Размышления на тему воспитания, образа-ВАЯ-ния, педагогической судьбы и педагогических проектах — позициях в современных условиях

Статья

МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ?!

размышления на тему воспитания, образа-ВАЯ-ния, педагогической судьбы и педагогических проектах — позициях в современных условиях

Вот это тема…

Сегодня тема воспитания и образования одна из самых обсуждаемых и в обществе и в СМИ. Психологическое состояние членов семей, поступков отдельных людей, становятся основой телевизионных ток-шоу, с артистами –экспертами и многомиллионной аудиторией: «Прямой эфир», «Мужское и женское», «Пусть говорят», «Дом-2» и т.д.

С одной стороны мы становимся лишь свидетелями чужих историй, чужого мнения, но с другой стороны истории чужих, чаще низкопробных поступков, наносят непоправимый вред формированию здоровой психики и духовного состояния молодежи. «Состояние информационно- психологической среды близко к экологической катастрофе» (Безносюк Е.В. А вот где найти родителям ответы на вопрос: «Что такое здоровая психика? Духовное состояние? Какие условия воспитания необходимо создать для гармоничного воспитания ребенка?» Сегодня эти предельные вопросы являются самыми актуальными. «Проблемы прогнозирования жизненного пути собственных детей находятся в центре внимания родителей. Родители, думая о будущем своих детей, стремятся создать условия для развития их личности и дарований. Модели будущего (осознаваемые или неосознаваемые) проявляются в разумных или неразумных ожиданиях и в конечном итоге определяют конкретные судьбы детей.» (Соловьев Г.Е.к.п.н., доцент УдГУ).

Для того, чтобы уметь прогнозировать, моделировать осознаваемое будущее, необходимо обозначить точку бифуркации, благодаря которой станет понятной трансформация общественного сознания в отношении школы и воспитания; условия, в которых мы реализуем педагогический запрос, сопровождение детей, с определенными мировоззренческими, концептуальными основами. Новые приоритеты под названием «новое педагогическое мышление», появившееся на рубеже 80-90-х годов на основе гуманистических ориентиров Запада, « которые воплощают в себе непреходящие общечеловеческие ценности духовной жизни: человек как самоценность высшего порядка, труд, мир, свобода, справедливость, равенство, добро, истина и красота», оказались не приняты большинством россиян. Обобщенные представления мирового сообщества об облике человека XXI века, «появление новых концептуализированных педагогических знаний, многочисленных авторских систематик, построенных по разным, часто внутренне противоречивым основаниям», желание войти в «многомерный (!!!) мир развитых стран», теряя преемственность поколений и здравый смысл – не согласовывались ни с педагогами, ни с родителями. Стоило ли это судеб наших воспитанников и педагогов?.. Пространство семьи и школы также теряют педагогическую культуру и компетентность по причине разнородности и разнонаправленности процессов в образовании.

9 стр., 4129 слов

Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

... воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа ... воспитанникам условия для обучения, воспитания, ... детей отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Страдают все стороны ... состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарногигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания ...

Островки педагогической мудрости авторских школ для большинства семей далеки и не доступны. Педагоги традиционных школ, находясь в плену современных вызовов, лишены времени на рефлексию, педагогическое наблюдение, разговор c ребенком. Значительная часть родителей приняли педагогические факты новой общественной формации: «массовое потребление», «менеджеризация», «знания — товар»,и мн. др., подпали под их влияние, не смогли найти ответов у школы. Во многом это оказалось причиной того, что граждане родители не смогли усмотреть среди вызовов времени разрушение института семьи и своевременно самоорганизоваться для осознания и противодействия. Как следствие — мы имеем повсеместно нарушение педагогических условий воспитания в семье и возникновение разного рода зависимостей, не только от психоактивных веществ, психоэмоциональных состояний, но и серьезные медицинские проблемы, в том числе нарушение пищевого поведения, аллергия, ожирение, сколиозы и т.д.

Итак, по общепринятой классификации педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной среды) интересными для нашего разговора становятся не теории, а среда (условия), в которой происходит формирование педагогического запроса, вызовы, из-за которых возникает трансформация педагогического мышления в том числе.

 

Задуматься, пока не поздно.

В условиях глобализма и системного многокомпонентного кризиса одним из главных вызовов, к которому оказались не готовы педагоги – это превращение знаний в товар, который можно продать; образование превратить в услугу. Как следствие, стала исчезать собственно педагогическая деятельность, т.к. эта деятельность в педагогическом сообществе строилась сообща, с чувством собственного достоинства, не на конкурентной основе, без премиальных конкурсов и унизительного порой накопления положительных справок и грамот (пресловутое портфолио).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Ранее школа притягивала в свое пространство профессионалов-альтруистов. Педагоги работали, умели видеть и понимать «образовательную сферу»; сегодня все говорят, видят, и очень больно воспринимают «образовательную систему».

Что произошло? «Уходит » точка сборки образовательной сферы – атмосфера. Достраивается современный каркас системы образования, в котором есть многое, нет атмосферы.

Чтобы управлять в образовательном пространстве, чиновнику сфера (атмосфера) не нужна, нужен регламент, система. Только вот почему-то после выхода из образовательной организации повышенного уровня, особенно ВУЗов выпускники стали выбирать «заграницу»; страна теряет отличных специалистов в самых разных областях. В начале 90-х, стремясь уйти от оценочности, общество получило размывание нравственных категорий –«плохой», «хороший» человек, из-за которых возник новый вызов – троллинг…

Вспомним Г. Ибсена:

«Черное белым слывет, уродство слывет красотой…

Великое малым, а грязь чистотой…

Под солнцем все люди объяты одним,

Твердят: «Человек, будь собой самим!»
У нас же в горах говорит любой:

«Тролль, упивайся самим собой!»…

И, пока мы разбираем близкие нам образовательные условия, за его пределами происходят не менее интересные, взаимоисключающие процессы: полстраны строит рыночную экономику, насаждает основы капитализма в дошкольных учреждениях в том числе, а другая половина готовит программы на основе духовно-нравственных традиций.

Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии ИПО Тверского университета В.П. Анисимов считает, что анализировать состояние современного отечественного воспитания и образования трудно, т.к.:«В новых условиях современная педагогическая наука не имеет четкого определения, кто такой «ребенок»; нет надстройки по мировоззрению «Человек», нынешнее управление – исполнители, для которых не важна формулировка вопроса «что воспитываем?» (т.к. стоят задачи коммерциализации и бюрократизации. Учитель не может быть «сформулирован»! Для образо – ВАЯНИЯ необходимы условия и образы –творческие ориентиры!»

2 стр., 664 слов

Воспитание человека

3 Тема: Воспитание человека. Человек как предмет воспитания. Цели воспитания. Структура воспитательного процесса. Способы воспитательного воздействия на человека. Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание ...

Государственные законодательные документы: Национальная доктрина образования, Стратегия воспитания до 2025г., Концепция дополнительного образования, ФГОСы, определяя цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на период до 2025 года, демонстрируя решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, — не учитывают главного, того, что отсутствуют основополагающие нравственные условия педагогического процесса, (к ним относится и сфера, и атмосфера), игнорируется сама природа Учителя, которого нельзя сформулировать, отформатировать!

Переход РФ на Болонскую систему образования в 2003г. изменил запрос на воспитание, вот причина отказа от монометодологических установок и деформации условий развития педагогической науки, ухода педагогической атмосферы, трансформировавший педагогическое мышление.

Современные зарубежные концепции и теории воспитания, образования имеют свои четкие ориентиры, которые отражают образы социоэкономических и этических проблем капитализма, порожденные их науками: прагматизм, неопозитивизм (логический эмпиризм, новый гуманизм), экзистенциализм (философия существования), бихевиоризм – это система взглядов, порожденная их историей и культурой — безудержно прагматичная и рациональная, в буквальном смысле без-образная. Даже в гуманистическом подходе, где смысл воспитания: « разбудить собственные стремления ребенка к самоактуализации» –это нечто другое, чем наша гуманная педагогика по Ш.А. Амонашвили, в которой все участники образовательного процесса наполняются любовью, творящим терпением, вдохновенным отношением к самой жизни и учатся летать!

