Поговорим о важных моментах в развитии речи маленького ребенка.

1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.

Речь начинает формироваться задолго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. В случае, когда родителям известны отклонения в развитии ребенка, они смогут более внимательно относиться к процессу развития, будут знать, как вести себя в сложных ситуациях, и при необходимости своевременно обратятся за помощью к специалисту.

Не последнюю роль в процессе формирования речи играет и то, как протекала беременность. Речь — высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша — всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка.

2. Предречевой период — показатель того, как будет развиваться речь.

Первый крик ребёнка после рождения — важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития.

Важная функция предречевого периода — грудное кормление.

В 2−4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки — появляется гуканье, потом гуление. Если к 5−6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести к речевым патологиям.

Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи.

То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап — проявление агрессии.

2 стр., 963 слов

Этология с основами зоопсихологии. Классификация форм поведения животных. Основные положения теории Лоренца о развитии инстинктивного поведения.

... и некоторых грызунов. 2.Основные положения теории Лоренца о развитии инстинктивного поведения К. Лоренц и Н. Тинберген (голландский этолог, ... 1. Классификация форм поведения животных 3 2.Основные положения теории Лоренца о развитии инстинктивного поведения 5 3. Основные ... , созданием потомства и его воспитанием. 3. Социальное поведение — поведение, включающее в себя все виды взаимодействий животных в ...

4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи.

Необходимы консультации специалистов: окулиста, ЛОР-врача, невролога, стоматолога, хирурга, а возможно и др.

Двуязычные семьи. Леворукость.

Взрослым желательно знать и особенности развития речи у левшей и правшей. Многие родители пытаются переучивать детей. У одних это получается, другие наносят большой вред развитию ребёнка, вмешиваясь в тончайшие механизмы деятельности мозга. Бывают левши истинные и скрытые. Определить это можно с помощью детского психолога. У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое — за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью.

5. Создайте ребёнку благоприятные условия для развития речи.

· Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит — повторять за ним, плачет — уделять внимание. Произнёс первый слог — обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи. Хвалить, когда он пытается повторять слова.

· Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки.

· Для правильного формирования высшей психической деятельности ребёнка важен режим дня.

· Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте — неправильное формирование речи в семье.

· Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Слышать звуковое разнообразие. Ощущения.

· Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов — телевизор.

· Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции.

Очная форма обучения (на базе среднего образования)

Вид учебной работы Всего часов Семестры
- -
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:
Лекции - -
Семинарские занятия (С)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:
Контрольная работа
Доклад, презентация, постер
Другие виды самостоятельной работы
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет
Общая трудоемкость 72 час.

2 ЗЕТ.

Очно-заочная форма обучения (на базе среднего образования).

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего)
В том числе: - - - - -
Лекции
Семинарские занятия (С)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные занятия (ЛЗ)
Самостоятельная работа (всего)
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет
Общая трудоемкость 72 час. 2 зач. ед.

Заочная форма обучения (на базе среднего образования).

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего)
В том числе: - - - - -
Лекции
Семинарские занятия (С)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные занятия (ЛЗ)
Самостоятельная работа (всего)
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет
Общая трудоемкость 72 час. 2 зач. ед.

Структура и содержание учебной дисциплины.

Тематический план для очной формы обучения студентов (на безе среднего образования)

№ п/п Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Всего часов
Лекции Семинарские занятия (практические, лабораторные) СРС
Введение в БЖД. Основные понятия и определения. Человек и техносфера.
1. Модуль 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Современный мир опасностей.
Тема 1.1. Принципы и понятия ноксологии. Опасности и их показатели.
Тема 1.2. Естественные, техногенные, антропогенные опасности и защита от них.
Тема 1.3. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. -
2. Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.
Тема 2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного и защита населения от их последствий.
Тема 2.3. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения от их последствий.
Тема 2.4. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона и ее задачи.
Тема 2.5. Основы оказания первой медицинской помощи при ЧС.
Модуль 3. Управление безопасностью жизнедеятельности.
Тема 3.1. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Тема 3.2. Национальная и международная безопасности Российской Федерации.
ИТОГО

Тематический план для очно-заочной формы обучения студентов (на базе среднего образования).

№ п/п Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Всего часов
Лекции Семинарские занятия (практические, лабораторные) СРС
Введение в БЖД. Основные понятия и определения. Человек и техносфера.
1. Модуль 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Современный мир опасностей.
Тема 1.1. Принципы и понятия ноксологии. Опасности и их показатели.
Тема 1.2. Естественные, техногенные, антропогенные опасности и защита от них.
Тема 1.3. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. -
2. Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.
Тема 2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий.
Тема 2.3. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения от их последствий.
Тема 2.4. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона и ее задачи.
Тема 2.5. Основы оказания первой медицинской помощи при ЧС.
3. Модуль 3. Управление безопасностью жизнедеятельности.
Тема 3.1. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Тема 3.2 Национальная и международная безопасности Российской Федерации.
ИТОГО

Тематический план для заочной формы обучения студентов (на базе среднего образования).

№ п/п Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Всего часов
Лекции Семинарские занятия (практические, лабораторные) СРС
1. Модуль 1. Введение в БЖД. Основные понятия и определения. Теоретические основы БЖД. Современный мир опасностей.
Тема 1.1. Принципы и понятия ноксологии. Опасности и их показатели.
Тема 1.2. Естественные, техногенные, антропогенные опасности и защита от них.
Тема 1.3. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. -
2. Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.
Тема 2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий.
Тема 2.3. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения от их последствий.
Тема 2.4. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона и ее задачи.
Тема 2.5. Основы оказания первой медицинской помощи при ЧС.
Модуль 3. Управление безопасностью жизнедеятельности.
Тема 3.1. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Тема 3.2 Национальная и международная безопасности Российской Федерации
ИТОГО

6. Содержание дисциплины:

Введение в БЖД. Основные понятия и определения. Человек и техносфера.

Современная структура Вселенной. Эволюция человечеств, среды его обитания и мира опасностей. Масштабы негативного влияния техносферы. Развитие учения о человеко- и природозащитной деятельности.

Модуль 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Современный мир опасностей.

Тема 1.1. Принципы и понятия ноксологии. Опасности и их показатели.

Возникновение и основы реализации опасностей. Аксиомы безо­пасности жизнедеятельности. Закон толерантности В. Шелфорда. Поле опасностей. Качественная классификация опасностей. Количественная оценка опасности. Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности. Концепция приемлемого риска. Показатели негативного влияния реализованных опасностей. Системы безопасности: экологическая, промышленная, производственная безопасности. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в со­временном мире.

Тема 1.2. Естественные, техногенные, антропогенные опасности и защита от них.

Повседневные опасности и защита от них в системе «природа-человек». Техногенные опасности и защита от них в системе «техносфера — человек». Опасности в системе «техносфера — природа» и защита от них. Чрезвычайные опасности и защита от них. Стихийные явления.

Тема 1.3. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности.

. Здоровый образ жизни и его составляющая. Виды и условия трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Комфортные (оптимальные) условия жизне­деятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности.

Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.

Основные понятия и определения. Классификация ЧС природного характера. Источники и поражающие факторы ЧС природного характера и защита от них.

Тема 2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного (антропогенного) характера и защита населения от их последствий.

Основные понятия и определения. Классификация ЧС и объектов экономики по потенциальной опасности. Фазы развития ЧС. Классификация ЧС техногенного характера. Поражающие факторы источников ЧС техногенного характера и защита от них.

Тема 2.3. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения от их последствий.

Основные понятия и определения. Классификация. Опасности индивидуального характера. Опасности общественного характера в сферах духовной, социальной жизни, экономической, политической жизни общества. ЧС криминального характера и защита от них. Терроризм — угроза безопасности в современном обществе. ЧС военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время.

Тема 2.4. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основные принципы защиты населения и территорий в ЧС. Основы предупреждения и минимизации последствий ЧС. Паспорт безопасности региона. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения. Мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериологической защиты. Защитные сооружения и их классификация. Организация эвакуации и персонала из зон ЧС. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты в ЧС. Ликвидация последствий ЧС.

Гражданская оборона и ее основные задачи.

Тема 3.2. Национальная и международная безопасности Российской Федерации.

Глобальные проблемы человечества. Жизнедеятельность сообщества и национальная безопасность. Россия в мире цивилизаций. Жизнестойкость мирового сообщества в новой эпохе. Россия в новой эпохе. Жизнедеятельность общества и национальная безопасность России. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

7. Планируемые результаты освоения модулей учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Этапы освоения дисциплины (Модули) Компетенции, формируемые дисциплиной Критерии в соответствии с уровнем освоения образовательной программы Оценочные средства
Пороговый уровень Базовый уровень Повышенный уровень
Модуль 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Современный мир опасностей. ОК-3 Знает: -основные принципы ноксологии; -основы взаимодействия системы «человек-среда обитания» (закон Куражковского, закон Шелфорда); -критерии допустимого воздействия потоков, критерии травмоопасности, концепцию приемлемого риска; -показатели негативного влияния реализованных опасностей. Знает: основные принципы ноксологии; -основы взаимодействия системы «человек-среда обитания» (закон Куражковского, закон Шелфорда); -критерии допустимого воздействия потоков, критерии травмоопасности, концепцию приемлемого риска; -показатели негативного влияния реализованных опасностей Знает: основные принципы ноксологии; -основы взаимодействия системы «человек-среда обитания» (закон Куражковского, закон Шелфорда); -критерии допустимого воздействия потоков, критерии травмоопасности, концепцию приемлемого риска; -показатели негативного влияния реализованных опасностей Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, тестовые задания, решение задач: «паспорт опасности».
Умеет: формулировать некоторые понятия ноксологии (опасность, источник опасности, риск, вредный фактор, травмоопасный фактор, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа) Умеет: формулировать основныепонятия ноксологии (опасность, источник опасности, риск, вредный фактор, травмоопасный фактор, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа) Умеет: формулировать в полном объеме понятия ноксологии (опасность, источник опасности, риск, вредный фактор, травмоопасный фактор, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа) Промежуточный контроль: КМ 1 — комплексное тестовое задание
Владеет: — начальным навыком составления паспорта опасности Владеет: — устойчивым навыком составления паспорта опасности Владеет: — прочным навыком составления паспорта опасности Промежуточный контроль: КМ 1 — комплексное тестовое задание
Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. ОК-5 Знает: -естественные и естественно-техногенные (повседневные и стихийные), антропогенные и антропогенно-техногенные, а также техногенные опасности, действующие на человека в быту и на производстве, в региональном и глобально пространствах; - негативное воздействие этих опасностей на человека и природу в повседневных и чрезвычайных ситуациях; Знает: -естественные и естественно-техногенные (повседневные и стихийные), антропогенные и антропогенно-техногенные, а также техногенные опасности, действующие на человека в быту и на производстве, в региональном и глобально пространствах; - негативное воздействие этих опасностей на человека и природу в повседневных и чрезвычайных ситуациях; Знает: -естественные и естественно-техногенные (повседневные и стихийные), антропогенные и антропогенно-техногенные, а также техногенные опасности, действующие на человека в быту и на производстве, в региональном и глобально пространствах; - негативное воздействие этих опасностей на человека и природу в повседневных и чрезвычайных ситуациях; Текущий контроль: фронтальный опрос, экспресс-опрос, доклады, презентационный материал, работа в малых группах (решение задач), тестовые задания.
Умеет: — оценивать масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу в некоторых ситуациях; Умеет: — оценивать масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу в основных ситуациях; Умеет: — оценивать масштабы негативного влияния опасностей на человека и природуво всех указанных ситуациях; Промежуточный контроль: КМ 2 — комплексное тестовое задание
Владеет: начальными навыками анализа и прогнозирования влияния техносферных опасностей на человека. Владеет: устойчивыми навыками анализа и прогнозирования влияния техносферных опасностей на человека. Владеет: прочными навыками анализа и прогнозирования влияния техносферных опасностей на человека. Промежуточный контроль: КМ 2 — комплексное тестовое задание
Модуль 3. Управление безопасностью жизнедеятельности. ОК-9 Знает: -сущность мониторинга опасностей, основные объекты мониторинга (источники опасностей, население и работающие, окружающая среда) и его современные действующие системы; --государственное управление и международное сотрудничество в БЖД и ЗОС. Знает: -сущность мониторинга опасностей, основные объекты мониторинга (источники опасностей, население и работающие, окружающая среда) и его современные действующие системы; --государственное управление и международное сотрудничество в БЖД и ЗОС. Знает: -сущность мониторинга опасностей, основные объекты мониторинга (источники опасностей, население и работающие, окружающая среда) и его современные действующие системы; --государственное управление и международное сотрудничество в БЖД и ЗОС. Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, тестовые задания, решение задач.
Умеет: -применять некоторыенеобходимые системы мониторинга и нормативные правовые акты в рамках определенных ситуаций. Умеет: -применять основные необходимые системы мониторинга и нормативные правовые акты в рамках определенных ситуаций Умеет: -применять в полном объеме необходимые системы мониторинга и нормативные правовые акты в рамках определенных ситуаций Промежуточный контроль: КМ 3 — комплексное тестовое задание
Владеет: начальныминавыками оценки опасности трудовой деятельности административно-управленческого аппарата; - государственной системой стандартизации и структурой проектной документации по безопасности труда, охране окружающей среды (природы) и безопасносности в чрезвычайных ситуациях. Владеет: устойчивыминавыками оценки опасности трудовой деятельности административно-управленческого аппарата; - государственной системой стандартизации и структурой проектной документации по безопасности труда, охране окружающей среды (природы) и безопасносности в чрезвычайных ситуациях. Владеет: прочныминавыками оценки опасности трудовой деятельности административно-управленческого аппарата; - государственной системой стандартизации и структурой проектной документации по безопасности труда, охране окружающей среды (природы) и безопасносности в чрезвычайных ситуациях. Промежуточный контроль: КМ 3 — комплексное тестовое задание

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля, дисциплины:

Оценочные средства.

№ п/п Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины Оценочные средства
1. Модуль 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Современный мир опасностей. Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, тестовые задания, решение задач: «паспорт опасности». Промежуточный контроль: КМ 1 — комплексное тестовое задание
2. Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Текущий контроль: фронтальный опрос, экспресс-опрос, доклады, презентационный материал, практическая работа, тестовые задания (решение кейс-задач) Промежуточный контроль: КМ 2 — комплексное тестовое задание
3. Модуль 3. Управление безопасностью жизнедеятельности. Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, контрольные работы, тестовые задания, решение задач. Промежуточный контроль: КМ 3 — комплексное тестовое задание
4. Модули 1−3 Рубежный контроль. зачет — комплексное тестовое задание, билеты.

Примерные вопросы к зачету.

1. Теоретические основы учения о человеке и природозащитной деятельности.

2. Эволюция человечества и среды его обитания. Эволюция мира опасностей.

3. Становление и развитие учения о человеко — и природозащитной деятельности.

4. Принципы и понятия ноксологии.

5. Опасности и их показатели. Качественная классификация и количественная оценка опасностей.

6. Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия.

7. Естественные, естественно-техногенные опасности и антропогенные опасности.

8. Основы теории риска.

9. Воздействие на человека вибрации, акустического шума, инфразвука и ультразвука.

10. Воздействие на человека электромагнитных полей и излучений.

11. Региональные и глобальные техногенные опасности.

12. Чрезвычайные опасности. Техносферные и социальные источники чрезвычайных опасностей. Общие меры защиты.

13. Масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу.

14. Анализ и прогнозирование влияния техносферных и социальных опасностей на человека.

15. Индивидуальные и коллективные средства и устройства защиты.

16. Способы защиты человека и окружающей среды от опасностей техники и технологий.

17. Комплексная оценка безопасности техногенного объекта и жизненного пространства.

18. Стратегия глобальной безопасности. Устойчивое развитие.

19. Защита человека от переменных климатических воздействий.

20. Защита человека от высоких и низких температур.

21. Защита человека от токсичных веществ в атмосферном воздухе помещений и минимизация их воздействия.

22. Защита человека от вибраций, акустических воздействий, неионизирующих электромагнитных полей и излучений и минимизация их воздействия.

23. Защита от электромагнитных полей и излучений оптического диапазона и минимизация их воздействия.

24. Технические способы и средства обеспечения электробезопасности и минимизация рисков.

25. Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы.

26. Защита населения и окружающей среды от пожаров и взрывов. Профилактические мероприятия.

27. Психофизиологические основы безопасности труда.

28. Защита от стихийных явлений.

29. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе. Защита от терроризма.

30. Глобальные проблемы человечества и защита от них.

31. Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды, здоровья работающих и населения.

32. Государственное управление в БЖД и ЗОС.

33. Международное сотрудничество в области безопасности (борьба с терроризмом), при ЧС и ликвидация их последствий.

34. Ответственность за нарушение безопасности человека и окружающей среды.

35. Криминалистические опасности и защита от них.

36. Опасности в сфере политической и экономической жизни общества и защита от них.

37. Опасности индивидуального характера.

38. Опасности общественного характера.

39. Психофизиологические основы безопасности труда. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве.

40. Особенности города как среды обитания. Зоны повышенной опасности в городе. Службы, обеспечивающие безопасность города и правила их вызова.

41. Защита и правила поведения населения в период эпидемий, массовых инфекционных заболеваний, профилактические мероприятия.

42. Национальные интересы и национальная безопасность России.

43. Чрезвычайные ситуации, классификация.

44. Чрезвычайные ситуации техногенного (антропогенного) характера.

45. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них.

46. Чрезвычайные ситуации военного времени.

47. Чрезвычайные ситуации индивидуального характера.

48. Чрезвычайные ситуации общественного характера.

49. Гражданская оборона и ее задачи.

50. Чрезвычайные социально-биологические ситуации.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Электронный ресурс] / С. В

9.1. Основная литература:

1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов [Электронный ресурс] / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил. Режим доступа:

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник [Электронный ресурс] / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин, В.А. Михайлов. — М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. — 416 с.: 60×90 1/16. — (Высшее образование: Бакалавриат) (переплет) ISBN 978−5-91 134−681−2, 1000 экз. Режим доступа:

Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации.

Закон РФ «О борьбе с терроризмом» (от 25июля 1998 года № 130 -ФЗ).

Закон РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года.

Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 — ФЗ от 12.02.1998 г.

Закон РФ «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года. № 2288);

Закон РФ «Об обороне» (В ред. Федерального закона от 30 декабря 1999 года № 223-ФЗ);

Закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года № 3-ФЗ.

Закон РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года.

Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ.

Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13 сентября 1996 года.

Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24 июля 1995 года.

Постановление Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 года.

Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5 ноября 1995 года.

9.2. Дополнительная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие [Электронный ресурс] / Е.О. Мурадова. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. — 124 с.: 70×100 1/32. — (ВПО: Бакалавриат) (обложка, карм. формат) ISBN 978−5-369−1 102−7, 500 экз. Режим доступа:

2. Безопасность жизнедеятельности: [Электронный ресурс] /под ред. П.Э. Шлендера.-2-у изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник, 2008.-304.-ISBN 978−5-9558−0077−6. Режим доступа:

3. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие [Электронный ресурс] / А.Б. Логунов. — М.: Вузовский учебник, 2009. — 432 с.: 60×90 1/16. (переплет)ISBN 978−5-9558−0093−6, 1000 экз. Режим доступа:

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник [Электронный ресурс] /Холостова Е.И., Прохорова О. Г М.: Дашков и К., 2013- 456 с., -ISBN 978−5-394−2 026−1. Режим доступа:

5. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Ш. А. Халилов, А.Н. Маликов, В.П. Гневанов; Под ред. Ш. А. Халилова. — М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. — 576 с.: ил.; 60×90 1/16. — (Высшее образование).

(переплет) ISBN 978−5-8199−0487−9, 1000 экз. Режим доступа:

6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник [Электронный ресурс] /под.ред. Э.А. Арустамова.-8-е изд., перераб. доп.: — М.: Дашков и К, 2009.- 496 с.-ISBN 5−94 798−619 Режим доступа:

9.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.kremlin.ru/ - Президент России

http://www.mil.ru/ - Минобороны России

http://www.mid.ru/ - Министерство иностранных дел России

Федеральная служба безопасности

http://www.mchs.gov.ru/ - МЧС России

http://warning.dp.ua/lib.htm — Электронная библиотека по безопасности

 — Безопасность. Образование. Человек (Информационный портал ОБЖ и БЖД)

 — Безопасность жизнедеятельности

http://video.ariom.ru/t/Катастрофы.html — видео катастроф

 — Россия антитеррор

Каталог по безопасности жизнедеятельности

http://novtex.ru/bjd/ - Журнал «Безопасность жизнедеятельности»

Электронные базы «Консультант», «Гарант»

http://znanium.com — Электроно-библиотечная система

http://e.lanbook.com - Электроно-библиотечная система

10. Образовательные технологии:

Образовательные технологии Модуль/ Тема Количество часов
Решение задач на определение колличественных параметров опасности (коэффициент травматизма, коэффициент трудоспособности, коэффициент смертности и т. д.) — выборочная проверочная аудиторная работа. Введение в БЖД. Основные понятия и определения. Человек и техносфера. Модуль 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Современный мир опасностей. Тема 1.1. Принципы и понятия ноксологии. Опасности и их показатели. 30 мин.
Презентация. Паспорт опасности Тема 1.2. Естественные, техногенные, антропогенные опасности и защита от них. 1 ч.
Решение практических и ситуативных задач, Презентация Тема 1.3. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. 1 ч.
Работа в малых группах-решение кейс-задач (не менее 5 задач), видеофильмы, презентация. Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Тема 2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий. 1 час. 20 мин.
Работа в малых группах, решение ситуативных кейс-задач (не менее 5 задач), защита группового или индивидуального проекта по самостоятельному созданию кейс-задач. Тема 2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий. 1,5 ч.
Работа в малых группах, кейс-стади с элементами ролевой игры, презентация Тема 2.3. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения от их последствий. 1,5 ч.
Работа в малых группах по предупреждению ЧС (план эвакуации и пр.), презентация. Тема 2.4. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона и ее задачи. 1ч.
Работа в малых группах, кейс-стади с ролевой игры, презентация. Тема 2.5. Основы оказания первой медицинской помощи при ЧС. 1,5 ч.
Деловая игра, презентация, защита группового или индивидуального проекта Модуль 3. Управление безопасностью жизнедеятельности. Тема 3.1. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности 1 ч.
Круглый стол. Тема 3.2 Национальная и международная безопасности Российской Федерации 2 ч.

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает использование мультимедийного оборудования.

Разработчики:

Кафедра физического

воспитания и спорта к.х.н. доцент В.И. Аксенова

Кафедра физического

воспитания и спорта доцент А.Т. Минеева

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector