По разделу «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

Урок Ключевые цели урока Принципы и порядок достижения требования обучения Используемые активные способы преподавания   Виды работ на уроке Результаты урока   Что учащиеся (все или некоторые) будут знать, понимать и способны сделать? Оценивание, включающее в себя оценивание для обучения   Выяснение эффективности процесса обучения по отношению к каждому учащемуся Учет потребностей каждого ученика при планировании Ресурсы и оборудование   Список технических устройств, который необходимо заранее приготовить
Общая цель:с помощью организации диалога в классе рассмотреть особенности психологического романа и своеобразие образа Печорина в системе других образов.
1. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия, нравственная проблематика романа. Прием «Корзина» (идей о смысле названия)     Метод Таба (Работа в парах) Учащиеся понимают, что такое психологический роман; Раскрывают смысл названия романа; анализируют представленную информацию; создают синквейн «Герой времени» В начале урока записывают в таблице, что знают по теме урока, что хотят узнать, в завершении урока записывают, что узнали.

  Рефлексия «Ладошка»

Ученики уровня А – работают с интернет-ресурсами, лидируют в парах, группах. Ученики уровня В – разрабатывают вопросы, участвуют в обсуждении. Ученики уровня С – с помощью стикеров отмечают в тексте учебника информацию по плану. Видеоролик «Монолог Печорина»   Раздаточный материал: текст для исследования, информация учебника
2. Своеобразие раскрытия образа Печорина (особенная композиция, нарушение хронологии, смена рассказчиков, значение картин природы) Прием «Мозаика»   «Представитель»   «Вопросы, направляющие ход мышления» Учащиеся описывают характер Печорина; истолковывают особенности композиции; оценивают авторский ход — нарушение хронологии изложения событий; сопоставляют картины природы с душевным состоянием и переживаниями героя. В начале урока «Портрет Печорина» (выясняем, что знают о герое произведения, чего еще не знают)     Листы оценивания с критериями Ученики уровня А являются «представителями» в группах, осуществляют обучение других одноклассников.   Ученики уровня В – выполняют роль докладчиков, оформителей, кураторов.   Ученики уровня С –выбирают и озвучивают описания природы. Видеофрагменты из экранизации романа (нарезка из разных частей)   Схема –хронология   Иллюстрации к роману    
3. Печорин в системе художественных образов романа (Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, женские образы) Прием «Треугольник»     Метод кубика (опиши, сравни, ассоциируй, анализируй, предложи, аргументируй «за» и «против» Учащиеся описывают поведение Печорина во взаимоотношениях с разными героями; характеризуют душевное состояние героев романа; оценивают поведение Печорина в различных ситуациях; создают психологические портреты героев Таблица «З-Х-У»   «Горячий стул» Учащиеся будут работать в группах, помогать более слабым, ученики группы А будут оценщиками и консультантами Видеофрагменты с изображением разных героев, так или иначе связанных с Печориным.
4. Реалистическое и романтическое начала в романе, их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство романа. Прием «Морфологическая таблица»     «Эссе» Учащиеся понимают, чем реалистическое произведение отличается от романтического; объясняют свое понимание термина «психологизм». Оценивают по критериям художественное совершенство романа. «Сигналы рукой»     Презентация эссе «Две звезды и пожелание» Учащиеся будут работать в группах, помогать более слабым, ученики группы А будут оценщиками и консультантами Электронная презентация по теме урока     Раздаточный материал, иллюстрации, таблицы
5. Р.р. Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени» Работа в коллаборативных группах Учащиеся формулируют или выбирают тему сочинения; составляют план сочинения на основе изученных сведений; используют разнообразный материал, отбирают полезные интернет-ресурсы Оценивание плана сочинения по критериям (требования к оформлению и содержанию плана)   Рассмотрение критериев оценивания сочинения Группа учащихся А разрабатывает план самостоятельно; группы В, С. – совместно с учителем, ОВ – по карточке-помощнице) Презентация (темы, проект плана сочинения, критерии оценивания)