В своей статье «Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающей теории науки » Элизабет Штрёкер отмечает, что: «Науки не являются просто теоретическими системами высказываний, не являются они и просто гипотезами, подлежащими подтверждению или опровержению путем наблюдений и экспериментов. Ибо они неуклонно детерминируют, изменяют и видоизменяют не только наш интеллектуальный мир, но также социальный, экономический и политический мир. И это быстро растущее практическое влияние наук заставляет современную философию все более и более вовлекать в оборот социоэкономические и этические проблемы, порождаемые этими науками, а не когнитивные проблемы, рассмотрение которых имеет больше теоретическую ценность».

2 стр., 805 слов

Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, ЧПК2

Содержание 1. Принципы, задачи и содержание воспитания и обучения детей с нарушенным слухом 3 2. Картотека игр и упражнений для детей с нарушенным зрением 6 4. Обзор адаптированной программы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (УО) 17 5. Задачи и содержание работы по развитию речи в дошкольных учреждениях компенсирующего вида (для детей с фонетико-фонематическим ...

На Третьем международном Конгрессе «Производство, наука и образование России: новые вызовы» (ПНО -III), в котором принимал участие Конгресс работников образования, науки, культуры и техники (КРОН) 26-27 ноября 2016г. в Москве, отчаянно и революционно на пленарной конференции, звучало:

1. «Важнейшим препятствием современного образования(воспитания) является имитация образования. Очередная кукуризация всей страны! Закрываются исследовательские, творческие проекты, сориентированные не на услуги, а на развитие, созидание!»( Ж.Т. Тощенко, доктор эк. наук, профессор, член-корреспондент РАН, зав. кафедрой теории и истории социлологии РГГУ, г. Москва).

2.«Образовательная система и сообщество поражено вирусами коммерциализации, бюрократизации и менеджеризации!» (Н.Г. Яковлева, к.э.н., вн.с., Институт экономики РАН, ИНИР имени С.Ю. Витте, г.Москва).

3. «Необходимо говорить о дебюрократизации образования: полстраны работает, другая — контролирует!» (Смолин О.Н., д.ф.н., академик РАО, первый заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по образованию и науке);

Педагогика – как наука о законах воспитания и образования человека, способна показать на примерах ключевые ошибки, совершенные в результате неуспешной передачи опыта старшего поколения младшему. Любой кризис, в том числе экономический, военный выявляет системную педагогическую ошибку, допущенную при формировании мировоззрения того или иного агрессора.

В Резолюцию Конгресса экономисты, преподаватели высших школ вносили предложения по возложению уголовной ответственности за провальные реформы. Представители высших школ говорили о том, что «система реформирования начала менять сущность человека, уничтожая самого человека»; «дорожные карты», эффективные контракты, дистанционное образование в Америке провалились.

23 стр., 11326 слов

Психолого-педагогическое воспитание приемных детей

... .- С.8 - 12. 7.Дзугаева, А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей//Народное образование.-2001.-№7.-С.174-179. .Иванова, Н. П ... людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием ...

«Необходим контакт, живое человеческое общение, конверциализация научных достижений. Американские ученые еще в 1992г. создали документ «Трансгуманизм», в котором перешли на рассмотрение новой классификации подвидов людей: элита, человек-ресурс, капитал, биологический объект» (О.Н. Четверикова, к.и.н., доцент, факультет международных отношений, МГИМО).

Может, задумаемся, пока не поздно?!

Какие будут предложения?

В структуре педагогического знания ученые начали выделять отдельную научную область – педагогику судьбы (прикладная философия), которая организует педагогический процесс, ориентированный на решение смысложизненных вопросов человеческого бытия. «Критерием эффективности деятельности педагога является содействие развитию человека к своей судьбе…Задача педагога заключается в освобождении от навязанной судьбы (!!!) и переводе воспитанника к свободной, основанной на самостоятельности и свободном выборе…Ориентировочно можно выделить следующие показатели свободной судьбы: позитивная самооценка; удовлетворенность жизнью и выбранным делом; творческое отношение к жизни (деятельности); высокая продуктивная деятельность.» (Г.Е. Соловьев «Педагогика судьбы»).

Сам процесс «образо-ВАЯ-ния» (Анисимов В.П.) полон не научных умозаключений, а понимания, что «каждый текст (развитие ребенка, беседа с учителем, высказывание по поводу…) является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он создан).

Это то в нем, что имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории. По отношению к этому моменту все повторимое и воспроизводимое оказывается материалом и средством. Это в какой-то мере выходит за пределы лингвистики и филологии» (Бахтин М.М.).

Диалог, как процесс, педагогическое соучастие в развитии мировоззрения, символические тексты ребенка всегда будут более интересными для думающего педагога, чем сбор персонифицированных данных и отчетность новой системы образования. В гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили педагог-это воин Света, соратник Бога!

И, может быть, когда-нибудь идеи воспитания человека будут осознанны обществом как национальная идея, во имя которой возникнет общественная потребность в родительской культуре и компетенциях, совершенно иные принципы будут закладываться в экономике и политике…

За годы безграничных реформ многим стало понятно, что профессия «Человек» самая трудная, редкая, в которой без зарплаты и похвальных грамот необходимо сиюминутно не только сдерживать вызовы, но и обретать единомышленников среди родителей, общественных организаций. Активная помощь родителей школе является важным резервом повышения эффективности учебной и воспитательной работы педагогического коллектива.

12 стр., 5882 слов

Специфика личностного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях приюта, как объект социаль

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского Факультет социальной работы Научная работа (секция «Гуманитарные науки») Специфика личностного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях приюта, как объект ...

Приближаясь к практическим вопросам каждодневной педагогической действительности, хочется призвать коллег не дожидаться, когда объективные требования времени трансформируются по инициативе государства в объективную реальность (времени пройдет, видимо, очень не мало), а начать работу уже сегодня…во главу угла должна быть поставлена главная цель (ответ на вопрос : «Зачем?») – формирование общественно-значимого мировоззрения – основы будущего нашей страны» (Кривоборский В.Е. ректор С-Петербургской Академии права и бизнеса «Сборник научных трудов» ).

Сегодня Удмуртская Региональная Ассоциация «Родительская забота» в ответ на современные вызовы предлагает свои социальные проекты,(в реализации которых принимают участие не только педагоги и психологи, но и медики, представители конфессиональных служб) для:

— организации активного воспитательного взаимодействия Школы и родителей, на основе единых моральных и педагогических требований к ребенку – «Абонемент «Учимся быть родителями!»

— установления отношений взаимного доверия и уважения между школой и родителями в целях создания условий для диалогового пространства взрослых и детей — «Педагогические вечера «На стороне ребенка»;

— социализации детей и обеспечения осознанного отношения к получению образования – «Скорая педагогическая помощь «На стороне подростка».

Педагогические просветительские площадки для родительских сообществ должны работать систематично, профессионально, на договорной основе, включать всестороннее рассмотрение вопросов воспитания и обучения.

А также, есть Федеральный закон №13 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», 2003г., в которой прописано, что органы ТОСа «социально-педагогическая зона», предполагается работа с детьми и семьями по месту жительства, реализация гражданских инициатив. Возможно, что именно в сотрудничестве с территориальным общественным самоуправлением стало бы реальным создать пункты скорой педагогической помощи для срочного консультирования и родителей и детей. Остается лишь малое – найти инициативных граждан…

Ценностное мировоззрение, в наше трудное время, построенное по формуле Ш.А. Амонашвили «Любовь воспитывается любовью. Личность воспитывается личностью. Благородство воспитывается благородством» — это образ-ориентир, осознав который необходимо собраться гражданскому сообществу в долгий, интересный, педагогический Путь!