Постановка учебной задачи.

Современные дидактические концепции. Сотворчество учителя и ученика.

Процесс обучения имеет двусторонний характер. В его структуре ученые — дидакты различают две взаимосвязанные стороны — деятельность учителя — преподавание — и учение, осуществляемое учеником.

В истории педагогики по-разному трактовалась роль деятельностей преподавания и учения в процессе обучения.

Традиционная система обучения. Немецкий философ и педагог И.Ф. Гербарт (1776 — 1841 гг.), критически переосмыслив традиционную классно — урочную систему Я.А. Коменского, создал «научную систему педагогики», базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии. По Гербарту, высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Для достижения этой цели необходимо руководить детьми и молодежью, поддерживать дисциплину и порядок с помощью различных методов и средств, включая телесные наказания.

Большую роль в этом он отводил процессу обучения.

Цель обучения, по И.Ф. Гербарту, — передача готовых знаний, подлежащих заучиванию и безусловному принятию к действию. С его точки зрения, активным в школе должен быть, прежде всего, учитель, ученики же обязаны «сидеть тихо, быть внимательными и выполнять распоряжения учителей. И.Ф. Гербарт, по сути дела, обосновал субъект-объектный подход к ребенку в образовательном процессе.

Прогрессивистский подход к процессу обучения. На рубеже XIX — XX вв. гербартовская дидактика осуждалась за авторитарность, односторонний интеллектуализм, оторванность от жизни, педагоги призывали создавать новые школы. Джон Дьюи (1859 — 1952 гг.), американский философ, психолог и педагог, разработал новую концепцию дидактики. Он сделал акцент на развитии собственной активности обучаемых, на учете их интересов и потребностей. Главным была самостоятельная работа обучаемых, в которой Д. Дьюи выделил такие ступени: ощущение трудности, ее обнаружение и определение; выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы); формулировка выводов, следующих из решения (логическая проверка гипотезы); последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу. Главными были методы взаимодействия учащихся с действительностью.

7 стр., 3178 слов

Автоматизированные обучающие системы

... обучающие системы бывают нескольких типов: информационные, справочные, контролирующие, обучающие, комбинированные. Некоторые АОС предназначены для работы с т.н. «отдельными элементами обучения ... том, что они реализуют индивидуальный подход к обучению. Эти программы позволяют преподавателю работать ... , истории, историографии, проч.). В целях обеспечения чистоты эксперимента студенческие группы были ...

Ребенок субъект, педагог — консультант.

Современная дидактическая концепция — сотрудничество педагога и учащегося. В современных условиях учение рассматривается как учебная деятельность или специфический вид учебной деятельности (В.В. Давыдов).

Учебная деятельность — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

С сер. XX в. в психологии сформировалась психологическая теория учебной деятельности, являющаяся научным приоритетом России. Личностно — деятельностный подход к обучению был сформулирован к середине 80-х гг. XX в. Основы личностно — деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Что такое деятельностный метод?

Включение учащихся в деятельность — основной вид освоения знаний в деятельностном подходе. Основными этапами учебной деятельности являются:

1) постановка учебной задачи;

2) учебные действия;

3) действия самоконтроля и самооценки.

Постановка учебной задачи.

Любая деятельность характеризуется прежде всего наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами).

4 стр., 1786 слов

Психологическое содержание поступка как личностного действия

... свое нравственное отношение к миру; – особой личностной активности человека, не сводимой к реализации отдельных действий или деятельности. Поведенческий подход Б.Скиннера Множество работ ... проблемы программированного обучения", Ф.Е.Василюк "Методологический анализ в психологии", учебные пособия по истории психологии – М.Г.Ярошевский "Психология в ХХ ...

Точно также учебная деятельность может возникнуть лишь там и тогда, когда цель обучения личностно значима для учащегося, «присвоена» им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача. Учебная задача — это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.

Учебная задача ставится перед детьми в форме проблемной ситуации. Она, с одной стороны, способствует осознанию целесообразности введения нового понятия, а с другой — активизирует и делает осмысленным сам процесс учебных действий.

Это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их прежние знания. В список заданий включается проблемный вопрос, создающий «коллизию», т. е. проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия. (Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать — мне это интересно!).

Четко формулируется цель урока.

2. «Открытие» детьми нового знания.

Следующий этап работы — решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к «открытию» нового знания. В завершение обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий.

Первичное закрепление.

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).

11 стр., 5149 слов

Проблемы отбора предметного содержания учебных задач для образовательной области «Филология»

... содержание и предметное содержание учебных задач накладываются, совпадают, сливаются ... которая изучает "психические явления, происходящие в промежутках между восприятиями ... клиенте", и гуманистической, личностно-ориентированной, педагогики. По ... противопоставления лингвистического и экстралингвистического знания, о примате когнитивного ... , который ставит своей целью научить школьников приемам работы ...

На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector