Психофизиологические показатели адаптации студентов различных факультетов пединститута

Введение

юношеский онтогенез адаптация личностный

Выбор темы исследования был не случаен. Психофизиологические показатели адаптации студентов изучены недостаточно.

Таким образом, исследование психофизиологических показателей у студентов является актуальным для ПИ ВоГУ. Отсутвует широкая практика применения этих показателей в педагогической практике. При этом следует подчеркнуть, что знание таких важных показателей можно использовать при составлении рабочих программ, учебных планов, расписания. А обучающимся эти данные пригодятся для поддержания здоровья, регулировки цикла сон-бодрствование, для рационального использования своих сил в обучении.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение психофизиологических показателей адаптации студентов различных факультетов педагогического института Вологодского государственного университета к существующим условиям учебно-воспитательного процесса.

Исходя из этого, основными задачами данной работы являются:

.Изучение юношеского возраста, а так же общих представлений об адаптации.

.Освоить методики изучения психофизиологических показателей.

.Провести исследование психофизиологических показателей у студентов ПИ ВоГУ.

.Выявить гендерные особенности студентов.

.Рассмотреть различия и сходства у обучающихся разных специальностей.

.Исследовать взаимосвязь физиологических и психологических показателей.

Объектом исследования является группа студенческой молодежи ПИ ВоГУ.

Предмет исследования — психофизиологические особенности адаптации студентов.

Гипотеза: психофизиологические показатели студентов могут иметь различия по половому признаку и специальности обучающегося.

9 стр., 4332 слов

Исследования РАО

... физиологических, нейрофизиологических, психофизиологических исследованиях планируется выявить половые и ... к процедуре, критериям, показателям диагностики и экспертизы ... у школьников и студентов, индивидуально-типологическиеразличия в ... адаптации личности в процессе гуманитарного образования. Принципиальная новизна заключается в определении динамики культурного развития современной молодежи, исследовании ...

База исследования: студенческая молодежь ПИ ВоГУ.

Методологической базой данного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области физиологии, психологии, педагогики таких как: Д.А. Фарбер, А.А. Гуминский, Н.Н. Леонтьева, В.Д. Цветков, М. Люшер, И.В. Шаповаленко и другие.

В качестве методов исследования при написании выпускной квалификационной работы были использованы:

·анализ литературных источников

·эксперимент с использованием стандартных методик

·классификация полученных данных

·метод аналогии

·метод дедукции и индукции

·метод моделирования

·метод прогнозирования

·синтез полученных данных

В работе 2 главы, введение и заключение. В приложении таблица: Средние значения исследуемых показателей.

В главе 1 речь идет об общей характеристике юношеского возраста, выборе профессии и общих представлениях об адаптации.

Глава 2 включает в себя описание использованных методик и рассмотрение и обсуждение полученных результатов.

Данная выпускная квалификационная работа, при условии доступности ее в библиотеке нашего вуза, может иметь теоретическую и практическую значимость прежде всего как сбор материала на рассматриваемую тему.

1. Литературный обзор

.1 Общая характеристика юношеского возраста

20 стр., 9860 слов

Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12−13 лет

... 1994. - 672 с. . Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. - М.: ... ростом тела. «Рост не ограничивается увеличением размеров и веса, но включает также ... ]. Объектом являются подростки в возрасте 12-13 лет, учащиеся 6 класса средней ... , описаны и проанализированы методы из комплексной психодиагностики подросткового возраста касающиеся развития личности: ...

Юность — это период в развитии человека, который соответствует переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости).

Юность считается завершающей стадия ступени персонализации [4]. Важнейшие новообразования этого возраста — саморофлексия, осознание и принятие своей индивидуальности, социализация, появление жизненных планов, самоопределение, установка на осознанное построение собственной жизни, постепенное вхождение в различные сферы жизни.

Граница перехода от подросткового к юношескому возрасту весьма условна и по разным схемам периодизации приходится на разный календарный возраст. Согласно периодизации, принятой в возрастной физиологии, юношеский возраст у девочек начинается в 16 лет, у мальчиков в 17. В психологической литературе возраст между 14−15 и 17 годами называется ранней юностью.

Анатомо-физиологическая характеристика юношеского возраста

Данный период характеризуется завершением процессов формирования всех систем и органов, приобретением организмом функционального уровня взрослого человека. Завершается морфофункциональное созревание организма, происходят существенные изменения его личности, психологическое и социальное взросление.

Данный возраст связан с быстрым увеличением роста. В период от 15 до 17 лет рост увеличивается на 5−7 см в год. Идет энергичный рост в длину, сопровождаемый увеличением веса. Наибольшее прибавление в весе (от 4−6 кг и больше) наблюдается в возрасте 16−17 лет. Быстрое нарастание веса обусловлено не только интенсивным ростом организма, но и увеличением массы мышц. Особенно интенсивное развитие мышечной системы у юношей происходит после 15 лет, а к 17 годам достигает 40−44% веса тела. К 16−17 годам показатели мышечной силы приближаются к уровню взрослого организма [1].

10 стр., 4556 слов

Периоды детского возраста 2

... лет 8-9 лет 17-20 лет Период раннего детского возраста(с 1 года до 3 лет) Физическое развитие Вес и рост: За 2-ой год жизни ... физиологическая узость аорты). Для иммунной системы пубертатный возраст является пятым крити­ческим периодом: наблюдается снижение клеточного и ... форме. Развивается абстрактное мышление. Со стороны эндокринной системы уменьшается значение зобной и щитовидной желез, увеличивается ...

Костная система заканчивает формироваться к 18 годам. Так, полное срастание костей таза происходит в 16−18 лет; нижние отрезки грудины срастаются к 15−16 годам, кости стопы полностью формируются в 16−18 лет, характерные изгибы позвоночника в 18−20 лет.

К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы. Важнейшая физиологическая особенность развития вегетативных процессов — резкое расширение резервных возможностей всех органов и систем. Это расширение идет в организме двумя путями:

) за счет развития функциональных возможностей периферических органов (к 17 годам системы вегетативного обеспечения выходят на зрелый уровень функционирования),

) за счет совершенствования центральных механизмов управления.

В юношеском возрасте совершенствуются взаимоотношения между отдельными звеньями эндокринной системы, обеспечивающие упрощение регуляторных процессов, их экономизацию [1].

К18 годам продолжает снижаться частота сердечный сокращений (далее в тексте будет использоваться сокращение ЧСС): в покое — до 61 уд/мин, при работе — до 170−190 уд/мин. Кровяное давление у 16−18-летних юношей равно 120/75 мм рт. ст.

Снижается также чувствительность вестибулярного аппарата, сосудодвигательных и других нервных центров регуляции вегетативных функций. Так, например, терморегуляторные реакции становятся более экономичными за счет оптимального изменения просвета кожных сосудов при изменении температуры окружающей среды или повышения температуры тела при мышечной работе.

У юношей и девушек в данный период развития значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков. Продолжается структурное созревание коры больших полушарий: усложняется совокупная организация ее нервных элементов, увеличивается концентрация нуклеиновых кислот в клетках коры головного мозга, расширяются метаболические возможности нейронов. Дальнейшее морфофункциональное созревание лобных областей создает условие для совершенствования коркового контроля.

9 стр., 4076 слов

Развитие человеческой деятельности

Деятельность – это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности; Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов ...

Начало этого возраста совпадает с окончанием процесса полового созревания (пубертатный возраст).

Завершается развитие центральной нервной системы, достигает высокого совершенства вторая сигнальная система.

Психологическая характеристика юности

Человек в течение юности должен решить ряд определенных проблем. Результат данного периода — это переход к самостоятельной взрослой жизни. Задачи которые осознанно, либо неосознанно перед собой юноша или девушка следующие:

§«Достижения общей эмоциональной зрелости;

§Расцвет гетеросексуального интереса;

§Достижение общей социальной зрелости;

§Эмансипация от родительского дома;

§Достижение интеллектуальной взрослости;

§Окончательный выбор профессии;

§Овладение способов структурирования свободного времени;

§Построение психологии жизни, которая бы брала за основу сознательную поведение;

27 стр., 13077 слов

Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками

... осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний. Выбор профессии - сложный и длительный процесс. ... подготовки к социальному выбору профессии. Это проблема комплексна, многоаспектная, включающая социальные. Экономические, психологические ... консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. [7, с ...

§Достижение идентификации «Я»" [6].

Биологически юношеский возраст — это полное завершение полового созревания, а начало взросления характеризуется зрелостью организма во всех отношениях; в плане социальном юношество — это период завершения первичной стадии социализации; психологически же — становление самосознания, образа Я, самоопределением, избранием профессии, Важнейшее психологическое новообразование — это открытие внутреннего мира личности. Ведущий вид деятельности в этот период — труд. Данный этап взросления завершается кризисом юности (17−21 год), что оказывается началом становления самостоятельного подхода к определению и реализации личного выбора образа жизни. Это заключается в формировании жизненных планов, активном освоении профессиональной деятельности, социальной роли взрослого, поиска спутника жизни. Юность можно обозначить как период приобретения самостоятельности во всех ее возможных проявлениях [2].

Юность является периодом завершения физического созревания и формирования первичной социализации личности. Расширяются временные представления (включая будущее), личные и социальные перспективы. Мировоззренческий поиск в юношеском возрасте обусловливает социальную ориентацию личности, способствует осознанию себя частью социальной общности, выбору своего будущего социального положения и способов его достижения. Становление социальной зрелости предполагает формирование взаимодействия между мужчиной и женщиной в общественных и семейных отношениях.

Важнейшая роль педагога в этот период — помочь выбрать такой жизненный путь, который позволил бы не только наиболее полно использовать врожденные задатки, сохранить творческий азарт в избранном виде деятельности на всю жизнь, но и гармонизировать его умственное и физическое развитие.

15 стр., 7197 слов

Адаптация студентов в процессе обучения в вузе

... Итак, психологическими проблемами адаптации студентов в процессе обучения в вузе является: 5) низкая мотивация учебной деятельности, 6) отсутствие осознанного выбора профессии, 7) отсутствием самостоятельности ... 1. Теоретические основы адаптации студентов в процессе обучения в вузе 1.1 Адаптация студентов в процессе обучения в вузе Адаптация -- вид взаимодействия личности или социальной группы ...

1.2 Ведущая деятельность в юношеском возрасте

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Она должна иметь направленность и содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т. п.) [3]. В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в техникумах, колледжах, технических лицеях, институтах, университетах и так далее или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с обучением. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Это означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т. е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности в данный момент и в будущем.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность.

Выбор профессии

Выбор профессии — самое важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии. Найти своё место в постоянно меняющемся мире профессий во все времена было сложно [7]. Сейчас это сделать ещё труднее. Сложно переоценить роль школы в выработке отношения учащихся к труду. Дело в том, что стереотипы отношения к учению, возникающие в школе, в дальнейшем могут распространяться и на другие сферы.

Рассмотрение процесса профессионального самоопределения как части личностного развития предполагает упоминание таких понятий, как жизненная перспектива, жизненный план, психологическое время. Данные конструкты характерны и разворачиваются в полной мере в период ранней юности, когда возникновение новой психосоциальной ситуации развития приводит к формированию новой и основной для этого возраста потребности — потребности в жизненном самоопределении, а, следовательно, и в профессиональном.

Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение — многомерный и многоступенчатый процесс. Его обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.

Первый этап — детская игра, в ходе которой ребёнок примеряет на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Четвёртый этап — практическое принятие решения, сам выбор профессии включающий в себя два главных компонента:

определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности подготовки к нему;

выбор специальности [5].

Вообще говоря, последовательность этих двух выборов может быть разной. Девушка может сначала определить сферу деятельности, «хочу заниматься медициной», а потом — уровень квалификации: быть врачом, фельдшером, медсестрой или санитаркой, или наоборот — сначала выбрать уровень, а потом уже специальность. Но фактически, судя по данным социологов, второй путь решительно преобладает, в частности ориентация на поступление в вуз формируется значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

Уровень социальных притязаний школьника и выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависят от объективных условий. Прежде всего, это социальное положение, материальное благосостояние семьи и особенно уровень образования родителей. Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно склонны идти по стопам родителей. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, чем их родители.

Многое зависит также от престижности профессий. Престиж той или иной профессии в общественном мнении обычно находится в обратном отношении к её массовости. Чем престижнее профессия, тем больше в ней будет кандидатов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться, заняться чем-либо другим.

Существенные факторы профессионального самоопределения — возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности человека и уровень его притязаний.

Выбор профессии это сложный и длительный процесс.

Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существуют две опасности.

Первая — затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов.

Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций юноши, что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение — один из главных компонентов взросления и устойчивого образа «Я», самоуважения и т. д.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию:

. Принцип сознательности.

. Принцип соответствия.

. Принцип активности.

. Принцип развития.

Общие представления об адаптации

Адаптация — это приспособление к общеприродным, производственным и социальным условиям. Это все виды врожденной и приобретенной взаимодеятельности организмов с процессами на всех уровнях организации живых структур [23].

Адаптация поддерживает гомеостаз организма и его основных параметров. Адаптация человека как биологический процесс осложняется его био-социальной природой, но имеет те же закономерности, что и для других биологических объектов.

В.П. Казначеев (1975) предложил выделять четыре группы критериев адаптации:

.Термодинамический критерий. Согласно ему адаптация — это процесс поддержания оптимального уровня неравновесности биологической системы в адекватных и неадекватных условиях среды.

.Кибернетический критерий. В этом случае адаптация — это процесс самоорганизации и самосохранения системы для достижения оптимального результата.

.Биологический критерий. Адаптация — это прогрессивная эволюция биологических систем в адекватных и неадекватных условиях среды.

.Физиологический критерий. Адаптация — это процесс поддержания функционального состояния гомеостатических систем и организма в целом, обеспечивающих сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в адекватных и неадекватных условиях среды [3].

Педагогический процесс в этом контексте следует рассматривать как частный случай социальной адаптации, но его отличительной чертой как адаптационного, является то, что в учебно-воспитательном процессе (УВП) происходит не только формирование адаптаций в виде знаний, умений, навыков, но происходит обучение поиску адаптационных механизмов. В этом заключается уникальная, адаптационная роль педагогического процесса.

В целом внебиологические адаптации отличаются от биологических иным содержанием, формой, организацией и направленностью.

Виды, этапы, динамика и «цена» адаптаций

Выделяют индивидуальную (фенотипическую) и популяционную адаптации. С этой точки зрения школа, УВП и педагогика занимают уникальное место, так как обязаны обеспечивать одновременно все формы адаптации.

Всякая адаптация проходит два этапа.

.Срочная адаптация. Она несовершенна и протекает по типу стресс-реакции на базе уже готовых физиологических механизмов, аналогично протеканию безусловных рефлексов.

.Долговременная адаптация — это совершенная адаптация, которая формирует так называемый «структурный след» адаптации, т. е. приспособительный механизм, обеспечивающий реализацию адаптации (рост мышечной массы, изменение чувствительности, синтез ферментов и т. д.).

Долговременная адаптация имеет свою «цену», т. е., те затраты (материальные, энергетические, информационные), которые обеспечивают эту адаптацию. А высокая цена адаптации (как и в экономике) влияет на эффективность данной адаптации в сторону ее снижения.

Опасность высокой цены адаптации состоит в том, что, во-первых, наступает истощение доминирующей системы адаптации (например, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы), что ведет к дезадаптации и гибели организма; во-вторых, снижаются резервы других адаптационных систем. УВП проявляется очень часто в том, что ученик ради успеха по одному предмету снижает успеваемость по другим. Это ведет к дисгармоничности развития, а значит — к дезадаптации.

Для предотвращения рассогласования адаптационных механизмов происходит процесс деадаптации, т. е. возвращение к исходному уровню функционирования.

С физиологических позиций становится понятно, почему результаты УВП не всегда соответствуют ожиданиям. Девиации, забывание, нарушения режима, рост заболеваемости в условиях учебных заведений могут рассматриваться как дезаадаптации или деадаптации и свидетельствуют о неадекватности УВП целям и задачам личности учащегося, класса, школы и общества в целом.

Как чередование адаптации и деадаптации, ведет к изнашиванию и локальному старению организма, так и неритмичность УВП ведет к снижению его эффективности. Вот почему, в старших классах школы учащиеся чаще болеют. Дело здесь не только в росте учебной нагрузки, но и в большом разнообразии изучаемых предметов, адаптация к которым достигается высокой ценой. Кроме того, рост числа дисциплин повышает вероятность нарушения расписания занятий, что не может не вызывать дезадаптационных процессов, т.к. переделка динамического стереотипа (а расписание призвано формировать стереотип) требует больших физиологических затрат.

Как адаптация и деадаптация имеют лишь относительную биологическую целесообразность, так — по аналогии, изучение многих дисциплин в школе имеют относительную социальную и педагогическую целесообразность. Например, изучение истории КПСС было обязательным для всех студентов вузов. Отмена этого предмета практически никак не отразилась на адаптационных возможностях молодых специалистов. А вот отсутствие курса логики в школах и вузах как обязательного предмета существенно влияет на формирование мышления, а значит и на творческий потенциал молодежи. Ошибки в мышлении приводят к неэффективной работе, а, следовательно, к перегрузкам и дезадаптации как в личном так и в социальном плане.

Адаптивные типы учащихся

Наряду с индивидуальной адаптацией существует и популяционная или групповая адаптация, при которой появляются общие приспособительные черты у большого числа особей. При этом формируются так называемые адаптивные типы людей (Алексеева Т.И., 1986).

Обращаясь к педагогическим примерам, напрашивается аналогия адаптивных экологических типов людей с адаптивными типами учащихся, хорошо знакомым всем, кто имеет дело с УВП. Речь идет о «неуспевающих», «троечниках», «хорошистах» и «отличниках». Для каждого из этих типов учащихся характерен специфический тип поведения, стремление к объединению, общий стиль реагирования на педагогические воздействия, сходная жизненная и профессиональная судьба и, возможно, характерная заболеваемость [20].

Изучение адаптивных типов школьников и студентов в условиях УВП на основе эколого-физиологического и психофизиологического подходов может стать перспективным направлением и дать хорошие педагогические и валеологические результаты.

Онтогенез как адаптационный процесс. Уровни адаптаций.

Понятие о первой и второй адаптивных системах

Возрастные изменения организма человека от зачатия до смерти можно рассматривать как непрерывную цепь адаптаций. Даже графически по своей структуре онтогенез (созревание, зрелость, старение) напоминает трехчастную структуру стресс — реакции (мобилизация, адаптация, истощение).

Как известно, стресс есть пусковой механизм адаптации. Можно выделить несколько уровней адаптационных возрастных процессов.

Во-первых, морфологические изменения, связанные с ростовыми процессами. Несмотря на свою генетическую предопределенность, эти изменения сильно зависят от факторов среды и условий воспитания. Например, ранние физические нагрузки у подростков ускоряют зарастание эпифизарных хрящей и тормозят рост костей в длину. Недостаток же движений (гипокинезия) и недостаток усилий (гиподинамия) ведет к онтогенетической дезадаптации опорно-двигательного аппарата и связанных с ним систем. Недостаток ультрафиолетового света или/и витамина D ведет к нарушению фосфорно-кальциевого обмена (рахит) и как следствие деформация костей.

Во-вторых, функциональные изменения, связанные со всеми системами. В качестве иллюстрации рассмотрим развитие сердечно-сосудистой системы как адаптационного процесса. Известно, что у плода малый круг кровообращения не функционирует, точнее не выполняет функцию газообмена. Движение крови шунтируется Баталловым протоком и овальным отверстием между предсердиями. За счет такого движения крови достигается оптимизация кровообращения плода. После рождения ребенка эти шунты блокируются, активизируя легочное кровообращение. Но эта адаптация может стать причиной пороков сердца (незаращение баталлового протока и овального отверстия).

Следующим адаптивным возрастным явлением в сердечно-сосудистой системе следует назвать опережающий рост сердца по сравнению с ростом сосудов и их «асимметричность» иннервации симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы. Гетерохронность развития сердца и сосудов приводит к юношеской гипертонии, что может сопровождаться функциональными нарушениями проводящей системы сердца и его клапанного аппарата, снижением работоспособности и психо-эмоциональными нарушениями (страхи, боли, тревожность и др).

На этом фоне страдает не только общее состояние здоровья подростка, но и его успеваемость, социальная активность. Очевидно, что ростовые процессы в сердечно-сосудистой системе можно рассматривать как адаптационные, но в период формирования этих адаптаций процесс может пойти по патологическому пути (сверхадаптация, дезадаптация, гипоадаптация) и стать причиной снижения уровня здоровья [22].

Биохимические изменения рассмотрим как третий уровень адаптационных процессов.

С возрастом меняется активность многих ферментов и других веществ. Например, фетальный гемоглобин прочнее связывает кислород и необходим плоду в конкурентной борьбе за последний с кровью матери. После рождения ребенка доля этого гемоглобина снижается.

Очень наглядно иллюстрируется относительность биохимических адаптаций на примере пищеварительной системы. С возрастом снижается активность ряда ферментов расщепляющих составные части молока (лактаза, хемозин).

Традиционно же молочные продукты сохраняются в пищевом рационе не только детей и подростков, но и взрослых людей всех национальностей. Употребление молока и молочных продуктов на фоне низкой активности ферментов ведет к дезадаптации в виде пищевых аллергий, желудочно-кишечных растройств, психо-соматических нарушений.

Психическое (включая и сексуальное) развитие выделим как четвертый уровень адаптаций онтогенеза. Рассмотрим это на примере взросления. Инфантилизм современного человека следует признать как психологическую адаптацию жизни в стареющем обществе.

Задержка психических процессов на уровне детского возраста на фоне роста продолжительности жизни и низкой рождаемости (при малом числе детей в семье) снижает конкуренцию и ведет к снижению психического напряжения и числа конфликтных ситуаций.

Увлечение играми детьми, подростками, молодежью и мужской частью населения объясняется не только увеличением доли досуга в условиях цивилизованного общества, но и подсознательным стремлением уйти от конкуренции, отказ от принятия решений, снятие тревожности, которая в свою очередь является психологической основой многих патологий. Эта адаптация ведет, в конце концов, к задержке развития, к иждивенчеству, криминальному поведению и девиациям, что в свою очередь ведет к психосоциальной, психофизиологической, психосоматической дезадаптации.

Социальный уровень адаптаций в онтогенезе определяет социальное взросление человека.

Как раннее, так и позднее социальное созревание можно рассматривать как дезадаптацию, а значит причину заболеваемости и интеллектуальной нереализованности. Известно, что ранняя слава «вундеркиндов» и «продвинутой молодежи» часто заканчивается печально. Позднее социальное признание и длительная «борьба» за более высокий социальный статус также истощают биологические ресурсы организма и ведут к дезадаптации. «Каждому овощу свое время» — мудрость народа, отражающая социально-возрастной аспект адаптации.

Когнитивный (познавательный) уровень адаптации в онтогенезе можно выделить отдельно, хотя по своей природе это психологический уровень. Иначе его можно назвать когнитивным аспектом психологического уровня онтогенеза. Основанием для его выделения в самостоятельную структуру является полезный результат — знания, умения, навыки. Последние, являясь адаптациями для человека, в тоже время становятся инструментом для формирования новых адаптаций. Это единственный уровень, который потенциально активен всю жизнь и способен к саморазвитию. Иными словами, когнитивный уровень не имеет типичной трехчастной структуры — рост, стабилизация, деградация. Познание идет непрерывно. Возможно, по этой причине средняя продолжительность жизни интеллектуалов во все времена была выше, чем продолжительность жизни представителей неинтеллектуальных сфер жизни, так как познавательная деятельность стимулировала все адаптационные процессы, тем самым, поддерживая здоровье и продлевая жизнь. Учитывая эту особенность когнитивного уровня, а, следовательно, и познания как адаптации, можно говорить о двух системах адаптации в жизни человека: Первая адаптивная система онтогенеза — биопсихосоциальная, присущая всем живым существам. Вторая адаптивная система онтогенеза — когнитивная, присущая только человеку, где знания, умения и навыки становятся средством к новым адаптациям высшего порядка. Эта градация адаптивных систем восходит к учению И.П. Павлова о сигнальных системах действительности и аналогична ей.

В связи с вышеизложенным, есть основания считать что:

во-первых, онтогенез — это макроадаптационный процесс для человека, в отличие от микроадаптаций, частного порядка;

во-вторых, онтогенез как непрерывный адаптационный процесс имеет несколько уровней;

в-третьих, когнитивный уровень онтогенеза уникален своей непрерывностью, однонаправленностью и механизмом, что позволяет выделить его в онтогенезе как особый механизм адаптации — адаптацию второго рода или можно говорить о второй адаптивной системе онтогенеза;

в-четвертых, онтогенез (жизнь) человека можно рассматривать как макрофункциональную систему, полезным результатом которой можно считать жизненный опыт для других людей и общества в целом;

в-пятых, наибольшую практическую значимость для педагогов и психологов при изучении возрастной морфологии, физиологии и психологии должны иметь все изменения в организме ребенка как адаптации, а не как возрастные феномены [21].

2. Методы и результаты исследования

.1 Методы и методика исследования

Исследования были проведены в 2014—2015 учебном году в рамках «недели здоровья» на студентах различных факультетов педагогического института (в дальнейшем ПИ).

Участие приняли 69 девушке и 25 юношей с 3 факультетов: естественно-географический, филологический, исторический. В данной исследовательской работе были использованы стандартные методики: измерение роста стоя, объема грудной клетки (ОГК), веса, окружности запястья, росто-весового показателя, показателя Пинье, силовой ассиметрии рук, температурной ассиметрии ушей, электрической ассиметрии висков, систолического (СД) и диастолического давления крови (ДД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), жизненного объема легких (ЖЕЛ), пробы Штанге, мощности выдоха, кардио-респираторного индекса (КРИС), индекса Скибинской, адаптивного потенциала, индекса Робинсона, жизненного индекса, индекса Кетле, уровня стресса, теста Люшера, теста выбора фигур и функциональная ассиметрия. [8,18,19]

Так как не все показатели могут достоверно показывать различия в адаптации студентов, поэтому данная работа построена на самых достоверных показателях: росто-весовой показатель, показатель Пиньи, СД, ДД, СД/ДД, ЧСС, ЖЕЛ, КРИС, индекс Скибинской, адаптивный потенциал, жизненный индекс, уровень стресса, тест Люшера, тест выбора фигур.

2.2 Результаты и их обсуждения

Обсуждение полученных данных следует начать с рассмотрения средних значений росто-весового показателя — это соотношение веса и роста, обеспечивающего оценку влияния веса на здоровье человека. Чем выше этот индекс, тем больше риск некоторых заболеваний (повышенное кровяное давление, инсульт, некоторые виды рака и диабет 2 типа).

Определение данного индекс является более объективным показателем в сравнении с простым определением веса, так как он дает лишь приблизительные представления о степени избыточности жира в организме. Нормальное соотношение роста и массы выражается индексом 37−40, более низкий показатель показывает пониженную упитанность, более высокий — повышенную.

На рисунке 1 можно увидеть, что практически у всех студентов данный показатель в норме. Это свидетельствует о физиологической гармоничности развития студентов ПИ, то есть тело пропорционально сложено, отклонений не наблюдается.

Рисунок 1. Росто-весовой показатель (среднее значение (кг/см2))

Индекс Пинье — показатель, который определяет пропорциональное соотношение между тремя параметрами: ростом, массой тела и окружностью грудной клетки. Телосложение при показателе 10 — 15 крепкое, при 16−20 хорошее, при 21−25 среднее, при 26−30 слабое, при 31 и больше очень слабое. В норме он колеблется в пределах 20, а при непропорциональности сложения бывает значительно больше или меньше этой цифры.

Рисунок 2. Показатель Пиньи (среднее значение (усл. ед.))

Систолическое артериальное давление — это уровень давления крови в момент максимального сокращения сердца. Нормальные показатели систолического давления колеблются в пределах 100−130 мм рт. ст., а диастолического — 60−80 мм рт. ст. В определенной мере они зависят и от возраста человека. Так, у пожилых людей максимально допустимо систолическое давление 150 мм рт. ст., а диастолическое — 90 мм рт. ст. Повышение артериального давления выше средних цифр называется гипертонией (гипертензией), а снижение его — гипотонией (гипотензией).

Артериальное давление является важным объективным показателем функции сердечно-сосудистой системы. Кратковременное повышение артериального давления (преимущественно систолического) наблюдается при эмоциональных нагрузках, физическом напряжении.

Судя по данным рисунка 3 у всех студентов систолическое давление находиться в пределах нормы, то есть морфофункциональных отклонений не выявлено, а так же это указывает на то, что студенты в момент измерения не испытывали ни физического, ни эмоционального напряжения. это говорит о том, что они чувствую себя комфортно в существующих условиях учебно-воспитательного процесса.

Рисунок 3. Систолическое давление (среднее значение (мм. рт. ст.))

Золотое сечение — координированная пропорция, в которой одна часть относится к другой, как всё целое к первой части. Такое деление Пифагор называл «золотым делением» или «золотой пропорцией». В биологии — это число 1,618. Такая пропорция встречается довольно часто. При этом, чем выше пропорции приближаются к значениям золотого сечения, тем гармоничнее человек. Пропорции мужского тела в среднем по этому показателю составляют 1,625, женского — 1,6.

Рассматривая рисунок 4, видно что, отношение систолического и диастолического давления, максимально приближены к золотому сечению, что свидетельствует об оптимальном состоянии сердечно-сосудистой системы студентов. Это позволяет предположить, что и вегетативная нервная система находиться в гармоничном состоянии, следовательно, студенты обладают высокой лабильностью и гибкостью, что в свою очередь является хорошим показателем в обучении.

Рисунок 4. «Золотое сечение» артериального давления

Ритмичные колебания стенок сосудов, спровоцированные сокращениями сердечной мышцы, называются пульсом. Он может ускоряться или замедляться в зависимости от наличия физиологических и внешних факторов влияния. Учащение сердцебиения, как правило, вызывают такие причины:

-сильное эмоциональное волнение;

-физическое переутомление;

-значительные нагрузки на организм;

-употребление алкогольных напитков и кофе;

-время суток;

-повышение температуры тела и воздуха;

-прием пищи;

-возраст и половая принадлежность человека.

У женщин частота пульса выше примерно на 7−8 ударов, чем у мужчин. Измерение пульса позволяет оценить функционирование сердечно-сосудистой системы и сделать предварительные выводы о вероятных нарушениях. У человека в возрасте 18 лет и старше нормальная частота сердечных сокращений в покое может варьироваться в пределах от 60 до 80 ударов в минуту. А профессиональные атлеты могут обладать частотой сердцебиений в покое около 40 ударов в минуту.

Опираясь на данные рисунка 5, можно сказать, что девушки естественно-географического факультета, за исключением ПБО-41, имеют нормальный пульс, показатели остальных студентов варьируются от 76 до 92. Скорее всего, это связано с повышенным уровнем тревожности студентов. Это снижает психологический комфорт личности. Повышенная тревожность мешает эффективно учиться и успешно конкурировать с другими студентами.

Рисунок 5. Частота сердечных сокращений (среднее значение (уд./мин.))

Следующий показатель — жизненная ёмкость лёгких — этот индекс, отражает функциональные возможности дыхательной системы и измеряется с помощью спирометра. Жизненная ёмкость лёгких делится на 3 группы:

-Дыхательный объём — объём при спокойном дыхании ~ 500 см³;

-Резервный объём вдоха — объём дополнительного вдоха, после спокойного вдоха ~ 1500 см³;

-Резервный объём выдоха — объём дополнительного выдоха, после спокойного выдоха ~ 1500 см³.

В норме у здоровых людей фактическая ЖЕЛ может отклоняться от должной в пределах ±15%. Снижение может указывать на патологию легких. У здоровых нетренированных молодых мужчин ЖЕЛ обычно в пределах 3−4,5 литра, у женщин — 2,5−3,5 литра. С возрастом ЖЕЛ снижается. Оценка индекса: меньше 5 — очень плохо, 5−10 — неудовлетворительно, 10−30 — удовлетворительно, 30−60 — хорошо, больше 60 — очень хорошо.

Исследуя данные рисунка 6 можно сделать вывод о том, что лишь 8% обучающихся имеют хорошую ЖЕЛ, в то время как у остальных 92% дыхательная система развита удовлетворительно. Возможно, это связано с отсутствием двигательной нагрузки и гиподинамией, либо недостаточной физической подготовкой. Не исключается так же и возможные заболевания дыхательной системы.

Рисунок 6. Жизненная емкость легких (среднее значение (мл)/100)

Одним из показателей, характеризующих адаптационные резервы организма, является кардио-респираторный индекс (КРИС) или коэффициент соотношения пульс-дыхание.

Обзор многих лабораторных и клинических работ и тестов показал, что у хорошо подготовленных атлетов величина КРИС в адинамической фазе от 1 и выше; у нетренированных, но практически здоровых людей — от 0,8 до 0,9; у больных с различными сердечно-сосудистыми и дыхательными расстройствами величина КРИС находится в пределах 0,3 — 0,4.

Исходя из данных рисунка 7 видно, что самые высокие показатели у юношей естественно-географического факультета, в то время как самые низкие — у девушек гуманитарных специальностей. Здоровыми по данной методике можно считать только юношей географов и биоэкологов. У остальных студентов этот показатель удовлетворителен, но в целом можно говорить о дисгармоничности дыхательной и сердечно-сосудистой систем у студентов ПИ либо о начальных явлениях декомпенсации в системе дыхания. Возможной причиной таких низких показателей можно считать дезадаптацию. У естественно-географического факультета КРИС выше возможно благодаря повышенной физической активности, за счет проведения ежегодных полевых практик и большего количества практических работ, чем у студентов других факультетов.

Рисунок 7. Кардио-респираторный индекс (среднее значение (усл. ед.))

Индекс Скибинской, объединяющий величину ЖЕЛ, продолжительность произвольной задержки дыхания и ЧСС в покое, характеризует функциональные возможности организма, устойчивость к гипоксии и волевые качества индивида. Оценка индекса: меньше 5 — плохо, 5−10 — неудовлетворительно, 10−30 — удовлетворительно, 30−60 — хорошо, более 60 — очень хорошо.

Исследования показали, что наблюдается отрицательная динамика показателей данного индекса, так как лишь 25% имеют хорошие данные по этому показателю. Важно отметить, что практически все это юноши естественно-географического факультета. У остальных студентов данные индекс оценивается удовлетворительно, что свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях системы дыхания, а это в свою очередь указывает на необходимость повышения физической подготовки обучающихся и тренировку дыхательной системы.

Рисунок 8. Индекс Скибинской (среднее значение (усл. ед.))

С целью комплексной оценки уровня здоровья и выявления возможных адаптационных нарушений определяем расчетный интегральный показатель, характеризующий адаптационные резервы системы кровообращения — адаптационный потенциал.

Оценка результатов: удовлетворительная адаптация — 2,20 и менее — для юношей; 1,96 и менее — для девушек; напряжение адаптации — 2,21 — 2,43 — для юношей; 1,97 — 2,23 — для девушек; неудовлетворительная адаптация и срыв адаптации — 2,44 и более — для юношей; 2,24 и более — для девушек.

Анализируя данные рисунка 9, можно сказать о том, что у 75% всех студентов адаптация неудовлетворитительная или близка к срыву. Лишь 25% обучающихся находятся в зоне удовлетворительной адаптации, и в основном это юноши. Девушки являются слабо адаптивными скорей всего из-за высокой тревожности. Причинами возможной дезадаптации студентов могут быть:

-малое количество занятий физкультурой;

-недостаточная физическая подготовка студентов;

-неправильно составленное расписание и др.

Рисунок 9. Адаптивный потенциал (среднее значение (усл. ед.))

Одним из показателей, характеризующих адаптационные резервы организма, является жизненный индекс, который представляет собой отношение жизненной ёмкости легких к массе тела. Жизненный индекс служит для определения функциональных возможностей аппарата дыхания. Так же позволяет определить, какой объем воздуха из жизненной емкости легких приходится на каждый килограмм массы тела.

В норме жизненный индекс для мужчин 0,7−0,6 л/кг, для женщин 0,6−0,5 л/кг.

Согласно рисунку 10 практически у всех девушек жизненный индекс в пределах нормы, а это значит, что организм достаточно обеспечен кислородом при данной массе организма и соответственно имеет высокие адаптационные резервы. У всех юношей, за исключение биоэкологов, этот показатель ниже нормы, что свидетельствуют о недостаточности оксигенации организма, либо избыточном весе.

Рисунок 10. Жизненный индекс (среднее значение (мл./кг))

Под словом стресс в физиологии принято понимать напряжение, которое возникает в организме под воздействием как эмоциональной, так и физической нагрузки.

Широким диапазоном нормы индекса напряжения считается диапазон величин от 30 до 200 усл. ед. При этом узким коридором нормы — идеальным значением считается 60−120 ед. Диапазон от 120 до 500 указывает на наличие дистресса с которым организм борется за счет увеличенного расхода энергии. При значениях индекса 250−400 единиц дистресс уже может привести к различным функциональным расстройствам. При 400−800 единицах есть риск не только кратковременных функциональных расстройств — можно ожидать повреждающего действия стресс-реализующих систем на органы. А когда величина индекса напряжения превышает порог 800−1000 усл. ед., то это говорит о том, что организм уже не справляется с дистрессом и возникают условия при которых серьезно возрастает риск заболеваний. Также происходит серьезное снижение иммунитета (в следствии атрофии вилочковой железы), что значительно расширяет список возможных заболеваний

Значения показателей уровня стресса у всех студентов колеблется от 120 до 500 (рисунок 11), что указывает на наличие дистресса с которым организм борется за счет увеличенного расхода энергии В принципе, если значение индекса напряжения превышает границы нормы, а это прослеживается по данным всех обучающихся, то на это уже следует реагировать — необходимо пересмотреть режим работы и отдыха, пройти курс массажа, включить в рацион расслабляющий чай из настоя трав и так далее.

Рисунок 11. Уровень стресса (среднее значение (усл. ед.))

Таким образом, анализируя полученные данные можно сказать о том, что существуют небольшие различия между студентами разных специальностей.

Явная выраженность по гендерному признаку наблюдается по КРИСу и индексу Пинье, причем высокие показатели у юношей естественно-географического факультета, а самые низкие — у девушек гуманитарных специальностей. По этим данным можно сделать вывод о том, что возможно, такие показатели связаны с большей физической подготовленностью, наличием полевых практик и большим количеством лабораторных и практических работ на естественно-географическом факультете, по сравнению с другими. К сожалению, не получилось собрать данные у студентов факультета физической подготовки. Скорее всего, был бы больший разброс данных. Можно ожидать, что к старшим курсам из-за снижения двигательной активности снизятся данные по многим показателям.

В норме у всех студентов ПИ находятся данные по росто-весовому показателю, артериальному давлению, жизненному индексу и индексу Скибинской.

Данные ЖЕЛ, адаптивного потенциала, ЧСС и уровня стресса плохие. Скорее всего, на этих данных отразилась тревожность обучающихся и, возможно, дезадаптация. Для повышения адаптивных возможностей необходимо:

-регулярные занятия физкультурой;

-правильное питание;

-создание секций, кружкой, связанных с повышенной двигательной активностью (футбол, плавание и другое);

-полевые практики.

Результаты и анализ психологических показателей

Гендерные предпочтения формы и цвета недостаточно изучены с точки зрения оценки психофизиологического состояния студенческой молодежи. В исследованиях были использованы стандартные методики: тест Люшера и методика выбора фигур [19,20] и применены к студентам педагогических специальностей Вологодского государственного университета.

В результате получены следующие данные:

Предпочтения (+) и отвержение (-) цветов студентами (%)

Анализируя данные таблиц можно сделать вывод о том, что самые предпочитаемые цвета — это синий и зеленый, причем юноши в большей степени выбирают зеленый цвет (36,4%), чем девушки (24,6%).

Зеленый и синие цвета символизируют удовлетворенность и спокойствие, что позволяет нам судить о том, что большинство студентов чувствуют себя комфортно в существующих условиях учебного процесса. В то же время коричневый цвет не выбирают ни юноши, ни девушки, так как он отражает отрицательное психофизиологическое состояние. Девушки предпочитают более яркие цвета — красный и желтый, — что характеризует их как экстравертов, а юноши более склонны к выбору черного и серого цветов, что позволяет их оценивать как интровертов. Предпочтение «чистых» цветов доминирует над «смешанными» (фиолетовый, коричневый), что свойственно для юношеского максимализма, как временной формы психического склада личности.

Предпочтения (+) и отвержение (-) фигур студентами (%)

ФигураКругПриямоугольникТреугольникКвадратЗигзагДевушки +43,91,536,412,16,1Юноши +54,20,016,716,712,5Девушки -15,227,321,219,716,7Юноши -4,241,737,58,38,3

Треугольники выбирает малый процент юношей (16,7%), что объясняется нежеланием быть лидерами и так называемым «женским» воспитанием. Прямоугольники выбирает лишь 1,5% девушек, что отражает их сомнения своим выбором, а юноши полностью отвергают данную фигуру, как и свои сомнения. Из этого следует что юноши не готовы быть лидерами и в то же время абсолютно не сомневаясь в своем выборе отдают власть противоположному полу (женский), который комфортно себя чувствует занимая лидирующие позиции. Это подтверждает их выбор треугольников (36,4%) — символа лидерства и кругов (43,9%) — символ гармонии. Большая часть юношей предпочитает круги (54,2%), то есть склонны к оппортунизму и соглашательству, терпимости и отсутствию инициативы. Утешает то, что юноши в два раза (12,5%) больше, чем девушки (6,1%) предпочитают зигзаг — символ творчества. Возможно, уходя в «творчество», человек уступает лидерство. Квадрат — символ порядка, и у юношей выбор данной фигуры (16,7%) выше, чем у девушек (12,1%).

Это объясняется большим стремлением к порядку, консерватизмом мужского пола в стандартных условиях по сравнению с женским.

Рисунок 12. Гендерные предпочтения цвета и фигур

На основе анализа далеко не всех показателей можно констатировать, что выбранные методики достаточно хорошо интерпретируют скрытые, часто не осознаваемые психофизиологические качества личности. Имеют место существенные гендерные различия по обеим методикам. Установлено, что предпочтения современных девушек и юношей сместились в «противоположные» стороны, что можно объяснить как современными социально-экономическими тенденциями, так и современным феминизированным учебно-воспитательным процессом на всех уровнях образования. Представленные методики можно использовать как экспресс-метод мониторинга психоэмоциональных состояний в условиях массовых исследований в молодежной среде с целью изучения тенденций развития общества и коррекции образовательного процесса.

Заключение

В ходе сбора материала для выпускной квалификационной работы, анализа литературных источников и собственных наблюдений можно сделать следующие выводы:

Юность — возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

Молодым людям сложно определиться с выбором профессии, и поэтому возникают проблемы. В ходе этого сложного выбора, который не всегда бывает удачным, студенты чувствуют себя не комфортно, повышается уровень стресса и снижается адаптивность. Это так же связано с тем, что многие уезжают от родителей и вынуждение самостоятельно о себе заботиться, что так же подрывает внутренние резервы организма.

Выявлены существенные различия студентов по специальностям: самые высокие показатели у студентов естественно-географического факультета. Обучающиеся гуманитарных направлений имеют не такие хорошие данные, возможно потому, что отличаются от студентов естественно-географического факультета предметом обучения и двигательной активностью. Так как студенты-гуманитарии работают в знаковой вербальной системе, поэтому большую часть времени они проводят индивидуально (с книгой), и, следовательно, имеют низкую активность и физиологические показатели. А у студентов-естественников предмет обучения — природа во всех ее проявлениях, присутствуют полевые практики, благодаря которым повышаются данные показателей.

Анализируя полученные данные, можно сказать о том, что большинство студентов дезадаптированы, находясь в условия существующего учебно-воспитательного процесса, что подтверждают многие показатели (КРИС, адаптивный потенциал, уровень стресса и другие.).

С точки зрения психологических показателей, можно говорить, во-первых, о смене гендерных ролей, юноши зачастую уступают лидерство девушкам в учебном процессе, предпочитая творчество во внеучебное время. Психологически девушки являются более гармоничными и устойчивыми личностями. Юноши-педагоги склонны к большему консерватизму и догматизму. Так же явные различия можно выделить по типам личности: на педагогические специальности поступают, повидимому, в большинстве своем юноши — интроверты, тогда как девушки — экстраверты.

Список использованной литературы

1. Фабер, Д.А. Физиология школьника: учебник для вузов / Д.А. Фабер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. — Москва: Педагогика, 1990. — 64 с.

. Красноперова, Н.А. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие / Н.А. Красноперова. — Москва: ВЛАДОС, 2012. — 216 с.

. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология):учебник для вузов / И.В. Шоповаленко. — Москва: Гардарики, 2005. — 349 с.

. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. — Москва: Просвещение, 1989. — 346 с.

. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс. / Ж.Т. Тощенко. — Москва: Прометей, 2001. — 511 с.

. Мейли, Р. Различные аспекты Я / Р. Мейли // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. — Москва, 1975. — С. 132−141.

. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. — Москва: Академия, 2005. — 260 с.

. Гуминский, А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии: учеб. пособие / А.А. Гуминский, Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. — Москва: Просвещение, 1990. — 239 с.

. Цветков, В.Д. Системная организация деятельности сердца млекопитающих: учебник для вузов / В.Д. Цветков. — Пущино: ПНЦ РАН, 1993. — 134 с.

. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие / С.Д. Смирнов. — Москва: Академия, 2005. — 400 с.

. Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения: учебное пособие / И.Р. Алтунина. — Москва: Издательство Московского психолого-педагогического Университета, 2006. — 144 с.

. Барабанова, В.В. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения: учеб. пособие / В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова. — Москва: Просвящение, 2002. — 67 с.

. Гапонова, С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С.А. Гапонова // Психологический журнал. — 1994. — № 3. — С. 131 — 135.

. Захарова, Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза/ Л.Н. Захарова // Вопросы психологии. — 1998. — № 2. — С. 2−6.

. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов/ И.А. Зимняя. — Москва: Логос, 2005. — 384 с.

. Казанцева, Т.А., Олейник, Ю.Н. Профессиональное самоопределение студентов вуза / Т.А. Казанцева, Ю.Н. Олейник // Психологический журнал. — 2002. — № 6. — С. 45−50.

. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций: учебник для вузов / Я. Рейковский. — Москва: Прогресс, 1979. — 392 с.

. Люшер, М. Цвет вашего характера: монография / М. Люшер. — Москва: Вече, 1997. — 240 с.

. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 т. Т. 2 / Е.И. Рогов. — Москва: ВЛАДОС, 1999. — 470 с.

. Агаджанян, Н.А. Резервы нашего организма: учебник для вузов / Н.А. Агаджанян, Катков, А Ю. — Москва; Знание, 1990. — 240 с.

. Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология: учебник для вузов/ Г. Л. Апанасенко, Попова Л.А. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 248 с.

. Белов, В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие / В.И. Белов, Ф.Ф. Михайлович. — Москва: Недра, 1999. — 664 с.

. Соколов, В.В. Школа. Адаптация. Здоровье. Предпосылки педагогической адаптологии / В.В. Соколов. — Вологда: ВоГУ, 2005. — 72 с.