Публичный отчёт о работе

Гкоу со «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Школа-интернат № 18» г. Екатеринбурга

За 2011-2012 учебный год

На основании анализа работы школы за 2010-2011 учебный год коллектив школы выдвинул на 2011-2012 учебный год следующие воспитательные, образовательные, коррекционные и развивающие задачи, предусматривающие:

  • формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и соответствующей возрасту целостной картины мира;
  • способствование личностному развитию воспитанника школы-интерната через организацию проектной деятельности детей всех возрастных групп;
  • создание оптимальных условий для укрепления физического, психического и интеллектуального развития обучающихся;
  • создание психолого-педагогических условий для профилактики отклонений в развитии и поведении учащихся.

Кроме того, были поставлены задачи, направленные на:

  • раскрытие творческого потенциала учителя;
  • постоянное повышение профессионального роста педагога;
  • стимулирование педагога в применении современных информационных технологий.

Эти задачи решались через коррекционно-развивающую направленность в образовании учащихся.

В работе с учащимися школа-интернат № 18 руководствуемся Законом РФ «Об образовании», методическими рекомендациями, письмами Министерства образования РФ, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Уставом школы-интерната, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

Учебный план школы на 2011-2012 учебный год был составлен на основе Базисного учебного плана общего образования детей с задержкой психического развития (пр. № 10-д от 23.03.2006 г.).

Коррекционная направленность обучения обеспечивалась набором базовых учебных предметов, которые составляли федеральный и школьный компоненты учебного плана. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществлялось учителями на всех уроках и позволило обеспечить усвоение учебного материала.

Главным направлением деятельности нашей школы является коррекционно — педагогическая деятельность, как планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создание необходимых условий его формирования и развития, способствующий полноценной интеграции ребенка в социум. Основываясь на Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования, концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, на Региональном (национально — региональном) компоненте Государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области 2006 года, где подчеркивается главная цель- образование полноценного Человека, позволяющее каждому самоопределиться, самореализоваться, определить пути и темп саморазвития и, исходя из контингента учащихся, школа-интернат выделяет в своей образовательной деятельности содержательную линию «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности».

6 стр., 2603 слов

Техники управления учебной деятельностью учащихся

... участников» [2]. Рассмотрим управление учебной деятельностью учащихся на основе концепции А. Маслоу, ... Материалы конференции "Психолого-педагогическая наука в практике современного образования". – М. : ПЕР СЭ, 2004.– ... многие исследователи стараются решать как общие педагогические проблемы, так и ... ]. «Характеристика безопасности образовательной среды школы в соотношении с категорией психологического ...

Федеральный компонент ГОСа просматривается через все обязательные дисциплины, через гарантированное достижение каждым учеником определенного заранее, заданного уровня базовой подготовки.

Основными направлениями образования были выделены следующие:

— гуманизация,

— индивидуализация,

— формирование здорового образа жизни,

— коррекция и реабилитация.

Школа — интернат предлагает надпредметный способ реализации приоритетной линии ГОСа Р(НР)К «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности» через занятия для учащихся 1 и 2 ступеней:

  • ритмикой,
  • экологией,
  • спортивными занятиями,
  • парикмахерского искусства «Золушка»,
  • изобразительного искусства,
  • мастерской «Ремонтники».

Основные целевые приоритеты региональной образовательной политики выражаются через содержательные линии. Шесть содержательных линий позволяют создать условия, необходимые для самоопределения выпускников, реализуются через образовательные программы каждого предмета Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Регионально (национально — регионального) компонента и школьногокомпонента.

10 стр., 4675 слов

Сущность и содержание интегрированного подхода к обучению учащихся начальных классов

13 УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Факультет повышения квалификации специалистов образования Кафедра частных методик Выпускная работа СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Кушнерёва А.Г. слушатель базовых курсов для учителей ...

Учебный план и программа школы предусматривали выполнение государственной функции школы — обеспечение базового основного образования, способствование полноценному психическому и личностному развитию воспитанников школы-интерната через коррекционную направленность на уроке и во внеурочной деятельности, а также поддержание и укрепление физического и психического здоровья учащихся.

Главным условием для достижения этих задач являлось включение каждого воспитанника на каждом занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей.

В 2011-2012 учебном году школа работала в режиме 6-дневной недели, в школе занималось 25 классов и обучалось 275 учащихся.

Первая ступень обучения (1 — 4 кл.)

Первая ступень обучения (1 — 4 кл.) – 12 классов. Педагогический коллектив начальных классов ставил перед собой задачи:

  • продолжить изучение традиционной программы «Планета Знаний»;
  • адаптировать данную программу на учащихся с задержкой психического развития;
  • обеспечить реализацию индивидуально-личностного подхода к процессу повышения квалификации и мастерства учителей;
  • повысить качество уроков с целью усиления его развивающих функций;
  • осуществлять содержательную и методическую преемственность в работе начального и среднего звена школы.

Индивидуальные личностные особенности учащихся, динамика развития ребенка отслеживались и отражались в специальной документации: индивидуальных картах развития школьника, перспективных планах коррекционной работы, графиках срезов знаний, анализах контрольных работ и срезов знаний, техники чтения. Исходя из этого, планировалось дальнейшая учебная, коррекционная и воспитательная работа.

Вторая ступень (5-9 кл.)

На второй ступени обучения – 13 классов. Педагогический коллектив школы ставил перед собой следующие задачи:

  • использование форм, методов и приемов коррекционно-развивающего обучения педагогической деятельности с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование мотивационной сферы учащихся;
  • развитие активной саморазвивающейся личности, способной реализовать себя в разных сферах современного общества;
  • развитие познавательной и творческой деятельности при работе над проектами;
  • осуществление преемственности на всех ступенях обучения: начальная школа — средняя ступень.

Условия, обеспечивающие учет индивидуальных и личностных особенностей учащихся второй ступени обучения, реализовывались за счет индивидуальных и групповых занятий с воспитанниками.

9 стр., 4160 слов

Исследование проявления подростковой агрессивности учащихся средней школы

Содержание Введение Глава 1. Теоретический анализ подходов к изучению агрессии у подростков 1.1 Психологический взгляд на развитие подростковой агрессии Глава 2. Психологическое исследование подростковой агрессии на основе методики Басса – Дарки Выводы Литература Приложения   Введение На сегодняшний день тема агрессии очень актуальна и привлекает внимание многих. Во многих странах отмечается ...

Формы организации учебного процесса

в 2011-2012 учебном году

  • Уроки (традиционные, нетрадиционные);
  • Семинары, практикумы,
  • Индивидуальное обучение больных детей на дому;
  • Занятия по выбору;
  • Олимпиады, конкурсы;
  • Предметные недели;
  • Открытые уроки.

Выводы

Учебный план 2011-2012 учебного года выполнен, учебные программы пройдены. Учащийся, обучающийся по состоянию здоровья на дому, успешно прошёл курс обучения. Программа и учебный план индивидуального обучения на дому – выполнены.

Крайне важной является деятельность педагогов школы по вопросам посещаемости и по предупреждению неуспеваемости. Можно сделать выводы о положительной динамике в решении вопроса о предупреждении неуспеваемости и второгодничества. Учащиеся выпускных классов (9а, 9б,) успешно сдали экзамены.

Внутришкольный контроль

Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в 2011-2012 учебном году являлись:

  • сохранность контингента учащихся;
  • состояние преподавания учебных предметов;
  • коррекционная направленность занятий;
  • качество ведения школьной документации;
  • выполнение учебных программ и предусмотренного минимума контрольных работ;
  • подготовка и проведение итоговой аттестации за основной курс.

В течение учебного года проведены:

4 стр., 1599 слов

Составление х-ки на учащихся школ 8 вида

Составление психолого-педагогической характеристики учащегося специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида • Аксенова Марина Альбертовна, социальный педагог Разделы: Социальная педагогика, Коррекционная педагогика Психолого-педагогическая характеристика является аналитическим продуктом деятельности педагога в процессе наблюдения за учащимся в различных сферах его жизни – ...

а) классно-обобщающий контроль: в 1 А, 1 Б, 1 В, 4 А, 4 Б, 5 А, 5 Б, 5В, 9А,

9Б классах;

б) обзорный тематический контроль:

  • обеспеченность учащихся учебной литературой;
  • состояние школьной документации;
  • состояние учебных кабинетов;
  • контроль рабочих программ педагогов и программ индивидуального обучения на дому;
  • выполнение программ и минимума контрольных, проверочных и лабораторных работ;
  • организация повторения учебного материала в 9-х классах;
  • посещаемость занятий учащимися;
  • готовность к новому учебному году;
  • организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • состояние охраны труда и техники безопасности;

в)административный контроль за уровнем знаний и умений по предметам:

  • стартовый контроль;
  • рубежный — по четвертям, полугодиям;
  • предварительный — перед экзаменами в 9-х классах;
  • итоговый контроль — итоговая аттестация в выпускных классах.

Методами контроля являлись:

— посещение занятий;

— изучение документации;

— проверка знаний (срезы, тесты, контрольные работы, практические работы);

  • анкетирование;
  • анализ.

Выводы

Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.

Администрация школы при посещении уроков в основном обращала внимание на:

  • формы и методы применяемые на уроках;
  • умение создать на уроках комфортную обстановку;
  • коррекционную направленность занятий;
  • самостоятельную работу учащихся на уроке;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся.

Инновационная деятельность образовательного учреждения

Тема: «Проектная деятельность учащихся и педагогов как средство активизации индивидуального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цель проектной деятельности:

— Создание условий для включения всех членов образовательного процесса в совместную проектную деятельность для оптимизации образовательного процесса, партнерских отношений и саморазвития личности.

Задачи проектной деятельности:

— Развитие познавательных навыков учащихся, расширение их кругозора и умений ориентироваться в информационном пространстве;

— вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность для успешной социальной адаптации личности в современном обществе;

— формирование умения практического использования проектных работ, созданных учащимися;

— повышение уровня учебной мотивации учащихся через самостоятельный информационный поиск;

— организация сотрудничества педагогов, учащихся и их родителей в проектной деятельности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, создания единого творческого коллектива.

Направления инновационной деятельности:

— создание методических, информационных, кадровых условий для введения федерального государственного стандарта общего образования;

— развитие системы поддержки интеллектуального и творческого потенциала учащихся; — внедрение и распространение опыта педагогов, занимающихся научно-исследовательской и проектной деятельностью с учащимися;

— формирование положительного имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.

Краткая характеристика достигнутых результатов:

1. Систематическое использование педагогами мультимедийных презентаций при проведении открытых уроков, предметных декад, олимпиад, конкурсов, общешкольных мероприятий и коррекционных занятий.

2. Представление своего педагогического опыта при процедуре аттестации педагогами школы-интерната в виде защиты проекта (65%).

3. Участие в 2011-2012 учебном году в Общероссийском проекте «Школа цифрового века»; 80% педагогов получили сертификат «Учитель цифрового века».

4. Публикации открытых уроков, коррекционных занятий, внеклассных мероприятий педагогов школы-интерната в методической газете для учителей «Первое сентября» и на сайте педагогических идей «Открытый урок»;

5. Систематическое проведение публичной защиты учащимися школы-интерната своих проектных работ.

6. Участие учащиеся 5-7 классов в Российском конкурсе олимпиад «Альбус» по русскому языку, математике; 1 ученик стал лауреатом олимпиады по русскому языку.

7. 2 место в городском конкурсе защиты проектов «Кормушка» среди учащихся образовательных учреждений в 2011-2012 учебном году (Городской экологическом центр, 2а класс).

8. Активное участие учащихся 6-8 классов в программе практикуме «Сенсорный парк» в Городском детском экологическом центре в рамках реализации экологического образовательного модуля «За экологический стиль жизни».

9. Создание сайта щколы — интерната и постоянное обновление информации о развитии образовательного учреждения и достижениях учащихся.

10. Повышение уровня качества образования ( качество обучения с 42% в 2010-2011г. до 46% в 2011-2012г.)

11. Увеличение кол-ва учащихся, которым рекомендовано обучение по общеобразовательной программе в массовой школе ( с 3% в 2010-2011 до 6% в 2011-2012 уч.г.)

12. Успешная социализация выпускников: (увеличение кол-ва учащихся, которые продолжили образование в колледжах с 50% в 2009-2010уч.г. до 63% в 2010-2011уч.г.)

Срок реализации инновационной программы

I этап- 2009-2010 учебный год (подготовительный)

II этап- 2010-2011; 2011-2012,2012-2013 учебные годы (реализация проекта)

III этап- 2013-2014 учебный год (заключительный).

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.

С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса особенностей контингента учащихся школы педагогами была выбрана методическая тема школы: «Личностное развитие учащихся через организацию проектной деятельности детей всех возрастных групп».

Был определен круг задач:

— развивать творческие и коммуникативные способности детей;

— прививать навыки сотрудничества;

— активизировать навыки самостоятельной работы;

— развивать личностные качества учащихся: ответственность, обязательность, аккуратность, умение распоряжаться своим временем.

В школе работали 4 методических объединения:

  • учителей начальных классов;
  • учителей гуманитарного цикла;
  • естественно-математического цикла;
  • воспитателей.

Методическая работа педагогов была направлена на совершенствование педагогического мастерства, повышения качества обучения, повышения качества преподавания, совершенствование воспитательного процесса, активизацию коррекционной деятельности.

В данном учебном году МО уделяли особое внимание таким вопросам, как:

  • организация проектной деятельности;
  • преемственность в обучении между учащимися I и II ступенями;
  • новые подходы в психолого-педагогической работе со школьниками, испытывающими трудности в адаптации и в обучении;
  • коррекция личностного развития школьников;
  • оптимизация взаимодействия учителя и родителей.

МО учителей школы-интерната, уделяет большое внимание созданию в каждом кабинете базы коррекционно-развивающих упражнений, картотеки игр и различных пособий, направленных на развитие личности ребенка.

Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной работы с учащимися, коррекционной работы на основе диагностической деятельности педагогов, психолога, медиков, повышение мотивации к обучению учащихся, а также повышение своего педагогического мастерства педагогами.

Использовались следующие формы методической работы:

  • тематические педагогические педсоветы,
  • тематические совещания при завучах,
  • методические объединения;
  • работа учителей над темами;
  • открытые уроки;
  • взаимопосещения;
  • предметные недели;
  • семинары;
  • аттестация;
  • индивидуальные беседы.

Каждый педагог работал над своей методической темой с последующим отчетом, выступлением на МО, совещании, педсовете или давал практическое открытое мероприятие.

На заседании МО обсуждались следующие вопросы:

  • обсуждение и утверждение рабочих программ педагогов;
  • формы и методы промежуточного и итогового контроля;
  • требования к оформлению письменных работ;
  • адаптация и внедрение учебно-методического комплекса «Планета знаний»;
  • формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках и вне урока;
  • укрепление межличностных отношений в классном коллективе через участие в проектной деятельности.

В школе прошли месячники каждого объединения. В рамках месячника проводились литературные игры, конкурсы чтецов 1-9 классов, олимпиады по русскому языку, математике, словарные диктанты 2 — 9 классов, смотр- конкурс на лучшую ученическую тетрадь 2-9 классов, выпуск предметной газеты (по всем предметам), конкурс рисунков, поделок, ролевые игры, доклады по предметам, выставки творческих работ по ИЗО. Торжественно, с вручением подарков и наград были подведены итоги.

Вывод

В основном поставленные задачи методической работы на 2011-2012 учебный год выполнены. Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива.

Аттестация педагогических кадров

Аттестация педагогических и руководящих работников 2011-2012 года проведена в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Аттестация проводилась по широкому кругу выработанных и согласованных критериев, охватывающих все стороны деятельности педагога, это: организация педагогической деятельности, выполнение профессиональных обязанностей, работа с детским коллективом, работа с родителями, межличностные отношения с коллегами, работа по повышению квалификации, соответствие учебного кабинета предъявляемым требованиям.

Для всех аттестующихся были проведены общие консультации по организационным вопросам и процедуре аттестации, а также индивидуальные консультации на различных этапах аттестации.

Очень плодотворно поработали в этом аттестационном году экспертные группы. В их состав были введены педагоги, владеющие нормативно-правовой базой аттестации, процедурой проведения аттестации, формами и методами получения анализа и обобщения информации.

На хорошем уровне организована система повышения квалификации педагогов через работу методических объединений, систему открытых уроков, участие в семинарах, презентациях передового педагогического опыта, педчтениях, аттестационных процессах.

Педагоги интерната систематически повышают свое профессиональное мастерство, обмениваются идеями создания новых дидактических материалов, приглашают коллег на открытые уроки, круглые столы.

В 2011-2012 с году в аттестационною комиссию всего поступило 15 заявлений на аттестацию.

Аттестация прошла организованно, без нарушения индивидуальных сроков аттестации работников, без выявленных нарушений делопроизводства.

В ходе аттестации все заявившиеся педагогические работники были аттестованы, т.е. подтвердили соответствие требованиям заявленной квалификационной категории.

Таким образом, из 15 аттестующихся:

Педагогические работники

Всего аттестовано

Квалификационная категория

Из них повысили КК

1

Учитель

5

I

3

2

Воспитатель

7

I

6

3

Социальный педагог

1

I

1

4

Педагог-психолог

1

I

5

Учитель-логопед

1

I

Итак, 10 педагогических работников повысили свою квалификационную категорию, что составляет 66,7% от общего числа аттестующихся.

Основной формой прохождения аттестации была защита Аналитического отчета, 15 человек представили отчет в форме электронной презентации. Значительно возросло качество анализа профессиональной деятельности аттестующихся, повысилась профессиональная саморефлексия, что позитивно отразилось на качестве образовательного процесса в целом.

По результатам аттестации все аттестующиеся педагоги получили рекомендации, над выполнением которых им предстоит работать в следующем межаттестационном периоде.

Состояние качества знаний, умений и навыков учащихся. Результаты успеваемости учащихся I и II ступеней

Оценка эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога зависит от конечного результата. Анализируя состояние преподавания, уровень ЗУН учащихся, отмечаем, что очень много, а может быть и все зависит от педагогического мастерства педагогов.

В течение года проводился мониторинг сформированности обязательных результатов обучения по: технике чтения, русскому языку, математике, физике, химии, биологии в виде административных контрольных работ:

входной контроль – цель которого определить степень устойчивости знаний, выявить пробелы в знаниях учащихся и наметить меры по их устранению;

итоговый (годовой контроль) — цель которого определить уровень сформированности знаний при переходе в следующий класс, выявить недостатки в работе.

Кроме того, срезы знаний по литературе, геометрии, истории, иностранному языку, ОБЖ, трудовому обучению. Работы анализировались, результаты обсуждались на заседаниях МО и совещаниях при завуче.

Говоря об итогах учебной работы по первой ступени модно сказать следующее: на конец учебного года в начальной школе обучалось 139 учащихся, на повторное обучение оставлен 1 ученик, 2 ученика переведены для обучения в следующий класс для детей с умственной отсталостью.

Успеваемость составляет 99,3 %. Качество обучения – 42 %. Большинство учащихся имеют нарушения в развитии психических процессов. Эти процессы очень медленно и тяжело корректируются, что сказывается на качестве обучения.

Во второй ступени на конец года в 5-9 классах обучалось 136 учащихся. Четверо из них оставлены на второй год из-за непосещения занятий в школе.

Лучший результат обученности показала параллель 5-х классов.

Лучшую успеваемость показали классы:

5 а кл. – 45,4 % качества классный руководитель Ляушина И.А. и воспитатель Дьяконенко О.Д.

8 в кл – 30 % качества классный руководитель Харлова Т.И. и воспитатель Пухлякова Т.В..

Если говорить о недостатках и трудностях, то, прежде всего, надо отметить слабое чтение учащихся по всем параллелям. Несмотря на то, что работа по выработке навыков чтения велась систематически, результаты не радуют. Так 58 % пятиклассников читают 90 и более слов в минуту, а остальные 42 % учащихся читают значительно ниже нормы.

Словарные диктанты показали, что большинство учащихся 5-9 классов справляются с данной работой. Срезы знаний соответствуют четвертным и годовым оценкам.

Что касается гуманитарных дисциплин — здесь сложность в умении выделить главную мысль, деление текста на части, соблюдение логической последовательности при изложении.

В математике учащиеся испытывают трудности по темам:

  • действие с рациональными числами,
  • неравенства и система неравенств,
  • функции и их графики,
  • решение задач.

Незнание математики ведет к сложностям решения задач по физике и химии. Поэтому, проблемой остается повышение качества знаний за счет индивидуализации в обучении, совершенствования коррекционной работы с учащимися.

Результаты коррекционной работы.

За данный учебный год на ТОПМПК были обследованы 60 (43 %) учащихся начальной школы. Из них:

  • 36 учащихся 4-х классов на выходе из начальной школы;

По 1-3 классам — 24 учащихся:

  • 21 человек, обучающихся по программе для детей с ЗПР с диагностической целью;
  • 3 человека, не справившихся с программой для детей с ЗПР.

Результат обследования по 4-м классам следующий:

  • 12 учащимся рекомендовано обучение в массовой школе,
  • 24 учащимся — продолжить обучение в 5 классе по общеобразовательной программе для детей с ЗПР.

На ТОПМПК были обследованы 24 учащихся 1-3 классов, обучающихся с диагностической целью:

  • 10 учащимся рекомендовано продолжить обучение по общеобразовательной программе для детей с ЗПР;
  • 12 учащимся рекомендовано продолжить обучение по общеобразовательной программе для детей с ЗПР с диагностической целью;
  • 2 учащимся рекомендовано сменить образовательный маршрут на программу обучения для детей с УО;

По 5 классам было обследовано 6 человек, обучающихся с диагностической целью:

  • 4 учащимся рекомендовано продолжить обучение по общеобразовательной программе для детей с ЗПР;
  • 2 учащимся рекомендовано продолжить обучение по общеобразовательной программе для детей с ЗПР с диагностической целью;

По 7 классам обследовано 28 учащихся с протоколами, у которых истек срок давности:

  • 2 учащимся рекомендовано обучение по общеобразовательной программе в массовой школе;
  • 26 учащимся рекомендовано продолжить обучение по общеобразовательной программе для детей с ЗПР.

Итоговая аттестация выпускников основной школы.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов школы интерната № 18 проводилась в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации от 3 декабря 1999 года с изменениями последних лет (2001 г., 2002 г. и 2003 г.).

Кроме того, аттестация проходила на основании документов Министерства общего и профессионального образования Свердловской области «О сроках проведения государственной (итоговой) аттестации в 2006-2007 учебном году» от 20.01.07 г. № 17 и рекомендаций «Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в 2006-2007 учебном году» от 14.03.07 г. № 48, а также на основании Устава школы-интерната № 18, локальных актов «Положения об итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы-интерната № 18» и инструкций.

Согласно всем этим документам разработаны и составлены экзаменационные материалы, которые были обсуждены на ШМО, утверждены директором школы.

В сентябре, декабре и апреле проходила традиционная встреча заместителя директора школы-интерната по УВР и классных руководителей с родителями выпускников по вопросам государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов.

Расписание экзаменов и консультаций составлены заблаговременно и до 20 мая представлены на стенде информации для выпускников. 19 учащимся предстояло пройти итоговую аттестацию за курс основной школы.

В этом году педагоги-предметники с сентября месяца начали вести работу по подготовке к государственной аттестации. Итогом этой работы явилось то, что уже в октябре 2011 года все выпускники определились с экзаменом по выбору: биологию предпочли 4 выпускника, географию — 3, историю — 2, информатику — 10 учащихся.

Устные экзамены проходили в двух формах: защита реферата и билеты.

Обязательными письменными экзаменами для всех были два предмета:

русский язык (диктант) и алгебра.

Итоговая аттестация является завершающей частью образовательного процесса, выявляющей уровень и качество образования учащихся.

Согласно требованиям ГОСа НРК Свердловской области, качество образования не сводится к званиям, умениям и навыкам, а характеризуется тремя составляющими. Таким образом, говоря об итогах аттестации, обращаемся именно к этим показателям.

Педагогами школы разработаны механизмы оценивания результатов письменных работ и устных ответов. По каждому предмету определены параметры экспертизы по трем составляющим: предметно-информационной, деятельностно — коммуникативной и ценностно-ориентированной.

Выпускник получает отметку согласно параметров оценки всех составляющих.

В период организации итоговой аттестации и во время экзаменов были реализованы все права выпускников — это информация учащихся и их родителей по вопросам итоговой аттестации; консультации учащихся по всем предметам; комфортные условия во время экзаменов; объективный подход к оцениванию ответов учащихся; внимательное и доброе отношение педагогов к выпускникам.

Необходимо отметить, что в итоговой аттестации принимали участие не только педагоги, занятые непосредственно на экзаменах, но и весь педагогический коллектив: это дежурство во время экзаменов, посещение квартир выпускников, в случае необходимости, работа с родителями и т.д.

Результаты экзаменов по письменным предметам следующие:

Русский язык (диктант): 2 ученика на «хорошо» и 17 учащихся на «удовлетворительно».

Алгебра: из 19 писавших, 1 ученик на «отлично», 2 ученика получили отметку «хорошо», а 16 человек — «удовлетворительно».

Что касается устных предметов, то результаты экзаменов совпадают с годовыми отметками по предметам и средний балл отметок составил 3,5 по истории и 3,2 по биологии.

Анализ результатов выполненных работ по русскому языку (диктант) показал средний уровень знаний правил грамматики, усвоения языковых норм, норм правописания.

Анализируя экзаменационные работы по алгебре, педагоги отмечают сформированность у выпускников математического аппарата в соответствии с содержанием программы (число, выражение, уравнение, неравенства), умение самостоятельно принимать решение, логически обосновать суждение. Кроме того, отмечены и недостатки, и поставлены задачи для дальнейшего совершенствования знаний и умений по математике.

Ответы учащихся на устных экзаменах тоже проанализированы. Можно сделать общий вывод — учащиеся в основном овладели интеллектуальными и практическими умениями на среднем уровне.

Положительные моменты :

  • самостоятельный выбор экзамена по предмету и темы своей реферативной работы;
  • приобретение навыков в работе с литературными и историческими источниками, справочными материалами, энциклопедиями.

Сдача экзамена в форме защиты реферата позволяет ученикам приобрести опыт публичного выступления, повышает самооценку.

Согласно требований ГОСа НРК, главным результатом образованности выпускников является социальная компетентность, т.е. общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и позволяют человеку устанавливать связи между знаниями и социальной ситуацией.

Для выяснения отношений наших выпускников к вопросу осмысленности своей жизни, переживания полноты бытия, веры в себя как хозяина своей судьбы, в выпускных классах было проведено анкетирование и тестирование

по Д.Крамбо — Х Ниели. Методика позволяет определить, что для подростков важно и ценно.

Более 70 % выпускников имеют довольно высокий уровень осмысленности жизни, жизненных целей и планов, а также высокий результат по переживанию полноты бытия. Все ребята хорошо осознают необходимость получения хорошего образования для получения в дальнейшем престижной работы. 100 % всех выпускников ответили, что у них есть определенные жизненные цели и планы.

И это доказывает тот факт, что все выпускники предварительно определились с выбором дальнейшего жизненного пути: 8 человек подали заявление в училище и 11 человек — в колледж.

Итак, итоговая аттестация показала, что выпускники школы- интерната не только владеют минимальным стандартом знаний, но могут самоопределяться, имеют свои жизненные цели и планы, понимают, что обозначает «Здоровый образ жизни», «чувство долга», что значит «милосердие» и «доброжелательность».

Воспитательная работа

Воспитательная работа в школе-интернате № 18 была направлена на реализацию общешкольной цели «Создание условий, обеспечивающих максимальную коррекцию и компенсацию отклонений, имеющихся в развитии детей с различными возможностями здоровья.

Основными направлениями решения достижения данной цели являлись следующие:

1. Осуществление коррекционно-развивающей педагогической деятельности в соответствии с разработанным календарно-тематическим планированием, с учетом возрастных особенностей учащихся по основным содержательным блокам (личностное развитие, трудовое воспитание и профориентация, охрана здоровья и физическое развитие, основы социализации и общения, развитие самоуправления и творчества).

2. Укрепление отношений с родителями для оказания индивидуальной системной помощи, направленной на повышение их психолого-педагогических знаний; использование родительского потенциала в совместной деятельности в школе, классе.

3. Осуществлять эффективное взаимодействие всех членов образовательного процесса для качественного сопровождения учащихся в течение учебного года

4. Повышение профессиональной компетенции педагога за счет самообразования, курсов повышения квалификации, посещения тренингов.

5. Организация внеклассной деятельности, способствующей успешной социальной адаптации учащихся, укреплению взаимоотношений в классном коллективе, формированию учащихся нравственных качеств, навыков культурного и адаптивного поведения, интереса к различным видам искусства и творческого потенциала.

6. Усиление работы по реализации принципов коррекционно-развивающего обучения и воспитания для повышения мотивации к учению и познавательной деятельности учащихся.

7. Использование здоровьесберегающих технологии во внеурочной деятельности для укрепления психофизического здоровья учащихся и воспитания потребности здорового образа жизни; укрепления взаимоотношений в классном коллективе

8. Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и соответствующей возрасту целостную картину мира.

Эти задачи выступили ориентирами в разработке перспективного и календарно — тематического планирования, как воспитателей, так и всей воспитательной работы в целом. В результате была создана скоординированная работа всех звеньев воспитательского корпуса, направленная на реализацию принципов коррекционно-развивающего обучения и воспитания учащихся.

В течение всего учебного года проводилась большая работа по переходу на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования :

  • развитие уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • понимание, того , что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.

Все педагоги принимали активное участие в заседаниях, интерактивных совещаниях методического объединения воспитателей и круглых столах. Были сформированы рабочие группы для разработки проектов образовательной программы по блокам. Для перехода на новую образовательную программу была разработана «Программа духовно- нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования»; проведены методические объединения воспитателей по темам: «Воспитание нравственных чувств и этического сознания», «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни», «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека», «Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)», «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)»

Хотелось бы отметить воспитателей начальных классов, которые в системе работают по своему календарно-тематическому планированию, составленному с учетом основных мотивов и ведущих видов деятельности

В 2011-2012 учебном году была проведена целая серия воспитательных мероприятий как общешкольных, так и в классах, которые были направлены на включение детей в разнообразные виды деятельности. Именно это позволило укрепить межличностные отношения в классах: дети дружат не только в школе, но и за ее пределами.

Профессионализм воспитателей в овладении целым веером технологий, и умелом их использовании, способствует развитию личности:

  • культуры умственного труда,
  • нравственных качеств,
  • эмоционально-волевой сферы.

Традиции – это то, чем сильна любая школа, то, что делает ее неповторимой, родной для детей и педагогов.

Традиционное общее дело позволяет создать в школе-интернате периоды повышенной активности:

  • Задать четкий ритм жизни коллектива;
  • Отслеживать степень воспитательного воздействия;
  • Организовать творческую группу;
  • Привлечь к деятельности родителей;
  • Сформировать коллективные ценно

Традиционные дела:

Сентябрь – «День знаний»

Акция «Чистый двор»

«День Здоровья».

Октябрь — «Праздничный Концерт к Дню Учителя»

«Посвящение в первоклассники».

«Посвящение в пятиклассники».

Ноябрь — «День Матери»

«Поезд Здоровья»

«Неделя Здоровяк»

Декабрь — «Месячник Героев России»

«Новый год – праздник для всех».

Январь — «Рождественские встречи».

«Страна Светофория»

Февраль — «Защитники Отечества».

Март — Ярмарка – Масленичная неделя

«8 Марта – День весенний»

Апрель — «Дискуссионный клуб: Мы вспоминаем о войне»

«Весенняя неделя добра»

Акция «Чистый двор»

Май — «День Победы – встреча ветеранов»

Последний звонок.

Прощание с начальной школой.

До свидания первый класс.

В 2011-2012 учебном году была проведена целая серия воспитательских мероприятий как в отдельных классах, так и по школе, которые решали задачи открытия возможностей и способностей каждого воспитанника как основы для развития механизма компенсации. Именно это позволило сохранить контингент учащихся и уменьшить количество правонарушений.

В течение ряда лет в школе-интернате № 18 регулярно проводится мониторинг. В 2010-2011 г. и 2011-2012 г. нами отслеживались результаты уровня воспитанности «Диагностика нравственных качеств».

Выводы:

Дети 1 -х классов адаптировались к школьной среде и показали положительную динамику: дети проявляют интерес к учению; добросовестно относятся к труду; соблюдают дисциплину, но контроль со стороны взрослых еще необходим; доброжелательны к людям; стараются быть честными; проявляют интерес к различным видам искусства (на каждый класс приходится более 6 выходов в год).

Надеемся, что во 2-ом классе ребята проявят себя более дружными и сплоченными и будут стремится быть сильными и крепкими .

Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся 2-х – 4-х классов показал улучшение показателей по всем отношениям.

Ярко выражена проблема преемственности. Адаптация пятиклассников проходила сложно, с большими проблемами. Дети не могли долгое время перестроится на среднее звено, снизились все показатели. Продолжить работу по всем направлениям.

Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся 6-х – 8-х классов показал следующие результаты: дети учатся, но не в полную силу; трудятся учащиеся школы-интерната под контролем взрослых, не всегда проявляя инициативу и самостоятельность; стараются поддерживать дисциплину на уроках; учащиеся охотно помогут другим, если подскажут, кому нужна помощь; некоторые учащиеся затрудняются принять правильное решение в жизненных ситуациях; в школе имеются дружные классы, в которых создана комфортная обстановка, где существует и «чувство локтя»; для многих ребят ложь – это способ избежать неприятностей в жизни (скрытие плохих отметок, плохого поведения на уроках, потерянных вещей и т. п.); интерес у учащихся к различным видам искусства эпизодический; почти все классы осознают необходимость физического развития , но ленятся заниматься спортом. К концу года увеличилось количество курящих детей. Особое внимание обратить на будущие выпускные классы 9а, 9б.

Педагоги 9-х классов воспитательную деятельность посвятили «Профессиональной направленности выпускников», опираясь на «Комплексную программу активного профессионального самоопределения школьника «Я выбираю профессию».

Основной целью было провести диагностику жизненного и профессионального самоопределения, помочь учащимся определиться в выборе профессии; знакомство с учебными заведениями г. Екатеринбурга (училища, колледжи), где можно получить дальнейшее образование.

Работа с профессиональными психологами «Форпоста» помогла всем ребятам сделать свой выбор.

Выводы:

  • педагоги в системе работают над формированием у учащихся основ социализации и общения.
  • воспитатели подводят детей к обобщенным выводам о необходимости выполнения элементарных правил культуры поведения между людьми

Диагностика развития нравственных качеств учащихся «вычленила» проблемы, над которыми необходима дальнейшая работа.

Задачи:

1. Педагогическому коллективу необходимо продолжить работу по реализации принципов коррекционно-развивающего обучения и воспитания:

  • развитие и коррекция,
  • мотивация к учению.

2. Воспитывать у учащихся культуру труда, умение работать в коллективе.

3. Формировать привычку правильного поведения, адекватный эмоциональный отклик на добро и зло, учить бороться с негативными явлениями, опираясь на уже сформированные правильные нравственные представления.

4. Продолжить работу по физическому воспитанию, используя различные его формы; воспитывать привычку и потребность здорового образа жизни.

5. Осуществлять преемственность учебного и воспитательного процессов при переходе учащихся из начальной школы в старшее звено.

Работа с родителями

Работа с родителями учащихся проводилась по следующим направлениям:

  • общешкольные родительские собрания,
  • классные родительские собрания,
  • индивидуальные беседы с педагогом,
  • индивидуальные консультации со специалистами,
  • выходы в семьи с последующим заполнением «Акта обследования жилищных условий»,
  • участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях
  • родительский комитет

Обратить особое внимание родителей на сохранение здоровья своих детей.

Анализируя ситуацию в школе по укреплению здоровья учащихся пришли к выводу:

всем педагогам продумать совместную деятельность с родителями по укреплению здоровья учащихся, вовлекая детей в спортивные секции, посещение бассейна, в интересные дела класса и школы. Привлекая родителей к совместной деятельности с классом, педагог приобретает себе союзников и помощников.

Воспитательные задачи на 2012-2013 учебный год:

1. Внедрить Программу духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начальных классов (1-4 классов), направленную на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни и успешную социализацию и интеграцию в современное общество.

2. Разработать календарно- тематическое планирование для уч-ся 2-4 классов в соответствии с Концепцией духовно- нравственного развития и воспитания уч-ся начальной школы по направлениям:

— Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

3.Апробировать и внедрить календарно-тематическое планирование для уч-ся 1-х классов в соответствии с требованиями новой образовательной программы начальной школы.

4.Обеспечить педагогическую поддержку детям из социально неблагополучных семей и детям, попавших в трудную жизненную ситуацию.

5. Осуществлять коррекционно-развивающую педагогическую деятельность в соответствии с Программой воспитания 5-9 классов по основным содержательным блокам (личностное развитие, трудовое воспитание и профориентация, охрана здоровья и физическое развитие, основы социализации и общения, развитие самоуправления и творчества).

6. Организовать внеклассную деятельность, способствующую успешной социальной адаптации учащихся, укреплению взаимоотношений в классном коллективе, формированию учащихся здорового образа жизни, нравственных качеств, навыков культурного и адаптивного поведения, интереса к различным видам искусства и творческого потенциала.

7. Укреплять отношения с родителями для оказания индивидуальной системной помощи, направленной на повышение их психолого-педагогических знаний; использование родительского потенциала в совместной деятельности в школе, классе.

8. Осуществлять эффективное взаимодействие всех членов образовательного процесса для качественного сопровождения учащихся в течение учебного года

9.Повышать профессиональную компетенцию педагога за счет самообразования, курсов повышения квалификации, посещения тренингов.

Общие выводы и задачи на следующий учебный год.

Поставленные задачи на 2011-2012 учебный год были выполнены.

Учебные программы по всем предметам пройдены. Повысился уровень качества образования учащихся школы (с 42% в 2010-2011г. до 46% в 2011-2012г.).

Заметно выросла активность учащихся в мероприятиях творческого характера (участие воспитанников 5-7 классов в Российском конкурсе олимпиад «Альбус» по русскому языку, математике, немецкому языку; 1 ученик стал лауреатом олимпиады по русскому языку; 2 место в городском конкурсе защиты проектов «Кормушка» среди учащихся образовательных учреждений в 2011-2012 учебном году (Городской экологическом центр, 2а класс); участие учащихся 6-8 классов в программе практикуме «Сенсорный парк» в Городском детском экологическом центре в рамках реализации экологического образовательного модуля «За экологический стиль жизни».) Значительно повысился уровень коррекционно-развивающей деятельности педагогов школы, в результате которой прослеживается положительная динамика коррекции, компенсации и развития учащихся (33% выпускников начального образования продолжат обучение в массовой школе).

Выпускники 9-х классов успешно социализируются

( наблюдается ежегодное повышение количества выпускников, поступивших в средние специальные учреждения).

Педагогами школы систематически используются современные информационные технологии при проведении открытых уроков, предметных декад, олимпиад, конкурсов, общешкольных мероприятий и коррекционных занятий.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе школы есть и недостатки:

  • слабо ведется работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
  • недостаточно эффективна работа с учащимися, направленная на повышения уровня мотивации.

Цель и задачи образовательного процесса гкоу со «скоши № 18»

Специфика школы-интерната № 18 и проблемно-ориентированный анализ образовательного процесса позволяют определить основную цель деятельности ГКОУ СО «СКОШИ № 18».

Цель:

Создание условий для освоения обучающимися образовательных

программ, способствующих максимальной коррекции и компенсации психофизических нарушений развития личности.

Задачи образовательного процесса школы-интерната № 18:

— обеспечение условий реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

— повышение квалификации педагогического коллектива по теме: «Формы и методы коррекционной работы и индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся»;

— использование медико-социальных, информационно-методических, материально-технических условий образовательного учреждения для сохранения и укрепления психического здоровья и физического развития личности;

— повышение мотивации учащихся через активизацию познавательной деятельности и развитие самостоятельности учащихся во всех сферах деятельности;

— способствование повышению эффективности воспитательной системы для успешной адаптации и интеграции учащихся в обществе;

— укрепление отношений с родителями для оказания

индивидуальной системной помощи, направленной на повышение

их психолого-педагогических знаний.

23