

  1. Голдратт Э. Цель-2. Дело не в везении. — Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2011.- 280 с.
  2. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник для вузов / А. Я. Кибанов; МО и науки РФ; Гос. ун-т управления .— М.: ИНФРА-М, 2005 .
  3. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учеб. пособие .— М.: Финансы и статистика, 2002 .
  4. Десслер Г. Управление персоналом = Human resource management / Г. Десслер; Пер. с 9-го англ. изд. Д. П. Коньковой; под ред. И. М. Степанова .— М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2004 .
  5. Лайкер Д. Дао TOYOTA = The Toyota way: 14 Management Principles from the World s Greatest Manufacturer: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Д. Лайкер; пер. с англ. Т. Гутман .— 3-е изд .— М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  6. Нематериальная мотивация персонала: метод. пособие / [гл. ред. О. Лобанова] .— М.: МЦФЭР, 2008.
  7. Психология управления персоналом: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. В. Батаршева, А. С. Лукьянова .— М.: Ин-т психотерапии, 2005.
  8. Шекшня С.В. Стратегическое управление персоналом в эпоху интернет: Учеб.-практич.пособие .— 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.
  9. Глазов М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента: учебник / М.М. Глазов— М: СПб, 2007 .— 251 с.
  10. Лобанова О.Н., Нематериальная мотивация персонала: метод. пособие / О.Н. Лобанова.- М.: МЦФЭР, 2008 .— 95 с.

  1. Средства обеспечения освоения дисциплины:

(указывается перечень обучающих, контролирующих и расчетных компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов).

ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. http://www.kamaz.ru/ru/company/staff/ — информация об управлении персоналом в ОАО «КАМАЗ»
    2. www.ITeam.ru -портал технологии корпоративного управления;
    3. www.hr.ru — информационный портал для HR-специалистов;
    4. www.kadrovik.ru — официальный сайт союза кадровиков, электронные каталоги журналов «СПРАВОЧНИК КАДРОВИКА» и «СПРАВОЧНИК ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ»;
    5. www.hrm.ru — ресурс посвящен управлению персоналом, кадровому менеджменту;
    6. www.hrdigest.ru — Ежемесячный дайджест о мире HR;
    7. www.HR-Journal.ru — Электронный журнал про управление персоналом;
    8. www.HR-Portal.ru — сообщество HR-профессионалов;
    9. www.hr-news.info — Сайт для менеджеров по персоналу и всех, кто интересуется рынком труда (кадровый менеджмент, новости рынка труда и др.).
  1. http://www.up-pro.ru/library/production_management/jit/ — сайт по Теории ограничений
  2. — сайт по Теории ограничений
  3. сайт по Теории ограничений

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

(указываются специализированные лаборатории и классы, основные приборы, установки, стенды).

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экран

Флип-чарт

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

(включаются в программу по усмотрению разработчиков).

Дисциплина включена в образовательную программу по рекомендации работодателя — ОАО «КАМАЗ». Преподавание дисциплины носит практико-ориентированный характер, который заключается в задаче формирования практических навыков в области руководства людьми, изучении дисциплины на примере практики ОАО «КАМАЗ», участии сотрудников ОАО на отдельных занятиях.

Теоретической основой обучения по дисциплине являются основные положения проблемного обучения, направленного на развитие самостоятельности студентов и заключающегося в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности студентов и преподавателя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении студентами в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

В методике преподавания данной дисциплины рекомендуется выбор таких видов лекций, как лекция-беседа и лекция с решением конкретных ситуаций. Участие (внимание) слушателей в данных видах лекций обеспечивается путем вопросно-ответной беседы с аудиторией или постановки проблемного задания.

Для обеспечения готовности студентов к лекциям такого типа необходима организация их самостоятельной подготовки по предварительно поставленным вопросам и указанным материалам.

Практические занятия должны представлять собой целевое, прагматическое обучение. В них могут гармонично сочетаться подача нового материала преподавателем и активная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов над решением поставленных проблемных задач под руководством преподавателя на лекциях и практических занятиях осуществляется в парах и группах. В начале изучения курса необходимо ознакомить студентов с правилами подобной работы.

Средства обучения: студентам предоставляется УМК по дисциплине. Каждый учебный модуль УМК содержит текст лекции, слайд-презентацию и материалы для самостоятельной работы. Материалы для самостоятельной работы студентов предназначены для подготовки к следующей лекции и подготовке инструментов УП для практической недели.

Для закрепления учебного материала студенты могут так же использовать электронные учебники, периодические издания, а также материалы Интернет-сайтов.

8.Вопросы к зачету*

  1. Менеджмент как вид профессиональной деятельности.
  2. Основные функции менеджмента.
  3. Основные концепции управления персоналом.
  4. Основные технологии УП.
  5. Методы управления персоналом.
  6. Роль линейного менеджера в управлении персоналом.
  7. Психологическая структура личности.
  8. Социально-психологические характеристики личности руководителя.
  9. Типологии руководителей. Решетка менеджмента.
  10. Руководство и лидерство.
  11. Концепции лидерства.
  12. Функции менеджера: планирование и организация.
  13. Технологии планирования. График Ганта.
  14. Целеполагание в деятельности линейного менеджера.
  15. Построение дерева целей.
  16. Требования к целям в процессе принятия управленческих решений. Метод

SMART.

  1. Делегирование полномочий в деятельности менеджера.
  2. Правила делегирования.
  3. Общая характеристика управленче­ских решений.
  4. Инструменты разработки управленческих решений в теории ограничения Э. Голдратта.
  5. Понятие мотивации и ее роль в достижении целей управления.
  6. Содержательные теории мотивации.
  7. Процессуальные теории мотивации.
  8. Основные системы вознаграждения.
  9. Необходимость и сущность контроля как функции управления.
  10. Характеристики эффективного контроля.
  11. Деловая оценка персонала, его сущность и виды.
  12. Инструментарий и процедуры оценки персонала.
  13. Сущность коммуникационного процесса, его роль в управлении.
  14. Межличностные и организационные барьеры в коммуникациях, способы их преодоления.
  15. Роль конфликта в управлении персоналом.
  16. Функции, типы, уровни и модель конфликтов.
  17. Методы управления конфликтами. Карта конфликта.
  18. Дерево разрешения конфликтов (Теория ограничений Э. Голдратта).
  19. Методы групповой работы.
  20. Коммуникация в коллективе.

*Ответ по каждому вопросу необходимо иллюстрировать примером из практики управления персоналом в ОАО «КАМАЗ». Для подготовки к зачету, в том числе, рекомендуется использование официального сайта ОАО.

Программу составили:

_____________________ Ф.И.О., ученое звание, вуз

_____________________

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры _________

«____» ______________200__г., протокол №_____.

Зав. кафедрой* _____________________

(подпись) Ф.И.О.

*При необходимости добавляется заведующий выпускающей кафедрой

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector