Притча о лягушках и силе слова

Компания лягушек резвилась среди деревьев на опушке леса. Все было прекрасно и весело, пока две лягушки случайно не свалились в глубокую канаву. Скорее даже это была не канава, а яма с почти отвесными краями и глубиной, практически не оставлявшей упавшим шансов на спасение.

Подобравшись к краю ямы, казавшейся им настоящей пропастью, остальные лягушки кричали своим несчастным товарищам:

— Все, друзья, не тратьте сил понапрасну. Смиритесь со своей участью и… прощайте навсегда!

Два лягушонка все же упорно противились намерению похоронить их с такой легкостью. Цепляясь за стенки ямы, они пытались придвинуться хоть чуть-чуть повыше и прыгали, прыгали, прыгали вверх, но тотчас падали вниз.

— Не суетитесь, у вас нет шансов выбраться оттуда! Умрите достойно, подумайте о вечном, ведь ваши прыжки попросту смешны!

В конце концов после многих сотен прыжков одна из лягушек свалилась на дно бездыханной. Товарищ по несчастью посмотрел на распростертое на дне ямы тело и продолжил свои прыжки с удвоенной энергией.

— Приятель, это нелогично, — кричали прыгуну свесившиеся с краю ямы лягушки. — Сохрани силы на достойный уход из жизни!

…Прыжок, еще прыжок, и еще, и еще. Вдруг лягушонок, размахивая во все стороны лапками, взлетел над краем ямы и плюхнулся в траву. Его тот­час же окружили остальные лягушки. Они изумленно смотрели на чудом спасшегося товарища, некоторые терли глаза, не веря тому, что видят перед собой, другие же сразу занялись расспросами:

Как тебе это удалось?

— Что-то невероятное! У тебя есть какая-то особая система? Ты обязан поделиться с нами своей методикой выживания!

— Ты что, не слышал, как мы кричали тебе, что нет шансов выскочить? Зачем же ты прыгал?

— Спасшийся от верной смерти лягушонок смотрел на обступивших его товарищей и знаками отвечал им, что он… от рождения глухонемой. К сожалению, он не слышит, о чем ему так эмоционально рассказывают друзья, но он, безусловно, благодарен товарищам за заботу. Без той неоценимой поддержки, которую они оказали упавшему, с риском для жизни свешиваясь с края ямы и подбадривая его криками, он не нашел бы в себе сил преодолеть усталость и отчаяние. Ему так хотелось оправдать надежды товарищей, что он просто совершил невозможное!

Цель (индийская притча)

— Дрона был великим мастером стрельбы из лука. Масса людей приходили к нему, чтобы научиться у Мастера меткости. Однажды, повесив на дерево мишень, он обратился к ученикам с вопросом, что каж­дый из них видит вокруг.

11 стр., 5282 слов

Риск при этом означает не более чем соотношение шансов и потерь по отношению к определенному решению, с помощью которого неиз­вестное будущее хотят сделать

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОБЩЕСТВО РИСКА   Риск как ключевая категория современной теории общества Риск как понятие социальной теории Структура риска в обществе постмодерна   Риск как ключевая категория современной теории общества Наше общество оказывается парадоксально устроенным. Его можно по праву называть обществом опасностей и катастроф, как это делает Ульрих Бек с известным пафосом ...

— Я вижу дерево, на котором Мастер закрепил мишень, — так ответил первый из учеников.

— Среди сада, по которому гуляют павлины, стоит освещенное солнцем дерево, на одном из ветвей которого Мастер повесил средней величины мишень, — так сказал следующий ученик.

— Я вижу учеников, смиренно готовых выслушать советы великого Мастера, установившего перед ними мишень на небольшом дереве в центре сада, — проговорил третий ученик. Дрон подошел к своему лучшему ученику Арджу- не и спросил у него, что он видит.

— Я не могу видеть ничего, кроме мишени, — ответил ученик.

— Только такой человек и может стать попадающим в цель! — сказал Мастер, повернувшись к остальным ученикам.

Кормить или нет?

Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, только в первом ряду сидел молодой конюх. Мулла не знал, как поступить, поэтому он обратился напрямую к конюху:

— Как, по-твоему, должен ли я начать говорить, хотя, кроме тебя, в зале абсолютно никого нет?

Почесав в затылке, конюх с уважением к духовному лицу ответил:

— Господин, я человек простой и неученый. Единственное, что я скажу: когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались и только одна осталась в стойле, я кормлю ее…

Мулла оценил ответ по достоинству и начал проповедовать. Больше трех часов длилась проповедь, в которую мулла вложил всю душу. Отдышавшись после окончания речи, он вновь обратился к конюху в надежде получить одобрение услышанному.

— Ну что, понравилась тебе моя проповедь?

— Простите, господин, я человек простой и неученый. Но я знаю, что если я прихожу в конюшню и нахожу в стойле лишь одну лошадь, то я все равно ее накормлю. Но я никогда не дам ей всего корма, который предназначался для всех лошадей…

— Как сказать то, что сказано

 

Один богач проснулся однажды утром в сильном волнении. Ночью ему приснился сон, как будто он один за одним теряет все свои зубы. Расстроенный господин потребовал к себе лучшего толкователя снов. Тот явился, выслушал рассказ и сообщил:

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

— Господин, сон несет нам печальную весть: один за другим уйдут из жизни все близкие тебе люди!

…Толкователь снов был выброшен на улицу да еще и побит палками. Взамен первого нашли богачу другого толкователя. Тот явился во дворец, выслушал рассказ и сказал:

— Прекрасные известия для господина, да продлится жизнь твоя! Сон говорит о том, что ты переживешь всех своих близких.

Богач остался доволен ответом и отпустил толкователя снов с полным кошелем золотых монет.

Слуги, бывшие свидетелями обеих встреч, в недоумении обратились к предсказателю с вопросом, почему, сказав богачу то же самое, он выходит из дворца с наградой, в то время как его предшественник был изгнан и бит.

— Все зависит от того, как сказать то, что сказано, — ответил мудрый человек и покинул дворец.

Что делать, когда мучает жажда?

Рассказывают, что однажды корабль, бороздивший морские просторы, попал в жуткий шторм. Все навигационные приборы вышли из строя. С палубы смыло в воду бочонки с питьевой водой. Уже через несколько дней скитаний в открытом море матросы стали страдать от жажды. Вдруг в нескольких метрах от корабля появилась яхта. С корабля на яхту срочно передали сигнал:

— Умираем без воды, спасите!

— С яхты ответили:

— Бросьте ведро в воду там, где вы находитесь!

Матросы на корабле решили, что над ними издеваются — никого не спасет от жажды соленая морская вода. Но все же они решили еще раз попросить о снисхождении и помощи:

— Пришлите нам пресной воды, мы умираем от жажды!

И вновь тот же ответ с яхты: «Бросьте ведро в море в том месте, где находитесь!»

Наконец, капитан корабля, чертыхаясь, приказал бросить в море ведро. Какого же было удивление команды, когда на борт подняли ведро кристально чистой и вкусной воды.

Оказалось, что в этом месте было сильное течение из устья большой реки.

Бабочка

В одном селении жил великий мудрец. Слава о его мудрости была так велика, что из разных стран стекались к нему люди за советом. Но был один человек, которому не давала покоя слава мудреца. Решил он доказать всем, что не так уж умен тот, которого почитают как мудрейшего из мудрых. Решил он придумать такой вопрос, ответ на который даже наш мудрец не мог бы найти.

13 стр., 6407 слов

ДУШЕВНЫЕ РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ КАК ВОПРОС О СУЩЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКА

Х. Климм Лечебная педагогика основанная на антропософии   ДУШЕВНЫЕ РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ КАК ВОПРОС О СУЩЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКА   Тот факт, что раскрытие душевно-духовных способностей человека может быть затруднено, таит в себе всегда что-то загадочное. Но одно дело, когда подобное случается с человеком в ходе его жизни или только в старости. В таком случае мы видели его в здоровые времена и ...

Пошел человек на луг, поймал бабочку, посадил ее среди сомкнутых ладоней и решил:

— Спрошу-ка я мудреца, какая бабочка находится у меня между ладоней: живая или мертвая? Скажет: живая — я сомкну руки, бабочка и умрет. Ну, а если скажет, что мертвая, я разожму ладони, и бабочка вспорхнет в небо. Тогда-то все и поймут, кто из нас умнее.

Пришел человек к мудрецу со своим вопросом:

— Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, Ч живая или мертвая?

Тот подумал и ответил так, как может ответить только мудрец:

— Все в твоих руках!

Суть обучения

Однажды ученик пришел к Мастеру и спросил его:

— Ты рассказываешь нам всякие поучительные истории из жизни, но никогда не объясняешь, что же они значат. Почему?

— А когда ты отправляешься на рынок, чтобы купить апельсинов, просишь ли ты продавца, чтобы он попробовал их вместо тебя, оставляя тебе лишь кожуру? — ответил Мастер.

Взаимность

Ученик беседовал с Мастером, а потом замолк и спросил учителя:

— Скажи, зачем ты выслушиваешь все мои рассказы? Неужели тебе интересно знать, как я понимаю то, чему ты учишь меня? Разве не лучше сберечь драгоценное время учителя, чтобы напиться из источника его мудрости?

— Я учитель, ты — мой ученик. Но ты — тоже учитель, а я — твой ученик. Свеча не может освещать только саму себя!

Личный пример

Рассказывают, что однажды к Ганди пришла женщина с просьбой, чтобы он повлиял на ее сына: тот, несмотря на свой избыточный вес, без конца ест сахар.

— Приходите ко мне через полмесяца, уважаемая, — ответил Ганди. Женщина удивилась, но ушла домой, а через полмесяца появилась снова в доме у Ганди.

Ганди посмотрел на ее сына и сказал:

— Мальчик, перестань есть сахар!

Мальчик поклонился и вышел из комнаты. Тогда мать повернулась к Ганди и спросила, зачем этому мудрому человеку потребовалось две недели, чтобы сделать такое несложное внушение ее сыну.

— Полмесяца назад я тоже любил поесть сахар, — ответил женщине Ганди.

3 стр., 1261 слов

Роль модератора в фокус-группе

Роль модератора в фокус-группе модератор интервью фокус В этой работе мы постараемся рассмотреть деятельность модератора в фокус-группе, также измерить степень его важности и меру его ответственности в процессе его работы. Не будет лишним рассмотреть перечень характеристик, которыми должен обладать человек, использующий метод группового глубинного интервью. Для того, чтобы войти в тему начнем с ...

У кого проблемы?

На берегу реки, у лодочной станции сидит компания мужчин, работников прокатного пункта. Они, попивая пивко, отдыхают, травят анекдоты. Вдруг один протягивает руку к мегафону и кричит:

— Лодка номер девяносто девять, не отплывайте далеко от берега!

Выполнив свой долг, мужчина возвращается к товарищам и продолжает беседу. Через некоторое время он вновь кричит в мегафон:

— Лодка № 99! Просил же вас — двигайтесь в сторону берега!!

И вновь пивко, оживленная беседа, анекдоты, смех… Еще через 20 минут тот же лодочник кричит в том же направлении:

— Лодка 99, вы что же, меня не слышите?! Двигайтесь к берегу!

— Вася, а у нас нет на базе лодки номер девянос­то девять, — подает голос один из членов компании.

— Лодка № 66! У вас что, проблемы?! — несется над рекой уже знакомый нам голос.

— До начала тренинга оставалось несколько минут. Я сидел в буфете недалеко от участников группы — двенадцати мужчин возраста «пятьдесят плюс», которые оживленно обсуждали первые результаты открывшегося накануне чемпионата мира по футболу.

Менеджер курса прервал оживленную дискуссию о сексульских футбольных баталиях и напомнил болельщикам о том, что семинар начнется через несколько минут.

— Что там у нас? театр? Ладно, отсидимся до обеда. Не мальчики ведь в игры играть!.. — настроение учеников никак не демонстрировало энтузиазма по поводу нашей предстоящей встречи. Но через короткое время группа уже сидела в классе. Затем и я появился в дверях аудитории:

— Здравствуйте, меня зовут Михаил Кипнис. Сегодня мы начнем с вами наш чемпионат. Я — ваш тренер и буду очень рад, если никто из нашей общей команды не останется во время матча на скамейке запас­ных…

Неожиданное для группы «футбольное» начало вызвало улыбки на лицах солидных мужчин; говоря профессиональным языком, «установило якорь» — эмоционально связало начало тренинга с оживленным, интересным и приятным для них разговором в буфете. Поэтому когда я обратился к участникам с просьбой встать со стульев и начать разогрев, то один из них обратился к товарищам:

— Все, ребята, встаем, а то получим желтую карточку!

Контакт был установлен, и мы начали работу, в которой ни один из игроков не остался на скамейке запасных.

5 стр., 2491 слов

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.

Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с ...

 

Что ты об этом думаешь?

 

Цели:

— способствовать концентрации игроков;

— мобилизовать творческие возможности участников тренинга;

— потренироваться в умении посмотреть на проблему глазами других, быть готовыми к стереоскопичности взгляда на вещи, многообразию подходов к проблеме;

— создать проблемную и недирективную среду, способствующую самостоятельному поиску решения задачи;

— побудить участников тренинга к активному проявлению креативных качеств; гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности, воображению.

Размер группы: не ограничен.

Ресурсы: мяч. Игра может проходить как в помещении, так и на открытой площадке.

Время: 20 минут.

Ход игры

 

Вся команда выстраивается в квадрат. Каждая из четырех сторон квадрата представляет самостоятельную команду. Таким образом, в нашей игре будут соперничать четыре группы. Найдите имя для каждой команды!

Игра проводится с мячом. Прежде чем перебросить мяч игрокам команды-соперницы, тренер задает вопрос. Тот, кто получил от тренера мяч, должен быстро и четко ответить на прозвучавший вопрос, а затем перебросить мяч игрокам другой команды. Таким образом, на вопрос тренера ответят игроки из всех команд. Желательно, если на каждый вопрос ответят хотя бы по два игрока из каждой команды, т.е. будет получено не менее восьми ответов.

После каждого тура тренер сообщает командам результат — сколько очков получила каждая группа. Очки начисляются за полноту и скорость ответа, логичность, творческий подход. Все эти критерии тренер должен объявить командам перед началом игры.

Вопросы, предлагаемые для игры, могут быть такими:

— Как быть, если нельзя, но очень хочется?

— Почему некоторые люди любят себя несчастными?

— Всегда ли настоящий друг должен поддерживать твои идеи?

— Как стать счастливым?

— Что нужно, чтобы произвести впечатление на девушку твоей мечты?

— Что лучше: быть лучшим из худших или худшим из лучших?

— Что лучше: любимая работа или высокая зарплата?

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева ... общения со сверстниками, с другими людьми. 6. Отдельным методом выделяют релаксацию ... Почти в каждой возрастной группе встречается хотя бы один ... до драки? Возможно, этот вопрос поставит ребенка в тупик, тогда ... Уходи, злость, уходи!». Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде ...

— Добро должно быть с кулаками?

Завершение: обсуждение игры.

— Какие вопросы показались вам наиболее интересными и почему?

— Какие ответы вам запомнились?

— На какой вопрос было сложнее всего ответить?

Какой вопрос вы предложили бы для “мозгового штурма”?

Формула личности

Цели:

— создать проблемную и недирективную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

— через постановку творческой задачи возбудить взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;

— содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной;

— развить способность к ассоциативному мышлению и соединению противоположных идей из разных областей опыта.

— Размер группы: нет ограничений.

— Ресурсы: бумага и ручка для каждого участника. Флип-чарт/доска, маркер для записей итогов упражнения.

— Время: 30-60 минут.

— Ход упражнения

Как правило, формулы — примета точных наук. Мы сталкиваемся с формулами в математике, физике, химии… Попробуем перенести задачу, знакомую по этим областям знаний, в сферу психологии и описать себя, свои принципы, свой характер, взгляды на мир в виде формулы. Вы можете предложить свои символы и условные обозначения, а можете ис­пользовать знакомые знаки равенства, умножения, деления, скобок, сложения, вычитания, интеграла, бесконечности и т.д. В ходе задания сосредоточьтесь на решении задачи, работайте индивидуально, не вступая в обсуждение с товарищами по группе.

Завершение: обсуждение упражнения.

— Что вам понравилось в ходе упражнения, что огорчило?

— Что представляется вам наиболее сложным в полученном задании?

— Кто испытывал внутренний протест, раздражение по поводу полученного задания?

— — Удалось ли вам обнаружить в собственной формуле личности особенности характера, о которых раньше вы не задумывались?

— Насколько адекватно, на ваш взгляд, полученная формула отражает особенности именно вашей личности?

— Кто считает, что ему не удалось справиться с заданием? почему?

— Примечание: Это упражнение может вызвать у участников определенные проблемы. Оно требует развитого аналитического и ассоциативного мышления, знакомства с языком математических симво­лов. Тем не менее эффективность работы будет высока, если нам удастся оставить участников тренинга наедине с самим собой, помочь им сконцентрироваться на решении проблемы. Тренер должен попытаться максимально дистанцироваться от группы, дать участникам возможность самим искать варианты ответа, работать в недирективной, неопределенной ситуации.

— По итогам обсуждения упражнения можно попросить у игроков разрешения на публикацию их формулы личности на демонстрационной доске.

— Во время подготовки к публикации этой книги по различным каналам электронных СМИ прошло сообщение о том, что английские ученые открыли формулу счастья. Интернетовский сайт (Lenta Ru — http://lenta. ru/oddly/2003/01/06/happy) сообщил:

“Английские ученые открыли формулу счастья. Ученые опросили тысячу человек. На основе ответов на вопросы они открыли формулу:

Счастье = Р + 5хЕ + ЗхН,

где Р — личностную характеристика; сюда входит мировоззрение, способность адаптироваться к новым условиям, переносить невзгоды; Е — это бытие; в это понятие разработчики вложили состояние здоровья, финансовую стабильность, дружбу и пр., а Н — это индекс высших стандартов (самоуважение, амбиции и даже чувство юмора).

Один из участников научной группы — Пит Коэн заявил, что рассчитать эту формулу большинству будет не под силу. По его словам, чтобы определить уровень счастья каждого человека, ему необходимо пройти тест из нескольких простых вопросов. После этого при помощи формулы исчисляется индекс счастья — от 1 до 100 баллов.

Вывод, который сделал Коэн на основании опроса тысячи человек, по мнению «ВВС News», не содержит в себе ничего нового. Большинство людей считают, что они будут гораздо счастливее после того, как получат материальный достаток — большой дом, новую машину. Однако те, у кого это уже есть, ничуть не счастливее их.

Главной же причиной отсутствия счастья, к примеру, у британцев Коэн назвал то, что они фокусируются на негативных вещах. “Лучше всего — это просто радоваться жизни!” — заявил он”.

 

Акулы пера

 

Цели:

— обеспечить новый опыт анализа ситуации, возникающей из сочетания новых понятий, образов, идей;

— через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций;

— способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения поставленной задачи.

Размер группы: если группа слишком велика, то можно разделить ее на подгруппы по 4-6 человек в каждой.

Ресурсы: масса самых различных предметов, различных по виду, употреблению, размерам, новизне… Желательно проводить упражнение в месте, которое позволит мелким группам уединиться в период подготовки, чтобы затем вновь собраться вместе для представления результатов.

Время: 45-60 минут.

Ход упражнения

Группы (по 4-6 участников) рассаживаются в большой круг. В центре круга находится масса разнообразных предметов, приготовленных тренером, — ткани, игрушки, газеты, одежда, предметы быта, бутылки, посуда, канцелярские принадлежности, природные материалы…

У каждой группы есть пять минут, чтобы из вещей выбрать всего семь предметов. Тренер не комментирует свою просьбу, оставляя играющих в неведении относительно того, с чем связан выбор тех или иных предметов. “Пилите, Шура, пилите. Они — золотые!” — единственный возможный ответ тренера на многочисленные попытки игроков разобраться с проблемой.

— Итак, у каждой группы существует некий набор предметов, который она отобрала. Попытайтесь вкратце объяснить свой выбор!

— Спасибо за интересные и содержательные доклады. Теперь вы, наверняка, задаетесь вопросом: “Что же делать со всем этим сокровищем, счастливыми обладателями которого мы являемся?” Ну что ж, представьте себе, что вы — опытные акулы пера. Газетчики со стажем! Через несколько минут вы возьметесь за написание репортажа с места события. Что произошло? где? с кем?почему? Никто, кроме вас, не может ответить на эти вопросы. Обсудите логику, общую идею, которые объединят столь различные вещи в рамках вашего газетного репортажа.

На написание статьи у вас есть полчаса. Через 30 минут ваш материал с пометкой “Срочно в номер!” будет представлен на редакционной летучке. Удачи всем!

Завершение: обсуждение упражнения.

— Интересным ли было для вас задание? почему?

— Как складывалась групповая работа? Была ли она успешной? Существовал ли лидер в группе? Что повлияло на ваше решение признать его лидерство? Кто и почему оказался в меньшинстве?

— Наверняка у вас существовал ряд вариантов. Почему вы остановились на последнем, который вы представляете редколлегии? Что являлось критерием выбора именно этой темы?

 

Самый-самый

Цели:

— поупражняться в необычном способе взаимоценки и обратной связи;

— содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, безоценочной, образной;

— развить способность к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.

Размер группы: не ограничен.

Ресурсы: не требуются. Играть можно как в помещении, так и на открытой площадке.

Время: 15-20 минут.

Ход упражнения

— Для этой игры нам потребуется ведущий — тот, кто готов первым оценить товарищей по группе самым непривычным образом. Ему предстоит расставить всю группу в зависимости от интенсивности проявления в товарищах тех или иных качеств. Те, у кого данное качество преобладает, будут находиться во главе колонны, ну а тот, у кого определенное качество почти не проявлено, — замкнет строй. Итак, кто готов стать ведущим? Аплодисментами встречаем смельчака!

— Наш ведущий, наверное, думает, что ему придется назвать сейчас самого красивого, доброго, умного… Как бы не так! Мы ведь говорим о творческом мышлении, так что и в тренировке креативности попытаемся отойти от стереотипов. Мы потренируемся в безоценочной (с обычной точки зрения) обратной связи, и игра наша будет намного менее однозначной и предсказуемой, чем выборы самых “хороших” среди вас.

Для начала я прошу ведущего определить, кто самый солнечный из находящихся здесь людей. Нет, я не буду объяснять, что значит “самый солнечный”, положимся на творчество, чувство юмора, умение ас­социативно мыслить самого ведущего. Итак, он отобрал из всех игроков самого солнечного, а теперь я попрошу продолжить шеренгу, разместив всех участников в порядке убывания этого признака.

Вслед за этим, когда колонна построена, обращаемся к самим игрокам с просьбой прокомментировать их место в строю.

Приглашаем следующего игрока на роль ведущего и предлагаем следующее задание:

— Составить градацию группы, определив, кто самый кислый…

Другие возможности: самый зеленый? жесткий? прозрачный? дождливый? кошачий? ангельский? когтистый? газированный? неожиданный?

Завершение: обсуждение упражнения.

— Испытывали ли вы сложность при работе с качествами, лишенными общепринятой оценки?

— Был ли кто-то, для кого градация, произведенная ведущим, оказалась обидной/неожиданной/непонятной?

Две группы

 

Цели:

— развить способности к соединению, противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи;

— потренироваться в умении смотреть на задачу глазами другого, быть готовым к стереоскопичности взгляда на проблему, в решении логической задачи;

— создать проблемную и недирективную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

— поощрить членов группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества.

Размер группы: желательно небольшой. Группа 8-15 человек идеальна.

Ресурсы: не требуются.

Время: 15-20 минут.

Ход игры

Это задание помогает участникам тренинга развить внимательность и логическое мышление. Один из игроков — доброволец — выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом — нет. Или в одной группе те, у кого на руке есть часы, в другой — участники без часов.

После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать “картинку” и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников по группам.

На продвинутом этапе можно проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.

Завершение:

— Что вам понравилось в игре?

— Что заставило задуматься над тем, как воспринимает вас группа? Одно из… трех

Цели:

— тренировать подвижность мышления как фактор креативного поведения и адекватной самооценки;

— способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления;

— создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

Размер группы: не важен. В идеале — 12-15 человек, но проводить эту игру можно и с группой в 6 человек, и с группой в 30 участников.

Ресурсы: большая (в соответствии с размером группы) комната.

Время: 15-20 минут для группы в 12-15 человек.

Ход игры

Для проведения игры нужно подготовить площадку: любым способом наметить три условных места. Каждая отметка будет обозначать место для сбора первой, второй или третьей группы. В ходе игры членам команды каждый раз придется решать во­прос, к какой из трех групп они относятся. Свое место игрок определяет в зависимости от варианта ответа на поставленный вопрос: если подходит первый вариант ответа, то игрок занимает место первой группы, второй вариант — второй группы, третий — соответственно третьей группы.

— Условия игры просты. Я предложу вам серию вопросов, по которым метафорически попытаюсь определить особенности вашей личности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой из предложенных вариантов вам ближе всего, и в соответствии со своим выбором займите, пожалуйста, место на игровой площадке.

Итак, кто вы: фрак, футболка или военная гимнастерка?

(Участники обдумывают ответ и разделяются на три группы. Когда выбор сделан, просим игроков прокомментировать их решение.)

— Кто вы: ребенок, зрелый человек, пенсионер? (Напоминаем, что речь вовсе не идет о реальном возрасте игрока, а лишь об образе — “душевном возрасте”, т.е. на сколько лет человек себя ощущает.)

Кто вы:

— Деревня, город, столица?

— Вода, огонь, земля?

— Палатка, квартира, вилла?

— Табличка с надписью “Посторонним вход воспрещен!”, “Скоро вернусь…” или “Добро пожаловать!”?

— “Да”, ’’Возможно”, “Нет!” ?

— Велосипед, мотоцикл, роллс-ройс?

— Прошедшее, настоящее, будущее?

— Свободный художник, наемный работник, руководитель фирмы?

(Опять напоминаем, что речь идет об образе, а не о реальном положении дел.)

Завершение: обсуждение игры.

— Что понравилось, а что нет?

— Ответ на какой вопрос был наиболее проблематичным?

— На какой вопрос было легче всего ответить? Почему?

— — Удивил ли вас выбор кого-то из ваших товарищей по команде? Поделитесь с этим игроком своими впечатлениями: чем вас удивил, обрадовал, огорчил или озадачил его выбор.

— Удалось ли вам открыть что-то в самих себе в ходе игры?

— Предложите, пожалуйста, свои тройки образов для товарищей по команде.

Ведущий дискуссии

Не победить, а убедить — вот что достойно славы!

В. Гюго

Цели:

— освоить активный стиль общения и развить в группе отношения творческого партнерства;

— потренироваться в умении вести спонтанную беседу, играть образ, заданный условиями игры;

— совершенствовать лидерские умения управлять группой;

— поупражняться в риторике — науке убеждать.

— Размер группы: какой угодно большой.

— Ресурсы: доска/флип-чарт и маркеры для записи обсуждения, записки с указанием скрытых ролей: “Ведущий дискуссии”, “Спорщик”, “Скептик”, “Единомышленник”,“Философ”, “Дипломат”, “Альтерна­тивный лидер”, “Равнодушный”.

— Время: 30-60 минут.

— Ход игры

— Руководить собранием, обсуждением, дискуссией — собое искусство. От руководителя в этой роли требуется немало умений:

— быть доброжелательным и тактичным по отношению к аудитории;

владеть аудиторией, вниманием слушателей;

— ограничивать активность крикунов, вовлекать в обсуждение пассивных;

— четко формулировать вопросы и умело резюмировать этапы обсуждения темы. В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки ведения публичной дискуссии. Группе раздают записки. Разворачивая их так, чтобы никто не видел написанного, каждый участник тренинга поймет, какую роль ему предстоит сыграть в предстоящей дискуссии. Затем определяют тему, которая по-настоящему занимает всех присутствующих. После краткого обсуждения, связанного с определением темы дискуссии, принятый большинством вариант записывается на доске или флип-чарте. Только теперь ведущий тренинга просит ведущего дискуссии обнаружить себя. (Вся полнота власти с этой минуты переходит к тому, кто в своей записке обнаружил роль ведущего дискуссии.)

Объявляется трехминутный перерыв, необходимый для подготовки класса, расстановки стульев. Все игроки собираются с мыслями по поводу избранной для обсуждения темы и в связи с полученной ролью.

Дискуссия продолжается 15-20 минут. Затем группа переходит к обсуждению игры.

Завершение

Обсуждение строится на нескольких уровнях.

Первый уровень: все высказываются по поводу того, насколько группе, каждому из выступавших удалось раскрыть тему обсуждения.

Второй уровень: самопрезентация и самооценка участников, которым достались конкретные роли-образы. Группа пробует самостоятельно определить, кто был “спорщиком”, кто “альтернативным лидером”, а кто “занудой”. Затем игроки “открывают свои карты” и объявляют о полученных ролях. Они анализируют свое поведение, стиль игры. Получилась ли у них роль? В какой момент дискуссия заставляла их увлечься и забыть о предложенной роли?

Третий уровень — самоанализ и обсуждение группой роли ведущего дискуссии. Что получилось, а что — нет? Владел ли он аудиторией? Удалось ли раскачать пассивных слушателей и обнародовать мнение меньшинства? В чем вы видите промахи ведущего, а в чем — его несомненный успех? Соответствовали ли друг другу «язык тела» ведущего и содержание его речи? Поддерживался ли контакт глаз с аудиторией, какие подбадривающие знаки, стимулирующие выражение собственного мнения слушателями использовал ведущий?

В итоге предлагаем обсудить с группой некоторые идеи из блестящей книги Р. Хоффа.

Хофф Р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. М.: Класс, 1996.

“… Золотой совет для вашего следующего выступления: “Не давайте мячу упасть!” Всякое выступление в большей степени превращается в зрелище. Публика воспринимает все глазами — и вам, выступающему, то­же будет полезно мыслить зрительными образами. Если воображаемая картинка помогает вам удержать в памяти какую-нибудь мысль или понятие, воспользуйтесь этим!

Пусть она какая-то странная или даже глуповатая — тем легче вам будет ее запомнить. Кроме того, она предназначена только для вас. Вот вам одна такая картинка — это настоящий золотой самородок, она поможет вам наглядно представить себе свое будущее выступление. Она немного необычна, но в ней есть смысл, и она может пригодиться вам, когда вы выйдете на трибуну. Представьте себе, что ваше выступление — это большой легкий надувной мяч, которому нельзя дать упасть на землю. Главная ваша забота — чтобы он держался в воздухе. Под­кидывайте его вверх, жонглируйте им, можете даже иногда ловко отбивать его головой. Время от времени бросайте его кому- нибудь из публики. Пусть мяч летает взад и вперед, пусть в этом участвуют все, но он должен всегда возвращаться к вам — потому что это вы не даете ему упасть на землю…

В ходе любого вашего выступления происходят две вещи:

1. Выступающий принимает на себя некое обязательство перед публикой. Он старается доказать нечто такое, что должно получить поддержку слушателей и вылиться в некое действие.

2. Слушатели оценивают это обязательство. “Есть в этом смысл?”, “Точны ли эти факты?”, “Внушает ли мне доверие этот человек?” И если выступающий справился со своей задачей, слушатель должен развести руками и сказать: “Ну да, я вас понял. Я согласен. Я готов попробовать.”.

Выступление — это обещание выступающего помочь слушателям что-то сделать. В то же время на протяжении всего выступления слушатели оценивают способность выступающего убедить их, выполнив тем самым свое обещание.

А потом публика, разумеется, выносит приговор. Точь-в-точь как в суде. “Я намерен сделать то-то, — говорит выступающий. — Я обещаю то-то”. “Посмотрим, как тебе это удастся”, — говорит публика.

Неужели все так просто? На самом деле все еще проще, потому что есть одна вещь, которая может служить выступающему подсказкой. Выступающий может постоянно следить за тем, как идет его выступление, — для этого ему достаточно смотреть, как реагируют слушатели. Мы называем это языком телодвижений.

… “Я не могу без вас. Вы не можете без меня”. Нет, это не страстный шепот влюбленного. Это суть взаимоотношений, которые должны установиться между выступающим и его слушателями. Чтобы понять ди­намику выступления, важно помнить, что это скорее сотрудничество, чем пассивное зрелище; скорее объединение, чем противостояние; скорее сближение, чем отталкивание. Вся суть здесь — во взаимной потребности. Если ее нет, выступать не имеет смысла”.

Гарратт Т. Эффективный тренинг с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001.

«Использование невербальной коммуникации. Основные положения

* Помните правило: 55% — язык тела, 38% — голос (тон, тембр, интонация и т.д.), 7% — слова.

* Переходите от языка тела к невербальной коммуникации.

* Осознавайте невербальную коммуникацию окружающих.

* Следите за собственной невербальной коммуникацией:

— улыбайтесь глазами;

— используйте открытую позу;

— следите за тем, чтобы ваш взгляд выражал заинтересованность;

— стойте прямо, лицом к собеседнику;

— используете открытые, а не указывающие жесты” (с. 125).

 

Личный багаж

 

Цели:

— развить способности составления психологического портрета человека;

— освоить активный стиль общения и развить в группе отношения творческого содружества, открытости и партнерства;

— помочь членам группы разобраться в себе, преодолеть внутренние барьеры, неуверенность, скованность.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: бумага для записи вещей, входящих в личный багаж участников, и ручки.

Время: в зависимости от количества участников.

Ход упражнения

— Группа уже немало времени провела вместе. Вы познакомились, узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества. Представьте, что вскоре вам предстоит расстаться, и каждый готовит в дорогу свой рюкзак. Это его личный багаж.

Мы будем собирать рюкзак вместе. Что положит в рюкзак товарища группа? При этом договоримся класть в него не вещи, а личные качества товарища. Поровну: те, которые мы в нем полюбили, и те, которые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать. Есть у этой игры еще несколько правил.

Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свидетелями проявления которых мы стали во время совместной работы.

Второе: мы не можем положить в рюкзак качества характера, за которые не проголосовала вся группа. Даже один человек из вас обладает правом вето. Группе придется переубедить его, иначе спорное качество так и не попадет в личный багаж вашего товарища.

Примечание: для каждого участника, которому группа помогла собрать личный багаж, составляем итоговый список, указываем дату и ставим подписи членов группы. Этот лист торжественно вручаем каждому собранному нами в дорогу игроку.

Завершение:

— Что вам понравилось в игре?

— Что заставило задуматься над тем, как воспринимает вас группа? Какие вещи, данные вам в дорогу группой, явились для вас неожиданностью?

— Согласны ли вы с тем багажом, которым группа снарядила вас? Может быть, вы не готовы или не хотите прислушаться к мнению группы? Какие из составляющих багажа вы хотели бы все же оставить?

 

Лото

 

Цели:

— через постановку творческой задачи возбудить взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций;

— развить способность видеть проблему в многообразии подходов;

— способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей творческой задачи;

— снять излишнюю зависимость в ориентации на привычные идеи и мнения других, дать пример плюралистического подхода к решению творческой групповой задачи.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: флип-чарт или листы ватмана, маркеры, самоклеющиеся листки бумаги или листки с булав­ками/кусочками клейкой ленты, кнопки.

Время: 30-60 минут.

Ход упражнения

Ведущий заранее готовит крупноформатный лист на демонстрационной доске: расчерчивает его на 6-8 больших ячеек, в каждой из которых записывается определенная тема. Участники встречи получают маленькие листки бумаги с самоклеющимся краем (если таких листков нет под рукой, возьмите обычные, их можно будет прикреплять с помощью клейкой ленты).

Каждый из участников получает 5-10 минут на размышление по поводу обозначенных на доске тем и выбирает ту, которая наиболее близка ему. На листочке записывается круг дилемм, связанных с выбранной проблемой, могут присутствовать и какие-то оценки, чувства и т.д. Затем заполненный личный листок приклеивается в соответствующий квадрат. В итоге наша огромная карточка “Лото” заполнена личными карточками участников. Сектор с темой, в которых подобных карточек больше всего, становится лидером, а тема, естественно, определяется как тема встречи. Личные карточки, вклеенные в данный квадрат, — это прекрасный материал для начала работы.

Вот один из примеров.

Один из больших квадратов на расчерченной нами доске заявлял тему “Охрана окружающей среды”. После работы в этот квадрат оказались вклеенными листки участников со следующими записями:

— “Есть ли у “маленького человека” хоть какая-то возможность противостоять загрязнению природы промышленными отходами?!”

— “Почему уборка двора вокруг дома должна быть моей заботой, а не предметом беспокойства муниципалитета, которому мы платим налоги?”

— “Что важнее для города — зеленая окраина для субботнего отдыха и пикников или же строительство здесь, на сравнительно недорогой земле дешевого социального жилья?”

— “Надоел треп об охране природы. От кого ее охранять — от человека? Ха-ха-ха!”

— “Вместо того чтобы отпускать деньги на “экологическую промывку мозгов” населению не лучше ли тому же самому населению помочь? Или у нас уже нет нуждающихся?”

Среди тем, которые можно выставить на обсуждение, можно предложить такие:

— Добро должно быть с кулаками?

— Деньги ради жизни или жизнь ради денег?

— Мой последний герой — это…

— Вечна ли проблема отцов и детей?

— Лучше быть первым среди средних или последним в ряду лучших?

\ -Всегда ли партнерство — залог успеха?

— Заменит ли компьютер человека?

— Что значит быть вполне хорошим?

 

Шесть шляпЭ.де Боно

 

Цели:

— научить пользоваться моделями мышления как инструментом эффективной творческой деятельности;

— освоить метод Э. де Боно как инструмент для преодоления явлений неадекватности, путаницы и излишней эмоциональности в процессе мышления;

— развить способность видеть проблему в многообразии подходов, быть гибким и успешным в попытке использовать все шесть шляп мышления.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: шесть шляп разного цвета или обычных шляп, на которых повязаны платки красного, желтого, черного, зеленого, белого и синего цветов.

Время: 40-60 минут.

Ход упражнения

Эдвард де Боно — один из мировых лидеров в развитии и популяризации различных моделей творческого мышления — придумал метод шести шляп. Метод помогает справиться с тремя проблемами, с которыми мы сталкиваемся при мышлении:

— «Я не знаком с проблемой и не знаю, с какого конца за нее взяться» — ощущение неадекватности.

— «Я не могу удержать в уме все варианты. Путаница фактов, подробностей, деталей делает меня беспомощным охватить это многообразие». «Я слишком эмоционально погружен в проблему. Мои чувства, интуиция, стереотипы не позволяют очистить проблему от субъективности».

Э. де Боно утверждает, что в процессе мышления мы одновременно решаем множество задач, пытаясь быть объективными, конструктивными, эффективными. В цветной печати основные цвета по отдельности наносятся на лист, и лишь их смешение дает эффект цветной печати. “Шесть шляп” позволяют каждый раз использовать отдельный аспект мышления, который, дополняя пять остальных, позволяет нам видеть объемную целостную картину.

По методу де Боно за каждым типом мышления закреплена определенного цвета шляпа.

Красная шляпа — эмоции, интуиция, чувства, предрассудки. Что я чувствую в этой связи? Какие чувства обуревают меня, когда я вижу/думаю/делаю это?

Черная шляпа — скепсис, критический настрой, сомнение в правоте и правильности, осторожность. Где и в чем я могу ошибиться? Что стоит на пути успеха? А если дело не выгорит?

Желтая шляпа — оптимизм, вера в успех, поиск преимуществ. Почему все должно получиться о’кей? Что помогает мне принять эту ситуацию, идею? Почему проект кажется мне перспективным?

Зеленая шляпа — творчество, спонтанность, поиск альтернативных решений, генерация новых подходов, творческий риск.

Белая шляпа — факты и только факты! Какая объективная информация существует? Результаты анализов. Цифры, сводки, графики.

Синяя шляпа — системное мышление, организация творческого процесса, составление программы обдумывания проблемы, проверка и анализ результатов и перспективное планирование с учетом полученных итогов. Шляпы — это отнюдь не способ разделения людей по цветам — типам их мышления. Это возможность осознания, в какой шляпе я нахожусь сейчас, как я мыслю. Метафорическая формализация образа мысли позволяют нам с большей легкостью отделаться от той или иной шляпы — сменить ее! Менять шляпы так же естественно, как менять социальные роли. Смена шляп — свидетельство нашей адекватности ситуации, уместности. Переключение мышления с одного способа оценки ситуации на другой — это тренировка “творческой мышцы”, возможность использовать весь спектр анализа и восприятия ситуации, проблемы, идеи.

В ходе тренинга можно поработать с идеей Э. де Боно следующим образом.

1. Рассказываем участникам об идее шести шляп мышления.

2. Просим каждого из участников представиться и попытаться определить, в какой шляпе он склонен находиться большую часть времени?

3. Используя (буквально — надевая на себя при произнесении определенного рода сентенций!) желтую, черную и красную шляпы, проанализировать, в чем преимущества и возможные недостатки такой привязанности к определенному способу мышления.

4. Наденьте, пожалуйста, белую шляпу и в ней оцените успешность предыдущего этапа упражнения, эффективность, логичность и внятность своей позиции при обсуждении.

5. Примерьте шляпу зеленого цвета, чтобы в ней обсудить предложения о том, насколько метод Э. де Боно может быть полезен для вас в повседневной жизни.

6. Идеи, возможные действия, перспективы развития метода. Подведение итогов пяти предыдущих этапов проводим в синей шляпе. Чего достигли? Как воспринимаем себя и группу?

 

Smart, spin, swot и др.

Цели:

— научить пользоваться моделями планирования как инструментом эффективной творческой деятельности;

— развить способность видеть проблему в многообразии подходов.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: флип-чарт или листы ватмана, маркеры.

Время: 30-60 минут.

 

Ход упражнения

Человек творческий — личность целеустремленная, работающая продуктивно. Это требует тренировки дополнительных мыслительных навыков: планирования и постановки целей.

В НЛП и других методах психологической работы и коррекции успешно применяются несколько моделей, часть из которых для удобства и простоты запоминания названы мнемоническими аббревиатурами — сокращениями, каждая буква которых является напоминанием о базовом принципе, идее.

Классической и одной из наиболее известных моделей постановки целей, прогнозирования изменений и планирования является модель SMART:

S (specific) — конкретный

М (measurable) — измеримый

A (attainable) — достижимый

R (realistic) — реалистичный

Т (timebound) — определенный по времени.

Проверьте свои планы по этой модели и вы избежите многих ошибок, промахов и проблем, таких как невнятность и неконкретность планов, невозможность определить успешность выполненных действий, спланировать количество материальных ресурсов, рабочих рук, необходимых для осуществления планов (не измеряемость).

Знать, что ваше планирование реально и цели достижимы, — это значит иметь мощную эмоциональную поддержку, которая обеспечит вам целостность восприятия и готовность стойко перенести трудности и кризисы на пути к поставленной задаче.

Определяя время реализации всего проекта и каждого из его этапов, мы структурируем задачу, делаем возможной коррекцию и проверку успешности на каждом из этапов…

Другая мнемоническая техника — “Закон десяти W”. Почему десять “w”? Потому что именно с этой буквы в английском языке начинаются вопросы “зачем?” и “почему?” Решая какую-то проблему, запишем в два столбика 10 ответов на вопрос “зачем?” и 10 — на вопрос “почему?” Формулировка ответов на поставленные вопросы займет ваш мозг концентрированным обдумыванием разнообразных (вот почему не один ответ, а целых 10!) подходов к проблеме.

Модель SWOT- техника анализа проблемы. В этой аббревиатуре тоже заложены слова-коды, определяющие ход размышления и разработки процесса.

S (strong) — сильные стороны W (weak) — слабости О (opportunity) — возможности Т (threat) — угрозы. Проанализируйте свою проблему в этой модели и вы получите ответы на вопросы, что является сильными сторонами вашего проекта, каковы его слабости и как минимизировать ущерб или устранить его, какие новые возможности откроет перед вами успешная реализация идеи, чего вы лишитесь, если процесс решения задачи окажется неудачным.

Хочу предложить еще одну модель, являющуюся эффективной техникой планирования и анализа проблем. Модель СПИН заключается в творческом обдумывании следующих элементов плана/идеи:

С — ситуация… Какова она? Максимально реалистическое описание исходных позиций.

П — проблема. В чем заключается проблема? Где нарушен баланс сил, равновесие? Что не устраивает нас в нынешней ситуации? Каких изменений мы хотим добиться?

И — инструменты, которыми мы располагаем или должны располагать для эффективного решения проблемы (материальная, финансовая, интеллектуальная базы, методический инструментарий).

Н — новая реальность. Формулировка новой ситуации, которая должна сложиться в результате решения проблемы, успешно реализованного плана.

В ходе встречи тренер знакомит команды с каждой техникой. Предлагает рассмотреть в групповом взаимодействии актуальные задачи команды, идеи и проекты, пользуясь одной из моделей или всеми способами творческого анализа и планирования.

Завершение

Обсуждаем, насколько мнемонические модели анализа и планирования оказались успешными в групповой и индивидуальной работе.

 

Библиография

 

1. Алдер Г. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000.

2. Алдер Г. Техника развития интеллекта. СПб.: Питер, 2001.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб.: Университетская книга, 1996.

4. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.

5. Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер,

1998.

6. Гарратт Т. Эффективный тренинг с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001.

7. Дерябо С.,Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 1996.

8. Квинн Н. В. Прикладная психология. 4-е изд. СПб.: Питер, 2000.

9. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. — М.: Ось-89, 2002.

10. Козлов Н.И. Формула личности. СПб.: Питер,

1999.

11. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. М.: АСТ-Пресс книга”, 2002.

12. Кристофер JI., Смит JI. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2001.

13. Леви B.JI. Искусство быть собой. Индивиду­альная психотехника. Луганск: Глобус, 2000.

14. Морено Я. Психодрама. М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001.

15. Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2002.

16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

17. Ротенберг В. “Образ Я” и поведение. Иерусалим, МАХАНАИМ, 2000.

18. Фаст Д. Язык тела. М.: Вече, 1905.

19. Фельденкрайз М. Сознание через движение. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

20. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2001.

21. Хофф Р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском провести ее. М.: Класс, 1996.

22. Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Тренинг креативности. СПб.: Ювента, 1999.

23. Хухлаева О., Кирилина Т., Федорова О. Счастливый подросток. М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000.

Содержание

Введение. Тренинг креативности ………… 3

Что в имени тебе моем?………………………. 7

Чудо-стул ………………………………………. 10

Человек-цифра ………………………………… 12

Реклама ………………………………………….. 13

Рефреййинг …………………………………….. 17

Добраться до клада! . . . ………………….. 21

Игра в цвета ……………………………………. 25

Патентное бюро ………………………………. 31

Ширма превращений ……………………….. 35

Все во всем ……………………………………… 37

«Мозговой штурм» …………………………. 40

На творческой волне ……………………….. 43

Проблемы, проблемы……………………….. 47

Флеш! …………………………………………….. 49

А что это вы тут делаете?! ………………… 52

Звуки музыки ………………………………….. 59

Четыре слова 63

Слепой текст …………………………………… 64

Три движения ………………………………….. 66

Скульптура чувств ………………………….. 68

Прием гостей …………………………………… 70

Машина времени …………………………….. 72

Словесная эстафета ………………………….. 73

Со-творчество …………………………………. 75

Ассоциации …………………………………….. 77

Монолог………………………………………….. 79

Сказка, притча,……………………… метафора 81

Что ты об этом………………………. думаешь? 95

Формула личности ………………………….. 97

Акулы пера …………………………………… 100

Самый-самый 102

Две группы ……………………………………. 104

Одно из… трех 106

Ведущий дискуссии ……………………….. 109

Личный багаж ………………………………. 114

Лото 116

Шесть шляп Э. де………………………….. Боно .119

SMART, SPIN, SWOT и др……………… 122

Библиография 125

 

Михаил Кипнис Тренинг креативности

Художник Коновалов М.В.

2-е издание, стереотипное

 

 

Издательство «Ось-89» 109391, Москва, 2-й Карачаровский пр-д, 1/1 Лицензия на издательскую деятельность ИД № 01563 от 17.04.2000 г.

Подписано в печать с готового оригинал-макета 22.02.2006 г. Формат 70×100/32. Заказ № 274. Печать офсетная. Физ.печ.лист. 4,0. Тираж 5000 экз.

Отпечатано в Подольской типографии — филиале ОАО «Чеховский полиграфический комбинат»

142110, г. Подольск, Московской области, ул. Кирова, 15