Придумайте для себя порядок действий в случае детской истерики.

Детские истерики. Практический подход.

Татьяна Шиварёва – семейный психолог, ведущая детских и семейных психологических тренингов.

 

Как практикующий семейный психолог я довольно часто слышу от родителей вопросы о детских истериках.

Перед Вами своеобразная шпаргалка, в которой коротко рассказано об истериках. Всё то, что сложилось у меня за двенадцать лет консультирования семей, чтения специальной литературы и собственных наблюдений.

Истерики у детей до 3-4 лет явление нормальное. Т.к. сила впечатлений, желаний и стремление о них рассказать очень большие. А понимания себя мало и речь еще только развивается. Малышу сложно совладать с нахлынувшими чувствами.

 

Важно не дать истерике закрепиться в качестве способа решения проблем.

 

Что мы для этого делаем?

1. Тем, кто рядом важно не слишком впечатляться истерикой и помочь себе сохранить спокойствие. Взрослый заботится о том, чтобы ребенок был в безопасности, так как он может сам себе случайно навредить. То есть подальше от острых, твердых, горячих предметов. Если что-то во рту из еды, то лучше достать, твердые игрушки из рук убрать.

2. Лишить зрителей по возможности.

3. Чётко соблюдать норму (если вашей семье она подходит) — закатил истерику, значит точно не получишь то чего этой истерикой добиваешься.

 

Понаблюдайте, что провоцирует истерики у Вашего ребенка. Уменьшите по возможности эти факторы.

Истерики необходимо предотвращать. Хотя есть такие дети, кто не может совсем без истерик, такое состояние нервной системы и характер. Родители наблюдают и запоминают, что выводит их ребенка из равновесия и стремятся уменьшить такие ситуации. Постепенно ребенок подрастёт, нервная система станет устойчивее и необходимость специально оберегать ребёнка от перегрузок отпадет сама собой.

Какие факторы могут создавать условия для истерики?

Это только примеры, у Вашего ребенка будет что-то своё, наблюдайте:

Ø Нарушен режим дня, в том числе не выспался или пора спать.

Ø Голодный или не хватает какого-то конкретного вида веществ, чаще это недостаток белков и переизбыток быстрых углеводов (сахароза).

Вообще сахара во второй половине дня сильно повышают возбудимость.

Ø Идиосинкразия (повышенная чувствительность к чему-либо вполне обычному для других) на звуки, запахи, тактильные ощущения.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2-3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на ...

Ø Ребенку физически дискомфортно: душно, давит одежда или обувь, сильно пахнет парфюмерией, дымом и т.п. Мерцающий свет, свет в глаза и прочее.

Ø Обостренная реакция на нарушение границ (чаще в 2,5-3 года).

Взяли мою вещь без спроса, взяли и не вернули по первому требованию, сели на мой стульчик и т.п. Важно уважать собственнические замашки ребенка и не заставлять поделиться. Он позже этому научится.

Ø Обострённая реакция на непонимание, не справедливость, не исполнение обещаний. Если это ваша тема, то помогайте друг другу научиться избегать несбыточных обещаний, в том числе угроз, и надежно держать слово. Понаблюдайте, бывают ли ситуации когда вы решаете детский спор не в пользу своего ребенка только потому, что это ваш ребенок и надо уступить другому.

Ø Увлеченность родителей своим ребенком, регулярное жертвование взрослыми делами и интересами мужа и жены в пользу детских желаний и удобств (это оправдано только младенческим возрастом ребенка).

Важно чтобы ребенок постепенно (после года точно, а отчасти и раньше) учился давать родителям время поесть, почитать, сделать домашние дела, а самому в это время потерпеть или занять себя самостоятельно (от 5 мину, к получасу и больше).

Ø Отсутствие понятных и четко соблюдаемых норм и правил в семье. Ребёнку нужны понятные и чёткие границы. Это как стены и крыша у дома внутри которых безопасно.

 

Придумайте для себя порядок действий в случае детской истерики.

Во время истерики нужно действовать определенным образом, наиболее подходящим Вам лично и Вашему ребенку. Когда будете придумывать свою стратегию действий, учтите ряд моментов: ребенок почти ничего в истерике не слышит и мало что видит — разговоры бесполезны, задача — помочь ребенку пережить сильные чувства, с которыми он сам справиться не в состоянии.

Возможны разные варианта участия родителей в зависимости от характера ребенка. Одних лучше всего отнести в отдельное помещение, безопасно положить и сказать, что может прийти к вам когда успокоится и вы её/его ждете. И уходите, дверь лучше оставить открытой, чтобы слышать краем уха, что происходит и заняться своими делами для самоуспокоения. Когда ребенок успокоится и придет, вы не напоминаете об истерике и ни о чем не расспрашиваете. Можно поделать что-то интересное вместе, пообниматься если ребенок этого хочет, не навязываясь.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Второй вариант разместить ребенка в таком месте, где нет зрителей и безопасно, но одному из родителей остаться тут же. Все остальное как в варианте 1.

Для детей, нуждающихся в большей телесной поддержке, лучше использовать третий вариант. Особенно важно так действовать при нарушении базового доверия. Прижать к себе спиной, руки зафиксировать скрёсно своими руками, устроиться так чтобы ребенок не мог вас пнуть (сесть на колени на пол или сесть и обхватить ногами ноги ребенка или стоя убрать свои ноги так чтобы он пинал воздух).

Удерживаем ребенка и говорим что-то вроде: «Тебе сейчас трудно справиться со злостью (обидой и т.д. что подходит), ты очень сильно расстроена. Я подержу тебя вот так, чтобы тебе было легче успокоиться. Ты в безопасности. Я с тобой. Я отпущу тебя, как только ты успокоишься». И держим. Можно слова повторять периодически. Когда успокоился, отпускаем и действуем как в первом варианте.

Если истерики частые (3 и более раз в день), бурные, появились внезапно сразу в большом количестве и вы не видите с чем они объективно связаны, то нужна помощь специалиста. Т.к. такие истерики — это сообщение ребенка о том, что ему плохо и его что-то очень беспокоит. Здесь важно выявить причину и повлиять на неё. И параллельно делать всё то, о чем я написала выше.

 

Спокойствия Вам, сил и понимания со своими детьми.